Научная статья на тему 'Культура управления: историко-научный анализ и теоретико-методологические основы'

Культура управления: историко-научный анализ и теоретико-методологические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность / управление / управленческая культура / управленческая деятельность / management / management culture / management activities / management activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Николаевна Артеменко, Елена Александровна Эм

Культура управления — это некоторое организационно-управленческое явление, определенное и поддерживаемое неким ценностным содержанием совокупности управленческих функций, способом взаимодействия между ними и определенными нормами, помогающими регулировать и определять комплекс приемов и средств эффективной управленческой деятельности. Для высоких результатов управления важны повышение управленческой культуры и максимальное удовлетворение социальных интересов, профессиональных мотивов и психологических потребностей личности руководителя и сотрудников в условиях профессионального взаимодействия. Управленческая культура характеризуется как один из основополагающих структурных компонентов общей культуры и часть управленческой деятельности, где проявляется совокупное единство профессиональных и духовных ценностей личности руководителя. Управленческая культура рассматривается и как достаточно сложное в организационном плане явление, и как явление многоструктурное и многогранное, связанное со всеми компонентами и сторонами деятельности руководителя в управлении. Управленческая культура представляет собой качественную характеристику личности, выражающую степень совершенства и эффективности управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management culture: historical and scientific analysis and theoretical and methodological foundations

Management culture is a certain organizational and managerial phenomenon defined and supported by a certain value content of a set of managerial functions, a way of interaction between them, and certain norms that help regulate and define a set of techniques and means of effective managerial activity. Important in high management results is the improvement of managerial culture and the maximum satisfaction of social interests, professional motives and psychological needs of the personality of the head and all employees in terms of professional interaction. Managerial culture is characterized as one of the fundamental structural components of the general culture, and a part of managerial activity, where the cumulative unity of professional and spiritual values of the personality of the head is manifested. Managerial culture is considered both as a rather complex phenomenon in organizational terms, and as a multistructured and multifaceted phenomenon that is associated with all components and aspects of the head’s activities in management. Managerial culture is a qualitative characteristic of a person, expressing the degree of perfection and effectiveness of managerial activities.

Текст научной работы на тему «Культура управления: историко-научный анализ и теоретико-методологические основы»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 210—213. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):210 — 213.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 371.215

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-210-213 EDN: https://elibrary.ru/TTUDCQ

NIION: 2007-0062-3/24-150 MOSURED: 77/27-004-2024-03-350

Культура управления: историко-научный анализ и теоретико-методологические основы

Ольга Николаевна Артеменко1, Елена Александровна Эм2

1 Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,

Невинномысск, Россия, artemenko1003@yandex.ru

2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия, elehm@yandex.ru

Аннотация. Культура управления — это некоторое организационно-управленческое явление, определенное и поддерживаемое неким ценностным содержанием совокупности управленческих функций, способом взаимодействия между ними и определенными нормами, помогающими регулировать и определять комплекс приемов и средств эффективной управленческой деятельности.

Для высоких результатов управления важны повышение управленческой культуры и максимальное удовлетворение социальных интересов, профессиональных мотивов и психологических потребностей личности руководителя и сотрудников в условиях профессионального взаимодействия.

Управленческая культура характеризуется как один из основополагающих структурных компонентов общей культуры и часть управленческой деятельности, где проявляется совокупное единство профессиональных и духовных ценностей личности руководителя.

Управленческая культура рассматривается и как достаточно сложное в организационном плане явление, и как явление многоструктурное и многогранное, связанное со всеми компонентами и сторонами деятельности руководителя в управлении. Управленческая культура представляет собой качественную характеристику личности, выражающую степень совершенства и эффективности управленческой деятельности.

Ключевые слова: деятельность, управление, управленческая культура, управленческая деятельность

Для цитирования: Артеменко О.Н., Эм Е.А. Культура управления: историко-научный анализ и теоретико-методологические основы // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 210—213. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-210-213. EDN: https://elibrary.ru/TTUDCQ.

Olga N. Artemenko1, Elena A. Em2

1 Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, artemenko1003@yandex.ru

2 North Caucasus Federal University, Stavropol, elehm@yandex.ru

Abstract. Management culture is a certain organizational and managerial phenomenon defined and supported by a certain value content of a set of managerial functions, a way of interaction between them, and certain norms that help regulate and define a set of techniques and means of effective managerial activity.

Important in high management results is the improvement of managerial culture and the maximum satisfaction of social interests, professional motives and psychological needs of the personality of the head and all employees in terms of professional interaction.

Managerial culture is characterized as one of the fundamental structural components of the general culture, and a part of managerial activity, where the cumulative unity of professional and spiritual values of the personality of the head is manifested.

© Артеменко О.Н., Эм Е.А., 2024

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Management culture: historical and scientific analysis and theoretical and methodological foundations

Managerial culture is considered both as a rather complex phenomenon in organizational terms, and as a multi-structured and multifaceted phenomenon that is associated with all components and aspects of the head's activities in management. Managerial culture is a qualitative characteristic of a person, expressing the degree of perfection and effectiveness of managerial activities.

