Научная статья на тему 'Культура общества как системный феномен'

Культура общества как системный феномен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1686
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная система / общество / образ и качество жизни / креативная культура / традиционная культура / массовая культура / культурная динамика / современность / Cultural system / society / image and quality of life / creative culture / traditional culture / popular culture / cultural dynamics / modernity

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Флиер Андрей Яковлевич

Скрытая целеустановка культуры всякого конкретно-исторического общества – воспроизводствообраза и качества жизни. По мере развития человечества инструментарий указанного воспроизводстваменялся. В первобытную и аграрную эпохи этим инструментом являлся обычай, в индустриальную и по-стиндустриальную – идеология.Современное общество представляет собой целостную культурную систему, решающую определенныесоциально-регулятивные задачи. В основу такого рассмотрения положено его членение на социальные сег-менты носителей креативной, традиционной и массовой культуры, являющихся разными вариантами образаи качества жизни, соперничество между которыми определяется как источник культурной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF SOCIETY AS A SYSTEMIC PHENOMENON

Hidden culture target directive of any certain historical society is the reproduction of life mode and quality. With the development of a society the tools of the above mentioned reproduction was being changed. In primeval and agrarian times the main tool was a custom, and in industrial and post-industrial times – an ideology. Modern society is an integral cultural system that can settle certain social-regulative problems. The grounds of such approach lie in its division into social segments of creative, traditional and mass culture bearers which represent different variants of life mode and quality, rivalry between which is determined as a source of cultural dynamics.

Текст научной работы на тему «Культура общества как системный феномен»

УДК 008

А. Я. Флиер

доктор философских наук, профессор, Российский НИИ культурного и природного наследия им Д. С. Лихачева

E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМНЫЙ ФЕНОМЕН

Скрытая целеустановка культуры всякого конкретно-исторического общества - воспроизводство образа и качества жизни. По мере развития человечества инструментарий указанного воспроизводства менялся. В первобытную и аграрную эпохи этим инструментом являлся обычай, в индустриальную и постиндустриальную - идеология.

Современное общество представляет собой целостную культурную систему, решающую определенные социально-регулятивные задачи. В основу такого рассмотрения положено его членение на социальные сегменты носителей креативной, традиционной и массовой культуры, являющихся разными вариантами образа и качества жизни, соперничество между которыми определяется как источник культурной динамики.

Ключевые слова: культурная система, общество, образ и качество жизни, креативная культура, традиционная культура, массовая культура, культурная динамика, современность

Для цитирования: Флиер, А. Я. Культура общества как системный феномен /А. Я. Флиер //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 21-27.

Вопрос о том, что такое общество и как оно соотносится с населением, является дискуссионным. Я полагаю, что общество - это часть населения государства или иной территориальной единицы, которая:

- рефлексирует свои социальные интересы и предпочтения;

- открыто манифестирует эти интересы и предпочтения;

- в той или иной форме борется за их реализацию.

Разумеется, общество социально разнородно и столь же разнообразны его социальные интересы и предпочтения. На аграрном этапе исторического развития эта противоречивая ситуация решалась путем подавления господствующим сословием (землевладельцами, военной аристократией) интересов иных сословий. В индустриальную эпоху в условиях развития политической демократии развилась практика компромиссного согласования интересов и предпочтений разных социальных групп, которая в постиндустриальный период дополнилась еще и согласованием интересов общества и отдельной личности [7], т. е. социальная системность общества исторически повышала свою сложность.

Общество как культурная система, с одной стороны, отражает сложность социальной системы, с другой - обладает своими особенностями. Для их понимания нужно системно представить себе культурные функции общества в целостности, воплощающиеся в повседневной культуре населения в тех или иных типовых социальных практиках. В этой системе функционируют:

1) культура социального взаимодействия, включающая:

- нормативное социальное поведение людей, выражаемое в их толерантности, вежливости, этикете,

- этноспецифическое поведение людей - в обычаях, нравах, ментальностях;

2) культура социальной коммуникации, включающая:

