Научная статья на тему 'Культура управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности как объект институционального исследования'

Культура управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности как объект институционального исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов А. Н., Стукалова О. В.

Анализ исследований зарубежных и отечественных авторов выявил тенденцию к смене парадигмы управления предпринимательской деятельностью, связанную с гибкостью и быстротой приспособляемости к изменениям внешней среды, носящих институциональную направленность. Важнейшим концептуально-практическим элементом этой парадигмы выступает уровень культуры управления и использование творческого потенциала менеджеров. При этом особую значимость имеют возможности привлечения культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности. Этот вид культуры представлен в виде объекта институционального исследования. Представлен авторский подход к классификации культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности по степени ее приближения к уровню институциональной гибкости. Отмечено наличие проблем в культуре управления, которые меняются и модифицируются. Недостаточно проработаны механизмы ее изменения на уровне предприятий (фирм) при усиливающейся международной конкуренции. Практика предпринимательской деятельности требует внимания к лидерству и процессам реструктуризации властных отношений при внедрении институциональных изменений в культуру управления трансакционными издержками. Авторами применен принцип междисциплинарности как один из главных инструментов для решения названных задач, поскольку рассмотрение особенностей развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности требуется производить с позиций разных наук, субдисциплин и их интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов А. Н., Стукалова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности как объект институционального исследования»

ВВопросы управления

УДК 005 + 338.22.44

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Н. ПОПОВ,

доктор экономических наук, директор Института экономики, профессор кафедры экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры E-mail: [email protected]

О.В. СТУКАЛОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного менеджмента

E-mail: [email protected] Южно-Уральский государственный университет

Анализ исследований зарубежных и отечественных авторов выявил тенденцию к смене парадигмы управления предпринимательской деятельностью, связанную с гибкостью и быстротой приспособляемости к изменениям внешней среды, носящих институциональную направленность. Важнейшим концептуально-практическим элементом этой парадигмы выступает уровень культуры управления и использование творческого потенциала менеджеров. При этом особую значимость имеют возможности привлечения культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности. Этот вид культуры представлен в виде объекта институционального исследования. Представлен авторский подход к классификации культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности по степени ее приближения к уровню институциональной гибкости. Отмечено наличие проблем в культуре управления, которые

меняются и модифицируются. Недостаточно проработаны механизмы ее изменения на уровне предприятий (фирм) при усиливающейся международной конкуренции. Практика предпринимательской деятельности требует внимания к лидерству и процессам реструктуризации властных отношений при внедрении институциональных изменений в культуру управления трансакционными издержками. Авторами применен принцип междисциплинарности как один из главных инструментов для решения названных задач, поскольку рассмотрение особенностей развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности требуется производить с позиций разных наук, субдисциплин и их интерпретации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, трансакционные издержки, культура управления, институционализм, социально-экономическая система, теория организации

Объект авторского исследования признается многими ведущими специалистами в области организационного культуростроения. Особое внимание при этом обращается на сравнительный анализ современной России и стран с развитыми рынком и демократией. Последняя означает эффективную систему выбора во власть достойных, объективные критерии оценки результатов деятельности представителей власти, возможность и механизмы устранения из власти безнравственных фигур [9].

Обращается также внимание на тенденции развития экономических наук, понимание и учет социальных потребностей, потребностей и особенностей личности. Если раньше речь шла о человеке экономическом, то в последние годы - о человеке психологическом и социальном, а по большому счету - об экономической личности с присущей ей тяге к справедливости в отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Существует мнение, что экономисты по-прежнему пытаются оперировать моделями, в которых живому человеку нет места. Однако их же обращение к понятию «культура управления» заставляет думать иначе, особенно если речь идет об организациях предпринимательского типа, для которых важен исследовательский подход к пониманию источников происхождения трансакционных издержек и управления ими с учетом роли государственных структур в этом деле.

Изучение процессов формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности не только в рамках национальной, но и теперь уже мировой экономики приобретает особую теоретическую и практическую значимость в условиях современного глобального кризиса. Как отмечает автор работы [10], это обусловлено тем, что современный финансовый кризис вызван возникновением глобального противоречия между трансакционным и трансформационным секторами мировой и национальной экономики. Кризис, начавшийся в трансакционном секторе экономики, перебрасывается на трансформационный сектор и перерастает в общий кризис экономической системы.

