Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / культурная идентичность / глобализация / социальная мобильность / национальная идентичность / комплексный подход / identity / cultural identity / globalization / social mobility / national identity / an integrated approach

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — О.А. Мальцева, А.И. Виноградова

В статье рассмотрены основные понятия, касающиеся проблемы культурной идентичности, а также подходы, используемые при изучении данного явления. Описаны факторы, влияющие на проблему культурной идентичности в процессе глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL IDENTITY IN THE GLOBALIZATION CONTEXT

The article discusses the basic concepts related to the problem of cultural identity, as well as the approaches used in the study of this phenomenon. The factors influencing the problem of cultural identity in the process of globalization are described.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 304.2

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

О. А. Мальцева Научный руководитель - А. И. Виноградова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

maltseva.maltsewa7@yandex.ru

В статье рассмотрены основные понятия, касающиеся проблемы культурной идентичности, а также подходы, используемые при изучении данного явления. Описаны факторы, влияющие на проблему культурной идентичности в процессе глобализации.

Ключевые слова: идентичность, культурная идентичность, глобализация, социальная мобильность, национальная идентичность, комплексный подход.

CULTURAL IDENTITY IN THE GLOBALIZATION CONTEXT

O. A. Maltseva Scientific supervisor - A. I. Vinogradova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation maltseva.maltsewa7@yandex.ru

The article discusses the basic concepts related to the problem of cultural identity, as well as the approaches used in the study of this phenomenon. The factors influencing the problem of cultural identity in the process of globalization are described.

Keywords: identity, cultural identity, globalization, social mobility, national identity, an integrated approach.

Глобальные трансформации человечества на рубеже веков вызваны появлением новых ориентиров, ценностей. Одним из приоритетных вопросов становится осознание культурной идентичности в современном мире в условиях глобализации, культурной интеграции.

Под идентичностью (лат. identificare «отождествлять», позднелат. identifico «отождествляю») мы будем понимать психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет определённые нормы, ценности, групповые установки, а также то, как воспринимают человека окружающие, с какой из групп его соотносят. Можно выделить разные виды идентичностей: гражданскую, профессиональную, религиозную, культурную, этническую, политическую [1]. Культурная идентичность - это осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём самоотождествления с её культурными образцами. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек [2]. Три подхода дополняющих, частично пересекающихся и переходящих друг в друга при изучении культурной идентичности: цивилизационный - объединяет проблему культурной идентичности с проблемой цивилизационной идентичности России, а также приводит к поиску национальной идеи; личностный - рассматривает процессы личностной и культурной идентификации; социологический - исследует сложные отношения между личностной идентичностью и

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

коллективными, социально-групповыми и цивилизационными идентичностями, опосредованными идеологическими процессами [3].

Информационные и коммуникационные технологии воздействуют на осознание культурной идентичности в процессе глобализации [4]. Исследователи считают, что угроза потери идентичности была вызвана информационной революцией. Чем больше человек находится в глобальной сети, тем больше границы его пространства растворяются. Человек начинает воспринимать виртуальный мир как реальность, при этом находясь в абсолютном одиночестве перед экраном. В этом случае процесс глобализации поменял структуру человеческого сознания. Человек стал осознавать свою значимость и способность повлиять на мировые процессы в сети. На основе этого возникла эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность в глобальные процессы жизни. Появление различных профессий, сфер деятельности, быстро растущий рынок - основные направления развития социальной мобильности в современном обществе. Социальная мобильность дает возможность смены человеком социального слоя. Она приводит к разрушению традиционного представления о мире. Глобализация здесь выступает в качестве неизведанного социального пространства, с которым человеку приходится взаимодействовать.

Многие современные исследователи считают принципиально важной проблему идентичности в области религии и вероисповедания. Дифференцируя отношение к религии в хронометрическом аспекте, мы можем говорить о том, что ранее религия оценивалась как абсолютно индивидуальный выбор, но в эпоху глобализации религия приобретает политический характер, тем самым играя важную роль в современной жизни, при этом являясь действенным идеологическим фактором. Затрагивая тему религии, невозможно не сказать о национальной идентичности, рассматриваемой как один из компонентов идентичности человека, связанный с чувством принадлежности к определенной этнической группе или нации. Между процессом культурного развития наций и культурной глобализацией есть непосредственная связь. Изучая религию в контексте исторических наук, можно проследить тенденцию о том, что религия является причиной многих межнациональных конфликтов, но чтобы процесс глобализации продолжался эффективно и положил конец большинству конфликтов в мире, необходимо учитывать религиозные и культурные различия между людьми.

Можно выделить основные проблемы культурной идентичности в процессе глобализации: неопределенность человека в сети «Интернет» и конфликты между представителями разных конфессий. При этом глобализация является движущей силой социальной мобильности. Комплексный подход к решению проблем позволит сформировать новую модель культурной идентичности в динамике развития цивилизации.

Библиографические ссылки

1 Абушенко В. Л. Идентичность // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 344-349.

2 Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 76-79.

3 Матузкова Е. П. Культурная идентичность: к определению понятия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2014. С. 64-67.

4 Мельникова Л. В. Проблема культурной идентичности: концептуальные подходы // Гуманитарные и социальные науки : журнал. 2010. № 5. С. 226-234.

© Мальцева О. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.