Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ЯКУТИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

КУЛЬТУРА ЯКУТИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРА ЯКУТИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ИСКУССТВО / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Нина Дмитриевна, Романова Лидия Николаевна, Григорьев Степан Алексеевич

Авторами статьи сделана попытка представить виды культурной деятельности, которые в экстремальных словиях военного времени были наиболее востребованы и эффективны, как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, образование, физкультурное движение, театральная деятельность, изобразительное искуство и литература. Раскрываются основные направления перестройки работы Союза писателей Якутии, учреждений культуры, народного просвещения, физкультуры и спорта в годы Великой Отечественной войны. Подчеркивается, что, несмотря на все трудности (нехватку кадров, снижение финансирования, отсутствие необходимого оснащения и оборудования для учреждений сферы, тяжелые условия жизни), культурная жизнь республики не только не замедлилась, но и поднялась на новый, качественно иной уровень развития. Особое внимание уделено литературному процессу Якутии военного времени. Именно в эти годы начинается новый этап в истории литературы Якутии, когда без внутренней генетической опоры на классиков якутской литературы усилился интерес к фольклорной традиции. В то же время активизировалась борьба за наследие основоположников якутской литературы А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д. Неустроева, прорывом в которой стали работы Г.П. Башарина, сыгравшие выдающуюся роль в пробуждении национального самосознания народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильева Нина Дмитриевна, Романова Лидия Николаевна, Григорьев Степан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ЯКУТИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

К 75-летию Великой Победы

Н.Д. Васильева, Л.Н. Романова, С.А. Григорьев

DOI: 10.25693/SVGV2020.31.2.001 УДК 94(571.56)"1941/1945"

Культура Якутии в годы Великой Отечественной войны

Авторами статьи сделана попытка представить виды культурной деятельности, которые в экстремальных условиях военного времени были наиболее востребованы и эффективны, как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, образование, физкультурное движение, театральная деятельность, изобразительное искуство и литература. Раскрываются основные направления перестройки работы Союза писателей Якутии, учреждений культуры, народного просвещения, физкультуры и спорта в годы Великой Отечественной войны. Подчеркивается, что, несмотря на все трудности (нехватку кадров, снижение финансирования, отсутствие необходимого оснащения и оборудования для учреждений сферы, тяжелые условия жизни), культурная жизнь республики не только не замедлилась, но и поднялась на новый, качественно иной уровень развития. Особое внимание уделено литературному процессу Якутии военного времени. Именно в эти годы начинается новый этап в истории литературы Якутии, когда без внутренней генетической опоры на классиков якутской литературы усилился интерес к фольклорной традиции. В то же время активизировалась борьба за наследие основоположников якутской литературы А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д. Неустроева, прорывом в которой стали работы Г.П. Башарина, сыгравшие выдающуюся роль в пробуждении национального самосознания народа саха.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, культура Якутии, образование, военно-спортивная подготовка, искусство, литература.

История Великой Отечественной войны и сегодня не теряет своей актуальности, привлекая заслуженное внимание исследователей. Это связано, прежде всего, с тем, что, несмотря на обилие публикаций, в осмыслении событий и процессов, происходивших в этот период, все еще осталось немало слабо изученных тем. И если ратный подвиг якутян, по мере открытия архивохранилищ Министерства обороны России, благодаря не только усилиям ученых, но и ряду

© Васильева Н.Д., Романова Л.Н., Гоигорьев С.А., 2020

государственных программ, общественным инициативам, в последние годы достаточно активно освещается, то воссоздание объективной картины жизни населения в глубоком тылу находится только на этапе своего становления. После известной монографии Д.Д. Петрова, раскрывшей трудовой героизм жителей Якутии в годы Великой Отечественной войны [Петров Д.Д, 1992], историография проблемы пополнилась трудами С.И. Сивцевой, посвященными социально-де-

мографическим проблемам этого периода [Сивцева, 2000], а также рядом публикаций по повседневной жизни населения в условиях военного лихолетья: М.Э. Грязнухиной [2007], Н.Д. Васильевой [2015], начинающего исследователя А.Д. Винокурова [2015; 2017] и др. Некоторые аспекты образовательных процессов в Якутии освещены в монографии Ю.Д. Петрова [2005].

Еще менее изучены социокультурные процессы, происходившие в республике в годы войны. Кроме статьи И.А. Аргунова [1975] и ряда работ обобщающего характера [Потапов, 1960; Афанасьев, 1966; Кочнев, 1992; Крылова, 2004], в которых достаточно обзорно отражено развитие исследовавшихся авторами сфер (изобразительное искусство, образование, физическая культура и спорт, театральное искусство), здесь можно отметить лишь книгу Е.П. Антонова и М.Э. Грязнухиной, посвященную научным исследованиям в республике в 1941-1945 гг. [Антонов, Грязнухина, 2010].

