Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ'

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культура общения / психологическая культура / психологическое здоровье / старшие подростки / Communication culture / psychological culture / psychological health / older adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мокаева М.А.

Анализируются теоретический и практический грани культуры общения, психологической культуры, и психологического здоровья подростков. Обосновывается влияние культуры общения, психологической культуры на психологическое здоровье и здоровье в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мокаева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION CULTURE AND PSYCHOLOGICAL HEALTH OF ADOLESCENTS

The theoretical and practical facets of the culture of communication, psychological culture, and psychological health of adolescents are analyzed. The influence of the culture of communication, psychological culture on psychological health and health in general is substantiated.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ»

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

МокаеваМ.А.(Нальчик, КБГУ) mmargan@yandex.ru

Аннотация. Анализируются теоретический и практический грани культуры общения, психологической культуры, и психологического здоровья подростков. Обосновывается влияние культуры общения, психологической культуры на психологическое здоровье и здоровье в целом.

Ключевые слова. Культура общения, психологическая культура, психологическое здоровье, старшие подростки

COMMUNICATION CULTURE AND PSYCHOLOGICAL HEALTH OF ADOLESCENTS Mokaeva M.A. (Nalchik, KBSU) mmargan@yandex.ru

Annotation. The theoretical and practical facets of the culture of communication, psychological culture, and psychological health of adolescents are analyzed. The influence of the culture of communication, psychological culture on psychological health and health in general is substantiated.

Keywords. Communication culture, psychological culture, psychological health, older adolescents

Здоровье человека относится к числу наиболее сложных проблем, актуальность которой растет вместе с технологическим прогрессом. Сегодня, в условиях цифровой цивилизации, значимость этой проблемы возрастает, а потому становится важным всестороннее исследование всех составляющих детерминирующих здоровье человека.

По данным специалистов ВОЗ, здоровье человека зависит от множества факторов (образ жизни, наследственность, состояние окружающей среды, работа национальной системы здравоохранения и др).

Не нивелируя значимость ни одного из перечисленных факторов полагаем, что психологической культурой которая, в свою очередь, обусловливается культурой общения, определяется, в значительной степени, психологическое здоровье человека, что влияет на здоровье человека в целом.

Характеризуя культуру общения разные авторы выделяют различные его аспекты. Первый аспект -культурно исторический в рамках которого рассматривается организация взаимодействия между людьми в обществе. Второй аспект -социологический, предполагающий раскрытие специфики межличностного общения людей, принадлежащих к той или иной социальной группе. Третий аспект -психологический, Исследуя этот аспект проблемы культуры общения, акцент делается на ее персонифицированной форме психологическим качествам человека.

Нашему рассмотрению подлежит именно психологический аспект, так как культура общения является частью психологической культуры и культуры человека в целом, определяя ее успешность или неуспешность, обуславливая, в том числе и психологическое здоровье.

Психологическому аспекту посвятили свои исследования И. С. Кон, A .А. Леонтьев, А..Л. Свенцицкий, В.Н. Куницына и др., рассматривая проблемы культуры общения в различных социальных сообществах. Анализ научной литературы

показывает, что особенно актуальным является направление формирования культуры общения на подростковом возрастном диапазоне, так как на этом этапе общение является

ведущим видом деятельности., а потому выборочная совокупность в рамках данного исследования составлена из числа старших подростков (школьники 10-11 классов).

Определяя психологическую культуру Я. Л. Коломинский обращает особое внимание на такие ее компоненты, как совокупность достижений человечества в области самопознания, саморегуляции и межличностного взаимодействия. То есть, психологическая культура содержит в себе соответствующие навыки в сфере общения, обуславливая алгоритмы саморегуляции и межличностных взаимодействий, наработанных человечеством к настоящему периоду своего существования.

Психологическая культура, стержневой составляющей чего является культура общения, включает в себя существование человека во внутренней и в межличностной сферах. Критерием внутренней сферы является сохранение психологического здоровья, а в межличностной - поддержание здоровья другого человека. А раз это так, то есть смысл в изучении соотношения культуры общения, как ключевой составляющей психологической культуры и психологического здоровья человека, чему и посвящено данное исследование.

