Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКИХ И БАЛКАНСКИХ СТРАН В ДОКЛАДАХ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ»'

КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКИХ И БАЛКАНСКИХ СТРАН В ДОКЛАДАХ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / КУЛЬТУРА / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА / АРХИТЕКТУРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО / ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО / ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Светлана Владиславовна, Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна

Статья посвящена результатам Международной научной конференции «Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективы осмысления», которая состоялась в рамках международного симпозиума «Актуальные проблемы теории и истории искусства», регулярно проводимого Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с МГУ имени М. В. Ломоносова и ведущими музеями России в режиме биеннале. Мероприятие было организовано при поддержке РФФИ (проект № 20-012-22040) и прошло в Санкт-Петербурге с 26 по 31 октября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мальцева Светлана Владиславовна, Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF THE SLAVIC AND BALKAN COUNTRIES IN REPORTS OF PARTICIPANTS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE «ART AND CULTURE OF THE MIDDLE AGES. HERITAGE AND PERSPECTIVES FOR COMPREHENSION»

The article deals with the course and results of the International scientific conference «Art and Culture of the Middle Ages: Heritage and Perspectives of Comprehension», as part of the international symposium «Actual Problems of Theory and History of Art», held by St. Petersburg State University together with Lomonosov Moscow State University and the leading museums of Russia in the mode of the Biennale. The event was organized with the support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-012-22040) and took place in St. Petersburg on October 26-31, 2020.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКИХ И БАЛКАНСКИХ СТРАН В ДОКЛАДАХ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ»»

КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКИХ И БАЛКАНСКИХ СТРАН В ДОКЛАДАХ УЧАСТНИКОВ

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ»

26-31 октября 2020 года в Санкт-Петербурге прошел международный симпозиум «Актуальные проблемы теории и истории искусства», в котором приняли участие более 400 отечественных и зарубежных ученых. В течение недели они обсуждали вопросы теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела, проблемы изучения, сохранения и интерпретации русского и мирового художественного наследия.

В рамках этого крупного научного форума состоялась международная конференция «Искусство и культура Средневековья: Наследие и перспективы осмысления». В очном и дистанционном формате прозвучали доклады 94 российских и зарубежных участников из 23 стран. Конференция имела ярко выраженный междисциплинарный характер и объединила искусствоведов, историков, архитекторов, сотрудников вузов, научно-исследовательских институтов, музеев. Хронологический диапазон обсуждаемых явлений охватил периоды от Средневековья до современности. Наряду с ведущими специалистами к работе активно были привлечены молодые исследователи.

Ученые рассказали об особенностях исследования памятников средневекового искусства от рукописей до архитектурных ансамблей, про осмысление преломления древних традиций в значимых культурных явлениях и идеологических парадигмах Нового времени. Тематический спектр секций западноевропейского и восточнохристианского Средневековья был сосредоточен на исследовании механизмов усвоения и приспособления художественных импульсов, исходивших из Византии и магистральных регионов Западной Европы, на других территориях, попавших в орбиту их культурного влияния, что важно для понимания закономерностей развития этих традиций.

Значительная часть средневековых тем оказалась связана с искусством восточнохри-стианской традиции. В докладах были представлены малоизвестные памятники архитектуры, скульптурного декора и книжной миниатюры из наследия славянских и греческих Балкан, Крыма, Закавказья, Малой Азии, Северной Африки. Помимо новых атрибуций, ученые обсудили развитие отдельных иконографических тем. Обращение авторов докладов к произведениям искусства разных видов и жанров

© С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова, 2021

(алтарных композиций, миниатюры, скульптуры, архитектуры), техник их иконографии и атрибуции способствовало всестороннему осмыслению ключевых проблем конференции.

А. Ю. Виноградову удалось проследить по сведениям источников и материалам частичных раскопок раннюю историю храма Св. Софии в Константинополе. В докладе А. В. Захаровой, посвященном уже построенному Юстинианом храму Св. Софии Константинопольской и ее описаниям у византийских авторов VI в.: Прокопия Кесарийского, Павла Силенциария и Агафия Миринейского, подробно рассмотрены сведения из описаний современников, которые относятся к первоначальному куполу и его перестройке. Это позволило исследовательнице разделить факты и гипотезы. Важные результаты изучения проблем соотношения архитектуры различных регионов средневекового славянского мира (Болгария, Древняя Русь) и византийской традиции были продемонстрированы в выступлениях И. В. Антипова, М. Л. Завориной, С. В. Мальцевой, Е. А. Немыкиной, А. А. Фрезе.

