Научная статья на тему 'Культура России в конце XIX начале XX вв. И развитие межкультурного общения'

Культура России в конце XIX начале XX вв. И развитие межкультурного общения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13295
769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура России в конце XIX начале XX вв. И развитие межкультурного общения»

А.В. Карева

КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

И РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

Рубеж Х1Х - ХХ вв. - удивительный период в русской истории и русской культуре. Это целостный историко-культурный комплекс, характеризующийся, с одной стороны, выдающимися открытиями и достижениями, сильными личностями и талантами, экономической модернизацией и подъемом, а с другой стороны - социальными катастрофами и политическими ошибками, войнами и революциями. Это время необыкновенного духовного расцвета и масштабного культурного движения, широкого выхода русской культуры на международную арену и усиления процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру, а также время невероятного распространения контактов в области науки, литературы и искусства.

Современники справедливо отмечали: «Границы между странами стали открытыми, межкультурное общение - нормой. Этот фактор свободы, как и всегда бывало, пробудил и в России, и в Западной Европе творческую энергию не только в искусстве, но и в науке, что привело к невероятным открытиям, совершив-тттим переворот в жизни человечества»1. Этому способствовали складывающаяся международная обстановка, новые тенденции мирового развития, международное положение России, внутренняя и внешняя политика царского правительства. Кроме того, на развитие интенсивных международных контактов повлиял и необычайный подъем мировой культуры.

Международное положение России определялось ее ролью в разделе мира и расстановкой сил в Европе и Азии. В экономическом разделе мира место страны было достаточно скромным. Несмотря на заметные успехи промышленного развития, Россия не принадлежала к числу индустриальных и финансовых гигантов. В территориальном разделе мира роль страны была значительнее. «При взаимодействии с другими державами России приходилось преодолевать и давний антирусский настрой Запада, проистекавший из цивилизационных и социально-политических отличий, страха перед колоссальными размерами страны и силой ее армии, а на рубеже XIX - ХХ веков и быстрым ее экономическим ростом. В истории самой России тоже имели место периоды антифранцузских, ан-

тиавстрийских и более длительных антианглийских настроений, но с XVIII в. никогда не преобладал антизападный настрой в целом. Тем не менее, сближение с республиканской Францией, а затем с традиционным противником - Англией было для России не простым делом, как одновременно и отход западных держав от привычной им русофобии, что являлось знамением уже иного времени» . В своей внешней политике Россия использовала все методы, принятые в международных отношениях. Своеобразие ее внешнеполитического курса проявлялось, возможно, в большей опоре на силу, компенсируя тем самым недостаток экономических возможностей. В тоже время России была свойственна верность международным договорам и данному слову. Хотя касалось это, преимущественно, отношений с европейскими «цивилизованными» государствами3.

Во внутренней политике, особенно в области культуры, царское правительство также стремилось более или менее придерживаться цивилизованных норм и методов, прислушиваясь к мнению Европы. Проводимый правительством либеральный курс по отношению к культуре способствовал значительным преобразованиям в культурной жизни, не мешал творческим начинаниям4. Во многом это объяснялось тем, что «... правящая элита России восприняла западные институты и ценности и от них не желала отказываться. Воспитанная в западном духе, правящая элита. избегала чересчур жестких мер, опасаясь осуждений цивилизованного мира»5.

В этой связи необходимо обратиться к вопросу, имеющему давнюю историю - к вопросу взаимоотношений России и Запада. Без него невозможно понять суть и значение межкультурного общения и взаимодействия культур. Этот вопрос особенно остро вставал в переходные эпохи. Рубеж XIX - ХХ вв. и был такой эпохой, когда конфликт Россия - Запад приобрел особый смысл. Вопрос о месте России в Европе или вне ее, - не только русский вопрос. Но нигде он не ставился и не обсуждался с такой болезненной остротой. В России его ощущали как основной вопрос исторического бытия. Все предлагавшиеся решения отличались чрезмерной крайностью, односторонностью и еще больше запутывали его, представляя неразрешимым. Теоретики заведомо неверной постановкой вопроса противополагали Россию и Запад, отделяли Россию от общеевропейского культурного целого. Сама историческая действительность постепенно решала этот вопрос6. В богатейшем наследии Серебряного века явно прослеживается давний конфликт славянофильской и западнической тенденций. Но выдающиеся достижения этой эпохи убедительно подтверждают, что культура Серебряного

века смогла преодолеть извечный конфликт соперничавших установок и осуществила их сочетание, результатом чего и стал блестящий культурный феномен под названием «Серебряный век». Конфликт Россия - Запад получил своеобразное преломление в творческих исканиях русской интеллигенции. Характеризуя ее двойственность, И.В. Кондаков отмечает, что русская интеллигенция «... подражательна и вторична в своих начинаниях, ориентируясь на Запад, и в то же время самобытна, отталкивается от Запада и демонстративно противостоит

ему, будучи к тому же преисполнена национальной гордыни и мессианских на- 7

строений» .

