венных и личностных ценностей позволит изменить смысложизненное пространство подрастающего поколения. Необходимо всеобщее осознание невозможности нормального существования в наркотической, алкогольной среде и в ситуации соза-висимости, а тем более осознание недопустимости игнорирования влияния этой нездоровой среды на жизнь каждого человека.
В профилактических целях также целесообразно сформировать направленность подрастающего поколения на образ сильного духом и телом молодого человека. Только позитивный образ создает позитивную реакцию. Таким образом, на Ставрополье формируется реабилитационное пространство, в котором осуществляются совместные с городскими и краевыми администрациями скоординированные действия по профилактике аддиктивных расстройств личности, имеющие комплексный характер.
Е.Б. Горлова
КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
В настоящее время в России сложилась сложная социально-экономическая и культурная ситуация, которая обострила имеющиеся противоречия - межнациональные конфликты, духовный и нравственный кризис общества. Молодое поколение пессимистически воспринимает жизнь, находится в состоянии растерянности, теряет идеалы. В сознании многих молодых людей стираются понятия ответственности, гражданского долга. Многочисленные исследования свидетельствуют о кризисе образования, который выражается в снижении качества образования, падении интереса к учебе, ухудшении нравственной атмосферы среди молодежи. Эти острейшие проблемы позволяют выявить основные противоречия, стимулируют поиск оптимальных социальных, педагогических и культурно обоснованных решений, порождают новые социальные связи, нормы, ценности и идеи.
Г лавной причиной дефицита духовности является разрыв между личностью и культурой, при котором личность не испытывает потребности в общечеловеческой культуре, в овладении ее ценностями, а культура не влияет на нравственное и духовное развитие личности. В этой связи представляет интерес утверждение Л. Уайта о том, что поведение, сознание и взаимоотношения людей регулируются культурой.
Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. В своем исходном значении понятие культуры связано с деятельностью человека: культура - это то, что «обработано», «возделано» человеком. Современному пониманию культуры предшествовал многовековый и тернистый путь научных дискуссий. История культуры - это, прежде всего, история становления человека, выделения его из мира природы и формирование человека как существа человечного, социального. «Человек, его место в мире, смысл и назначение человеческой жизни - это одно из центральных линий развития культуры, в которой находит выражение ее подлинный смысл» [1].
Научные изыскания по поводу понятия «культуры» многообразны и многоаспектны, но очевидным представляется тот факт, что культура как социальный феномен, существует не автономно как самостоятельное явление, не «рядом» с обществом или «внутри» него, а выступает как характеристика всей совокупности свойств общества или отдельных его сторон. Культура - понятие, которое очень широко используется в современной педагогической, социологической и философской литературе, как и вообще общественными науками в целом. Между тем нет, вероятно, ни одного другого понятия, определения которого были бы столь различны и противоречивы, как определения культуры. Во всем многообразии современ-
Раздел II. Развитие личности в образовательных системах
ных научных школ, по-разному трактующих понимание культуры, возможно, выделить два основных подхода.
Согласно одного из них культура рассматривается как личностный аспект человеческого бытия, как развитие сущностных сил человека, его духовного богатства - этот подход в теории культуры принято называть социологическим [2]. В рамках данного подхода получила большое распространение концепция социальноценностной сущности культуры [3]. Например, К.З. Чавчавадзе под культурой понимает «мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду - мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений» [4].
Сторонники другой точки зрения рассматривают культуру как способ и результат человеческой деятельности (М. Каган, Э. Маркарян и др.) - такой подход к пониманию культуры называют деятельностным [5]. В науке существуют попытки синтезировать эти два подхода. Так, Л.К. Круглова дает следующую дефиницию культуры: «культура - это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп, личности» [6].
Культура - это антропологический феномен. Без человека, воспринимающего культуру и ведущего диалог с ней, она существовать и развиваться не может. Это процесс выбора индивидом духовных ценностей, образа мышления. Обретение личностного образа называют культурной идентификацией. «Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и, творя ее», - считает Е.В. Бондаревская [7].
Поскольку педагогика изучает те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, то культура в педагогике должна рассматриваться как мера усвоения и использования личностью достижений общества и как среда, в которой происходит развитие личности, при этом культуру личности следует понимать как результат вышеуказанных процессов (усвоение, использование, развитие). Происходит воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а самый верный способ, которым это осуществляется - процесс социализации. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социали-зированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.
На уровне понятия «культура» определяются и содержание воспитания. Интересным представляется мнение О.С. Газмана, который считает целью воспитания - дать каждому человеку базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание, способности, потребности) и объективные возможности семьи, школы, общественности [8].
Поистине актуальной перед современным образованием становится задача восстановления образа человека культуры как личности целостной, самобытной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство культурных ценностей в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.
Сегодня перед педагогами России стоит острый вопрос: какие возможны и какие нужны методы воспитания и обучения, ориентированные на поднятие культурного уровня подрастающего поколения, на саморазвитие личности. Эти методы
пытались найти и реализовать лучшие педагоги XIX-ХХ вв. - А. Нейл, В. Сухо-млинский, Д. Дюи, М. Монтессори, Л. Толстой, Н. Макмейн. Постепенно социокультурное пространство гуманистической педагогики расширяется повсеместно, несмотря на то, что ей присуща нестандартность решений и инновационный характер методик, что часто с трудом принимается учительской средой, склонной к привычным педагогическим установкам на руководство ребенком и фронтальным формам работы вместо общения.
Учитывая острую необходимость гуманизации образования и особенности российской системы образования конца ХХ и начала XXI вв., можно сформулировать цель: общество нуждается в культурной и свободной личности, способной самостоятельно решать возникшие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости, и в то же время свободной от нравственной ущербности. Человек, его культура и внутренний мир становятся центром внимания в современном образовании, что делает культуру важнейшим условием совершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. В.С. Библер, рассматривая понятия «культура» и «образование» во взаимосвязи, утверждает, что суть культуры состоит во «втягивании всех прошлых и будущих культур в единую цивилизованную лестницу и предсказывает в XXI в «смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры» [9].
Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания и социализации культуру личности как отражение на индивидуальном уровне культуры общества. Иначе говоря, культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации.
Таким образом, в настоящее время происходит переориентация образования в направлении культуры, что находит отражение в целях и содержании современного образования, придавая им гуманистический и гуманитарный смысл, а в итоге - поможет выйти из духовного кризиса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры. - М., 1993.
2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987.
3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.
4. Чавчавадзе К.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984.
5. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. - М, 1972.
6. Круглова Л.К. Духовная культура как система: Дисс. ... докт. филос. наук. - СПб., 1992.
7. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов н/Д, 1995.
8. Базовая культура личности. Сб. научных трудов / Под ред. Газмана О.С. - М., 1989.
9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1990.
М.Н. Коныгина
ЛИЧНОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработка профессиограммы как теоретической модели, отражающей требования к личностным параметрам субъекта деятельности, является обязательным