Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6/ 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 06.03.2018; опубликована 15.03.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дзейтова М.Х. Культура мира как свойство личности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dzeytova M.Kh. (2018). Culture of peace as a characteristic of personality. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN218.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Дзейтова Марета Хасановна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», Назрань, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Культура мира как свойство личности
Аннотация. Статья посвящена проблематике формирования культуры мира как социально-психологического качества личности, необходимого каждому человеку для успешной деятельности на всех уровнях жизни. В статье обозначены направления психологической работы, напрямую обеспечивающей формирование культуры мира, и выделяются компоненты ее структуры. Статья обосновывает объединяющий характер культуры мира для всего разнообразия расовых, этнических, культурных и религиозных традиций общения, имеющихся сегодня в мире; подтверждает, что ее формирование происходит в соответствии с механизмами психосоциального развития человека, представленными в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. В культуре мира как свойстве личности предлагается выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-смысловой. В основе культуры мира лежат высшие ценности (по А. Маслоу), причем особая роль принадлежит таким ценностям как свобода, ответственность, автономия. Формирование и развитие культуры мира как интегрального свойства личности является неотъемлемой частью общекультурного образования и воспитания человека, обеспечивающей обществу стабильность, безопасность и возможность прогресса. Большое значение приобретает формирование культуры мира в личности самих педагогов, оказывающих в своей профессиональной деятельности целенаправленное влияние на детей, подростков, юношей.
Ключевые слова: культура мира; миротворчество; отказ от насилия; формирование личности; психосоциальное развитие человека; успешная социализация
Концепция Культуры мира стала Программой действий ООН в 1998 году и тогда же приобрела международное признание. Согласно этой концепции, многовековой исторической традиции, считающей войны приемлемым инструментом разрешения споров, должна быть противопоставлена ненасильственная идейно-психологическая и ценностная альтернатива. Так, статья 1 Декларации о культуре мира гласит:
Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют:
• уважение к жизни и ко всем правам человека;
• отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения насильственных конфликтов путем устранения в корне причин их возникновения и решения проблем посредством диалога;
• приверженность всестороннему участию в процессе справедливого удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений в области развития и окружающей среды;
• приверженность принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами и между отдельными людьми1.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем использовать следующее определение: культура мира - это многогранное социально-психологическое качество личности, представляющее собой интегративную совокупность таких свойств как самосознание, способность к рефлексии, критическое мышление, стремление к самореализации, а также системы миротворческих знаний и умений, мировоззрения человека, обеспечивающее ему успешную деятельность на всех уровнях жизни [2].
Достигнуть целей, поставленных в Декларации о культуре мира, человечество может только планомерной работой по формированию упомянутых ценностных установок и взглядов и воспитанию соответствующих личностных качеств у подрастающих поколений. «Максимального успеха можно добиться лишь в том случае, если решению миротворческих задач будут подчинены все аспекты образования: его содержание и формы, организация и методы, взаимодействие учебных заведений с институтами гражданского общества, сотрудничество между педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями» [3, с. 449].
В достижение поставленных целей может и должна внести свой вклад и психология. В научной психологической периодике среди прочих обозначены направления работы, напрямую перекликающиеся с концепцией культуры мира:
• формирование в мировом сообществе культуры мира и развития межкультурного диалога;
• выработка гуманистических установок и ориентации личности [4, с. 13].
Пережив мощный всплеск интереса и огромный поток публикаций, в настоящее время феномен культуры мира переживает период полузабвения, несмотря на то, что в современной общественно-политической ситуации, как в России, так и в мире, эта тема по-прежнему до крайности актуальна. Мир захлебывается в насилии, а одно из самых перспективных и эффективных средств борьбы с ним - культура мира - остается недостаточно исследованным и невостребованным [9]. Указанные обстоятельства и побудили нас обратить внимание на данное явление с тем, чтобы попытаться определить суть культуры мира как свойства личности, ее содержание и структуру.
Из всех встреченных нами в литературе определений наиболее приемлемым нам представляется следующее: «В общем случае культура мира понимается как совокупность таких норм, эталонов и образцов взаимодействия субъектов в конфликтных социальных ситуациях, которые позволяют разрешить конфликт без насилия, без унижения достоинства какой-либо из сторон, без ущемления ее жизненных интересов и прав человека» [7]. Вместе тем, мы отдаем себе отчет, что данное определение сформулировано, скорее, в терминах
1 Декларация о культуре мира. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml. Страница 2 из 6
социально-политических, чем психологических. И психологам еще предстоит тщательная работа по разработке определения, которое описывало бы культуру мира именно как свойство личности, занимающее важное место в ее структуре. Ниже мы попытаемся предпринять некоторые шаги в данном направлении.
В культуре мира как свойстве личности мы предлагаем выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-смысловой.
