Научная статья на тему 'Культура как образовательная ценность'

Культура как образовательная ценность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
417
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дуранов Илья Игоревич

Рассматриваются культурные ценности как ядро культуры и образования; выделяются аспекты культуры и их связь с содержанием и процессом образования; связь эволюции культуры с изменением содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура как образовательная ценность»

УДК 378

КУЛЬТУРА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И. И. Дуранов

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Рассматриваются культурные ценности как ядро культуры и образования; выделяются аспекты культуры и их связь с содержанием и процессом образования; связь эволюции культуры с изменением содержания образования. Ключевые слова: культура, образование, подход, ценности, эволюция.

Проблема содержания общего и специального образования личности вообще и специалиста в частности, связь этого образования с культурой - одна из важнейших в педагогике. Важно выяснить, в какой мере культура может выступить содержательной основой образования специалиста.

В философии и культурологии отмечается, что особенность культуры заключается в том, что - это искусственный мир, созданный человеком, носящий социокультурный характер. A.C. Кармин в культуре выделяет два аспекта: ценностный и

социальный [2, с. 9].

Ценностный аспект культуры представляет собой ядро образования личности; социальный - отражает процесс социализации личности, вхождения ее в мир общественных ценностей. Этим обусловлено наличие связей культуры и образования. Культура, ее содержание представляет содержательную сторону образования, включение ее в структуру личности, выступает основной целью социокультурного образования, развития личности.

В культуре и образовании имеется свое ядро, причем в том и другом случае ядром выступают ценности. К ядру А.И. Ракитов относит нормы, стандарты, эталоны, правила деятельности, систему ценностей данной этнической и социальной общности. Главная функция ядра культуры - сохранение и передача самоидентичности социума [3, с. 23-24]. Цель и основная функция образования полностью совпадает с функцией культуры: передача общественного опыта, его ценностей подрастающим поколениям.

С позиции содержательно-функционального подхода к образованию личности, следует отнести три аспекта культуры, на которые указывает В.Ф.Шаповалов:

• культура как форма свободной самореализации личности, ее творческого потенциала;

• культура как ценность, ценностное отношение к действительности, связанное с идеалами нравственными, эстетическими, представляющими ценность для личности;

• культура как искусство, созданное человеком, как искусственный мир, отличный от естественной природы [9, с. 526].

Приведенные аспекты культуры подчеркивают общую с образованием содержательно-функциональную связь, основы образования личности специалиста в современном обществе. Это позволяет спроектировать основные направления образовательного процесса будущего специалиста на основе общих структурно-функциональных связей:

• культура и образование выступают средством самореализации, развития творческих способностей личности;

• ядром культуры и образования являются ценности;

• культура и образование выступают как информационные процессы;

• культура и образование выступают как явления социокультурного, порядка, созданью человеком.

Культура, прежде всего, несет информацию, которая аккумулируется в ядре. Через систему воспитания она трансформируется и транслируется от поколения к поколению.

Исходя из анализа философии и истории культуры, научных исследований, посвященных данной проблеме, В.Л. Бенин выделяет в педагогике три подхода к культуре - духовный, этносоциологический и ценностный. Духовный подход ограничивает культуру исключительно сферой духовной жизни общества, производством и потреблением духовных ценностей. Этносоциологический под-

ход рассматривает культуру как накопленный человечеством опыт социальной жизнедеятельности, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его приумножении. Ценностный пдход позволяет рассматривать культуру как систему непреходящих ценностей, как механизм передачи этих ценностей через традиции и обычаи, как способ трансляции и умножения ценностей, как творчество [1, с. 9], и следовательно, как методологическую основу образования. Образование в педагогике рассматривается как процесс и его результат. Образование как процесс призвано передавать культурные ценности подрастающим поколениям. Результатом является включение этих ценностей в структуру личности, руководство ими в повседневной практике.

