Научная статья на тему 'Культурная дипломатия в истории деятельности «Группы семи/восьми»'

Культурная дипломатия в истории деятельности «Группы семи/восьми» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / CULTURAL DIPLOMACY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГРУППА СЕМИ / GROUP OF SEVEN / ГРУППА ВОСЬМИ / GROUP OF EIGHT / Г7 / Г8 / Г7/8 / G7 / G8 / G7/8

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизарёв Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается история развития темы «культурной дипломатии» в деятельности «Группы семи/восьми». В тексте приведены исторические примеры использования форм и инструментов «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural diplomacy in the history of the "Group of Seven / Eight"

The article deals with the history of development of the topic of "cultural diplomacy" in the G7/8. The historical examples of using forms and tools of "cultural diplomacy" are given in the text.

Текст научной работы на тему «Культурная дипломатия в истории деятельности «Группы семи/восьми»»

УДК 94(4)"1945/..."

Д. С. Сизарёв

Культурная дипломатия в истории деятельности «Группы семи/восьми»

В статье рассматривается история развития темы «культурной дипломатии» в деятельности «Группы семи/восьми». В тексте приведены исторические примеры использования форм и инструментов «мягкой силы».

Ключевые слова: мягкая сила, культурная дипломатия, образование, Группа семи, Группа восьми, Г7, Г8, Г7/8.

D. S. Sizarev

Cultural diplomacy in the history of the "Group of Seven / Eight"

The article deals with the history of development of the topic of "cultural diplomacy" in the G7/8. The historical examples of using forms and tools of "cultural diplomacy" are given in the text.

Key words: Soft power, cultural diplomacy, education, Group of Seven, Group of Eight, G7, G8, G7/8.

Конец XX века характеризуется серьезными изменениями в системе международных отношений. Это, в первую очередь, связано с изменениями геополитической ситуации: развалом СССР, окончанием «холодной войны». Новым явлением стало ускорение процессов глобализации, которые предопределили видоизменения мирового порядка. В новой ситуации мировые лидеры начинают уделять большее внимание гибким факторам. Происходит усиление влияния «мягких» инструментов воздействия на мировую политику.

В 2014 году России предстоит занять кресло председателя «Группы восьми» (далее - «Группа»). На презентации обновленной концепции внешней политики страны председателя «Группы двадцати» в 2013 году Президентом России В. В. Путиным было подчеркнуто, что в новой геополитической ситуации необходимо делать «акцент на использование современных форм и методов внешнеполитической работы, включая экономическую дипломатию, внедрение элементов, так называемой "мягкой силы", грамотное встраивание в глобальные информационные потоки» [10].

Понятием «мягкая сила» впервые в своих работах апеллирует профессор Гарвардского университета Джозеф Най. «"Мягкая сила" - это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить ... "Мягкая сила" - больше, чем просто убеждение, уговаривание или спо-

собность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов ... это также способность привлекать, и привлечение часто ведет к взаимопониманию» [6, с. 30-32].

Одним из таких привлекательных инструментов «мягкой силы» является культурная дипломатия, приобретающая сегодня все большее значение в связи с происходящими всеохватывающими процессами глобализации. В своей работе Милтон Каммингс мл. под «культурной дипломатией» понимает «обмен идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры между государствами и населяющими их народами с целью укрепления взаимопонимания». Помимо этого «культурная дипломатия» является составной частью понятия «публичная дипломатия» и означает комплекс практических действий, имеющих стратегические и тактические цели, в вопросах культурного аспекта глобализации и в сфере культурного взаимодействия государств, международных организаций и других институтов» [11, с. 34].

«Группа семи/восьми» - международный институт, представляющий клуб лидеров наиболее влиятельных экономических государств мира, разделяющих ценности демократии, рыночных отношений, соблюдения прав человека и т. д. «Группа» сохраняет с момента ее рождения свою относительную неформальность и необремененность бюрократией. Подобная структура снабдила страны-участницы уникальными средствами

© Сизарёв Д. С., 2013

для достижения координации и сотрудничества в различных областях международных отношений, в том числе и в вопросах культурной дипломатии.

Статья посвящена эволюции рассмотрения вопросов культурной дипломатии в повестке дня «Группы семи/восьми». В ходе изучения документов саммитов можно выделить два этапа развития данной проблематики в контексте деятельности клуба:

1. 1975-1998 гг. - вопросы культурной дипломатии присутствуют эпизодически и являются составной частью основных вопросов повестки;

2. 1998-2013 гг. - вопросы культурной дипломатии получают отдельное место в повестке саммитов.