Трансакционная методология изучения экономического роста на макро- и микроуровнях предполагает рассмотрение любой социально-экономической системы с точки зрения взаимодействия разнообразных трансакций. В переводе с латинского трансакция означает именно взаимодействие.

Одним из критериев классификации трансакций с позиции культуры управления является специфика актива (в рамках осуществления сделки). И таким активом прежде всего выступает персонал организации предпринимательского типа, особенностью которой является активное взаимодействие с внешней средой в процессе обменных операций на рынке товаров и услуг. Особенностью таких организаций является также активная интеграционная деятельность, невозможная без формирования и развития культуры управления трансакционными издержками, все возрастающей (по численности персонала) социально-экономической системы.

Такого рода организация представляется в виде самостоятельной автономной системы с определенной предпринимательской деятельностью внутренней средой. Подходы к формированию и развитию культуры управления трансакционными издержками в ней подразделены на типы (рис. 1).

Все эти подходы в совокупности можно назвать экономическими, поскольку они преследуют цель, связанную со снижением трансакционных издержек в процессе осуществления предпринимательской деятельности в условиях демократических методов ее ведения.

Специалисты в связи с этим справедливо указывают на необходимость для современного бизнеса видеть интересы трех групп, зачастую не совпадающие, но от удовлетворения которых зависит будущее организации. Это интересы собственников фирмы (акционеров), потребителей продукции (покупателей) и сотрудников любой организации предпринимательского типа. Нравственный аспект выбора путей организационного поведения при этом и определяет культуру управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности, основанную на традициях, собственном опыте и личной склонности руководителей, обнаруживающихся в конкретных экономических ситуациях.

Такого рода организации Н. Смелзер называет харизматическими [8]. По мере их развития формируются правила и традиции, растет упорядоченность. Процессы формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности проходят три этапа: кристаллизацию, признание и институ-ционализацию. В результате появляются образцы поведения по отношению друг к другу и к внешней среде, основой которых являются быстрая обратная связь и большой риск, оправданный с точки зрения

Типология подходов

к формированию и развитию культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности

Рис. 1. Основные подходы к формированию и развитию культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности

снижения трансакционных издержек предпринимательской деятельности.

Разделяя культуру на виды по степени риска и обратной связи, административную культуру Р. Рюттингер называет бюрократической [7]. В таких организациях слабое кооперирование, первоочередное внимание уделяется не результату, а форме. Мотивация зафиксирована в соответствующих документах и зачастую достаточно субъективна: зависит от воли начальства и личностных качеств работника в восприятии начальника.

Кроме административной выделяются и другие виды культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности, в совокупности определяющие культуру организации предпринимательского типа. Наиболее гибкой из них является инновационная культура, завершающая процесс институционализации.

Инновационная культура управления транс-акционными издержками одновременно является инвестиционной и демонстративной. В то же время она имеет направленность на организационные изменения, в основе которых лежит организационное культуростроение. Акцент делается на активизацию предпринимательской деятельности, в том числе за

счет эффективной кадровой политики и формирования профессиональной компетентности.

Инновационная культура по содержанию представляет собой высокий уровень культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности. Последняя определяет соответствующие методы управления, стиль руководства, демократизм в сфере управленческой деятельности, восприятия персонала как носителя деловой и организационной культуры, в основе которой лежит коммуникативная компетентность, являющаяся основой конкурентоспособности и устойчивости предпринимательской деятельности.

Этот вид культуры, как следует из опыта деятельности японских корпораций, включает элементы, объединенные в три группы [3]:

1) базовые цели компании:

- служение обществу, организации;

- справедливая прибыль;

- неуклонный прогресс, завоевание доверия;

- благосостояние работников, уважение к работнику;

2) общая политика:

- прогрессивность, активность, созидатель-ность;

аналитический, научный подход; высокая производительность, прогресс технологии корпорации; 3) кодекс поведения сотрудников:

- отношение к компании (преданность, благодарность);

- отношение к работе (усердие, ответственность, исполнение долга, бережливость, аккуратность, терпеливость);

- отношение к старшим, коллегам, подчиненным.