Взаимосвязи культуры и образования, их развитие зависит от конкретных исторических условий. С развитием культуры происходит обогащение образования. Само развитие культуры и образования носит эволюционный характер.

В науке эволюция трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле выступает как синоним развития, протекающий в живой и неживой природе, социальном мире. В узком смысле эволюция означает постепенные количественные изменения, подготовка к качественным изменениям, к скачку [8, с. 754].

Термин «эволюция» широко используется в биологии, отражающий регуляцию естественного отбора. Это нашло свое отражение в эволюционной теории развития животного (Ч. Дарвин) и растительного мира (К. Линей). В качестве ведущего фактора эволюции рассматривается взаимодействие биологического суъекта с внешней средой (Ж. Ламарк) [7, с. 531-532].

Применительно к социальным системам, эволюция рассматривается как исторический момент развития, как аспект истории, трансформации ее отдельных общественных институтов. А. Тойнби считал, что цивилизации проходят свой путь развития от возникновения через рост, надлом, разложение, до наступления гибели. Наблюдается некоторая закономерность развития цивилизаций, отмечает Тойнби, носящая признаки эволюции [4]. В социологии существует теория социальной эволюции («Эволюционизм социальный»). Яркими представителями этой теории являются О. Конт и Г. Спенсер.

Последний считал, что общественное развитие идет плавно, само по себе и его нельзя сознательно ускорить [5, с. 321].

В культурологии понятие «эволюция» связано с эволюционной парадигмой культуры, эволюцией культуры. Различают эволюцию общую и эволюцию культурную. Эволюция общая рассматривается как глобальный, универсальный адаптационный процесс, как результат межкультурного взаимодействия и обмена культурными ценностями. Эволюция культурная выступает как изменение в устройстве социокультурного порядка, в образе жизни людей; как процесс накопления и передачи из поколения в поколение культурного наследия [6, с. 553-554].

Эволюция в образовании может рассматриваться в онтологическом и филогенетическом плане. Филогенез отражает историческое развитие сферы образования и педагогики как науки, переход с одного этапа развития на более высокий. Филогенетический аспект отражает историю развития культуры этноса (социума), где есть эволюция и скачки, что составляет содержательную сторону образования. В аспекте филогенеза эволюция касается, прежде всего, целей, содержания и методов образования личности.

Онтогенез отражает индивидуальное развитие субъекта. Развитие личности, процесс ее социализации, присвоения культурных ценностей выступает как онтогенетический процесс, связанный, в основном, с преемственным, систематичным образованием и развитием личности.

Сравнительный анализ категорий педагогики, философии и культурологии позволяет сформулировать своеобразный принцип связи культуры и образования, динамики их развития: исходя из

этнологического и филогенетического развития социума и личности происходит эволюция культуры, содержания и процесса образования.

Следовательно, культура выступает как образовательная ценность, образование -средство ее сохранения, передачи новым поколениям.

Литература

1. Бенин, B.JI. Педагогическая культурология /В.Л. Бенин. - Уфа: БГПУ, 2004. - 515 с.

2. Кармин, A.C. Культурология /А.С. Кармин-СП.: Лань, 2001- 832 с.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 15

73

Основания педагогики: методология, понятия, теории

3. Ракитов, А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. / А.И. Ракитов. // Вопросы философии. —1994. —№4. — С. 20-31.

4. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М., 1991. - 736 с.

5. Учебный социологический словарь / под ред. С.А. Кравченко. - М.: Экзамен, 1999. -352 с.

6. Хоруженко, К. М. Культурология.

Энциклопедический словарь. / К. М. Хоруженко. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.

7. Философская энциклопедия. Эволюционная теория. -Т. 5.- М.: ИСЭ, 1970. - 740с.

8. Фшосфский энциклопедический словарь. -М.: ИСЭ, 1989. - 815 с.

9. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности / В. Ф. Шаповалов. -М.: ФАИТ-ПРЕСС, 1998. -576с.

Поступила в редакцию 30 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.