Литературный процесс Якутии периода Великой Отечественной войны в основном представлен в работах якутских литературоведов. Достаточно обзорно об участии в военных сражениях писателей Якутии и специфике развития литературы в эти годы написано в «Очерках якутской советской литературы» (1955, 1956, 1970 гг.) и «Литературе Якутии ХХ века» (2005 г.). Существует множество научных и научно-популярных работ о жизни и творчестве отдельных писателей-фронтовиков: С.Р. Кула-чикове-Элляе [Копырин, 1964], М.И. Кузьмине-Макар Хара [Винокуров Е.Г., 2015], П.Н. Тобу-рокове [Боескоров, 1981] и др., в которых немаловажное место занимают история участия писателей в войне и тема войны в их творчестве. Наиболее подробное представление об основных датах военного периода литературы Якутии дано в книге «Союз писателей Якутии», изданной к 75-летию Союза писателей Якутии в 2009 г. [Союз..., 2009]. Проблемно-тематическое поле якутской литературы военного периода исследовано литературоведами Н.З. Копыриным [Копырин, 1994], З.К. Башариной [Башарина, 1997; 2005] и др.

В этих работах создана определенная методологическая база исследования биографий писателей-фронтовиков и произведений на воен-

ную тематику. Однако целостной картины участия якутских литераторов в Великой Отечественной войне еще не было представлено. Весь материал по данной проблеме состоит из разрозненных материалов об отдельных писателях и единичных фактах истории.

Предлагаемая статья призвана в некоторой степени восполнить пробел, существующий в историографии темы: она посвящена деятельности учреждений культуры и образования, а также развитию литературы в рассматриваемый период. Задача публикации - показать эти процессы в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что в конечном итоге должно представить целостную картину культурной жизни Якутии в годы Великой Отечественной войны. Известно, что рассматриваемые направления культуры всегда занимали важное место в формировании общественного сознания и морально-психологического климата в обществе. Анализ исторических фактов показывает, что культура в Якутии военного периода - это сложный, многоуровневый процесс, объединенный общей идеей противостояния врагу, подчиненный единой государственной программе, направленной на сохранение культурных ценностей республики и развитие всех направлений культуры в кризисный период.

Как известно, в эти годы, несмотря на военную обстановку, правительство уделяло особое внимание развитию культуры и образования. В этот трудный период необходимо было, прежде всего, сохранить и перестроить образовательный процесс. Только что наладившаяся система образования в Якутии в 1930-е гг. была вынуждена начать работать в новых военных условиях. По мере имеющихся возможностей постоянно увеличивалось финансирование просвещения, и в 1946 г. оно достигло 87 млн. руб. против 65 млн. руб. в довоенном 1940 г. Выросла сеть школ: с 499 в 1940/41 учебном году до 558 в 1944/45 учебном году. В республике были построены 16 новых школ на 2150 мест, увеличилось количество интернатов. К концу войны действовали 270 интернатов против 155 в довоенный период [Якутия за 50 лет..., 1967, с.135-167; Аргунов, 1975, с. 24]. Постоянно из года в год возрастал и процент охвата детей. В 1941/42 учебном году было охвачено 80% детей. В последующих годах картина выглядела так:

1942-1943 гг. - 82,2%, 1943-1944 гг. - 88,2% и в 1944-1945 гг. - 88,8% [Аргунов, 1975, с. 25-26].

Кроме того, в эти годы началось введение в сельских местностях семилетнего, в поселках и городах - всеобщего среднего образования. В годы войны продолжали свою работу два института, пять педагогических училищ, 11 техникумов и один педрабфак. Среди них рыбный, лесной, судостроительный, сельскохозяйственный, финансовый, автотранспортный, горный, речной, медицинский, связи, кооперативный техникумы. Благодаря этому многие отрасли народного хозяйства и культуры республики получали пополнение в лице специалистов средней и высшей квалификации [Аргунов, 1975, с. 24; Петров Д.Д., 1992, с.157-162].

Война внесла резкие изменения в формирование и расстановку педагогических кадров. Уже в 1941 г. на фронт ушла 1/3 всех учителей и вместо 2968 требуемых в 1941/42 учебном году в школах республики остались лишь 1793 педагога. В связи с этим были намечены досрочный выпуск студентов Якутского пединститута и педучилищ и привлечение к педагогической работе 581 учащегося 10-х классов. Были организованы ускоренные курсы для подготовки учителей начальных классов при средних школах, а также при Якутском институте усовершенствования учителей, которые за годы войны выпустили 420 учителей. Якутский педагогический институт подготовил 239, педагогические училища - 582 учителя.

