Научная статья на тему 'Культура музыкального менеджмента в Азербайджане: традиции и новаторство'

Культура музыкального менеджмента в Азербайджане: традиции и новаторство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / MODERN CULTURE / МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / MUSICAL MANAGEMENT / ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО / TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ибрагимова Сона-ханум Гуламрза Гызы

В статье рассматривается проблема взаимодействия традиций и новаторства в создании современной системы музыкального менеджмента в Азербайджане. Вся история развития музыкальной культуры и искусства Азербайджана констатирует о преемственности традиций их управлением, пропагандой, а также социальной и материальной поддержки. Сохраняя, в целом, свою жизнеспособность, эти традиции служат опорой для современного развития всей целостной системы арт-менеджмента в Азербайджане. Данная система ориентируется на установление рациональной интеграции современного международного опыта и традиционного национального содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture of musical management in Azerbaijan: traditions and innovations

The article focuses on the problem of interaction between traditions and innovations in creation of modern musical management system in Azerbaijan. The whole history of musical art and culture development in Azerbaijan proves traditional continuity of their management, promotion, social and financial support. With their viability kept intact, the traditions, themselves, act as the basis for modern development of entire art management system. The given system is oriented on establishment of rational integration of modern international experience and traditional national content.

Текст научной работы на тему «Культура музыкального менеджмента в Азербайджане: традиции и новаторство»

МЕНЕДЖМЕНТ И ПРАВО В ИСКУССТВЕ

УДК 78: 351. 854. С. Г. Ибрагимова

КУЛЬТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

В современном мире музыкальная культура, искусство и образование, выполняя важную функциональную роль, существуют в условиях глубоких социальных противоречий, среди которых важнейшим является противоречие между их потенциальной ролью в жизни общества, в научно-техническом прогрессе и реально проявляемым отношением к ней со стороны государств.

Разрешение этого противоречия требует создания и внедрения принципиально новых технологий управления и организации музыкальной культурой и искусством, предполагающих их эффективную и качественную пропаганду, просвещение и поддержку. Другими словами, «в современном прагматичном мире музыкальное искусство должно доказывать свое право на существование, отвоевывать место под солнцем. И правда заключается в том, что никто, кроме самих носителей музыкальной культуры — музыкантов, педагогов не будет это делать. Только сами музыканты могут восстановить в общественном сознании социальные представления об общечеловеческой ценности музыкального искусства и музыкального образования» [1, с. 74].

Воспитательные и художественно-просветительские функции музыкальной культуры и искусства в обществе могут быть реализованы только при наличии достаточного количества хорошо подготовленных кадров специалистов, музыкантов-профессионалов: исполнителей, педагогов, музыковедов, композиторов и конечно же музыкальных менеджеров. «Управление, организаторская деятельность — это особое искусство и особая наука. Без преувеличения можно сказать, что успех любого творческого коллектива или образовательного учреждения зависит не только от исполнительского или педагогического мастерства его членов, но и в большой степени от энергии и предприимчивости его администраторов, руководителей» [1, с. 75].

Уровень специальной подготовки кадров музыкальных менеджеров — напрямую связан с содержанием и организацией учебного процесса в музыкальных учебных заведениях: училищах, колледжах, вузах, которые обучают будущих управленцев и организаторов, способных эффективно развивать и пропагандировать достижения музыкального искусства по законам бизнеса, с учетом экономических условий и конкурентной борьбы.

Роль музыкального менеджмента в условиях современного общества приобретает особое значение, так как он выступает как средство социальной устойчивости и защиты существования музыкального искусства, его адаптации в условиях рыночной экономики, как средство реализации, утверждения его ценностей и достижений. Тем самым, определяется место, роль и уровень культуры музыкального менеджмента в современном социуме, так как от него зависит, в конечном счете, эффективность развития всех областей музыкального искусства в целом. Сегодня, арт-менеджмент представляет собой исторически сложившееся явление, широко развитую в научно-теоретическом и практическом аспектах, область профессиональной человеческой деятельности.

