Научная статья на тему 'Культурная и религиозная ситуация в современном Татарстане'

Культурная и религиозная ситуация в современном Татарстане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
706
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная и религиозная ситуация в современном Татарстане»

ты «ХТ» является деятельность, направленная на подрыв авторитета и доверия к российской власти и включение части территорий России в исламский халифат. Террористическая деятельность «ХТ» имеет второстепенное значение и рассматривается лидерами и активистами партии как «вспомогательная» мера в случае невозможности достижения поставленных целей политическими методами.

Другие зарубежные экстремистские организации на территории Российской Федерации проявляют себя слабо. Их роль сводится скорее к поддержке тех экстремистских групп на территории РФ, которые уже смогли приобрести сколь-нибудь значимые позиции в местном социуме, в том числе и в молодежной среде.

Таким образом, исламский экстремизм представляет собой реальную угрозу для Российской Федерации. Молодежная среда России вызывает глубокую заинтересованность у экстремистских структур, что вынуждает искать пути противодействия экстремизму не только правоохранительные органы, но и все российское общество. Только совместными усилиями можно значительно снизить степень угрозы и блокировать ее негативные результаты.

«Исламская молодежь в современном мире», Н. Новгород, 2009 г., с. 46-55.

А. Салагаев, С. Сергеев, Л. Лучшева,

публицисты

КУЛЬТУРНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ

Социокультурное пространство Республики Татарстан исторически складывалось из православно-русской и тюрко-мусульманских культур, что отразилось на формировании менталитета, традиций правовой и политической культуры, языков, литературы, искусства проживающих здесь народов. Руководство Республики Татарстан официально проводит политику мульти-культурализма, всячески подчеркивая полиэтничный состав населения республики и уважение этнокультурных нужд и запросов населения. Эта политика на российском и мировом уровне подается в качестве образца успешного развития этнических культур и их мирного взаимообогащения. Однако декларирование мультикуль-турализма нередко сочетается с проведением этноцентристской политики. Это проявляется даже на уровне принятых правовых

норм. Например, в Законе «О культуре» говорится, что одной из главных задач культурной политики региона является «содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан». Большинство указанных в этой программе мероприятий касается развития культуры всех народов, проживающих в республике, однако предполагаемые в ней действия по возрождению и сохранению татарской национальной культуры являются приоритетными. Сохранение и развитие культур народов Республики Татарстан направлено главным образом на удовлетворение культурных запросов и потребностей татарского народа, проживающего за пределами РТ. Раздел VII второй программы (2004-2007) полностью посвящен поддержке и развитию культуры и языка татар, проживающих на территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Это позволило татарстанским руководителям направлять средства республиканских налогоплательщиков на оказание помощи татарскому народу, проживающему за пределами Республики Татарстан. В пункте 29 раздела II второй программы, где речь идет о сохранении и использовании недвижимого историко-культурного наследия, говорится о подготовке и издании Свода памятников истории и культуры только татарского народа.

Языковая и образовательная политика. Согласно пункту 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, «государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык». Пункт 2 этой же статьи закрепляет право республик самим «устанавливать свои государственные языки». Вместе с тем Конституция не дает ответа, в каком соотношении между собой должны находиться государственный и республиканский языки. Законом «О языках народов Республики Татарстан» закрепляется равноправие татарского и русского языков. Но в связи с необходимостью введения особых мер по возрождению и развитию татарского языка «Республика Татарстан содействует сохранению, развитию и изучению татарского языка татарами и лицами других национальностей, проживающими за ее пределами». Программные документы, выпущенные в РТ, оказывают поддержку в первую очередь развитию татарского языка, что наглядно продемонстрировали руководители ряда учреждений, прибавив 15% к окладам работников за знание русского и татарского языков. Нетатарское население республики в этой ситуации было сориентировано на необходимость знания татарского языка, и при этом руководство республики принимало меры по усилению его важности.

Специфика развития русского языка в современной языковой политике и системе образования Татарстана определяется рядом особенностей.