Якутский пединститут в эти годы стал своеобразным центром образовательных ресурсов в республике. Он состоял из четырех факультетов: литературного, исторического, физико-математического и естественного. По справедливому утверждению Ю.Д. Петрова, во многом благодаря планомерной работе пединститута и педучилищ в городах и селах республики продолжали работать школы [Петров Ю.Д., 2005, с. 31]. Несмотря на тяжелые условия работы в Якутском пединституте не прекращалась научная деятельность. В годы войны были подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации первых докторов наук Л.Н. Харитонова, А.Е. Мординова, Г.П. Башарина, И.М. Романова. Также пединститут в 1942 г. стал инициатором возобновления научных конференций по направлениям факультетов. Так,

под общим названием «Участие Якутии в Великой Отечественной войне советского народа» в мае 1942 г. состоялась I научная конференция, которая, действительно, стала первым крупным научным мероприятием республиканского уровня. В ноябре этого же года была проведена II научная конференция, примечательная тем, что впервые за долгие годы Г.П. Башарин поднял вопрос о восстановлении исторической справедливости по отношению к литературному наследию основоположников якутской литературы.

Таким образом, в сфере образования государство не только не ослабило, но даже, наоборот, ощутимо расширило свою работу. При этом развитие образования происходило в весьма непростых условиях нехватки кадров, учебных пособий, письменных принадлежностей, трудностей с ремонтом и подготовкой школ к учебным занятиям. Помимо основной деятельности, как учащиеся, студенты, так и учителя, преподаватели работали на производстве и в сельском хозяйстве, проводили среди населения агитационно-массовую и культурно-просветительную работу.

В связи с военной обстановкой была значительно перестроена учебно-воспитательная работа. В школах, средних и высших учебных заведениях вводились начальная и допризывная военные подготовки учащихся, открывались военные кабинеты, кафедры, военно-спортивные площадки и т.д. Большое значение придавалось военно-патриотическому и трудовому воспитанию.

Новые условия жизни в годы войны заставили обратить особое внимание на физическое воспитание молодежи. С началом Великой Отечественной войны физкультурное движение Якутии, как и многие другие сферы общественной жизни, было переведено на военное положение. Как и по всей стране, большинство спортсменов и участников физкультурного движения были призваны на фронт. Физические и моральные качества якутян были сразу отмечены командованиями войск. Выносливые, физически хорошо подготовленные, ловкие, наблюдательные северяне, обладающие охотничьими навыками, часто служили снайперами, саперами, разведчиками, артиллеристами. Подвиги земляков - Героя Советского Союза Федора Попова, одним из первых в полку 1 октября 1943 г.

переправившегося под обстрелом через реку Днепр, в рукопашной схватке в траншее врага уничтожившего до 50 солдат и офицеров противника; Героя Советского Союза снайпера Федора Охлопкова, на чьем счету 429 немецких солдат и офицеров; одного из самых результативных снайперов, эвенка Ивана Кульбертино-ва, чей счет составляет 487 вражеских солдат и офицеров; их моральные и физические качества стали образцом для подражания молодежи, стимулом для усиленной работы в области физической культуры.

В соответствии с приказом № 188 Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта при Совете народных комисаров СССР региональные спортивно-административные органы должны были усилить работу по подготовке оборонных кадров в качестве резерва Красной армии. Главной задачей, стоявшей перед республиканскими учреждениями, стало участие в организации в Якутской АССР системы обязательного военного обучения граждан (Всеобуч). Кадровые сотрудники спортивных ведомств активно включились в практическую работу в качестве начальников и инструкторов по физкультурной подготовке командно-строевого состава [НА РС(Я). Ф. 732. Оп. 3. Д. 35. Л. 2].

Помимо физического воспитания резерва для армии, на городские и районные комитеты физической культуры была возложена подготовка непосредственно самих преподавательских кадров. В г. Якутске и ряде районов республики (Амгинский, Булунский, Горный и т.д.) организовывались курсы инструкторов по военно-лыжным видам спорта. Большинство городских и районных комитетов совместно с военными комиссариатами проводили инструктаж и семинары по физическому и строевому обучению на местах, обеспечивали подразделения необходимым инвентарем и профильной литературой.

Большой размах физкультурной работы в Якутии в годы войны способствовал не только воспитанию резерва для армии, но и привлечению к физическим занятиям значительной части населения. В период с 1941 по 1945 г. 12300 человек выполнили нормы комплексов БГТО и ГТО 1-й и 2-й ступеней, 2250 человек получили различные разряды, было подготовлено 2900 инструкторов и 40500 лыжников. Более 100 тысяч человек приняли участие в различных лыж-

ных и легкоатлетических кроссах [Федоров, 2010, с. 133].