Демократические и экономические преобразования в современном Азербайджане, также обусловливи необходимость развития музыкального менеджмента, как — процесса управления, организации и пропаганды достижений в области национальной музыкальной культуры и искусства. В настоящее время, проблема арт-менеджмента в целом, и музыкального, в частности, изучается на страницах отечественной периодической печати, в различного рода научных изданиях, публикациях, монографиях. В данной области ведутся активные творческие поиски для создания новых направлений и технологий, для построения современной системы функционирования музыкального менеджмента в Азербайджане. Вместе с тем совершенно очевидно, что данная система в Азербайджане может и должна опираться на исторически сложившиеся традиции, которые свидетельствуют о достаточно раннем существовании различных форм развития, управления, организации и пропаганды национального музыкального искусства.

Сегодня, с ростом национального самосознания азербайджанского народа заметно возрос интерес к собственной истории, к достижениям и ценностям национальной культуры. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, так как многие идеи, программы, проекты в области музыкальной культуры и искусства, которые активно пропагандируются и реализуются в современном социуме Азербайджана, являются ярким примером обновления исторически сложившихся традиций меценатства и просветительства. Уже в средние века, начиная с эпохи мусульманского ренессанса IX-XIII вв. они осуществлялись при непосредственной поддержке верховной власти и управлении крупнейшими музыкантами, поэтами, учеными Востока и продолжались вплоть до начала ХХ в. Не вызывает сомнений жизнеспособность этих исторически сложившихся традиций, их неисчерпаемый потенциал. Причем, сказанное охватывает не только область музыкальной культуры, но и различные виды искусства и науки.

Параллельно с фольклором, музыка средневековья формировалась как светское искусство, она постоянно звучала на дворцовых пиршествах, представлениях, празднествах и в эстетическом сознании общества наравне с поэзией занимала самое высокое место.

Профессия музыканта была весьма почитаемой, славой были окружены имена талантливых музыкантов, халифы осыпали их своей милостью и щедростью. Известный исследователь истории арабской музыки Г. Фармер отмечал, что участь восточных музыкантов «...была более счастливой, чем судьба Гайдна и Моцарта при европейских дворах десятью веками позже» [2, с. 101].

Важно отметить, что выбор профессии музыканта не зависел от сословного происхождения, среди ее ярких представителей были не только музыканты, для которых она была единственным средством жизненного существования, но и знатные вельможи, представители правящих династий — принцы, халифы. Р. Грубер отмечает «До нас дошли имена 46 певцов со времен Мохаммеда и первых четырех халифов» [3, с. 158]. Среди них имена Мабада, ибн-Сурайя, Ирагима аль-Маусиля, Джамиле, Зальзаля, Зирьяба и многих других.

В средневековой общественной иерархии музыканты занимали весьма почетное место, они объединялись в общества и создавали свои авторские школы профессионального обучения и воспитания, передавая в устной форме секреты мастерства из одного поколения в другое. Активно развивались все области музыкального искусства — исполнительство, композиторское творчество, музыкально-теоретическая наука и практика, инструментарий и педагогика. Корпорациям известных профессиональных музыкантов были характерны высокий уровень мастерства, своеобразие и преемственность стилистических направлений, в них строго соблюдались специальные правила обучения и воспитания. Стилистическое многообразие обусловливало соперничество в мастерстве, борьбу за творческую свободу. Например, арабское направление — аль-Маусили весьма отличалось от персидского направления, придерживающегося романтических традиций. Г. Фармер в своем труде приводит высказывание музыканта Мабада, сравнивающегося стили: «Ибн-Сурай культивировал стиль легкий, я — грациозный. Он движется по направлению к Востоку, а я — по направлению к Западу» [2, с. 81].

Таким образом, музыкальное искусство в средние века рассматривалось как высокая эстетическая ценность, как средство не только развлечения, но и духовно-нравственного совершенствования личности, его развитие широко пропагандировалось и целенаправленно управлялось, осуществляя социальную и материальную поддержку талантливых представителей музыкальной профессии.

Эти исторически сложившиеся традиции были продолжены и в последующие эпохи, знаменующие о новых этапах в развитии национальной музыкальной культуры, обусловленные историческим, социально-экономическим и политическим развитием Азербайджана.

