Научная статья на тему 'Культура матримониального поведения как социальный феномен'

Культура матримониального поведения как социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2004
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА МАТРИМОНИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / MATRIMONIAL BEHAVIOR'S CULTURE / MARRIAGE / MATRIMONIAL BEHAVIOUR / TREASURES / SOCIALIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пельменева Светлана Павловна

Рассматривается культура матримониального поведения как социальный феномен. Представлен анализ социальных функций культуры матримониального поведения и особенности их реализации в современном российском обществе. Описаны механизмы формирования культуры матримониального поведения, применяемые основными социальными субъектами государством, институтом образования, семьи, СМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matrimonial Behaviour's Culture as Social Phenomenon

The article considers matrimonial behaviours culture as social phenomenon, analyses social function of matrimonial behaviours culture and characteristics of their realization in contemporary Russian society. Mechanism forming of a matrimonial behaviors culture which apply main social subjects government, education, family, mass media is described

Текст научной работы на тему «Культура матримониального поведения как социальный феномен»

Социология

УДК 314.146

Пельменева Светлана Павловна Svetlana Pelmeneva

КУЛЬТУРА МАТРИМОНИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

MATRIMONIAL BEHAVIOUR’S CULTURE AS SOCIAL PHENOMENON

Рассматривается культура матримониального поведения как социальный феномен. Представлен анализ социальных функций культуры матримониального поведения и особенности их реализации в современном российском обществе. Описаны механизмы формирования культуры матримониального поведения, применяемые основными социальными субъектами — государством, институтом образования, семьи, СМИ

Ключевые слова: брак, матримониальное поведение, культура матримониального поведения, ценности, социализация, управление

The article considers matrimonial behaviour’s culture as social phenomenon, analyses social function of matrimonial behaviour’s culture and characteristics of their realization in contemporary Russian society. Mechanism forming of a matrimonial behavior’s culture which apply main social subjects — government, education, family, mass media is described

Key words: marriage, matrimonial behaviour, matrimonial behavior’s culture, treasures, socialization, management

Культура матримониального поведения — система ценностей, стандартов и норм, регулирующих поведение людей в матримониальной сфере. Она лежит в основе матримониального поведения.

Матримониальное поведение — это поведение индивида, имеющее целью заключение брака, основанное на установках индивида и выражающее себя в комплексе действий по поиску партнера для брака и завязывания с ним отношений.

Результатом матримониального поведения является заключение брака либо же расставание. Брак—исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений мужчины и женщины, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к обществу [7; С. 50]. Расставание означает прекращение существования матримониальных отношений (взаимного стремления к браку) и пары.

Можно выделить три типа культуры матримониального поведения, в зависимости от исторического периода в развитии человечества.

1. Культура матримониального поведения эпохи промискуитета. Культура в этот период в небольшой степени влияет на поведение людей. Для этого периода характерно доминирование биологических инстинктов. Матримониальные мотивы ситуативны, определяются в основном задачами репродукции. Ценностями считается получение удовольствий, в том числе сексуальных, умение проявлять физическую силу, выносливость.

2. Культура матримониального поведения патриархального периода. В её основу заложены нормы и ценности, считающиеся в современном мире традиционными. К ним относится ценность семьи, детей, супружеской верности. Для данной культуры

характерен андроцентризм (от греч. апёгоэ

— мужчина) — «глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме..[6]. Это выражается в том, что добрачная активная сексуальная жизнь и большой брачный круг мужчин обществом не осуждается. В то же время, нормы предписывают женщинам скромность в общении. Порицается открытая демонстрация ими эротических желаний и сексуальная жизнь до брака.

3. Культура матримониального поведения современного этапа устанавливает равные права в реализации матримониальных действий независимо от пола человека. Ценностями выступают социальная ответственность и взаимоуважение, активность и взвешенность действий. Важной состав -ляющей жизни является не просто наличие семьи, а вступление в брак именно с тем, кто выбран по личным качествам. Интим -ность отношений предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями [1; С. 45]. Стремление найти и сохранить любовь является одним из основных матримониальных мотивов для множества людей.