На протяжении первого этапа деятельности «Группы» (1975-1998 гг.) проблематика культурной дипломатии была подчинена решению экономической повестки дня. Типичными для документов этого периода были следующие высказывания: «наши страны должны готовить мужчин и женщин к применению новых технологий и создавать экономические, социальные и культурные условия» [15]; «мы подчеркиваем широкую необходимость дальнейших шагов по повышению качества рабочей силы через повышение качества образования и профессиональной подготовки» [19]. Напомним, что отправной точкой деятельности «Группы» стал поиск путей выхода из энергетического и экономического кризиса в 70-е гг. XX века.

Вопросы культурной дипломатии начинают выделяться в качестве составной части темы развития как одна из частей социальных программ, на которых делался все больший акцент со стороны «Группы», начиная с 90-х гг. XX века. «Группа» полагала, что проблематика вопросов образования (как составная часть понятия «культурная дипломатия») занимает важное место в сокращении масштабов бедности и обеспечении экономического роста в развивающихся странах. В девяностые годы «Группа» все более настоятельно подчеркивала важность решения основных социальных проблем в качестве создания основы для сокращения масштабов бедности путем обращения внимания на вопросы образования. Большой акцент делался на помощи развивающимся странам [12]. Особое внимание эта проблема получила в контексте африканской по-

вестки «Группы», которая стала складываться во второй половине 90-х годов [13].

Год от года возрастало количество упоминаний слова «образование» в итоговых документах саммитов, прочно прописавшегося в них в конце 90-х годов XX века [17].

Таким образом, для первого этапа «Группы» характерно незначительное внимание к вопросам культурной дипломатии, сводившимся в основном к проблематике образования. Также повестка дня была подчинена, в первую очередь, экономическим задачам времени.

На саммите в Кельне в 1999 г. проблематика образования как составная часть понятия культурной дипломатии была впервые обозначена в качестве самостоятельной темы. На нем была принята хартия «Цели и задачи обучения в течение всей жизни» [17]. В итоговом коммюнике главы государств провозгласили, что базовое образование, профессионально-техническая подготовка, академические квалификации, пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также поддержка развития новаторского мышления имеют существенное значение для определения направления экономического и технического прогресса [3].

В следующем году председательство в «Группе восьми» перешло к Японии, по инициативе которой диалог об образовании был продолжен в качестве самостоятельного пункта повестки дня. В апреле 2000 г. в Токио состоялась первая встреча министров образования стран «Группы». В ходе встречи обсуждались вызовы, с которыми сталкиваются системы образования в эпоху глобализации, возможности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий, перспективы развития программы образования в течение всей жизни и международных проектов.

В мае 2000 г. в Дакаре под эгидой ЮНЕСКО прошел Международный образовательный форум, в работе которого приняли активное участие страны «Группы». На нем были подтверждены цели «Декларации тысячелетия», а также приняты новые обязательства по развитию образования по пяти направлениям. Стратегия получила название «Образование для всех» [7] и стала, по сути, главной глобальной инициативой по развитию образования, в том числе и для «Группы». В

ней была подчеркнута необходимость финансовой поддержки программы со стороны представителей бизнеса, правительства и общественности в рамках решения вопросов развития системы образования.

Затрагивая тему развития информационных технологий и их использования в системе образования, включая начальную подготовку, участники саммита на Окинаве в июле 2000 г. приняли решение о создании международного экспертного совета по преодолению информационного неравенства. В ходе саммита была принята Хартия глобального информационного общества, в кото -рой подчеркивалась значимость укрепления человеческого потенциала [4].

Встреча «Группы восьми» в Кананаскисе (июнь, 2002), проходившая под названием «Новый взгляд на образование для всех», стала переломной в реализации программы «Образование для всех». Было принято ключевое решение о сокращении на 50 % безграмотности среди взрослых к 2015 г. и устранении гендерного неравенства в начальном и среднем образовании к 2005 г. [2].