Содержание названных компонентов можно охарактеризовать следующим образом.
Когнитивный компонент: способность рационально анализировать отношения с окружающими, опираясь на определенный багаж знаний, формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, использовать их в своем поведении. Способность прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий вплоть до визуализации (антиципация, творческое воображение), способность представлять ситуацию с точки зрения всех ее участников, установки на сотрудничество, понимание и принятие личности другого человека. Сюда же, на наш взгляд, следует включить такие элементы культуры мира как критическое мышление, способность к рефлексии и интроспекции.
Эмоциональный компонент: способность воспринимать и оценивать свои переживания с точки зрения их конструктивности и деструктивности. Способность к эмоциональной саморегуляции, в частности, к преодолению деструктивных переживаний, таких как гнев, агрессия, страх, депрессия. Способность сохранять спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях, проявлять эмпатию, толерантность.
Поведенческий компонент включает способность действовать и решать проблемы ненасильственным образом, управление своим поведением на всех этапах конфликтной ситуации (если таковая будет иметь место), что предполагает также способность избрать оптимальный в сложившейся ситуации стиль поведения. По нашему мнению, в этот компонент должны быть включены и коммуникативные способности, и навыки: способность личности к конструктивному диалогу, адекватному выражению своих и чужих переживаний, стремлений и желаний, владение навыками использования «Я-сообщений», техниками «активного слушания», «ассертивного» общения и др.
Ценностно-смысловой компонент представляет собой систему гуманистических ценностей, обеспечивающих личностную значимость культуры мира для человека. В качестве основных таких ценностей мы определяем ответственность, свободу, личностную автономию и самоактуализацию.
Наиболее близкую к описанной нами систему ценностей человека предлагает экзистенциально-гуманистическая психология. Как известно, А. Маслоу выделяет две основные группы ценностей:
• Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, полнота, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия и др.);
• Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то фрустрированной потребности (мир, покой, сон, отдых, зависимость, безопасность и т. д.) [6].
Именно высшие ценности, по нашему мнению, лежат в основе культуры мира, причем особая роль принадлежит таким ценностям, как свобода, ответственность, автономия.
Провозглашая принцип свободы, мы подразумеваем, что все люди свободны, никто не обязан поступать в соответствии с чужими желаниями. Выполнение принятые на себя обязательств или данных кому-либо обещаний является для человека необходимым условием
сосуществования с другими людьми. Однако эти долженствования не являются абсолютными ни для нас, ни для других людей, в отличие от обязательного соблюдения основных прав других людей: права на жизнь, права на свободу и права на собственность. Снимая категорию долженствования с себя и других людей, мы фактически принимаем превентивные меры против конфликта с ними.
Принцип ответственности означает, что за все происходящее с нами несем ответственность, в первую очередь, мы сами. В ситуации противостояния/конфликта, обвиняя других, человек перекладывает ответственность с себя на них. Это позволяет ему представить свое поведение как вынужденное. В любом межличностном или межгрупповом взаимодействии стороны, как правило, ожидают друг от друга принятия ответственности, а в случае конфликта - и признания вины. Принятие ответственности на себя помогает значительно снизить уровень напряженности в отношениях. Однако это умение встречается достаточно редко и его необходимо формировать в человеке, точно также, как и самоуважение и уверенность в себе, которые требуются, чтобы этим умением пользоваться.
Впервые предложенный философией, принцип автономии занял свое место и в педагогике, и в психологии. Он утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия. С другой стороны, он предполагает, что между людьми существуют границы. Разные люди имеют разные мнения, оценки, чувства по отношению к одним и тем же вещам. Попытка привести взгляды других в соответствие с нашими, или требование к другому человеку вести себя в соответствии с нашими желаниями означает вторжение в его личностную автономию.
Предложенная структура культуры мира как свойства личности не универсальна. Она может и должна дополняться и пересматриваться. Кроме того, она достаточно условна, поскольку все ее компоненты взаимосвязаны друг с другом, и их разделение необходимо, в основном, для удобства исследования и поиска наиболее эффективных путей развития культуры мира в целом.
А формирование и развитие культуры мира как интегрального свойства личности является, по нашему мнению, неотъемлемой частью общекультурного образования и воспитания человека, обеспечивающей обществу стабильность, безопасность и возможность прогресса [5].
Разумеется, в каждом отдельно взятом обществе вырабатываются свои нормы и правила поведения в ситуациях межличностного/межгруппового взаимодействия, к тому же разными людьми они осваиваются и усваиваются по-разному. Нам представляется, что культура мира вполне способна стать объединяющим началом для всего разнообразия расовых, этнических, культурных и религиозных традиций общения, имеющихся сегодня в мире.
