Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ'

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / культура здоровья / субъективная оценка здоровья / самоактуализация личности / health / health culture / subjective assessment of health / self-actualization of personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмойлова Наталья Александровна

Установлено, что на современном этапе развития общества для раскрытия личностного потенциала человек должен обладать высокой культурой здоровья. Приведены данные исследования субъективной оценки здоровья личности, которая является одним из звеньев культуры здоровья современного человека. Проанализирована взаимосвязь субъективной оценки здоровья и самоактуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE HEALTH CULTURE TEACHERS DEPENDING ON THE LEVEL OF SELF-ACTUALIZATION

It is established that at the present stage of society's development, in order to reveal personal potential, a person must have a high culture of health. Data is provided studies of the subjective assessment of the health of the individual, which is one of the links of the health culture of a modern person. The interrelation of subjective assessment of health and self-actualization of personality is analyzed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ»

соблюдении прав и свобод всех субъектов образования, о наличии уважительных и доверительных отношений между участниками образовательного процесса.

В то же время есть необходимость в оптимизации и улучшении таких компонетов, как:

1. Децентрация позиции преподавателя.

2. Осознанное отношение к собственному поведению, однозначно отрицательное отношение к деструктивной роли психологического насилия во взаимодействии людей; выработка навыка эффективного, ненасильственного, ассертивного поведения.

3. Формирование коммуникативной компетентности, межличностной культуры взаимодействия и способности к выстраиванию эффективного диалога.

4. Профилактика и коррекция психоэмоциональных состояний в ситуациях стресса - в адаптационный период, ситуации экзамена, проверки знаний и др. Обучение навыкам стрессоустойчивости.

Результаты исследования психологической безопасности образовательной среды БПФ «ГОУ ПГУ им. Т.Г. Шевченко» могут использоваться в целях дальнейшего мониторинга динамики удовлетворенности и защищенности от психологического насилия студентов филиала, повышения эффективности преподавательской деятельности, при планировании развивающей стратегии филиала.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб., 2002. - 271 с.

2. Богомягкова О.Н Психологическая безопасность образовательного пространства вуза: Сборник статей // Вестник ПГГПУ Психологические педагогически науки. 2013. С. 60-67.

3. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Образовательная среда вуза как педагогический феномен // Вестник ГУУ. 2014. №> 13. С. 241-244.

4. Интернет-ресурс: Википедия. Волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность URL: https://en.wikipedia.org/wiki/

5. Лактионова Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде. Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 158 с.

6. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 440 с.

7. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника: Сборник статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 158 с.

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Шмойлова Наталья Александровна (Барнаул, Россия), соискатель кафедры психологии Института психологии и педагогики, Алтайский государственный педагогический университет; начальник отдела по реабилитации и архивной информации информационного центра Главного управления МВД России по Алтайскому краю. E-mail: nataliasch@ya.ru

Аннотация. Установлено, что на современном этапе развития общества для раскрытия личностного потенциала человек должен обладать высокой культурой здоровья. Приведены данные исследования субъективной оценки здоровья личности, которая является одним из звеньев культуры здоровья современного человека. Проанализирована взаимосвязь субъективной оценки здоровья и самоактуализации личности.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, субъективная оценка здоровья, самоактуализация личности.

FUTURE HEALTH CULTURE TEACHERS DEPENDING ON THE LEVEL OF SELF-ACTUALIZATION

Shmoylova Natalia Aleksandrovna, Barnaul (Russia), Candidate of the Department of Psychology of the Institute of Psychology and Pedagogy of the Altai State Pedagogical University; Head of the Department for Rehabilitation and Archival Information of the Information Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Altai Territory. E-mail: nataliasch@ya.ru

Abstract. It is established that at the present stage of society's development, in order to reveal personal potential, a person must have a high culture of health. Data is provided studies of the subjective assessment of the health of the individual, which is one of the links of the health culture of a modern person. The interrelation of subjective assessment of health and self-actualization of personality is analyzed.

Keywords: health, health culture, subjective assessment of health, self-actualization of personality.

С развитием цивилизации многие жизненные процессы претерпевают огромные изменения. Так, если для первобытного человека «выжить» означало буквально не умереть с голоду, то есть вся его сущность была направлена на удовлетворение базовых (физиологических) потребностей, то в современном обществе для успешной социализации требуются совершенно другие навыки -коммуникабельность, профессиональное самоопределение и многие другие, благодаря которым всестороннее развитие личности становится более успешным.

Сторонники теории бихевиоризма склонны считать, что базовые потребности человека определяют его поведение [2, с. 181]. А. Маслоу говорил, что на протяжении своей жизни человек практически всегда желает чего-либо и редко достигает состояния полного удовлетворения [3]. Стремление к самоактуализации, по мнению Маслоу, находится в иерархии потребностей на самом высоком уровне. Полное же раскрытие своего потенциала невозможно без хорошего самочувствия. В связи с этим очевидно: необходимым условием самоактуализации личности является хорошее здоровье. Современная самоактуализирующаяся личность является носителем культуры того общества, в котором она живет. А культура здоровья, по нашему мнению, является частью общей культуры современного человека.

