Научная статья на тему 'Культура сообщения плохих новостей в практическом здравоохранении: концепция формирования'

Культура сообщения плохих новостей в практическом здравоохранении: концепция формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2314
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СООБЩЕНИЯ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ / ВРАЧ-ПАЦИЕНТ / РОЛЕВАЯ ИГРА / CULTURE OF REPORTING BAD NEWS / DOCTOR-PATIENT / ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казаева А.В., Носкова М.В.

В данной статье обоснована важность формирования коммуникативных навыков у будущих врачей. Авторы уделяют особое внимание стратегиям и тактикам сообщения плохих и неприятных новостей пациентам и их родственникам. Дается описание междисциплинарного образовательного модуля для ординаторов по усвоению культуры профессионального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казаева А.В., Носкова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF REPORTING BAD NEWS IN PRACTICAL HEALTHCARE: THE CONCEPT OF FORMATION

In this article, the importance of the formation of communication skills in future medical doctors are justified. The authors pay a special attention to strategies and tactics of reporting bad and unpleasant news to patients and their relatives. The description of an interdisciplinary educational module on the assimilation of the professional communication culture for residents is provided.

Текст научной работы на тему «Культура сообщения плохих новостей в практическом здравоохранении: концепция формирования»

УДК 159.99

DOI: 10.23888/humJ2016466-71 © Казаева А.В., Носкова М.В., 2016

КУЛЬТУРА СООБЩЕНИЯ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ: КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье обоснована важность формирования коммуникативных навыков у будущих врачей. Авторы уделяют особое внимание стратегиям и тактикам сообщения плохих и неприятных новостей пациентам и их родственникам. Дается описание междисциплинарного образовательного модуля для ординаторов по усвоению культуры профессионального общения.

Ключевые слова: культура сообщения плохих новостей, врач-пациент, ролевая игра.

© Kazaeva A. V., Noskova M.V., 2016

CULTURE OF REPORTING BAD NEWS IN PRACTICAL HEALTHCARE: THE CONCEPT OF FORMATION

Abstract. In this article, the importance of the formationof communication skills in future medical doctors are justified. The authors pay a special attention to strategies and tactics of reporting bad and unpleasant news to patients and their relatives. The description of an interdisciplinary educational module on the assimilation of the professional communicationculture for residents is provided.

Key words: culture of reporting bad news, doctor-patient, role-playing game

Сегодня на уровне государства активно обсуждаются проблемы эффективной коммуникации во взаимодействии «врач-пациент». Ориентируясь на федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г.) и «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от

29.12.2012 г.) главной целью медицинского вуза является подготовка квалифицированных специалистов для практического здравоохранения [1]. Поэтому к врачам предъявляются высокие требования, как профессиональному уровню, так и владению коммуникативной культурой. Появляются новые федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы, которые диктуют внедрение новых дисциплин, направленных на формирование коммуникативных и практических навыков врача. В современных условиях пациент становится активным участником лечебного процесса. Не только врач присматривается к больному, но еще более пристально изучает врача больной: ведь перед ним человек, который может решить его судьбу. Он тоже пытается понять, в чьих руках он оказался. При этом его интересует не только то, насколько врач эрудирован, но и что он за человек - внимателен ли он, добр ли, участлив или равнодушен. Больной формирует свое мнение на основе поведения врача, его слов. Как он оценит врача, так и поведет себя в дальнейшем - либо полностью доверится и тогда он раскроется, будет помогать врачу, или же замкнется, и врач услышит лишь сухие ответы на вопросы. А ведь от того зависит полнота информации, которую получает врач и, значит, надежность диагноза [2].

Согласно статье 22 «Информация о состоянии здоровья» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», врач обязан сообщать информацию о здоровье пациенту лично. Врач является коммуникатором, проводником, т.е. главным человеком, сообщающий неприятные новости пациенту и его родственникам. Ему необходимо обладать особой коммуникативной культурой сообщения плохих новостей. Таким образом, общение врача и пациента оказывает компетентное влияние на качество медицинской помощи.

С одной стороны, сообщение плохих новостей является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, а, с другой - отражается на психоэмоциональном состоянии врача. Поэтому часто они сообщают подобную информацию

не достаточно полно, хладнокровно, не заботясь о состоянии пациента, а порой даже избегают ее сообщать. [3]

Ситуация «плохих новостей» можно подразделить на подвиды: плохие новости, неприятные новости.

Плохие новости - это новости, когда врач должен сообщить пациентам, партнерам и членам семьи о смертельной болезни, неизлечимой болезни, увечье, внезапной или прогнозируемой смерти. В свою очередь, плохие новости могут содержать в себе:

- сообщение о тяжелых заболеваниях, но с обратимыми процессами (например, сифилис, туберкулез и т.д.);

- сообщение о смертельных заболеваниях с необратимыми процессами (например, ВИЧ- СПИД, лейкемия, рассеянный склероз, злокачественные опухоли с метастазами и т.д.);

- сообщение о неизлечимых заболеваниях с тяжелыми или необратимыми последствиями (например, сахарный диабет, болезнь Дауна, гемофилия, шизофрения, эпилепсия и т.д.);

- сообщение об инвалидизации пациента (например, потеря конечностей);

- сообщение родственникам о смерти пациента, как о свершившемся факте.

