Научная статья на тему 'Культура цицикарских дауров в xx веке'

Культура цицикарских дауров в xx веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИЦИКАРСКИЕ ДАУРЫ / КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛИ / ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ / QIQIHAR DAURS / CULTURE / SCHOOL EDUCATION / PERSONALITIES / CULTURAL DEPARTMENT / AMATEUR ART ACTIVITIES / RADIO AND TELEVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыбенов Базар Догсонович, Ли Пин

В данной работе рассматривается развитие культуры цицикарских дауров в XX в. Тема статьи актуальна и практически не исследована. Её освещение поможет по-новому взглянуть на развитие культуры не только этой группы дауров, но и культурной жизни ряда национальных меньшинств Северо-Востока Китая. Применение в работе нашли хронологический, сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы исследования, позволившие провести анализ многих аспектов изучаемой проблематики. Особое внимание в статье уделено появлению немногочисленной, но передовой даурской интеллигенции и развитию школьного образования в годы Китайской Республики. В этот период цицикарские дауры приобщаются к китайской культуре. Во второй половине XX в. большую работу проводят учреждения культуры; получает развитие художественная самодеятельность, чтение книг. Даурские деятели науки и культуры, выходцы из цицикарских дауров, публикуют свои научные труды, художественные произведения. Издаются и некоторые образцы устного народного творчества. Быстрые темпы развития радио и телевидения способствовали оперативному ознакомлению даурского населения с достижениями и новостями культурной жизни не только в регионе и стране, но и за его пределами. Таким образом, культура цицикарских дауров в XX в., сохраняя свою самобытность, обогащалась новыми культурными ценностями и претерпевала заметные позитивные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of the Qiqihar Daur people in the 20th century

This article examines the culture of the Qiqihar Daur people in the 20th century. The topic is relevant and timely. The publication will examine the development of the culture of this group of Daur people and other national minorities in northeast China. The authors used chronological, comparative historical and concrete historical research methods. They analyzed many aspects of the subject matter. The article examined the creation of advanced Daur intellectuals and the development of school education in the years of the Republic of China. During this period, the Qiqihar Daurs joined the Chinese culture. In the second half of the 20th century, cultural institutions organized a large cultural work. Amateur art developed rapidly. The rural population began to read books and periodicals. Dau-rian scientists and cultural workers published scientific works, works of art. Some works of folklore of Qiqihar Daurs were printed. Radio and television developed rapidly. Daur people knew the news of the culture of the region, the country and the whole world. Thus, the culture of the Qiqihar Daurs in the XX century enriched with new cultural values preserving its identity and underwent significant positive changes.

Текст научной работы на тему «Культура цицикарских дауров в xx веке»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

УДК 94 (510)

DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-3-71-79

Базар Догсонович Цыбенов,

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

(г. Улан-Удэ, Россия), e-mail: bazar75@mail.ru

Ли Пин,

Хулун-Буирский университет (г. Хайлар, Внутренняя Монголия, КНР), e-mail: 923867378@qq.com

Культура цицикарских дауров в XX веке

В данной работе рассматривается развитие культуры цицикарских дауров в XX в. Тема статьи актуальна и практически не исследована. Её освещение поможет по-новому взглянуть на развитие культуры не только этой группы дауров, но и культурной жизни ряда национальных меньшинств Северо-Востока Китая. Применение в работе нашли хронологический, сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы исследования, позволившие провести анализ многих аспектов изучаемой проблематики. Особое внимание в статье уделено появлению немногочисленной, но передовой даурской интеллигенции и развитию школьного образования в годы Китайской Республики. В этот период цицикарские дауры приобщаются к китайской культуре. Во второй половине XX в. большую работу проводят учреждения культуры; получает развитие художественная самодеятельность, чтение книг. Даурские деятели науки и культуры, выходцы из цицикарских дауров, публикуют свои научные труды, художественные произведения. Издаются и некоторые образцы устного народного творчества. Быстрые темпы развития радио и телевидения способствовали оперативному ознакомлению даурского населения с достижениями и новостями культурной жизни не только в регионе и стране, но и за его пределами. Таким образом, культура цицикарских дауров в XX в., сохраняя свою самобытность, обогащалась новыми культурными ценностями и претерпевала заметные позитивные изменения.

Ключевые слова: цицикарские дауры, культура, школьное образование, деятели, отдел культуры, художественная самодеятельность, радио и телевидение

This article examines the culture of the Qiqihar Daur people in the 20th century. The topic is relevant and timely. The publication will examine the development of the culture of this group of Daur people and other national minorities in northeast China. The authors used chronological, comparative historical and concrete historical research methods. They analyzed many aspects of the subject matter. The article examined the creation of advanced Daur intellectuals and the development of school education in the years of the Republic of China. During this period, the Qiqihar Daurs joined the Chinese culture. In the second half of the 20th century, cultural institutions organized a large cultural work. Amateur art developed rapidly. The rural population began to read books and periodicals. Dau-rian scientists and cultural workers published scientific works, works of art. Some works of folklore of Qiqihar Daurs were printed. Radio and television developed rapidly. Daur people knew the news of the culture of the region, the country and the whole world. Thus, the culture of the Qiqihar Daurs in the XX century enriched with new cultural values preserving its identity and underwent significant positive changes.