- нормативную вербальную коммуникацию, реализуемую в языке и письменности,

- нормативную аудиовизуальную коммуникацию - в системе сигналов и символов,

- актуальный обмен социальным опытом -в межличностном общении, работе СМИ, различных формах межкультурной коммуникации,

- межпоколенную трансляцию социального опыта - в воспитании и образовании;

21

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. Я. Флиер

Культура общества как системный феномен

3) культура социального контроля и регуляции, включающая:

- регуляцию норм жизнедеятельности, осуществляемую в господствующем образе жизни, досуге, структуре социальной активности,

- регуляцию порядков социабельности - в обрядах, ритуалах, праздниках,

- регуляцию социального мировоззрения -в идеологии,

- регуляцию социального самоощущения членов общества - в особенностях их солидарности и идентичности;

4) культура социально значимого познания и рефлексии, включающая:

- рациональное познание и рефлексию, осуществляемые наукой и философией,

- образное познание и рефлексию - искусством и религией.

Конечно, главный вопрос заключается в том, что связывает эти многообразные культурные проявления общества в единую систему. Я полагаю, что основным связующим элементом, системообразующим по отношению ко всему социокультурному комплексу, является латентная целеустановка культуры всякого конкретноисторического общества, ее нацеленность на главный результат - воспроизводство образа и качества жизни [См., например: 4]1. Общество как культурная система - это совокупность людей, стихийно объединенных стремлением к воспроизводству образа и качества своей жизни (и повышению этого качества по возможности).

Что такое образ и качество жизни? Обычно, отвечая на этот вопрос, структурируют жизнедеятельность человека на разные сферы его социальной и личной активности - профессиональную деятельность, общественную активность, личную и семейную жизнь, досуг, отношения с другими людьми, домостроительство, типичный набор вещей личного обихода, одежду, личный имидж, развлечения, увлечения и пр. В образ жизни включают и элементы сознания человека, регулирующие его социальную прак-

1 Определение культуры как системы, воспроизводящей качество жизни, встречается в литературе, но найти его персонального автора мне не удалось.

тику, - мировоззрение, политические взгляды, религиозность, литературную и художественную эрудицию, вкусы, предпочтения и т. п. В целом под образом жизни понимают некоторые локальные особенности культуры социальной активности, складывающиеся у разных народов исторически, индивидуализирующие их культуры и регулирующие практическую жизнь людей более или менее типичными формами поведения и общего жизнеустроения. А качество жизни связывают в основном с материальным достатком, позволяющим человеку реализовывать свои предпочтения.

Я предлагаю еще один ракурс понимания образа и качества жизни. В течение своей жизни человеку приходится миллионы раз делать тот или иной выбор на основании дихотомий «можно/нельзя» и «правильно/неправильно». Это касается всех перечисленных выше жизненных ситуаций и множества иных. В таком случае образ жизни - это совокупность всех положительных выборов, осуществленных человеком, и его практических действий на основе этих решений. Большинство данных выборов напрямую зависит от того, к какой национальной, социальной, религиозной, политической и прочим культурам принадлежит этот человек, чем и определяются его предпочтения (от профиля деятельности и политических взглядов до кулинарных вкусов и выбора зубной пасты), т. е. сумма его предпочтений, положительных выборов и решений в основном культурно детерминирована, как и вся структура его образа жизни.

Качество жизни определяется масштабом возможностей выбора, стоящих перед человеком. Понятно, что материально более обеспеченный индивид может выбрать больше вещей и услуг, которые он в состоянии приобрести. Более интеллектуально развитый и образованный человек решает больше интеллектуальных проблем и т. п. Качество жизни определяется количеством выборов, которые человек может осуществить.

Как с помощью культуры происходит воспроизводство образа и качества жизни? Мне представляется, что единого универсального способа и механизма, осуществляющего эту функ-

22

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. Я. Флиер

Культура общества как системный феномен

цию, нет, и в ходе истории инструментарий воспроизводства образа и качества жизни менялся.

На ранних этапах истории (в первобытную и аграрную эпохи) таким инструментом был обычай. Именно системой обычаев определялись основные параметры образа жизни и ее доступного качества (для всех сословий аграрной эпохи). Обычай представляется ключевым элементом культуры древности и Средневековья; остальное уже тем или иным образом прилагалось к нему [6].

