Научная статья на тему 'Культура здоровья молодежи важнейшая задача современного образования'

Культура здоровья молодежи важнейшая задача современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1201
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ФАКТОР РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДОЛГОЛЕТИЕ / ЗДОРОВ'Я / ВИХОВАННЯ / ОСВіТА / ХАРЧУВАННЯ / АКТИВНіСТЬ / ЧИННИК / ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / ДОВГОЛіТТЯ / HEALTH / EDUCATION / NUTRITION / ENERGY / FACTOR / ABILITY TO WORK / LONG LIFESPAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тонконог В. Н., Шишкина Е. Н.

В данной работе проведен обзорный анализ составляющих, определяющих физическое и психическое здоровье молодежи, а также факторов, определяющих готовность образовательных учреждений к организации формированию здорового образа жизни. Выбран ряд приоритетных направлений в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, т.е. возможность управления государственными структурами уровнем мотивации молодежи к повышению «Культуры здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture of health of young people is the major task of modern education

This paper deals with overview analysis of components determining physical and mental health of the ability of educational institutions to organize and form healthy way of life. We have chosen a number of priority directions in the system of organization of educational and health-improving activities in educational institutions, possibility of government bodies to control the level of youth's motivation to increase the «Culture of Health».

Текст научной работы на тему «Культура здоровья молодежи важнейшая задача современного образования»

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ -ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тонконог В.Н., Шишкина Е.Н. Днепродзержинский государственный технический университет

Аннотация. В данной работе проведен обзорный анализ составляющих, определяющих физическое и психическое здоровье молодежи, а также факторов, определяющих готовность образовательных учреждений к организации формированию здорового образа жизни. Выбран ряд приоритетных направлений в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, т.е. возможность управления государственными структурами уровнем мотивации молодежи к повышению «Культуры здоровья».

Ключевые слова: здоровье, воспитание, образование, питание, активность, фактор работоспособность, долголетие Анотація. Тонконіг В.М., Шишкіна О.М. Культура здоров’я молоді — найважливіше завдання сучасної освіти. У даній роботі проведено оглядовий аналіз складових, які визначають фізичне і психічне здоров’я молоді, а також чинників, що визначають готовність навчальних закладів до організації і формування здорового способу життя. Вибрано ряд пріоритетних напрямків в системі підготовки і організації оздоровчо-виховної роботи в навчальних закладах, тобто можливість управління державними структурами рівня мотивації молоді до підвищення „Культури здоров’я”.

Ключові слова: здоров’я, виховання, освіта, харчування, активність, чинник, працездатність, довголіття.

Annotation. Tonkonog V.M., Shushkina O.M. The culture of health of young people is the major task of modern education.

This paper deals with overview analysis of components determining physical and mental health of the ability of educational institutions to organize and form healthy way of life. We have chosen a number of priority directions in the system of organization of educational and health-improving activities in educational institutions, possibility of government bodies to control the level of youth’s motivation to increase the «Culture of Health».

Key words: health, education, nutrition, energy, factor, ability to work, long lifespan.

Введение.

Анализ научных работ, практических проблем и состояние здоровья современного человека приводит к выводу, что специфическое противоречие между духовно-нравственной и социальноэкономической необходимостью развития физической культуры и субъективной недооценки ее роли в жизни человека и общества ярко выражена.

© Тонконог В.Н., Шишкина Е.Н., 2009

Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания передающиеся половым путем. Безусловно, что в последние годы снизилось качество жизни значительной части населения, в том числе и молодежи, связанных с рядом объективных причин социального плана, однако более высокими причинами является снижение уровня культуры нездорового образа жизни, распространение вредных привычек среди большей части населения.

Одно из направлений современной «Концепции физического воспитания» направлено на то, чтобы добиться более высоких результатов по физической подготовленности на основе реализации принципиально новых подходов, средств, технологий, где главным есть не процесс «натаскивания» на физический результат, а сложная и кропотливая работа по формированию истинно заинтересованного отношения к процессу самосовершенствования, создания условий для овладения способами совершенствования личности [4].

Всемирная организация здравоохранения приняла определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [7]. Человек рождается здоровым, то есть способным жить и развиваться в обычной среде обитания.

