Научная статья на тему 'Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и  модели'

Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и  модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL MODELING / PEDAGOGICAL METHODOLOGY / CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / MODEL OF THE FORMATION OF A CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / TECHNOLOGY OF FORMATION OF CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маринич Наталья Владимировна, Козырев Николай Анатольевич, Шевченко Роман Алексеевич

В статье определена проблема детерминации и визуализации основ формирования культуры профессиональной деятельности личности. В структуре активизации внимания к проблемам акмеперсонифицированного построения целостного педагогического процесса возможность оптимизации задачи развития личности может быть сфокусирована на условии формирования у личности культуры профессиональной деятельности. Качество построения определений и моделей понятия культура профессиональной деятельности определяется системностью поиска и учетом традиционных и инновационных аспектов изучения и детерминации понятийного аппарата, определены модели понятия культура профессиональной деятельности в конструктах широкого, узкого, локального, унифицированного, гуманистического и персонифицированного смыслов построения определений и моделей. Проблемность и полисистемность доказательства связи единства построенных детерминаций определяется через опору на опыт деятельности в решении задач научного исследования в педагогике, соблюдении основ научного познания в общей, профессиональной, частно-предметной и частно-специальной практике учета условий, направлений и моделей педагогического поиска. В структуре научного обоснования целостности и достоверности, объективности и системности реализуемой деятельности выделены и обоснованы в использовании педагогов понятия модель формирования культуры профессиональной деятельности, педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности, технология формирования культуры профессиональной деятельности личности. Выделенные конструкты организации научного поиска позволяют отразить единство общих, частных и локальных способов решения задач развития научного познания и научно-педагогической теории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маринич Наталья Владимировна, Козырев Николай Анатольевич, Шевченко Роман Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of Individual Professional Activity: Determinants and Models

The paper features determination and visualization of the culture of professional activity in an individual. According to the acme-personalized principles of construction of an integral pedagogical process, personal development largely depends on one’s personal culture of professional activity. To define the concept of "culture of professional activity", one needs a systematic search. Both traditional and innovative aspects have to be taken into consideration, as well as the conceptual apparatus. The present research defines some models of the concept of "culture of professional activity" in its broad, narrow, local, unified, humanistic, and personified meaning. The poly-systemic nature of the proof of the connection between the constructed determinations results from the experience in solving the problems of scientific research in pedagogy, observing the foundations of scientific knowledge in general, professional, private-subjective, and private practice of recording the conditions, directions, and models of pedagogical search. The authors define the concepts of "the model of the formation of the culture of professional activity", "the pedagogical conditions for the formation of professional activity culture", and the "technology of forming a culture of individual professional activity of the individual". They also describe their use in pedagogical discourse. The constructs of organization of scientific search can reflect the unity of general, particular, and local methods of solving the problems of the development of scientific knowledge and scientific and pedagogical theory as a whole.

Текст научной работы на тему «Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и  модели»

УДК 378.1; 371.3

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И МОДЕЛИ

Наталья В. Маринич а; Николай А. Козыревь; Роман А. Шевченкоь■ @

аНовокузнецкий педагогический колледж, 654027, Россия, г. Новокузнецк, ул. 25 лет Октября, 1А ь Сибирский государственный индустриальный университет, 654007, Россия, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42 @ shvch-ra@yandex.ru

Поступила в редакцию 31.03.2018. Принята к печати 20.07.2018.

Ключевые слова:

педагогическое моделирование, педагогическая методология, культура профессиональной деятельности, модель формирования культуры профессиональной деятельности, педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности, технология формирования культуры профессиональной деятельности личности