1. Будучи общегосударственным, русский язык на протяжении всей истории многонационального государства являлся для многих этносов проводником в мировую культуру и науку, он выступал и выступает частью интеллектуального потенциала всех народов, живущих в России. Российская Федерация от советского общества по наследству получила сформировавшуюся русскоязычную общность, которая значительно превышает собственно русский этнос.

2. Суверенизация Республики Татарстан стимулировала обсуждение, а в последствии и принятие законодательных мер в поддержку развития языков народов Татарстана, на деле же условия для развития татарского языка получили приоритетное значение.

С 1989/90 учебного года изучение татарского языка вводится во всех ПТУ и техникумах, а с 1991/92 учебного года для всех учащихся русскоязычных школ независимо от национальности и желания учащихся, в это же время открываются новые типы татарских учебных заведений - лицеи и гимназии. Количество часов на изучение русского языка, по сравнению с другими регионами РФ, было сокращено в два раза. С введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) тенденции дисбаланса в языковой политике обозначили проблему слабых знаний русского языка среди выпускников общеобразовательных учреждений.

Тем не менее русский язык остается лидирующим во многих сферах жизнедеятельности татарстанцев: бизнесе, делопроизводстве, науке (естественной и обществоведческой), среднем и высшем образовании (за исключением специального гуманитарного).

Несмотря на введение татарского языка в обязательную школьную и вузовскую программы, татарский язык не стал актуальным для большинства татарстанцев. Способных его использовать на работе среди русских РТ в конце 1990-х годов было всего 0,4%. Наше исследование показало, что татарский язык, как наиболее важный, выделяют 4,7% из числа опрошенных русских студентов и 0,8% школьников (среди татар этот показатель составляет соответственно 4,2% и 2,7%). Учащаяся молодежь из двух государственных языков РТ в большей степени отдает предпочтение изучению русского языка. Однако по сравнению с официальными языками РТ наиболее необходимым для дальнейшей жизни, по

мнению учащейся и студенческой молодежи, является английский язык, как язык международного общения.

Таким образом, несмотря на усилия республиканских властей, значимость языка в регионе определяется в первую очередь его социальной потребностью. Государственный статус русского языка, его роль в приобщении к западной культуре, успешная языковая адаптация в системе образования и науки для народов Татарстана являются более востребованными факторами, чем региональная языковая политика, актуализирующая значимость татарского языка.

Обязательное изучение татарского языка периодически вызывает раздражение многих родителей и учащихся из нетатарских семей. К настоящему времени, похоже, даже некоторые сторонники этнонационалыюго движения стали понимать бессмысленность обучения языку тех нетатар, кто не хочет его изучать. «Даже в Татарстане, я считаю, русским школьникам татарский язык преподавать не нужно» (из интервью с Д. Исхаковым). Вместо этого предлагается сосредоточить силы и средства на обучении татарскому языку детей-татар, а также тех татар, кто хотел бы лучше знать родной язык.

Политика в области этнической культуры. Курс на максимальное сохранение татарского языка и татарской народной архаики как уникальных явлений титульного народа получил особое звучание с принятием суверенитета РТ. Эта тенденция продолжает сохраняться до сегодняшнего дня. При этом культура других народов, проживающих в республике, развивается, главным образом, в условиях саморегуляции из-за недостаточного внимания к ее проблемам со стороны республиканских властей. В начале 1990-х годов в РТ по инициативе снизу начали формироваться этнокультурные сообщества - общественные организации, созданные по этническому, этнокультурному и религиозному принципам. Национально-культурные центры (НКЦ) и национально-культурные автономии (НКА) стали катализатором процессов этнического возрождения и сыграли положительную роль в сохранении традиций своего народа на территории республики.

