■ Гп^ РОССИвС ■ \Zs првдпр РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - 11=' ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Культура предпринимательства: источники формирования
Дюметц Ж.1, Сизова Ю.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
В статье обсуждаются факторы, влияющие на формирование культуры предпринимательства, и источники ее формирования, включая национальную и организационную культуру. Авторы показывают влияние национальных особенностей восприятия и корпоративных установок на формирование ценностных ориентиров предпринимательства в конкретных условиях экономической среды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кросскультурный анализ, корпоративная культура, ценностные ориентиры предпринимательства, экономическая среда предпринимательской деятельности, индексы предпринимательской активности.
Formation and shaping of the entrepreneurial culture
Dumetz Jerome\ Sizova Yu.SJ
1 Plekhanov Russian University of Economics
Специалисты считают, что по уровню развития предпринимательства можно оценивать способность страны адаптироваться в условиях высокой турбулентности внешней и внутренней среды. Традиционно значимость малого и среднего предпринимательства для страны обосновывается экономическими, социальными и психологическими мотивами: вклад в экономику страны, создание новых рабочих мест, социальная стабильность за счет самозанятости, ответственность граждан за благополучие себя и своей семьи, инициативность.
Уровень развития предпринимательства в разных странах сравнивается по различным интегральным показателям — индексам, которые являются отражением мнения предпринимателей конкретной страны в отношении текущей экономической ситуации, актуальных общеэкономических и отраслевых проблем. Наиболее часто используются индекс предпринимательской уверенности1, индекс Опоры
1 Индекс предпринимательской уверенности в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса, запасов готовой продукции, ожидаемого выпуска продукции
RSBI2, индекс начальной предпринимательской активности3, рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business)4. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM)5 рассматривает отношение к предпринимательству как отражение общего восприятия населением возможности заниматься предпринимательской деятельностью и оценку индивидами своих предпринимательских способностей.
Можно высказать предположение, что существующие проблемы с развитием малого бизнеса в России вызваны не только неэффективной государственной политикой или сложными экономическими условиями. Тем более, что в рейтинге «Ведение бизнеса» Россия была отмечена в числе государств, где реализовано самое большое количество реформ. Возможно частично проблемы предпринимательства обусловлены особенностями национальной и корпоративной культуры. Исследование влияния национальной и корпоративной культуры на формирование ценностных ориентиров предпринимателей является достаточно новым и перспективным направлением анализа предпринимательства.
В литературе по современной предпринимательской культуре можно встретить описание предпринимателя в России с использованием стереотипов и образов, которые можно свести к таким характеристикам, как уклонение от налогов, нарушение прав и свобод простых граждан, желание купить все блага, не учитывая интересы
2 Индекс самочувствия в сегменте микро, малого и среднего бизнеса.
3 Международный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения.
4 Реализуется группой Всемирного Банка с 2002 г. Посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла.
5 http://www.gemconsortium.org/
ABSTRACT:_
The paper discusses factors affecting entrepreneurial culture formation and its sources formation, including national and organizational culture. The authors focus on the influence of nation-specific perceptions and corporate tenets on entrepreneurial value navigations in specific economic environment conditions.
KEYWORDS: cross-cultural analysis, corporate culture, business values, economic environment, Entrepreneurial Activity Indices.
Received: 07.01.2017 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dyumetts Zh. ([email protected])
CITATION:_
Dumetz J., Sizova Yu.S. (2017) Kultura predprinimatelstva: istochniki formirovaniya [Formation and shaping of the entrepreneurial culture]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). — P. 247-254. doi : 10.18334/rp.18.3.37290
людей вокруг, безнаказанность и коррупция [12] (Burov, 2014). При этом имеются доказательства того, что в период «российского экономического чуда» в конце XIX — начале XX века российские предприниматели в массе своей отошли от представления о максимизации прибыли как единственной цели своей деятельности, и рассматривали ее с точки зрения приносимой пользы государству и обществу [14 c. 113.] (Grishina, Grishin, 2016). Следовательно, кросскультурный анализ должен быть дополнен анализом экономических условий и общественных тенденций, выводящих на первый план наиболее востребованные характеристики и ценности предпринимателей. Необходим комплексный анализ особенностей формирования национальной культуры предпринимательства и на основе полученных результатов разработка рекомендаций по использованию законодательных, организационных, экономических и коммуникационных механизмов для формирования благоприятной среды развития столь востребованных сегодня предпринимательских компетенций и инициатив. Одно из направлений исследования — использование методов кросскультурного анализа и управления разнообразием, основ анализа и формирования организационной культуры [1,3] (Aycan, Kanungo, Mendonca, 2014, Dumetz, Saginova, Woolliams, Foster, Belbin, Trompenaars, Hampden-Turner, 2012).
