Научная статья на тему 'Культурная антропология Африки: новые объекты исследования'

Культурная антропология Африки: новые объекты исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная антропология / объекты исследования / новые подходы / Африка / культура / диаспоры / идентичности / cultural anthropology / objects for study / new approaches / Africa / culture / diasporas / identities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кавыкин O. И.

В последние десятилетия в Африке отмечается ряд существенных изменений: ур-банизация, модернизация, трансформация традиционных институтов, миграция, уве-личение африканских диаспор вне континента. В связи с этим возникает необходи-мость как изучения новых форм общественной организации в актуальном историче-ском контексте, так и разработки новых подходов к антропологическому изучению этого континента. Поиск новых объектов связан и развитием самого антропологиче-ского знания, которое также претерпевает изменения в историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural anthropological studies on Africa. New objects for research

In recent decades, Africa has seen a number of significant changes: urbanization, modernization, the transformation of traditional institutions, migration, the growth of African diasporas outside the continent. In this regard, there is a need for both the study of new forms of social organization in the actual historical context, and the development of new approaches to the anthropological study of this continent. The search for new objects is also connected with the development of the anthropological knowledge itself, which also changes in the historical context.

Текст научной работы на тему «Культурная антропология Африки: новые объекты исследования»

Культурная и социальная антропология

Кавыкин О.И., кандидат исторических наук

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ АФРИКИ: НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2017 Кавыкин О.И.

В последние десятилетия в Африке отмечается ряд существенных изменений: урбанизация, модернизация, трансформация традиционных институтов, миграция, увеличение африканских диаспор вне континента. В связи с этим возникает необходимость как изучения новых форм общественной организации в актуальном историческом контексте, так и разработки новых подходов к антропологическому изучению этого континента. Поиск новых объектов связан и развитием самого антропологического знания, которое также претерпевает изменения в историческом контексте.

Ключевые слова: культурная антропология, объекты исследования, новые подходы, Африка, культура, диаспоры, идентичности

Тренды в культурно-антропологическом изучении Африки

Чешский антрополог Г. Горакова зафиксировала основные тенденции современного антропологического изучения Черного континента: «В плане методологии, антропологи остаются на переднем крае открытия новых методов исследования в общественных науках; эмпирически, антропологи сегодня, как и всегда, пребывают в самом центре самых актуальных и серьезных проблем человечества, большинство из которых имеет место в Африке. Современные исследования проводятся в рамках широкого спектра разнообразных дисциплин и субдисциплин: юридической, медицинской, индустриальной, городской и прикладной антропологии, а также этномузыкологии»1.

Заметим, что сходные тенденции отмечаются и в отечественной антропологии. Существует периодизация отечественного антропологического знания, основанная на его специализации - выделении субдисциплин. Согласно данной периодизации, к первому этапу, длившемуся до 1970-х гг. относятся: физическая антропология, изучение этногенеза и этнической истории, этнографическое регионоведение, этнографическая фольклористика, история этнографии, антропология права (юридическая антропология). В 1970-х - 1980-х гг. в дополнение к ним появляются: этносоциология, этногеография, этнодемография, этнополитология, этнопсихология, этнопедагогика, городская антропология. Третий этап, конца 1980-х - начала 1990-х гг., ознаменован появлением и институциональным воплощением этноконфликтологии, этнополитологии, экономической, медицинской и визуальной антропологии, а также этногендерных исследований.

Четвертый, современный, этап дифференциации характеризуется появлением антропологии организаций и бизнеса, спорта, туризма, науки, технологий, досуга, моды и т.д. Институционального оформления, согласно автору данной классификации, они еще не получили, однако, начало положено: защищаются диссертации, выходят статьи и монографии, сформированы коллективы авторов2.

Г. Гораковой также разработана периодизация господствующих тенденций в африканистике, учитывающая социо-исторический контекст (политические нужды текущего момента) существования тех или иных теорий; показано то, как с течением времени менялось место антропологии в системе научных исследований Африки, ее предметная и объектная области претерпевали значительные изменения. Так, согласно автору, в первый период, длившийся до 1860-х гг. - период «открытия Африки» - доминировали такие дисциплины как философия и литература о путешествиях. Теоретико-идеологические паттерны были связаны с экзотикой путешествий и приключений, а также с вопросами поиска истоков человеческого общества. Второй период (1860-е - 1920-е гг.), период колониальных завоеваний был ознаменован выдвижением этнографии и ранней социальной антропологии в качестве главенствующих дисциплин; в идейном плане он характеризуется развитием эволюционистских теорий и появлением диффузионизма. Третий период (1920-е - 1940-е гг.) - колониальное правление - отмечен появлением прикладной антропологии и возникновением таких направлений, как функционализм и структурный функционализм. Четвертый период, деколонизация (1945 - 1960 гг.) характеризуется критикой антропологии как инструмента колониального господства, выдвижением на первый план, наряду с антропологией, социологии, в частности социологии модернизации (sociology of underdevelopment).

Пятый период, период независмости и неоколониализма (1960 - 1989 гг.) характеризуется критикой как моральных постулатов, так и теоретических, и эмпирических оснований социальной антропологии3. Политические и интеллектуальные корни этой критики связаны с возрождением марксизма и возникновением движения «новых левых» в эпоху «холодной войны». Деколонизация и обретение странами Африки независимости породили новое теоретическое поле, отличающееся такими терминами и понятиями, как «примат способов производства», «мир-система», «неоколониализм», «теория зависимого развития», «экономическая отсталость». Период характеризовался влиянием на антропологию политэкономии, социологии (включая мультидисциплинар-ное направление - социологию развития), культурологии.

Для антропологии это был период кризиса. После выхода в 1978 работы Э.Саида «Ориентализм» постколониальные исследования подчеркивали, что многие характеристики и последствия колониализма сохранились и позже. Более того, современный ан-ти-антропологический дискурс, согласно Г. Гораковой, воспринимает мир как оформленный имперскими и нео-колониальными отношениями власти, которые воспроизводят и укрепляют старые формы неравенства, зачастую отмеченные печатью расового подхода. Радикальная критика антропологического знания, в особенности относящегося к Африке, касается двойственного положения этой дисциплины: с одной стороны речь идет о воспроизведении колониальной реификации; с другой стороны - об утрате антропологией, погруженной в рефлексию, своего этнографического референта.

Отметим, что в современных исследованиях наблюдается стремление к поиску нового консенсуса в отношении таких ключевых понятий как «родство», «гендер» и «сексуальные политики», также подлежащих, с точки зрения критических теорий, «деколо-

4

низации» .

С 1989 г., согласно Г. Гораковой, начинается современный период «постколониализма», когда доминируют междисциплинарные исследования (в которых антропологи, конечно же, принимают участие, однако, осмысление политических, экономических, демографических процессов в современной Африке невозможно осуществить усилиями одних антропологов), сравнительная политология, критика теорий развития стран «третьего мира»5, постколониальная литературная критика, т.н. «исследования угнетенных», постколониальные исследования, антропология колониализма, антропология колониального наследия.