- отношение к себе (здоровье, прилежание, бодрость, моральная устойчивость).

Достигается данный уровень культуры в процессе соответствующего воспитания молодых работников, которое сочетается с прозрачным планированием и экономикой организации, с ритуалами и другими условиями внедрения и поддержания корпоративной культуры, ее проникновением в сознание персонала, его мотивацию. Особый акцент делается на понимание сущности трансакционных издержек, их дешифровку и пути снижения в процессе активизации предпринимательской деятельности.

В некоторых японских организациях предпринимательского (инновационного) типа речь идет о «духе» или «деловом кредо», обязательно связанном с борьбой за улучшения. А последние определяют трансакционные издержки, их снижение (активизацию на этой основе предпринимательской деятельности). Экономическое поведение в данном случае коррелирует с обменным поведением, по классификации В.И. Верховина [1].

Некоторые авторы динамические процессы в экономическом поведении представляют в виде отдельных этапов онтогенеза организаций. Примером такого рода организационных исследований являются работы [2, 4, 9].

Культура управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности исследуется авторами с позиций лидерства. Имеется в виду то, что

ожидаемое состояние данного вида культуры является одной из личных целей руководителя организации, который одновременно является ее лидером, стремящимся к достижению делового успеха. Авторы в данном случае согласны с известным мнением, в соответствии с которым суть деятельности руководителя - лидерская, что проявляется во взаимодействии с людьми, в формировании нового видения организации, в обеспечении правильного восприятия этого нового видения всеми сотрудниками, в определении путей и направлений перехода организации в новое состояние, в подборе персонала менеджеров, способных воплотить идеи лидера в жизнь [5].

Руководитель должен владеть искусством создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который воплощал бы в себе новые и вечные ценности [6]. Все это в полной мере относится к формированию и развитию культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией ролей Г. Минцберга успешный руководитель в своей деятельности обязан исполнять следующие управленческие роли: межличностные, информационные и роли, связанные с принятием решений [5]. Все они, по мнению авторов, являются провозглашаемыми ценностями в составе культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности. Уровни простираемости культуры представлены на рис. 2.

Под простираемостью в данном случае понимаются следующие уровни культуры управления:

Уровень Содержание

Культурологические артефакты Подходы к формированию и развитию культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности: - процессуальный; - системный; - ситуационный

Провозглашаемые ценности Управленческие роли лидера организации: - межличностные; - информационные; - связанные с принятием решений

Базовые представления Категорийное представление экономического образа мышления: - выбор; - внимание; - ожидание

Рис. 2. Уровни простираемости культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности

артефакты, провозглашаемые ценности, базовые представления (экономический образ мышления лидеров организаций предпринимательского типа). Этот образ является стоимостным - стратегическим и нередко - глобальным, направленным на расширение предпринимательской деятельности за счет осуществления интеграционных процессов.

Формирование культуры управления, определяющее понятие «артефакты», связывается авторами с осуществлением на практике трех подходов к динамичному развитию организаций предпринимательского типа: процессуального, системного и ситуационного. Следующим за артефактами находится второй уровень, называемый провозглашаемыми ценностями, имеющий непосредственное отношение к организационному поведению персонала хозяйствующего субъекта.

По этому поводу В.А. Спивак пишет: «В организации, где люди добровольно объединяются для достижения совместными усилиями общеорганизационных и одновременно личных целей, действуют многочисленные правила, нормы, предписания, без которых недостижимы совместные результаты. Эти предписания могут быть письменными и устными, индивидуальными и групповыми, общественными и более высокого уровня. Их нарушение, естественно, вызывает сбои в деятельности организации, вредит ей» [9]. Слабые и случайные отклонения от норм, определяемых организационной культурой (а в более широком понимании - культурой управленческой деятельности), фиксируются вниманием лидеров организаций предпринимательского типа и впоследствии соответствующим образом корректируются.

Такого рода отклонения носят название деструктивных. Более серьезные отклонения определяются терминами девиантного и деликвантного поведения (первое связывается с нарушением правил и норм на грани нарушения закона, второе - с нарушением закона).