Keywords: management, management culture, management activities, management activities For citation: Artemenko O.N., Em E.A. Management culture: historical and scientific analysis and theoretical and methodological foundations // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):210 — 213. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-210-213. EDN: https://elibrary.ru/TTUDCQ.

Рассматривая и анализируя ряд таких взаимосвязанных между собой понятий, как «управление», «профессиональная культура», «управленческая культура», важно отметить, что управление как процесс и деятельность — это и значимый компонент человеческого взаимодействия, и основополагающая деятельность общества.

На основе проведенного учеными историко-педагогического анализа проблемы управленческой деятельности можно сделать вывод, что опыт управления на практике развития общества и основных управленческих функций развивался и накапливался людьми в течение нескольких тысячелетий.

Например, уже древние египтяне осознавали и подчеркивали значимость таких видов деятельности человека-управленца, как планирование, распределение различных функций и видов деятельности между людьми-исполнителями, выполнение определенной работы и осуществление контролирующей деятельности.

При проведении исторического анализа проблемы управленческой деятельности и управленческой культуры исследователями К. Арджи-рисом, З.К. Багировой, Е.П. Белозерцевым,

B.Л. Бениным, А.А. Деркач, Н.И. Клюйковой,

C.Н. Тидор и другими учеными отмечено, что более 4000 лет назад был создан трактат «Поучение Птаххотепа», который был посвящен описанию основных методов и стилей управления коллективом и обществом. Позднее Хирамом, основателем Иерусалимского храма, был не просто обоснован и описан, но и введен в практику и организацию управления ряд принципов децентрализации.

А.А. Деркач и Ш.И. Исмаилов указывают в своих историко-аналитических публикациях, что царь Вавилона Хаммурапи более 3000 лет назад ввел некий кодекс законов управленца с подробным описанием принципов ответственности и планирования в деятельности руководителя обществом и коллективом.

Определенный научный интерес с точки зрения исторического изучения управленческих идей и управленческой культуры представляют

взгляды Сюнь-цзы в его трактате «О военном искусстве», где он указывает на важность и значимость личности полководца как руководителя и управленца с определенным уровнем сформированной управленческой культуры.

В V в. до н.э. китайский философ Конфуций впервые описал и ввел в практику применения так называемое «золотое этическое правило управления во взаимодействии людей», которое может рассматриваться не только как правило, но и как главный показатель и условие сформированности управленческой культуры [3, с. 21—23].

Философом Сократом также был внесен значительный вклад в разработку проблемы управления обществом. Самопознание Сократом было выдвинуто как основная задача управления, а в качестве основы и базового принципа управления рассматривалось самоуправление как высшая форма оптимальности развития личности как профессионала.

Философом Ксенофонтом, единомышленником и современником Сократа, была обоснована идея управления людьми, которую мыслитель представлял в своих взглядах не просто как основополагающую деятельность, но и как определенный вид искусства, выделяя ее в отдельный вид — культуру управления.

Философом Платоном в содержательном аспекте и описании было представлено понятие и основные компоненты управленческой культуры.

В средневековый период неким методическим руководством по организации управления коллективом и обществом считался трактат «Государь», автором которого стал Н. Макиавелли, где были выделены важные с точки зрения автора качества руководителя, описана и обоснована значимая необходимость целеустремленности руководителя для эффективной организации управленческой деятельности, теоретически описаны и охарактеризованы основные положения управления, акцентировано внимание на значимости принципов морали и культуры в эффективной организации управленческой деятельности.

XVIII в. характеризуется определенным прорывом в развитии экономики, что обосновало изменение и в системе управленческой деятель-

2024 / № з Education. Science. Scientific personnel

211

ности. Поэтому анализируя взгляды ученых-практиков на проблему эффективного управления, можно отметить, что основы управленческой культуры руководителя были заложены в трудах Д. Стюарта, А. Смита и Д. Рикардо, которые описали и охарактеризовали основы власти, содержательно проанализировали процессы саморегулирования в системе управленческих отношений внутри коллектива, а также между руководителем и подчиненными, обосновали значимость управленческой культуры руководителя в достижении эффективного уровня управления.

В первой четверти XIX в. Р. Оуэн обосновал особую функцию управленческой деятельности руководителя, назвав ее «функцией ценностного отношения и личной ответственности руководителя за свой уровень профессиональной культуры и персональный личностный опыт в управлении своей профессиональной жизнью».

В отечественной практике идеи рационального управления начинают свое интенсивное формирование в период развития имперского государства, когда управление представляло собой процесс целенаправленного воздействия как на отдельного человека, коллектив, так и на общество, а также выстроенную систему социальных, экономических, политических, трудовых отношений.

Однако, можно сказать, что до начала XX столетия теории управления как теории научно обоснованной и целостной в мировом пространстве и сообществе не существовало [1, с. 11 —14].