Теоретико-идеологическую конфигурацию этого периода задают такие направления, как постмодернизм, постструктурализм и т.н. «интерпретативный поворот».

Заметим, что в оригинальном тексте Г.Гораковой дается другое название - literary turn. Это понятие, в самом широком смысле, означает переключение внимания антропологов на собственное письмо и его процессы. В ключевом для данного направления мысли тексте американский антрополог и социолог Клиффорд Гирц предположил, что труды некоторых из великих антропологов прошлого (Б. Малиновского, Р. Бенедикт, Э. Эванс-Притчарда и К. Леви-Стросса) несли на себе отпечаток личности автора. Несмотря на то, что антропологические тексты должны были быть ориентирваны на отображение истины и представлять отстраненный взгляд на мир, они не создавали беспристрастную картину реальности. Они, с неизбежностью, являлись историческими и социально-культурными документами своей эпохи: само требование истины представляет собой особую риторику, описательную и стилистическую технику, которая служила затемнению связей между данными представлениями и «знанием», которое они конструировали, отношениями власти, которые они воплощали, и интересами, которым они способствовали. Работа Гирца свидетельствует о затруднениях, возникающих в связи с вопросом о том, как и почему осуществлялся акт представления «других». Беспроблемный прежде процесс оказался в фокусе внимания антропологов, породив определенный кризис и поставив ряд вопросов: «Является ли антропология частью своей локальной и национальной литературных традиций?»; «Будучи научными, не являются ли такие антропологические понятия, как «культура» и «общество» частью своей собственной «фольклорной традиции»?» и т.п. Ряд точек зрения касался той меры, в коей антропологическое знание может быть литературным: некоторые усматривали, что традиционной для антропологии претензии на описание «других» посредством отправки «туда» и сортировки фактов чужой культуры в категориях, понятных «здесь», не хватает убедительности; иные заявляли о моральном и эпистемологическом разрыве - о неадекватности слов опыту и о западной терминологии, как продолжении асимметричных властных отношений, установленных в условиях колониализма, что приводит к неисполнению обязанности ученых знать и улучшать условия жизни человека; для третьих, данный поворот представляет собой возможность переоценки возможностей антропологического письма, для обоснования универсальности литературной деятельности, для

6

изучения универсальных творческих процессов и т.д.

Г. Горакова также указывает на ряд взаимосвязных черт исследований колониализма, характерных для данного периода и основанных на идеях постструктурализма и постмодернизма: изучение вопросов субъективности и отношений власти как центральных; открытие языка (и, шире, культуры с ее институтами, регулирующими повседневную жизнь) как средства господства и средства конструирования идентичности; установление взаимосвязи между знанием о колониальных территориях и властью над ними; исследование роли литературы в колониальном и постколониальном дискурсе. Ан-ти-антропологический дискурс, по Г. Гораковой, привел к эпистемологическому и ме-

тодологическому кризису антропологии, следствием которого стало появление критической (рефлексивной) антропологии - новой постмодернистской дисциплины, предлагающей новые темы, новые теоретические перспективы и новые методологические инструменты. Главным догматом становится стремление к размежеванию с западной наукой как формой идеологии, ее установками на объективность и рациональность; другими направлениями являются «отказ от «больших теорий» и научной методологии, субъективизм и релятивизм, фокус на отношениях власти и культурной гегемонии, репрезентация общественной жизни в качестве «текста», пропаганда «многоголосия»». Как следствие, современной антропологии Африки приходится иметь дело с вопросами неоколониализма, реагировать на экономические теории (от классических до мир-системных), переписывать существующую антропологическую литературу с целью исправления заблуждений прошлого и переоценки этнографических трудов с позиции властного дискурса, решать дилемму перевода и репрезентации.

Большое значение придается преодолению представлений о разных уровнях развития между обществами: дискурс развития рассматривается как продолжение викторианского дискурса с его представлениями о «бремени белого человека» и его «цивилизаторской миссии». Антропология колониализма анализирует, вдохновившись итерпрета-тивным поворотом, отчеты миссионеров и колониальных чиновников, газетные статьи, письма, полевые дневники и словари в качестве текстов, порождавших «поля», в которых находили применение этнографические методы; таким образом, происходит переоценка прежних текстов через призму постколониального дискурса.

Научный интерес к колониализму и к Африке привел к возникновению новой дисциплины - антропологии колониального наследия, в которой также рассматриваются различные формы колониальных отношений: завоевания, восстания, репрессии, экономическая эксплуатация и торговля, религиозные миссии, научные исследования, образование, медицина, искусство, путешествия, переселения и депортации. Отличие от антропологии колониализма состоит в том, что она не концентрируется на колониальном прошлом, но фокусируется на «наследии», то есть проявлениях этого прошлого в настоящем, отводя эти предметные поля антропологам и оставляя исследования колониализма историкам.

Параллельно повышению роли Черного континента в мире и увеличению числа африканских мигрантов наблюдается тенденция к объединению исследований и исследователей культур Африки и африканской диаспоры в Европе и Новом свете . В Институте Африки РАН И.О. Абрамова впервые в отечественной африканистике предложила и успешно реализовала в своей основанной на полевых исследованиях 1994 - 2009 гг. фундаментальной монографии системный подход к проблеме африканской миграции как к обладающему внутренней связанностью и целостностью в своем социально-культурном и экономическом содержании явлению, подлежащему изучению в структуре комплексной взаимосвязи экономических интересов, духовного настроя и идеологических ориентаций .

Департамент африкано-американских исследований и исследований африканской диаспоры (АААОБ) Университета Индианы декларирует мультидисциплинарное изучение «исторических и современных связей между африканцами, африкано-американца-ми и другими черными общинами Нового света»9. Также и в Гарварде существует научный центр, объединяющий исследователей культур африканцев и американцев10, а обучением студентов и аспирантов занимается Департамент африканских и американских исследований11, предлагая различные программы по африканистике и изучению африканской диаспоры. С другой стороны, существующий в Гарварде Центр африканских

исследований (CAS), позиционирующий себя как «зонтичную организацию, для всего,

12

связанного с Африкой» , проводит мастер-классы ведущих специалистов-антропологов, изучающих как различные аспекты современных (и не только) культур Африки, так и жизнь представителей диаспоры13.

Непосредственно антропологическую программу предлагают Департамент антропологии и Центр африканских и африкано-американских исследований Уорфилда в Университете штата Техас в Остине. На странице программы содержится заявление о том, что понимание термина «диаспора» в данной программе «подлинно глобальное; и ученые работают в Африке, Северной и Южной Америке; указывается на ее тесную связь с исследованиями Латинской Америки, мексиканско-американского пограничья и программой активистской антропологии14. Также департамент антропологии предлагает курс «Археологии африканской мысли», нацеленный на понимание культурной динамики обществ субсахарской Африки и трансформации их традиций с течением времени, что должно обеспечить интерпретативный контекст для рассмотрения трансатлантической работорговли и культурного контекста существования диаспоры в Новом све-

15

те .