Начиная с Х!Х в. активную роль в развитии музыкального просветительства играло меценатство: покровители искусств организовывали музыкально-литературные меджлисы, действующие во всех крупных городах Азербайджана. В Шуше существовал меджлис, руководимый поэтессой Ашыг-Пери; «Меджлиси-Унс», руководимый поэтессой Хуршуд Бану Натаван, в Кубе А. К. Бакихановым было создано общество «Гюлистан-Ирем»; в Гяндже, а позже в Тифлисе функционировало общество «Дивани-Хикмет», созданное С. Ш. Вазехом. Общество «Бейтус-Сафа», руководимое Сеид Азимом Ширвани действовало в Шемахе, в Баку — «Меджмеуш шуар».

Меджлисы представляли собой традиционную творчески-синкретическую форму общения поэтов и музыкантов, форму демонстрации высочайшего музыкально-исполнительского профессионализма. Они сыграли важнейшую роль в развитии классического искусства устной традиции — мугама, в совершенствовании

музыкальной теории и практики, в профессиональном обучении и воспитании исполнителей. На меджлисах не только выступали лучшие певцы и инструменталисты, но и обсуждались правила и традиции исполнения мугамов, вопросы философии, литературы, поэзии, живописи.

Высокое развитие исполнительства обусловило и широкое распространение авторских школ обучения. Наиболее прославленные были в Шуше, где обучали пению мугамов, игре на таре и кеманче. Среди них выделялась школа Харрата Кулу (1823-1883), воспитанниками которой были выдающиеся ханенде Гаджи Гуси, Мешади Иси, Джаббар Карягды, Кечачи оглы Мамед, тарист — Садых Асад оглы (Садыхджан).

Азербайджанские певцы-ханенде и инструменталисты, были популярны по всему Закавказью, они выступали не только в меджлисах, народных праздниках, но и на благотворительных вечерах, студенческих концертах, в антрактах драматических спектаклей. Эти выступления постепенно стали представлять собой самостоятельную форму под названием «Восточные концерты», которые приобретают успех и особую популярность не только в Азербайджане, но и по всему Закавказью, в странах Ближнего и Среднего Востока. Их участниками были знаменитые певцы-ханенде Саттар, Алекпер Джафар, Юсиф Шахсе-нем оглы, Гасанджан, Гарачи Асад, Мирза Гусейн, Мирза Исмаил и другие. Особую славу приобрело искусство тариста Алескера.

В дальнейшем, благодаря широкой просветительской деятельности «Восточных концертов» распространяется слава выдающихся мастеров исполнителей мугама: Джаббара Карягды, Абдулбаги Зулалова, Сеида Шушинского, Курбана Примова, Забул Гасыма, Садыхджана и многих других.

В этот период активизировался процесс интеграции азербайджанской и западноевропейской музыкальных культур. Наряду с мугамами, ашугским песнет-ворчеством, народными песнями и танцами, широко пропагандируются и звучат произведения русской и западноевропейской классики. Интенсивности этого процесса в огромной степени способствовали гастроли известных театров, симфонических оркестров, музыкантов-исполнителей, дирижеров, а также деятельность филиала Русского Музыкального Общества и первой частной детской музыкальной школы имени Е. Ермолаевой, открытой в 1895 г.

Интенсивное развитие традиций меценатства и широкого просветительства в период зарождения капиталистического строя в Азербайджане было сконцентрировано в деятельности ярких представителей национальной буржуазии, таких как Г. З. А. Тагиев, М. Нагиев, М. Мухтаров, И. Гаджинский, И. и К. Сафар-Али-евы, И. Ашурбеков, М. Асадуллаев и др. Их широкая благотворительная и просветительская деятельность являлась активной движущей силой развития всех областей азербайджанской музыкальной культуры, науки, искусства и образования. Исследователь Н. Исмаилзаде в своей монографии отмечает: «Миссия национальной буржуазии, прошедшая несколько этапов в своем развитии, выражалась не только в оказании поддержки бедным слоям населения в получении образования. Созданные ими благотворительно-просветительские общества: «Нешр-Маариф», «Ниджат», «Сафа» и др., предполагали распространение гра-

мотности и образования среди широких слоев мусульманского населения, а организовываемые с благотворительной целью «восточные концерты» и «мусульманские вечера» ...способствовали всестороннему музыкальному просвещению всего азербайджанского народа [4, с. 4].