Основы кросскультурного анализа сформировались относительно недавно — в 1980-х годах, и были вызваны прежде всего глобализацией и массовой миграцией трудоспособного населения. Процессы эти только усиливаются, в связи с чем потребность в дальнейшем развитии данного направления исследований в современном мире только возрастает. В кросс-культурных исследованиях выделяют два основных направления: классификация культур по измерениям и по стандартам. При рассмотрении культур и культурных различий в целом, их можно описать и измерить при помощи специально разработанных культурных элементов или измерений (от англ. dimensions). Для более детального исследования наиболее эффективным является метод культурных стандартов, направленный на определение различий в видах и нормах чувственного восприятия, мышления, суждения и исполнения, которые могут вызывать серьёзные кросскультурные конфликты.
Приверженцы классификации по измерениям провели количественные исследования с тысячами участников с целью определения культурных различий по выде-
ОБ АВТОРАХ:_
Дюметц Жером, аспирант кафедры Предпринимательства и логистики ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г В. Плеханова» ([email protected])
Сизова Юлия Сергеевна, аспирант кафедры Предпринимательства и логистики ФГБОУ ВО «РЭУ им. ГВ. Плеханова» ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дюметц Ж., Сизова Ю.С. Культура предпринимательства: источники формирования // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 247-254. doi: 10.18334/rp.18.3.37290
ленным элементам. Одна из первых попыток проанализировать культуру была предпринята Ф. Клокханом и Ф. Стродтбеком, которые предложили классифицировать культуру по шести измерениям в рамках теории ценностных ориентаций [6] (Kluckhohn, Strodtbeck, 1961). Согласно этой концепции ценностных ориентаций, культурные ценности, разделяемые членами группы, определяющие, что для них важно и желательно, управляют поведением членов этой группы и формируют основу определённых групповых норм.
Работая в компании IBM, социолог Герт Хофстеде, отметил наличие важных культурных различий среди сотрудников из разных стран, несмотря на общую для всех корпоративную культуру. Эти наблюдения вылились в одно из самых полных исследований, проведённое среди 72 дочерних предприятий IBM в более чем 40 странах [4] (Hofstede, 1980). В дальнейшем вооружённый обширной базой данных по культурной статистике, собранной за период с 1967 по1973 гг., Г. Хофстеде проанализировал шкалу ценностей работников, и обнаружил явные модели сходств и различий. Классифицируя культуры как сочетание поведенческих и ценностных моделей, Фонс Тромпенаарс и Чарльз Хэмпден-Тернер определили 7 ценностных ориентаций культур [9,10] (Trompenaars, 1993, Trompenaars, Hampden-Turner, 2004).
Для анализа ценностных ориентиров предпринимателей наиболее полезен индикатор культурных ориентиров (COI), представляющий собой синтез работ Э. Холла, Г. Хофстеде, Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тёрнера, Ф. Клакхона и Ф. Штродтбека, а также М. Беннета [2] (Bennett, 1998) в десятимерную модель классификации культур, разработанную Д. Уолкером, Т. Уолкером и Й. Шмитцем [11] (Walker & Walker, Schmitz, 2003). Модель COI представляет собой описание характеристик культурных предпочтений, относящихся исключительно к поведению и восприятию, связанным с бизнесом [5,8] (House, Hanges, Javidan, Dorfman, Gupta, 2004, Schwartz, 1999).