Большой блок исследований, посвященный региональной специфике сербского средневекового искусства в контексте византийской истории, архитектуры и живописи представлен группой ученых Белградского университета: Еленой Эрдельян, Николой Пиперским, Яковом Джорджиевичем, Любицей Винулович. Интересные аспекты изучения и новые данные по византийским памятникам от Средневековья до Нового времени прозвучали в докладах греческих исследователей Марии Химонопулу и Смарагди Арванити.

На отдельных заседаниях ученые обсудили сюжеты художественной традиции от искусства раннего Западного Средневековья до Ренессанса - проблематику отношений сакральное-куртуазное, отражение-восприятие, центр-периферия, визуальных проявле-ний-скрытых механизмов на примере произведений живописи, миниатюры, пластики, литературы и театральных мистерий. Ученые проанализировали состояние изучения западноевропейского средневекового христианского искусства в России и за рубежом. Из фундаментальных проблем искусствознания здесь следует отметить проблему филиации иконографических схем в средневековой живописи; связь сформировавшегося в позднее Средневековье портретного искусства не только с гуманистической культурой Италии, но и с мировоззрением рейнского бюргерства, с интроспекцией художника; перформативные функции религиозных образов; соотношение ученой, народной культуры и фольклора в позднее Средневековье.

Проблематика этого научного направления достаточно широка. Она охватывает и конкретные памятники различных жанров и техник (скульптуру, монументальную живопись, книжную миниатюру, архитектуру), и определение границ местных школ в рамках крупных географических регионов, и филиацию сюжетов и форм, иконографических схем и образов. Некоторые ученые сопоставляют данные визуальных источников с культурой времени, например, фольклор с маргинальными образами в миниатюрах или скульптурный портрет с ростом самосознания позднесредневекового бюргерства, другие - намечают направления будущего индивидуального поиска в рамках сложившегося в ХХ-ХХ1 вв. исследовательского поля.

В рамках работы секции «Искусство и культура Древней Руси» обсуждался ряд таких фундаментальных научных проблем, как: взаимодействие светского и церковного искусства в Древней Руси; древнерусское искусство и искусство стран Западной Европы,

Studia Slavica et Ва1сатса Ре^ороШапа

контакты в сфере архитектуры, в области изобразительного и прикладного искусства (древнерусская иконопись второй половины ХУ1—ХУП вв. и западноевропейская гравюра, древнерусское прикладное искусство и западноевропейские образцы); вопросы о возможности использования эволюционных схем для рассмотрения истории древнерусской архитектуры (на примере псковского средневекового зодчества); наследие отечественных медиевистов конца XIX - начала XX в. и современность (материалы исследований отдельных ученых и научных организаций, хранящиеся в российских архивах, и их значение для современной науки).

Секция «Архитектура: вопросы изучения и реставрации» оказалась одной из самых больших. Значительная часть исследований в данной области отличается междисциплинарным подходом и самым широким и глубоким обращением к вопросам историографии. Серьезный тон обсуждениям придало первое выступление профессора Белградского университета Александра Кадиевича «Актуальная архитектурная историография: между национальными и глобальными приоритетами». В нем, как и в следующем докладе профессора Марбургского университета Инго Херклоца, было обращено внимание на ответственность историко-архитектурной науки в трактовках изучаемых явлений в связи с социальным контекстом их современного восприятия, на необходимость широкого над- и межнационального их осмысления. Аналогично, с учетом всего разнообразия социокультурной проблематики XIX века, рассматривались исторические вопросы развития градостроительства и церковного зодчества.

Учеными была высказана позиция о завершении традиционного, внутридисципли-нарного изучения проблем архитектуры и необходимости выработки новой оптики исследований и новой системы оценки явлений в гораздо более широком контексте. В ряде докладов продемонстрированы неисчерпаемые возможности комплексного анализа памятников архитектуры и различных явлений в этой сфере, с применением углубленных историко-архивных исследований и учетом данных искусствоведческого анализа: формально-типологического, стилистического, иконографического, иконо-логического, исследования творческого метода. Были поставлены вопросы влияния изучения архитектуры на архитектурную практику. Наконец, исследователи обсудили проблему сохранения архитектурного наследия, предложили суждения о развитии принципов консервации и реставрации памятников и важности накопления знаний по истории архитектуры в выработке верной методики для реставраторов древних построек и архитектурно-градостроительного наследия относительно недавнего прошлого.