Возникновение управления как научной отрасли знания связывается учеными с публикацией книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления», в которой ученым впервые предпринята попытка именно научного обоснования перечня принципов организации профессионального труда, управления и управленческой культуры как компонентов, связанных не только между собой, но и связанных с профессиональным отбором и профессиональной подготовкой сотрудников (профессионалов).

В 1911 г. Д. Дунканом в Соединенных Штатах Америки опубликовано первое учебное издание по основам менеджмента. Несколько позже, в 1916 г. благодаря А. Файолю получила научное обоснование теория управленческой деятельности.

В первой четверти XX столетия ученым-социологом Максом Вебером были представлены характеристики некоторых этических типов культуры руководителя организации, а также определенные нормы и ценности, определяющие специфику взаимодействия внутри профессио-

нального коллектива, описаны связи профессиональной культуры с этической культурой профессионального общества.

Во второй четверти XX в. начинается новый период развития научной теории управления, который получил название «школы человеческих отношений и профессиональной культуры», где первым и главным основателем можно считать американского ученого Э. Мэйо. Основой данной теории является психологический подход к личности как основному фактору, определяющему эффективность всего процесса управления [2, с. 77—75].

Позже представители американской системы и направления поведенческо-ситуативного управления М. Вудкок и Д. Френсис описали структуру важных практических характеристик руководителя, а также критериальные показатели управленческой культуры успешного руководителя [4, с. 24—27].

Анализ проблемы изучения особенностей формирования управленческой культуры личности в рамках японской культуры как восточного направления позволяет утверждать, что это направление было основано на изучении деятельности руководителя, деятельности, направленной на сплочение коллектива с целью достижения общих профессиональных целей.

По мнению Э.К. Бако, в настоящее время в России проблема формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения подробно описана на страницах таких периодических научно-практических и методических изданий, как «Педагогика», «Директор школы», «Народное образование», «Высшее образование», «Дошкольное образование», где регулярно дискуссионно обсуждаются различные аспекты эффективного управления образовательным учреждением, представляется положительный опыт работы руководителей образовательных учреждений и педагогических коллективов, а также описываются различные аспекты формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений и новые технологии в управлении образованием, что свидетельствует об актуальности формирования и повышения уровня управленческой культуры и руководства педагогическими системами.

Особый интерес представляет работа М.М. Поташника «Управленческая деятельность и культура руководителя: проблемы развития и опыт», в которой автором удачно представлено системное описание важных управленческих процессов и составляющих управленческой культуры, охарактеризованы методологические основы эф-

фективного проектирования педагогической действительности [1].

Анализируя значительный диапазон социального влияния на состояние и развитие образования, Д.Г. Шакурова в своей работе «Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом» описывает основные тенденции, которые характеризуют реальные изменения в деятельности всех членов педагогического коллектива и влияние на эти изменения деятельности руководителя [3].

Е.Г. Соломинов в своей публикации «Социально-педагогические проблемы управления в системе образования и управленческая культура руководителя» утверждает, что достижению поставленных перед педагогическим коллективом целей будут способствовать определенные условия и средства, в оптимальный промежуток времени позволяющие руководителю сформировать у него достаточный уровень управленческой культуры [5, с. 99—101].

Важно подчеркнуть, что не так часто в научной литературе, изданной даже к началу XXI столетия и далее, можно встретить само понятие «управленческая культура» и тем более его содержательную характеристику с описанием основных оставляющих и компонентов [4, с. 118—119].

Итак, на основе проанализированных выше исторических и теоретико-методологических положений мы можем заключить, что культуру управления можно охарактеризовать как определенную систему, реализующую комплекс уси-

лий по принятию управленческих решений и обеспечению организационно-педагогических условий их выполнения посредством осуществления в определенной последовательности управленческих функций.

Список источников

1. Аминтаева С А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002.

2. Бочалина М.К. Современные подходы в управлении. М.: Пресс-бук, 2017.

3. Калинина О.С. Управленческая культура и этика руководителя. М.: Пресс Арт, 2009.

4. Лазарев B.C., Поташник М.М. Управление образовательным учреждением. М.: Педагогика, 2005.

5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

References

1. Amintayeva SA. Formation of the image of a modern leader among students: dis. ... candidate of pedagogical sciences. Makhachkala, 2002.

2. Bochalina M.K. Modern approaches in management. M.: Press-book, 2017.

3. Kalinina O.S. Managerial culture and ethics of the head. M.: Press Art, 2009.

4. Lazarev B.C., Potashnik M.M. Management of an educational institution. M.: Pedagogy, 2005.

5. Stolyarenko L.D. Psychology of business communication and management. Rostov on Don: Phoenix, 2001.

Информация об авторах

О.Н. Артеменко — доцент кафедры педагогического образования, психологии и дефектологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, кандидат педагогических наук, доцент; Е.А. Эм — доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors O.N. Artemenko — Associate Professor of the Department of Pedagogical Education, Psychology and Defectology of the Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; E.A. Em — Associate Professor of the Department of Correctional Psychology and Pedagogy of the North Caucasus Federal University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 9.06.2024; approved after review 1 9.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

2024 / № 3 Education. Science. Scientific personnel

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.