Несмотря на доминирующий в конкретный исторический период тип культуры матримониального поведения, во все времена она является значимым социальным феноменом. Это связано с комплексностью и обширностью воздействия матримониальной культуры на все общество и на поведение отдельных индивидов.

Единообразие ценностей, закрепление их в культурных традициях способно поддерживать стабильное и бесконфликтное существование общества. Напротив, состояние аномии, когда старые нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились, порождает множество социальных проблем.

Подобная ситуация сложилась в современном российском обществе. И это негативно отражается на социальном самочувствии людей. К примеру, все более распространяется тип женщины, обладающей статусом и высоким материальным доходом, не нуждающейся в содержании со

стороны мужчины, как это было в патриархальный период. Однако такой тип женщины воспринимается населением, особенно его мужской частью, неоднозначно. Успешные женщины имеют трудности осуществления брачного выбора.

Распространенность в обществе тех или иных ценностей матримониальной культуры влияет на интенсивность брачности населения, степень стабильности браков. Это, в свою очередь, отражается на репродуктивном поведении людей.

Развитие в российском обществе потребительских ценностей в культуре изменило подход к индивидуальной матримониальной активности. Люди откладывают вступление в брак до достижения определенного уровня материального благосостояния и накопления социального опыта. Те же, кто его достигают, не вступают в брак, стремясь сохранить имущество за собой. В дальнейшем, когда брачный круг их ровесников сужается, у них возникают трудности в подборе кандидата. Проблема усугубляется усилением с возрастом ригидности и способности строить взаимоотношения с кем-либо.

В то же время, популяризация в культуре ценности, не ограниченной моралью сексуальности, способствует снижению ценности брака. Подобная ситуация приводит к тому, что изменяются формы брака: все большее распространение получают групповой брак, адюльтер, свингерство, а также гомосексуальные формы взаимоотношений. Как вариант сохранения свободы и получения удовольствия распространены холостяцкий образ жизни или же одиночество.

К числу важных социальных функций, осуществляемых культурой матримониального поведения, относятся регуляция брачного круга, матримониальных действий, формирование и поддержка представлений о допустимых для матримониального поведения способах воздействия на партнера.

Для регуляции брачного круга матримониальной культурой устанавливаются требования к характеристикам людей, задействованных на брачном рынке, и их поведению.

Традиционно в западных обществах поддерживается социальный запрет (табу) на инцест — общество запрещает сексуальные отношения в малой семье между родителями и детьми, братьями и сестрами в первом колене.

Матримониальная культура влияет на процессы миграции и социальной мобильности. Основой для осуществления этих процессов являются правила эндогамии и экзогамии по национальному, социальному, профессиональному или иным признакам. Правило эндогамии предполагает предписание ( принуждение) , а экзогамии

— запрещение выбирать себе брачного партнера из «своей группы» по какому-либо признаку.

В крупных городах современности со смешанным по составу населением, где контакты и общение между представителями различных групп являются более частыми и интенсивными, действие этих правил резко ослабевает. Однако в наиболее закрытых субкультурах (высококостатусные, некоторые национальные, профессиональные) общение и, тем более, заключение мезальянсов (неравных браков) с членами других социальных групп считается недопустимым и поэтому пресекается. Напротив, культурой матримониального поведения некоторых групп (низкостатусных, разобщенных) поддерживается мода на брак со сменой места жительства, социального положения.

Культура формирует представление о стратегии действий конкретного индивида для достижения им матримониального успеха — индивидуальный сценарий матримониального поведения.

Этапы современного матримониального поведения значительно отличаются от этапов, которые проходили супруги ещё в прошлом веке. Ценностью является индивидуальность и чувственность в осуществлении выбора супруга, а не следование традиции сватовства и воле родителей. Ухаживание выступает важным компонентом матримониальной культуры. Ухаживая друг за другом, индивиды пытаются предстать в лучшем свете и произвести впечатление на партнера.

