Научная статья на тему 'Культурная адаптация немецкой принцессы — Российской императрицы Марии Федоровны'

Культурная адаптация немецкой принцессы — Российской императрицы Марии Федоровны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК / ПРАВОСЛАВИЕ / ACCULTURATION / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / RUSSIAN EMPIRE / DYNASTIC MARRIAGE / ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павловская Ольга Анатольевна

В данной статье объектом исследования являются некоторые аспекты культурной адаптации немецкой принцессы Марии Федоровны к русскому миру. Рассматриваются вопросы смены вероисповедания, отношения к воспитанию, авторитета власти, изучение которых позволяет выявить доминанты национального самосознания императрицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural Adaptation of the German Princess and Russian Empress Maria Fyodorovna

The work highlights several aspects of cultural adaptation of a German princess Maria Fiodorovna to Russian life. The article focuses on such aspects of national identity as religion, attitude towards education, prestige of autocracy.

Текст научной работы на тему «Культурная адаптация немецкой принцессы — Российской императрицы Марии Федоровны»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2

О.А. Павловская

КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕМЕЦКОЙ ПРИНЦЕССЫ -

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ

В данной статье объектом исследования являются некоторые аспекты культурной адаптации немецкой принцессы Марии Федоровны к русскому миру. Рассматриваются вопросы смены вероисповедания, отношения к воспитанию, авторитета власти, изучение которых позволяет выявить доминанты национального самосознания императрицы.

Ключевые слова: аккультурация, социокультурная адаптация, Российская империя, династический брак, православие.

The work highlights several aspects of cultural adaptation of a German princess Maria Fiodorovna to Russian life. The article focuses on such aspects of national identity as religion, attitude towards education, prestige of autocracy.

Key words: acculturation, sociocultural adaptation, Russian Empire, dynastic marriage, orthodox church.

Династические браки являются ярким примером взаимодействия культур. В российском императорском доме сложилась традиция таких браков с представительницами немецких фамилий. Екатерина II, укрепившая основы традиции, выбрала для своего сына цесаревича Павла урожденную принцессу Вюртенбергскую, которая в возрасте 17 лет в 1776 г. стала супругой великого князя, в православии получила имя Мария Федоровна. Ей пришлось адаптироваться ко многим условиям новой жизни — смене вероисповедания, изучению и погружению в историческое наследие России, овладению русским языком, участию в общественной деятельности, поддержанию авторитета властвующей семьи, особому воспитанию детей.

Теория аккультурации, разработанная Дж. Берри, рассматривает две важнейшие проблемы: 1) поддержание культуры (степень сохранения собственной культурной идентичности); 2) участие в межкультурных контактах (степень "включенности" в новую среду). В зависимости от качественного и количественного комбинирования этих двух аспектов Берри выделил четыре стратегии аккультурации — ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию, интеграцию.

Павловская Ольга Анатольевна — аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-903-530-72-73, e-mail: [email protected]

Ассимиляция является крайней точкой — состоянием, когда человек полностью идентифицирует себя с новой для него культурой1. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты, лежащие в основе ассимиляции принцессы и ее самоидентификации.

Переход в православие немецкой принцессы был обязательным условием династического брака. Сама Екатерина II разработала правила подбора невест для будущих русских монархов. Девушки протестантской веры были в приоритете, так как для них была проще конфирмация2. В действительности в источниках мы находим подтверждение: Мария Федоровна не испытывала особых затруднений при смене веры. Во время вынужденной поездки с супругом по Европе в статусе еще великокняжеской четы Мария производила на представителей владетельных европейских домов хорошее впечатление. Исследователь жизни императрицы Е. Шу-мигорский приводит суждение Леопольда: "Приложила все свое старание и заботы, чтобы пост и обряды страстной недели соблюдались строго и правильно, выражая величайшую ревность и усердие к Греческой вере"3. В этом же труде находим сообщение подруги детства великой княгини: "Великая княгиня ревностная православная христианка и вовсе не скорбит, что покинула религию своего детства"4. Позднее в наказах своим детям и воспитанникам ее многочисленных благотворительных заведений Мария Федоровна призывает особое внимание уделять религиозному чувству, его воспитанию и укреплению. Однако в своем завещании среди многих статей она мимолетно при перечислении дорогих ее сердцу вещей и ювелирных украшений упоминает о своей немецкой Библии, которую читала каждый вечер5, и о немецких книгах к причастию, которые она завещала Александре Федоровне, тоже немецкой принцессе, супруге ее сына Николая. Можно предположить, что подобные книги составляли часть ее неприкосновенных памятных реликвий, связывающих императрицу с семьей, которую она искренне любила и поддерживала на протяжении всей жизни. Важно отметить, что передала она эти книги своей соотечественнице в знак участия в ее нелегкой доле быть венценосной супругой русского православного монарха.

1 См.: БеликА.А., РезникЮ.М. Социокультурная антропология. М., 1998. С. 97—99.

2 См.: Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия (1797—1917): Библиографический справочник. СПб., 2011. С. 19.

3 Шумигорский Е. Императрица Мария Федоровна // Русский архив. 1890. Вып. 5. С. 57.

