Научная статья на тему 'Культура журнального издания (на примере информационно-рекламного журнала строительной тематики)'

Культура журнального издания (на примере информационно-рекламного журнала строительной тематики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
353
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура журнального издания (на примере информационно-рекламного журнала строительной тематики)»

Культура журнального издания (на примере информационнорекламного журнала строительной тематики)

А.С. Сасова,

магистрантка 2-го года обучения по направлению «Издательское дело»

Вопросы, связанные с книжной культурой, поднимаются многими исследователями. Они пытаются дать этому понятию определение, в наибольшей степени отражающее его многогранность, междисциплинарность [3], выделить книжную культуру в число отдельных наук [2]. Проблемам культуры изданий СМИ исследователи уделяют меньше внимания.

Говоря «культура издания», мы будем подразумевать, что это «забота о читателе, оценка авторского текста в целом или определение элемента издания с учетом его целесообразности, необходимости или даже "удобства" для той аудитории, которая обратится к книге» [8, с. 354], в нашем случае - к периодическому изданию.

В статье мы рассмотрим культуру журнального издания на примере рекламно-информационного журнала строительной тематики.

Характеристики анализируемого издания

В результате социально-экономических изменений в обществе сформировалась достаточно большая группа изданий, которую можно объединить названием «рекламная пресса». «Многие исследователи ведут отсчет образования этой группы периодики с начала 1990 гг.» [6, с. 217].

132

Информационно-рекламные издания, одно из которых мы рассматриваем в данной статье, сочетают в себе информативную и рекламную направленность в той мере, в какой это позволяет политика издания. Зачастую реклама в них представляется в виде информационной статьи, а не только в качестве рекламного модуля. Кроме того, информационно-рекламные издания не исключают наличия редакционных материалов, соответствующих общей направленности издания, но не содержащих при этом рекламы. Так как большинство данных изданий распространяется бесплатно или за минимальную плату, круг их читателей достаточно велик и определяется, в основном, географией распространения.

В частности, журнал, анализируемый в данной статье, разделен на две части: редакционный материал, перемежающийся со статьями на правах рекламы, и исключительно рекламной частью, включающей строчные и модульные объявления. Он распространяется по подписке и бесплатно на строительных рынках города Москвы и адресован массовому читателю, который интересуется ремонтом, строительством, обустройством участка при загородном доме, дизайном интерьера. Журнал выходит еженедельно, тираж издания достаточно велик -115 тыс. экземпляров.

Вклад авторов и редакторов в повышение качества

издания

Деятельность редактора нельзя рассматривать в отрыве от работы авторов: «Работа редактора журнала обусловлена спецификой редакционного процесса в журнальной редакции и отличается от работы редактора книжной редакции. Она более разнообразна, динамична, что отражается и на взаимоотношениях редактора с автором» [7]. Редактор журнала, который мы анализируем, работает с текстом статьи, заказанной автору не на основании договора, а заказанной письмом. Автору заранее обозначается тема статьи, направленность, высказываются пожелания редактора относительно раскрытия тех или иных аспектов. Однако не все авторы прислушиваются к данным им рекомендациям. В статье «Качество издания и редактор» Р.Г. Абдуллин описывает состояние редактирования в советский период, но его замечание можно отнести и к современным авторам журнальных статей: «Иной молодой автор, а нередко и немолодой, уже поднаторевший в литературном деле, еще не завершив работу над черновым вариантом рукописи, торопится сдать в редакцию свою сырую, не до конца отделанную вещь» [1, с. 61].

Конечно, автор статей современных периодических изданий не может позволить себе многонедельную работу над статьей, но быть более требовательным к себе он мог бы, это касается и авторов анализируемого журнала. Подчас для сбора необходимой информации по

133

теме статьи они пользуются материалами интернет-саитов, наполняя статью заимствованиями, при этом часто не читая представленный текст полностью, извлекая части предложений, что приводит к поверхностным суждениям и появлению плагиата. Причин, по которым авторы перефразируют чужой текст, несколько: короткий срок (примерно неделя), который дается автору на написание статьи и случайный подбор авторского коллектива, а, значит, некомпетентность подобных журналистов.

Например, авторами, как, впрочем, и редакторами, журнала строительной тематики являются люди, которые никогда не были связаны со строительством и не имеют профильного образования в этой области. Дело в том, что специалистов с двумя высшими образования в противоположных областях - гуманитарной и технической - мало. Недостаточно и таких, которые, закончив строительный вуз или поработав в строительной организации, занимаются редактированием или написанием статей.

