Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Е.В., Филипенко Е.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитанием культуры поведения как одной из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Особое внимание уделено методам и средствам воспитания, специфике их применения на различных возрастных этапах социального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF CONDUCT AS ONE OF THE MOST IMPORTANT SOCIAL PARTIES FORMATION PERSONALITY

In the article considers questions, related with cultural education behavior as one of the most important multifaceted process parties formation personality, familiarization growing human moral values. Special attention is paid methods and tools of education, their specific use in different age stages of social development of the individual.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

детей» в 2013 году составили 115 млн. руб.

Таким образом, проведенный анализ выявил, что в 2015 году в ГУ УПФР в Хайбуллинском районе РБ расходы превысили доходы на 685 903 307 млн руб.

Использованные источники:

1. О страховых пенсиях : федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ [Электронный ресурс].Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

2. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение[Текст]: учебник / Н.Ю. Борисенко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. -576 с.

3. Кулешова В.П. Пенсионная реформа на селе [Текст]: сб. материалов V Международной научно - практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов»/ Пенза,2007.-С.106-108

4. Новиков А.В. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы РФ [Текст] /А.В.Новиков // Финансы и кредит.- 2014.- № 19. -С. 2630.

5. Сираева Р.Р. Современные пенсионные системы[Текст]: учебное пособие / Р.Р. Сираева. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. - 256 с.

Ильина Е.В. студент 2 курса

«Факультет математики и информационных технологий»

Филипенко Е.В., к.п.н. научный руководитель, доцент кафедра Психолого-педагогического образования

Стерлитамакский филиал

Баш ГУ

Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СТОРОН

СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитанием культуры поведения как одной из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Особое внимание уделено методам и средствам воспитания, специфике их применения на различных возрастных этапах социального развития личности.

Ключевые слова: базовая культура личности, культура поведения, процесс воспитания, этические нормы, формы поведения принципы и правила морали.

Il'ina E. V., student 2 course, The Faculty of Mathematics and Information Technology Russia, Sterlitamak city scientific director Filipenko E.V. - Ph.D., associate professor of Psycho-pedagogical education, Sterlitamak branch BashGU Russia, Bashkortostan, Sterlitamak city CULTURE OF CONDUCT AS ONE OF THE MOST IMPORTANT SOCIAL PARTIES FORMATION

PERSONALITY

Annotation: In the article considers questions, related with cultural education behavior as one of the most important multifaceted process parties formation personality, familiarization growing human moral values. Special attention is paid methods and tools of education, their specific use in different age stages of social development of the individual.

Keywords: basic culture of personality, culture of behavior, education process, ethical norms, forms of behavior principles and rules of morality.

Процесс формирования культуры поведения, учащихся всегда был и остается одним из актуальных вопросов школьного и семейного воспитания, поскольку именно этим социальным институтам отводится решающая роль в формировании базовой культуры личности. Согласно определению О.С. Газмана базовая культура - это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности [3; С.5].

Поскольку одним из ведущих показателей общей культуры личности является уровень сформированности культуры ее поведения, обратимся к содержанию данного понятия. Необходимо отметить, что в педагогике существует большое количество определений понятия «культура поведения». Так, например, Т.И. Бабаева считает, что культура поведения -это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [4]. С. В. Петерина культуру поведения рассматривает как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [6]. В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура [7; С.89].

В целом, анализируя данные определения, можно заключить, что культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования

общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила культуры поведения, основанные на нормах нравственности, этики и эстетической культуре, превращаются в ценное качество личности — воспитанность. [1; С. 130].

Успех в воспитании культуры поведения школьников будет во многом зависеть от уровня знаний учителем индивидуально-возрастных и личностных особенностей учащихся. Так, например, известно, что личный опыт младшего школьника недостаточно велик, поэтому решающее значение в воспитании имеет формирование осознанных навыков и привычек поведения. Главными методами воспитания здесь являются приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали и правил поведения. Другим не менее важным методом являются упражнения, которые включаются педагогом в повседневную жизнь ребенка и используются в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как соблюдать правила вежливости и т.д. В этих ситуациях активно используется игра, в которой имитируются различные жизненные ситуации, отрабатываются различные социальные роли, осваиваются те или иные нормы и формы поведения. Главная задача этического просвещения — формировать нравственные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидная для младших школьников.