Аннотация: В статье определена проблема детерминации и визуализации основ формирования культуры профессиональной деятельности личности. В структуре активизации внимания к проблемам акмеперсонифицированно-го построения целостного педагогического процесса возможность оптимизации задачи развития личности может быть сфокусирована на условии формирования у личности культуры профессиональной деятельности. Качество построения определений и моделей понятия культура профессиональной деятельности определяется системностью поиска и учетом традиционных и инновационных аспектов изучения и детерминации понятийного аппарата, определены модели понятия культура профессиональной деятельности в конструктах широкого, узкого, локального, унифицированного, гуманистического и персонифицированного смыслов построения определений и моделей. Проблемность и полисистемность доказательства связи единства построенных детерминаций определяется через опору на опыт деятельности в решении задач научного исследования в педагогике, соблюдении основ научного познания в общей, профессиональной, частно-предметной и частно-специальной практике учета условий, направлений и моделей педагогического поиска. В структуре научного обоснования целостности и достоверности, объективности и системности реализуемой деятельности выделены и обоснованы в использовании педагогов понятия модель формирования культуры профессиональной деятельности, педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности, технология формирования культуры профессиональной деятельности личности. Выделенные конструкты организации научного поиска позволяют отразить единство общих, частных и локальных способов решения задач развития научного познания и научно-педагогической теории в целом.

Для цитирования: Маринич Н. В., Козырев Н. А., Шевченко Р. А. Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и модели // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 11-19.

Введение

Культура профессиональной деятельности личности как конструкт оптимального развития всех сфер личности в профессиональном становлении и самореализации определяет перед выбором педагога и обучающегося возможность качественного выполнения условий продуктивного поиска в модели хочу, могу, надо, есть.

Оптимальность развития личности и возможность учета персонифицированных потребностей личности в социально-образовательном пространстве гарантируют неустанное обновление условий и ресурсов самоорганизации качества предоставляемых образовательных услуг и программно-педа-

гогических продуктов современного непрерывного образования. Не исключение и инженерное [1], и педагогическое образование [2], определяющее возможность в триединой системе общих, профессиональных и частно-дидактических особенностей качества решений и уточнения модели развития и самореализации, социализации и сотрудничества личности и коллектива профессионалов.

Возможность оптимизации качества решения задач формирования профессионально-деятельност-ных и продуктивно-креативных способов и технологий постановки и уточнения модели самореализации и социализации представляет в структуре унифицированной и персонифицированной синергетической

модели [3; 4] интерес, определяющий способность личности и общества к выявлению основ и тактики, стратегии и техники самоорганизации развития конструктом качества адаптивных, среднестатистических и максимизированных направлений поиска и реализуемых решений в них [5-12].

В такой практике выделяют направленность адаптивного и адаптированного поиска [5] в структуре традиционных и инновационных условий развития личности в системе непрерывного образования, гарантирующего соблюдение прав на образование личности, имеющей ту или иную направленность на обучение по программам адаптивного и адаптированного обучения в системе непрерывного образования.

Другим направлением может быть определено акместановление личности с высоким уровнем притязаний и высоким уровнем достижений, что, в свою очередь, может быть объяснено дополнением диаметральной противоположности адаптивного и адаптированного вариантов включения личности обучающегося в систему воспитательно-образовательного пространства образовательного учреждения и систему непрерывного образования в целом.

Качество двух диаметрально противоположных способов реализации культуры профессиональной деятельности личности в системе непрерывного образования опирается на направления и конструкты оптимизации качества постановки и решения научно-исследовательских и научно-педагогических задач:

- базовые,

- общепедагогические,

- рефлексивные,

- частно-предметные,

- акмепедагогические,

- организационно-педагогические,

- профессионально-педагогические,

- адаптивно-фасилитационные,

- синергетические,

- дидактические,

- системно-конструкторские,

- системно-деятельностные,

- инновационно-педагогические,

- социально-педагогические,

- научно-исследовательские,

- продуктивно-деятельностные,

- гимнастические,

- тактико-стратегические,

- адаптивно-акмепедагогические,

- профессионально-персонифицированные и пр.

Теория и практика моделирования и решения

задач профессионально-педагогической деятельности [6-12] системно позволяет выделить два направления оптимизации качества продуктивного поиска - традиционное педагогическое опре-

деление и решение научно-педагогических задач (широкий, узкий, локальный смыслы уточнения и детерминации понятийного аппарата) и инновационное педагогическое определение и решение научно-педагогических задач (персонифицированный, адаптивный, гуманистический, здоровьесбе-регающий, компетентностный и прочие направления поиска, основы которых определяются через принадлежность к тому или иному методологическому подходу) [13-18].