Изобилие учебных курсов основывается на обширном корпусе литературы. Примером тут может послужить весьма обширный список литературы, в том числе, антропологической, для изучения студентами Университета штата Нью-Джерси (Рутгерс)16.

Формирование этого корпуса началось еще в первой половине XX в. С одной стороны, его образование получило импульс в виде трудов значимых фигур американского общества: публициста и социолога У.Э.Б. Дюбуа и «отца черной истории» К.Г. Вудсо-

17

на .

С другой стороны, в стороне не осталась и этнографическая (культурно-антропологическая) мысль. Г. Фрейре и Н. Родригес положили начало изучения черной диаспоры

18

в Бразилии, Ф. Ортис - на Кубе . Начиная с 1920-х гг. М. Херсковиц, считающийся одним из главных основателей данного направления исследований, много сделавший для его легитимизации в глазах общественности, в том числе, научной, изучал элементы африканских культур («африканизмы») в Северной и Южной Америке, различая, вслед за Боасом «расу» и «культуру»19. Так, на примере сравнения семейных паттернов культуры афро-бразильцев штата Баия М.Херсковиц, пришел к выводу о трансформации

элементов африканских культур, носителями которых были рабы и их потомки, в ре-

20

зультате аккультурации (взаимодействия с культурой белых) . Его полемика с выдающимся социологом африкано-американского происхождения Ф. Фрейзером о механизмах происхождения черных культур Нового света является своеобразной «классикой жанра» и служит предметом научного изучения в современной антропологии21.

Поставленные в первой половине XX в. вопросы о сохранении элементов африканских культур в Новом свете, о методах приспособления африканцев к новым условиям, о создании ими новых институтов, о сохранении прежней этнической идентичности и о формировании новых идентичностей (в зависимости от конкретно-исторической обстановки) сохраняют свою актуальность и для современных исследователей22.

Сходную позицию в отношении расширения «поля» можно отметить и в трудах отечественных антропологов-африканистов. Так, например, монография Д.М. Бонда-

23

ренко «Оттенки черного» основана на материалах полевых исследований 20132015 гг., проводившихся в США. Предметом исследования являются взаимоотношения и взаимовосприятие представителей двух групп африканского происхождения: африка-но-американцев и представителей африканских диаспор - выходцев из стран Африки южнее Сахары; также приводятся сведения об афрокарибцах. Как один из центральных

факторов формирования и поддержания идентичности этих групп автором подробно изучена историческая память представителей этих сообществ. Автор также исследовал вопросы расхождение ментальностей африкано-американцев и африканских мигран-тов24 и существующие социо-культурные стереотипы25: Стоит заострить внимание и на монографии Н.А. Сосновского «Культура растафари»26. В ней исследователь рассматривает как происхождение ямайской субкультуры раста, так и ее эволюцию в глобальном контексте: речь идет и о молодежных субкультурах Запада и о роли этой субкультуры в развитии самосознания африканской диаспоры и африканских народов, в модернизации культуры африканских городов. Что примечательно, недавно вышедшая книга была написана еще в 1992 г., когда ее автор защитил в Институте Африки диссертацию «Отражение идеологии культурного национализма в молодежной субкультуре африкан-

27

ской диаспоры («культура растафари»)» .

Современные исследования

В качестве иллюстрации к приведенным выше описаниям магистральных направлений антропологического изучения Африки можно привести доклады, сделанные на последней конференции Европейской ассоциации социальных антропологов (Милан, 2023 июля, 2016). На ней был представлен ряд интересных исследований, основывающихся на африканских материалах.

Как уже говорилось выше, одним из актуальных направлений является антропология колониального наследия, и с нахождением объектов у исследователей проблем не возникает. Автор одного из докладов рассказывает о современных аспектах существования и восприятия коллекций записей музыки народа чокве, сделанных в музее Дундо 28

в 1950-х гг. В другом речь идет о рефлексии по поводу оценки потенциала и прида-

29

нию нового значения африканской коллекции Королевского музея Онтарио29. Также переоценке с позиций современности подвергаются фильмы из коллекции Бельгийской

30

королевской синематеки и Королевского музея Центральной Африки . Еще одно исследование рассматривало влияние испанской колониальной политики в Марокко и Экваториальной Гвинее на развитие музеев и работу антропологов31.

Однако следует заметить, что осмысление колониального наследия распространяется не только на музейные собрания и архивы, оно касается и важных особенностей мировоззрения в современном, постколониальном мире. К примеру, одно из исследований

было посвящено колониальным расовым теориям и выявлению степени их влияния на

32

восприятие современными бельгийцами африканцев в качестве «других»32.

Проблемы расы также остаются в фокусе внимания европейских социальных антропологов, создавших в рамках ЕАСА Сеть антропологии расы и этничности. В программу работы заседания, посвященного организации этой сети, помимо упомянутого выше, были включены доклад о связях между культурным наследием, расой и идентичностью в Порт-Элизабет (ЮАР) до, после, и во время протестов студенчества (#Еее8шш1Еа11), а также, доклад о расовой динамике и ее связи с политикой культурного наследия в постколониальной Европе, рассматривавший отношения «белого» большинства, афро-ка-

33

рибского и африканского населения .

Более того, возросшая благодаря успехам современных наук о жизни важность расы как предмета научного, в том числе социально-антропологического, изучения привела к необходимости проведения специальных мероприятий, объединяющих физических, судебных и культурных антропологов с целью создания в будущем нового понимания данного феномена34. Немецкая исследовательница К. Шрамм, одна из руководителей

собрания сети антропологии расы и этничности ЕАСА, в фокусе внимания которой оказываются «исторические генеалогии научного знания и многочисленные переводы с

35

языка науки на язык общества, и обратно» , рассматривает в одной из своих работ связи между объектами научных исследований (человеческими останками, слепками и ДНК), групповыми идентичностями и «политикой памяти, посредством которой различные акторы изображают расы, формулируя притязания на происхождение и политическую субъектность в современной Южной Африке»36.

Коль скоро речь зашла об исследованиях ДНК, стоит упомянуть недавние, конвергентные по тематике и объектам социальной антропологии работы биологических антропологов, анализирующие связь агрессии и полиморфизма ряда генов у представителей народов хадза и датог, проведенных отечественными учеными, прежде всего, М.Л.

37

Бутовской . У этих же народов исследовались (в сравнении с образцами, взятыми у представителей азиатских и европейских популяций) гены, влияющие на систему выработки окситоцина - вещества, участвующего в регулировании социального поведения

38

человека и ответственного за эмпатию и родительское воспитание .

Рассмотрение вопросов репрезентации как один из актуальных трендов также нашло воплощение в исследованиях, вошедших в повестку заседаний ЕАСА. Так, например, к этнографическому изучению Африки относится работа, посвященная репрезен-

39

тациям местных рабочих и населению нефтеносных районов Чада . Междисциплинарное исследование социальных репрезентаций экосистем коралловых рифов Мадагаскара стало результатом объединения усилий морских экологов и антропологов40.

