Научная статья на тему 'Культура как совокупность материальных и духовных ценностей'

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17616
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЗНАК / СИМВОЛ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURE / SIGN / SYMBOL / MATERIAL VALUES / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Агапова Т.В.

В статье рассматривается аксиологический аспект культуры как совокупность материальных и духовных ценностей. Автором представлен ряд универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE AS THE SYSTEM OF MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES

The axiological aspect of the culture as a set of material and spiritual values is considered in the article. The number of generic functions that are performed by cultural values is presented by the author.

Текст научной работы на тему «Культура как совокупность материальных и духовных ценностей»

УДК 168.522 Т.В. Агапова

КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассматривается аксиологический аспект культуры как совокупность материальных и духовных ценностей. Автором представлен ряд универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры.

Ключевые слова: культура, знак, символ, материальные ценности, духовные ценности.

T.V. Agapova

THE CULTURE AS THE SYSTEM OF MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES

The axiological aspect of the culture as a set of material and spiritual values is considered in the article. The number of generic functions that are performed by cultural values is presented by the author.

Key words: culture, sign, symbol, material values, spiritual values.

Существуют различные подходы к определению культуры. Она может быть представлена как система знаков, символическая оболочка человеческой деятельности, как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, как форма традиционного поведения, программа образа жизни и т.д. [6, с. 41].

Культуру можно представить как «форму одновременного бытия и общения людей различных -прошлых, настоящих и будущих культур, форму диалога и взаимопорождения этих культур ...» [2, с. 289]. Она представляет собой целостный и многоаспектный мир, функционирующий по особым законам.

Культура - это «такая организация явлений - актов (моделей поведения), объектов (орудий, вещей, сделанных с помощью орудий), идей (представлений, знаний) и чувств (позиций, «ценностей»), которая зависит от использования символов» [11, с. 154]. Она возникает тогда, когда возникает человек как такой примат, который обладает артикулируемой речью и использует символы.

В современной культурологии в наиболее общем виде культура предстает как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений. Специфика культуры состоит в том, что она свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как он ощущает и осознает себя таковым. Иначе говоря, культура является качественной характеристикой развития человека и общества [7, с. 31].

Культура есть «память» коллектива, но вместе с тем и целенаправленная деятельность, в которой человек реализует свои высшие потенции. Она выполняет в обществе организационные, управленческие, коммуникативные и иные функции и обладает самостоятельной ценностью для человека, выражаясь в непосредственной жизни духа, свободной игре ума, созерцании прекрасного, постижении истины и бескорыстном делании добра [10, с. 16].

Культура - это специфически человеческий способ бытия. Человек рождает мир языка, ценностей, традиций, правил поведения и т.д. Культура немыслима без человека: он ее создал. Смысл культуры раскрывается только тогда, когда появляется человек. П.С. Гуревич утверждает: «Человек по своему определению - творец культуры, он руководствуется не инстинктом, а свободной творческой деятельностью, осененной поиском смысла. Вот почему нет оснований искать человека в докультурной истории. Культура -это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Появление человека на арене истории можно рассматривать в качестве феномена культуры». Культура - это «творение ума и рук человека», «она всегда социальна и является человеческим достоянием» [3].

Существенное влияние на культуру оказывает интеллигенция как основная социальная группа общества. П.Н. Милюков указывает на то, что «культура есть та совокупность технических и психологических навыков, в которой отложилась и кристаллизовалась. вековая работа ее интеллигенции. Культура - это чернозем, на котором расцветают интеллигентские цветки. Естественно, что между почвой и произрастанием должна существовать самая тесная связь» [9, с. 109]. Интеллигенция идет впереди своей массы и отражает на себе уровень культурности нации. Она является носителем нравственных и интеллектуальных ценностей.

История и культурология

Конкретная культура - это сложная и постоянно меняющаяся система. Она взаимодействует с другими культурами, борется и сотрудничает с ними. В рамках одной культуры вещь может стать знаком с огромным смысловым содержанием, тогда как в другой этого не происходит. Одну и ту же форму одна культура наделяет одними смыслами, а другая - другими. В разных культурах одной и той же вещи могут придаваться разные значения и содержательность. В качестве примера можно взять интеллигенцию, исконно русское понятие, специфическое явление, характерное только для русской культуры; на Западе -это интеллектуалы, люди, занимающиеся умственным трудом, в отличие от интеллигенции, - понятие, несущее иной смысл и значение.

В культурологическом познании проблема ценностей занимает особое место, прежде всего, в связи с широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством, что делает ценности специфическим объектом культурологического анализа.

Культурологическое знание предстает как знание аксиологическое и в контексте интерпретаций культуры как регулятивно-нормативной области человеческой жизнедеятельности. Поскольку ценности наряду с нормами, образцами, идеалами - важнейшие компоненты этой регулятивной системы, анализ аксиологических оснований различных видов социальной практики выступает как одна из базовых составляющих культурологического исследования. Аксиологическая проблематика в культурологии существует также в контексте рассмотрения проблемы идеалов, т.е. обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни, о тех нормативных моделях, ориентацию на которые и стремление к которым задается в каждой культурной системе.