Детерминация и формирование понятия культура профессиональной деятельности

Особенности и проблема детерминации и визуализации основ формирования культуры профессиональной деятельности личности определяются в плоскости постановки и решения задач научного исследования через возможность полиуровневого исследования качества выявляемых и решаемых противоречий и проблем современной педагогики как науки. Опираясь на вышеперечисленное, можно на базовом уровне научного поиска определить основы полиуровневого уточнения и детерминации понятия культура профессиональной деятельности личности.

Культура профессиональной деятельности личности (широкий смысл) - система акмеверификации основ профессионального становления и профессионального самоутверждения в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих через трудовые функции, трудовые действия, компетенции возможность оценки качества включения личности в систему профессиональной деятельности; детерминирующая культуру и ее продукты мерой соответствия и акмеперсони-фикации развития личности и общества, акцентирующая необходимость повышения качества решения задач развития и надлежащее выполнение основ и тактики продуктивно-креативных, инновацион-но-деятельностных, синергетически-гуманистиче-ских отношений и технологий в профессиональной деятельности личности.

Культура профессиональной деятельности личности (узкий смысл) - продукт развития общества, определяющий возможность неустанного повышения качества профессиональной деятельности личности в модели детерминант и функций современного практико-ориентированного профессионального и непрерывного образования, гарантирующих в своих рамках и возможностях своевременное обновление средств и способов, методов и технологий, форм и условий решения производственных и персонально-деятельностных задач оптимального развития и самоорганизации качества выбора всех составных описываемого продукта и явления.

Культура профессиональной деятельности личности (локальный смысл) - способ и ресурс высококачественного решения задач и противоречий, проблем и дилемм в профессиональной деятельности личности, определяемых на микроуровневом способе детерминации, описания, представления, уточнения, решения, визуализации и самоанализе основ рассматриваемого и реализуемого в деятельности личности процессуального и процедурного конструкта и явления.

Культура профессиональной деятельности личности (унифицированный смысл) - конструкт оптимизации профессиональной деятельности личности в соответствии с выбранным направлением и моделью решения задач развития и саморазвития, гарантирующих успешное проектирование и достижение высот в профессиональной и непосредственно сопряженной с профессиональной деятельностью личности способами и ресурсами решения задач и проблем, системно связывающих воедино все нюансы развития личности и общества в целом.

Культура профессиональной деятельности личности (гуманистический смысл) - практика гуманизации основ развития общества в модели профессиональных отношений, отражающая основы адаптивно-персонифицированных и продуктивно-креативных способов решения задач самовыражения, сотрудничества и взаимопомощи.

Культура профессиональной деятельности личности (персонифицированный смысл) - модель активизации основ развития, персонификации и оптимизации условий, способов, форм, технологий, функций профессиональной деятельности личности в системном выборе направления, конкурентоспособной продуктивности личности и продуктов профессиональной деятельности личности как основы для мониторинга и сопоставления успешности личности и качества соответствия профессиональной деятельности личности и запросов общества.

Культура профессиональной деятельности личности (здоровьесберегающий смысл) - стратегия самоорганизации качества развития и саморазвития личности в структуре включения личности в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, гарантирующих сохранение здоровья личности и общества, продуктивность деятельности личности (группы) в обществе, конкурентоспособность решения задач развития и самоутверждения и прочие основы и конструкты современного профессионально-трудового выбора в модели ведущей деятельности и общения.

Многомерность детерминации понятия культура профессиональной деятельности определит перспек-

тивность разработки измерителей качества решения задач формирования и оценки сформированное™ культуры профессиональной деятельности личности, включённой в иерархию профессиональных отношений и систему непрерывного образования.

Возможность построения определений и моделей понятия культура профессиональной деятельности определяется системностью поиска и учетом традиционных и инновационных аспектов изучения и детерминации понятийного аппарата, представленные модели понятия культура профессиональной деятельности в конструктах широкого, узкого, локального, унифицированного, гуманистического, персонифицированного и здо-ровьесберегающего смыслов построения определений и моделей формируют перспективность решения задач в том или ином направлении поиска оптимального решения задач персонифицированного и системного выбора.

В структуре активизации внимания к проблемам акмеперсонифицированного построения целостного педагогического процесса возможность оптимизации задачи развития личности может быть сфокусирована на условии формирования у личности культуры профессиональной деятельности, про-блемность и полисистемность доказательства связи единства построенных детерминаций определяется через опору на опыт деятельности в решении задач научного исследования в педагогике, соблюдении основ научного познания в общей, профессиональной, частно-предметной и частно-специальной практике учета условий, направлений и моделей педагогического поиска.

