УДК 34
A.A. Тасымов*
КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОБЛАСТЬ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ НАУКИ
В статье рассматриваются понятие «культура речи», признаки культурной речи, утверждается необходимость овладения ораторским мастерством и судебной речью для юристов. Под культурой речи понимается изложение оратором или говорящим лицом своих мыслей в соответствии с обобщенными и нормированными уровнями орфоэпического, лексического, стилистического, грамматического и других сфер литературного языка. Культура речи является важным средством для всестороннего выявления целостности и нравственного совершенства личности. Навыки красивой и четкой речи связаны, с одной стороны, с мировоззрением, уровнем подготовленности, эстетическим и этическим вкусом оратора, а с другой стороны, с его прирожденным талантом. Итак, речь лица, соблюдающего в своих выступлениях нормы культуры речи, называется культурной речью.
Ключевые слова: культура речи, оратор, интонация, судебная речь, интеллектуальная речь.
Говоря о культуре речи, в первую очередь необходимо прояснить, осмыслить содержание этого понятия. Иными словами, следует раскрыть содержание слов «речь» и «культура». Речь тесно связана с понятием языка. Они являются двумя сторонами единого события. Под языком имеются в виду особенности слова как средства общения, т. е. такие черты, как его звуковой состав, морфологическое строение, формы взаимодействия, правила составления предложений из отдельных слов. Эти средства и правила сами по себе статичны и проявляются, приобретают новое качество только в применении в процессе общения, при их использовании. А применение средств и правил языка в процессе общения называется речью. Слово «культура», представленное в словосочетании «культура речи», — очень широкое понятие. Оно может быть отнесено и к материальной, и к нравственной области. Например, культура разговора, правовая культура, хозяйственная культура и т. д. Это слово включает в себя общепризнанные и общепринятые особенности. Например, под бытовой культурой понимают одобряемые и возможные к применению всеми в быту правила, или выражение «культура поведения» включает общепринятые и общепризнанные для всех людей нормы и формы поведения. В этом смысле всеобщее принятие и признание в процессе общения языковых средств (или единиц) и правил может рассматриваться как культура речи [4—5; 14]. Термин «культура» впервые был употреблен в 1767 году шотландским философом А. Фергюсоном. Это понятие в широком смысле выражает уровень материального и духовного развития народа и нации, особую область жизнедеятельности. В узком смысле «культура» относится к нравственной сфере жизни людей. Специалисты насчитали 259 определений культуры. Каждый период и каж-
* © Гасымов А.А., 2016
Гасымов Арастун Алияр оглы ([email protected]), кафедра уголовного процесса, Бакинский государственный университет, AZ 1148, Азербайджан, г. Баку, ул. Академика Захида Халилова, 23.
дый народ имеют своеобразную культуру, которая с развитием общества трансформируется и обогащается. Национальная культура народа, в том числе и его языковая культура, имеют древние исторические корни. Национальная культура народа, важную ветвь которой составляет культура речи, опирается на его богатое культурное наследие. Культура речи, будучи неотъемлемой частью общенародной культуры, в свою очередь, является одним из важныгх факторов, демонстрирующих культурный уровень народа. Культура возникла посредством языка, корни и культура народа начинаются с его родного языка [1—5; 10].
В целом «культура речи» широкое понятие, и его нельзя смешивать с категорией «культура». Под культурой люди в основном понимают образовательные учреждения, школы, клубы, библиотеки, кинотеатры, зрительные залы, историко-краеведческие музеи. А под словом «культурный» понимается образованный, воспитанный человек. Слово «культура» глубоко укоренилось в нашей жизни, стало широко употребляемым понятием, охватывающим все сферы жизнедеятельности человека (например, правовая культура, врачебная культура, культура чтения и т. д.). Среди перечисленных понятий своеобразное место занимает словосочетание «культура разговора». Культура разговора связана непосредственно с человеком и применительно к разговору включает нормы поведения и морали людей в связи с вышеперечисленными и иными сферами деятельности. Культура речи, являясь неотъемлемой составной частью человеческой культуры, проявляется как совокупность языжовыгх норм [11, с. 68; 14; 15].
Культура речи как область науки представляет собой подразделение языкознания, и наука о культуре речи может быпы названа также наукой о речи. Эта область науки изучает систему норм литературного языжа, этику разговора, письменную и устную форму речи и др. вопросы и служит развитию речи. Культура речи означает грамматически правильное построение предложений, умение ясно, четко и логически последовательно выражать свои мысли на литературном языже с соблюдением норм произношения. Культура речи исследует соответствие речи нормам литературного языка, умение использовать средства и возможности языка в соответствии с целью и содержанием речи, нормирование и усовершенствование близкой к языку системы единиц, проблемы установления критериев правильной речи, линию развития языка, событий и процессов, вопросы стилистики. Культура речи — общее понятие, и ее можно изучить как обымную и высококультурную речь, с точки зрения соотношения речи и языка, разновидностей речевого общения монолога, диалога, полилога и форм речи письменной и устной речи [5; 9].