Keywords: Qiqihar Daurs, culture, school education, personalities, cultural department, amateur art activities, radio and television

Bazar D. Tsybenov,

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch,

Russian Academy of Sciences (Ulan-Ude, Russia), e-mail: bazar75@mail.ru

Li Ping,

Hulunbuir University, Institute of Russian Language and Culture

(Hailar, Inner Mongolia, China), e-mail: 923867378@qq.com

Culture of the Qiqihar Daur people in the 20th century

© Цыбенов Б. Г., Ли Пин, 2019

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Введение. Вопросы развития культуры цицикарских дауров можно отнести к разряду малоизученных и актуальных проблем в российской науке. Культура, равно как и история этой даурской группы, остаётся вне поля зрения большинства специалистов. Работа является продолжением наших научных изысканий в области исследования культуры дауров новейшего периода [5; 9]. Предварительное изучение имеющихся материалов подтолкнуло нас обратиться именно к культуре локальных даурских групп, поскольку на протяжении длительного исторического периода они развивались самостоятельно. Наш выбор группы цицикарских дауров был обусловлен наличием необходимого объёма источников. Исследование культуры цицикарских дауров имеет большое значение не только для восполнения общей картины культурного развития даурского народа, но и для комплексного изучения культуры национальных меньшинств Северо-Востока Китая. Целью нашего изучения является развитие культуры цицикарских дауров в XX в. Для её решения нами поставлены следующие задачи: 1) изучить становление и развитие школьного образования в регионе проживания цицикарских дауров; 2) рассмотреть историю основания и развития католической церкви в с. Вонюту; 3) осветить деятельность учреждений культуры в регионе во второй половине XX в.; 4) выявить имена даурских деятелей науки и культуры, выходцев из среды цицикарских дауров; 5) осветить развитие радио и телевидения в даурском национальном районе Мэйлисы. Заметим, что нами охвачены не все аспекты культуры цицикарских дауров. Значительная часть сведений о культурной жизни этой даурской группы требует последующего, более детального изучения. В подготовке данной статьи в основном использованы материалы справочного издания «Обозрение даурского национального района Мэйлисы Цицикара» (1999), ряд статей из сборника, посвящён-ного празднованию 50-летия создания даурского национального района Мэйлисы (2002), биографические данные из книги «Записи о даурских деятелях Мэйлисы» (2017). Привлечены и другие зарубежные и отечественные источники, касающиеся темы исследования.

Методология и методы исследования. В написании работы авторы применили хронологический, сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы исторического исследования. Все события и факты в публикации выстроены с соблюдением хронологического принципа, начиная с па-

дения Цинской династии и до 90-х гг. XX в. Применение сравнительно-исторического и конкретно-исторического методов позволило зафиксировать многие явления в культурной жизни, выявить особенности и провести сравнительный анализ некоторых аспектов культуры цицикарских дауров.

Результаты исследования и их обсуждение. Традиционная культура цицикарских дауров в начале XX в. претерпевала серьёзные перемены, связанные с крушением Цинской династии. Если раньше даурское высшее общество старалось приобщиться к культуре маньчжуров, обучало детей маньчжурскому языку и письменности [5, с. 363364], то теперь всё это уходит в прошлое. Актуальным стало знание китайского языка и иероглифики. Цицикарские дауры первыми из даурских групп подверглись китайской колонизации. Региональные власти всячески содействовали ускорению ассимиляционных процессов среди цицикарских дауров: с 1914 г. они приняли ханьские фамилии, с 1921 г. ханьцы и представители национальных меньшинств могли вступать в браки [19, с. 29]. Таким образом, претворялась в жизнь идея Сунь Ятсена о слиянии малых народов Китая с ханьцами [1, с. 20]. Однако усиление китайского влияния не мешало знакомству передовой интеллигенции с новыми веяниями в общественно-политической жизни страны. Так, уезд Лунцзян, где проживали цицикарские дауры, отмечен в числе населённых пунктов Китайской Республики, охваченных патриотическим «движением 4 мая» 1919 г. [3, с. 89]. Очевидно, даурская интеллигенция имела представление и о «движении за новую культуру», провозглашалось поднятие культуры Китая до уровня западной цивилизации [2, с. 543]. К представителям первого поколения даурской интеллигенции из числа цицикарских дауров можно отнести Ду Вэнли-на, Ян Сяньвэня, Ву Вэйбана, Ду Вэньлу, Уру-дигуланя и др. В первые годы существования Китайской Республики они окончили Хэйлун-цзянское педагогическое училище № 1 [16, с. 114].