В структуре научного обоснования целостности и достоверности, объективности и системности реализуемой деятельности можно выделить и обосновать в использовании педагогов понятия модель формирования культуры профессиональной деятельности, педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности, технологию формирования культуры профессиональной деятельности личности.

Модель формирования культуры профессиональной деятельности - идеальная структура, определяющая в составных и целостном способе представления данных процесс формирования культуры профессиональной деятельности.

Технология формирования культуры профессиональной деятельности личности - совокупность средств и методов формирования культуры профессиональной деятельности личности, гарантирующих успешное и своевременное решение поставленных задач профессиональной деятельности.

Педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности - совокупность конструктов условного выбора решений

задач формирования культуры профессиональной деятельности в иерархии сопоставляющих возможности развития личности моделей, определяемых через конструкт «если-то-иначе», визуально иллюстрирующий особенности продуктивного выбора успешных решений в системе процессуальных, технологических, функциональных и прочих особенностей поиска.

Педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности личности:

- социальная направленность формирования трудолюбия, гуманизма и конкурентоспособности личности в модели ведущей деятельности;

- формирование потребности в акмеперсони-фицированных продуктах развития, становления и самоутверждения личности;

- развитие кругозора и системы представлений о мире профессий и многогранности профессионально-трудовых отношений;

- учет условий и специфики всех математически обусловленных распределений и способов представления данных в теории и практике профориен-тологии, психологии профессий, профессиональной педагогике и прочих научных областях, гарантирующих в изучении основ науки повышение качества решения задач деятельности и общения;

- использование педагогического моделирования и педагогического проектирования в работе педагогов, определяющих успешную модель профессионального становления, самоутверждения, развития и саморазвития личности в иерархии составных конструкта хочу, могу, надо, есть;

- продуктивность определяемых и решаемых в профессиональной деятельности личности задач;

- синергетическая самоорганизация качества включения личности в систему основ, моделей и технологий профессиональной деятельности личности (рейтинги, категории, соревнования и пр.);

- включенность личности в систему непрерывного образования и социально-профессионального проектирования и уточнения будущего личности и общества;

- научная система детерминации и формирования культуры профессиональной деятельности личности (принципы, модели, концепции, технологии, формы и пр.);

- возрастосообразность развития личности в структуре формирования культуры профессиональной деятельности личности.

Поясним выделенные выше педагогические условия формирования культуры профессиональной деятельности личности.

Социальная направленность формирования трудолюбия, гуманизма и конкурентоспособности личности в модели ведущей деятельности опреде-

ляются важными составными целостного развития личности и общества. Любовь к труду закладывается в сознании неустанно развивающейся личности с раннего детства, определяет перспективность развития личности в контексте детализации основ самоорганизации и самосохранения личности, уровня развития культуры, деятельности, профессионально-трудовых отношений. Гуманизм как основа и продукт эволюции антропосистемы является важным механизмом реконструкции всех неустойчивых связей в антропосреде, гарантирует сохранение человека как ценности и продукта всех преобразований в системе непрерывного образования, досуга, профессионально-трудовых отношений. Гуманизм является мерилом истинности всех антропологически обусловленных изменений и устойчивости развития общества в целом. Конкурентоспособность как продукт эволюции экономических отношений определяет наилучший выбор решения задачи хочу, могу, надо, есть, в генерации составных которых немаловажную роль играют такие ценности и ресурсы самоорганизации, как трудолюбие и гуманизм. В выделенных конструктах социальная направленность формирования трудолюбия, гуманизма и конкурентоспособности личности в модели ведущей деятельности является проектом функционирования персонификации и оптимизации качества развития личности, системы непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.

Формирование потребности в акмеперсони-фицированных продуктах развития, становления и самоутверждения личности определяет специфику и социальное обоснование высоких достижений личности и общества, располагает общество и личность к неустанному поиску тех инновационных и традиционных средств и методов решения задач развития, которые бы гарантировали сохранение и преумножение идеальных и материальных ресурсов культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений поиска личности и общества в оптимизации качества социализации и самореализации как способов и продуктов повышения качества жизнедеятельности в обществе. Акмеперсонифи-кация развития, становления и самоутверждения личности - уникальные элементы современной практики педагогического выбора, раскрывающего наиболее целесообразные элементы самоорганизации качества решения задач современной профессиональной и педагогической деятельности.