Культурная речь должна быть ясной для всех, простой и понятной, гармоничной и красивой, последовательной, четкой и логичной. При соблюдении в речи указанных факторов она становится привлекательной и интересной. Наибольшим мастерством, достоинством оратора является не только раскрытие в его речи существенных моментов, но также и умение избегать незначительных вопросов. Культура речи регулируется не только исходя из индивидуального вкуса и желания оратора, но и единым развитием общенародной культуры. Культурная речь — это речь, опирающаяся на современные нормы литературного языка. Выступления представителя интеллигенции, ученого, журналиста и др. по экономическим, политическим, культурным, научным и иным вопросам могут считаться примером культурной речи [8, с. 250—252].
Культура речи и ораторство являются результатом теоретической и практической деятельности. Подготовка материала речи имеет теоретическое значение, а его исполнение имеет практическую значимость. В настоящее время в мире необходимость диалога между людьми из самых разных стран в целом стала глобальной проблемой. С развитием культурного уровня людей растет потребность в культуре речи [6; 10].
Культура устной речи связана с ораторством, издревле являющимся специфической сферой деятельности. Ораторство в основном относится к устной форме речи
и опирается на правила эффектной, красивой речи. Ораторское умение полезно для каждого человека, в особенности для людей, занятых общественно-политической деятельностью. Ораторское умение важно для доведения каждым человеком своих мыслей до других людей, оказания на них воздействия, оно также является важным фактором умножения личного авторитета, завоевания уважения. Некоторые считают, что не все могут овладеть культурой речи, стать оратором, что для этого необходимо наличие особого таланта. А некоторые, придерживаясь противоположного мнения, полагают, что даже люди с дефектами речи могут овладеть культурой речи, профессией оратора. Правда, при том условии, если их речевой аппарат, разговорные органы находятся в нормальном состоянии, а сами они тренируются, прилагают все усилия для нравственного и физического совершенствования, занимаются творческим поиском [7; 8-10].
Каждый человек должен говорить, строить свою речь таким образом, чтобы люди не только понимали его, но и слушали с интересом, наслаждались его речью. И после выработки соответствующих навыков, достижения желаемого уровня развития культуры речи он будет уделять еще больше внимания ее осмысленности и содержательности. Правда, достичь этого нелегко, не у всех это хорошо получается. Здесь важно, учитывая все вышесказанное, также научиться и со взрослыши, и с детьми говорить на их собственном языже, знать, о чем, с какой целью, где и когда, в каких условиях и как говорить. Для овладения культурой речи необходимы глубокое знание словарного запаса языжа, овладение его фонетическими, лексико-семантическими, фразеологическими и грамматическими нормами, умение правильно применять в речи законы языжа. Человек с широкой эрудицией, богатыш запасом слов, умеющий правильно связать в своей речи смысловыге оттенки, способен без каких-либо трудностей логично выразить свою мысль [8; 11].
Цицерон пишет: «Лишь мудрый может стать истинныш оратором. Оратор должен соединить в себе мудрость диалектика, размышления, глубокие рассуждения философа, умение поэта осмыслить слова, крепкую память юриста, интонацию в голосе трагиков. Философ стоит ниже оратора, так как не каждый философ может стать оратором, а оратор способен овладеть всеми знаниями философов».
Исследователи справедливо отмечают, что основная цель культуры речи заключается в оказании воздействия на ход какого-либо события. Культура речи имеет большое значение для развития вопросов политики, экономики, науки, культуры. Наибольшая значимость культуры речи в жизни человека связана с формированием интеллектуальной речи. Речь является одним из важнейших критериев для оценки человека. Определение конкретного предмета культуры речи как области науки затруднено потому, что она, являясь областью, требующей практической деятельности, отличается от других наук своим общим характером. Культура речи изучает правила использования языка в качестве средства общения. Наиболее важное условие культуры речи связано с соблюдением норм литературного языжа. Эта культура возникает в результате речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимается система общественных психологических и физиологических актов, необходимых для проявления речи [6; 8; 10].