Изучению репрезентации посвящено исследование того, как переживаются мигрантами барьеры внутри Италии и в Европе; делается это на основании рассмотрения препятствий для мобильности, неравенства во власти, объектом служат биографии, жиз-

41

ненные траектории и рассказы ганцев, проживающих в этой стране .

Выбор мигрантов, в том числе африканских, в качестве объекта исследования был отражен, разумеется, не в одной-единственной презентации, из числа включенных в программу конференции ЕАСА. Например, одно из исследований рассматривает сирийских беженцев-мужчин в Каире, вынужденных соотносить традиционные представления об «арабской маскулинности» с реалиями, в которых они живут; в фокусе внимания - изменения паттернов работы и брака сирийских мужчин, а также о конструировании образа египетского мужчины как «другого»42. Также рассматривались «миграционный менеджмент» и миграционная политика, «экспортировавшаяся» международными акторами в лагеря беженцев (из Ливии и других стран), открывшиеся в Тунисе43.

Миграциям с глобального Севера на глобальный Юг, из Европы в бывшие колонии, и, соответственно, отношениям власти и идентичностям «экс-колонизаторов» и «экс-колонизируемых» была посвящена секция «Двигаясь за пределы колониального? Мобильность, власть и постколониальные контакты между Севером и Югом»44. Большинство из докладов, вошедших в программу, были посвящены европейским мигрантам в странах Африки: португальским мигрантам в Анголе и Мозамбике, также французским мигрантам в Алжире и Морокко (в этом докладе речь шла об отношениях между итальянцами, французами и марроканцами) и женским движениям в Египте.

Отдельная секция (Р008) была посвящена мигрантам-спортсменам. В ее программу входили исследования различных аспектов жизни спортсменов, участвующих в процессах мобильности между глобальным Югом и Севером: изменения в возрастных и ген-дерных иерархиях, структурах родства, роль религии в жизни атлетов; в частности, рассматривались такие профессиональные группы африканцев как борцы, бегуны, футболисты и футболистки45.

В ходе заседания секции сети африканистов (Р046) - «Знание о прошлом, настоящем и будущем в меняющейся Африке» - которым руководили зам. директора Института Африки РАН Д.М. Бондаренко и Дэвид О'Кейн (Институт социальной антропологии Макса Планка), посвященного теоретическим и эмпирическим исследованиям того, как жители контнента продуцируют знания о прошлом, настоящем и будущем, был сделан ряд докладов46. Исследования в таких областях, как родство, власть, экономика, окружающая среда, труд должны были быть связаны «с обеспечением будущего человечества в Африке». Тематика и объектные области представленных докладов определенно могут быть рассмотрены как «новые».

Они «перекликались» с темами докладов и презентаций, сделанных на других секциях. Уже упоминалось выше исследование современного восприятия и функционирования в современных условиях коллекции звукозаписей музыки народа чокве. Также, в связи с биографией одного из игроков рассматривалась роль футбола в жизни южноафриканских поселков47. Был сделан доклад, посвященный консервативной роли традиционных культурных представлений в традиционном йорубском ткачестве, переживающем в современности нелучшие времена48. Также в ходе заседания рассматривались: современное состояние такого феномена традиционной культуры как калым в обществе луо в Кении и перспективы его сохранения в будущем49; взаимодействие дохристианских и доисламских верований с общественными и политическими институтами современной Африки южнее Сахары50; отношения земельной собственности в условиях правового плюрализма на пригородных территориях в Гане51; роль традиционных представлений о земле мада-гаскарких рисоводов и фермеров, возделывающих ваниль, в их взаимодействии с правительственными чиновниками и специалистами по охране окружающей среды, а, следовательно, в обеспечении устойчивого развития в будущем52.

Также рассматривалось манипулирование знанием о прошлом, в целях приведения его в соответствие с ожиданиями по поводу проектов, в том числе, государственных, ориентированных на будущее; эффекты от сохранения или потери знаний о прошлом рассматрива-

53

лись на примерах полевых исследований, проводившихся в Северной Африке с 1974 г.

Знания о прошлом, как показано в докладе Д.М. Бондаренко, помогают африканским мигрантам в США, борющимся за повышение своего статуса в американском обществе, конструировать собственную идентичность, отличную от идентичности афри-

54

кано-американцев .

Интересные темы для обсуждения предлагались в рамках другой секции, посвященной этнографическому исследованию долга и долгов; в рамках этой секции были опубликованы тезисы докладов о патронажных связях между продюсерами и музыкантами в ЮАР55 и о социальных сетях взаимопомощи, а также их роли в жизни бедняков в сельских районах Кении56.

Заметим, что организации взаимопомощи также в недавнее время изучались сотрудниками Института Африки РАН, рассмотревших формальные и неформальные ор-

57

ганизации взаимопомощи горожан Танзании и ЮАР . Следует отметить, что в Институте Африки РАН также уделяется внимание такому явлению как «феномен низовой са-

58

моорганизации» в ЮАР .

* * *

Таким образом, можно констатировать, что и отечественные, и зарубежные антропологи-африканисты продолжают обнаруживать новые объекты исследования. Это происходит и в результате развития африканских обществ, и в результате развития самой социальной (культурной) антропологии, и в результате развития общественных и

естественных наук, ибо, современные культурно-антропологические исследования в значительной степени носят междисциплинарный характер.

Вследствие этих процессов наблюдаются следующие тенденции в выборе предмета и объекта исследований:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Интерес исследователелей выходит за пределы африканского континента, объектом становятся африканские диаспоры по всему миру59;

• Изучение мигрантов (переселившихся из Африки и переселяющихся в Африку)

60

продолжает оставаться актуальным ;

• Материальное и духовное наследие колониального периода становится объектом критического изучения61;

• Актуализируются вопросы научного понимания расы;

• Значительное внимание уделяется особенностям самопрезентации, формирования и поддержания идентичности различных групп африканцев, как вновь возникших, так и существующих уже в течение длительного периода времени, в актуальном историческом контексте;

• Объектами изучения становятся социальные сети и принципы самоорганизации сообществ африканцев.

ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 Horakova, Hana. Chapter Thirteen. Changing Anthropological Perspectives on a Changing African Scene // Istvan Tarrosy, Lorand Szabo, Goran Hyden (Eds.) The African State in a Changing Global Context: Breakdowns and Transformations. Berlin, 2011. С. 199.

2 Соколовский С. От редактора. Инновации в российской антропологии // Инновации в антропологии. Основные направления, объекты и методы в российских антропологических исследованиях. М., 2015. С. VIII.

3 Дело не сводилось к одной лишь идеологизированной критике евроцентризма. Так, например, в русле мировой тенденции критического осмысления и анализа сформированного корпуса «классических» этнографических трудов оказалась и вышедшая в 1978 г. «История зарубежной этнографии» С.А. Токарева. В том же 1978 г. увидела свет и вышедшая под редакцией Х. М. Классена и П. Скальника влиятельная работа международного коллектива авторов (в которой приняли участие африканисты Ю.М. Кобищанов и Н.Б. Кочакова) - «Раннее государство». В ней выдвижению теории раннего государства предшествует разбор теорий возникновения государства и начального периода его существования, начиная с «теории общественного договора» Руссо; в частности подробно анализируются с привлечением данных и выводов современной социальной антропологии воззрения Ф. Энгельса и К. Маркса. См.: H.J.M. Claessen, Peter Skalnik (Eds.). The Early State. The Hague: Mouton Publishers, 1978. - Авт.