Теоретическому осмыслению проблемы культуры общения человека содействовали работы по общим вопросам теории культуры исследователей А.И. Арнольдова и Ю.Р. Вишневского.

Общение как динамичный, многомерный, многофункциональный процесс комплексно исследуется представителями многих наук. Наибольшую разработку процесс общения нашел в трудах таких специалистов в области социальной психологии как А.А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В.Н. Куницынв и др.

Огромно значение трудов А.Г. Здравомыслова, Т.А Алексеевой АС Панарина в понимании проблемы культуры общения личности в условиях современного общества. Разработке проблем культуры педагогического общения посвящены труды В. А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.С. Грехнева и др. Раскрывая понимание культуры общения О.Н. Франковская считает, что это осознанные отношения между педагогом и учащимися направленные на сближение их сущностных качеств содержанием которых является культура речи, культура внешнего вида, культура поведения и психология взаимоотношений.

Определяя «психологическое здоровье человека», прежде всего, обратим внимание на то, что оно состоит из двух категориальных словосочетаний: психологии здоровья и психологии человека. И именно на пересечении отмеченных областей знания возникают психологические модели, рассматривающие проблему здоровья с человековедческой позиции.

Отметим те общие контуры теории психологического здоровья, которые обозначились из многообразия концепций, мнений, течений, направлений:

а). Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного.

б). Проблема психологического здоровья — это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека.

в). Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности.

г) Определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.

Психологическое здоровье как феномен культуры всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей и т.д. Психологическое здоровье - результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия.

Для выявления соотношения психологического здоровья с культурой общения проведено эмпирическое исследование среди респондентов возрастного диапазона от 16

до 18 лет (школьников старших классов в Кабардино-Балкарской республике), общим числом в 54 человека.

Помимо получения информации от классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога образовательных организаций о проявлении культуры общения школьниками и данных собственного наблюдения была проведена работа по выявлению уровней психологической культуры, культуры общения и психологического здоровья. С этой целью использованы методика «Психологическая культура личности», разработанная О.И.Мотковым, опросник «Культура общения», созданный Т.М. Хрусталевой и тест психологического здоровья (ТПЗ), подготовленный в лаборатории azps.ru.

Реализация методики О.И. Моткова, опросника Т.М. Хрусталевой и теста психологического здоровья (ТПЗ) среди респондентов выявила следующую картину (таблица 1)

Таблица 1

Показатели психологического здоровья, психологической культуры и культуры

общения респондентов

Интервалы [35-46] [16-34] [-14-15] [-33- 15] [-46,-34] [0-6] [7-46]

баллов ПЗ уход от тестирова ния уход от тестирова ния

10,7 13,3 29,2 22,6 21,4 1,3 1.5

Уровни ПК и КО Высокий Средний Низкий

Число 20, 8 28,2 51

респонден

тов в %

(ПК)

Число 24 25 51

респонден

тов в %

(КО)

Данные, полученные с помощью теста О.И. Моткова занесены в таблицу 1, из которой следует, что лишь чуть более пятой части опрошенных имеют высокий уровень психологической культуры. То есть ими четко осознаются и понимаются свои желания, свой характер. Они умеют внимательно слушать другого, не теряя нити его размышлений, гибко управляя своим настроением, желаниями и действиями. Отличительным их свойством является нахождение психологических причин своего настроения, своих ошибок, сохраняя спокойную речь и ясную голову в конфликтных ситуациях. Им свойственно ясно и уверенно высказывать свои мысли, быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения и т.д.

Несколько больше четвертой части опрошенных показали средний уровень психологической культуры, у которых все перечисленные выше свойства выражены слабее. Низкий уровень психологической культуры отмечен у половины опрашиваемых.