Однако влияние внешних факторов среды обитания очевидны и человек способен приспосабливаться к все изменяющимся условиям. Развитие приспособительных возможностей организма в значительной мере в руках самого человека и является одним из эффективных путей предупреждения болезней.

Тем не менее, по данным Министерства образования и здравоохранения Украины только 4 % выпускников образовательных учреждений можно назвать практически здоровым, 70-80 % учащихся имеют нервно-психические расстройства, более 50 % - страдают различными морфофункциональными заболеваниями, 30-40 % - хронически больны. Показатели заболеваемости также высоки: 40 % учащихся имеют нарушения осанки, 60 % - болезни желудочно-кишечного тракта, 90-95 % - ЛОР-патологию, 1/3 имеют отклонения в психическом развитии и т.д. [3].

Работа выполнена согласно НИР кафедры физического воспитания Днепродзержинского государственного технического университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - определение основных составляющих здоровья молодежи, а также факторов определяющих его уровень.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, анкетирование студентов, теоретические исследования научных и литературных источников, теоретический анализ факторов и явлений в процессе физического воспитания.

Результаты исследования.

В настоящее время доказано, что здоровье человека более чем на 50 % обусловлено образом жизни, то есть отношением к собственному здоровью и здоровью окружающих. Эта важнейшая сфера включает наиболее характерное поведение современного человека. Это малоподвижный образ жизни, нерациональное, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, зачастую плохие материально бытовые условия, низкий культурный и образовательный уровень, злоупотребление лекарствами и вредные привычки и т. д.

Анализ факторов, определяющих готовность образовательных учреждений к организации и формированию здорового образа жизни учащихся, и проведение исследований, позволили выявить следующие сложности, возникающие в процессе воспитательно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Условно мы подразделили их на семь групп.

Первая группа - отсутствие необходимой материально-пространственной среды: помещений для занятий по оздоровлению студентов, в том числе тренажерных и спортивных залов, комнат психологической разгрузки, игровых комнат, физкультурнооздоровительных площадок, медицинского кабинета, санитарно-гигиенических комнат.

Вторая группа - отсутствие научнообоснованной системы воспитательнооздоровительной работы образовательных

учреждений; отсутствие информации по

воспитательно-оздоровительной работе, а также недостаточное количество методических пособий и рекомендаций по организации и формированию здорового образа жизни студентов.

Третья группа - отсутствие координации воспитательно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях и возможности ее адаптивности, интеграции в другие педагогические системы, оценки качества.

Четвертая группа - разобщенность оздоровительной работы с учебно-воспитательной в образовательных учреждениях. Особенно это проявляется в процессе обучения: или программы, связанные с проблемами здоровья, разобщены с остальной программой или они связаны только одним учебным предметом.

Пятая группа - отсутствие педагогического банка данных по формированию здорового образа жизни студентов, связи с другими образовательными учреждениями, специализирующимися в области здоровья студентов и педагогов.

Шестая группа - плохое обеспечение образовательных учреждений специалистами, занимающимися проблемами здоровья студентов.

Седьмая - недостаточная подготовленность профессорско-преподавательского состава, родителей по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования потребности у студентов здорового образа и стиля жизни, слабая информационная

обеспеченность данного направления в системе «студент-преподаватель-родитель».

В качестве приоритетных направлений в системе подготовки и организации воспитательнооздоровительной работы студентов и педагогов можно считать следующие: физическое развитие студентов и укрепление их здоровья; проблемы зависимости здоровья студентов от образа жизни; взаимосвязи здоровья человека и экологической обстановки; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое (рациональное) питание; личная гигиена; профилактика вредных привычек; поведение в экстремальных ситуациях; культура здоровья человека.