В этот период даурское общество делает упор на развитие школьного образования. В 1916 г. в с. Инчин была открыта частная школа, в 1921 г. в с. Аобао начала работу начальная школа. Третья по счёту школа была создана осенью 1922 г. в с. Цицикар. Эта начальная школа являлась филиалом Хэйлун-цзянского педагогического училища № 1 [12, с. 14]. Основание школы явилось результатом стараний вышеотмеченных даурских де-

ятелей. Особо можно отметить Ду Вэнлина, выделившего две комнаты своего дома для школьных кабинетов, и две - для проживания учителей. Подобная практика имела место и в становлении школьного образования хайларских дауров. Так, частная начальная школа монгольских хошунов в первое время располагалась в доме Го Даофу (Мэрсэ) [9, с. 117]. Первый набор учеников в начальной школе с. Цицикар составил 30 чел. [19, с. 30], по другим данным, 32 чел. [12, с. 14]. За исключением одного ученика, все были даура-ми. В 1927 г. состоялся первый выпуск школы, и многие талантливые выпускники поступили в Хэйлунцзянское педагогическое училище № 1, ставшее своеобразной кузницей кадров даурского просвещения. Благодаря хорошей школьной основе, успеваемость даурских студентов была высокой. Все три места по успеваемости занимали выпускники начальной школы с. Цицикар. Большинство даурских учащихся после окончания педагогического училища стали учителями и внесли свой вклад в дело образования цицикарских дауров [14]. После открытия начальной школы в с. Цици-кар были созданы школы и в других сёлах. В 1924 г. появились школы в сёлах Наймэнчин и Хоусандаолинь. В 1926 г. школа в с. Инчин была преобразована в среднюю школу. В с. Аобао в 1930 г. была основана женская начальная школа, куда принимали даурских девушек в возрасте от 13 до 16 лет. Всего было принято 30 девушек [19, с. 32]. В период правления Маньчжоу-Го, с 1933 по 1936 г. были основаны начальные школы в сёлах Ярсэ, Бао-ан, Бадачи, Хара и Цзядифацзы.

С 1 января 1938 г. в Маньчжоу-Го была введена новая система образования, согласно которой менялись сроки обучения в начальных школах. В отдалённых местностях основывались школы со сроком обучения от 1 года до 3 лет, а также бесплатные частные школы. Некоторые деятели, выходцы из цицикарских дауров, в это время работали на высших должностях в сфере образования. Так, Чо Шунчжэн, начальник отдела просвещения, создал в 1942 г. частную женскую гимназию в г. Чжалантун. В ней бесплатно обучались девушки из числа национальных меньшинств (дауров, эвенков, орочонов и монголов). Бесплатными также были проживание, питание и обмундирование. В 1943 г. эта гимназия приобрела государственный статус. С момента создания и до 1945 г. в ней прошли обучение 180 одарённых девушек, представительниц национальных меньшинств региона. Набором в женскую гимназию и другие учебные

заведения Маньчжоу-Го занимался Урудигу-лань, начальник отдела образования уезда Лунцзян [14].

Развитие других аспектов культуры цицикарских дауров в период с начала XX в. и до 1945 г. изучено нами недостаточно. Исключение составляют лишь сведения о деятельности в с. Вонюту католической церкви, созданной в 1929 г. швейцарцем Бай Лэнхуэем [19, с. 32]. При ней действовала церковная школа, монахи Хао Чжэньчжун У Цзыфань проповедовали прихожанам и обучали их. Поначалу в церковной школе обучалось более 30 чел., всего прихожан было около 40 чел. В 1945 г. в приходе церкви насчитывалось более 130 чел. Были ли среди них дауры, неизвестно. Имеется лишь указание, что среди прихожан местных жителей было мало. В основном прихожане являлись китайцами, переселившимися из центральных провинции Китая в поисках заработка [13, с. 133-135]. Так, известно, что в 1910 г. в Цицикарском колонизационном районе были расселены 1300 чел., из-за голода покинувших провинции Хубэй и Хунань [4, с. 278]. В отличие от миссионеров-протестантов, у католиков культурный уровень паствы был невысок, значительная часть китайских католиков происходила из бедных и сельских районов [3, с. 97]. После третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) католическая церковь в с. Вонюту перешла на нелегальное положение. Верующие католики, по данным 90-х гг. XX в., проводили религиозные обряды, в том числе крещение, похороны в соответствии с католической традицией. Большинство прихожан были людьми преклонного возраста [13, с. 137]. Следует отметить, что католическая церковь в с. Вонюту оказала незначительное влияние на дауров и их культуру. Очевидно, большинство цицикарских дауров продолжало оставаться шаманистами.

Однако вместе с развитием образования расширился и кругозор даурского населения, увеличились познания о ценностях мирового культурного наследия. Во второй половине XX в. школьное образование цицикарских дауров продолжало неуклонно развиваться, несмотря на трудности послевоенного времени, годы реформ и период «культурной революции». По данным 2002 г., в даурском национальном районе Мэйлисы насчитывалось 106 школ разных типов и ступеней, в которых обучалось 21 619 учеников. Из них 22 учреждения относились к национальным школам. Кроме дауров, национальные школы имели и проживавшие в районе корейцы, маньчжуры

и хуэй [15, с. 109-110, 113]. Даурские национальные школы впервые появились в 1986 г. и дали хорошие результаты по успеваемости учащихся. Большой процент выпускников национальных школ поступал в высшие учебные заведения [18, с. 91]. Весомую роль в улучшении модели национального образования играли преподаватели. Например, они в своих работах указывали на недостатки некоторых инновационных программ, применяемых в национальных школах [11, с. 86], отмечали проблему нравственного воспитания учащихся и пути её решения [17, с. 96-97]. В целом повышением культурного уровня даурского населения занимался районный отдел культуры и образования. В период ликвидации национального района и создания народной коммуны Хуафэн в 1958 г., районный отдел культуры и образования был соответственно преобразован в управление культуры и образования народной коммуны Хуафэн. В 1961 г. делами культурной жизни занимался отдел культуры и образования Пригородного района г. Цицикар. В годы «культурной революции», с 1966 по 1974 г., функции отдела культуры и образования перешли к так называемой «канцелярии по культуре, образованию, санитарно-гигиеническим и спортивным вопросам». В 1974 г. вместо неё был создан отдел культуры, в 1984 г. переименованный в управление культуры. После восстановления в 1988 г. даурского национального района Мэйлисы управление культуры стало называться районным управлением культуры [19, с. 539].