На более поздних этапах истории (в индустриальную и постиндустриальную эпохи) таким детерминирующим инструментом культуры стала идеология. Именно господствующая идеология, основанная на тех или иных соображениях рационального сознания [Там же], определяла (а социальная политика осуществляла) желательные параметры образа и качества жизни. В странах с тоталитарными режимами это делалось откровеннее, в либеральных - в более скрытой форме, но по существу роль идеологии как детерминанта культуры везде была очень значительной. Политическую идеологию можно считать ключевым элементом культуры обществ нового и новейшего времени.

Это означает, что образ и качество жизни постепенно эволюционировали от обусловленных хозяйственной мотивацией форм практической жизнедеятельности к формам реализации мировоззренческих установок, т. е. становились все более культурно обусловленными, что неизбежно сказывалось и на чертах общества как культурной системы.

Для общества характерно и такое свойство всякой системы, как взаимообусловленность всех ее составляющих. Конечно, взаимозависимость разных проявлений культуры различна, но оно всегда имеет место. Особенно сильна обусловленность конкретно-исторических характеристик культуры ключевыми элементами -в древности обычаем и позднее идеологией.

Чрезвычайно интересным представляется рассмотрение функционирования общества как культурной системы в свете членения культуры на три социально-функциональные подсистемы - креативную (элитарную), традицион-

ную и массовую культуры (субкультуры). Эти феномены были фундаментально изучены и описаны А. В. Костиной [1; 2], и поэтому я ограничусь характеристиками их только в интересующем меня сейчас аспекте. Среди множества выделяемых параметров эти субкультуры можно определить и по таким свойствам:

1) креативную культуру как феномен, создаваемый профессионалами в интересах наиболее образованной и социально развитой части общества, чем определяется его специфическое качество;

2) традиционную культуру как феномен, создаваемый непрофессионалами (народной массой), которая сама же и является его потребителем, чем определяются его характеристики;

3) массовую культуру как феномен, создаваемый профессионалами для развлечения городских низов и соответствующий их эстетическим запросам, чем определяются его особенности.

Эти три социальные субкультуры отражают три образа и качества жизни, сложившиеся в современных сообществах к настоящему времени. В первом случае - высокую техническую, информационную и интеллектуальную приобщенность к современности и ее проблемам; во втором - напротив, максимальную отчужденность от современности, компенсируемую погружением в традиционные культурные формы; и в третьем - смешанный вариант, характеризующийся модернизированностью технической и информационной сторон жизни и отчужденностью от интеллектуальных проблем современности. Современность и приобщенность к ней выступают здесь универсальным критерием черт образа и качества жизни, поскольку в наше время ее системообразующие параметры меняются по нескольку раз за жизнь одного поколения, и человек, отставший от этой динамики перемен, живет уже в иной системе ценностей и социальных предпочтений своего практического бытия.

В аграрную эпоху социальная палитра субкультур исчерпывалась только креативной и традиционной культурами, а черты массовой усматривались лишь в отдельных маргинальных проявлениях [См.: 3]. При этом различие между

23

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. Я. Флиер

Культура общества как системный феномен

первыми двумя феноменами имело содержательный характер и детерминировалось привязанностью креативной культуры к мифологии и религии, а традиционной - к народным обычаям. Вместе с тем нужно помнить, что на ранних этапах истории мифология и религия в основном определяли систему обычаев господствующих социальных групп, и лишь на позднем этапе своего развития религия превратилась в одну из политических идеологий (например, ислам), т. е. здесь нет противоречия с приведенным выше суждением о том, что прежде культура общества определялась преимущественно обычаем и лишь позднее идеологией.

Современное же общество как культурная система характеризуется сложным сочетанием образов и качеств жизни трех своих социальных сегментов, ориентированных на три социокультурных стратегии - креативную, традиционную и массовую - и реализующих по возможности их порядки жизнеустроения [5].