4 Miguel Vale de Almeida. The current backlash against new forms of kinship, gender and sexuality: it's time to listen to anthropologists // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. С. 79. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

5 В африканистской перспективе возникает понимание этой критики (Post-development studies) не столько как критики евроцентристских моделей / моделей предлагавшихся глобальным Севером, но, как поиска альтернативных моделей развития, потенциально представляющих универсальный интерес, на африканском материале. См.: Matthews, Sally. Post-Development Theory and the Question of Alternatives: A View from Africa. Third World Quarterly, 25, № 2, 2004. С. 373-384. www.jstor.org/stable/3993687. (авт.

6 Geertz, Clifford. Works and lives: The anthropologist as author. Cambridge: Polity, 1988; Rapport, Nigel. Literary Anthropology. DOI: 10.1093/obo/9780199766567-0067. http://www.oxfordbibliographies.com/view/ document/obo-9780199766567/obo-9780199766567-0067.xml#obo-9780199766567-0067-bibItem-

0003; Гучинова Э., Комарова Г. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокуль-турной антропологии: сборник ст. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. (авт.).

7 Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя / Отв. ред. А.Б. Давидсон. - М.: Изд. дом Гос. ун-та-Высшей школы экономики, 2009. https://www.hse.rU/data/2013/11/19/1244930145/Pax%20Africana.pdf;

Абрамова И.О. Мусульманские диаспоры Евросоюза в гендерном, генерационном и пространственном измерениях. От демографии к социальной антропологии. // Ученые записки Института Африки РАН. 2016. № 1 (35). С. 25-32.

8 Абрамова И.О. Африканская миграция: опыт системного анализа. Монография. Институт Африки РАН. Москва, 2009.

9 Welcome to AAADS. http://www.indiana.edu/~afroamer/

10 Hutchins Center for African & African American Research. http://hutchinscenter.fas.harvard.edu/about

11 Department of African and African American Studies. http://aaas.fas.harvard.edu/

12 About. Mission Statement. https://africa.harvard.edu/about/

13 Schedule and Presenter Bios. https://africa.harvard.edu/african-studies-workshop/african-studies-workshop-schedule/

14 African Diaspora. https://liberalarts.utexas.edu/anthropology/programs-and-subdisciplines/African-Diaspo ra.php

15 Courses // University of Texas at Austin. Department of Anthropology. https://liberalarts.utexas.edu/ anthropology/courses/index.php

16 History of Atlantic Cultures and the African Diaspora Graduate Reading List. http://history.rutgers.edu/ docman-docs/graduate/reading-lists/1310-atlantic-diaspora-list/file

17 Matt D. Childs and Toyin Falola. The Yoruba Diaspora in the Atlantic World: Methodology and Research // The Yoruba Diaspora in the Atlantic World. Toyin Falola, Matt D. Childs (eds.) Indiana University Press, 2004. С. 1.

18 Matt D. Childs and Toyin Falola. Op. cit. С. 2.

19 Herskovits MJ. 1925. The Negro's Americansim. In The New Negro , ed. A Locke. С. 353-60. New York: Albert Charles Boni; Herskovits MJ. 1930. The Negro in the New World: the statement of a problem. Am. Anthropol. 32(1):145-55; Herskovits MJ. 1933. On the provenience of New World Negroes. Social Forces 12(2): 247-62; Herskovits MJ. 1941.The Myth of the Negro Past . New York: Harper; Herskovits MJ. 1948. The contribution of Afro-american studies to Africanist research. Am. Anthropol. 50(1):1-10

20 Melville J. Herskovits. The Negro in Bahia, Brazil: A Problem in Method // American Sociological Review, 8. №. 4 (Aug. 1943). С. 394 - 404. Stable URL: http://www. jstor.org/stable/2085800

21 Kevin A. Yelvington. The Anthropology of Afro-Latin America and the Caribbean: Diasporic Dimensions // Annual Review of Anthropology. 30 (2001). С. 227-260. Stable URL: http://www.jstor.org/stable/3069216

22 Ibidem. P. 3-13.

23 Бондаренко Д.М. Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки в США. М.:Издательский дом «ЯСК», 2016.

24 Бондаренко Д.М. Африкано-американцы и африканские мигранты: расхождение ментальностей //Конфликтология / nota bene. 2017. № 1. С. 57-70.

25 Бондаренко Д.М. Разделяя стереотипы, борясь со стереотипами: африканские мигранты в США и «социальная стигма» африкано-американцев // В книге: XII Конгресс антропологов и этнологов России. Сборник статей. 2017. С. 316-317.

26 Сосновский Н.А.. Культура растафари. - М.,Ин-т Африки РАН, 2016.

27 Сосновский Н.А.. Отражение идеологии культурного национализма в молодежной субкультуре африканской диаспоры (Культура растафари). Автореферат диссертации канд. ист. наук. // http://cheloveknauka.com/otrazhenie-ideologii-kulturnogo-natsionalizma-v-molodezhnoy-subkulture-afrikanskoy-diaspory-kultura-rastafari

28 Cristina Sa Valentim. Sixty years after: local engagements and appropriations of the Cokwe 'folk music collections' made by Dundu museum in Angola, 1950 decade // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa 2016_ programme.pdf

29 Silvia Forni. Things matter: reengaging African objects at the Royal Ontario Museum (ROM)/ EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and

Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 231. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

30 Anna Seiderer. Colonial films in contemporary eyes // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 231. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

31 Montserrat Clua Fainé. Traces of the past: racism and colonialism in the history of Spanish anthropology // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 189. http://easaonline.org/ downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

32 Bambi Ceuppens. Unpacking the colony: race, place and space in the context of the former Belgian Africa // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 143. http://easaonline.org/ downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

33 P026. The anthropology of race and ethnicity network launch [ARE] // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 142-143. http://easaonline.org/downloads/conferences/ easa2016/ easa2016_programme. pdf

34 Amsterdam Institute for Social Science Research (AISSR). Anthropology of What? On race and related objects of science studies. 18 Sept. 2015. http://aissr.uva.nl/events/content/events/ 2015/09/anthropology-of-what.html ;

35 Dr. Katharina Schramm / Archive & Public Culture. Research initiative. http://www.apc.uct.ac.za/a pc/researchers/hrf/katharina-schramm

36 Katharina Schramm. Claims of descent. Race and science in contemporary South Africa. // Vienna Working Papers in Ethnography №3. Vienna, 2014. C. 1.