Следует заметить, что с 1953 по 1956 г. активную работу в сфере культуры проводил культурный центр в с. Вонюту. Его деятельность охватывала 13 сёл и 38 деревень. Появление этого центра было связано с созданием в 1954 г. даурского автономного района Вонюту. Культурный центр имел в своём распоряжении кинопроектор, поэтому организовывались выезды в сёла для показа фильмов о линии и политических установках КПК, достижениях науки и техники в области сельского хозяйства [Там же, с. 540]. Что касается в целом китайской кинематографии этого периода, то для неё характерны избранные (по идейно-политическим признакам) герои, занимающиеся творческим созиданием нового строя. В центре внимания кинематографии в 50-х гг. XX в. находились новые элитарные группы - армейские командиры или гражданские начальники [7, с. 132].

Культурным центром были организованы 10 передвижных библиотек, один читальный

зал. Библиотечный фонд составлял более 3 тыс. книг. Кроме того, центром были созданы кружки художественной самодеятельности, которые выступали с номерами на праздничных мероприятиях, ездили на гастроли по другим сёлам района. Эти ростки культурной работы были приостановлены в 1956 г. в связи с ликвидацией даурского автономного района Вонюту [19, с. 540]. В том же 1956 г. управление культуры г. Цицикар отправило в Мэйлисы «культурную рабочую группу» в составе 7 чел. Её главной задачей было проведение пропаганды культуры, оживление культурной жизни на селе. В июне 1957 г. в Мэйлисы был создан Дом культуры. В 1961 г. в нём появились читальный зал и библиотечный абонемент, т. е. собственно библиотека. Книжный фонд постоянно увеличивался и в 1985 г. составлял более 6 тыс. книг и более 120 наименований периодических изданий.

После 1985 г. ввиду недостаточного финансирования периодические издания были сокращены до 40 наименований, газеты - с 20 до 8. В 1988 г. в Доме культуры был создан выездной библиотечный абонемент, откуда брали книги Дома культуры других сельских поселений. В 1990 г. библиотека г. Цицикар также открыла своей выездной библиотечный абонемент в Доме культуры. Однако в 1991 г. вышеуказанные абонементы прекратили своё существование [Там же, с. 539]. В конце 1990 г. в Доме культуры в Мэйлисы функционировали кружки художественной самодеятельности, изобразительного искусства, чтения и народного творчества. В нём имелось оборудование для художественной самодеятельности: пианино, синтезатор, магнитофоны, барабаны, звуковые колонки и т. д. В ряде сёл цицикарских дауров имелись свои дома культуры и искусства, создание которых началось в 1947 г., после земельной реформы. В них проводилось обучение молодых крестьян грамотности, разучивали песни, проводили смотры художественной самодеятельности и спортивные состязания. В 1958 г. в сёлах стали создаваться крестьянские вечерние школы, в 1968 г. они были переименованы в дома культуры и искусства. С течением времени образовательная, художественная и спортивная виды деятельности становились всё более разнообразными. Для проведения праздничных мероприятий организовывали группы народной песни танца «янгэ», репетировали программы выступлений. Было налажено взаимодействие сельских домов культуры и искусства, проводились между сёлами совместные концерты и смотры худо-

жественной самодеятельности. В годы «культурной революции» в домах культуры и искусства изучали в основном труды Мао Цзэдуна, слушали радио, проводили так называемое «ежедневное чтение и слушание».

В 1975 г. дома культуры и искусства были преобразованы в политические вечерние школы. В них разучивали революционные песни, ставили пьесы на тему революции, устраивали стихотворные конкурсы. Создавались группы по изучению политической теории, которые особое внимание уделяли изучению теоретических положений о диктатуре пролетариата; критике феодализма, капитализма, ревизионизма и реакционных идей. В 1983 г. политические вечерние школы прекратили существование, вместо них были воссозданы дома культуры и искусства. По данным 1990 г., в населённых пунктах даурского национального района Мэйлисы имелось 94 дома культуры и искусства. Основной упор в них делался на получении научно-технических знаний, повышении грамотности населения, проведении смотров художественной самодеятельности и спортивных мероприятий, в целом был направлен на активизацию культурной жизни на селе [19, с. 540].