Обработка же результатов по тесту «психологическое здоровье» показывает (таблица 1), что полное психологическое здоровье характеризует лишь 10,7% респондентов. 13,3% психологически здоровы, но имеют ряд проблем, которые надо решить. 29,2% опрашиваемых психологически нездоровы, умеренно дезадаптивны, необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких. Психологически нездоровы с сильной дезадаптацией, которым необходима помощь специалиста, 22.6% испытуемых. У 21,4% всей выборки выражены психологическое нездоровье, очень сильная дезадаптация, необходима помощь

специалиста и полный пересмотр образа жизни. Уход от тестирования, под различным основаниям, продемонстрировано 2,8% участников опроса.

Обработка данных по опроснику Хрусталевой, направленной на выявление уровня культуры общения показывает, что чуть меньше четвертой частью обучающихся проявлен высокий уровень культуры общения. Они обладают знаниями психологических особенностей человека психологических барьеров общения и путей их устранения, этикета основ культуры поведения основ культуры речи, основ культуры внешнего вида, основ коммуникации, а также умениями организовывать коммуникативную деятельность, регулировать процессы общения слушать и понимать, вступать в контакт, выражать свои мысли воздействовать на других и учиться у них самому адекватно откликаться на психологическое состояние другого человека и его поведение, выбирать соответствующую форму общения, анализировать себя и других и давать себе оценку самоопределяться в различных ситуациях и т д.

Средний уровень культуры общения показало примерно такое же число респондентов. У них, отмеченные характеристики выражены несколько слабее. Низкий уровень культуры общения у половины опрашиваемых, а, следовательно, все перечисленные качества у них имеют низкий уровень, то есть это говорит об отсутствии культуры общения.

Сравнительно-сопоставительная характеристика по показателям психологической культуры, культуры общения и психологического здоровья указывает на то, что респонденты с высоким уровнем психологической культуры и культуры общения обладают высоким уровнем психологического здоровья, и они же здоровы в принципе. Опрашиваемые же со средним уровнем психологической культуры и культуры общения психологически здоровы, а наличествующие у них небольшие проблемы требуют своего решения. Участники опроса с низким уровнем психологической культуры, культуры общения подтвердили свое психологическое нездоровье, сильную дезадаптацию, каковым необходима не только помощь специалиста, а значительной части не обойтись без полного пересмотра образа жизни.

Таким образом, определено соотношение между культурой общения и психологическим здоровьем подростков, то есть, чем выше уровень культуры общения, тем выше уровень психологического здоровья, которым и определяется здоровье человека в целом и наоборот.

Литература

1. Бодалев A.A. Познание человека человеком. СПб.: Речь, 2011.

2. Васильева О.С. Психология здоровья человека / О.С. Васильева, Ф.П. Филатов. М., 2001.

3. Гришанова Л.И. К вопросу о диагностике психического здоровья личности / Л.И. Гришанова, В.Е. Левченко // Прикладная психология. 2002. №2.

4. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и психологическая культура личности: теоретико-методологический аспект II Личность: психологические проблемы субъектности. Барнаул, 2005.

5. Климов Е.А. Психология: учебник для школы. М.: Культура испорт : ЮНИТИ, 1997.

6. Коломинский Я. Л. Психологическая культура как фактор психологического здоровья личности // Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика: матер. Междунар.науч.-практ. конф. Минск: БГУ, 2016. С. 207-211.

7. Леонтьев А.А.Психология общения М.: Смысл, 2004.

8. Ломов Б.Ф.Вопросы общей педагогической и инженерной психологии М.: Педагогика, 1999.

9. Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности:автореф. дис. ... канд. психол. наук.

10. Мокаева М.А. Психологическая культура для всех. Нальчик, 2015.

11. Окулич Н.Л. Психологическое здоровье: проблема диагностики // Психология и школа. 2005. Вып. 32.

12. Руководство практического психолога - психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровина. М., 1995.

13. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2003.

14. Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. 2001. №4 (15). Тест психологического здоровья [Электронный ресурс] // Психология (azps.ru). 14.09.2011. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/neblago/psychological_health.html.

15. Франковская О.И. Формирование культуры общения старшеклассников:автореф. дис. ... канд. пед.наук. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.