В 2006 г., когда в «Группе восьми» председательствовала Россия, проблематике образования было уделено особое внимание. В ходе подготовки к саммиту в начале июня 2006 г. в Москве состоялась встреча министров образования стран-членов «Группы восьми». Была признана важность процессов интернационализации образования, развития международной академической мобильности, повышения уровня прозрачности и сопоставимости образовательных систем. Итоговое заявление членов «Группы восьми» под заголовком «Образование для инновационных обществ в XXI в.» [8] является во многих отношениях программным документом, признающим важнейшую роль, которую знания играют в современных обществах, и определяющим ключевые направления развития образования. В заявлении признается, что образование является общественным благом глобального масштаба, создание которого требует от государств сотрудничества с частным сектором, развития международных проектов, гармонизации систем образования. Страны-участницы «Группы» заявили о своей готовности «способствовать повышению международной академической мобильности на всех уровнях, обеспечивая существенное повы-

шение мобильности студентов, преподавателей и исследователей, расширять существующие программы обмена и стимулировать развитие лингвистических и межкультурных навыков». На саммите была поддержана идея «Болонского процесса», направленного на создание общеевропейской зоны высшего образования, которая и по сей день остается актуальной (27 октября 2007 года в России был подписан ФЗ «О введении двухуровневой системы образования в стране», в апреле 2012 года в Румынии прошло обсуждение проблем «Болонского процесса»). Интернационализация образования в данном случае является важным фактором эффективности реализации культурной дипломатии «Группы».

На саммите была запущена еще одна инициатива: было заявлено о создании «Юношеской восьмерки» - это ежегодная встреча старшеклассников-представителей стран «Группы», которая проходит параллельно с саммитом и включена в официальную программу встречи глав го -сударств. Цель встречи - представить лидерам стран-участниц саммита взгляд молодых на пути решения актуальных глобальных проблем, что также является важным направление культурной дипломатии.

В 2008 году в Японии (Хокайдо) было принято решение о подготовке отчета о ходе выполнения обязательств, принятых участниками «Группы». Один из разделов отчета, опубликованного через год, был посвящен образованию. В нем признается, что во времена кризиса образование является мощным инструментом, позволяющим обществу решать главные проблемы окружающей среды и экономики, а также поддерживать социальную сплоченность и стабильность [9].

Саммит 2011 года во Франции был ознаменован первым в истории «Группы» форумом министром культуры «eG8 Forum» [14]. Встреча была посвящена вопросам сохранности интеллектуальной собственности, безопасности в интернете и др. Обсуждение показало напряженность отношений технологов и политиков, причем последние настаивают на государственном регулировании интернета, чтобы защитить несовершеннолетних, предотвратить нарушение авторских прав, а также для стимулирования экономического роста через электронную торговлю.

Последующий саммит в США в 2012 году не отличался пристальным вниманием к теме культурной дипломатии.

Следует отметить, что контекст проблематики культурной дипломатии, рассматриваемый на саммитах, зависел во многом от страны-председателя «Группы», на территории которой и проходил саммит. Например, важность культурной дипломатии в контексте обеспечения развития чаще обсуждалась на саммитах и встречах министров финансов под председательством США, Великобритании и Италии [1, с. 96]. Можно также предположить, что пристальное внимание к проблематике культурной дипломатии, проявленное Россией в 2006 году, будет продолжено в 2014 году в Сочи, так как именно эта тема является актуальной для России в свете принятия нового закона «Об образовании», проведения Олимпиады в Сочи, увеличения числа культурных обменов.

Помимо этого, каждая страна, принимавшая саммит, пыталась сделать неофициальную часть наиболее богатой с точки зрения культурной программы. Принимающая сторона одновременно показывает всю неповторимость культурного наследия, с одной стороны, а с другой - демонстрирует неподдельное уважение к культуре других стран, что является важным фактором культурной дипломатии. Так, например, во время саммита в России в 2006 году проходили выставки, посвященные искусству Англии, специальные экспозиции Канады, США, Голландии, итальянские выставки в Эрмитаже, среди которых «Путешествие по Средиземноморью»; известные российские певцы, музыканты и танцоры выступали в Петергофе (наиболее сильное впечатление на участников саммита произвело выступление чеченского детского хореографического ансамбля); обед супруг глав государств и правительств с российскими деятелями культуры и искусства и др.

Европейский союз вносит немалый вклад в качестве члена «Группы» в развитие культурной дипломатии. В глобальном масштабе ЕС, внося свою лепту в достижение «Целей тысячелетия» и Дакарской программы действий «Образование для всех», стремится укреплять сотрудничество не только с развитыми, но и с развивающимися странами. Так, существует программа "Еёи1тк", в рамках которой образовательные институты стран-членов ЕС сотрудничают со странами Аф-

рики, Карибского и Тихоокеанского бассейнов [5, с. 124]. Помимо этой программы, ЕС успешно реализует различные международные программы в области культуры, образования и науки: «Коме-ниус» (стимулирует мобильность и сотрудничество между школьниками); «Эразмус Мундус» (развивает международные обмены студентов); «Леонардо да Винчи» (способствует развитию профессиональных навыков), «Грундтвиг» (развивает международные инициативы в области образования для взрослых) и др.