37 Butovskaya M.L., Vasilyev V.A., Lazebny O.E., Suchodolskaya E.M., Shibalev D.V., Kulikov A.M., Karelin D.V., Burkova V.N., Mabulla A., Ryskov A.P. Aggression and polymorphisms in AR, DAT1, DRD2, and COMT genes in Datoga pastoralists of Tanzania // Sci Rep. 2013. 3:3148, doi: 10.1038/srep03148; Butovskaya ML, Vasilyev VA, Lazebny OE, Burkova VN, Kulikov AM, Mabulla A, Shibalev DV, Ryskov AP. Aggression, digit ratio, and variation in the androgen receptor, serotonin transporter, and dopamine D4 receptor genes in African foragers: the Hadza // Behav. Genet. 2012. 42. № 4. C. 647-662.

38 Butovskaya P.R., Lazebny O.E., Sukhodolskaya E.M., Vasiliev V.A., Dronova D.A., Fedenok J.N., Rosa A., Peletskaya E.N., Ryskov A.P., Butovskaya M.L. (2016) Polymorphisms of two loci at the oxytocin receptor gene in populations of Africa, Asia and South Europe. BMC Genet. 2016 Jan 6;17(1): 17. doi: 10.1186/s12863-015-0323-8.

39 Yorbana Seign-Goura. Representations of petroleum in Chad between blessing and curse // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 176. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

40 Georgeta Stoica; Tsipy Tantely Zola; Jean Jacques Dieu Donné Manahirana; Lola Masse. Social representation of coral reef ecosystems in Madagascar: an interdisciplinary research between "slow science" and "fast science" // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 263. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

41 Selenia Marabello. Framing and assembling borders // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 148. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

42 Magdalena Suerbaum. Being a Syrian, a refugee and a man in contemporary Egypt // // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 108. http://easaonline.org/ downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

43 Valentina Grillo. Refugees in Tunisia: border perspectives on migration policies //

44 P048. Moving beyond the colonial? North-South mobility, power and post-colonial encounters

[ANTHROMOB] // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists.

Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 172-174. http://easaonline.org/downloads/conferences/ easa2016/easa2016_programme.pdf

45 P008. Transnational sport migrants and human futures // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 115-116. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/ easa2016_programme.pdf

46 P046. Knowledge(s) of the past, present and future in a changing Africa [Africanists Network] // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 170 - 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

47 Tarminder Kaur. amaXhosa Maradona: negotiating past, present and future through soccer in a South African

Township // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016 .C. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

48 Eni Bankole-Race. 'Native magic' and 'wicked' problems: spirituality, traditional Yoruba weaving, and reality // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

49 Diana Diaz Delgado Raitala. Bridewealth past and present // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/ easa2016/easa2016_programme.pdf

50 Oleg Kavykin. Pre-Islamic and pre-Christian beliefs in Sub-Saharan Africa: impact on social and political

Institutions // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department

of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

51 Raluca Pernes. Property relations in peri-urban Ghana: the local face of global processes // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 170. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

52 Jenni Mölkänen. Knowledge, power and land transformations in Northeast Madagascar // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

53 Günther Schlee. Memory and projects: making the past fit the future in Northeast Africa // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 170. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

54 Dmitri Bondarenko. Knowledge of the past as social capital: securing African migrants' present and future in the USA // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. C. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

55 Tuulikki Pietilä. Musicians' debts in the South African recording industry 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. С. 222. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

56 Silvia Storchi. Informal support networks as relationships of debt and their relevance for people's wellbeing in rural Kenya // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. С. 222. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/ easa2016_ programme.pdf

57 Иванченко О.В., Зеленова Д.А. Попов П.А. 2015. Танзания. Взаимопомощь в городских сообществах. Азия и Африка сегодня, 2015. № 4. С. 35-40; Зеленова Д.А., Кручинский В.В.Экономика чуда и виртуализация взаимопомощи в современной ЮАР. Ротационные кредитно-сберегательные ассоциации в тауншипах Йоханнесбурга // Этнографическое обозрение, 2017 (в редакции).

58 Зеленова Д.А., Кручинский В.В. Психогеография «городка из консервных банок»: практики государственного регулирования городской неформальности в современной ЮАР// Социология власти: Сообщества и город № 4, 2013. С. 112-134.; Зеленова Д.А. Феномен низовой самоорганизации в ЮАР. // Сборник тезисов XII конференции африканистов «Африка в условиях смены парадигмы мирового развития». М: Институт Африки РАН, 24-26 мая 2011 г. C. 234-235; Зеленова Д.А. ЮАР: живая политика сквотеров // Азия и Африка сегодня. 2010. № 9. C. 27-33; Зеленова Д.А., Аксютина О.А. Через сопротивление к сообществу: самоорганизация сквоттеров ЮАР // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2009. №5 (67). C. 199-215; Daria Zelenova, Vladislav Kruchinsky. Right angles, vicious circles: state regulation of the urban informality in contemporary South Africa / European Association of Social Anthropoligists Conference EASA2014: Collaboration, Intimacy & Revolution. P.107; Rethinking practices of self-organization in South Africa: the self-empowering experience of the 1980s and it's role for the contemporary protest communities.// 12th EASA Biennale Conference Uncertainty and disquiet. Abstracts. Доступно на: http://www.nomadit.co.uk/easa/easa2012/panels.php5? PanelID=1102

59 Бондаренко Д.М. Глобальное управление и диаспоры: пример мигрантов из стран Африки в США // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 4. С. 37-48.

60 Абрамова И.О. Испания- новый центр притяжения африканских мигрантов // Азия и Африка сегодня. 2010. № 6. С. 18-24; Абрамова И.О. Североафриканская миграция в Италию: вопросы экономической и социальной адаптации // Ближний Восток и современность. 2008. № 35. С. 5-21; Абрамова И., Штолль К. Арабская миграция в Германию// Азия и Африка сегодня. 2003. № 10. С. 15.

61 Бондаренко Д.М Доработорговая и доколониальная Африка в исторической памяти и массовом сознании африкано-американцев и недавних африканских мигрантов в США // Исторические Исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2016. № 4. С. 139-166; Бондаренко Д.М. Вперед в прошлое»:память о работорговле и взаимоотношения между африкано-американцами и мигрантами из Африки в США // Новое прошлое. 2016. № 1. С. 38-61.

Kavykin O.I., PhD (History)

CULTURAL ANTHROPOLOGICAL STUDIES ON AFRICA. NEW OBJECTS FOR RESEARCH

© 2017 Kavykin O.I.

Abstract: In recent decades, Africa has seen a number of significant changes: urbanization, modernization, the transformation of traditional institutions, migration, the growth of African diasporas outside the continent. In this regard, there is a need for both the study of new forms of social organization in the actual historical context, and the development of new approaches to the anthropological study of this continent. The search for new objects is also connected with the development of the anthropological knowledge itself, which also changes in the historical context.

Keywords: Keywords: cultural anthropology, objects for study, new approaches, Africa, culture, diasporas, identities

REFERENCES

Horáková, Hana. (2011) Chapter Thirteen. Changing Anthropological Perspectives on a Changing African Scene // István Tarrósy, Loránd Szabó, Goran Hydén (Eds.) The African State in a Changing Global Context: Breakdowns and Transformations. Berlin. P. 199.