Несмотря на трудность определения конкретного предмета культуры речи как области науки, можно перечислить предметы его исследования. Так, культура речи как область науки занимается исследованием соответствия речи нормам литературного языка; умения использовать выразительные средства и весь потенциал языка в соответствии с целью и содержанием речи; нормирования и усовершенствования входящей в язык системы единиц; проблем установления критериев правильной речи, линии развития языжа, событий и процессов; вопросов стилистики [6; 9].
Значение культуры речи как области науки для культуры судебной речи может быгть рассмотрено как значение общего для частного. Культура судебной речи может рассматриваться как область, направление общей науки культуры речи. Наряду с этим основные положения науки культуры речи (виды, формы, правила речи, показатели ораторского искусства и т. д.), в особенности система критериев, которыш должна отвечать культурная речь, непосредственно распространяются на судебную речь. Судебные речи являются разновидностью общественно-политической речи и наряду с установленными законом процедурными правилами должны отвечать также правилам, установленным именно наукой культуры речи. Именно судебные речи, отвечающие правилам, установленным наукой культуры речи, могут быть признаны культурной речью.
1) Культурная речь должна быть ясной, то есть легкой для восприятия и понимания слушателем. Аристотель считал ясность речи главным условием общения и указывал, что неясная речь не достигнет своей цели. Основным фактором, обеспечивающим ясность речи, является владение говорящим лицом всесторонней информацией об объекте речи. Если оратор заранее глубоко изучит материал, о котором будет говорить, то может найти соответствующие языковые средства для его выражения. Основная причина нарушения ясности во время речи связана с недостаточным знанием законов языка и его словарного запаса, семантических оттенков понятий, момента их употребления. Неправильное произношение нарушение артикуляции звуков, их смешивание, иногда вытадение звуков и слогов из произношения, несоблюдение соответствующей содержанию и цели интонации также относятся к причинам, нарушающим ясность речи.
Согласно Аристотелю, этос (превосходство) оратора связано с обладанием лучшими знаниями о теме разговора и лучшим характером. Аристотель и Цицерон считали, что оратор только в своей речи может обращаться к своему превосходству и первую часть своей речи должен посвятить формированию веры в себя. Относящийся к классическому типу оратора Сократ считал, что развитие своего превосходства в аудитории и веры в себя начинается даже до начала речи оратора. Слушатели, естественно, относятся к ораторам и писателям скептически. При оценке правильности речи оратора слушатели опираются на сведения о его прошлом (о его признании в прошлом) [15].
2) Культурная речь должна быть емкой. Емкость речи является широким понятием. Под емкостью понимается законченность, краткое и четкое, лаконичное выражение мысли. Великие мастера указывают на взаимосвязь емкости с талантом. Совершенные люди всегда продумывают свою речь, пытаясь выразить широкую тематику в емкой форме, не отнимать у других много времени и не вызывать у них скуку. Емкость речи может быть обеспечена за счет ее четкости. Четкость возможна, когда слово начинается со своей точки опоры, с выражаемого им понятия. Емкость должна пониматься как выражение мысли самыми необходимыми словами и предложениями. Это понятие противопоставляется растянутой многословной речи. В Древней Греции емкости речи придавалось особое значение. Плутарх говорил: «Сила речи в умении сказать многое наименьшим количеством словом».
3) Культурная речь должна быть чистой. Согласно требованию о чистоте речи, в ней не должны употребляться языжовыге единицы (слова, выражения, предложения и т. д.), не соответствующие нормам литературного языжа. Для обеспечения чистоты речи в ней нельзя использовать региональные диалекты, местные наречия, без надобности употреблять иностранные слова, слова-паразиты, нелитературные, нецензурные, в том числе жаргонные слова и выражения, ругательства, проклятия и т. п. с целью оскорбления и унижения собеседника.
4) Культурная речь должна быть правильной. Правильность в первую очередь означает соблюдение грамматических правил, однако для правильности речи недоста-
точно соблюдения грамматических правил. Даже среди людей, хорошо знающих грамматику, встречаются такие, письмо и речь которыж невозможно ни читать, ни слушать и понимать. Речь таких людей бывает неэффектной, не оказывает никакого воздействия и изобилует недостатками. Для овладения правильной речью кроме знания грамматических правил, необходимо соблюдение других норм литературного языка. Для этого предложения должны быть логически правильно построены, мысли в них должны быгть ясными, необходимо подбирать соответствующие слова, правильно произносить их, уместно и целенаправленно использовать средства, усиливающие действие живого слова.