Культура матримониального поведения поддерживает определенное отношение общества к проявлениям добрачной сексуальности. При этом культуры мира в этом вопросе разительно отличаются. В некоторых племенах разрешено, и в некоторых случаях считается необходимым наличие множества партнеров, рождение ребенка до брака. Западное общество, контролируя репродуктивное и моральное здоровье своих членов, традиционно запрещает сексуальную жизнь до брака и выступает за позднее начало сексуальной жизни. В период знакомства и, особенно, при наличии статуса будущих супругов — «жених» и «невеста» ценностью выступает сохранение верности друг другу.

Матримониальной культурой определяются характеристики личности, востребованные на брачном рынке.

В результате проведенного социологи -ческого исследования получены следующие данные. Идеального мужчину, по мнению девушек, характеризуют умение зарабатывать деньги (56 %), ум, интеллект (50 %), доброта (46 %), чувство юмора (42 %), честность (42 %), хозяйственность, практичность (37 %), любовь к детям (34 %), сексуальность (29 %).

Мужчин в женщине привлекает доброта (55 %), ум и интеллект (48 %), хозяйственность и практичность (46 %), честность (41 %), сексуальность (39 %), любовь к детям (29 %).

Непопулярные черты: умение соблазнять ( 7 %) , коммуникабельность, умение зарабатывать деньги.

Сравнительный анализ полученных данных показывает, что мужчины чаще женщин отмечают как значимые такие черты, как отсутствие у партнерши вредных привычек, скромность, красота, сексуальность. Женщинам, в отличие от мужчин, нравятся чувство юмора, нежность и умение зарабатывать деньги. Сексуальное мастерство важно и для мужчин, и для женщин (в работе использованы результаты социологического исследования студенческой молодежи Забайкальского края, проведенного автором в 2007-2010 гг. М= 400).

Помимо набора качеств, в современном мире важно умение создать благоприятный имидж, продемонстрировав свои лучшие стороны и социальные ресурсы.

Итак, культурой матримониального поведения определяются такие характеристики матримониального поведения, как брачный круг, длительность матримониального периода, его этапы и основное содержание.

В то же время, будучи социальным феноменом, матримониальная культура испытывает на себе влияние общества, в котором существует.

Для управления поведением человека и его культурой общество формирует внешнюю социальную среду. Структурно социальная среда может быть представлена совокупностью ролей и статусов, которые общество предлагает человеку, совокупностью социальных институтов, в пределах которых он формирует свои социальные качества, реализует социальные роли и приобретает желаемые статусы. Элементами социальной среды выступают ценности, социальные нормы, знания, навыки, умения.

По степени осознанности воздействия на культуру матримониального поведения выделяются следующие каналы воздействия среды:

1) слепое, стихийное, природное взаимодействие элементов социальной среды и структурных элементов личности;

2) особенное, специфическое взаимодействие социальной среды и индивида с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией;

3) преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной творческой природой человеческого сознания и психики;

4) самосознание личности.

Для реализации управленческого воздействия общество применяет три вида контроля — социализацию, принуждение, санкции.

Когда отдельный индивид, группа не следуют законам, нормам, правилам, то об-

щество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление отклонения от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с категориями свободы и ответственности.

За несоблюдение норм общество применяет к провинившемуся санкции. За нарушение норм личностно окрашенного матримониального поведения в современном мире не предполагается жестоких санкций. Однако в рамках традиционной модели возможно отлучение от родительской семьи, порицание и публичное осуждение. В древние времена наказания были суровее, они могли включать изгнание из группы, страты, физические травмы, унизительные ритуалы и даже смерть.

Таким образом, виды социального контроля — социализация, принуждение, санкции выступают основой для социального управления культурой матримониального поведения индивидов и групп.