Claessen H. J. M., Peter Skalník (Eds.). (1978) The Early State. The Hague: Mouton Publishers.

Vale de Almeida, Miguel (2016) The current backlash against new forms of kinship, gender and sexuality: it's time to listen to anthropologists // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 79. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Matthews, Sally (2004) Post-Development Theory and the Question of Alternatives: A View from Africa // Third World Quarterly, vol. 25, № 2. Рp. 373-384. www.jstor.org/stable/3993687

Geertz, Clifford (1988). Works and lives: The anthropologist as author. Cambridge: Polity, 1988;

Rapport, Nigel. Literary Anthropology. DOI: 10.1093/obo/9780199766567-0067. http://www.oxford bibliographies.com/view/document/obo-9780199766567/obo-9780199766567-0067.xml#obo-9780199766567-0067-bibItem-0003

Guchinova E., Komarova G. (2011) Antropologiya sotsial'nykh peremen. Issledovaniya po sotsial'nokul'turnoy antropologii : sbornik st. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) [Anthropology of social change. Studies on socio-cultural anthropology: a collection of art. - M. : The Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN)]

Pax Africana: the continent and the diaspora in search of oneself /. Ed. A.B. Davidson. Moscow: Izd. House Gos. University of Higher School of Economics, 2009. https://www.hse.ru/data/2013/11/19/1244930145/ Pax%20Africana.pdf

Abramova I.O. (2016) Musul'manskiye diaspory Yevrosoyuza v gendernom, generatsionnom i prostranstvennom izmereniyakh. ot demografii k sotsial'noy antropologii. // Uchenyye zapiski Instituta Afriki RAN. № 1 (35). S. 25-32. [Abramova I.O. Muslim diasporas of the European Union in gender, generation and spatial dimensions. From demography to social anthropology. // Journal of the Institute for African Studies] №. 1 (35). Pp. 25-32.

Абрамова И.О. Африканская миграция: опыт системного анализа. Монография. Институт Африки РАН. Москва, 2009.

Welcome to AAADS. http://www.indiana.edu/~afroamer/

Hutchins Center for African & African American Research. http://hutchinscenter.fas.harvard.edu/about Department of African and African American Studies. http://aaas.fas.harvard.edu/

African Diaspora. https://liberalarts.utexas.edu/anthropology/programs-and-subdisciplines/African-Diaspora.php

https://liberalarts.utexas.edu/anthropology/courses/index.php

History of Atlantic Cultures and the African Diaspora Graduate Reading List. http://history.rutgers.edu/ docman-docs/graduate/reading-lists/1310-atlantic-diaspora-list/file

Childs, Matt D. and Toyin Falola (2004) The Yoruba Diaspora in the Atlantic World: Methodology and Research // The Yoruba Diaspora in the Atlantic World. Toyin Falola, Matt D. Childs (eds.) Indiana University Press, 2004. Pp. 1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Childs, Matt D. and Toyin Falola. Op. cit. P. 2.

Herskovits M.J. (1925) The Negro's Americansim. In The New Negro , ed. A. Locke. Pp. 353-60. New York: Albert Charles Boni.

Herskovits M.J. (1930) The Negro in the New World: the statement of a problem. Am. Anthropol. 32(1): 145-55.

Herskovits M.J. (1933) On the provenience of New World Negroes. Social Forces 12(2): 247-62.

Herskovits M.J. (1941) The Myth of the Negro Past . New York: Harper.

Herskovits M.J. (1948) The contribution of Afro-american studies to Africanist research. Am. Anthropol. 50(1): 1-10

Herskovits, Melville J. The Negro in Bahia, Brazil: A Problem in Method // American Sociological Review, Vol. 8. № 4 (Aug. 1943). Pp. 394 - 404. Stable URL: http://www. jstor.org/stable/2085800

Yelvington, Kevin A. (2001) The Anthropology of Afro-Latin America and the Caribbean: Diasporic Dimensions // Annual Review of Anthropology. Vol. 30 (2001). Pp. 227-260. Stable URL: http://www.j stor. org/stable/3069216

Bondarenko D.M. ( 2016) Ottenki chernogo. Kul'turno-antropologicheskiye aspekty vzaimovospriyatiya i vzaimootnosheniy afrikano-amerikantsev i migrantov iz stran subsakharskoy Afriki v SSHA. M.:Izdatel'skiy dom «YASK» [ Shades of black. Cultural-anthropological aspects of mutual perception and relations between African-Americans and migrants from sub-Saharan Africa in the United States]. M.: Publishing House "YASK", 2016.

Bondarenko D.M. (2017). Afrikano-amerikantsy i afrikanskiye migranty: raskhozhdeniye mental'nostey //Konfliktologiya / nota bene. [African-Americans and African migrants: the divergence of mentalities // Conflictology / nota bene.] № 1. Pp. 57-70.

Bondarenko D.M. (2017). Razdelyaya stereotipy, boryas' so stereotipami: afrikanskiye migranty v SSHA i «sotsial'naya stigma» afrikano-amerikantsev // XII Kongress antropologov i etnologov Rossii. [ Sharing stereotypes, fighting with stereotypes: African migrants in the US and the "social stigma" of African-Americans // In the book: XII Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia. Digest of articles]. Pp. 316-317.

Sosnovskiy N.A.(2016) Kul'tura rastafari. [Rastafari culture]- M.,In-t Afriki RAN.

Sosnovskiy N.A. «Otrazheniye ideologii kul'turnogo natsionalizma v molodezhnoy subkul'ture afrikanskoy diaspory ("Kul'tura rastafari")» [The author's abstract of t PhD dissertation. "Reflection of the ideology of cultural nationalism in the youth subculture of the African diaspora (" Rastafari culture ")// http://cheloveknauka.com/otrazhenie-ideologii-kulturnogo-natsionalizma-v-molodezhnoy-subkulture-afrikanskoy-diaspory-kultura-rastafari

Sa Valentim Cristina (2016) Sixty years after: local engagements and appropriations of the Cokwe 'folk music collections' made by Dundu museum in Angola, 1950 decade // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/ easa2016/easa2016_ programme.pdf

Silvia Forni (2016) Things matter: reengaging African objects at the Royal Ontario Museum (ROM)/ EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 231. http://easaonline.org/ downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Anna Seiderer (2016) Colonial films in contemporary eyes // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 231. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

Montserrat Clua Faine (2016) Traces of the past: racism and colonialism in the history of Spanish anthropology // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa'

Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 189. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Bambi Ceuppens (2016) Unpacking the colony: race, place and space in the context of the former Belgian Africa // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 143. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

P026. The anthropology of race and ethnicity network launch [ARE] // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 142-143. http://easaonline.org/downloads/conferences/ easa2016/easa2016_programme.pdf

Amsterdam Institute for Social Science Research (AISSR). Anthropology of What? On race and related objects of science studies. 18 Sept. 2015. http://aissr.uva.nl/events/content/events/2015/09/anthropology-of-what.html ;

Schramm Katharina / Archive & Public Culture. Research initiative. http://www.apc.uct.ac.za/apc/ researchers/hrf/katharina-schramm

Schramm Katharina.(2014) Claims of descent. Race and science in contemporary South Africa. // Vienna Working Papers in Ethnography №3. Vienna. Р. 1.