С 1992 г. наблюдается активный количественный рост НКЦ. Если в 1992 г. их было создано 12, то на 1 января 2008 г. зарегистрировано 123 НКЦ. Современное состояние культурных центров представляет пеструю этническую палитру: татарских НКЦ - 18, чувашских - 17, татар-кряшен - 13, русских - 13, марийских - 10, удмуртских - 9, мордовских - 3, башкирских - 2. Национально-

культурные автономии и этнические общественные организации созданы представителями еще 15 народов. В центре внимания НКЦ весь комплекс вопросов, связанных с развитием этнических групп, - возрождение, сохранение и развитие родного языка, национальных культурных традиций, воспитание бережного отношения к культуре, традиционным народным праздникам, обрядам, промыслам. Представители центров поднимают перед руководством республики вопросы о создании национальных школ, детских садов, поддерживают талантливую молодежь.

Традиционные праздники, когда-то связанные с земледельческим циклом, сегодня выполняют преимущественно этнопсихологическую и коммуникативную функции и отмечаются, главным образом на селе. Из религиозных праздников, сохранившихся на уровне семьи, у татар сегодня широко отмечаются Сабантуй, Нар-дуган, Науруз, Курбан-байрам. Они сопровождаются массовыми представлениями, спортивными играми, ярмарками. С 2002 г. праздник «Сабантуй» внесен в Реестр шедевров мировой нематериальной культуры ЮНЕСКО и отмечается не только в городах Татарстана, но и за его пределами.

С начала 1990-х годов при поддержке общественных организаций и РПЦ начинают возрождаться и русские обрядовые праздники. Возродившись в одном селе, они постепенно расширяют масштабы и географию участников, собирая коллективы по всей республике. Одним из самых популярных и массовых праздников русской культуры стал фольклорный праздник «Каравон», проводимый в селе Русское Никольское Лаишевского района (с 2004 г. имеет республиканский статус). Во многих русских селениях на личном бытовом уровне вернулись в традицию празднования Пасхи, Троицы, Святок и др.

Фольклорные праздники других народов Татарстана сохраняются благодаря инициативе этнической общественности и деятельности национальных культурных общин. В среду компактного проживания этих народов постепенно возвращаются традиции празднования весенних праздников земледельческого цикла: у мордвы - «Балтай», у марийцев - «Семык», у удмуртов - «Гырон быдтон», у чувашей - «Учук» и «Уяв», у кряшен - «Питрау».

Несмотря на существенный вклад Татарстана в развитие российской и мировой культуры, в республике наблюдается существенное сокращение доли художественно-творческой элиты нетатарской национальности. В современных тенденциях книжного издательства обращает на себя внимание политика по пропаганде

татарской литературы. Издательство «Магариф» специализируется главным образом на выпуске учебной литературы, обслуживающей региональный компонент. Татарское книжное издательство ежегодно выпускает не более 3-5% произведений русских писателей республики. Кроме того, на татарского читателя в большей степени сориентированы и республиканские библиотеки: 1250 библиотек обслуживают татарское, 779 - русское, 142 - чувашское, 32 - удмуртское, 14 - мордовское и 24 библиотеки - марийское население.

Различные этнические группы, проживающие в Татарстане, в разной мере интересуются своей собственной этнической (как правило, традиционной) культурой. Исследование, проведенное в конце 1990-х годов Е.А. Бондаренко, показало, что 43% опрошенных татар отмечали, что культура их народа стала ближе и интереснее для них, тогда как у русских только 20% респондентов проявляли интерес к родной культуре. При этом % татар считали, что в их культуре произошли благоприятные изменения, тогда как русские в три раза реже давали позитивную оценку динамики своей культуры. Кроме того, исследователь отмечал, что при таком более благоприятном, по субъективным оценкам, состоянии татарской культуры татары в пять раз чаще хотели, чтобы приоритеты государственной политики были на стороне именно татарской культуры (16,4% татар высказывались за первоочередную поддержку татарской культуры и 3,4% русских - русской культуры).