Несмотря на тяжелое военное положение, развитие системы физической культуры в Якутии было продолжено. Ежегодно проводились массовые лыжные и легкоатлетические соревнования, чемпионаты по шашкам и шахматам. В годы войны в ряде районов и городов республики начали внедряться новые виды спорта, которые ранее не были широко распространены. Именно в это время в Якутии началось развитие бокса, тяжелой атлетики и гимнастики [НА РС(Я). Ф. 732. Оп. 3. Д. 35. Л. 4].

Для повышения морального духа населения руководством республики в годы войны регулярно проводились различные культурные и спортивные мероприятия. В 1942 г. в честь 20-летия Якутской АССР на стадионе г. Якутска прошел большой парад физкультурников, после которого состоялись состязания по легкой атлетике, волейболу и национальным единоборствам [Кочнев, 1992, с. 30]. В 1944 г. была возрождена традиция проведения праздников «Ысыах», во время которых также прошли массовые соревнования по традиционным видам спорта коренных народов Якутии. В самом конце войны, в 1945 г., после семилетнего перерыва была проведена четвертая республиканская летняя Спартакиада.

Бесспорно, обязательная военная подготовка и ставшее массовым физкультурное движение стали частью общей программы формирования мобилизационных ресурсов страны.

Перестройке на военный лад подверглись все сферы жизни республики. Изменения коснулись и профессионального искусства. Зрительский потенциал в театрах Якутии, в частности в городе Якутске, был и до войны достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра усилилось с началом войны. Многие артисты и работники театров были призваны в армию, состав Русского и Якутского драматических театров уменьшился вдвое, поэтому театры были объединены в один Русско-драматический театр, но при этом были сохранены обе труппы.

6 ноября 1941 г. открылось новое двухэтажное деревянное здание Русского драматического театра. Театры стали уделять большое внимание патриотическому репертуару, включающему пьесы на военные темы: «Русские люди»

К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Партизан Морозов» В. Протодьяконова, «Кузнец Кю-кюр» Д.К. Сивцева и др. [Петров Д.Д., 1992, с. 181-182; Крылова, 2004, с. 92-98]. Подъему творческих сил, расширению театрального репертуара способствовал приезд московских режиссеров В.Д. Бутурлина и П.В. Урбановича. При театре также работали агитбригады и выездная концертная программа «Боевые теа-сборники»*. Артисты регулярно выступали с концертами, различными постановками на предприятиях, гастролировали по республике.

Несмотря на все трудности, в эти страшные и жестокие годы успешно продолжалось строительство якутской музыкальной культуры, начатое в 1930-е гг. В частности, широко развернулась организаторская и творческая деятельность первого якутского композитора, музыковеда, заслуженного деятеля искусств ЯАССР и РСФСР Марка Николаевича Жиркова. Была организована музыкальная труппа, которая вошла в состав Якутского музыкально-драматического театра.

В эти годы были сделаны первые шаги по организации музыкального образования в республике. В 1944 г в г. Якутске открылась первая в республике детская музыкально-хореографическая школа с интернатом на 50 мест. Функции ССУЗа выполняла музыкальная студия, готовившая кадры для вокального и балетного искусства. Из числа студийцев в 1944 г. в Уральскую консерваторию были направлены Е.А. Захарова, А.П. Лыткина, Ф.А. Баишева, В.Р. Артемьева, УЕ. Кычкина [Аргунов, 1985, с. 43].

Также уделялось внимание развитию других форм музыкального искусства, таких, как инструментальное, хореографическое, и т.д. В 1944 г. в Москву для работы с опытными композиторами Правительством ЯАССР была направлена творческая бригада в составе режиссера В.В. Местникова, композитора М.Н. Жиркова, драматурга Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона, народного певца С.А. Зверева и др. В результате участники бригады создали музыкальные произведения: либретто музыкальной драмы «Нюр-гун Боотур Стремительный» и балета «Полевой цветок» (Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон) и т.д. [Петров Д.Д., 1992, с.184].

Большим успехом и популярностью пользовалась музыкальная драма «Нюргун Боотур» (музыка М.Н. Жиркова), впервые поставленная еще в 1940 г Идея победы добра над злом в героическом эпосе якутского народа - олонхо была созвучна общенародному патриотическому подъему военных лет. В постановке были задействованы известные артисты: в роли главной героини Туйарымы Куо выступала артистка с истинно якутским народным голосом Александра Новгородова, партию Нюргуна исполнял Михаил Жирков. В честь сотого показа в 1943 г. театром были собраны деньги в размере 158 300 руб., в том числе 87645 руб. облигациями государственных займов, на сооружение для фронта танка «Нюргун Боотур». В 1942 г. коллектив театра, поддерживая почин вахтанговцев, внес крупную сумму на строительство эскадрильи самолетов «Советский артист». В начале 1943 г. театр сдал в фонд обороны 132 тыс. руб. деньгами и облигациями государственных займов. В газете «Социалистическая Якутия» была опубликована благодарность от имени Сталина в адрес коллектива Якутского музыкально-драматического театра.

