Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2
О.А. Павловская
КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕМЕЦКОЙ ПРИНЦЕССЫ -
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ
В данной статье объектом исследования являются некоторые аспекты культурной адаптации немецкой принцессы Марии Федоровны к русскому миру. Рассматриваются вопросы смены вероисповедания, отношения к воспитанию, авторитета власти, изучение которых позволяет выявить доминанты национального самосознания императрицы.
Ключевые слова: аккультурация, социокультурная адаптация, Российская империя, династический брак, православие.
The work highlights several aspects of cultural adaptation of a German princess Maria Fiodorovna to Russian life. The article focuses on such aspects of national identity as religion, attitude towards education, prestige of autocracy.
Key words: acculturation, sociocultural adaptation, Russian Empire, dynastic marriage, orthodox church.
Династические браки являются ярким примером взаимодействия культур. В российском императорском доме сложилась традиция таких браков с представительницами немецких фамилий. Екатерина II, укрепившая основы традиции, выбрала для своего сына цесаревича Павла урожденную принцессу Вюртенбергскую, которая в возрасте 17 лет в 1776 г. стала супругой великого князя, в православии получила имя Мария Федоровна. Ей пришлось адаптироваться ко многим условиям новой жизни — смене вероисповедания, изучению и погружению в историческое наследие России, овладению русским языком, участию в общественной деятельности, поддержанию авторитета властвующей семьи, особому воспитанию детей.
Теория аккультурации, разработанная Дж. Берри, рассматривает две важнейшие проблемы: 1) поддержание культуры (степень сохранения собственной культурной идентичности); 2) участие в межкультурных контактах (степень "включенности" в новую среду). В зависимости от качественного и количественного комбинирования этих двух аспектов Берри выделил четыре стратегии аккультурации — ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию, интеграцию.
Павловская Ольга Анатольевна — аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-903-530-72-73, e-mail: [email protected]
Ассимиляция является крайней точкой — состоянием, когда человек полностью идентифицирует себя с новой для него культурой1. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты, лежащие в основе ассимиляции принцессы и ее самоидентификации.
Переход в православие немецкой принцессы был обязательным условием династического брака. Сама Екатерина II разработала правила подбора невест для будущих русских монархов. Девушки протестантской веры были в приоритете, так как для них была проще конфирмация2. В действительности в источниках мы находим подтверждение: Мария Федоровна не испытывала особых затруднений при смене веры. Во время вынужденной поездки с супругом по Европе в статусе еще великокняжеской четы Мария производила на представителей владетельных европейских домов хорошее впечатление. Исследователь жизни императрицы Е. Шу-мигорский приводит суждение Леопольда: "Приложила все свое старание и заботы, чтобы пост и обряды страстной недели соблюдались строго и правильно, выражая величайшую ревность и усердие к Греческой вере"3. В этом же труде находим сообщение подруги детства великой княгини: "Великая княгиня ревностная православная христианка и вовсе не скорбит, что покинула религию своего детства"4. Позднее в наказах своим детям и воспитанникам ее многочисленных благотворительных заведений Мария Федоровна призывает особое внимание уделять религиозному чувству, его воспитанию и укреплению. Однако в своем завещании среди многих статей она мимолетно при перечислении дорогих ее сердцу вещей и ювелирных украшений упоминает о своей немецкой Библии, которую читала каждый вечер5, и о немецких книгах к причастию, которые она завещала Александре Федоровне, тоже немецкой принцессе, супруге ее сына Николая. Можно предположить, что подобные книги составляли часть ее неприкосновенных памятных реликвий, связывающих императрицу с семьей, которую она искренне любила и поддерживала на протяжении всей жизни. Важно отметить, что передала она эти книги своей соотечественнице в знак участия в ее нелегкой доле быть венценосной супругой русского православного монарха.
1 См.: БеликА.А., РезникЮ.М. Социокультурная антропология. М., 1998. С. 97—99.
2 См.: Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия (1797—1917): Библиографический справочник. СПб., 2011. С. 19.
3 Шумигорский Е. Императрица Мария Федоровна // Русский архив. 1890. Вып. 5. С. 57.
4 Там же. С. 65.
5 Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882. Т. XXXIV С. 357.
По многим источникам, как от первого лица, так и от близких людей, об императрице Марии Федоровне складывается впечатление как об очень деятельной, думающей, властной женщине. Согласно принципу деятельного подхода в изучении кросс-культурного общения, высказанному А.Н. Леонтьевым, психика человека формируется в процессе деятельности6. Деятельность человека или ее смена влияет на поведение и мироощущение личности, ведущее к одной из вышеуказанных стратегий аккультурации. Таким образом, императрица именно в России смогла проявить свой талант в организационной деятельности благотворительных заведений, что способствовало ее адаптации. У нее было свое четкое мнение по многим вопросам, главными из которых были воспитание своих детей и людей, находившихся под покровительством открытых ею заведений.
