Научная статья на тему 'Культура русского зарубежья возвращается на родину'

Культура русского зарубежья возвращается на родину Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базанов Петр Николаевич

Рецензия на книгу: Сергеев В.Н. Евгений Климов: художник реалист русского зарубежья, 1901-1990. Москва: Рус. путь, 2018. 160 с.: 64 ил. ISBN 978-5-85887-495-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF THE RUSSIAN ABROAD IS RETURNING TO ITS HOMELAND

Book review: Sergeev V. N. Evgeny Klimov: artist realist of the Russian abroad, 1901-1990. Moscow: Russkij put’, 2018. 160 p.: 64 ill. ISBN 978-5-85887-495-9

Текст научной работы на тему «Культура русского зарубежья возвращается на родину»

РЕЦЕНЗИИ

REVIEWS

УДК [075-051:323.113(=161.1)](049.32)

П. Н.Базанов

Культура русского зарубежья возвращается на Родину

Рецензия на книгу: Сергеев В. Н. Евгений Климов: художник реалист русского зарубежья, 1901-1990. Москва: Рус. путь, 2018. 160 с.: 64 ил. - ISBN 978-5-85887-495-9

Petr N. Basanov

The culture of the Russian Abroad is returning to its homeland

Book review: Sergeev V. N. Evgeny Klimov: artist realist of the Russian abroad, 1901-1990. Moscow: Russkij put', 2018. 160 p.: 64 ill. - ISBN 978-5-85887-495-9 DOI 10.30725/2619-0303-2020-1-188-189

Последняя книга популярного искусствоведа и писателя Валерия Николаевича Сергеева (1940-2018) посвящена известному художнику русской эмиграции Евгению Евгеньевичу Климову (1901-1990). В. Н. Сергеев - автор многих книг, посвященных русскому искусству и художникам, но подлинную славу ему принесла много раз переизданная популярная монография «Андрей Рублев» в серии «Жизнь замечательных людей». Не менее важно, что автор книги лично знал и состоял в многолетней переписке с Е. Е. Климовым.

Рецензируемая книга одна из первых работ, посвященных художнику из «первой волны» эмиграции. Е. Е. Климов уступает по известности Н. К. Рериху, И. Я. Билибину, А. Н. Бенуа, И. Е. Репину, М. В. Добужинскому, М. З. Шагалу, В. В. Кандинскому, но можно смело утверждать, что его имя входит в первую сотню известных художников русского зарубежья. Е. Е. Климов был популярен как великолепный лектор и автор статей на темы о русском искусстве.

Жизнь Евгения Евгеньевича Климова, как и многих эмигрантов, похожа на захватывающий приключенческий роман. Уже 15-летним юношей он познакомился со знаменитым художником И. И. Билибиным. Совсем молодым человеком в Новочеркасске и Ростове-на-Дону Климов принял участие в Белом движении и даже оказался в Ледяном походе. Пережив красный террор, тиф и полуголодное существование, он с семьей смог выехать в эмиграцию в Латвию. Там Е. Е. Климов окончил отделение фигурной живописи Рижской академии художеств. Его учителями были Янис Робертс Тилбергс и Борис Робертович Виппер. В Риге Евгений Евгеньевич познакомился и подружился с художником М. В. Добужинским и философом И. А. Ильиным. Молодой русский

художник за границей не хотел отрываться от национальных корней, поэтому много путешествовал по русским районам Латвии и Эстонии и даже, к ужасу «непримиримых» антикоммунистов, побывал в конце 1920 х гг. в Москве. Е. Е. Климов развивался не только как портретист, но и как иконописец, мало того, он интересовался православной мозаикой. В 1934 г., после чудовищного убийства лидера русской общины Латвии архиепископа Иоанна (Поммера), Е. Е. Климов начинает оформлять часовню-усыпальницу на Покровском кладбище. После присоединения Латвийской республики к СССР художника не арестовали, а отправили работать заведующим отделом русской истории Рижского городского музея как специалиста-реставратора. Впоследствии выяснилось, что имя художника было в третьем списке для высылки в Сибирь.

Во время немецкой оккупации Е. Е. Климов посещал православные храмы на Северо-Западе России, занимался зарисовками древних церквей и разработкой проекта мозаичной Троицы - иконы в Пскове. В 1944 г. художник переехал в Прагу, тогдашний немецкий протекторат Богемию и Моравию. Он стал работать в знаменитом Институте Н. П. Кондакова, занимаясь по предложению его директора, известного историка Н. Е. Андреева, реставрацией огромной и уникальной коллекции икон. В 1945 г. Е. Е. Климов переехал с семьей в Баварию и получил статус «Ди-Пи» (перемещенного лица), но никогда в дипийском лагере не жил, а до 1949 гг. расписывал часовню в деревне Хайденхайм.