С целью сохранения историко-культурного наследия как условия существования народов республики была принята целевая программа «Развитие культуры в Республике Татарстан на 20042007 гг.». На учете в Министерстве культуры РТ состоят от 5265 до 5532 историко-культурных объектов, 2558 объектов включены в Государственные охранные реестры недвижимых памятников истории и культуры. Однако в результате недальновидной политики республиканского руководства ряд памятников истории и культуры оказался под угрозой разрушения, а при подготовке празднования 1000-летия г. Казани многие требующие реставрации здания были снесены. С лица города исчезли целые улицы - Профессорский переулок, Касаткина, Федосеевская и др. Оказалась утраченной большая часть историко-культурного наследия бывшей русской части г. Казани - улицы Пушкина, Островского, Свердлова и др. За последние пять лет были снесены здания, связанные с именами наших выдающихся земляков - Ф.И. Шаляпина, В.В. Хлебникова. Нет охранных досок на домах, связанных с име-

нами А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, В.И. Качалова и других русских писателей, чья жизнь, так или иначе, пересеклась с нашим городом. Столица Татарстана, постепенно утрачивая свою архаичную самобытность, превращается в безликий, с типовыми застройками из стекла и бетона город, лишаясь главным образом истори-ко-архитектурного наследия русской части города Казани.

Русской общественности на федеральном и республиканском уровнях приходится долго доказывать значимость русской культуры, убеждать в необходимости ее сохранения. Например, больше 10 лет решался вопрос о принятии концепции возрождения историко-культурного памятника, национального достояния страны - острова-града Свияжск. На территории острова сохранилось и зарегистрировано 62 памятника, из них - 18 федерального значения. Остров-град Свияжск в 1996 г. был заявлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В рамках федеральной программы «Малые исторические города России» специалистами был разработан проект «Основные направления социально-экономического, архитектурно-художественного и экологического возрождения малого исторического города «Остров-град Свияжск. Концепция», которая была принята только в 2006 г., после составления документов на программу ЮНЕСКО по возрождению г. Булгары - святыни для мусульман республики.

Татарстан - особый регион России, где существует реальная основа для диалога религий. Региональные власти сегодня главную задачу видят в необходимости перехода от соблюдения баланса интересов двух крупных конфессий - ислама и православия, к равенству всех религий перед законом, равноудаленности их от светского государства. Однако декларируемый баланс на практике реализуется не всегда. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по РТ, на 1 января 2008 г. в республике зарегистрировано 1404 религиозных организации, из них: 1056 - мусульманских, 255 - православных, 76 - протестантских и 13 относящихся к иным церквям. Действует 1400 культовых сооружений: 1150 мусульманских, 200 православных и 50 принадлежащих другим конфессиям. В течение ноября 2009 г., к празднику Курбан-байрам, отмечавшемуся в 2009 г. 27 ноября, в Татарстане были открыты девять новых мечетей.

Таблица 1

Религиозные организации Республики Татарстан (динамика роста)

Год Мусульманские Православные Протестантские Другие

1986 18 15 1 3

2008 1056 244 76 13

Строительство культовых зданий и реставрация переданных культовых сооружений верующим - наглядное выражение процесса религиозного возрождения в республике.

Таблица 2

Действующие культовые сооружения в Республике Татарстан

Год Мусульманские Православные Другие

До 1917 1598 794 3

1989 3 4 1

2008 1150 200 50

Ислам является самой распространенной религией в Татарстане: 54% населения считают себя мусульманами. В частности, 44,6% татарского сельского населения и 33,5% городского считали, что «религия роднит со своим народом», а 41% татар-горожан рассматривали общеисламские праздники как национальные. По числу приходов двух основных религий в РТ ислам занимает первое место - 1056 зарегистрированных приходов и 50 - в стадии регистрации. В православной епархии 270 приходов, из них живущих полнокровной церковной жизнью - 197, остальные находятся в стадии строительства и реставрации либо являются вакантными и приписными.

Бывший председатель Совета по делам религий при Кабинете министров РТ причину неравного количества культовых сооружений в республике при примерном равенстве верующих из числа мусульман и христиан объясняет следующими факторами:

- во-первых, численным перевесом татар в сельской местности;

- во-вторых, каноническим отличием использования культовых сооружений (традиционные требования к строительству ме-

четей гораздо проще, в то время как строительство и оформление внутреннего убранства православных храмов требует значительных вложений);

- в-третьих, присутствием в исламе принципа махали (или квартальной мечети).

Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) имеет разветвленную структуру, обеспечивающую работу мусульманских приходов на местах, под его руководством во всех муниципальных районах работают мухтасибаты (45), осуществляется религиозная судебная деятельность региональными ка-зыятами. ДУМ РТ также занимается международными связями с исламским миром, исламским образованием, проповеднической деятельностью, статистикой, наукой, работой с молодежью. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан «...расширены права верующих на предприятиях и в учреждениях, которым предоставлена возможность совершения религиозных обрядов на рабочих местах...» За религиозными организациями закреплено право на создание специальной сети предприятий и учреждений по обслуживанию верующих согласно каноническим установкам. Это позволило мусульманам осуществить на практике появление сети халяльных магазинов, исламских ателье, «бутиков» с религиозной атрибутикой и литературой, работникам медицинских учреждений проводить обряд обрезания. Казанская кондитерская фабрика налаживает выпуск конфет и сладостей без алкоголя и животных жиров.

В последние годы ДУМ РТ уделяет большое внимание проведению различных мероприятий, ориентированных в первую очередь на мусульманскую молодежь. В 2006 г. республика стала инициатором первого всероссийского конкурса красоты среди мусульманок. В 2007 г. в Казани был проведен первый фестиваль мусульманских СМИ и издательств Татарстана. Традицией в республике стали дни татарской молодежи, совмещенные с фестивалем молодежи в Приволжском федеральном округе. По инициативе молодых имамов с 2005 г. проводится футбольный турнир на Кубок мухтасиба. Не в последнюю очередь это связано с активизацией экстремистских течений в исламе, имевшей место в республике.

Так, еще в 1990-е годы в ряде городов республики - Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Кукморе появились ваххабиты (точнее, неосалафиты). Но популярность этого экстремистского направления в Поволжье оказалась гораздо ниже, чем в республиках Северного Кавказа, а попытка его закрепления среди

татар РТ и вовсе потерпела поражение. Клерикальный радикализм получил определенное распространение среди молодых мулл и молодежи в тех городах республики, где не сохранился или очень узок «культурный слой» - в Набережных Челнах, Альметьевске и пр. Ситуация обостряется и тем, что в этих городах велик общий фон социальной напряженности, значительна доля «полугородских» маргиналов. Такие люди весьма восприимчивы к радикальным идеям различного толка - этнонационалистическим или религиозным.

В течение второй половины 2000-х годов в Татарстане прошел ряд процессов над участниками ряда клерикальных экстремистских и террористических организаций. Так, только по делу набережночелнинской организации «Исламский джамаат» (неоса-лафиты) в 2004 г. было задержано более 50 человек, из них 23 привлечены к уголовной ответственности. В частности, к пожизненному заключению был приговорен член этой организации, убивавший в лесу под Набережными Челнами людей, чье поведение, по его мнению, не соответствовало канонам ислама. В 20052009 гг. состоялось несколько процессов над членами другой экстремистской организации, «Хизб ут-Тахрир». По отношению к ним суд был не столь суров, и некоторые из обвиняемых освобождались из-под стражи в зале суда (поскольку успели отбыть назначенное судом наказание еще в ходе предварительного следствия).

Второй по распространенности в Татарстане религией является православие, представленное несколькими религиозными организациями: Русской православной церковью (РПЦ) Московского Патриархата (255), истинно-православной (6) и старообрядческой церковью (5). Православие в республике исповедуется многими присутствующими здесь народами: наличие крещеных татар, православных чувашей, удмуртов и мордвы с 2004 г. сделало возможным для ряда городских и сельских приходов организовать службу на их родных языках. С 1989 г. Казанской епархией РПЦ управляет епископ Анастасий (в миру - Александр Михайлович Меткин), получивший свой титул Казанского и Татарстанского епископа после выделения в июне 1993 г. из состава Казанской епархии вновь учрежденной Марийской епархии. Присутствие православной церкви Татарстана в сети Интернет характеризуется наличием официального сайта Казанской епархии «Православие в Татарстане», который считается одним из лучших в Московском Патриархате, кроме него в республике существует еще около десяти интернет-сайтов РПЦ.