В 1987 г. в Мэйлисы районным управлением культуры был создан ансамбль песни и танца. Ежегодно районное управление финансов выделяло на его нужды сумму в размере 10 тыс. юаней. Творческий коллектив состоял из 11 артистов. Основой репертуара ансамбля были танцевально-песенные дуэты «Ланчжанси» и «Эр Чжэнчжуань». В то же время развивались художественная самодеятельность и устное народное творчество в сёлах. Традиционно большой популярностью в народе пользовались учуны (или учин) -стихотворные повествования. Главными героями в них являются простые люди - крестьяне, скотоводы, охотники, воины; молодые мужчины и женщины. Оказавшись в сложных жизненных ситуациях, они показывают свой героический мятежный дух, сражаясь со злыми силами, дикими животными и суровой природой. Особое место в них занимает борьба с правящим классом, стремление избавиться от феодального гнёта и уничтожить систему неравноправных браков. Даурские учуны во многом помогают понять менталитет и национальный характер народа, основанный на сочетании мудрости, смелости, смекалки (предприимчивости). К особенностям, присущим жанрам песенного творчества цицикарских дауров, можно отнести более сильную вокальность исполнения стихотворных пове-

ствований. В нём можно усмотреть сильное китайское влияние [6, с. 93].

В то же время по использованию художественных приёмов и передаче текста стихотворные повествования дауров существенно отличаются от произведений устного народного творчества других национальностей. К таким своеобразным учунам можно отнести серию повествований о мэргэнах (метких стрелках), «Шаолан и Дайфу», «Хулан-сомо мэргэн», «Незадачливый Ян Баоцзинь» и др. [10, с. 165]. Особо следует выделить стихотворные повествования о национальных даурских героях Шаолане и Дайфу, поднявших в 20-х гг. XX в. антифеодальное восстание. По оценкам специалистов, они представляют собой ценные образцы устного народного творчества, сравнимые с южномонгольским «Гада-мэргэн» и хэчжэским «Имакан». Ещё в годы «культурной революции» власти г. Цицикар начали работу по записи и сортировке различных вариантов учуна о Шаолане и Дайфу. В 1980 г. региональными властями была сформирована специальная группа по сбору текстов «Шаолан и Дайфу», отправившаяся в сёла и деревни цицикарских дауров. В результате поисково-исследовательских работ были опрошены более 130 информаторов, из них 14 народных исполнителей этого стихотворного произведения. Специалистами были записаны шесть различных версий «Шаолана и Дайфу», которые позже вошли в издания народной литературы провинции Хэйлунцзян [21, с. 1-2]. Одним из популярных исполнителей версии «Шаолана и Дайфу» является Ду Вэньсян (даурское имя Эрбуку), уроженец с. Вонюту. Он также известен как исполнитель учунов «Легенда о реке Алун», «Гребля», «Танец орла» [14, с. 1].

Из среды цицикарских дауров вышли также известные писатели, учёные. Так, многими талантами обладал Батубаин (19332015), руководитель Китайского литературного общества национальных меньшинств, младший научный сотрудник Института литературы и искусства Китайского национального университета. Во второй половине XX - начале XXI в. им были опубликованы роман «Песня деревни охотников», поэмы «Храбрый торговец», «Даурский герой Лин-шен», «Большая колыбель Пекина». Большое внимание Батубаин уделял фольклорному наследию национальных меньшинств Северо-Востока Китая. Так, в серии «Библиотека фольклора» им были изданы работы «Народные обычаи дауров», «Сборник сказок орочонов», «Человек на холме». К не-

изданным работам относятся рукописи «О национальной литературе эвенков», «Отражение предков дауров в национальной литературе» [14, с. 13].

Крупным общественно-политическим и научным деятелем являлся Бу Линь (19231995). Круг его исследовательских интересов был обширен, о чём свидетельствуют названия публикаций: «Сяньби, шивэй и дауры», «Новая эпоха в истории дауров», «Проблемы сельского хозяйства дауров», «К изучению деятельности Балдачи и Бомбогора», «Легенда о предке-основателе даурского народа - Саджигалди-хане», «Дауры в антияпонском сопротивлении», «Традиционная торговля даурского народа» и др. [Там же, с. 7]. Своими научными работами в ведущих мировых журналах известен доктор филологических наук Ван Пэнлинь, работающий на кафедре антропологии Вашингтонского университета [14].

Появление во второй половине XX в. высокообразованных даурских деятелей, имеющих признание в Китае и за рубежом, в немалой степени связано с общим научно-техническим развитием страны. Так, немалую роль в повышении культурного уровня цицикарских дауров сыграли радио и телевидение. Первая радиостанция под названием «Хуафэн» была создана в пос. Мэйлисы в годы народной коммуны. С 1959 по 1971 г. радиостанция в основном транслировала программы государственного и провинциального значения, а также г. Цици-кар. С 1979 г. к ним были добавлены местные программы, такие как «Новости», «Голос реки Алун», «В мире науки», «Цветы культуры и искусства», «Восхищение мастерами оперы и драмы», «Колыбель литературы». В 50-х гг. XX в. в пос. Мэйлисы был построен кинотеатр, рассчитанный на 500 мест. В начале «культурной революции», в 1966 г. он был закрыт, и его здание перешло к так называемой «главной проекционной группе Цици-кара». С разрешения Хэйлунцзянского провинциального управления культуры в 1972 г. был построен новый кинотеатр на 500 мест. Большой кинотеатр на 720 мест появился в пос. Мэйлисы в 1985 г., его площадь составляла 1600 м2. Были закуплены новейшие кинопроекторы и проекционные видеокамеры. Однако через год из-за низкой посещаемости зрителей кинотеатр был закрыт. В конце 50-х гг. XX в. были построены кинотеатры в с. Ярсэ и молодёжном лесхозе. Примечательно, что киномеханики показывали фильмы не только в кинотеатрах, но и выезжали