5) Культурная речь должна отличаться своим богатством. Богатство речи определяется разнообразием и множеством используемых в ее содержании языковых элементов. Главныш критерием богатства языжа является обладание оратором широким запасом слов. Пределы человеческого мышления безграничны, однако количество слов в языже ограничено. Оратор должен учитытать это обстоятельство и, излагая какую-либо тему, уметь мастерски использовать наиболее соответствующие слова, интонации, стилистические средства и т. д. Необходимо учесть, что чем больше различных и неповторяющихся слов, выражений и предложений будет использовано в определенном связном тексте, тем эта речь будет богаче, будет выслушана с б ольшим интересом, оставит лучшее впечатление и будет воспринята более легко.
6) Культурная речь должна быть простой. Простота речи вовсе не означает примитивности ее формы и скудности содержания. Простота речи не должна пониматься как отказ от сложных и использование только простых предложений для выражения содержания. Оратор в своей речи при описании вещей и событий для наиболее ясного и четкого выражения их сути может использовать и простые, и сложные конструкции. Простота речи требует, чтобы все слова в ней соответствовали общему уровню и особенностям аудитории, были понятными и ясными для всех.
7) Культурная речь должна отвечать требованию оригинальности. Оригинальность речи обусловлена такой особенностью, как существование своеобразных отличий в речи или письме каждого лица. Оригинальность речи проявляется в нескольких аспектах, основным из которыж является индивидуальная манера произношения. Отличие речи по манере произношения больше связано со следующими факторами: произношение звуков и слов с ясной дикцией; произношение слов и грамматических форм на основе правил орфоэпии; несколько громкая и неторопливая речь (чтение письменного выступления); несколько тихая речь, нахождение в паузах внутри речи наиболее соответствующих слов и продолжение речи; умение наиболее выгодного использования оттенков интонации в процессе речи (чтения письменного выступления) в соответствии с содержанием; употребление оратором характерных слов, выражений, цитат, синтактических конструкций, фразеологических оборотов, афоризмов, пословиц и т. д.
8) Культурная речь должна быть адекватной цели и условиям ее произнесения. Языжовое общение бытает разного характера, манеры и содержания. Речь проявляется по-разному в зависимости от момента, места, характера, личности, образования, здоровья, грамотности, целей оратора и слушателя и т. д. Без соблюдения соответствия условиям речь не может полностью выразить мысль и быть адекватной. Соответствие означает подбор языковых средств, обеспечивающих адекватность речи цели и обстановке общения. Адекватная речь предусматривает соответствие информации ее тематике, логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей, воспитательно-эстетическим целям информации.
9) Культурная речь должна быть связной. Для обеспечения связной речи необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, речь должна быть богатой по
содержанию. Для этого оратор должен хорошо усвоить предмет речи — вещь, событие, о котором он будет говорить, всесторонне осознать его сущность. Во-вторыгх, говоря о каком-либо вопросе, необходимо соблюдать определенную логическую последовательность. Иными словами, последовательность изложения мысли должна опираться на логику. В-третьих, оратор должен уметь разграничить основные и второстепенные вопросы. Он в своем выступлении должен особо остановиться на основном вопросе, довести до слушателя суть своей речи. В предусмотренном им вопросе второстепенные мысли должны способствовать разъяснению и пониманию основной мысли. Наконец, оратор должен говорить своими словами, предложениями и в своеобразной манере. «Чужой» язык, готовые конструкции снижают качество речи, лишает ее живости. Оратор, даже излагая нечто известное, должен уметь довести это до слушателей на своем языке, в своеобразной манере и в наиболее законченной и интересной форме.
Библиографический список
1. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года.
2. Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики от 1 сентября 2000 года.
3. Уголовно-Процессуальный Кодекс Азербайджанской Республики от 1 сентября 2000 года.
4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 3 сентября 1953 года.
5. Аббасова Ф.М. Уголовный процесс: учебник. Общая часть. Баку: Зардаби ММС ЛТД, 2012. 416 с.
6. Аббасова Ф.М. Уголовный процесс: учебник. Особенная часть. Баку: Зардаби ММС ЛТД, 2014. 500 с.
7. Керимов Б.Д., Халилов Ф.Я., Алиев С.О. Сборник уголовных законов. Баку: Хугуг яйын еви, 2014. 1184 с.
8. Чобанов М.Н. Азербайджанский язык. Культура речи: учебник. Изд. 2, доп. Баку: Тэх-сил, 2006, 412 с.
9. Гаджиева И.Г. Культура речи: учебное пособие. Баку: Изд. БГУ, 2011. 245 с.
10. Гасанова С.Г. Культура речи и стилистика: учебник. Баку: Изд. АГПУ, 2005. 194 с.
11. Гусейнов С.С. Культура речи: учебник. Баку: Язычы, 2010. 240 с.