Работа Пола Лоуренса и Джея Лорша «Организация и окружающая среда» [7] (Lawrence, Lorsch, 1967) показала, что успех предприятия в значительной степени определяется тем, как человек взаимодействует с окружающей средой. Рассматривая существующие определения понятия «культура», мы понимаем, что речь идёт о системе взаимоотношений между различными ее субъектами. Суть этих отношений — общение, а общение представляет собой обмен знаниями (информацией), при этом знания — это носитель смысла. Поэтому культура — это система, наполненная смысловыми составляющими, формирующая внутреннюю среду организации. Коллективные убеждения представляют собой осознанный набор интегрированных ценностей и ожиданий, формирующий то, что индивидуумы считают верным или неверным, уместным или неуместным в окружающей их среде.
Культура предпринимательства — это система совместно формируемых убеждений и представлений о ценностях и нормах поведения. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предпринимателя, а убеждения — понять, как предприниматель должен действовать. О. Нойбергер и А. Компа
к предпринимательской культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде [16] (Trapeznikova, 2010). Наиболее развернутое определение дает В. Макеева: культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени [15] (Makeeva, 2002).
Ценностные ориентиры предпринимателей связаны и в определенной степени зависят от норм и ценностей национальной культуры. Поэтому отношение к богатству и его публичной демонстрации, восприятие общественного долга и обязательств перед гражданами своей страны, приоритеты личным достижениям или коллективным усилиям, отношение к истории страны и своего бизнеса и т.д. имеют явную национальную специфику, которую можно связать с культурными изменениями или стандартами, описанными различными кросскультурными моделями. Поскольку эти ценности и нормы по своей природе устойчивы и своими корнями уходят в историю и особенности формирования и развития данной этнической и национальной общности, в анализе или планировании воздействий на культуру предпринимательства следует исходить из их устойчивости, принимать их во внимание и использовать как основу формирования и развития ценностных ориентиров предпринимателей в стране.
Экономические условия формирования класса предпринимателей, особенно на начальных этапах его развития оказывают сильное влияние на его ценности и нормы, могут изменять или деформировать более глубинные ценностные ориентиры, заложенные национальной культурой. Так, хаотичная экономическая среда начала 90-х, отсутствия четкой правовой базы, регламентирующей становление предпринимательства, нарастающая коррумпированность, психологическая неготовность населения жить и заниматься предпринимательской деятельностью в новых условиях привели к тому, что процесс образования предпринимательских структур приобрел нецивилизованные, искаженные и частично незаконные методы, что обусловило теневую направленность развития предпринимательства, деградацию предпринимательской культуры и ценностной ориентации [12,13] (Burov, 2014, Vilenskiy, 2014).
Многие исследователи отмечают, что несмотря на национальные особенности и специфические экономические условия формирования и развития предпринимательства в разных странах, важным элементом культуры предпринимательства является соблюдение предпринимателями неких общих этических норм [16] (Trapeznikova, 2010). Эти нормы включают профессиональную этику, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитанности самих предпринимателей.
Таким образом, источниками формирования и развития предпринимательской культуры являются ценности и нормы национальной культуры, особенности корпоративной организации, а также экономические условия становления и развития
предпринимательства в стране. Поскольку перспективность сектора малого предпринимательства в современной экономике и интерес к его развитию не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного периода, институциональные и экономические меры поддержки и развития малого предпринимательства должны использовать анализ ценностных ориентиров предпринимательской культуры для наиболее эффективного воздействия на уровень развития и результаты предпринимательской активности в России.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Aycan Z., Kanungo R. N., Mendonca M. Organizations and Management in Cross-cultural Context. Sage, 2014.
2. Bennett M. J. Intercultural communication: A current perspective. Basic concepts of intercultural communication: selected readings // Yarmouth, ME: Intercultural Press. — 1998.
3. Dumetz J., Saginova O., Woolliams P., Foster D., Belbin R. M., Trompenaars F., Hampden-Turner C. Cross-cultural management textbook: Lessons from the world leading experts in cross-cultural management // CreateSpace. — 2012.
4. Hofstede G. Culture\'s consequences: international differences in work-related values, Beverly Hills // CA: Sage Publications. — 1980.
5. House R. J., Hanges P. J., Javidan M., Dorfman P. W., Gupta V. // — 2004. — № 50. — url: http://www.iata.org/pressroom/pr/pages/2012-12-06-01.aspx.
