Научная статья на тему 'Культура общения как часть профессиональной культуры'

Культура общения как часть профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3350
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / THE ABILITY TO COMMUNICATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тропина Вера Геннадьевна

В статье рассматривается проблема культуры общения, в широком ее понимании; это обусловлено необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION CULTURE AS A PART OF PROFESSIONAL CULTURE

The article reveals the problem of communication culture in a general sense. The reason for that is the necessity of young specialists training improvement as understanding and following the human values in personal communication contributes both to students’ personal enhancement and professional development.

Текст научной работы на тему «Культура общения как часть профессиональной культуры»

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Вера Геннадьевна Тропина

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, тел. (383)361-09-51, e-mail: kaf.rusyaz@ssga.ru

В статье рассматривается проблема культуры общения, в широком ее понимании; это обусловлено необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала.

Ключевые слова: культура общения, профессиональная культура, искусство общения.

COMMUNICATION CULTURE AS A PART OF PROFESSIONAL CULTURE

Vera G. Tropina

Siberian State Academy of Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer of Foreign Languages and Intercultural Communications Department, tel. (383)343-29-33, e-mail: e-mail: kaf.rusyaz@ssga.ru

The article reveals the problem of communication culture in a general sense. The reason for that is the necessity of young specialists training improvement as understanding and following the human values in personal communication contributes both to students’ personal enhancement and professional development.

Key words: communication culture, professional culture, the ability to communicate.

В современной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время беседы

- один из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха. Успехи человека в его делах, даже в технической сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.

Культура общения - это важная составная часть общей культуры личности. Д. С. Лихачев, обозначая феномен «культура общения», подчеркивает нравственное и духовное ее содержание, включая: «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную

основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации».

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

- владение терминологией данной специальности;

- умение строить выступление на профессиональную тему;

- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической,

коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении [3].

Для этого необходимы следующие качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

- владение стилем профессиональной речи;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Культура общения - это свод правил, которых должна придерживается каждая личность. Соблюдение этих правил показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в обществе, невозможно сотрудничать и налаживать деловые контакты.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет

заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Дрофа, 1994.

2. Васильева Д.Н. Основы культуры речи. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1990.

3. Власова Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - М.: Рипол КЛАССИК, 2000.

4. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - М.: Просвещение, 1988.

5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М.: Издательство НОРМА, 1997.

6. Культура русской речи. Учебн. пособ. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.- М.: Издательство НОРМА, 2000.

7. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991. Ч. 1.

8. Яковлева А. А. Лингвострановедческий аспект в обучении русскому языку как иностранному // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 21-25.

© В. Г. Тропина, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.