Научная статья на тему 'Культурная идентификация человека трансграничного региона'

Культурная идентификация человека трансграничного региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
232
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ГИБРИД / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / CULTURAL IDENTIFICATION / CULTURAL HYBRID / TRANSBOUNDARY REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Емченко Дмитрий Геннадьевич

В статье рассматривается культурная идентификация человека в контексте культуры трансграничного региона. Автор исследует особенности личности, взятой в качестве культурного гибрида, который находится под влиянием ценностей разных культур сопредельных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSBOUNDARY REGION MAN'S CULTURAL IDENTIFICATION

The article discloses cultural identification of man in the context of transboundary region culture. The author studies the peculiarities of a personality as the main cultural hybrids influenced by many valuables of different cultures of other neighboring states.

Текст научной работы на тему «Культурная идентификация человека трансграничного региона»

Д. Г. Емченко

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

В статье рассматривается культурная идентификация человека в контексте культуры трансграничного региона. Автор исследует особенности личности, взятой в качестве культурного гибрида, который находится под влиянием ценностей разных культур сопредельных государств.

Ключевые слова: культурная идентификация, культурный гибрид, трансграничный регион.

The article discloses cultural identification of man in the context of transboundary region culture. The author studies the peculiarities of a personality as the main cultural hybrids influenced by many valuables of different cultures of other neighboring states.

Key words: cultural identification, cultural hybrid, transboundary region.

Трансграничный регион определяется как потенциальный регион, разделенный суверенитетом соседствующих государств, обладающий комплексом национальных, региональных, зональных элементов с собственными характеристиками, отражающий их историко-культурное своеобразие, взаимодействующий с сопредельными приграничными регионами для сохранения, управления и развития своего жизненного пространства. В рамках трансграничья каждый человек решает две важнейшие проблемы - стремится сохранить свою культурную идентичность и одновременно включается в другую.

Проявление гибридности в рамках данного региона неизбежно ставит вопрос о том, где проходит граница между культурой, которую человек считает своей, и иными культурами. Ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь связь с собственной культурой никому не гарантирована автоматически только в силу текущей в нас крови или заложенных генов. Эта связь устанавливается не биологическим путем и, следовательно, имеет надбиологиче-ское происхождение. Можно быть русским по крови и не быть им в культурном плане, и наоборот.

При этом знание и существование человека в одной из культур не совпадают друг с другом. Поясним: можно знать ислам и не быть мусульманином. Знание и бытие расходятся между собой. Знание делает человека информированным, но не влияет на его культурную принадлежность. Оно нейтрально по

отношению к черте, отделяющей «мою культуру» от иной. Из того, что человек знает о культуре, нельзя заключить, к какой культуре он принадлежит.

В самом общем понимании «идентичность» означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в нем. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую ему может обеспечить только сообщество других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи. Усвоение этих элементов придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре.

Поскольку каждый индивид может являться одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех видов идентичности для нас представляет интерес, прежде всего, культурная, которую можно определить как «принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующей ценностное отношение человека к

самому себе, другим людям, обществу и миру в целом» [2, с. 57].

Таким образом, сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, т. е. в понимании своего Я с позиций тех характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествле-нии себя с его культурными образцами.

Каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает и воспринимает как данность своеобразие своей культуры. Однако при каждодневных встречах с представителями других культур особенности становятся очевидными и люди начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые весьма значительно отличаются от привычных и известных им. Все эти разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важными регуляторами его личного поведения и общения. Путем сопоставления и противопоставления позиций, точек зрения и т. д. различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая является совокупностью знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.

Вероятно, не требует доказательства утверждение, что в реальной жизни нет двух абсолютно похожих людей. Жизненный опыт каждого человека неповторим, и, следовательно, все мы по-разному реагируем на внешний мир. Поскольку в данной ситуации человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями. В их совокупности отражаются его пол, этни-

ческая и религиозная принадлежность, профессиональный статус и т. д. Эти идентичности связывают людей, но в то же время сознание и индивидуальный жизненный опыт каждого человека изолирует и отделяет людей друг от друга. При этом сам человек может менять свою идентичность, отождествляя себя то с одной, то с другой группой, что формирует открытость социальной жизни.