В 1945 г на конкурсе произведений для Советской армии «Торжественный якутский марш Победы», написанный М. Жирковым и Д.Ф. Са-лиман-Владимировым, был признан лучшим маршем и прозвучал во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 г., когда к подножию мавзолея были брошены сотни знамен и штандартов фашистской Германии.

Для изобразительного искусства в годы войны также были характерны общие закономерности развития этого периода. С первых дней художники развернули наглядную агитационно-пропагандистскую работу: оформляли призывные пункты, рисовали агитплакаты, карикатуры, которые также печатались в газетах. В этой работе принимал участие практически весь Союз художников ЯАССР, в котором состояли 17 чел. Были организованы 12 художественных выставок, среди них: в 1941 г. - экспозиция, посвященная войне, в 1942 г. - выставка плакатов и карикатур, в 1943 г. - выставка, приуроченная к 25-летию Красной армии, и др. Также в годы

*«Боевые теа-сборники» создавались по примеру «Боевых киносборников» и включали в себя одноактные пьесы, стихи и другие номера, посвященные борьбе с фашизмом и самоотверженному труду в тылу.

Великой Отечественной войны прошли персональные выставки П.П. Романова, Л.М. Габы-шева, Н.П. Христофорова, В.А. Кандинского. В 1945 г. звания «Народный художник Якутской АССР» были удостоены И.В. Попов и П.П. Романов [Аргунов, 1985, с. 43; Потапов, 1960, с.16-19]. Живопись Якутии военных лет - это в основном изображение боли и утрат. Художники создавали образы воюющей страны во всех проявлениях: на фронте и в тылу. Они писали картины огромного эмоционального накала.

С первых же дней войны идейным и духовным оружием борьбы против фашизма стала литература. В военные годы якутская литература находилась в едином ключе с общероссийской литературой, отражавшей военное лихолетье. 30 писателей были призваны в действующую армию. Среди них С.Р. Кулачиков-Элляй, А.Г. Абагинский, Н.К. Седалищев-Джеге Аны-стыров, С.А. Саввин-Кюн Джирибинэ, Г.И. Ма-каров-Дьуон Дьанылы, М.И. Кузьмин-Макар Хара, И.П. Никифоров, Т.Е. Сметанин, П.Н. То-буроков, Н.Д. Слепцов-Туобулахов, И.И. Эртю-ков, Софр. П. Данилов и др.

С 1939 по 1948 г. председателем правления Союза советских писателей Якутии с небольшим перерывом работал С.Р Кулачиков-Элляй. Когда Элляя призвали на фронт в марте 1943 г., секретарем оргкомитета правления Союза советских писателей Якутии был назначен поэт С.С. Васильев.

За подвиги, мужество и храбрость, совершенные во время войны, многие писатели были награждены орденами и медалями: поэт М.И. Кузьмин-Макар Хара награжден орденом Красного Знамени; Н.Д. Слепцов-Туобулахов - орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией»; Т.Е. Сметанин - медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией»; В.С. Соловьев-Болот Боотур - орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени; П.Н. Тобуроков - орденом Отечественной войны II степени и т.д. Многие из писателей получили тяжелые ранения, были среди них и потери: в феврале 1944 г. пропал без вести Н.К. Седалищев-Джеге Аныстыров.

В Союзе советских писателей ЯАССР осталось всего около 10 писателей, на их долю выпал большой объем работы по печатной деятельности, созданию и публикации произведе-

ний патриотической тематики, публикации отправленных с фронта произведений писателей-воинов, переводов на русский и якутский языки, а также работы по переписке с писателями-фронтовиками, организации помощи их семьям и т.д.

В годы войны якутские писатели были среди делегатов, выезжавших на фронт для поддержания духа воевавших земляков, освещения фронтовых новостей на родине в местной печати. В состав первой делегации, отправленной в ноябре 1942 г. на Западный фронт, вместе с председателем Президиума Верховного Совета ЯАССР П.В. Аммосовым и секретарем Алданского окружного комитета райкома партии А.И. Мишиным был и поэт В.М. Новиков-Кюн-нюк Урастыров. Он стал единственным из якутских писателей, присутствовавшим на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1942 г. [Союз., 2009, с. 31].

В 1944 г. на фронт в качестве военных корреспондентов выехали Д.К. Сивцев-Суорун Омол-лон и С.С. Васильев. Они пробыли на передовой 1-го Украинского фронта четыре месяца. Там якутские писатели встречались с Героем Советского Союза генерал-лейтенантом Н.П. Пуховым, Героями Советского Союза Власовым, Медведевым и Рындиным и др. Значимыми были встречи с коллективами красноармейских газет, типографий на колесах. Результатом этих поездок стали публикации произведений писателей-фронтовиков на родине («На защиту солнечной страны», «Огни на дорогах» С. Кулачи-кова-Элляя, «Сердце солдата» Т. Сметанина), а также очерков, произведений самих командированных писателей - «Айхал» («Слава») С. Васильева, «Сплоченные навеки Великой Русью», «Привет из фронта!» Суорун Омоллона.