4 Там же. С. 65.

5 Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882. Т. XXXIV С. 357.

По многим источникам, как от первого лица, так и от близких людей, об императрице Марии Федоровне складывается впечатление как об очень деятельной, думающей, властной женщине. Согласно принципу деятельного подхода в изучении кросс-культурного общения, высказанному А.Н. Леонтьевым, психика человека формируется в процессе деятельности6. Деятельность человека или ее смена влияет на поведение и мироощущение личности, ведущее к одной из вышеуказанных стратегий аккультурации. Таким образом, императрица именно в России смогла проявить свой талант в организационной деятельности благотворительных заведений, что способствовало ее адаптации. У нее было свое четкое мнение по многим вопросам, главными из которых были воспитание своих детей и людей, находившихся под покровительством открытых ею заведений.

Мария Федоровна видела в своих детях, прежде всего в мальчиках, гарант стабильности власти. Их внутренние качества и образ, по ее мнению, влияют и будут влиять на сохранение авторитета монархии. Когда ее младшие сыновья Николай и Михаил в 1814 г. отправились в армию в Европу, Мария Федоровна дала им несколько наставлений в поведении и характере молодых людей, главными и необходимыми чертами которых она считала сдержанность, внимательность, уважение к старшим, талант, преданность государю и отечеству, трудолюбие, участие в судьбе России. Будучи одними из главных представителей династии Романовых, заслужившей особый авторитет в Европе, молодые люди обязаны были, по мнению матери, достойно представлять свою страну, чтобы "заслужить уважение вашего государя, вашего отечества и ваших современников"7.

Особое внимание Мария Федоровна уделяла старшему сыну, императору Александру. Она, человек властный и амбициозный, пристально следила за политической деятельностью сына. В источниках не раз отмечалась осведомленность императрицы в политических делах России. Она, оправдывая себя как любящую мать и верноподданную империи, ставила Александру в укор некоторые пункты его деятельности, с которыми она была не согласна8. Во-первых, она небезосновательно чувствует в обществе страх в ожидании дальнейших событий во внешней политике (письма от-

6 См.: Белик А.А., Резник Ю.М. Указ. соч.

7 Письма императрицы Марии Федоровны к двум младшим ее сыновьям // Русский архив. 1868. Вып. 3. С. 353.

8 Письма императрицы Марии Федоровны к императору Александру Первому // Русский архив. 1911. Вып. 1. С. 129—172.

носятся к 1806—1807 гг.). Среди врагов России императрица называет Пруссию, Австрию, Францию, Турцию. Императрица-мать видит спасение в привлечении к делам старых, опытных, верных военных людей, которые помогут воскресить былую мощь империи и завоевать авторитет молодому императору. Во-вторых, управление губерниями императрица считает неудовлетворительным, отдавая предпочтение образу устроения в этой сфере мудрой Екатерине, которая, по мнению Марии Федоровны, умела направлять людей. В-третьих, организация министерств пребывает в плачевном состоянии, способствует расколу. Мария Федоровна полагает, что чиновник на высшей ступени обязан служить образцом для подчиненных, он должен своим примером внушать уважение к власти и к государю как высшей инстанции. В целом, как мы видим, для императрицы важнее всего удержание и преумножение функций властных структур и особенно императора как залога незыблемости самодержавия. Таким образом, Мария Федоровна считает самым главным изъяном в поведении Александра как императора его невнимание к особым традициям дома Романовых, выраженных в проявлении величия посредством роскоши, помпы, тона, блеска, понятных простолюдинам, мнение которых первостепенно для удержания полномочий государя, отца для народа. В правлении Александра "нет обаяния величия"9, которое было свойственно его предшественникам. Император — образец, пример для подражания. "Каждый Ваш поступок, каждое Ваше слово и движение будет замечено, истолковано и пересужено, и о Вас будет составлено мнение на основании полученных впечатлений"10. Александру не хватает решительности: "Соедините с мужеством, которое Вы доказали, силу души и, в особенности, энергию. Это священный огонь, мой друг, который должен наполнять душу Монарха, если он хочет оставаться на высоте своего призвания"11.

Важно отметить, что сама императрица проявляла большую активность в благотворительной деятельности, понимала нужды людей и старалась их удовлетворять, "она была просвещенной покровительницей всех сословий и матерью несчастных и неимущих"12. Она заложила основы русской благотворительности, создала множество воспитательных домов, богаделен, приютов. В сфере ее интересов, согласно множеству писем людям, отвечающим за организацию

9 Там же. С. 153.

10 Там же. С. 161.

11 Там же. С. 153.

12 Хилкова Е.Г. Воспоминания княгини Е.Г. Хилковой об императрице Марии Федоровне // Русский архив. 1873. Вып. 7. С. 1126.

благотворительных заведений, были хозяйственные вопросы (начиная от выбора кирпича для постройки до формы работников), финансы, программа воспитания и обучения питомцев, нравственные основы, подготовка персонала, судьбы людей и т.д. В письмах императрицы прослеживается несколько неизменных пунктов-требований к заведениям: воспитание "русскости", нравственности, основанной на православии, контроль, материальная и духовная польза для России.