Анализ имеющихся данных показывает, что формирование культуры происходит в соответствии с механизмами психосоциального развития человека, представленными в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Согласно Л.С. Выготскому, культурное развитие включает не только присвоение ребенком культурно заданных средств и действий с предметами, но и присвоение культурно заданных отношений с другими людьми, овладение культурно заданными средствами владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением. Только в результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личности. Высшие психические функции - это результат интериоризации социальных отношений. Переходя во внутренний план, социальные отношения преобразуются в стратегии и правила, которые, в свою очередь, становятся структурной основой психического функционирования [1].
Соответственно, чтобы чем-то овладеть, что-то присвоить, нужно это узнать и понять. Применительно к развитию культуры мира первоначально следует формировать определенную грамотность по ключевым характеристикам этого свойства личности. Основы культуры
поведения, эмоциональное отношение к событиям, происходящим в ходе общения, закладываются в раннем опыте ребенка. Не только в детском, но и в подростковом и юношеском возрасте, овладение культурно заданными действиями и отношениями происходит, прежде всего, в общении ребенка и взрослого. Применяя к себе культурно заданные действия и отношения, взрослеющий человек начинает применять их к другим людям.
Поэтому столь большое значение приобретает формирование культуры мира в личности педагогов, оказывающих в своей профессиональной деятельности целенаправленное влияние на детей, подростков, юношей. Сказанное также правомерно и в отношении всех, чья профессия предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми. Так, если педагог должен влиять на учащихся с целью организации их учебной деятельности и воспитательного процесса, то руководитель должен влиять на подчиненных, а коллеги по работе друг на друга для достижения профессиональных целей.
Не менее важны также имеют параллельные исследования процесса формирования культуры мира на всех его уровнях на основе новых подходов, поскольку само поле исследования достаточно новое. Однако определенный арсенал методов для решения этих задач уже собран и представлен в исследовательской литературе [8].
Понятие «культура мира» является, на наш взгляд, тем свойством личности, целенаправленное формирование и развитие которого на протяжении всей сознательной жизни человека является необходимым и обязательным условием для его успешной социализации и самореализации. А оно, в свою очередь, обеспечивается в рамках реализации программ миротворческого образования (в англоязычной литературе - peace education) [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
2. Дзейтова М.Х. Миротворческое образование: теория и практика. Назрань, 2008. - 159 с.
3. Капто А.С. Энциклопедия мира. - М.: Книга и бизнес, 2005. - с. 449.
4. Кольцова В.А., Нестик Т.А., Соснин В.А. Психологическая наука в борьбе за мир: задачи и направления исследований. - Психологический журнал № 5, Москва, 2006. - 128 с.
5. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. СПб.: Алетейя, 2009 г.
6. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. -304 с.
7. Рац M.B., Кравченко Л.П., Рокитянский В.Р., Щедровицкий Л.П. Концепция и основные направления Программы развития культуры мира в России // www.geocities.com/anatoly_49447/Kin3redR.htm.
8. Diane Bretherton, Siew Fang Law. Methodologies in Peace Psychology. Peace Research by Peaceful Means. - Springer International Publishing, Switzerland 2015. -454 p.
9. Joseph de Rivera. Handbook on Building Cultures of Peace. - Springer Science + Business Media, NY, USA, 2009. - 407 p.
10. Peace Education: The Concept, Principles, and Practices around the World. Edited by Gavriel Salomon & Baruch Nevo. - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. -Mahwah, New Jersey, London, 2002. - 296 p.
Dzeytova Mareta Khasanovna
The Ingush state university, Russia, Nazran E-mail: [email protected]
Culture of peace as a characteristic of personality
Abstract. The article is devoted to the problem of forming a culture of peace as a socio-psychological quality of personality, which is necessary for successful activity of every person at all levels of life. The article outlines the directions of psychological work that immediately ensures the formation of a culture of peace and defines the components of its structure. The article substantiates the unifying character of the culture of peace for the whole variety of racial, ethnic, cultural and religious traditions of communication that are available today in the world; confirms that its formation occurs in accordance with the mechanisms of psychosocial development of man, represented in the cultural and historical psychology of L.S. Vygotsky. The following components of the culture of peace suggested to be highlighted as the property of an individual: cognitive, emotional, behavioral and value-semantic elements. According to Abraham Maslow, at the heart of the culture of peace there are highest values and such values as freedom, responsibility and autonomy play a special role. The formation and development of a culture of peace as an integral property of the individual is an inseparable part of the overall cultural education and upbringing of a person, ensuring stability, security and the possibility of progress for society. Formation of culture of peace is becoming important development of the personality of educators themselves, who in their professional activities exert a direct influence on children, adolescents, and young people.
Keywords: culture of peace; peacebuilding; non-violence; personality formation; human psychosocial development; successful socialization