Чувство сопричастности к общему делу защиты родины от фашизма определило гражданский пафос всей якутской литературы. В эти годы вышли сборники стихов «Якуты на войне» М. Тимофеева-Терешкина, поэма «Клятва» С. Васильева, драмы «Партизан Морозов» В. Прото-дьяконова, «Сайсары» Д. Сивцева-Суорун Омоллона, стихи поэтов Чагылгана, Элляя и др.

Был создан ряд новых произведений народными певцами и сказителями. Так, в 1945 г. вышел коллективный сборник «Кырдьык кыайар» («Правда побеждает»), куда вошли песни-тойу-ки и авторские олонхо народных певцов и ска-

зителей И.И. Бурнашева-Тон Суорун, С.А. Зверева, Н.А. Абрамова-Кынат, П.П. Ядрихин-ского и др.

Всего за годы войны вышло из печати около 60 книг якутских писателей. Книжное издательство с 22 июня 1941 г. по 15 мая 1945 г. выпустило 1604800 экз. книг общим объемом 1315 печатных листов, среди них мировая и отечественная классика, а также произведения национальной литературы, труды ученых [Энциклопедия Якутии, 2000, с. 254-256].

Ведущее положение в литературе военных лет занимали оперативные, мобильные жанры -патриотические стихи и очерки. В поэзии наблюдалась актуализация фольклорных, особенно обрядовых, жанров, отвечавших требованиям времени - анда^ар-клятва, илбис инэрии-заклинание воина («Клятва», «Сверкай, мой кы-лыс!», «Перед огнем пожарища» С. Васильева), алгыс-благословение («Алгыс матери» С. Васильева, «Прощание» Элляя). Закономерно появление стихов, призывавших к борьбе против фашизма («Все силы против фашизма!» Элляя, «Якуты идут на фронт», «На переднем крае» Макара Хара, «Докуда дошел ты, юноша-саха?» Л. Попова и др.). Получили распространение стихи песенного жанра. Всенародно любимыми песнями стали произведения Элляя «Капитан Гастелло», И. Винокурова-Чагылгана «Лыжная», А. Бэрияка «Песня свободного якута».

В военной прозе особый статус получили художественные и публицистические очерки Н. Мординова-Амма Аччыгыйа, Суорун Омол-лона, А. Винокурова-Олбинского, Сем. и Софр. Даниловых и др., носившие характер сюжетных, фабульных рассказов, основанных на реальных событиях войны.

Литература 1940-х гг. тяготеет к масштабным литературным формам - роману, роману-эпопее, трилогии, лиро-эпическим поэмам. 1942-й год ознаменовался появлением первого в истории якутской литературы романа В. Яковлева-Эри-лик Эристина «Молодежь Марыкчана», а в 1944 г вышел в свет роман Н. Мординова-Амма Аччыгыйа «Весенняя пора», признанный «энциклопедией якутской народной жизни».

Заметным явлением в драматургии военного времени стали пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» Суорун Омоллона (1943 г), отражавшие тяготы трудового тыла. Известность

приобрела пьеса В. Протодьяконова-Кулантая «Партизан Морозов» (1943 г.), где изображались военные будни и подвиги советских солдат глазами якутского солдата Дапсырова.

В начале 1940-х гг. начинается новый этап в истории литературы Якутии, когда без внутренней генетической опоры на классиков якутской литературы все же усиливается интерес к ранней литературной и фольклорной традиции. Подспудно готовилась почва для борьбы за наследие основоположников якутской литературы, которая начала активизироваться после выступления в 1942 г. на II научной конференции Якутского пединститута Г.П. Башарина с докладом «Якутская художественная литература в период Отечественной войны».

В 1943 г. Г.П. Башариным в Институте истории АН СССР была защищена кандидатская диссертация на тему «Три якутских реалиста-просветителя: Кулаковский, Софронов и Неу-строев (Из истории общественной мысли древо-люционной Якутии)». Его первое крупное исследование о деятельности основоположников якутской литературы явилось не только знаковым событием якутской науки, но и примером гражданского подвига, пробудившего национальное самосознание народа саха. В диссертации, а затем изданной в 1944 г одноименной монографии впервые открыто поднимался вопрос о выдающейся роли представителей первого поколения национальной интеллигенции в развитии культуры и общественно-политической истории Якутии начала века. Само название работы изначально указывало на новаторский характер монографии. Характеристика первых трех якутских писателей как «реалистов-просветителей» стала впоследствии доминирующей в определении творческого метода писателей-основоположников и в объяснении их просветительских интенций и стимулов, повлекших за собой прогрессивный «прорыв» национальной культуры и науки.