В докладах раздела «Деревянное зодчество: сохранение традиции» были представлены результаты исследования деревянных храмов Русского Севера и, в частности, Онежского Поморья, что позволило обобщить новые знания о русском деревянном зодчестве в целом, и в частности - об одной из крупнейших региональных традиций, о ее развитии, типологии. Участникам секции было предложено обсудить проблему эволюции архитектурных форм объектов Поморья в период с XVII по начало XX века. В результате были выявлены типичные для всего Русского Севера и индивидуальные особенности архитектуры исследуемого региона.

Присутствие в составе участников конференции архитекторов, владеющих ручной графикой, позволило представить выполненные ими на высоком художественном

уровне чертежи, что оказалось особенно ценно для публикаций и презентаций результатов. На основании обмеров и натурных обследований по каждому объекту были выполнены и представлены графические реконструкции первоначального и позднейшего облика этих памятников. Графические материалы (планы, фасады, разрезы) позволили составить достаточно целостное представление об архитектурно-конструктивном решении памятников.

Среди тематических векторов конференции отметим также проблематику власти и государства, в том числе вопросы визуализации программных политических установок правителя, в искусстве Нового времени, прежде всего, в Российской империи (репрезентация монарха, династии, военных побед, государства, нации, формирование «русского стиля» как национального); трансформации средневекового мышления и исторической памяти в искусстве второй половины Х1Х-ХХ веков; дискуссию о многообразии применяемых подходов к искусству России имперского периода и внедрение новых методов, выработанных на основе обобщения европейского опыта изучения аналогичных проблем на материале европейского искусства, обсуждение способов их совмещения с традиционным научным инструментарием истории искусства. Были также рассмотрены проблемы «русского стиля», в первую очередь в архитектуре, когда в эпоху историзма при непосредственном участии власти формируется концепция «национального стиля». В данном контексте представляется особенно важным полноценное сохранение и грамотное научное использование в рамках междисциплинарного анализа собственно искусствоведческих методов.

Представленные на конференции исследования внесли существенный вклад в развитие изучения и интерпретации художественного наследия. Доклады, посвященные переоценке синхронных явлений в разных странах и методов их анализа и осмысления — ар-деко в Югославии, «дегенеративное искусство» в Германии, социалистический реализм в Советском Союзе — составляют важные в методологическом отношении образцы. Доклад о творческой биографии Эмили Шанкс и ее рецепции в художественных кругах открывает перспективы изучения феминистской истории искусства на русском материале; поставленные в нем вопросы могут и должны быть отнесены и к творчеству других женщин-художниц конца XIX в. (Мария Якунчикова, Елена Поленова). Доклад, посвященный творчеству Йозефа Бойса, предлагающий новую интерпретацию визуального материала о художнике, одновременно открывает и новую область, которая может быть предметом изучения в контексте истории искусства — создаваемая в сети зрителями, никак не связанными друг с другом, мифологическая биография, в которой активно взаимодействуют слово и образ.

В докладах секции «Культурное наследие: междисциплинарный подход на стыке

О

гуманитарных и естественных наук» освещались результаты изучения как конкретных памятников, так и методические вопросы конвергенции методов и подходов естествен- о ных и гуманитарных наук, формирования необходимой для подобных исследований естественнонаучной базы, переноса опыта естественнонаучных материаловедческих — исследований, криминалистической трасологии, почерковедения и других дисциплин р на решение задач, связанных с памятниками культуры и искусства. Ряд докладов, Н например, был посвящен изучению памятников письменности, что особенно актуально К для древнерусских памятников. м