с кинопроектором с другие близлежащие населённые пункты. Начиная с 1974 г., во всех сёлах были созданы упрощённые варианты кинотеатров со штатом 2-3 сотрудника. Всего было создано 79 так называемых проекционных групп. Затем, во второй половине 80-х гг. XX в., началось резкое сокращение их численности, что, очевидно, было связано с массовым распространением телевизоров. В 1990 г. в сёлах оставались лишь 6 проекционных групп и 6 киномехаников [19, с. 541-542]. Что касается телевидения, то чёрно-белые телевизоры стали появляться в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. в некоторых семьях. К 1990 г. такие телевизоры имелись почти во всех семьях, а у некоторых уже появились цветные телевизоры.

Улучшение жизненных условий населения способствовало росту интереса к национальной культуре, размышлениям о его перспективах. Особенно часто обсуждали прошлое и настоящее истории и культуры дауров лица преклонного возраста, прошедшие нелёгкие испытания на своём жизненном пути. Во время одной из таких встреч 19 мая 1987 г. у них зародилась идея создания национального фестиваля «куммель». Куммель представляет собой разновидность эстрагона из рода полыневых, растущего в речных долинах Прихинганья. Одноимённое блюдо из него у дауров считается национальным, присущим только даурскому народу [8, с. 122-123]. Таким образом, 24 мая 1987 г. в пос. Мэйлисы состоялся первый фестиваль «куммель». С тех пор он проводится ежегодно, в каждое третье воскресенье мая. В рамках фестиваля проходят различные культурные и спортивные мероприятия, дегустация национального блюда «куммель» [20, с. 185].

Заключение. Культура цицикарских да-уров богата и своеобразна, она развивалась в соответствии с историческим развитием народа, региона и страны в целом. Как показывают наши данные, на каждом этапе истории культурная жизнь дауров претерпевала серьёзные, в большинстве случаев, позитивные изменения. Толчок к новым культурным ценностям дало развитие школьного образования в селах цицикарских дауров в годы правления Китайской Республики и появление передовой даурской интеллигенции. Начиная с первой половины XX в., цицикарские дауры приобщаются к современной китайской культуре, познают мировые культурные и религиозные ценности. Толерантное отношение цицикарских дауров к религии привело к открытию в регионе католической церк-

ви, влияние которой в силу приверженности даурского населения к шаманской религии было незначительным. Во второй половине XX в. отдел культуры даурского национального района Мэйлисы, несмотря на многие преобразования и трудности, сумел организовать культурную жизнь в сельской мест-

ности. Этот период ознаменовался также появлением научных работ, художественных произведений даурских деятелей, выходцев из цицикарских дауров. Развитие радио и телевидения способствовали продвижению культуры цицикарских дауров на качественно новый уровень.

Список литературы

1. Богословский В. А., Москалев А. А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). М.: Наука, 1984. 262 с.

2. Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: древность, средневековье, новое время. М.: Вост. лит., 2010. 599 с.

3. История Китая с древнейших времён до начала XXI века. Т. 7. Китайская Республика (1912-1949) / отв. ред. Н. Л. Мамаева; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Наука: Вост. лит., 2013. 863 с.

4. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн. 1. Маньчжурия в эпоху феодализма (XVII - начало XX в.) / отв. ред. Ф. В. Соловьев. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1987. 424 с.

5. Курас Л. В., Цыбенов Б. Д. Культура и образование дауров в XIX - начале XX века // Иркутский исто-рико-экономический ежегодник. Иркутск, 2018. С. 362-370.

6. Лянь Лю. Жанры народных песен дауров в Китае // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 25. С. 89-96.

7. Торопцев С. А. Разрыв и преемственность гуманистических традиций в киноискусстве // Китайская культура 20-40-х годов и современность. М.: Наука, 1993. С. 123-142.

8. Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. 252 с.

9. Цыбенов Б. Д. Культура и образование дауров в первой половине XX в. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2018. Т. 25. С. 115-122. DOI: 10.26516/2222-9124.2018.25.115.

10. Ань Течжун. Цяньтань давоэрцзу миньцзянь вэньсюэди ишу мэйли. й^®. ШШЙ^^^ШЧХ^Й

= О художественном обаянии национальной литературы дауров // Цинчжу Мэйлисы давоэрцзу цюй цзяньцюй уши чжоунянь вэньцзи. ^^ = Сборник статей, посвящённый

празднованию 50-летия создания даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 2002. С. 164-172.

11. Го Лихуа. Шилунь миньцзу чуансинь цзяоюй юй цзяоюй чуансинь.

= Инновации в национальном образовании // Цинчжу Мэйлисы давоэрцзу цюй цзяньцюй уши чжоунянь вэньцзи. ^^ = Сборник статей, посвящённый празднованию 50-летия

создания даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 2002. С. 85-90.

12. Давоэрцзу цуньтунь лу / «Давоэрцзу цуньтунь лу» бяньшэнь вэйюаньхуэй. / «й^^ ^Й^^;» ШФЙЙ^. = Заметки о даурских сёлах / под ред. комиссии «Заметки о даурских сёлах». Цицикар, 1993. 254 с.

