Научная статья на тему 'Культурная дипломатия Германии'

Культурная дипломатия Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3451
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГЕРМАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕПУТАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL DIPLOMACY / GERMANY / INTERNATIONAL REPUTATION / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимин Андрей Геннадьевич

Статья посвящена культурной дипломатии Германии. Особое внимание уделено эволюции культурной дипломатии со времен Веймарской республики и до настоящего времени и организациям, занимающимся культурной политикой. Отмечается, что внешняя политика Германии в области культуры прошла длинный путь от культурной экспансии до стратегии «диалога культур»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Diplomacy in Germany

The article is devoted to cultural diplomacy Germany. Special attention is paid to the evolution of cultural diplomacy since the days of the Weimar Republic to the present time and organizations engaged in cultural policy. It is noted that the foreign policy of Germany in the field of culture has come a long way from cultural expansion to the strategy of «dialogue of cultures».

Текст научной работы на тему «Культурная дипломатия Германии»

Андрей Геннадьевич ЗИМИН

Аспирант

Забайкальского

государственного

университета

E-mail: ic.mis@mail.ru

УДК 327 ББК 66.4

А.Г.Зимин

Культурная дипломатия Германии

Статья посвящена культурной дипломатии Германии. Особое внимание уделено эволюции культурной дипломатии со времен Веймарской республики и до настоящего времени и организациям, занимающимся культурной политикой. Отмечается, что внешняя политика Германии в области культуры прошла длинный путь от культурной экспансии до стратегии «диалога культур».

Ключевые слова: культурная дипломатия, Германия, международная репутация, внешняя политика.

A.G.Zimin

Cultural Diplomacy in Germany

The article is devoted to cultural diplomacy Germany. Special attention is paid to the evolution of cultural diplomacy since the days of the Weimar Republic to the present time and organizations engaged in cultural policy. It is noted that the foreign policy of Germany in the field of culture has come a long way from cultural expansion to the strategy of «dialogue of cultures».

Keywords: cultural diplomacy, Germany, international reputation, foreign policy.

^еждународная репутация со-Льу временного государства опре-г Су деляется не только военной мощью, политическим весом и уровнем развития экономики, но и его культурным наследием и потенциалом. Как крупные, так и совсем небольшие страны в число внешнеполитических приоритетов ставят распространение и пропаганду своего культурного достояния [1].

Культура «как совокупность материальных и духовных ценностей, творений человека» [2] сегодня является неотъемлемой частью классической триады факторов, которые определяют механизм внешнеполитической деятельности государства наравне с политикой и экономикой.

Начало XXI века ставит новые задачи перед государствами в сфере международных

отношений. Процессы глобализации в современном мире открывают культурному сотрудничеству стран более широкие перспективы и придают культурной составляющей дополнительную значимость.

Культурная дипломатия является областью дипломатической деятельности, в которой культура используется в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства [3]. Такими целями является - создание благоприятного образа страны, популяризация культуры, традиционных ценностей и языка народов, проживающих в этой стране.

Чтобы обеспечить эффективное применение культурной дипломатии в отношении другого государства следует глубоко и всесторонне изучать религию и традиции,

<^№/

q№/

The State Counsellor, 2014

историю и культурные особенности этой страны.

Неудачи США в их стремлении разрешить конфликты на Ближнем Востоке показывают, что методов традиционной и так называемой «силовой» дипломатии уже не достаточно для решения важных международных проблем. Исследователи связывают это с отсутствием адекватного понимания особенностей, специфики того или иного народа, государственного и общественного строя. Происходит осознание того, что все больше внимания следует уделять таким формам общественного сознания, как культура, моральные ценности, религия, менталитет. Именно культурная дипломатия создает необходимую основу для повышения эффективности международного сотрудничества.

Внешняя политика Германии в области культуры прошла длинный путь от культурной экспансии до стратегии «диалога культур». В настоящее время внешняя политика ФРГ строится на трех основах: это классическая дипломатия, экономическая политика и культурная дипломатия, последняя занимает в этом ряду достойное место.

На рубеже XIX и XX в Германской империи появляется термин «внешняя культурная политика». В Веймарской республике создаются неправительственные организации, правительство привлекает их к культурно-образовательной работе в других странах. Создаются первые научные институты и школы за границей.