В этом контексте коснемся лишь нескольких важнейших составляющих. Первая из них - проблема питания. На первый взгляд вопрос может показаться банальным. На самом же деле это серьезнейший, ведущий фактор для здоровья. При несоблюдении баланса питания и физической нагрузки происходит накопление в организме излишней жировой ткани. Если в норме она составляет примерно 20 % массы тела, то увеличение ее доли до 30 % - уже болезнь. У нас в стране почти половина взрослого населения имеет избыточный вес, в том числе 25 % страдают ожирением. По данным Всемирной организации здравоохранения ожирение рассматривают как эпидемию, охватившую миллионы людей. Малая подвижность (гиподинамия) и избыточное питание ведут к росту таких заболеваний как атеросклероз, артериальная гипертония, диабет, обменные нарушения. Доля сердечно-сосудистых заболеваний среди других причин смерти возросла за последние 30 лет в 2,37 раза [7].

Ожирение является мощным фактором в развитии сахарного диабета 2 типа (как известно, до 90 % страдающих этим заболеванием имеют ожирение различной степени). При ожирении увеличивается риса развития рака толстой кишки и простаты у мужчин, и рака толстой кишки, молочной железы, яичника, матки и желчного пузыря у женщин [7].

Главная причина, лежащая в основе возникновения нарушений пищевого поведения лежит в самом человеке. Опыт показывает, что снижение массы тела на 5-15 % от исходной приносит огромную пользу здоровью. При этом удается снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 9 %, диабет на 44%, всех сопутствующих заболеваний на 20 %. Сегодня рацион питания, соответствующий биологии человека должен коренным образом измениться

В странах Австралия, Новая Зеландия, США, Финляндия, где были приняты программы широкой информации, помогли осознанию населением связи между питанием и болезнью и привели к значительному, почти вдвое, снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Более миллиарда людей на земле проживают в районах, бедных йодом, из них 225 млн. страдают зобом. Украина вследствие экологии также относится к числу эндемичных регионов по заболеваемости зобом [7].

Недостаточность йода служит причиной задержки умственного развития и роста детей, нужно знать о том, что отсутствие йода в почве приводит к заболеванию - кретинизм.

Недостаток йода также сказывается на детях более старших возрастов, главным образом в виде задержки роста и затруднений при учебе.

Решением проблемы недостаточности йода среди населения оказалось йодирование соли, используемой в пищу. Однако в настоящее время в связи с несовершенными рыночными отношениями эта проблема обострилась т.к. зачастую на прилавок через частные структуры поступает не йодированная соль. Многие страны эту проблему давно решили путем йодирования хлебобулочных изделий - основного продукта питания. Вот это лишь один из аспектов здоровья.

Другая проблема - низкая физическая активность. Природа, формируя живые организмы, позаботилась об их надежности выживания в окружающей среде, снабдив основные органы «дублерами». И «дублером» главного, важного органа сердца, является мышечная система, это более 400 «насосов» помогающих перекачивать кровь в замкнутом пространстве. Лишь одно главное условие жизнедеятельности осталось движение или работа мышц, функцию которых современный человек постепенно утрачивает. О важности этого главного фактора в образе жизни человека необходимо знать каждому, оценив все «за» и «против», повернуться лицом к физической активности. Наиболее благоприятно влияют на организм циклические виды движений: ходьба, бег, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде, гребля, катание на коньках.

Наиболее общедоступное упражнение -ходьба. Человеку более свойственно ходить, чем ездить. Ходьба сложное сочетание движения, в котором принимает участие приблизительно 56 % всей мускулатуры тела одновременно, причем работают наиболее массивные и крупные мышцы ног. Эта работа не требует большого расхода сил и стимулирует дыхание, деятельность сердца и всех органов. Широкое распространение в Японии правила - 10000 шагов в день, возможно одна из причин, что продолжительность жизни людей в этой стране наиболее высокая. Ходьба не требует практически никаких специальных условий. Объем нагрузки легко дозируется по потребностям и возможностям любого человека.

Поскольку в массовых формах физической культуры могут принимать участие люди разного возраста, физического состояния, пола, одной из серьезных проблем становится медицинский контроль.

Ученые Ю.Воробьев и Г.Малинецкий, исследовавшие проблемы риска и безопасности, утверждают, что стихийные бедствия значительно уступают по смертности целому ряду «рукотворных» катастроф [9]. И любой из природных катаклизмов, например, землетрясение, займет не выше пятого места в списке самых распространенных опасно-

стей. Курение же из 14 причин смертей по уровню смертности занимает первое место, а в структуре смертности от числа всех погибших занимает первое место (41,1 %).