6. Kluckhohn F., Strodtbeck F. Variations in Value Orientations // Evanston, IL: Row, Peterson. — 1961.
7. Lawrence P. R., Lorsch J. W. Differentiation and integration in complex organizations // Administrative science quarterly. — 1967. — C. 1-47.
8. Schwartz S. H. A Theory of Cultural Values and Some Implications for Work // Applied Psychology. — 199. — № 48 (1). — C. 23-47.
9. Trompenaars F. Riding the waves of culture: understanding cultural diversity in global business // Chicago, IL: Irwin Professional Publishing. — 1993.
10. Trompenaars F., Hampden-Turner C. Managing people across cultures // Chichester: Capstone. — 2004.
11. Walker & Walker, Schmitz, 2003, Doing Business Internationally, McGraw-Hill
12. Буров В. Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования. / Монография. — Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. — 210 с.
13. Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства // Вопросы экономики. — 2014. — № 11. — C. 95-106.
14. Гришина О. А., Гришин А. И. Московский коммерческий институт — социальный проект российских предпринимателей начала XX века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 4. — C. 108-117.
15. Макеева В.Г. Культура предпринимательства. / Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 217 с.
16. Трапезникова О.В. Бизнес-культура российского предпринимательства // Вестник Тамбовского университета. серия: гуманитарные науки. — 2010. — № 1. — url: http:// cyberleninka.ra/article/n/Mznes-kultura-rossiyskogo-predprinimatelstva#ixzz4SEFkEAjp.
REFERENCES:
Aycan Z., Kanungo R. N., Mendonca M. (2014). Organizations and Management in
Cross-cultural Context. Sage. Bennett M. J. (1998). Intercultural communication: A current perspective. Basic concepts of intercultural communication: selected readings Yarmouth, ME: Intercultural Press.
Burov V. Yu. (2014). Tenevaya ekonomika i maloe predprinimatelstvo: teoreticheskie i metodologicheskie osnovy issledovaniya [Shadow economy and small business: theoretical and methodological bases of the research] Chita: Izd-vo ZabGU. (in Russian).
Dumetz J., Saginova O., Woolliams P., Foster D., Belbin R. M., Trompenaars F., Hampden-Turner C. (2012). Cross-cultural management textbook: Lessons from the world leading experts in cross-cultural management CreateSpace. Grishina O. A., Grishin A. I. (2016). Moskovskiy kommercheskiy institut — sotsialnyy proekt rossiyskikh predprinimateley nachala XX veka [Moscow Commercial Institute — Russian Businessmen Social Project of the Beginning of XX Century]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. (4). 108-117. (in Russian).
Hofstede G. (1980). Culture\'s consequences: international differences in work-related
values, Beverly Hills CA: Sage Publications. House R. J., Hanges P. J., Javidan M., Dorfman P. W., Gupta V. (2004). Culture, leadership, and organizations: The GLOBE study of 62 societies [] . (50). Kluckhohn F., Strodtbeck F. (1961). Variations in Value Orientations Evanston, IL: Row, Peterson.
Lawrence P. R., Lorsch J. W. (1967). Differentiation and integration in complex organizations. Administrative science quarterly. 1-47.
Makeeva V.G. (2002). Kultura predprinimatelstva [Entrepreneurship culture] M.: INFRA-M. (in Russian).
Schwartz S. H. (199). A Theory of Cultural Values and Some Implications for Work Applied Psychology. (48 (1)). 23-47.
Trapeznikova O.V. (2010). Biznes-kultura rossiyskogo predprinimatelstva [Business culture of the Russian entrepreneurship]. Vestnik tambovskogo universiteta. seriya: gumanitarnye nauki. 81 (1). (in Russian).
Trompenaars F. (1993). Riding the waves of culture: understanding cultural diversity in global business Chicago, IL: Irwin Professional Publishing.
Trompenaars F., Hampden-Turner C. (2004). Managing people across cultures Chichester: Capstone.
Vilenskiy A.V. (2014). Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatelstva v sovremennoy Rossii na vtoroy volne gryunderstva [State Support for Small and medium-sized businesses in the Second Period of grunderzeit in modern Russia]. Voprosy Ekonomiki. (11). 95-106. (in Russian).