Мария Федоровна видела в своих детях, прежде всего в мальчиках, гарант стабильности власти. Их внутренние качества и образ, по ее мнению, влияют и будут влиять на сохранение авторитета монархии. Когда ее младшие сыновья Николай и Михаил в 1814 г. отправились в армию в Европу, Мария Федоровна дала им несколько наставлений в поведении и характере молодых людей, главными и необходимыми чертами которых она считала сдержанность, внимательность, уважение к старшим, талант, преданность государю и отечеству, трудолюбие, участие в судьбе России. Будучи одними из главных представителей династии Романовых, заслужившей особый авторитет в Европе, молодые люди обязаны были, по мнению матери, достойно представлять свою страну, чтобы "заслужить уважение вашего государя, вашего отечества и ваших современников"7.
Особое внимание Мария Федоровна уделяла старшему сыну, императору Александру. Она, человек властный и амбициозный, пристально следила за политической деятельностью сына. В источниках не раз отмечалась осведомленность императрицы в политических делах России. Она, оправдывая себя как любящую мать и верноподданную империи, ставила Александру в укор некоторые пункты его деятельности, с которыми она была не согласна8. Во-первых, она небезосновательно чувствует в обществе страх в ожидании дальнейших событий во внешней политике (письма от-
6 См.: Белик А.А., Резник Ю.М. Указ. соч.
7 Письма императрицы Марии Федоровны к двум младшим ее сыновьям // Русский архив. 1868. Вып. 3. С. 353.
8 Письма императрицы Марии Федоровны к императору Александру Первому // Русский архив. 1911. Вып. 1. С. 129—172.
носятся к 1806—1807 гг.). Среди врагов России императрица называет Пруссию, Австрию, Францию, Турцию. Императрица-мать видит спасение в привлечении к делам старых, опытных, верных военных людей, которые помогут воскресить былую мощь империи и завоевать авторитет молодому императору. Во-вторых, управление губерниями императрица считает неудовлетворительным, отдавая предпочтение образу устроения в этой сфере мудрой Екатерине, которая, по мнению Марии Федоровны, умела направлять людей. В-третьих, организация министерств пребывает в плачевном состоянии, способствует расколу. Мария Федоровна полагает, что чиновник на высшей ступени обязан служить образцом для подчиненных, он должен своим примером внушать уважение к власти и к государю как высшей инстанции. В целом, как мы видим, для императрицы важнее всего удержание и преумножение функций властных структур и особенно императора как залога незыблемости самодержавия. Таким образом, Мария Федоровна считает самым главным изъяном в поведении Александра как императора его невнимание к особым традициям дома Романовых, выраженных в проявлении величия посредством роскоши, помпы, тона, блеска, понятных простолюдинам, мнение которых первостепенно для удержания полномочий государя, отца для народа. В правлении Александра "нет обаяния величия"9, которое было свойственно его предшественникам. Император — образец, пример для подражания. "Каждый Ваш поступок, каждое Ваше слово и движение будет замечено, истолковано и пересужено, и о Вас будет составлено мнение на основании полученных впечатлений"10. Александру не хватает решительности: "Соедините с мужеством, которое Вы доказали, силу души и, в особенности, энергию. Это священный огонь, мой друг, который должен наполнять душу Монарха, если он хочет оставаться на высоте своего призвания"11.
Важно отметить, что сама императрица проявляла большую активность в благотворительной деятельности, понимала нужды людей и старалась их удовлетворять, "она была просвещенной покровительницей всех сословий и матерью несчастных и неимущих"12. Она заложила основы русской благотворительности, создала множество воспитательных домов, богаделен, приютов. В сфере ее интересов, согласно множеству писем людям, отвечающим за организацию
9 Там же. С. 153.
10 Там же. С. 161.
11 Там же. С. 153.
12 Хилкова Е.Г. Воспоминания княгини Е.Г. Хилковой об императрице Марии Федоровне // Русский архив. 1873. Вып. 7. С. 1126.
благотворительных заведений, были хозяйственные вопросы (начиная от выбора кирпича для постройки до формы работников), финансы, программа воспитания и обучения питомцев, нравственные основы, подготовка персонала, судьбы людей и т.д. В письмах императрицы прослеживается несколько неизменных пунктов-требований к заведениям: воспитание "русскости", нравственности, основанной на православии, контроль, материальная и духовная польза для России.