Этапы развития кругозора личности в системе профессионального самоопределения

Развитие кругозора и системы представлений о мире профессий и многогранности профессионально-трудовых отношений определяет устойчивое формирование личности в поле смыслов, ценностей,

приоритетов продуктивного решения задач развития и самоутверждения в системе профессионально-трудовых отношений, определяющих через труд возможность качественного преобразования внешнего пространства в интересах общества и личности. Развитие кругозора личности в мире профессий и системе профессионального самоопределения осуществляется в современной социокультурной среде в нескольких плоскостях и возрастосообразных видах решения поставленной задачи.

На первой ступени пролонгированного включения личности в систему профессионально-трудовых отношений определяется игровая модель решения задачи профессионального самоопределения и самореализации развивающейся личности. Через игру личность получает все составные навыки и компетенции социально-ролевых способов самоутверждения и самоактуализации, социализации и общения, сотрудничества и самовыражения.

На втором этапе развития личности к игре могут быть добавлены все средства современного активного обучения, где тренинги, всевозможные методики развития и социализации личности определяют новый спектр способов, форм, методов и продуктов становления личности в поле смыслов и интересов профессионального образования и профессионально-трудовых отношений.

Третьим звеном-этапом определяется этап профессионального самоутверждения через продукты единоличного и коллективного продуцирования востребованных средств и продуктов деятельности личности с последующей рефлексией потенциальных возможностей развития и самоактуализации в выделенной и смежных плоскостях деятельности, данная система научно реализуемых ценностей и смыслов опирается на продукты персонифицированного развития личности.

Четвертым этапом может быть выделена система или авторская технология решения поставленных в структуре профессионально-трудовых отношений проблем и задач деятельности личности, выделенные модели четвертого этапа всегда являются продуктами научных публикаций, патентов и систем единоличного или коллективного авторства. Развитие кругозора и системы представлений о мире профессий и многогранности профессионально-трудовых отношений является важным элементом в самоорганизации качества формирования культуры профессиональной деятельности личности, что подтверждается в различных системах акмеверификации качества решения задач развития продуктами персонифицированного выбора и социального одобрения выбираемых решений тех или иных педагогических и профессионально-трудовых задач, реализуемых в модели развития и деятельности личности и коллектива.

Учет условий и специфики всех математически обусловленных распределений и способов представления данных в теории и практике проф-ориентологии, психологии профессий, профессиональной педагогике и прочих научных областях, гарантирующих в изучении основ науки повышение качества решения задач деятельности и общения, определяет перспективность уточнения возможности проектирования и реализации основ теории персонифицированного развития личности в моделях учета условий и возможностей продуктивно-креативного поиска наиболее целесообразных и конкурентоспособных концепций и программ развития личности в социально-образовательном и профессионально-туровом решении выявляемых проблем и дилемм. В структуре научного поиска наиболее актуальным конструктом является нормальное распределение способностей и здоровья личности, отражающего особенности целостного понимания важности развития личности, определяющем потенциальные и достигнутые способы и продукты деятельности в качестве отправных точек проектирования будущего, где высокие достижения обеспечивают и высокие по качеству и популярности стимулирования основы развития личности за реализуемые способы деятельности и достигнутые в деятельности результаты. Условное выделение в системной выборке трех групп («А», «Н», «О») подразумевает, что система образования использует в персонификации все гуманистические идеи продуктивного развития каждой личности в соответствии с системой возможностей и ресурсов хочу, могу, надо, есть, детализируя основы фасилитации и педагогической поддержки, коррекции и пролонгации основ развития группе «А», стимулирования и оптимизации качества деятельности для группы «Н», социально-образовательный и профессионально-деятельностный отбор предлагаемых инноваций и решений от группы «О». Различные показатели и модели педагогического взаимодействия с обучающимися являются конструктами самоорганизации реализации возможностей персонифицированного становления личности в системе социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений.