На саммитах, проводимых в новом тысячелетии, вопросам культурной дипломатии стало уделяться больше внимания, участники саммитов стали утверждать более смелые планы и более масштабные финансовые обязательства в поддержку усилий, направленных на достижение целей развития на тысячелетие в аспекте культуры.

В деятельности «Группы» можно проследить эволюцию проблематики культурной дипломатии. Вплоть до 1990-х гг. данная проблематика появлялась в документах саммитов только составной частью структурных реформ и была в первую очередь подчинена экономической повестке. В последнее десятилетие в условиях глоба -лизации и формирующейся экономики, основанной на знаниях культурной дипломатии, ей стало уделяться большое внимание. Однако степень внимания к данной проблематике, в первую очередь, продолжает зависеть от приоритетов председателя «Группы».

Тема культурной дипломатии «Группой» понимается и реализуется очень узко в основном с позиции образовательной политики (часто подчинена экономической повестке дня). По-прежнему вопросы культурной дипломатии звучат на саммитах в связи с ситуацией в Африке. Однако следует отметить, что в новом тысячелетии в ходе обсуждений «Группы» появляются новые сюжеты: интеллектуальная собственность, информатизация, интернет, межкультурный диалог, информационная безопасность и др.

И все же культурная дипломатия «мягкой силы» «Группой семи/восьми» на протяжении своей деятельности используется неэффективно. Более пристальное внимание к вопросам культурной дипломатии со стороны стран-участниц «Группы» могло бы способствовать усилению ее влияния на мировой арене, увеличению ее удель-

ного веса в политике, а это особенно важно на фоне затянувшейся критики неэффективной работы клуба.

Библиографический список

1. Горбунова, Е. М. Эволюция проблематики образования в контексте приоритетов и обязательств «Группы восьми» [Текст] / Е. М. Горбунова, М. В. Ларионова // Аналитический сборник «Актуальные проблемы глобального управления: «Группа восьми» и международные многосторонние институты». - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - С. 77-102.

2. Доклад по образованию (Кананаскис) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://g8russia. ru/g8/history/kananaskis2002/2/ (дата обращения: 01.05.2013).

3. Коммюнике «Группы восьми» (Кельн) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://g8russia. ru/g8/history/koln1999/ (дата обращения: 01.05.2013).

4. Коммюнике «Группы восьми» (Окинава) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://g8russia. ru/g8/history/okinawa2000/5/ (дата обращения: 01.05.2013).

5. Медведев С. А. Знание и образование как гло -бальные общественные блага [Текст] / С. Медведев, И. Томашов // Вестник международных организаций, 2009. - № 2. - С. 121-125.

6. Най, Дж. С. Гибкая власть [Текст] / Дж. С. Най. - М.: Фонд cоциопрогностических исследований «Тренды», 2006. - 224 c.

7. Образование для всех [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www. unesco. ru/rus/pages/bythemes/efa. php (дата обращения: 01.05.2013).

8. Образование для инновационных обществ в XXI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://g8russia. ru/docs/12. html (дата обращения: 01.05.2013).

9. Предварительный доклад «Группы восьми» об отчетности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://news. kremlin. ru/ref_notes/32 (дата обращения: 01.05.2013).

10. Романенкова, В. А. Вес и авторитет России в мире будет укрепляться [Электронный ресурс] / В. А. Романенкова. - URL: http://www. itar-tass. com/c12/651357. html (дата обращения 01.05.2013).

11. Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США [Текст] : монография / Г. Филимонов. - М.: РУДН, 2010. - 212 с.

12. Chairman's Statement (Naples) [Electronic resource]. - URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/1994naples/chairman. html (дата обращения: 01.05.2013).

13. Chairman's Statement [Electronic resource]. -URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/1995halifax/chairman. html (дата обращения: 01.05.2013).

14. Closing Plenary. The Internet: Accelerating Growth eG8 Forum [Electronic resource]. - URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/2011deauville/eg8/ index. html (дата обращения: 01.05.2013).

15. Communique: Declaration (Versailles) [Electronic resource]. - URL: http://www. g7. utoronto. ca/summit/1982versailles/index. html (дата обращения 01.05.2013).

16. Cummings Milton C. Jr. Cultural Diplomacy and the United States Government [Electronic resource]. -URL: www. culturalpolicy. org (дата обращения 05.03.2013).