Существуют различные точки зрения на то, как решался вопрос Россия -Запад в тот период и как он трансформировался; на то, какая из сторон имела преобладающее влияние на развитие мировой культуры8. Но, несмотря на разность оценок, все исследователи признают выдающиеся достижения русской культуры того времени, глубокое взаимодействие и взаимопроникновение разных культур. Но все это было бы невозможно без активного и постоянного меж-культурного общения, предполагавшего некоторую свободу выезда за границу. А подобная свобода требовала определенной финансовой свободы, которая могла обеспечить человеку независимость. На рубеже XIX - ХХ вв. русская элита получила возможность относительной материальной независимости, а значит и духовной свободы. Кроме того, у представителей высшего культурного слоя было достаточно свободного времени. Главная причина, по которой невозможно было полностью подчинить гражданина государству, коренилась в частной собственности. Располагая ею, подданный в своей повседневной жизни становился независимым от властей .

Для представителей творческой интеллигенции выезжать за границу и находиться там какое-то время было достаточно привычным делом10. «Жить за границей сравнительно продолжительное время позволяли себе тогда многие состоятельные люди, в том числе художники, писатели, артисты, ученые. Они не были эмигрантами. Русские аристократы, образованные и богатые дворяне, наряду с представителями творческой интеллигенции, составляли в то время значительную часть beau monde.»11. Желание духовной элиты общества выехать в Европу объяснялось рядом причин. Одной из них, возможно, было стремление осознать происходящие в России изменения, в том числе в культурной жизни, оценить собственный творческий поиск и своих коллег. Чаще всего ответы на эти вопросы становились очевиднее и яснее вдали от Родины, именно на рас-

стоянии у представителей творческой интеллигенции складывалось более четкое и полное представление о России, об эпохе, ее культуре, искусстве и своей роли. Для многих деятелей русской культуры выезд за границу становился переломным моментом в их биографии, означающим смену ценностных ориентиров и новый творческий подъем.

Временное отчуждение позволяло увидеть в России и русской жизни нечто совсем иное, нежели пребывая в ней непосредственно. Во многих случаях за рубежом ярко высвечивалось своеобразие русской культуры, выявлялось ее новаторское содержание, что позволяло «...европейской и мировой культуре заново открыть для себя русскую культуру, придать ее достижениям значение и смысл, выходящие далеко за пределы национальной истории. Более того, некоторые открытия русской культуры в контексте отечественной культурной традиции не получали адекватной оценки, выпадая из системы ценностей и норм, общепринятых в данную эпоху. В «Серебряном веке» признание нередко находило новаторов русской культуры - художников и ученых - именно на Западе, а не в Рос-

12 Т! ~

сии» . И слава многих знаменитых деятелей русской культуры началась за границей.

Русская культура, приобретая черты общеевропейского характера и не теряя при этом своей национальной самобытности, активно проникала в Европу и успешно «завоевывала» ее. Представители творческой интеллигенции налаживали тесные профессиональные контакты с другими странами в области философии, изобразительного, музыкального и драматического искусства, а также литературы. Межкультурные связи были не только интенсивными, но и разнообразными. Это и творческие поездки и путешествия, обучение художественному мастерству, стажировки, участие в международных художественных мероприятиях (выставки, салоны). В ходе подобных поездок, как правило, неоднократных, художественная интеллигенция детально изучала классическое наследие и современную культурную жизнь Запада. «Глубокое знание мировой культуры отличало большинство русских художников, музыкантов, театральных деятелей этого времени. Фактически не было исторического времени, национальной культуры, человеческой проблемы, которые бы так или иначе не вошли в культуру Серебряного века. Под знаком «европеянства» и всемирности русская культура

13

вступала в свой творчески самый богатый период.» . Выезжая за рубеж и знакомясь с творчеством европейских мастеров, русские деятели культуры считали своим долгом познакомить Россию с лучшими образцами мировой и европей-

ской культуры. По выражению известного исследователя культуры и искусства

В. Вейдле, Серебряный век не столько творил, сколько воскрешал и открывал. Но он заново открыл всю духовную и художественную жизнь Запада14.