В преломлении к организациям предпринимательского типа деструктивные отклонения в организационном поведении носят название мошенничества. Известно и такое понятие, как треугольник мошенничества, включающий в себя: возможность совершить и некоторое время скрывать акт мошенничества; самооправдание (способность оправдать эти действия); давление внешних обстоятельств [5]. Последние нередко бывают финансового плана или обстоятельствами, связанными с работой (кажущая-

ся недооценка своих успехов, чувство неудовлетворенности от работы, боязнь ее потерять, ощущение несправедливости в оплате и пр.).

Критерием измерения деструктивного поведения является культура управленческой деятельности, говоря иначе, это ценности, нормы, правила, ожидания, представления организации как общности людей, имеющих целью совместное производство продукции, благ, оказание услуг. Поскольку нормы и правила, действующие в обществе, являются живым и динамичным явлением, имеют конкретно-исторический характер, носят отпечаток субъективизма и изобретательности, постольку зачастую критерии «нормальности» поведения бывают размыты, нормы поведения в разных группах противоречат друг другу [9]. В этих условиях важнейшей задачей лидеров организаций предпринимательского типа является деятельность по формированию и развитию данного вида культуры, рост которой ведет к снижению трансакционных издержек предпринимательской деятельности.

Авторами в ходе исследования разработана обобщенная модель формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности (рис. 3).

Теории и практике управления трансакционными издержками посвящена работа [6]. Здесь же особый акцент сделан на теоретические и методологические основы моделирования соответствующих процессов, определяющих (в совокупности) культуру данного управления.

Культура управления трансакционными издержками является системообразующей категорией, определяющей успешность предпринимательской деятельности и состязательную способность организаций предпринимательского типа. Уровень простираемости этого вида культуры определяется выбором подходов к ее формированию и развитию, управленческими ролями лидеров и их образом мышления. Говоря иначе, речь идет об артефактах, провозглашаемых ценностях и базовых представлениях о путях достижения делового успеха организациями предпринимательского типа.

Развитие данного вида культуры в России проходило в основном стихийно, однако в последние годы воздействие государства и рынка на управление трансакционными издержками стало приобретать плановый, скоординированный характер. Особое внимание обращают на себя крупные фирмы развитых стран, дающие пример отношения к куль-

туре как важному фактору обеспечения эффективной предпринимательской деятельности. Практически все они имеют социальные подразделения, отвечающие за организацию внедрения «высших ценностей». Разрабатываются также программы увязки этих ценностей с мерами по росту конкурентоспособности прежде всего за счет снижения трансакционных издержек предпринимательской деятельности.

В экономике пока еще этот вид культуры имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер. Роль науки в этих условиях заключается в переходе к серьезному анализу и осмыслению данного феномена. Задача обусловлена перестроечными явлениями в русле демократизации и переосмысления профессиональных

Рис. 3. Обобщенная модель формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности (ТИПД)

и ценностно-нравственных ориентиров. Говоря иначе, для нового этапа развития промышленного производства требуется новая парадигма управления, связанная с гибкостью и быстротой приспособляемости к изменениям внешней среды, а также субъекта предпринимательской деятельности. Это (прежде всего) фирма с предпринимательским типом менеджмента и отдельные бизнес-процессы, определяющие суть мини-экономики. Это могут

быть и отдельные (частные) предприниматели, активно действующие в трансакционном секторе национальной экономики.

Под уровнем культуры управления трансакционными издержками понимаются количественные и качественные параметры знаний, умений и навыков в области предпринимательской деятельности. В свою очередь под резервами понимаются неиспользованные возможности достижения максимального

уровня культуры управления. Достижение этого уровня уменьшает трансакционные издержки предпринимательской деятельности, делает ее более результативной.

По своей сущности культура управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности представлена в виде деловой и организационной культуры, а также культуры предпринимательского менеджмента. Она определяется также культурой внешней среды: властью рынка и хозяйственных органов управления на мезо- и макроуровнях. Дана классификация факторов, определяющих эту власть, с учетом отраслевой специфики. С позиций оценки резервов в качестве составных частей культуры управления выделены общественное признание, личностная значимость, разумная активность и экономическая безопасность предпринимательской деятельности.

Критические проблемы в развитии культуры управления организаций предпринимательского типа выявляются в процессе проведения SWOT- и COPS- анализа. Особую роль в их решении имеют лидеры - лица, принимающие управленческие решения. Речь идет об их опыте и знаниях, на основе которых происходит осмысление внешней среды и ее запросов в отношении деятельности организаций (текущих и перспективных).