13. Ма Юнь. Вонюту тяньчжу цзяотанди яньгэ. Ц^. = История католической церкви в Вонюту // Мэйлисы давоэрцзу цюй вэньши цзыляо. Ди ицзи. ШМШй^^^ЕХ^®^. Ш—Ш. = Материалы по истории и культуре даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 1989. Вып. 1. С. 132-138.

14. Мэйлисы давоэрцзу жэньу лу / До Чжаньшэн чжубянь. ШМШй^^^Л^^ Ш. = Записи о даурских деятелях Мэйлисы / под ред. До Чжаньшэна. Харбин: Хэйлунцзян жэньминь чубаньшэ, 2017. 267 с.

15. У Цзэцзюнь. Хуэйфу миньцзу цюй илай цзяоюй шие фачжань гайшу. 'КЙК^Е^Ж^ШШЙ ^МйЖ = Обзор развития образования со времени восстановления национального района // Цинчжу Мэйлисы давоэрцзу цюй цзяньцюй уши чжоунянь вэньцзи. ^^ = Сборник статей, посвящённый празднованию 50-летия создания даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 2002. С. 109-115.

16. Хэ Вэньчэн. Давоэрцзу цзяоюйди яолань. Ицзи Цицихаэр цунь дацзу сюэцзяоди цзяньли хэ фачжань. Й^^^ШЙЖМ. = Колыбель даурского образования. Заметки о создании и развитии даурской школы в селе Цицикар // Мэйлисы давоэрцзу цюй вэньши цзыляо. Ди ицзи. ШЖШЙ^^^ЕХЙ.®^. Ш—Ш. = Материалы по истории и культуре даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 1989. Вып. 1. С. 113-126.

17. Хэ Минь, Ван Найлинь. Миньцзу сюэсяо дэюй гунцзо гуанькуй.

Ш. = Узкий подход к нравственному воспитанию в национальной школе // Цинчжу Мэйлисы давоэрцзу цюй цзяньцюй уши чжоунянь вэньцзи. ^^ = Сборник статей, посвящённый

празднованию 50-летия создания даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 2002. С. 96-100.

18. Хэ Цзичунь, Ли Пин. Цяньтань миньцзу сюэсяо цзяоюйди тэдянь хэ гуйлюй. ШШЩ-, ^Т. ШШШ^

= К изучению особенностей и правил национального школьного образования // Цинчжу Мэйлисы давоэрцзу цюй цзяньцюй уши чжоунянь вэньцзи. ^^ = Сборник статей, посвящённый празднованию 50-летия создания даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 2002. С. 91-95.

19. Цицихаэр Мэйлисы давоэрцзу цюй чжи / Мэйлисы давоэрцзу цюй чжи бянь цзуань вэйюаньхуэй бянь. ^^^^ ШМШй^^^ЕШ / ШМШЙ^^^ЕШШШЙЙ^Ш. = Обозрение даурского национального района Мэйлисы Цицикара / под ред. комиссии даурского национального района Мэйлисы. Хэфэй: Хуан, 1999. 696 с.

20. Цяо Фушэн, Сэжэ. Давоэр цзуди «Кумулэ» цзе. ^ШЙ, = «Куммель» -фестиваль даурского народа // Цинчжу Мэйлисы давоэрцзу цюй цзяньцюй уши чжоунянь вэньцзи. ^^ ШЖ

= Сборник статей, посвящённый празднованию 50-летия создания даурского национального района Мэйлисы. Цицикар, 2002. С. 181-186.

21. Шаолан хэ Дайфу: Чжунго давоэр миньцзу циньти миньцзянь сюйшиши цзиндянь / Цицихаэр шивэй сюаньчуань бу бяньчжу. / ^^ЖёжЩШШШ = Шаолан и Дайфу. Классическая повествовательная поэзия даурского народа Китая / отдел пропаганды партийного комитета Цицикара. Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2002. 533 с.

Статья поступила в редакцию 20.03.2019; принята к публикации 30.04.2019

Сведения об авторах

Базар Догсонович Цыбенов, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; 670047, Россия, г Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; e-mail: bazar75@mail.ru; ORCID: 00000002-0404-7207.

Ли Пин, кандидат философских наук, профессор, Хулун-Буирский университет; 021008, Внутренняя Монголия КНР, г. Хайлар, ул. Сюефу, 83; e-mail: 923867378@qq.com; ORCID: 0000-0003-3909-2566.

Вклад авторов в статью

Б. Д. Цыбенов - основной автор, описывает методологию, концепцию исследования, оформляет статью. Ли Пин осуществляет перевод ряда материалов с китайского языка, проводит их анализ.

Работа выполнена в рамках государственного задания ИМБТ СО РАН по проекту XII.191.1.2 «Межкультурное взаимодействие, этнические и социально-политические процессы в Центральной Азии», номер регистрации № АААА-А17-117021310264-4.

Библиографическое описание статьи_

Цыбенов Б. Д., Ли Пин. Культура цицикарских дауров в XX веке // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 3. С. 71-79. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-3-71-79.

References

1. Bogoslovskiy, V. A., Moskalev, A. A. National Question in China (1911-1949). M: Nauka, 1984. (In Rus.)

2. Bokshchanin, A. A., Nepomnin, O. E., Stepugina, T. V. The history of China: antiquity, middle ages, new time. M: Vost. lit., 2010. (In Rus.)