Мария Федоровна считала, что учреждения, созданные для простых людей, должны пропагандировать русский образ жизни и ценности. Например, заботясь об устроении заведения для рожениц, она ратовала за то, чтобы повивальные бабки учились своему ремеслу на русском языке, а немецкий был бы им необходим только в незначительном объеме для познания науки13. Императрица также полагала, что в организациях, где воспитываются девицы, должны быть свои специально подготовленные русские дядьки, няньки, учителя, способные донести до воспитанниц исконные ценности русского народа. Подобное положение служило бы национальной гордости, а не способствовало бы уничижению перед европейскими воспитателями14. В отношении же девушек императрица проявляет особое рвение в наставлениях: "Женщине так необходимы твердые правила, чтобы знать, как вести себя"15. Эти правила, по ее мнению, должны основываться на религиозных убеждениях и примере окружающих. Вся программа воспитания обязана "внушать им добрые правила религиозные и нравственные и укреплять в них добрые и честные чувства"16. Таким образом, изучение Закона Божьего становится приоритетным в подобных учреждениях17.
В хозяйственной сфере для императрицы было важно, чтобы заведения становились самоокупаемыми, например, крестьянам зимой надо заниматься определенным ремеслом — сбывать лишние скот и хлеб и т.д.18 Следует отметить, что в частной жизни Мария Федоровна старалась экономить и призывала к этому детей,
13 Письма императрицы Марии Федоровны к Н.И. Баранову // Русский архив. 1870. Вып. 8/9. С. 1476.
14 Письмо Шишкова к императрице Марии Федоровне о воспитании девиц // Русская старина. 1870. № 2. С. 146.
15 Письма императрицы Марии Федоровны к А.М. Голицыну // Русский архив. 1878. Вып. 6. С. 142.
16 Императрица Мария Федоровна в ее заботах о женском образовании // Русская старина. 1882. № 12. С. 518.
17 См.: Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна в ее заботах о Смольном монастыре // Русская старина. 1890. № 3. С. 825.
18 Письма государыни императрицы Марии Федоровны к князю С.И. Гагарину // Русский архив. 1868. Вып. 1. С. 1—24.
свои же финансовые накопления она завещала оставить "на вечное обращение в России"19 для материальной выгоды страны. В своем наставлении молодому Николаю перед его поездкой по России, цель которой для нее представлялась как "знакомство с... отечеством, знание его во всех подробностях"20, она просила уделять особое внимание учреждениям, связанным с благотворительностью, наукой, производством, и проявлять к ним интерес. Развитие именно этих направлений в социально-экономической политике страны послужит, по мнению императрицы, во благо и преумножит могущество государства.
В целом деятельность и убеждения императрицы служили интересам России. В своих размышлениях, адресованных своим потомкам, о будущем страны она ратует за то, чтобы русский народ жил с Богом в душе, сохранял "старинные принципы любви и преданности"21, уважение к монарху, чтобы весь мир ценил его по достоинству. Из писем людей, с которыми вела деловую и дружескую переписку императрица, видно, что она пользовалась заслуженным авторитетом в народе: "Могущество Марии Федоровны основано в России на благодарности, любви и почтении всей нации"22. Можно с уверенностью сказать, что немецкой принцессе удалось адаптироваться к упомянутым реалиям жизни в России и своим примером поддерживать столь важный для нее авторитет власти.
Список литературы
Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. М., 1998. Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна // Русская старина. 1890. № 10.
Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна в ее заботах о Смольном
монастыре // Русская старина. 1890. № 3. Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882.
Т. XXXIII. № 1; 1882. Т. XXXIV. Императрица Мария Федоровна в ее заботах о женском образовании //
Русская старина. 1882. № 12. Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия (1797—1917): Библиографический справочник. СПб., 2011.
19 Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882. Т. XXXIII. № 1. С. 115.
20 Письма императрицы Марии Федоровны к двум младшим ее сыновьям // Русский архив. 1868. Вып. 3. С. 371.
21 Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882. Т. XXXIII. № 1. С. 131.
22 Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна // Русская старина. 1890. № 10. С. 219.
Письма императрицы Марии Федоровны к императору Александру Первому // Русский архив. 1911. Вып. 1.
Письма императрицы Марии Федоровны к двум младшим ее сыновьям // Русский архив. 1868. Вып. 3.
Письма императрицы Марии Федоровны к Н.И. Баранову // Русский архив. 1870. Вып. 8/9.
Письма императрицы Марии Федоровны к А.М. Голицыну // Русский архив. 1878. Вып. 6.
Письма государыни императрицы Марии Федоровны к князю С.И. Гагарину // Русский архив. 1868. Вып. 1.
Письмо Шишкова к императрице Марии Федоровне о воспитании девиц // Русская старина. 1870. № 2.
Хилкова Е.Г. Воспоминания княгини Е.Г. Хилковой об императрице Марии Федоровне // Русский архив. 1873. Вып. 7.
Шумигорский Е. Императрица Мария Федоровна // Русский архив. 1890. Вып. 5.