Существуют определенные приоритеты в развитии культуры управления организациями промышленности. Во-первых, это формирование культуры системного управления; во-вторых, обоснование уровня экономической безопасности предпринимательской деятельности и, в-третьих,

выявление резервов реструктуризации власти в системе менеджмента организаций промышленности. Основой выявления приоритетов является оценка динамики развития культуры управления в сравнении с изменениями ценностной значимости данных организаций.

Список литературы

1. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 120-126.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. 335 с.

3. КричевскийР.Л. Если Вы - руководитель. М.: Дело,1993. 352 с.

4. МесконМ.Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 702 с.

5. МинцбергГ. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб: Питер, 2004. 512 с.

6. Попов А.Н., Ксенофонтов Н.В. Теория и практика управления трансакционными издержками организации. Челябинск: УралГУФК, 2006. 60 с.

7. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. 240 с.

8. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.

9. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: Питер, 2000. 416 с.

10. Хасанов И.Ш. Трансакционная модель экономической системы (диалектика национального счетоводства). Казань: Казанский государственный университет, 2008. 354 с.

Economic analysis: theory and practice Management issues

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

CULTURE OF MANAGEMENT OF TRANSACTION COSTS OF BUSINESS AS AN INSTITUTIONAL RESEARCH

Aleksandr N. POPOV, Ol'ga V. STUKALOVA

Abstract

The analysis of studies of foreign and domestic authors revealed a tendency to change the paradigm of business management with the flexibility and speed of adaptability to changes in the external environment of an institutional character. An important conceptual and

practical element of this paradigm is the level of the management culture and use of the creative potential of managers. The availability of the management culture of business transaction costs is of particular relevance. This kind of culture serves an object of institutional research. The authors present an approach to classification of the

management culture of business transaction costs on its degree of approximation to the level of institutional flexibility. There are challenges in management culture that get changed and modified. Under the growing international competition, the mechanisms for changes at the enterprise level (firms) got developed insufficiently. The practice of entrepreneurship requires attention to leadership and the processes of restructuring the power relations in implementing the institutional changes in the management culture of transaction costs. The authors applied the principle of interdisciplinarity as one of the main tools to address these challenges, since the development of the management culture of business transaction costs is to be considered from different sciences' viewpoints, specializations and interpretation.

Keywords: business activity, transactional expenses, culture, management, institutionalism, socio-economic system, organization theory

References

1. Verkhovin V.I. Ekonomicheskoe povedenie kak predmet sotsiologicheskogo analiza [Economic behavior as a subject of the sociological analysis]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological studies, 1994, no.10, pp.120-126.

2. Siegert W., Lang L. Rukovodit' bez konfliktov [Führen ohne Konflikte]. Moscow, Ekonomika Publ., 1990, 335 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Krichevskii R.L. Esli Vy - rukovoditel' [If you are a Manager]. Moscow, Delo Publ., 1993, 352 p.

4. Meskon M., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]. Moscow, Delo Publ., 1992, 702 p.

5. Mintsberg G. Struktura v kulake: sozdanie ef-fektivnoi organizatsii [The structure in the fist: an efficient organization]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004, 512 p.

6. Popov A., Ksenofontov N. Teoriya i praktika upravleniya transaktsionnymi izderzhkami organizatsii [The theory and practice of management of transaction costs]. Chelyabinsk, UralSUPC Publ., 2006, 60 p.

7. Ruttinger R. Kul 'turapredprinimatel 'stva [Kultur des Unternehmertums]. Moscow, EKOM Publ., 1992,240 p.

8. Smelser N. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, Feniks Publ., 1994, 688 p.

9. Spivak V.A. Organizatsionnoe povedenie i upravlenie personalom [Organizational behavior and human resource management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 416 p.

10. Khasanov I.Sh. Transaktsionnaya model' ekonomicheskoi sistemy (dialektika natsional'nogo schetovodstva) [The transaction model for economic system (dialectics of national accounting)]. Kazan, Kazan State University Publ., 2008, 354 p.

Aleksandr N. POPOV

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]

Ol'ga V. STUKALOVA

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.