«Всякая великая культура, - пишет П.А. Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [5, с. 212]. В зависимости от доминирующих ценностей П.А. Сорокин выделяет три типа культур: 1) идеациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический.

Главной ценностью идеациональной культуры П.А. Сорокин считает ценности религии. Все телесное в такой культуре рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. Идеалом становится аскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов, христианских апостолов.

Основой чувственной культуры является материалистическая установка на мир. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными материальными.

Идеалистический тип культуры - смешанный. Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях. Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты. В данном типе сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам [5, с. 213-217].

Типизация культур по П.А. Сорокину позволяет показать, как системы ценностей определяют характер культур. В мире культуры выделяются нравственные, эстетические и другие ценностные формы, которые несут в себе трансцендентные идеальные сущности ценностного мира человека - красоты, добра, истины и т.д. Эти ценности являются «душой культуры».

В аксиологических исследованиях используют различные классификации ценностей. Ценности можно классифицировать на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относительные и абсолютные и т.д.

Культурные ценности представляют культурно-историческое наследие определенной эпохи в системе ее знаковых форм. Они воплощены в идеалах, традициях, менталитете и обеспечивают сохранение памяти прошлого и трансляцию во времени и пространстве многоаспектной информации.

Накопление ценностей в культуре идет по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление - это накопление ценностей, которое связано с передачей их от одного поколения к другому. Они образуют поле традиций в культуре и являются ее наиболее устойчивой стороной. Традиции не только сохраняются в течение длительного времени, но и передаются от поколения к поколению.

Фундаментальным отличительным свойством человеческого общества является способность создавать, аккумулировать и транслировать информацию о своей жизнедеятельности и ценностях. Культура является системой, которая одновременно содержит в себе совокупный опыт предыдущего существования

человечества, обеспечивает текущую жизнедеятельность общества и создает проекты и механизмы развития этого опыта в будущее. Каждая эпоха рождает свои ценности культуры.

Ценности культуры являются, с одной стороны, средством трансляции во времени и пространстве информации о культуре прошлого, а с другой - выступают в качестве средства жизненной и творческой реализации для действующего поколения.

Можно выделить ряд основных универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры на любом этапе исторического развития общества:

1) сохранение социокультурной информации соответствующей культурной общности и передачи ее во времени (мнемоническая функция);

2) синхронная трансляция данной информации в пространстве по различным каналам (коммуникативная функция);

3) создание условий для самореализации личности за счет взаимодействия с культурным наследием и его дальнейшего развития (креативная функция) [8, с. 20].

Функция сохранения социокультурной информации и передачи ее во времени связана с ее аккумуляцией, содержащейся в наследии прошлого. Она обеспечивает сохранение традиции и является источником информации для жизнедеятельности современного поколения и дальнейшего развития культуры. «Без предания, без традиции, без преемственности культура невозможна» [1, с. 117]. Культурные ценности содержат в себе многовековой опыт человечества. Прошлое культуры предстает в виде физически материальных и нематериальных (неосязаемых) форм наследия, включенных в контекст социокультурной памяти.

Преемственность культуры обеспечивается благодаря закреплению информации в знаковых системах, в качестве которых выступают язык, творения художественной культуры, знаковые системы этического и эстетического плана. Семиотическая память культуры закрепляется в традициях. Текст культуры обладает способностью сохранять память о своих ценностях. Культура представляет собой пространство коллективной ненаследуемой памяти, т.е. надындивидуальный механизм сохранения, трансляции и актуализации самых разнообразных текстов. Культурные ценности являются универсальными источниками ценной для человечества информации, «запечатлевают его поиск смысла жизни и законов бытия» [12, с. 22].

Надежность передачи культурного опыта возрастает при использовании потенциала искусства, религиозных систем и другого, сохраняющих устойчивость во времени. Одной из причин устойчивости данной системы считаются «сложные, тонкие связи, за счет которых достигается глубина эмоционального воздействия» [4, с. 437].

Всякий преобразованный текст культуры является новым лишь на фоне предшествующего, он всегда связан диалогическими отношениями с культурной традицией и хранит в себе память о ней. Новые сообщения порождаются в результате взаимного перевода текстов с одного семиотического языка на другой, отсутствие однозначного соответствия между которыми и позволяет рассматривать данный процесс как творческий. Примером творческой способности памяти может служить память художественной культуры, воплощенная в том числе и в культурных ценностях.

Литература

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М.: ИМА-пресс, 1990. - 288 с.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век.

- М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

3. Гуревич П.С. Культурология и философия культуры // Личность. Культура. Общество. - М., 2004. -Вып. 3. - С. 68-83.

4. Дриккер А.С. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002. - С. 429-446.

5. Иконникова С.Н. П.А. Сорокин о динамике культуры // История культурологических теорий. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2005. - С. 200-224.

6. Абсалямов М.Б. Культурология: учеб. пособие /Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2003. - 50 с.

7. Культурология: учеб. пособие / М.Б. Абсалямов [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2009.

- 344 с.

8. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры / сост. Л.Н. Киселева, М.Ю. Лотман. - СПб., 2002. - 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.