Studia Slavica et Balcanica Petropolitana

Таким образом, задачи конференции направлены на построение международного экспертного сообщества, объединяющего представителей разных профессий: искусствоведов, историков, культурологов, археологов, реставраторов, музейных сотрудников и других специалистов. Конференция показала, что ее результаты способствуют решению фундаментальных научных задач, находящихся в фокусе работы ведущих российских и зарубежных ученых. Многие из исследовательских направлений поддержаны грантами Президента Российской Федерации, Российским научным фондом, более 50 докладов представляли результаты реализации проектов Российского фонда фундаментальных исследований. Программа конференции и материалы докладов размещены на сайте (https://actual-art.spbu.ru/o-konferentsii/arkhiv/2020/iskusstvo-i-kul-tura-srednevekov-ya.html). Тезисы изданы на русском и английском языках1. Мероприятие было организовано Санкт-Петербургским государственным университетом при поддержке РФФИ и прошло в Санкт-Петербурге с 26 по 31 октября 2020 г.

С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова

Информация о статье УДК 7.03; ББК 63.3(0)4+85.03; DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.115

Авторы: Мальцева, Светлана Владиславовна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0002-6172-8578, Researcher ID AAD-4304-2019, Scopus ID 57206834647; e-mail: s.maltseva@spbu.ru;

Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна — старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Orc ID 0000-0002-5602-658X, Researcher ID P-8747-2014, Scopus ID 57200244738; e-mail: e.stanyukovich-denisova@spbu.ru.

Заголовок: Культура славянских и балканских стран в докладах участников международной научной конференции «Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективы осмысления» Резюме: Статья посвящена результатам Международной научной конференции «Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективы осмысления», которая состоялась в рамках международного симпозиума «Актуальные проблемы теории и истории искусства», регулярно проводимого Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с МГУ имени М. В. Ломоносова и ведущими музеями России в режиме биеннале. Мероприятие было организовано при поддержке РФФИ (проект № 20-012-22040) и прошло в Санкт-Петербурге с 26 по 31 октября 2020 г Ключевые слова: Средневековье, культура, актуальные проблемы теории и истории искусства, архитектура, междисциплинарные исследования, византийское искусство, древнерусское искусство, искусство, исследования средневековья, история культуры

Литература, использованная в статье: Искусство и культура Средневековья. Наследие и перспективы осмысления: Тезисы докладов международной конференции / Под ред. Светланы Владиславовны Мальцевой, Екатерины Юрьевны Станюкович-Денисовой, Анны Владимировны Захаровой. Санкт-Петербург: НП-Принт, 2020. 158 с.

Information about the article UDK 7.03; BBK 63.3(0)4+85.03; DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.115

Authors: Maltseva, Svetlana Vladislavovna — PhD, Head Lecturer. St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, Orc ID 0000-0002-6172-8578, Researcher ID AAD-4304-2019, Scopus ID 57206834647; e-mail: s.maltseva@spbu.ru;

1 Искусство и культура Средневековья. Наследие и перспективы осмысления: Тезисы докладов международной конференции / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб., 2020. 158 с.

Staniukovich-Denisova, Ekaterina Iurievna — Head Lecturer. St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russia, Orc ID 0000-0002-5602-658X, Researcher ID P-8747-2014, Scopus ID 57200244738; e-mail: e.stanyukovich-denisova@spbu.ru.

Title: The culture of the Slavic and Balkan countries in reports of participants of the International scientific conference «Art and culture of the Middle Ages. Heritage and perspectives for comprehension» Summary: The article deals with the course and results of the International scientific conference «Art and Culture of the Middle Ages: Heritage and Perspectives of Comprehension», as part of the international symposium «Actual Problems of Theory and History of Art», held by St. Petersburg State University together with Lomonosov Moscow State University and the leading museums of Russia in the mode of the Biennale. The event was organized with the support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-01222040) and took place in St. Petersburg on October 26-31, 2020.

Keywords: medieval studies, culture, actual problems of art theory and history, architecture, interdisciplinary research, Byzantine art, ancient Russian art, art, cultural studies

References:

Maltseva, Svetlana Vladislavovna; Staniukovich-Denisova, Ekaterina Iurievna; Zakharova, Anna Vladimirovna (eds.). Iskusstvo i kul 'tura Srednevekovya. Naslediye iperspektivy osmysleniya: Tezisy dokladov mezhdunarodnoy konferentsii [Art and culture of the Middle Ages: Heritage and perspectives for comprehension: Abstracts of communications of the International conference]. St. Petersburg: NP-Print Publ., 2020. 158 p. (in Russian and in English).

£

fa о Я

s X

SS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.