Использование педагогического моделирования и педагогического проектирования в работе педагогов, определяющих успешную модель профессионального становления, самоутверждения, развития и саморазвития личности в иерархии составных конструкта хочу, могу, надо, есть, гарантирует и личности, и обществу состоятельность идеи непрерывного развития и продуктивного становления в выделенных направлениях поиска. В выделенной практике непрерывное образование гарантирует личности успешное

построение основ развития, социализации, самореализации, самоутверждения и самоактуализации. В структуре актуализации основ и продуктов педагогического моделирования и педагогического проектирования в работе педагогов совокупность теоретических и эмпирических данных может быть представлена в уровневой типологии включения личности педагога в процесс педагогического моделирования и педагогического проектирования основ педагогической деятельности и самореализации: 1) ситуативное (микроуровневое) уточнение основ реализуемой практики и детализации качества постановки и решения задач педагогической деятельности; 2) персонифицированное (мезоу-ровневое) уточнение основ реализуемой практики и детализации качества постановки и решения задач педагогической деятельности; 3) креатив-но-деятельностное (макроуровневое) уточнение основ реализуемой практики и детализации качества постановки и решения задач педагогической деятельности. В структуре повышения качества выделенных моделей используют технологии педагогической рефлексии - портфолио обучающегося, профессионально-педагогический кейс и прочие самопрезентации личности обучающегося и педагога, включенных в систему непрерывного образования. Переходы от низкого уровня к более высокому (ситуативный тип / уровень, персонифицированный тип / уровень, креативно-деятельност-ный тип / уровень) осуществляются с повышением качества решения профессионально-педагогических и профессионально-трудовых задач.

Продуктивность определяемых и решаемых в профессиональной деятельности личности задач [16-18] является итогом формирования и сформи-рованности культуры самостоятельной работы личности, определяющих уровневость, персонифици-рованность, конкурентоспособность определяемых и решаемых задач развития личности и социально-образовательных или профессионально-трудовых отношений личности с коллективом. Продуктивность как способ и результат развития личности обучающегося и педагога уточняются через призму результатов учета нормального распределения способностей и здоровья, т. е. в соответствии с основами и практикой выделения групп «А», «Н», «О» определяются эталоны, критерии, показатели продуктивности, возможно выделение в такой системе адаптивной продуктивности, средне-статистической продуктивности, креативно-деятельностной продуктивности. Каждый вид продуктивности определяет особенности продуктивного поиска для обучающихся из «А», «Н», «О» групп.

Синергетическая самоорганизация качества включения личности в систему основ, моделей и техноло-

гий профессиональной деятельности личности (рейтинги, категории, соревнования и пр.) определяет все изменения в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений. К такой практике можно отнести на макроуровне самоорганизации деятельности разделение Министерства образования и науки РФ на два ведомства - Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ (2018).

Включенность личности в систему непрерывного образования и социально-профессионального проектирования и уточнения будущего личности и общества определяется многомерностью постановки и решения задач развития личности, в структуре которых должным образом должны быть выделены составные сотрудничества, продуцирования, социализации, самореализации, саморазвития, самоутверждения, самоактуализации.

Научная система детерминации и формирования культуры профессиональной деятельности личности (принципы, модели, концепции, технологии, формы и пр.) определяют качество проработки составных научного поиска современных решений поставленной задачи, данная практика может быть системно представлена на трех или четырех уровнях - микроуровне, мезоуровне, макроуровне и мегауровне (мегауровень в современной педагогике используют очень редко).

Возрастосообразность развития личности в структуре формирования культуры профессиональной деятельности личности определяется через интеллектуальную, социальную, биологическую, профессиональную возрастосообразность, все нюансы поливидового определения и решения задач возрастосообразного развития личности - уникальный инструмент, особенности проектирования и использования которого определены в структуре непрерывного образования в соответствии с уровнями реализуемого образования в нашей стране.

Заключение

Выделенные конструкты организации научного поиска позволяют отразить единство общих, частных и локальных способов решения задач развития научного познания и научно-педагогической теории. Необходимость разработки технологии формирования и исследования качества формирования и сформированности культуры профессиональной деятельности личности обусловлена перспективностью развития личности и общества в иерархии культурологически обусловленных составных единого антропологически выявляемого и детализируемого пространства личности и общества в целом.