В отличие от младших школьников для подростков характерно стремление к самоутверждению, бравада, некий нигилизм в поведении, пренебрежение нормами поведения. Вместе с тем подросток хорошо понимает важность и значимость культурного поведения в обществе, внутренне готов следовать правилам этического поведения, однако не всегда способен соблюдать их в обыденной жизни - в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В подростковом возрасте назидания, упрёки, замечания — малоэффективные средства воспитания, поскольку способны вызвать скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Поэтому задача педагогов — изменить скептическое отношение подростков к

правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравственную сущность и привлекательные стороны культурного поведения. Поведение подростков в значительной мере формируется под влиянием общественного мнения. Школьники в этом возрасте чутко реагируют на оценки, которые дает их поступкам коллектив или группа сверстников. Поэтому очень важно, чтобы в сферу общественных оценок вошло поведение школьников, связанное с выполнением правил культурного поведения [2].

Старшеклассники уже имеют опыт нравственных отношений, способны к объективной оценке собственного поведения и поведения окружающих людей. В этом возрасте, пишет И.С. Марьенко: «... появляется потребность разобраться в самих себе, критически осмыслить свою личность и свое поведение, произвести переоценку своего идеала, осмыслить его с более высоких нравственных позиций. Рост самосознания, возникновение потребности определить свое место в жизни, свои возможности, критически проанализировать черты своего характера, свои привычки, манеры создает благоприятные предпосылки для работы по культуре поведения. В этом возрасте появляется потребность привести ранее полученные знания в систему, осмыслить соотношение этических и эстетических категорий, определить основные принципы . культуры, разобраться в таких, понятиях, как «вежливость», «такт», «деликатность». В своей работе воспитатель должен опираться на потребность старшеклассников в самосовершенствовании. [2]. У старшеклассников в большей степени развита потребность в самовоспитании, стремлении к саморазвитию и самоусовершенствованию. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы -сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой [5].

Потребность работать над собой, совершенствовать свою внешнюю и внутреннюю культуру возникает у учащихся не стихийно, а лишь при целенаправленной деятельности воспитателей, поэтому особое внимание в формировании у старшеклассников культуры поведения должно быть уделено именно процессам самовоспитания.

В целом необходимо отметить, что основным показателем эффективного воспитания у школьников культуры поведения будет их осознанное желание и стремление следовать этическим нормам в обыденной жизни, жить согласно принципам и правилам морали, когда нравственные убеждения не расходятся с реальными делами и поступками.

Использованные источники:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130.

2. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: Из опыта работы //Под редакцией И. С. Марьенко.

Составитель Ф. А. Бобков -М.: «Просвещение», 1982.

3. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред. Газмана О.С. - М., Изд.АПН СССР, 1989,).

4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО Из- во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 1000 с.

5. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с. .

6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.

Ильинова В.Ю. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

В данной статье отражены ключевые моменты, которые необходимо учесть при планировании на предприятии, а также в статье рассматривается особенности бюджета.

Ключевые слова: планирование, бюджет, предприятия, бюджетирование.

This article reflects the key points that must be considered when planning in the enterprise, and the article discusses features of the budget.

Keywords: scheduling, budget, enterprise, budgeting.

Актуальной задачей любого бизнеса на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Руководители предприятий все больше стали уделять внимание построению универсального инструмента управления, который позволил бы обеспечивать будущие конкурентные возможности предприятия и его позиции на рынке, а также краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на изменение ситуации. Одним из методов решения данной проблемы становится бюджетное планирование или бюджетирование.

Бюджетирование - есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов.

Бюджетное планирование в настоящее время является центральным инструментом управления предприятием. Все структурные подразделения предприятие вовлечены в процесс планирования с последующим осуществлением контроля утвержденных планов. Бюджетное планирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.