К решению ряда проблемных вопросов здо -ровья нужно подходить не в коем случае - как с чисто медицинских, а с позиций комплекса моральнонравственных, социально-экономических,

педагогических, психологических и других мер. Здесь должны координировать свои усилия, создаваемые на различных уровнях программы. По своей сути они должны быть комплексными и реальными по выполнению, вплоть до программ отдельных предприятий и организаций.

Назрела острая необходимость создания новой структуры по типу национального центра по формированию у населения здорового образа жизни, который будет не только координировать всю профилактическую работу, но и совершенствовать законодательную базу, предъявлять требования ко всем структурам, имеющим прямое или опосредованное отношение к здоровью нации и, конечно же, создавать мотивацию к здоровью у всего населения.

Культура здоровья является важнейшей составной частью современной валеологии - уникальной формы объединения и синтезирования знаний, накопленных народной и научной медициной, подкрепленных достижениями естественных, педагогических психологических, социальноэкономических наук, изучавших взаимодействие в системе «человек - окружающая среда».

Культура здоровья должна сопутствовать человеку на протяжении всей жизни, начиная с культуры планирования семьи с наглядным формированием основ психогигиенической и духовной культуры, культуры воспитания детей в семье, школе, вузе.

Последующие воспитательные, образовательные и оздоровительные технологии, используемые в детских дошкольных учреждениях, школах и колледжах, средних и высших учебных заведениях, должны подкреплять и развивать позитивные традиции семейного воспитания и способствовать формированию всесторонне образованного человека.

Выводы.

Анализ литературных источников и материалы собственных исследований позволили охарактеризовать понятие «культуры здоровья», как проявление человеком высокого уровня общей культуры, основанной на сознательном использовании современных гигиенических знаний. Проанализированы научно-обоснованные природно-экологические рекомендации в вопросах образа жизни, питания, двигательной активности, доброжелательности в семейных и социальных отношениях, исторически обусловленные традиции и увлечения, способствующие оптимальной адаптации к социальной и природной среде обитания, высокой работоспособности, активному долголетию.

Наиболее эффективный способ внедрения культуры здоровья в сознании молодежи - инициа-

ции со стороны государственной власти и органов самоуправления разнообразных локальных проектов, ограниченных местными масштабами первичных административно-хозяйственных структур и отдельных организаций. Такие проекты, если они разработаны и внедряются с учетом основных положений теории и практики формирования здорового образа жизни, могут быть достаточно эффективными, несмотря на недостаток ресурсов, что имеет место сегодня в Украине.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем здоровья молодежи.

Литература

1. Указ Президента України від 21 липня №640/2008 „Про пріоритети розвитку фізичної культури і спорту в Україні”

2. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 21 травня 2008 року № 732-р „Про першочергові заходи щодо впровадження здорового способу життя на 2008 рік”

3. Вища освіта України - європейський вимір: стан, проблеми, перспективи. -Матеріали колегії МОНУ від 21 березня 2008 р., протокол № 3/1-4

4. Указ Президента України „Про концепцію розвитку охорони здоров’я населення України” м. Київ, 7 грудня 2000 року № 1313/2000

5. Антінкова В. А., Єфімов А.О. Виховання у студентів інтересу до занять з фізичної культури // Роль ФК у здоровому способі життя. Матер. І наук.-практ. конф. -Львів. 1992. -с. 171-172

6. Апанасенко Г.Л. Проблемы управления здоровьем человека // Наука в олимп. спорте. Спец. выпуск. 1999. -с. 56-60

7. Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВООЗ: Введение // Европейская серия по достижению здоровья для всех. 1988. №5 -Копенгаген: ВООЗ (ЕРФ)

8. Круцевич Т.Ю. Мотиваційний підхід до організації процесу фізичного виховання у школі. Наукові записка. Серія: Педагогіка. -Тернопіль, 2004

9. Актуальные проблемы культуры здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием / Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 2002. -с. 147, 152.

Поступила в редакцию 04.05.2009г.

osipov@berdyansk.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.