Литература

1. Голубева Н. В. На пути к профессионализму: некоторые аспекты повышения качества инженерных кадров // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 8. С. 183-185.

2. Гребенкина Л. К., Беляева В. А. Профессионализм и педагогическая компетентность преподавателя высшей школы // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 42-44.

3. Дробчик Т. Ю., Невзоров Б. П. Определение термина «кентавровое знание» в синергетическом подходе к организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 357-364.

4. Дробчик Т. Ю., Невзоров Б. П. Определение термина «познавательная самостоятельность» в синер-гетическом подходе к организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 137-144.

5. Козырев Н. А., Козырева О. А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки - «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 - Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. С. 413-420.

6. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С. 83-90.

7. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.

8. Козырева О. Е. Возможности организации педагогической поддержки в работе будущего педагога // Территория науки. 2016. № 5. С. 7-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 95.

10. Козырева О. А., Козырев Н. А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С. 155-165.

11. Козырева О. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С. 391-405.

12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.

13. Коноплянский Д. А., Невзоров Б. П. Перспективы использования педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза в контексте модернизации высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 79-84.

14. Конюхова Е. Т., Конюхова Т. В. Философско-психологический контекст понятий «успех» и «успешность личности» // Философия образования. 2011. № 1. С. 214-220.

15. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.

16. Сычева О. В. Стажировка как элемент повышения профессионализма кадров // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-1. С. 144-147.

17. Хван А. А. Теоретические и практические проблемы подготовки учителя // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 195-203.

18. Хван А. А. Эффективность экономических инноваций в образовании: психологические показатели // Народное образование. 2014. № 3. С. 48-54.

CULTURE OF INDIVIDUAL PROFESSIONAL ACTIVITY: DETERMINANTS AND MODELS

Natalia V. Marinich a; Nikolai A. Kozyrevb; Roman A. Shevchenkob■ @

a Novokuznetsk Pedagogical College, 1A, 25 Let Oktyabrya St., Novokuznetsk, Russia, 654027 b The Siberian State Industrial University, 42, Kirova St., Novokuznetsk, Russia, 654007 @ shvch-ra@yandex.ru

Received 31.03.2018. Accepted 20.07.2018.

Keywords: pedagogical modeling, pedagogical methodology, culture of professional activity, model of the formation of a culture of professional activity, pedagogical conditions for the formation of a culture of professional activity, technology of formation of culture of professional activity of the person

Abstract: The paper features determination and visualization of the culture of professional activity in an individual. According to the acme-personalized principles of construction of an integral pedagogical process, personal development largely depends on one's personal culture of professional activity. To define the concept of "culture of professional activity", one needs a systematic search. Both traditional and innovative aspects have to be taken into consideration, as well as the conceptual apparatus. The present research defines some models of the concept of "culture of professional activity" in its broad, narrow, local, unified, humanistic, and personified meaning. The poly-systemic nature of the proof of the connection between the constructed determinations results from the experience in solving the problems of scientific research in pedagogy, observing the foundations of scientific knowledge in general, professional, private-subjective, and private practice of recording the conditions, directions, and models of pedagogical search. The authors define the concepts of "the model of the formation of the culture of professional activity", "the pedagogical conditions for the formation of professional activity culture", and the "technology of forming a culture of individual professional activity of the individual". They also describe their use in pedagogical discourse. The constructs of organization of scientific search can reflect the unity of general, particular, and local methods of solving the problems of the development of scientific knowledge and scientific and pedagogical theory as a whole.

For citation: Marinich N. V., Kozyrev N. A., Shevchenko R. A. Kul'tura professional'noi deiatel'nosti lichnosti: determinanty i modeli [Culture of Individual Professional Activity: Determinants and Models]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 4 (2018): 11-19.

References

1. Golubeva N. V. Na puti k professionalizmu: nekotorye aspekty povysheniia kachestva inzhenernykh kadrov [On the way to professionalism: some aspects of improving the quality of engineering personnel]. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia = Successes of modern science and education, 2, no. 8 (2016): 183-185.

2. Grebenkina L. K., Belyaeva V. A. Professionalizm i pedagogicheskaia kompetentnost' prepodavatelia vysshei shkoly [Professional and pedagogical competence of a higher school teacher]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science, no. 4 (2015): 42-44.