Butovskaya M.L., Vasilyev V.A., Lazebny O.E., Suchodolskaya E.M., Shibalev D.V., Kulikov A.M., Karelin D.V., Burkova V.N., Mabulla A., Ryskov A.P. (2012)Aggression and polymorphisms in AR, DAT1, DRD2, and COMT genes in Datoga pastoralists of Tanzania // Sci Rep. 2013. 3:3148, doi: 10.1038/srep03148; Butovskaya ML, Vasilyev VA, Lazebny OE, Burkova VN, Kulikov AM, Mabulla A, Shibalev DV, Ryskov AP. Aggression, digit ratio, and variation in the androgen receptor, serotonin transporter, and dopamine D4 receptor genes in African foragers: the Hadza // Behav. Genet. 2012. V. 42. № 4. P. 647-662.

Butovskaya P.R., Lazebny O.E., Sukhodolskaya E.M., Vasiliev V.A., Dronova D.A., Fedenok J.N., Rosa A., Peletskaya E.N., Ryskov A.P., Butovskaya M.L. (2016) Polymorphisms of two loci at the oxytocin receptor gene in populations of Africa, Asia and South Europe. BMC Genet. 2016 Jan 6;17 (1):17. doi: 10.1186/s12863-015-0323-8.

Yorbana Seign-Goura. (2016) Representations of petroleum in Chad between blessing and curse // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 176. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Georgeta Stoica; Tsipy Tantely Zola; Jean Jacques Dieu Donné Manahirana; Lola Masse (2016) Social representation of coral reef ecosystems in Madagascar: an interdisciplinary research between "slow science" and "fast science" // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 263. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Selenia Marabello (2016) Framing and assembling borders // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 148. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

Magdalena Suerbaum (2016) Being a Syrian, a refugee and a man in contemporary Egypt // // EASA2016. Anthropological legacies and human futures. 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 108. http://easaonline.org/downloads/ conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Valentina Grillo. Refugees in Tunisia: border perspectives on migration policies // P048. Moving beyond the colonial? North-South mobility, power and post-colonial encounters [ANTHROMOB] // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 172-174. http://easaonline.org/downloads/conferences/ easa2016/easa2016_programme.pdf

P008. Transnational sport migrants and human futures // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 115 - 116. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

P046. Knowledge(s) of the past, present and future in a changing Africa [Africanists Network] // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170 - 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Tarminder Kaur amaXhosa Maradona: negotiating past, present and future through soccer in a South African Township // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/ easa2016_programme.pdf

Eni Bankole-Race (2016) Native magic' and 'wicked' problems: spirituality, traditional Yoruba weaving, and reality // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_ programme.pdf

Diana Diaz Delgado Raitala (2016) Bridewealth past and present // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Kavykin Oleg (2016) Pre-Islamic and pre-Christian beliefs in Sub-Saharan Africa: impact on social and political institutions // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 171. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/ easa2016_programme.pdf

Raluca Pernes (2016) Property relations in peri-urban Ghana: the local face of global processes // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Jenni Mölkänen (2016) Knowledge, power and land transformations in Northeast Madagascar // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Günther Schlee (2016) Memory and projects: making the past fit the future in Northeast Africa // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Dmitri Bondarenko (2016) Knowledge of the past as social capital: securing African migrants' present and future in the USA // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 170. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/ easa2016_programme.pdf

Tuulikki Pietilä (2016) Musicians' debts in the South African recording industry 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 222. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/easa2016_programme.pdf

Silvia Storchi (2016) Informal support networks as relationships of debt and their relevance for people's wellbeing in rural Kenya // 14th Biennial Conference of the European Association of Social Anthropologists. Department of Human Science for Education 'Riccardo Massa' Department of Sociology and Social Research University of Milano-Bicocca. 20-23 July, 2016. P. 222. http://easaonline.org/downloads/conferences/easa2016/ easa2016_programme.pdf

Ivanchenko O.V, Zelenova D.A Popov P.A. (2015) Tanzania. Mutual assistance in urban communities. Asia and Africa today, 2015. № 4. P. 35-40; Zelenova DA, Kruchinsky VV Miracle economics and mutual support virtualization in present-day South Africa. Rotational Credit and Savings Associations in Townhouses of Johannesburg // Ethnographic Review, 2017 (in redaction).

Zelenova D.A., Kruchinsky V.V. (2013) Psychogeography of the "town of cans": the practice of state regulation of urban informality in modern South Africa // Sociology of Power: Communities and City. No. 4, 2013. P. 112-134.

Zelenova D.A. (2011) The phenomenon of grassroots self-organization in South Africa. // Collection of theses of the XII conference of Africanists "Africa in the conditions of changing the paradigm of world development". M: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, May 24-26, 2011. C. 234-235.

Zelenova D.A.(2010) South Africa: a live squatting policy // Asia and Africa today. 2010. № 9. C. 27-33; Zelenova DA, Aksyutina OA Through resistance to the community: the self-organization of the squatters of South Africa // An unguarded supply. Debate about politics and culture. 2009. № 5 (67). C. 199-215.

Zelenova, Daria and Vladislav Kruchinsky (2014) Right angles, vicious circles: state regulation of the urban informality in contemporary South Africa / European Association of Social Anthropoligists Conference EASA 2014: Collaboration, Intimacy & Revolution. P.107; Rethinking practices of self-organization in South Africa: the self-empowering experience of the 1980s and it's role for the contemporary protest communities.// 12th EASA Biennale Conference Uncertainty and disquiet. Abstracts. Доступно на: http://www.nomadit.co.uk/ easa/easa2012/panels.php5?PanelID= 1102

Bondarenko D.M. (2015). Global governance and diaspora: an example of migrants from Africa in the United States // World Economy and International Relations. № 4. Pр. 37-48.

Abramova I.O. (2010). Spain is a new center of attraction for African migrants // Asia and Africa today.. № 6. Pр. 18-24;

Abramova I.O. (2008) North African Migration to Italy: Issues of Economic and Social Adaptation // Blizhniy Vosotok I sovremennost' /[Middle East and Modernity].. № 35. Pр. 5-21.

Abramova I.., Stoll K. (2003). The Arab Migration to Germany // Aziya i Afrika Segodnya /Asia and Africa Today. № 10. P. 15.

Bondarenko D.M. (2016) Pre-labor and pre-colonial Africa in the historical memory and mass consciousness of African-Americans and recent African migrants in the United States // Historical Studies. Journal of the Historical Faculty of MV Lomonosov Moscow State University. Lomonosov Moscow State University. № 4. Pр. 139-166;

Bondarenko D.M. (2016). Forward to the Past ": the memory of the slave trade and the relationship between African-Americans and migrants from Africa to the United States // New past. № 1. Pр. 38-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.