Открытость социальной жизни предполагает выбор жизненного «стиля», что становится сегодня основополагающим в определении культурной идентичности. Нельзя не согласиться с В. М. Межуевым, который отмечает, что в своем культурном бытии человек детерминирован не только внешней необходимостью, предписывающей ему с непреложностью природного закона определенную культурную нишу (подобно тому, как животные и растительные организмы распределяются природой по классам и видам), но и его свободой [1, с. 351]. Граница между «своей» и иной культурами устанавливается не только независящими от нас обстоятельствами, но и нашим свободным выбором. Британский ученый С. Холл считает, что мы сталкиваемся с набором различных идентичностей. Каждая взывает к нам или в большей степени к различным частям нашего Я. Личность подобно государству-нации переживает распад своих границ [3, р. 37].

В этой ситуации существование феномена национальной идентичности становится проблематичным, так как условно называемая государственная идентичность изменяется под влиянием глобализации. Этот процесс может привести как к силовому противостоянию этносов, так и к усилению локальных идентификаций. Более способными к ассимиляции различных идентичностей без утверждения первенства какой-либо из них оказываются культурные «гибриды» трансграничья.

В связи с этим большой интерес представляет работа С. Леви о проживающих в США любовических хасидах, в которой ста-

68

вится проблема двойных этнокультурных границ, т. е. границ, определяемых изнутри группы, и границ, как они представляются внешнему наблюдателю. Внешние границы являются результатом межэтнического взаимодействия, а внутренние - обладания членами этнической группы общим культурным знанием, поэтому механизм внутригруппового взаимодействия может быть абсолютно непонятен для внешнего наблюдателя. Ученый ставит вопрос о различии в поведении членов группы, обусловленном ее внешними и внутренними границами.

Внешний наблюдатель видит хасидов как единую гомогенную группу, обладающую общими чертами и ценностями, между тем как внутри группы имеется множество поведенческих альтернатив, порождающих значительную гетерогенность. В частности, любовиче-ские хасиды по степени правоверности разделены на четыре категории, которые посредством особых символов и культурных черт мгновенно распознаются своими, но для внешних наблюдателей они неразличимы, как бы вовсе не существуют. Для них все лю-бовические хасиды более или менее схожи между собой. Принадлежность к этнокультурной группе сами любовичи определяют совершенно иным образом, чем это делают посторонние. Условия, которые идентифицируют любовичей, должны рассматриваться с учетом этих двойных стандартов [4, р. 259].

Действительно, двойные стандарты идентификации «гибридного» человека описаны многими учеными - Э. Стонквистом, Р. Парком, С. Рушди, У. Ганнерсом. Все они сходятся во мнении, что гибридность зиждется на маргинальности и поэтому одновременно подотчетна ценностям разных культур.

Культурный гибрид - это человек с более широким горизонтом, более независимыми и рациональными взглядами; бикульту-рант, который всегда имеет возможность выбора, достигаемую в результате перманентной аккультурации.

Именно аккультурация предполагает дву- или мультикультурность, которая осуществляется в результате усвоения новой культуры в добавление к первоначальной и определяется как процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом, этносом (полностью или частично) культуры другого. Этим аккультурация отличается от ассимиляции, которая допускает утрату культурной специфичности нации или этнической, конфессиональной и какой-либо иной группы.

Аккультуранты включаются в лоно другой культуры, дополняя свой первичный культурный потенциал новым. При этом для отдающей культуры аккультурация является действенным способом сохранения и развития в новых условиях, а для принимающий культуры - это доступ к дополнительным ресурсам развития за счет увеличения в своем составе новых элементов.

Таким образом, культурная идентификация человека трансграничья обусловлена свободным выбором, который он имеет, благодаря своему уникальному положению в мире. Эта уникальность носит локальный характер и обладает открытыми свойствами, которые могут трактоваться по-разному - в зависимости от того, пребывает ли человек внутри этой социокультурной общности или же находится вне ее. В результате человек становится «культурным гибридом», аккумулирующим ценности разных культур.

1. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В. М. Межуев. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

2. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация / А. П. Садохин. - М., 2004. - 288 с.

3. Hall, S. Representation: cultural representations and signifying practices / S. Hall. - Birmingham, 1997. - 247 p.

4. Levy, S. B. Shifting patterns of Ethic Identification Among the Hassidim / S. B. Levy // Bennett, I. W. The new Ethnicity: Perspectives from Ethnology / I. W. Bennet. - St. Paul; New York: West Publisting Co, 1973. - 381 p.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.