Жизненная стратегия, ориентированная на креативную культуру, характеризуется хорошим техническим и информационным обеспечением, фундаментальным знанием классического культурного наследия, но более всего -масштабной интеллектуальной включенностью носителей этой культуры в решение актуальных проблем общественного развития (независимо от реальных возможностей влияния на практику этого развития). Приверженцы этой культуры, как правило, озабочены будущим человечества и в той или иной мере работают на интересы этого будущего. Образ и качество жизни этого социального сегмента общества характеризуются умеренной традиционностью, средней материальной обеспеченностью, высокой терпимостью к экстравагантным экспериментам современного культурного авангарда и заботой о сбережении классического культурного наследия. Эта часть общества составляет основную массу читателей книг, посетителей музеев и выставок, театров и концертов классической музыки.

Жизненная стратегия, ориентированная на традиционную культуру, характеризуется, как правило, низким техническим и информацион-

ным обеспечением и абсолютным отчуждением от проблем современного общественного развития. Носителей этой культуры обычно отличает высокая религиозность, склонность к националистическим взглядам и нетерпимость к любым культурным проявлениям, не предусмотренным традицией. Для них характерна ориентация на прошлое как на «правильное» состояние социальной реальности. Современность и ее культурные черты ими, как правило, не воспринимается. Их литературные и художественные предпочтения идеологически предельно ангажированы. Образ и качество жизни носителей этой культуры в основном сосредоточены на самоизоляции от современных проблем и пребывании в виртуальном мире исторических и религиозных традиций.

Жизненная стратегия, ориентированная на массовую культуру, отличается наиболее интенсивной технической и информационной обеспеченностью, используемой главным образом для развлечения. Участие носителей этой культуры в интеллектуальном решении проблем современности минимально. Современная культура воспринимается настолько, насколько она соответствует актуальной моде. Отношение к прошлому и будущему индифферентно; актуально только настоящее. В рамках этой культуры очень характерен эскапизм - уход в виртуальный мир мечтаний и игр с помощью современной электроники [См.: 8]. Образ и качество жизни носителей этой культуры сосредоточены на безостановочном потреблении технически доступных благ. Художественные и литературные вкусы не развиты и определяются модой, которая является основным регулятивным механизмом этой культуры.

Разумеется, приведенные характеристики предельно обобщены и огрублены. Нарисованная картина описывает наиболее выраженные примеры принадлежности к специфичным социальным группам: в первом случае - к сообществу ученых, во втором - к сообществу религиозных активистов, в третьем - к молодежному сообществу участников интернет-игр. В реалиях социальной жизни чаще встречаются феномены, не столь определенные в своих

24

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. Я. Флиер

Культура общества как системный феномен

культурных установках и социальных предпочтениях, у которых все тоньше и противоречивей. Тем не менее ориентация разных социальных групп на те или иные идеалы и эталоны в существенной мере обуславливает параметры их образа и качества жизни, т. е. их повседневную культуру.

Апологеты этих трех культурных стратегий встречаются не только среди представителей соответствующих сословий. Сегодня уже можно говорить о трех культурных идеологиях, сторонники которых разделяются не столько своими социальными интересами, сколько политическими взглядами.

В целом культурная система современного общества состоит из описанных основных и множества менее значимых сегментов, находящихся между собой в очень прихотливом соотношении. Их научное структурирование как системного явления, на мой взгляд, может основываться на свойственном каждой культурной стратегии отношении к будущему, прошлому и настоящему, что, в конечном счете, определяется идеологией, которая доминирует в том или ином социальном слое, и тем, представители какого слоя в каждый данный момент находятся у власти.

Культурная система может быть представлена как площадка борьбы трех тенденций: а) построения будущего, представляемого в идеальных проектах (социальный и научнотехнический прогресс); б) возврата к столь же идеализированному прошлому (к традициям, корням, истокам); в) расширения объема и разнообразия актуального потребления социальных благ в настоящем (консюмеризм). Эта борьба в тех или иных проявлениях имеет место на всех уровнях: в соперничестве политических идеологий и партий, в изгибах государственной культурной политики, в противостоянии общественных движений, в дискуссиях ученых и т. п., чем в существенной мере определяется культурная динамика жизни того или иного общества.