Подключились к борьбе за наследие основоположников общественные и государственные деятели, выступившие в поддержку Г.П. Башарина. В марте 1943 г. на имя уполномоченного КПК при ЦК ВКП(б) по ЯАССР В Н. Васильева было направлено письмо заместителя председателя Совнаркома ЯАССР И.Е. Винокурова, начальника управления по делам искусств при Со-

внаркоме ЯАССР С.С. Сюльского, директора педагогического училища И.М. Романова о неправильной политике Якутского обкома ВКП(б) по отношению к литературному наследию А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустрое-ва [НА РС(Я). Ф. 5. Оп. 4. Д. 270. Л. 91-96об.].

Результатом активных, консолидированных действий Г.П. Башарина и его единомышленников явилось постановление бюро Якутского обкома ВКП(б) от 1 марта 1943 г. «О литературном наследстве Кулаковского, Софронова и Неустро-ева (заявление Г. Башарина)», в котором были поставлены вопросы политически правильного по тем временам, плодотворного для литературного развития подхода к изучению и использованию наследства зачинателей якутской литературы. Это постановление обусловило относительно недолгое (до 1952 г.) ослабление напряженности в данном вопросе. По решению бюро была принята резолюция о возобновлении издания и научного изучения жизни и творчества основоположников якутской литературы, театральных постановок произведений А.И. Софронова и Н.Д. Неу-строева. Впервые за несколько лет вышли статьи о творчестве А.Е. Кулаковского Н.М. Заболоцкого, о пьесах А.И. Софронова С.А. Григорьева. В газете «Социалистическая Якутия» были опубликованы несколько произведений А.Е. Кула-ковского в переводе А. Ольхона.

Труд Г.П. Башарина может быть расценен как первый опыт целостного историко-литературного анализа, в котором были заложены основные методологические положения изучения личности, судьбы и творчества писателей. В целом значение труда Г.П. Башарина, несмотря на некоторые исторические неточности и искажения, на которые впоследствии указывал литературовед Н.Н. Тобуроков [2001; 2009], неоценимо в истории якутской литературы. По сути эта работа является одной из первых работ в русле интеллектуальной истории народа, благодаря которой наследие А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева сохранилось для будущих поколений.

22 ноября 1944 г. Бюро нацкомиссий правления Союза советских писателей СССР под председательством Н.В. Чемезова, рассмотрело вопрос об объективной оценке творчества А.Е. Кулаковского (в частности, поэмы «Сон шамана») и возможности его перевода на русский язык [РГА-

ЛИ. Ф. 631. Оп. 6. Д. 703]. Перевод доверили известному сибирскому поэту А.С. Ольхону, которому предоставили построчный перевод И.И. Говорова. Ольхон был знаком с поэзией Кулаковского и высоко ценил его как поэта-философа.

Опыт литературы Якутии военных лет наглядно продемонстрировал, какой социально-организующей силой может обладать художественное слово, которое поддерживало духовные силы в народе, укрепляло веру в Победу. Вместе с тем шла внутренняя борьба за национальные художественные ценности, за сохранение традиций и преемственности литературы.

В целом в годы войны и в последующем литература и работа учреждений культуры занимали огромное место в просвещении и пропаганде среди населения. Великая Отечественная война внесла в организацию культурной жизни Якутии свои специфические формы и методы. Все содержание культурной и идеологической политики было подчинено делу Победы, это и предопределило основные направления деятельности учреждений культуры и образования. Трагичность исторической эпохи не препятст-ствовала культурному подъему, наоборот, культура стала мощным стимулом для поддержания духовных сил народа, направленных на борьбу с фашизмом. Образование, физическая культура, искусство, литература Якутии в кризисный для страны период смогли в ускоренном темпе перестроиться и наладить планомерную работу. За скупыми цифрами о количестве школ, учащихся, педагогов, физкультурных мероприятий, театральных событий, выставок, изданных книг стоят живые люди, которые, несмотря на тяготы военного времени, все силы прилагали для сохранения и развития культуры. В предлагаемой статье освещены не все составляющие культурной жизни Якутии военного времени. Бесперебойно работали городские и сельские библиотеки, музеи, сельские клубы, кинотеатры, радиовещание, научные учреждения продолжали свои исследования, в экспедициях Института языка и культуры при СНК ЯАССР собирался уникальный фольклорный и этнографический материал и т.д.