3. The history of China from ancient times to the beginning of the XXI century. V. VII: Republic of China (19121949). Otv. red. N. L. Mamaeva; In-t Dal'nego Vostoka RAN. M: Nauka - Vost. lit., 2013. (In Rus.)

4. History of Northeastern China XVII-XX centuries. Book 1. Manchuria in the era of feudalism (XVII - early XX century.). Edited by F. V. Solov'ev. Vladivostok: Dal'nevost. kn. izd-vo, 1987. (In Rus.)

5. Kuras, L. V., Tsybenov, B. D. Daurian culture and education in the XIX - early XX century. Irkutsk Historical and Economic Yearbook, Irkutsk, 2018: 362-370. (In Rus.)

6. Lian Liu. Genre of folk songs of the Daur in China. Tomsk State University. Journal of Cultural Studies and Art History, pp. 89-96, no. 25, 2017. (In Rus.)

7. Toroptsev, S. A. The gap and continuity of humanistic traditions in cinema. Chinese culture of the 1920-1940s and the modern time, M: Nauka, 1993: 123-142. (In Rus.)

8. Tsybenov, B. D. The history and culture of the Daur people of China. Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU, 2012. (In Rus.)

9. Tsybenov, B. D. Culture and education of the Daur people in the first half XX century. The Bulletin of Irkutsk State University, Series "History", 2018, no. 25, pp. 115-122. DOI: 10.26516/2222-9124.2018.25.115 (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ¡kft An Tiezhong. Art perfection of the Daur national literature. Collection of articles dedicated to the celebration of the 50th anniversary of the creation of the Meilisi Daur National District. Qiqihar, 2002: 164-172. (In Chin.)

11. Sf^. ftteE&ftl^W^Wftl^. Guo Lihua. Innovations in national education. Collection of articles dedicated to the celebration of the 50th anniversary of the creation of the Meilisi Daur National District. Qiqihar, 2002: 85-90. (In Chin.)

12. / Notes about Daur villages. Edited by the commission "Notes about Daur villages". Qiqihar, 1993. (In Chin.)

13. 3s. B-«. Ma Yun. History of the Catholic Church in the Voniutu village. Materials on the history and culture of the Meilisi Daur National District. First edition. Qiqihar, 1989: 132-138. (In Chin.)

14. Records of Daurian figures of Meilisi. Ed. by Do Zhansheng. Harbin: Heilongjiang renmin chubanshe, 2017. (In Chin.)

15. JU Wu Zejun. Review of education development since the re-establishment of the national district. Collection of articles dedicated to the celebration of the 50th anniversary of the creation of the Meilisi Daur National District. Qiqihar, 2002: 109-115. (In Chin.)

16. fam m-«.

He Wencheng. Cradle Daur education. Notes on the creation and development of the Daur School in the village of Qiqihar. Materials on the history and culture of the Meilisi Daur National District. First edition. Qiqihar, 1989: 113-126. (In Chin.)

17. fa®, He Min, Wang Nailin. The narrow approach to moral education in the national school. Collection of articles dedicated to the celebration of the 50th anniversary of the creation of the Meilisi Daur National District. Qiqihar, 2002: 96-100. (In Chin.)

18. famm, m*. ju He Jichun, Li Ping. To study the features and rules of national school education. Collection of articles dedicated to the celebration of the 50th anniversary of the creation of the Meilisi Daur National District. Qiqihar, 2002: 91-95. (In Chin.)

19. ^^ / ffiSW&^^ES^MSfi^. Review of the Meilisi Daur National District of Qiqihar. Edited by the Commission of the Meilisi Daur National District. Hefei: Huan, 1999. (In Chin.)

20. ^ffitt, Qiao Fusheng, Sere. Festival of the Daur people «Kummel». Collection of articles dedicated to the celebration of the 50th anniversary of the creation of the Meilisi Daur National District. Qiqihar, 2002: 181-186. (In Chin.)

21. / ^^^^iirn^^IS. Shaolan and Daifu: Classical Narrative Poetry of the Daur People of China. Beijing: Minzu chubanshe, 2002. (In Chin.)

Received: 20 March 2019; accepted for publication April 30, 2019

Information about the authors

Bazar D. Tsybenov, Candidate of History, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences; 6 Sakhyanovoy st., Ulan-Ude, 670047, Russia; e-mail: bazar75@mail.ru; ORCID: 0000-0002-0404-7207.

Li Ping, Candidate of Philosophy, Professor, Hulunbuir University, Institute of Russian Language and Culture; 83, Xuefu st., Hailar, Inner Mongolia, 021008, China; e-mail: 923867378@qq.com; ORCID: 0000-0003-3909-2566.

Contribution of authors to the article

B. D. Tsybenov, the main author: description of methodology, research concept, preparation of the article. Li Ping translates some materials from Chinese into Russian and analyzes them.

The work was supported by the fundamental research program of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences XII.191.1.2 "Intercultural interaction, ethnic and socio-political processes in Central Asia", No. AAAA-A17-117021310264-4.

Reference to the article_

Tsybenov B. D., Li Ping. Culture of the Qiqihar Daur people in the 20th century // Humanitarian Vector. 2019. Vol. 14, No. 3. PP. 71-79. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-3-71-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.