В процессе редактирования текста редактор оценивает уровень разработки темы и литературной отделки статьи. Эти элементы редакторского анализа, в конечном счете, выводят редактора на подготовку статьи в соответствии с ее целевым назначением и читательским адресом, а, значит, помогают обеспечить высокую культуру издания. Редактор выясняет: сумел ли автор проникнуть в сущность явления, объективен ли отбор фактов, достоверен ли фактический материал и т. д. Так, например, в статьях рассматриваемого журнала возможным и желательным является указание расценок на объект описания. Часто авторы приводят цены, размещенные на сайтах производителей продукции, не обращая при этом внимания, что срок действия предложения по продаже истек, что акция закончилась, что компания прекратила свое существование и т. д. Иногда бывает, что источник информации приведенных цен вообще неясен. Редактор обязан проверить представленную информацию: найти на том же сайте или узнать у производителя по телефону.

Чтобы обеспечить функциональность журнала для читателя, нужно не только логично, последовательно и достоверно представить материал. «Журнал обладает целой системой выразительных средств, с помощью которых содержание номера воплощается в доступных восприятию читателя значениях и формах, передается читателю» [4, с. 87]. Это - языковые и внеязыковые средства. К средствам внеязыкового воздействия относится гарнитура шрифта, которым набран текст, его размер, цвет, фотоизображения, рисунки, таблицы, графики и т. д. Редактор анализируемого журнала также пользуется внеязыковыми средствами воздействия, чтобы обеспечить удобное пользование изданием: это плашки и межколонные врезы, выделяющие главные

134

моменты статьи, таблицы, иллюстрации. Подбором фотографий и рисунков в издании занимается бильд-редактор, он согласовывает свою работу с редактором статьи. «При отборе каждого отдельного снимка редактор оценивает содержание и композиционное решение фотографии с учетом читательского и целевого назначения. ...Все изобразительно-выразительные элементы должны быть связаны с замыслом издания, способствовать полноте раскрытия темы» [5, с. 83-84].

Обеспечить удобное восприятие текста помогает и аппарат издания. В анализируемом журнале - это содержание и сноски в конце каждой статьи, отсылающие на определенную страницу в рекламной части журнала. Они помогают читателю быстрее найти необходимые объявления о продаже строительных материалов, оказании услуг и т. п.

Подводя итог, отметим, что обеспечение высокой культуры издания, - это сложное дело, которое включает многие аспекты: правильный подбор авторского коллектива, анализ и редактирование текста, работа с аппаратом издания, с иллюстративным материалом и т. д. Анализируемому журналу не хватает редактора, имеющего профильное образование в области строительства, который смог бы оценить текст с точки зрения достоверности и актуальности фактического материала.

Библиографический список

1. Абдуллин Р.Г. Качество издания и редактор [Текст] / Р.Г. Абдуллин // Книга: Исследования и материалы. - М. : Книжная палата, 1990. - Вып. 60. - С. 53-63.

2. Антонова С.Г. Теория книжной культуры как книговедческая дисциплина [Текст] / С.Г. Антонова // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в Петрограде: Материалы Международной научной конференции (Москва, 24-25 ноября 2010 г.). - М. : Наука, 2010. - С. 20-21.

3. Васильев В.И. К постановке вопроса об определении понятия «книжная культура» [Электрон. ресурс] / В.И. Васильев // Научная книга. - М. : Наука, 2002. - № 3-4. - С. 14-20. - Режим доступа: http://www.naukaran.ru/sb/2002_3/03.shtml. - Версия от 20.02.2013.

4. Камкин О.А. Композиция журнала [Текст] / Публ. Н.С. Вал-гиной // Книга: Исследования и материалы. - М. : Книга, 1982. - Вып. 44. -С. 86-93.

5. Мжельская ЕЛ. Редакторская подготовка фотоизданий : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е.Л. Мжельская. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 112 с.

6. Тищенко В.А. Рекламная пресса [Текст] / В.А. Тищенко // Типология периодической прессы : учеб. пособие для студентов вузов. -М. : Аспект Пресс, 2007. - С. 217-231.

135

7. Соловьев В.И. Редакторская подготовка периодических изданий : учеб. пособие [Электрон. ресурс] / В.И. Соловьев, Н.З. Ряби-нина. - М. : Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. - Режим доступа: http:// www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/rper-izd019.htm. - Версия от 19.02.2013.

8. Черныш Н.И. Проблемы культуры книги в контексте украинского книгоиздания конца XIX - начала XX в. [Текст] / Н.И. Черныш // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в Петрограде: Материалы Международной научной конференции (Москва, 2425 ноября 2010 г.). - М. : Наука, 2010. - С. 354-357.

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.