Динамика культурной системы - это ее развитие во времени. Основным двигателем такого развития является конфликт и борьба за социальное доминирование между тремя рас-

смотренными тенденциями устроения и функционирования образа и качества жизни, ориентированных на идеализацию будущего, прошлого и настоящего и воспроизводство соответствующих порядков жизнедеятельности.

В прежние эпохи культурная динамика сводилась к соперничеству двух тенденций -прогрессивного развития культуры и ее охра-нительства (воспроизводства традиции), которые с большей или меньшей назойливостью навязывали обществу определенную стратегию образа и качества жизни. С XIX в. с появлением массовой культуры (в современном смысле) получила социальную значимость и третья тенденция - пластичной адаптации культуры к интересам и вкусам потребителя без навязывания ему каких-либо жизненных стратегий. Доминирование какой-либо из этих тенденций в существенной мере связано с культурной ориентацией политической элиты и регулируется обществом в тех пределах, в которых оно может влиять на власть.

В процессах культурной динамики существенную роль играет и изменение социальной структуры населения в целом и общества в частности. Еще 300 лет назад даже в наиболее развитых странах представители традиционной культуры - крестьянства - составляли подавляющее большинство населения. Однако социальная роль господствующего сословия и его креативной (элитарной) культуры были настолько значимы, что практически все, что мы знаем о культуре исторического прошлого, -это знание о культуре господствующих слоев, которая и составляет классическое культурное наследие большинства народов. Информация о культуре социальных низов до нас практически не дошла; наши представления о ней основываются только на реконструкциях этнографов.

Сегодня в развитых странах демографическое большинство населения составляют средне- и низкообразованные горожане - представители массовой культуры. Она постепенно становится универсальной культурой всех слоев городского населения, определяя образ и качество жизни. Роль креативной культуры высокообразованных слоев и ее социальное

25

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. Я. Флиер

Культура общества как системный феномен

влияние в последние десятилетия существенно понизились. Если эта тенденция культурной динамики сохранится и разовьется в обозримом будущем, то креативная культура как в своих современных проявлениях, так и в функции классического культурного наследия превратится в маргинальное явление, знание которого будет иметь сугубо академическую значимость, мало актуальное в образе и качестве жизни, практически преобладающей в социальном бытии.

Современность характеризуется чрезвычайным усложнением всех процессов культурной динамики, что связано с растущим дроблением общества как культурной системы на более мелкие сегменты со своими специфическими интересами и предпочтениями. Основным социальным противоречием постиндустриальной эпохи постепенно становится конфликт личности и общества, развитие которого будет определять и события дальнейшей культурной динамики. Но не следует забывать, что как общество состоит из разных социальных групп с разными приоритетами образа и качества жизни, так и личности принадлежат к разным социальным группам, и их индивидуальные приоритеты еще более разнообразны. Современная культура, в которой преобладают апологеты массовой культуры с ее принципами максимальной толерантности и адаптивности, отличается высокой пластично-

стью, стремясь сочетать культурные интересы всех актуальных потребителей.

Но такая пластичность пока что осуществляется на уровне символического производства, в первую очередь в сфере искусства. А что будет, когда потребуется осуществление такой же дифференциации в порядках организации образа и качества жизни? Эта проблема становится все более актуальной и уже проявляется в конкретных сюжетах (например, в запретах для верующих пользоваться некоторыми электронными приборами и услугами).

В отличие от индустриальной эпохи, когда будущее просматривалось достаточно четко и связывалось с ускорением научно-технического прогресса, возможности которого представлялись неограниченными, в постиндустриализме представления о будущем утратили прежнюю определенность из-за понимания того, что не все решается научно-техническим прогрессом. Есть еще и культура с ее исторически сложившейся системой образов и качества жизни. И как она будет реагировать на безудержный научно-технический прогресс, предположить очень трудно.

Общество как культурная система представляет собой очень сложную агрегацию, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. О большей части этих связей мы еще только догадываемся..._________________________

1. Костина, А. В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе / А. В. Костина. - Москва: УРСС, 2009. - 352 с.

2. Костина, А. В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики / А. В. Костина. - Москва: УРСС, 2009.

3. Костина, А. В. Три типа культуры - три функциональные системы жизнедеятельности / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 2 (18). -

С. 23-36.