Мария Федоровна считала, что учреждения, созданные для простых людей, должны пропагандировать русский образ жизни и ценности. Например, заботясь об устроении заведения для рожениц, она ратовала за то, чтобы повивальные бабки учились своему ремеслу на русском языке, а немецкий был бы им необходим только в незначительном объеме для познания науки13. Императрица также полагала, что в организациях, где воспитываются девицы, должны быть свои специально подготовленные русские дядьки, няньки, учителя, способные донести до воспитанниц исконные ценности русского народа. Подобное положение служило бы национальной гордости, а не способствовало бы уничижению перед европейскими воспитателями14. В отношении же девушек императрица проявляет особое рвение в наставлениях: "Женщине так необходимы твердые правила, чтобы знать, как вести себя"15. Эти правила, по ее мнению, должны основываться на религиозных убеждениях и примере окружающих. Вся программа воспитания обязана "внушать им добрые правила религиозные и нравственные и укреплять в них добрые и честные чувства"16. Таким образом, изучение Закона Божьего становится приоритетным в подобных учреждениях17.

В хозяйственной сфере для императрицы было важно, чтобы заведения становились самоокупаемыми, например, крестьянам зимой надо заниматься определенным ремеслом — сбывать лишние скот и хлеб и т.д.18 Следует отметить, что в частной жизни Мария Федоровна старалась экономить и призывала к этому детей,

13 Письма императрицы Марии Федоровны к Н.И. Баранову // Русский архив. 1870. Вып. 8/9. С. 1476.

14 Письмо Шишкова к императрице Марии Федоровне о воспитании девиц // Русская старина. 1870. № 2. С. 146.

15 Письма императрицы Марии Федоровны к А.М. Голицыну // Русский архив. 1878. Вып. 6. С. 142.

16 Императрица Мария Федоровна в ее заботах о женском образовании // Русская старина. 1882. № 12. С. 518.

17 См.: Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна в ее заботах о Смольном монастыре // Русская старина. 1890. № 3. С. 825.

18 Письма государыни императрицы Марии Федоровны к князю С.И. Гагарину // Русский архив. 1868. Вып. 1. С. 1—24.

свои же финансовые накопления она завещала оставить "на вечное обращение в России"19 для материальной выгоды страны. В своем наставлении молодому Николаю перед его поездкой по России, цель которой для нее представлялась как "знакомство с... отечеством, знание его во всех подробностях"20, она просила уделять особое внимание учреждениям, связанным с благотворительностью, наукой, производством, и проявлять к ним интерес. Развитие именно этих направлений в социально-экономической политике страны послужит, по мнению императрицы, во благо и преумножит могущество государства.

В целом деятельность и убеждения императрицы служили интересам России. В своих размышлениях, адресованных своим потомкам, о будущем страны она ратует за то, чтобы русский народ жил с Богом в душе, сохранял "старинные принципы любви и преданности"21, уважение к монарху, чтобы весь мир ценил его по достоинству. Из писем людей, с которыми вела деловую и дружескую переписку императрица, видно, что она пользовалась заслуженным авторитетом в народе: "Могущество Марии Федоровны основано в России на благодарности, любви и почтении всей нации"22. Можно с уверенностью сказать, что немецкой принцессе удалось адаптироваться к упомянутым реалиям жизни в России и своим примером поддерживать столь важный для нее авторитет власти.

Список литературы

Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. М., 1998. Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна // Русская старина. 1890. № 10.

Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна в ее заботах о Смольном

монастыре // Русская старина. 1890. № 3. Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882.

Т. XXXIII. № 1; 1882. Т. XXXIV. Императрица Мария Федоровна в ее заботах о женском образовании //

Русская старина. 1882. № 12. Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия (1797—1917): Библиографический справочник. СПб., 2011.

19 Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882. Т. XXXIII. № 1. С. 115.

20 Письма императрицы Марии Федоровны к двум младшим ее сыновьям // Русский архив. 1868. Вып. 3. С. 371.

21 Завещание императрицы Марии Федоровны // Русская старина. 1882. Т. XXXIII. № 1. С. 131.

22 Бюлер Ф.А. Императрица Мария Федоровна // Русская старина. 1890. № 10. С. 219.

Письма императрицы Марии Федоровны к императору Александру Первому // Русский архив. 1911. Вып. 1.

Письма императрицы Марии Федоровны к двум младшим ее сыновьям // Русский архив. 1868. Вып. 3.

Письма императрицы Марии Федоровны к Н.И. Баранову // Русский архив. 1870. Вып. 8/9.

Письма императрицы Марии Федоровны к А.М. Голицыну // Русский архив. 1878. Вып. 6.

Письма государыни императрицы Марии Федоровны к князю С.И. Гагарину // Русский архив. 1868. Вып. 1.

Письмо Шишкова к императрице Марии Федоровне о воспитании девиц // Русская старина. 1870. № 2.

Хилкова Е.Г. Воспоминания княгини Е.Г. Хилковой об императрице Марии Федоровне // Русский архив. 1873. Вып. 7.

Шумигорский Е. Императрица Мария Федоровна // Русский архив. 1890. Вып. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.