Религиозное образование в республике представлено исламскими и православными учреждениями. Многоступенчатая система мусульманского религиозного образования начинается с десяти медресе - профессиональных религиозных учебных заведений, параллельно с которыми действуют воскресные курсы, организованные при каждой мечети республики. Под эгидой ДУМ РТ в 2003 г. был создан единственный в России Центр подготовки ха-физов Корана. В Набережных Челнах функционирует Институт повышения квалификации имамов и проповедников, где ежегодно проходят стажировку около 250 человек со всего Татарстана. Среди учебных заведений РТ особое место занимает Российский исламский университет (РИУ), созданный в 1998 г. (в настоящее время в нем обучается 320 студентов из 22 регионов России и шесть из стран СНГ, есть студенты из Турции и Китая).

Христианские религиозные образовательные учреждения республики представлены Набережно-Челнинским филиалом Московского Свято-Тихоновского богословского института и Казанской духовной семинарией, созданной в 1999 г. на базе Казанского духовного училища.

В последние годы сложилась тенденция, когда в круг интересов православных религиозных организаций стали включаться не только сами культовые здания, но и иное имущество, которое до революции входило в единый храмовый комплекс. Вместе с тем часто решение проблем православных верующих республиканские власти искусственно затягивают, не уделяя им адекватного внимания.

Помимо общин и приходов, принадлежащих к исламской и православной конфессиям, в республике зарегистрированы также католические, иудаистские, буддийская общины. Активизируются организации, называемые «новыми религиозными движениями». Кроме того, в республике наблюдается стабильное увеличение протестантских приходов, которые хотя и не носят этнический характер, но, как отмечает Совет по делам религий при Кабинете министров РТ, среди прихожан и руководителей протестантских церквей происходит стабильное увеличение татар.

Самобытная культура Татарстана, завязанная на диалоге русской и татарской культур, сформирована на фундаменте православия и ислама. В этнорелигиозном и культурном развитии Республики Татарстан наблюдаются сложные и неоднозначные тенденции: взаимовлияние русской и татарской культур, христианских и исламских ценностей создает весьма удачный фон

для развития толерантности, мультикультурности, открытости влияниям как Запада, так и Востока. Но в то же время дает о себе знать извечная дилемма: мультикультурализм означает предоставление возможностей и для развития консервативных, клерикальных и этнонационалистических тенденций, которые неприязненно и враждебно относятся ко всему непривычному для них и новому.

«Социокультурный портрет Республики Татарстан»,

Казань, 2009 г., с. 94-118.

Ю. Дорохов,

политолог (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

После распада СССР роль этнического и религиозного факторов на постсоветском пространстве быстро возросла и на протяжении последних полутора десятилетий неуклонно усиливалась, обнаруживая все большую связь с политикой. Наиболее сложная ситуация возникла на Северном Кавказе, где сложившийся комплекс внутриконфессиональных и межэтнических противоречий, усиленный рядом значительных внешних факторов, породил ряд острых и кровопролитных конфликтов.

Проблема исламского фундаментализма на Северном Кавказе нами рассматривается как проблема всей страны в целом, основываясь на примере Республики Дагестан. В статье будет исследовано то негативное влияние, которое оказывает нестабильная обстановка в Дагестане на другие регионы России, и как нестабильная общественно-политическая ситуация в Кавказско-Каспийском регионе, искусственно расшатанная в Дагестане, влияет на национальную безопасность России в целом. Мы хотели бы отметить, что сам по себе терроризм и экстремизм нельзя связывать конкретно с исламом и отождествлять с религией вообще. Если рассмотреть проблемы Северной Ирландии и некоторых испанских провинций, испокон веков исповедующих католицизм, мы увидим, что террористические организации, преследующие определенные политические цели, существуют и в христианском мире. В связи с этим в данной статье рассматривается такое политико-религиозное явление, как терроризм под прикрытием ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.