Отличительной стороной русской культурной жизни и конкретным проявлением межкультурного общения того времени становятся зарубежные художественные выставки. Они были призваны знакомить Россию с искусством зарубежных стран. Если в 80-е годы XIX в. выставки были редким явлением, то в этот период их число стремительно увеличивается. Они становятся многозначительным фактом повседневного культурного обихода, и, вместе с тем, одним их показателей глубоких исторических процессов, происходивших в общественной жизни страны и художественном развитии эпохи. Сама эпоха способствовала появлению новых художественных идей и форм. «.Каждая экспозиция зарубежного творчества, вне всякой зависимости от того, влияла она на деятельность русских мастеров или нет, становилась фактом культурной жизни России, в отношении к ней раскрывались духовные потребности зрителей, высказывались их эстетические интересы»15. На формирование интересов и пристрастий общества влияли как внутренние, так и внешние причины. В процессе межкультурного общения во взаимодействие вступали не только различные школы и направления, но и различные эпохи и культуры. Нюансы в процессе взаимодействия культур могут выражаться по-разному. Это и своеобразное перетолкование чужой традиции или, наоборот, игнорирование какого-то художника, направления и даже целой культуры.

В силу разных обстоятельств наиболее прочные зарубежные связи у русских художественных организаций существовали с Францией. Роль внешнего стимула, разрушившего стену между русской и европейской живописью, сыграл импрессионизм. В 1880 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая выставка картин французских импрессионистов. Французское искусство намного чаще, чем другое зарубежное творчество демонстрировалось в России. Французские выставки устраивались буквально одна за другой, в смешанных международных экспозициях также преобладали работы французских мастеров. Подобное внимание объяснялось сочетанием разнообразных интересов русской публики ко всей французской культуре. Здесь сказались и элементарная погоня за модой, и просветительские устремления, и, естественно, профессиональнохудожественные стимулы. Но, несмотря на очевидный разброс в пристрастиях у широкой публики, общее восприятие французской культуры формировалось под

влиянием творческой интеллигенции. При всем многообразии причин повышенного интереса к французской культуре и искусству существовала основная. Она заключалась в том, что многие современники признавали художественный гений французов и их значительную роль в развитии всей европейской культуры XIX в. Именно в конце XIX - начале XX вв. в русской прессе и специальных изданиях публикуется множество статей о французской культуре и искусстве, о творчестве крупнейших ее представителей. Одним из таких специальных изданий был журнал «Мир искусства», который стал первым русским художественным журналом международного масштаба. «Его заслуга состояла в том, что он отстаивал ту эстетику в искусстве, которая соответствовала, с учетом русских особенностей, европейским течениям того времени (то есть изобразительным искусствам, символизму и новому искусству) и которая позволяла русской художественной культуре оторваться от своего провинционализма...»16.

Творческие контакты с другими европейскими странами были не столь значительны. Английское искусство как целое не заняло определенного места в русской культурной жизни. Английские выставки играли довольно скромную роль в русско-британских художественных связях. Очень модным в то время стало творчество английского художника Обри Бердсли. Интерес к нему возрастал во многом благодаря усилившейся популярности Оскара Уайльда. Культ Бердсли в России был достаточно долговечным, но всегда отличался некоторым снобизмом и «избранничеством», что, естественно, не прибавляло ему сторонников.

Что касается немецких выставок, то они стали лишь небольшим эпизодом русской культурной жизни. Но общий интерес к Германии со стороны деятелей культуры и широкой публики был достаточно глубоким и имел многие практические последствия. Это связано с тем, что именно немецкий сецессион - стиль, возникший в 1892 г. в Мюнхене, повлиял на развитие так называемого «югенд-стиля». А он, в свою очередь, послужил одним из главных источников общеевропейского направления, которое позже в России получило название модерн. Таким образом, на рубеже XIX - XX вв. из множества явлений и фактов зарубежного искусства особую известность и востребованность в России имели два центра европейской культуры - «Париж» и «Мюнхен». Их противостояние объективно отражало сущность творческих исканий русской культуры и ее национального своеобразия.