Опустим время, когда Германия была фашистской, хотя следует отметить что, играя на антисоветских настроениях правящих элит западных держав, гитлеровская дипломатия, используя все свои возможности, за небольшой срок добилась ощутимых результатов в достижении своих целей.

После Второй мировой войны ФРГ полностью принципиально дистанцируется от расовой политики национал-социализма и уже в соответствие с этим принципом проводит свои зарубежные культурные проекты.

В начале 50-х годов XX века в ФРГ происходит возрождение деятельности существовавших ранее и создание новых организаций культурной сферы. В стране проводятся реформы, возникают новые государственные учреждения и неправительственные организации, формируются принципы немецкого федерализма. Формируется децентрализованная структура внешней культурной политики ФРГ.

С началом 70-х годов в ФРГ начинается реформа внешнеполитического ведомства. Большинство программ принятых в то время сохраняют актуальность и в современной объединенной Германии.

Дипломатическая служба ФРГ состоит из - Министерства иностранных дел и представительств за границей. В состав Министерства входят 10 департаментов. Шестой департамент МИД носит название - Культурное сотрудничество. Он занимается вопросами многосторонних отношений с иностранными государствами в области культуры. В ведении департамента сотрудничество в области науки и образования, включая школьные, студенческие и научные обмены, международные молодежные и спортивные мероприятия.

МИД Германии лишь частично осуществляет свою культурную политику самостоятельно. Министерство поручает это организациям - посредникам. Крупнейшими посредническими организациями ФРГ являются институт имени Гёте, Германская Служба Академических Обменов, Институт международных культурных связей (ГРА), Фонд Гумбольдта и т.д. Институт имени Гёте имеет 150 отделений в 93 странах мира и предлагает партнерство всем, кто активно интересуется Германией, немецким языком и немецкой культурой. Институт Гёте организовывает курсы немецкого языка, оказывает поддержку преподавателям немецкого языка за границей. Институт имени Гете организует проведение культурных мероприятий, исследований и диспутов в других странах. В Российской Федерации этот институт представлен тремя культурными центрами, находящимися в городах Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Институт международных культурных связей (ГРА), занимается, прежде всего, культурным диалогом. Диалог культур является наиболее благоприятной основой для развития культурных внешнеполитических отношений.

Вторая группа организаций, которые принимают участие в реализации внешней культурной политики ФРГ, представлена германскими политическими фондами, так называемыми партийными фондами. Наиболее крупными из них являются фонд Конрада Аденауэра, Фонд Зайделя, фонд Бёлля, фонд Эберта. По своей сути эти фонды являются организациями универсальными. Их деятельность может распространяться на всех уровнях внешней политики Германии: от политики безопасности до политики развития и внешней культурной политики. На уровне международного культурного сотрудничества они занимаются «экспортом» политической культуры ФРГ, политическим образованием, работают с средствами массовой информации, сотрудничают с высшими учебными заведениями и общественными организациями. Тем самым, внося свой вклад в развитие отношений в гуманитарной сфере.

С середины прошлого века Германия, используя самые современные средства коммуникации, расширяет географию распространения своей языковой политики в мире. Наряду с традиционными аспектами такой политики как развитие сети германских школ и поддержка проживающего за рубежом немецкоязычного населения, ФРГ наращивает германское научное присутствие в мире. Правительство Германии принимает «стратегию интернационализации науки и исследований». Для осуществления этой стратегии министерство иностранных дел ФРГ в структуре Департамента культуры и коммуникации создает отдел «внешняя научная политика».

ФРГ усиливает роль культурных и образовательных инициатив в процессе поиска подходов к эффективному управлению кризисами в ближневосточном регионе и других государствах с конфликтным потенциалом. Однако следует отметить, что Германия поддерживает концепцию «гуманитарного вмешательства». Суть этой концепции в том, что она предусматривает применение военной силы против государств, в которых, по мнению Германии и ее союзников, допускаются нарушения прав человека.