12. Касумов А.А. Культура судебной речи и прений. Баку: Изд. БГУ, 2013. 504 с.
13. Гафаров М.С. Обеспечение прав личности в уголовном процессе Азербайджанской Республики. Баку: Ганун, 2006. 248 с.
14. Мурадов Б., Байрамов Г. Культура речи: учебник. Баку: Международный Университет, 2008. 158 с.
15. Classical Rhetoric 101: The three means of persuasion. Brett & Kate Mckay, December 11, 2011.
References
1. Konstitutsiia Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 12 noiabria 1995 goda [Constitution of the Azerbajan Republic dated November 12, 1995] [in Russian].
2. Ugolovnyi Kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 1 sentiabria 2000 goda [Criminal Code of the Azerbajan Republic dated September 1, 2000] [in Russian].
3. Ugolovno-Protsessual'nyi Kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 1 sentiabria 2000 goda [Criminal Procedure Code of the Azerbajan Republic dated September 1, 2000] [in Russian].
4. Evropeiskaia Konventsiia o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ot 3 sentiabria 1953 goda [European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms dated September 3, 1953] [in Russian].
5. Abbasova F.M. Ugolovnyiprotsess. Uchebnik. Obshchaia chast' [Criminal procedure. Textbook. General part]. Baku, Zardabi MMS LTD, 2012, 416 p. [in Azerbajani].
6. Abbasova F.M. Ugolovnyi protsess. Uchebnik. Osobennaia chast' [Criminal procedure. Textbook. Special part]. Baku: Zardabi MMS LTD, 2014, 500 p. [in Azerbajani].
7. Kerimov B.D., Khalilov F.Ya., Aliev S.O. Sbornik ugolovnykh zakonov [Collection of criminal laws]. Baku, Khugug iaiyn evi, 2014, 1184 p. [in Azerbajani].
8. Chobanov M.N. Azerbaidzhanskii iazyk. Kul'tura rechi. Vtoroe dopolnennoe izdanie. Uchebnik [Azerbajani language. Culture of speech. Second enlarged edition. Textbook]. Baku: Tekhsil, 2006, 412 p. [in Azerbajani].
9. Gadzhieva I.G. Kul'tura rechi. Uchebnoeposobie [Culture of speech. Textbook]. Baku: Izd. BGU, 2011, 245 p. [in Azerbajani].
10. Gasanova S.G. Kul'tura rechi i stilistika. Uchebnik [Culture of speech and stylistics. Textbook]. Baku: Izd. AGPU, 2005, 194 p. [in Russian].
11. Guseynov S.S. Kul'tura rechi. Uchebnik [Culture of speech. Textbook]. Baku: Iazychy, 2010, 240 p. [in Azerbajani].
12. Kasumov A.A. Kul'tura sudebnoi rechi iprenii [Culture of courtroom speech and debates]. Baku: Izd. BGU, 2013, 504 p. [in Azerbajani].
13. Gafarov M.S. Obespechenie prav lichnosti v ugolovnom protsesse Azerbaidzhanskoi Respubliki [Ensuring the rights of personality in the criminal process of Azerbajan Republic]. Baku: Ganun, 2006, 248 p. [in Azerbajani].
14. Muradov B., Bayramov G. Kul'tura rechi. Uchebnik [Culture of speech. Textbook]. Baku: Mezhdunarodnyi Universitet, 2008, 158 p. [in Azerbajani].
15. Classical Rhetoric 101: The three means of persuasion. Brett & Kate Mckay, December 11, 2011 [in English].
A.A. Gasymov*
CULTURE OF SPEECH AS A FIELD OF CRIMINALLY-REMEDIAL SCIENCE
Modern epoch, our life are characterized by a high level of scientific and technical and cultural development. Our time requires every person to have a high culture of speech. What represents culture of speech? Under the term culture of speech the statement by a speaker or a speaking person of his thoughts in connection with the generalized and normalized levels of orthoepic, lexical, stylistical, grammatical and other spheres of a literary language is understood. Culture of speech is an important means for comprehensive revealing of entirety and moral perfection of personality. Culture of speech, skills of beautiful and clear speech are connected, on the one hand, with the world view, level of preparedness, aesthetic and ethical style of the speaker, and on the other hand, with his inborn talent. So, the speech of a person who observes in his speech the regulations of the culture of speech, is called educated speech.
Key words, culture of speech, speaker, intonation, courtroom speech, intellectual speech.
* Gasymov Arastun Aliyar ogly ([email protected]), Department of the Criminal Procedure, Baku State University, 23, Ac. Zahid-Xalilov St., Baku, AZ 1148, Azerbajan Republic.