3. Drobchik T. Yu., Nevzorov B. P. Opredelenie termina "kentavrovoe znanie" v sinergeticheskom podkhode k organizatsii obrazovatel'nogo protsessa [The definition of the term "centaur knowledge" in the synergetic approach to the organization of the educational process]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, no. 8 (2010): 357-364.

4. Drobchik T. Yu., Nevzorov B. P. Opredelenie termina "poznavatel'naia samostoiatel'nost'" v sinergeticheskom podkhode k organizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Definition of the term "cognitive independence" in the synergetic approach to the organization of the educational process]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, no. 5 (2010): 137-144.

5. Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Adaptivnye uchebnye posobiia v strukture podgotovki budushchikh pedagogov-psikhologov napravleniia podgotovki - "Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie", profilia podgotovki "44.03.02 -Psikhologiia obrazovaniia" kak uslovie gumanizatsii obrazovaniia [Adaptive tutorials in the structure of training of future teachers-psychologists in the field of study "Psychological and pedagogical education", specialization "44.03.02 - Psychology of education" as a condition of humanization of education]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, no. 10 (2015): 413-420.

6. Kozyreva O. A., Gaiko M. Ie., Gorbunova I. A., Sedova K. S. Modeli formirovaniia i upravleniia kul'turoi samostoiatel'noi raboty pedagoga v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Models of the formation and management of the culture of independent work of the teacher in conditions of continuous professional education]. European Social Science Journal, no. 8 (2012): 83-90.

7. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Vospitanie v professional'noi podgotovke pedagogov [Education in the professional training of teachers]. Moscow: MIFI, 2017, 400.

8. Kozyreva O. Ye. Vozmozhnosti organizatsii pedagogicheskoi podderzhki v rabote budushchego pedagoga [Possibilities of organizing pedagogical support in the work of the future teacher]. Territoriia nauki = Science Territory, no. 5 (2016): 7-10.

9. Kozyreva O. A. Kul'tura samostoiatel'noi raboty lichnosti: modeli i vozmozhnosti formirovaniia [Culture of self-dependent work personality: models and possibilities of formation]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, no. 3 (2017): 95.

10. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Vidy i modeli sovremennogo obucheniia v strukture obrazovaniia [Types and models of modern education in the structure of education]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia = Humanitarian scientific research, no. 12 (2015): 155-165.

11. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Mit'kina Ie. V. Innovatsionnaia pedagogika v modeli sovremennogo obrazovaniia [Innovative pedagogy in the model of modern education]. Internetnauka = Internet Science, no. 10 (2016): 391-405.

12. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoie modelirovaniie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical modeling in the constructs of modern education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (2017): 58-63.

13. Konoplyansky D. A., Nevzorov B. P. Perspektivy ispol'zovaniia pedagogicheskoi strategii formirovaniia konkurentosposobnosti vypusknika vuza v kontekste modernizatsii vysshego obrazovaniia [Perspectives of using the pedagogical strategy of forming the competitiveness of a graduate of a university in the context of modernization of higher education]. Alma mater, no. 9 (2016): 79-84.

14. Konyukhova Ye. T., Konyukhova T. V. Filosofsko-psikhologicheskii kontekst ponyatii "uspekh" i "uspeshnost' lichnosti" [The philosophical and psychological context of the concepts of "success" and "personal success"]. Filosofiia obrazovaniia = Philosophy of Education, no. 1 (2011): 214-220.

15. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoie issledovaniie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education]. Moscow: MIFI, 2014, 92.

16. Sycheva O. V. Stazhirovka kak element povysheniia professionalizma kadrov [Internship as part of improving the professionalism of the staff]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, no. 12-1 (2016): 144-147.

17. Khvan A. A. Teoreticheskie i prakticheskie problemy podgotovki uchitelia [Theoretical and practical problems of teacher training]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriia: Sotsial'nye nauki = Vestnik ofLobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, no. 4 (2015): 195-203.

18. Khvan A. A. Effektivnost' ekonomicheskikh innovatsii v obrazovanii: psikhologicheskie pokazateli [Efficiency of economic innovations in education: psychological indicators]. Narodnoe obrazovanie = Public education, no. 3 (2014): 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.