В современном социуме Азербайджана — в период демократических реформ, экономической и политической независимости — традиции благотворительности и меценатства приобрели еще более активное и широкомасштабное развитие. Одним из первых благотворительных организаций стали Фонд «Друзья Культуры Азербайджана», организованный в 1995 г. по инициативе госпожи Мехрибан ханум Алиевой и Фонд «Бизнесмены Юным Талантам Азербайджана» (1996). В настоящее время поистине огромная по объему, направлениям, значимости и ценности деятельность этих благотворительных организаций заслуживает не только самого высокого общественного признания, но и специального научного исследования.

Всесторонняя и многогранная деятельность Фонда объединяет самые разные направления: признание и пропаганда достижений Азербайджанской культуры и искусства на мировом уровне, организация и обеспечение Республиканских и Международных конкурсов, фестивалей, выставок, смотров и других культурных мероприятий. Особого внимания заслуживает издательская деятельность Фонда, при поддержке которого выпускается огромное количество научной, художественной, нотной, учебной литературы, журналы, авторские монографии и т. д. Основными задачами в деятельности Фонда являются:

- сделать Азербайджанскую культуру достоянием мировой общественности;

- добиться еще большей популярности лучших образцов Азербайджанской культуры;

- оказывать материальную помощь деятелям искусства;

- организация значительных юбилеев, бенефисов видных азербайджанских композиторов, музыкантов, артистов и т. д.;

- оказание всевозможной помощи студентам, обучающимся за рубежом и принимающим участие в различных конкурсах и фестивалях.

В своем интервью, данном журналу «Азербайджан-Ирс» Председатель Фонда госпожа Мехрибан ханум Алиева главную цель деятельности Фонда определяет не как спонсорство, которое «. обычно предполагает вклад денежных средств с целью саморекламы являясь, по сути, коммерческой акцией. У нашего Фонда задачи чисто благотворительные: помогая искусству и культуре, делать их достоянием всех нас — жителей, слушателей, зрителей» [5, с. 12].

Главным направлением деятельности Фонда БЮТА является выявление юных талантов в различных областях культуры, искусства и образования, обеспечение их дальнейшего воспитания и обучения. Полифункциональная деятельность Фонда «БЮТА» активно взаимодействует с различными представительствами посольств, аккредитованных в Азербайджане, зарубежных нефтяных компаний — ВР, AMOKO, STATOIL, MOBIL и других — привлекая их к участию в осуществлении культурных проектов, программ.

«Если Фонд "Друзья Культуры Азербайджана" стремится пропагандировать и оказывать всяческое содействие развитию азербайджанской музыки,

то иностранные компании скорее стараются ... ознакомить азербайджанскую общественность со своими современными композиторами, молодыми исполнителями и музыкантами» [4, с. 218].

В настоящее время широкомасштабная и многопрофильная деятельность этих Фондов является главным центром эффективного управления и регулирования всей системой арт-менеджмента в Азербайджане. Их благотворительная деятельность является исторически обновленной технологией, создающей необходимые и благоприятные условия для развития, просвещения и пропаганды не только национальных, но и мировых художественных ценностей в современном социокультурном пространстве. Вся деятельность Фонда являет яркий пример возрожденных традиций гуманизма и благотворительности. За многочисленные заслуги в деле пропаганды национальных и мировых культурных ценностей Президент Фонда «Друзья Культуры Азербайджана» госпожа Мехрибан ханум Алиева в 2004 г. в Париже была удостоена высокой награды «Посла Доброй Воли Юнеско».

Итак, история развития музыкальной культуры и искусства Азербайджана констатирует о преемственности традиций его управлением, пропагандой, а также социальной и финансовой поддержки. Сохраняя, в целом, свою жизнеспособность, традиции служат опорой для современного развития всей целостной системы арт-менеджмента в Азербайджане. Данная система ориентируется на установление рациональной интеграции современного международного опыта и традиционного национального содержания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Суслова Н. В. Музыкальный менеджмент как новая парадигма мышления в музыкальном образовании и культуре // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта. Психологический и аксиологический аспекты. Материалы VI международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2002 С. 74-76.

2. Farmer H. A history of Arabian music to the XIII century. London. 1967. 264p.

3. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Т. 1.М.: Музыка, 1941. 514 с.

4. Исмаилзаде Н. А. Из истории Азербайджанской музыки. Традиции меценатства и просветительства. Баку: Нурлан, 2007. 256 с.

5. [Б. а.]. [Б. н.] // Azarbaycan-irs. 1999. № 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.