17. Kirton J. The G8 Summit Communiqués on Education, 1975-2005 [Electronic resource]. URL: http://www. g7. utoronto. ca/references/education. pdf. (дата обращения 01.05.2013).

18. Koln Charter: Aims and Ambitions for Lifelong Learning (Cologne) [Electronic resource]. - URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/1999koln/charter. htm (дата обращения 01.05.2013).

19. Political Declaration: Securing Democracy (Houston) [Electronic resource]. - URL: http://www. g7. utoronto. ca/summit/1990houston/index. html (дата обращения 01.05.2013).

Bibliograficheskij spisok

1. Gorbunova, E. M. EHvolyutsiya problematiki obra-zovaniya v kontekste prioritetov i obyazatel'stv «Gruppy vos'mi» [Tekst] / E. M. Gorbunova, M. V. Larionova // Аnaliticheskij sbornik «Аktual'nye problemy global'nogo upravleniya: «Gruppa vos'mi» i mezhdunarodnye mno-gostoronnie instituty». - M.: Universitetskaya kniga; Logos, 2007. - S. 77-102.

2. Doklad po obrazovaniyu (Kananaskis) [EHlektron-nyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://g8russia. ru/g8/history/kananaskis2002/2/ (data obrashheniya: 01.05.2013).

3. Kommyunike «Gruppy vos'mi» (Kel'n) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://g8russia. ru/g8/history/koln1999/ (data obrashheniya: 01.05.2013).

4. Kommyunike «Gruppy vos'mi» (Okinava) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://g8russia. ru/g8/history/okinawa2000/5/ (data obrashheniya: 01.05.2013).

5. Medvedev S. А. Znanie i obrazovanie kak global'nye obshhestvennye blaga [Tekst] / S. Medvedev, I. Tomashov // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij, 2009. - № 2. - S. 121-125.

6. Naj, Dzh. S. Gibkaya vlast' [Tekst] / Dzh. S. Naj. -M.: Fond Sotsioprognosticheskikh Issledovanij «Trendy», 2006. - 224 c.

7. Obrazovanie dlya vsekh [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http://www. unesco. ru/rus/pages/bythemes/efa. php (data obrashheniya: 01.05.2013).

8. Obrazovanie dlya innovatsionnykh obshhestv v XXI [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://g8russia. ru/docs/12. html (data obrashheniya: 01.05.2013).

9. Predvaritel'nyj doklad «Gruppy vos'mi» ob otchetnosti [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://news. kremlin. ru/ref_notes/32 (data obrashheniya: 01.05.2013).

10. Romanenkova, V. А. Ves i avtoritet Rossii v mire budet ukreplyat'sya [EHlektronnyj resurs] / V. А. Romanenkova. - URL: http://www. itar-tass. com/c12/651357. html (data obrashheniya 01.05.2013).

11. Filimonov G. «Myagkaya sila» kul'turnoj diplomatii SSHА [Tekst] : monografiya / G. Filimonov. -M.: RUDN, 2010. - 212 s.

12. Chairman's Statement (Naples) [Electronic resource]. - URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/1994naples/chairman. html (data obrashheniya: 01.05.2013).

13. Chairman's Statement [Electronic resource]. -URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/1995halifax/chairman. html (data obrashheniya: 01.05.2013).

14. Closing Plenary. The Internet: Accelerating Growth eG8 Forum [Electronic resource]. - URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/2011deauville/eg8/ index. html (data obrashheniya: 01.05.2013).

15. Communique: Declaration (Versailles) [Electronic resource]. - URL: http://www. g7. utoronto. ca/summit/1982versailles/index. html (data obrashheniya 01.05.2013).

16. Cummings Milton C. Jr. Cultural Diplomacy and the United States Government [Electronic resource]. -URL: www. culturalpolicy. org (data obrashheniya 05.03.2013).

17. Kirton J. The G8 Summit Communiqués on Education, 1975-2005 [Electronic resource]. URL: http://www. g7. utoronto. ca/references/education. pdf. (data obrashheniya 01.05.2013).

18. Koln Charter: Aims and Ambitions for Lifelong Learning (Cologne) [Electronic resource]. - URL: http://www. g8. utoronto. ca/summit/1999koln/charter. htm (data obrashheniya 01.05.2013).

19. Political Declaration: Securing Democracy (Houston) [Electronic resource]. - URL: http://www. g7. utoronto. ca/summit/1990houston/index. html (data obrashheniya 01.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.