Важным звеном культуры здоровья человека, на наш взгляд, является субъективная оценка собственного здоровья. Поскольку современное общество предъявляет требования к человеку и предполагает наличие таких черт, как инициативность, способность к максимальной реализации духовного и личностного потенциала, резонно предположить, что культура здоровья будет способствовать самоактуализации личности. Именно поэтому в своем исследовании мы выясняли, каким образом субъективная оценка здоровья связана с самоактуализацией личности.

Целью работы явилось исследование культуры здоровья личности с различным уровнем самоактуализации в период обучения в вузе. Опираясь на взгляды А. Маслоу, под самоактуализирующейся личности мы понимаем «идеальный предел, к которому она приближается» [3; 4].

Выборку составили 182 человека в возрасте от 17 до 25 лет, студенты Алтайского государственного педагогического университета. В данной связи стоит отметить, что достижение высокого уровня самоактуализации возможно лишь в зрелом возрасте. Пока же данные аспекты присутствуют в психике молодых людей в виде тенденции, предтечи, которая способна проявиться в более зрелом возрасте.

Предполагалось проверить в исследовании следующие гипотезы:

1 субъективная оценка здоровья личности с высоким уровнем самоактуализации достаточно высокая.

2) представления о субъективном здоровье взаимосвязаны с параметрами самоактуализаци.

Методы исследования: самоактуализационный тест - САТ (Л.Я. Гозмана и др.) [1]; анкета «Субъективная оценка здоровья» (а=0,834), «Знания о способах сохранения и укрепления здоровья» (а=0,851) [6]. В качестве статистических методов и моделей анализа данных использовались: корреляционный анализ Ч. Спирмена, дисперсионный анализ Р. Фишера, модель Л. Кронбаха для оценки надежности авторских методик, х2-критерий Пирсона.

По результатам методики 50,5 % респондентов имеют средний уровень знаний о способах сохранения и укрепления своего здоровья, 29,1 % - высокий, 20,4 % - низкий. В целом результаты говорят о том, что респонденты владеют необходимыми знаниями в этой области, имеют четкую

структуру представлений о способах сохранения и укрепления здоровья, осознают значимость физической культуры, правильного питания, высоко оценивают важность здорового образа. Между знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья и шкалами самоактуализационного теста корреляционная связь не установлена, что указывает на то, что знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья личность обладает независимо от уровня ее самоактуализации.

В целом по выборке испытуемые дали среднюю (43,95 %) и высокую (43,95 %) оценки своего здоровья, 12,1 % оценили состояние своего здоровья как неудовлетворительное. Такие преимущественно средние и высокие показатели, полученные респондентами по методике «Субъективная оценка здоровья», скорее всего, связаны с тем, что все испытуемые - студенты в возрасте от 18 до 25 лет и объективно еще не сталкивались с серьезными нарушениями здоровья.

Дисперсионный анализ позволил выявить достоверные различия между группами респондентов, различающимися по степени оценки состояния собственного здоровья и степени выраженности показателей самоактуализации по таким шкалам как: ориентация во времени (Т=7,77; р<0,001), опора (Т=7,98; р<0,001), гибкость поведения (Т=6,77; р<0,001), самоуважение (Т=3,67; р<0,01), спонтанность (Т=5Д3; р<0,001), самопринятие (Т=4,18; р<0,006), принятие агрессии (Т=4,35; р<0,005), контактность (Т=4,81; р<0,003), познавательные потребности (Т=6,18; р<0,0005), креативность (Т=17,72; р<0,001), а также по интегральному показателю самоктуализации (Т=17,34; р<0,001). Полученные результаты свидетельствует о том, что чем выше субъективная оценка здоровья, тем в большей степени ей присущи черты самоактуализирующейся личности.

Связь субъективной оценки здоровья и таких характеристик самоактуализации как опора, ориентация во времени, а также самопринятие и самоуважение, которые объединены в единый блок самовосприятия, говорит о том, что личность, высоко оценивающая состояние собственного здоровья, живет в настоящем времени, опирается на свои внутренние установки, имеет внутренние опоры, обладает достаточно развитым чувством собственного достоинства, ее самоощущение позволяет даже в кризисных ситуациях сохранять спокойствие, преодолевать тревогу и двигаться дальше в своем развитии.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Личность с высоким уровнем самоактуализации осознает степень значимости здоровья в реальной жизнедеятельности для успешной самоактуализации.

2. Представления о собственном здоровье связаны с временным аспектом самоактуализации, проявляющимся в способности жить настоящим, получать опыт из возможных прошлых неудач, необходимый для последующего роста.

3. Реалистичность представлений личности с высоким уровнем самоактуализации о собственном здоровье приводит как к отказу от нереалистического стремления к «глобальному» здоровью, так и полному исключению плохого самочувствия, беспокойства и жизненных проблем.

Результаты проведенного исследования позволяют сказать, что высокая культура здоровья способствует самоактуализации личности. Что свидетельствует о необходимости повышения культуры здоровья личности с целью реализации внутреннего потенциала личности.

Литература

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: РПА, 1995. - 52 с.

2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997. - 430 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 290.

6. Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологической гармонии личности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 287-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.