В 1949 г. Е. Е. Климов с семьей переехал в Канаду. В Новом свете он по-прежнему работал как портретист, живописец, график и иконописец, но ему пришлось и преподавать русский язык в канадских университетах. Долгие годы

188 Вестник СПбГИК№ 4 (41) декабрь • 2019

Культура русского зарубежья возвращается на Родину

художник вел языковые курсы в канадских колледжах и университетах и читал лекции по истории русского искусства, культуры и литературы в летних школах в США. Известен Е. Е. Климов серией портретов представителей трех волн русской эмиграции. Среди них наиболее знаменитые: философа И. А. Ильина, основателя евразийства П. Н. Савицкого, социолога Н. С. Тимашева; писателей И. С. Шмелева, Р. Б. Гуля, П. А. Муравьева, Б. Л. Пастернака; поэтов И. В. Елагина, И. В. Чиннова, Ю. П. Иваска, Наума Коржавина, историков Н. И. Ульянова, Н. Е. Андреева, А. И. Макаровского, художника Н. В. Зарецкого, литературного критика и журналиста Андрея Седых. Особенно известен портрет А. И. Солженицына, по которому Е. Е. Климов сделал проект мозаики. Часть портретов была напечатана в альбоме в 1978 г.

Все годы эмиграции Е. Е. Климов проводил персональные выставки и выпускал альбомы репродукций и литографий, писал статьи о русском искусстве. Он сотрудничал в самых известных изданиях русского зарубежья - в рижской газете «Сегодня», нью-йоркской газете «Новое русское слово»; в журналах «Записки Русской академической группы в США», в «Новом журнале» и многих других. Е. Е. Климов написал книгу «Русские женщины по изображениям русских художников» (Вашингтон: В. П. Камкин, 1967) и сборник статей «Русские художники» (Нью-Йорк: Путь жизни, 1974). Прославился художник и подготовкой к публикации мемуаров своего старшего друга М. В. Добужинского (Нью-Йорк, 1976).

Сторонник реалистического искусства Е. Е. Климов отрицательно относился к абстракционизму и другим модным увлечениям художников ХХ в. У профессионального художника, к тому же иконописца, вызывало искреннее недоумение - неужели «примитивная мазня», воспринимаемая многими интеллектуалами и простыми людьми как пародия, является вершиной человеческого искусства. За такую принципиальную позицию многие критические статьи и эссе Е. Е. Климова не были напечатаны в прессе. Именно про сторонников художника из русских эмигрантов, во многом разделявших его позицию, - философа Н. С. Ар-сеньева, искусствоведа В. В. Вейдле, историка Н. И. Ульянова, известный культуролог русского зарубежья, религиозный философ, президент Международного общества спасения русских памятников и ландшафтов, один из создателей концепции экологии культуры (совместно с академиком Д. С. Лихачевым), президент Европейского общества по сохранению классической эстетики («Europäishen Gemeinschaft

zur Erhaltung der Klassischen Esthetik») Аркадий Небольсин сказал: «Как я понимаю культурную миссию русской эмиграции? ... это борьба с модернизмом. Это борьба за христианскую цивилизацию. Но даже коммунизм был часть того движения ХХ в., которою называют модернизмом. Культ современности, наживы, культ жадности и в общем антихристианское движение» [1].

Художнику повезло - еще при его жизни прошли его персональные выставки на Родине в Москве, Пскове и Риге. Как истинный патриот, Е. Е. Климов передал часть своих работ Фонду культуры СССР, Русскому музею, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Псковскому государственному объединенному историко-ар-хитектурному и художественному музею-заповеднику. Также он подарил России коллекцию произведений А. Н. Бенуа. Каждый человек с 2003 г., входящий в Псковский кремль (Кром), проходит под иконой «Троицы» Е. Е. Климова, которая находится в надвратной нише (над Троицкими воротами). Отвечая на риторический вопрос, вынесенный в заглавие рецензии - возвращается ли культура русского зарубежья на родину, мы можем ответить однозначно - да! Вот вышла и книга о жизни и творчестве художника.

В качестве приложений к книге напечатаны отрывки «Из палестинских дневников Евгения Климова» почти на 50 страниц. Жаль только, что издатели ограничились этим отрывком, но будем надеется, что скоро дневники художника будут напечатаны на Родине.

Книга роскошно издана на мелованной бумаге, в ней 64 иллюстрации. Фотографии, картины и репродукции произведений самого Е. Е. Климова. Как и все произведения В. Н. Сергеева, рецензируемая книга написана хорошим легким языком, хорошо читается, но при этом соблюдается высокий уровень научности. Особый интерес придает книге и постоянное цитирование дневника Е. Е. Климова, который художник вел многие годы жизни.

Список литературы

1. Небольсин А. Р. [Выступление в Совете Федерации РФ: «Я скажу несколько слов»] // Российское зарубежье: история и современность. Москва, 1998. С. 229.

References

1. Nebol'sin A. R. [Speech in the Federation Council of the Russian Federation: «I will say a few words»]. Russian abroad: history and modernity. Moscow, 1998. 229 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.