В истории развития межкультурного общения и зарубежных творческих

связей России в тот период особое место занимают выставки, организованные будущими деятелями «Мира искусства», а позже и самим этим объединением. Начало деятельности «мирискусников» носило ярко выраженный просветительский характер. Будущие члены сообщества под руководством С.П. Дягилева в 1897 г. участвовали в организации нескольких больших выставок. На них демонстрировались работы немецких, английских, финских художников. Впервые в России работы русских и европейских художников были помещены вместе. Подобные выставочные предприятия имели поворотное значение для культурной жизни России. Они дали решительный импульс, позволивший русской культуре стать в один ряд с европейской. Программное «западничество» «мирискусников» делало их выставочную политику серьезным фактором в осуществлении общей цели - «европеизации» русской художественной культуры. Но это не рассматривалось ими как односторонний процесс. Если в конце 90-х гг. XIX в. «мирискусники» делают упор на устройство зарубежных выставок в России, то в начале XX в. большее внимание ими уделяется показу русских художников за грани-

17

цей . С 1897 г. русские выставки в Европе, благодаря усилиям С.П. Дягилева и «мирискусников» становятся ежегодными. Самой заметной из всех стала грандиозная выставка 1906 г. Тогда европейская публика имела возможность познакомиться с русской живописью за 10 веков и впервые увидела русскую икону. После триумфального успеха в Париже, выставка экспонировалась в Берлине, Венеции. «Это был кульминационный момент мирового признания русской культуры. «Мир искусства» оказался не рядовым объединением художников-новаторов, а мощным движением русской культуры к обновлению. Исключительная роль этого творческого союза также в том, что русская культура обогатилась европейской традицией и сама стала неотъемлемой частью мировой культуры»18.

Мировое и европейское развитие в рассматриваемый период шло динамично, отличалось сложностью и неоднозначностью явлений культурной жизни, разнообразием художественных школ и направлений. Это выражалось в складывании национальных школ. Многие из них заявляли о себе достаточно ярко. Аудитории для подобных заявлений были очень солидными. Это были международные художественные выставки рубежа XIX - XX вв., которые проводились в Берлине, Венеции, Лондоне, Мюнхене, Париже - или как собственно международные мероприятия, или как национальные выставки с привлечением иностранных художников (таков был обычай больших парижских салонов). И здесь зна-

менательны не только факты создания международных выставок, но и перечень центров, где они проводились19. Постоянными участниками таких выставок были Австрия, Венгрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Испания, Италия, Норвегия, США, Франция, Швейцария, Швеция. К их числу принадлежала и Россия.

Все это указывает на то, что традиции европейской выставочной политики были давние. И С.П. Дягилев при организации выставочных предприятий, особенно при устройстве своих блистательных «русских сезонов» (выступления русских оперных и балетных трупп), руководствовался принципами зарубежной выставочной практики. Именно с «русскими сезонами», организованными в 1900-х гг. в Париже и по всей Европе, связан расцвет деятельности «Мирискусников». «Русские сезоны» - яркое проявление зарубежных связей и творческих контактов духовной элиты России в разных видах искусства. Они были не только прибыльным делом, но и настоящей школой для художников, композиторов, танцоров. Оперные и балетные спектакли проходили чаще всего в Париже, а также в Лондоне, Берлине, Риме. С.П. Дягилев показывал за границей оперы М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Xованщина»), А.П. Бородина («Князь Игорь»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка»). Но наиболее широко был развернут показ русского балетного искусства - постановки М.М. Фокина, а затем В.Ф. Нежинского. Среди композиторов дягилевской антрепризы находились И.Ф. Стравинский, Н.Н. Черепнин, позже С.С. Прокофьев. Видное место в создании спектаклей принадлежало русским художникам - Л.С. Баксту, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериху, Б.И. Анисфельду, А.Я. Головину. Произведения русских композиторов, талант и мастерство русских исполнителей - певцов, танцоров, декорации и костюмы, созданные русскими художниками, - все это вызывало восхищение зарубежной публики, музыкальной и художественной общественности. Спектакли русского балета оказали существенное влияние на зарубежное хореографическое искусство, дав значительный импульс для образования новых националь-

20

ных школ .

С именем С.П. Дягилева связано во многом и продвижение русской музыки на мировую арену. Отдельные представители русского музыкального театра выезжали за границу и раньше. Но именно С.П. Дягилевым были устроены специальные концерты, названные им «историческими». В них принимали участие Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. Благодаря деятельности большого круга музыкантов, критиков, художников, артистов

русская музыка в период с 1907 по 1917 гг. вышла в авангард мировой музыкальной культуры. Таким образом, роль С.П. Дягилева в развитии зарубежных художественных связей, в популяризации русской культуры и искусства в Европе нельзя переоценить. Его отличали всесторонняя образованность и безупречный вкус, интерес ко всему новому и талант организатора. С.П. Дягилев занимался устройством, казалось бы, недолговечных мероприятий - выставок, концертов, - но они отразили стиль эпохи, стали ее своеобразным символом.