4. Орлова, Э. А. Понятие «образ жизни» в контексте изучения социокультурной микродинамики /

Э. А. Орлова // Обсерватория культуры. - 2011. - № 2. - 28-36.

5. Флиер, А. Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] / А. Я. Флиер // Знание. Понимание. Умение: информ. гуманитар. портал. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu. - Дата обращения: 12.03.2014.

6. Флиер, А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры // Избранные работы по теории культуры / А. Я. Флиер. - Москва: Согласие-Артем, 2014. - С 61-90.

7. Флиер, А. Я. Теория культуры как философия истории [Электронный ресурс] / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/teoriya-kulitury-kak-filosofiya-istorii. - Дата обращения: 15.12.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. Я. Флиер

Культура общества как системный феномен

8. Шапинская, Е. Н. Виртуальная реальность как пространство эскапизма: безграничные возможности и новые опасности [Электронный ресурс] / Е. Н. Шапинская // Культура культуры. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/escapism-in-cyberspace-boundless-opportunities-and-new-dangers. - Дата обращения: 12.03.2014.

Получено 24.12.2014

A. Flier

Doctor of Philosophical Sciences, Professor,

D. Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage

E-mail: [email protected]

CULTURE OF SOCIETY AS A SYSTEMIC PHENOMENON

Abstract. Hidden culture target directive of any certain historical society is the reproduction of life mode and quality. With the development of a society the tools of the above mentioned reproduction was being changed. In primeval and agrarian times the main tool was a custom, and in industrial and post-industrial times - an ideology.

Modern society is an integral cultural system that can settle certain social-regulative problems. The grounds of such approach lie in its division into social segments of creative, traditional and mass culture bearers which represent different variants of life mode and quality, rivalry between which is determined as a source of cultural dynamics.

Keywords: Cultural system, society, image and quality of life, creative culture, traditional culture, popular culture, cultural dynamics, modernity

For citing: Flier A. 2015. Culture of society as a systemic phenomenon. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 21-27.

References

1. Kostina A. 2009. Natsional'naya kul'tura - etnicheskaya kul'tura - massovaya kul'tura: “Balans interesov” v so-vremennom obshchestve. [National culture - ethnic culture - popular culture: “The balance of interests” in modern society]. Moscow: URSS. 352 p. (In Russ.).

2. Kostina A. 2009. Sootnoshenie traditsionnosti i tvorchestva kak osnova sotsiokul'turnoy dinamiki [Correlation of tradition and creativity as the basis of social and cultural dynamics]. Moscow: URSS. 144 p. (In Russ.).

3. Kostina A., Flier A. 2009. Tri tipa kul'tury - tri funktsional'nye sistemy zhiznedeyatel'nosti [Three types of culture - three life activities functional strategies]. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 2 (18): 23-36. (In Russ.).

4. Orlova E. 2011. Concept of “lifestyle” in the context of the study of social and cultural microdynamics. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture]. № 2: 28-36. (In Russ.).

5. Flier A. 2013. Cultural environment and its social features [Electronic resource]. Knowledge. Understanding. Skill: information portal for the humanities. № 2. Available from: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu (accessed 03.12.2014). (In Russ.).

6. Flier A. 2014. Essays on the theory of historical cultural dynamics. Izbrannye raboty po teorii kul'tury [Selected works on the theory of culture]. Moscow: Akkord-Artem. P. 61-90. (In Russ.).

7. Flier A. 2014. Theory of culture as the history of philosophy [Electronic resource]. Kul'tura kul'tury [Culture of culture]. № 1. Available from: http://cult-cult.m/teoriya-kuhtury-kak-filosofiya-istorii (accessed 15.12. 2014). (In Russ.).

8. Shapinskaia E. 2014. Virtual reality as a space of escapism: the limitless opportunities and new dangers [Electronic resource]. Kul'tura kul'tury [Culture of Culture]. № 4. Available from: http://cult-cult.ru/escapism-in-cyberspace-boundless-opportunities-and-new-dangers (accessed: 03.12.2014). (In Russ.).

Received 24.12.2014

27

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.