Неприятные новости - это новость, в ответ на которую у пациента могут возникнуть такие эмоциональные реакции как страх, тревога, волнение, печаль, огорчение. Неприятные новости могут содержать в себе, сообщение врачом пациенту о предстоящей операции, о хроническом заболевании (например, бронхит, артериальная гипертензия и т.д.), о переломе конечности, которое вызывает у пациента переживание неприятного характера (тревога, страх, огорчение и т.д.) [4].

Среди уже разработанных и используемых за рубежом моделей, наиболее популярным является S-P-I-K-E-S (Setting, Perception, Invitation, Knowledge, Emotions, and Strategies). Она наиболее полно учитывает динамический и конвенцио-

нальный характер данного фрагмента медицинского общения, когнитивные и эм-патийные компоненты ситуации взаимодействия. Рассматривает комплекс действий вербального и невербального коммуникативного поведения врача. Данная стандартизованная модель диалога предусматривает определенную последовательность коммуникативных ходов, представленных в речевых и неречевых приемах. Они направлены на создание оптимальных условий для достижения иерархически выстроенных коммуникативных целей.

На кафедре психологии и педагогики Уральского государственного медицинского университета г. Екатеринбурга (УГМУ) формирование культуры сложных навыков сообщения плохих новостей интегрировано в рабочую программу для ординаторов как междисциплинарный образовательный модуль. Данный навык рассматривается в контексте коммуникативных и практических навыков врача. Сложные специализированные навыки коммуникации проявляются в разных клинических ситуациях: ситуация «плохих новостей»; конфликт; командное взаимодействие; типы пациентов: тревожные, депрессивные, агрессивные.

В качестве основной модели сообщения «плохих новостей» была взята модель SPIKES, предложенная доктором R. Buckman (2005 г.). Даная модель стала достаточно популярна среди мирового медицинского сообщества. Она включает в себя шесть этапов: Setting -установление контакта, Perception - оценка готовности к восприятию, Invitation - приглашению к диалогу, Knowledge - сообщение информации, Emotion - эмоциональная поддержка, Strategy and Summary - обсуждение дальнейших действий пациента и подведение итогов [5]. На каждом из этапов от врача требуется проявление особых коммуникативных навыков по отношению к пациенту: эмпатия, готовность к получению информации, подача информации, проверка понимания.

Культура формирования навыка сообщения плохих новостей включает в себя подготовку условий коммуникации; установление уровня информированности пациента и его представлений о ситуации; установление желания пациента быть

информированным и относительно степени информирования; предупреждение о намерении сделать сообщение и информирование пациента; реакцию на эмоционально-чувственную сферу пациента (эмпатия); включение пациента в процесс принятия решений; подтверждение готовности в оказании дальнейшей медицинской помощи.

Формирование данных навыков у будущих врачей проходит в несколько этапов: теоретическая часть, моделирование клинических задач и клинических сценариев с применением сюжетно-ролевой игры с использованием технического обеспечения (аудио- и видео) и дебрифингом.

Ролевая игра считается одним из эффективных методов, а также комплексным методическим приемом обучения будущих врачей культуре сообщения плохих новостей [6]. Разрабатываются чек-листы для оценивания навыков с наблюдаемыми индикаторами коммуникативных навыков - вербальными и невербальными характеристиками поведения участников разыгрываемых ситуаций [7].

На основании вышеизложенного материала, культура сообщения плохих новостей в практическом здравоохранении играет важную роль при оказании медицинской помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глыбочко П.В. Образовательно-кадровый континуум в здравоохранении // Медицинское образование и вузовская наука. - М., 2015. № 1. С.6-9.

2. Магазаник Н.А. Врачевание и психология. - М.: Медкнига, 2007. С.5.

3. Казаева А.В. навык сообщения плохих новостей в медицине: тренинговая технология формирования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rosomed.ru/theses/344

4. Асимов М.А., Дощанов Д.Х. Особенности сообщения плохих новостей в медицинском учреждении педиатрического профиля / Сообщение плохих новостей: учеб. пособие. - Алматы, Эверо, 2014. С. 60-71.

5. Buckman, R. Breaking bad news: the S-P-I-K-E-S strategy. Community Oncology, 2005. Р. 183-142.

6. Носкова М.В., Казаева А.В. Применение ролевой игры в формировании умения эффективного взаимодействия врач-пациент / Теоретические и прикладные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 42-43.

7. Дьяченко Е.В., Носкова М.В., Шихова Е.П., Кропанева Е.М., Казаева А.В., Андрега Д.С. Коммуникативная компетентность врача: актуальность проблемы, принципы формирования в медицинском вузе, методика оценки (статья) // Вестник УГМУ: Научно-практический журнал. Вып. 1 (85). 2015. Екатеринбург, УГ-МУ. С. 28-31.

8. Апушкина А.Ю., Суворкина О.А. Искажение информации как частный случай трудностей в профессиональной коммуникации врача и пациента. Психологические проблемы [Электронный ресурс] /А.Ю. Апушкина, О.А. Суворкина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 4 (11). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=182 (дата обращения: 28.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.