Основное содержание управленческой деятельности реализуется через методы управления. Методы управления культурой матримониального поведения в зависимости от субъекта, их применяющего, обретают специфические черты. Субъектами управления являются государство, семья, институт образования, СМИ.

Важнейшей функцией, которую может осуществлять государство в сфере формирования культуры матримониального поведения, является выработка национальной идеологии, являющейся средством целенаправленной трансляции в общество социально одобряемых и позитивных ценностей. Помимо юридического, экономического, идеологического регулирования отношений, государством вырабатывается социальная и культурная политика. Социальная политика — это прежде всего деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач.

Поскольку культура матримониального поведения носит ярко выраженный личностный характер, властное управленческое

воздействие на неё со стороны государства затруднено, но возможно создание предпосылок для корректировки негативных тенденций.

Институт образования, представленный в государстве совокупностью учреждений: детским садом, школой, высшими и профессиональными учебными заведениями, — играет важную роль в управлении культурой матримониального поведения. Основными методами воздействия института образования являются образование и воспитание. В образовательных учреждениях разрабатываются и внедряются различные учебные курсы (Этика и психология семейной жизни», «Поддержка материнства и детства» и т.п.). Закрепление знаний происходит посредством различных мероприятий, ролевых игр.

Семья участвует в управлении культурой поведения человека с помощью воспитания. Формирование установок связано с использованием прямого и косвенного способов убеждения. Условием эффективности семейного воспитания является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, совместная трудовая деятельность. Психологический климат внутри семьи является важной составляющей управления поведением ребенка.

СМИ воздействуют на культуру людей, формируя ценности, установки в соответствии с содержанием транслируемого. Оно зависит от заказчика ( автора текста) и

Литература

потребителя. Ценности массовой культуры преобладают в современных СМИ ввиду рыночного характера их финансирования. Чаще всего массовая культура дает неверное представление о браке, романтизируя его. Она несет в себе такие ценности, как получение удовольствий, отношение к партнеру как к товару. Это, в свою очередь, искажает представления о гендерных нормах и возможностях проявления сексуальности.

Для современной управленческой парадигмы характерно выделение личности как основного субъекта управления. В целях управления своей матримониальной культурой человек может выполнять различные действия. К ним относятся определение и совершенствование круга общения и брачного круга; работа над общей социальной и матримониальной активностью; получение знаний, затрагивающих сферу половых и матримониальных отношений; обретение навыков матримониальной деятельности.

Испытывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, личность оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Таким образом, культура матримониального поведения — это значимый социальный феномен. Она составляет поведение человека, определяя брачный круг, длительность матримониального периода, его этапы и основное содержание. В то же время, культура матримониального поведения формируется посредством влияния на неё общества, основных социальных субъектов.

1. Гидденс Э. Трансформация интимности: пер. с англ. яз. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.

2. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами: монография. — М.: Ладомир, 2005. — 222 с.

3. Збигнев Лев-Старович. Секс в культурах мира: пер.с польск. И.И. Богута, Ст. Лашина. — М.: Мысль, 1991. — 255 с.

4. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание.

— М.: Логос; Высш. шк., 1999. — 208 с.

5. Романова Н.П., Осинский И.И. Одинокие женщины: потребности, жизненные ориентации и пути их реализации. — Чита: ЧитГУ, 2000. — 231 с.

6. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. — М.: Информация — XXI век.

- 2002.

7. Харчев А.Г. Семья // Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова.

— М.: Норма-Инфра-М, 1998.

Коротко об авторе Briefly about the author

Пельменева С.П., аспирантка, Читинский госу- S. Pelmeneva, Post-graduate student of Chita State

дарственный университет (ЧитГУ) University

rik-romanova-chita@mail.ru

Научные интересы: культура матримониального Scientific interests: matrimonial behaviour’s culture,

поведения, гендерные стереотипы gender stereotypes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.