Как известно использование силы против другого государства возможно только по специальному разрешению Совбеза ООН, именно он имеет исключительное право принимать решение о силовых действиях. Принципы невмешательства во внутренние дела суверенных государств, зафиксированы в Уставе ООН и Хельсинкских соглашениях 1975 г.

Страны Запада и в том числе Германия выражают стремление ограничить действие этих принципов. Мотивируя свои решения тем, что права человека имеют приоритет перед правами и интересами государства, а значит применение силы вполне допустимо. Чтобы привлечь на свою сторону большее количество государств и придать своей концепции «гуманитарного вмешательства» желаемую легитимность используется так называемая - мягкая сила. Основами мягкой силы

как раз являются культурные и политические ценности, институты, которые способны привлекать других «хотеть того, чего хотите вы». В современной культурной дипломатии Германии все более прослеживается концепция мягкой силы.

ФРГ является самой мощной экономической державой ЕС. Одним из главных приоритетов современной дипломатии Германии является поддержка экономических интересов государства за рубежом. Правительство ФРГ и деловые круги внимательно наблюдают за тем, как посольства и консульства оказывают поддержку реализации германских экономических проектов. Работу всех германских организаций, участвующих в проектах культурной сферы за рубежом, координирует МИД. МИД ФРГ также осуществляет и бюджетное финансирование Институтов имени Гете и других. И хотя фонды, созданные крупными промышленными корпорациями и политические фонды такие как «Фонд Конрада Аденауэра», «Фонд Фридриха Эберта» вполне самостоятельны в организационном плане, свою деятельность они обязаны согласовывать с МИД Германии.

Также в настоящее время Германия становится мощной туристической державой. Так, согласно «отчету национального офиса по туризму Германии, в 2012-м году туристская индустрия страны привлекла 69 миллионов иностранных путешественников»[4].

Важным партнером Германии в области культуры является Россия, которая занимает первое место по количеству двусторонних культурных проектов во внешнеполитической культурной стратегии ФРГ. Между нашими странами существует обширное двустороннее культурное взаимодействие. Происходят молодежные обмены, в которых участвуют школьники и студенты, обмены в области культуры и искусства, науки и образования, спорта и туризма, СМИ. Расширяются связи по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скрипкарь М.В. Манипуляция сознанием в ХХ в: характеристика основных средств / Аспирант: труды молодых ученых, аспирантов и студентов: прил. к журналу «Вестник ЧитГУ», 2008. - № 2 (4). - С. 106-111.

2. Кузнецова Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов / Перспективы науки и образования, 2013. -№ 5. - С. 49-55.

3. Скрипкарь М.В. Социальное управление: понятие, специфика, структура / Аспирант: труды молодых ученых, аспирантов и студентов: прил. к журналу "Вестник ЧитГУ", 2012. - №1. - С.66-71

4. Нездойминов С.Г. Региональные проблемы развития международного туризма / Перспективы науки и образования, 2013. - № 4. - С. 313-321.

REFERENCES

1. Skripkar' M.V Manipulation of consciousness in the twentieth century: the characteristic of the basic tools. Aspirant: trudy molodykh uchenykh, aspirantov i studentov: pril. k zhurnalu «Vestnik ChitGU» - Postgraduate student: proceedings of young scientists, postgraduates and students, 2008, no.2(4), pp. 106-111 (in Russian).

2. Kuznetsova E.V. Definition of culture: the diversity of approaches. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives

q№/

13S

q№/

of science and education, 2013, no.5, pp. 49-55 (in Russian).

3. Skripkar' M.V Social management: concept, specificity, structure. Aspirant: trudy molodykh uchenykh, aspirantov i studentov: pril. k zhurnalu "Vestnik ChitGU" - Postgraduate student: proceedings of young scientists, postgraduates and students, 2012, no.1, pp.66-71 (in Russian).

4. Nezdoiminov S.G. Regional problems of international tourism development. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp. 313-321 (in Russian).

Информация об авторе:

Зимин Андрей Геннадьевич

(Россия, Чита)

Аспирант

Забайкальский государственный университет E-mail: ic.mis@mail.ru

Information about authors:

Zimin Andrei Gennad'evich

(Russia, Chita) Postgraduate student Transbaikal State University E-mail: ic.mis@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.