В области науки в этот период также складывались весьма плодотворные и взаимовыгодные контакты русских ученых со своими зарубежными коллегами. Это выражалось во взаимопроникновении идей, обмене наблюдениями, открытиями, результатами экспериментов, распространении различных научных трудов и публикаций, участии в международных конференциях, и, конечно, в личных контактах. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Все это способствовало взаимообогащению русской и зарубежной науки.

Что касается философии, то рубеж XIX - XX вв. называют периодом русского религиозно-философского Ренессанса. В это время возросло число философских обществ и кружков, число издательств и журналов, шло активное общение между русскими и западноевропейскими философами. Россия стала центром мирового философствования. Западная философия ассимилировала многие идеи русских философов, в ней часто воспроизводились философские построения Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского и других мыслителей. Богатство содержания и форм русской философии обусловили ее непреходящее значение для Запада.

Таким образом, необычайный расцвет культуры в России на рубеже XIX -XX вв. - это во многом очередная встреча с мировой и европейской культурой, их синтетическое усвоение. Русская культура, при всем ее своеобразии, развивалась в органическом союзе с западноевропейской. Она доказала, что способна находить новые формы самовыражения. Русская культура, усвоив европейские и мировые достижение, пошла дальше. В итоге успехи русской культуры и искусства в тот период буквально потрясали, а влияние на европейскую и мировую культуру было колоссальным.

Выражая общее мнение многих ученых и исследователей, И.Ф. Кефели делает вывод о том, что в то время русская литература, по признанию английских писателей, светом своего факела озарила всю Европу. Русская школа актерского мастерства была ведущей в мире. Русская музыкальная культура занимала одно

из первых мест в Европе. Русское изобразительное искусство, сохраняя свою са-

21

мобытность, признавалось мировым искусством . Все это подтверждает, что развитие любой культуры - процесс не изолированный, и русская культура в этом смысле не исключение. А через межнациональное общение, разнообразные зарубежные связи и контакты проявляются лучшие стороны той или иной культуры, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур, а, в конечном итоге, - мировой культуры.

1 Кантор В.К. Артистическая эпоха и ее последствия (по страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. 1997. Март - апрель. С. 126.

2 Игнатьев А.В. Своеобразие российской внешней политики на рубеже XIX - ХХ веков // Вопросы истории. 1998. № 8. С. 34.

3 Там же. С. 42.

4 Белова Т.В. Накануне культурного кризиса // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 4. С. 10.

5 Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: Теория и история. М., 2001. С. 403.

6 Вейдле В. Умирание искусства. М., 2001. С.121.

7 Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции // Русская интеллигенция. История и судьба. М., 2001. С. 88.

8 См.: Вейдле В. Указ. соч. С. 150 - 151; Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М., 2002. Ч.2. С. 4; Кантор К.М. О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении // Политические исследования. 1996. № 3. С. 138; Седов Л.А. Место русской культуры среди мировых культур // Политические исследования. 1994. № 4. С. 97; Рапацкая П.А. Искусство «Серебряного века». М., 1996. С. 452 - 453.

9 Кантор В. Артистическая эпоха и ее последствия... С. 126; Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: Теория и история. М., 2001. С. 403.

10 См.: Пушкарев Н.П. Русские за рубежом // Русские / Отв. ред. В.А. Александров и др. М., 1999. С. 141 - 157; Серебряный век. Мемуары: Сборник. М., 1990.

11 Пушкарев Н.П. Указ. соч. С. 142.

12 КондаковИ.В. Введение историю русской культуры. М., 1997. С. 418.

13

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Указ. соч. С. 122.

14 Вейдле В. Указ. соч. С. 140.

15 Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 90.

16 Маркаде Ж.К. Авангард в изобразительном искусстве предреволюционной эпохи // История русской литературы: XX век: Серебряный век. М., 1995. С. 415.

17 Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 107.

18

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Указ. соч. С. 155.

19 Малая история искусств: Искусство XX века: 1901 - 1945. М., 1991. С. 14.

20 Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Л., 1967. С. 588.

21 Кефели И.Ф. Судьбы культуры XX века // Социально-политический журнал. 1996. № 6. С. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.