Научная статья на тему 'Культура в семиотическом аспекте: семиосфера Юрия лотмана'

Культура в семиотическом аспекте: семиосфера Юрия лотмана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
908
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура в семиотическом аспекте: семиосфера Юрия лотмана»

НАШИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

95 лет со дня рождения Юрия Лотмана — мыслителя, философа, социолога и культуролога (28 февраля 1922 — 28 октября 1993)

Валерия Мухина

КУЛЬТУРА

В СЕМИОТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: СЕМИОСФЕРА ЮРИЯ ЛОТМАНА

Юрий Михайлович Лотман (28.02.1922, Петроград - 28.10.1993, Тарту) — культуролог, специалист в области литературы и эстетики, истории русской литературы и культуры, доктор филологических наук, основоположник Тартуско-московской семиотической школы, автор универсальной семиотической* теории и методологии.

Семиотика исследует свойства языковых систем (или систем знаков), каждой из которых придается определенным образом некоторое значение.

* Семиотика (гр. semeiotike — учение о знаках), иначе семиология, — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т.п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и прагматика.

95 лет со дня рождения Юрия Лотмана

Ю.М. Лотман использовал опыт развития семиотического структурализма во многих странах. Однако он не ограничивался изучением формальной структуры художественных произведений, уделив первостепенное внимание семантике знаковых структур (Структура художественного текста, 1970; Анализ поэтического текста, 1972 и др.).

Согласно Ю.М. Лотману, семиотический предмет можно осмыслить не как отдельный знак, а как текст, существующий в культуре, текст, представляющий собой «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые соображения и порождать новые, как информационный генератор, образующий чертами интеллектуальной личности (Избранные статьи. Т. 1. Таллин, 1992, с. 132). Ученый рассматривал и саму культуру в семиотическом ее аспекте, в многообразии ее коммуникативных связей (Статьи по типологии культуры. Т. 1-Ш. Тарту, 1970-1973). Позже Ю.М. Лотман продолжал издавать в Тарту труды по знаковым системам. Так, например, он издал статьи «Семиотика культуры и понятие текста», «Риторика» [Структура и семиотика художественного текста. Тарту, 1981]. Основоположник Тартуской семиотической школы показал две тенденции динамики развития семиотики. Одна тенденция в стремлении к точному моделированию приводит к созданию метасемиотики, когда объектом исследования становятся не тексты как таковые, а модели текстов, модели моделей и т.д. Вторая тенденция сосредоточивает внимание на семиотическом функционировании реального текста, когда текст предстает не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразные коды, обладающее чертами интеллектуальной личности. В этой связи психолингвистам и психологам есть над чем задуматься.

В 1984 году Ю.М. Лотман ввел понятие «семиосфера», характеризующее границы семиотического пространства. Ученый указал на его структурную иерархию, компоненты которой находятся в диалогическом отношении.

Анализируя семиотические пересечения как смысловой взрыв, Ю.М. Лотман писал: «Любое смысловое пространство только метафорически может быть представлено как двухмерное, с четкими однозначными границами. <.. .> Метафорически это можно сопоставить с границами пространства на карте и на местности: при реальном движении по местности географическая линия размывается, вместо четкой черты образуя пятно.

Пересечения смысловых пространств, которые порождают новый смысл, связаны с индивидуальным сознанием. При распространении на все пространство данного языка эти пересечения образуют так называемые языковые метафоры. Последние являются фактами общего языка коллектива» (Семиосфера. СПб., 2004, с. 26).

Ученый рассматривал: многие аспекты культуры, в том числе системы с одним языком и с несколькими языками; феноменологию знаковых систем внутри мыслящих миров; символ в качестве «гена сюжета» и символ в системе культуры; семиотическое пространство и многие другие аспекты культуры.

Наши презентации

Особое место в его работах занимает проблема индивидуального творческого пути и типологии культурных кодов: творчество русских символистов, общая ориентированность символистов на «вторую действительность», которая приводит к построению «моделей моделей»; внелитера-турная реальность в контексте сложных соотношений с культурными кодами; последовательная смена типов искусств и многое другое.

В именном указателе Литературной энциклопедии терминов и понятий (М., 2003) мы находим более 100 ссылок на работы Ю.М. Лотмана, которые ведут заинтересованного читателя к множеству значимых для культурологии и семиотики значений и смыслов.

Работы в области культурологии и семиотики принесли ученому мировую известность, они стали для последователей и учеников Ю.М. Лот-мана ориентиром в изучении знаковой природы культуры.

Исследования Ю.М. Лотмана значимы не только для культурологов и лингвистов, но и для психологов, проявляющих интерес к сферам развития высших психических функций и личности человека в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.