Небывалый подъем культуры в Якутии, думается, не был результатом только идеологического давления (а идеологических издержек и перегибов в те времена, как известно, было немало), а

естественным, закономерным, искренним отношением якутского (как и всего советского) народа к своей стране, своему будущему. В культурном подъеме республики проявилось нравственное достоинство народов Якутии, их сплоченность в борьбе за мир. Д.С. Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, в одном из своих воспоминаний отметил: «То, что создали в годы войны советские артисты, музыканты, писатели - это подвиг. Подвиг во имя Родины, во имя победы над врагом, во имя жизни».

Литература и источники

Антонов Е.П., Грязнухина М.Э. Наука Якутии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): научная деятельность и ратный подвиг. - Якутск: Феникс, 2010. - 79 с.

Аргунов И.А. Культура Якутии в годы войны // Политическая агитация. - 1975. - № 1. - С. 22-26.

Аргунов И.А. Социалистическая судьба якутского народа. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1985. - 189 с.

Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1966. - 344 с.

Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя (Из истории общественной мысли дореволюционной Якутии). - Якутск: Госиздат ЯАССР, 1944. - 140 с.

Башарина З.К. Проблема героического в литературе народов Якутии, 1940-1990-е гг. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 2005. - 122 с.

Башарина З.К. Саха литературата А§а дойду Улуу сэриитин кэмигэр (1941-1945 сс.): Yeрэх посо-биета (Якутская литература в годы войны (19411945 гг.). - Дьокуускай, 1997. - 84 с.

Боескоров Г.К. Творчество П.Н. Тобурокова.-Якутск, 1981. - 104 с.

Васильева Н.Д. Повседневность сельского населения Якутии в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война в региональном измерении // Матер. всерос. науч. конф. Орел, 23-24 апреля 2015 г. - Орел: Издат. Дом «Орлик», 2015. -С. 136-145.

Винокуров А.Д. Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Молодой ученый. — 2015. — № 17.1 (97.1). — С. 8-11.

Винокуров А.Д. «Рыба - фронту!»: Чурапчинская трагедия 1942-1944 гг.: из истории трудовых мобилизаций в Якутской АССР // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология.-2017.- № 1.- С. 81-89.

Винокуров Е.Г. Макар-Хара - Улуу Кыайыы ырыа^гга («Певец Великой Победы»). - Дьокуускай: Бичик, 2005. - 112 с.

Грязнухина М.Э. Якутия в Великой Отечественной войне: тыл // Россия и Якутия: сквозь призму истории. - Якутск: Медиа-Холдинг «Якутия», 2007. - С.174-186.

Копырин Н.З. Поэзия Элляя (о творчестве поэта С.Р. Кулачикова-Элляя). - Якутск: Якуткнигоиздат, 1964. - 175 с.

Копырин Н.З. Тяжелое испытание: якутская поэзия периода Великой Отечественной войны и послевоенные десятилетия. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. - 83 с.

Кочнев В.П. Якутия спортивная / В.П. Кочнев. -Якутск: Нац. кн. изд-во РС (Я), 1992. - 207 с.

Культурная жизнь в Якутской АССР. 1917-1975. Хроника. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 170 с.

Крылова В.К. Времен связующая нить... - Новосибирск: Наука, 2004. - 380 с.

НА РС (Я) - Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 732. Оп. 3. Д. 35; Ф. 5. Оп. 4. Д. 270.

Петров Д.Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Ч. 2: Трудящиеся Якутии в тылу. -Якутск: Кн. изд-во, 1992. - 319 с.

Петров Ю.Д. В годы суровых испытаний (Якутский пединститут в 1941-1945 гг.). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. - 144 с.

Потапов И.А. Изобразительное искусство Советской Якутии. - Л.: Художник РСФСР, 1960. - 75 с.

РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 631. Оп. 6. Д. 703.

Сивцева С.И. Якутия в годы Великой Отечественной войны: социально-демографический аспект (1941-1945 гг.). - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2000. - 149 с.

Союз писателей Якутии. - Якутск: Бичик, 2009. - 160 с.

Тобуроков Н.Н. ©ксвкулээх ©лвксвй оло±ун уон-на айар Yлэтин YPДYK Yeрэх кьЛатыгар Yврэтии (Изучение жизни и творчества Ексекюлях Алексея в высшем учебном заведении). - Дьокуускай, 2001. -112 с.

Тобуроков Н.Н. Талыллыбыт Yлэлэр (Избранные статьи). - Дьокуускай, 2009. - 160 с.

Федоров Д.С. Военно-патриотическая направленность физического воспитания и спорта в Якутии в 1941-1945 гг. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2010. -Т. 7, № 2. - С. 129-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энциклопедия Якутии / гл. ред. Ф.Г. Сафронов: в 2 т. - Т.1. - М.; Якутск: Якут. энцикл., 2000. - 552 с.

Якутия за 50 лет в цифрах.- Якутск, 1967. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.