Научная статья на тему 'Культура современного общества'

Культура современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6256
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / BASIC FORMS AND CULTURE IN MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бушков Р. А.

В статье рассматривается функционирование основных форм и видов культуры в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SOCIETY CULTURE

The article studies the main culture forms and kinds functioning in the modern society.

Текст научной работы на тему «Культура современного общества»

УДК 71.G

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Бушков Р.А.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана»

Ключевые слова: основные формы и виды культуры современного общества.

Key words: basic forms and culture in modem society.

Со времени появления человека и общества неотъемлемой стороной их жизни становится создаваемая ими и передаваемая от поколения к поколению культура. В своей конкретности она представляет единство актуальной и накопленной культур. Под актуальной понимается непосредственно функционирующая в данном обществе культура. Накопленная же культура - это как бы отложенная, не стертая временем культура, лежащая в основе современного уровня развития общества и представляющая собой его культурную память.

В современном обществе в зависимости от того, кто создает культуру и кому она предназначена, различают три ее основные формы -народную, массовую и элитарную.

Народная культура общества включает мифы, легенды, сказания, сказки, песни и танцы, которые создаются самим народом и имеют глубокие корни и традиции, выражают его характер, мечты и чаяния, народную мудрость. Она возникает на заре человечества и значительно старше профессиональной культуры, появляющейся с переходом общества к разделению умственного и физического труда.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества - интеллектуалами или так называемыми «аристократами духа», либо по ее заказу профессиональными творцами. Это, в отличие от народной, профессиональная культура, создаваемая профессионально занятыми данной сферой деятельности людьми, прошедшими специальную подготовку к ней. Элита (в переводе с франц. - лучшее, избранное) есть в каждом обществе. Элитарная культура включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу и кино. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, ориентированы на узкий круг высокообразованных, разбирающихся в искусстве людей. Создатели элитарных произведений искусства стремятся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. Формулой их творчества является «чистое искусство» или «искусство для искусства».

В наше время происходит расширение круга потребителей элитарной культуры, что связано с ростом уровня образованности людей.

Массовая, или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов элиты, а занимает промежуточное положение между элитарной и народной культурами. Так называют культурную продукцию, производимую в большом количестве и предназначенную для большого количества людей. Ее возникновение и распространение связано с появлением печати, радио, телевидения, грамзаписи, магнитофонов, современных средств связи, видеотехники и компьютеров, ставших доступными для представителей всех слоев общества, широкой массе населения.

В современном смысле массовая культура впервые проявила себя в США на рубеже Х1Х-ХХ веков, где исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привели к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а масса -большое количество людей. Подлинными зачинателями массовой культуры стали бизнесмены Голливуда, которые начали рассматривать искусство как предмет потребления, приносящий прибыль.

Массовая культура стала культурой общества массового производства и массового потребления во всем мире.

Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются видеоклипы, видеоигры, комиксы, чиллеры, т.е. фильмы ужасов, триллеры, фантастика, детективы, порнография.

Незамысловатое содержание в произведениях массовой культуры часто маскируется аттракционностью, повышенной событийностью, шоковыми моментами. Так строятся в частности комиксы и так называемые «мыльные оперы». Базу успеха произведений массовой культуры составляет, как правило, ищущий удовлетворения архетипный, т.е. бессознательный интерес людей к эротике и насилию.

Большинство образцов массовой культуры, прежде всего шлягеры (с немец. - гвоздь сцены) и хиты (англ. - удача), быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Этому особенно подвержены произведения кича (от немец. «дешевка», «безвкусица»), перегруженные примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. Под кичем имеются в виду яркая массовая продукция и лишенные художественноэстетической ценности всевозможные подделки под уникальные вещи, относящиеся к псевдоискусству.

В своей борьбе за потребителя массовая культура выработала весьма эффективные способы. В литературе таковым выступает система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз. Основными ее жанрами являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика. В кино и музыке используется система «звезд».

Главное назначение массовой культуры - предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, загадочному. Массовая культура превращает людей как бы в любопытствующих наблюдателей жизни, наделенных жаждой обладания вещами. Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека до уровня запрограммированного манекена, а его творческой деятельности - к элементарному акту бездумного потребления.

Многие культурологи считают массовую культуру злом, орудием управления «малокультурной» массой руководящей верхушкой, критикуют ее за примитивный уровень, рыночную ориентацию, культ посредственности, оболванивающий эффект, смакование насилия и секса.

И все же надо признать, что актуализируя, предугадывая ожидания большой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, получении удовольствия. Действительно, современному человеку, устающему от работы, транспортных неурядиц, все ускоряющегося ритма жизни, необходимы передышка, а значит отдых и эмоциональная разрядка. В этом смысле массовую культуру можно рассматривать как средство борьбы со стрессами, искусство антиусталости, дающую людям возможность забыть о своих проблемах и заботах. Поэтому все попытки отвергнуть, запретить или преодолеть массовую культуру не реальны.

Культура современного общества является сложной и многообразной. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub - под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных и социальных различий людей.

В современном обществе большую значимость обрела молодежная субкультура. В узком смысле молодежная субкультура - это культура, созданная самой молодежью от четырнадцати до тридцати лет. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентирована на удовлетворение ее запросов и вкусов, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего

ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. По этой причине возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

Для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, становящиеся главным местом создания молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» -иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее отличие от общей культуры.

Так рокеры - это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу.

Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах - тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») - это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Металлисты - любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам - булавки, клепки.

Рэпперы (от англ. «треп») - поклонники брейк - танца и ритм -музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.

Носители грандж-культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.

Рейверы - одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов - оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези - специального химического транквилизатора и наркотической смеси.

Часть современной молодежной субкультуры составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды - футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip - апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Проникнув ностальгией по старой Америке, культуре индейцев, диким землям и простой жизни они выступили против системы ценностей отцов и рационалистической действительности, заявив, что намерены делать любовь, а не деньги. Концепцию хиппи подхватила значительная часть молодежи Запада, в частности, движение «новых левых», оказавшее существенное воздействие на реформу системы образования в ряде европейских стран и создание при их правительствах специального министерства по делам молодежи. По инициативе молодежи возникли партии « зеленых» и движение «за зеленый мир», был снижен возрастной ценз на выборах в парламенты.

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь она становится потребителем массовой и высокой культур, в той или иной мере сохранив верность некоторым элементам молодежной субкультуры.

Многообразие культуры современного общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от

поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА :1. Культурология: Учебник / под ред. Ю. Н. Солонина и М.С. Кагана.- М.: Высш. шк., 2008.- С. 183-192, 282-286, 291-292;2. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А. А. Федоров.- М.: Флинта, 2005.- С. 8288, 167-168, 175-179, 205-206, 361-364, 367-369, 443-445; 3.Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / сост. -А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2007. - С. 257-261, 285-290.

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Бушков Р.А.

Резюме

В статье рассматривается функционирование основных форм и видов культуры в современном обществе.

MODERN SOCIETY CULTURE

Bushkov R.A.

Summary

The article studies the main culture forms and kinds functioning in the modern society.

УДК 619:001.28-08

ПРОДУКТЫ МЕТАБОЛИЗМА МИКРОБОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОЙ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ

Вагин К.Н., Низамов Р.Н., Конюхов Г.В., Рахматулина Г.И.

ФГУ «Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных», г. Казань

Ключевые слова: острая лучевая болезнь, профилактика, лечение, продукты метаболизма.

Key words: sharp radiation sickness, preventive maintenance, treatment, microbial metabolic products.

Отечественными и зарубежными исследователями при изучении механизма противолучевого действия лекарственных средств накоплен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.