ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
УДК 117 ББК 87
DOI 10.51955/2312-1327 2021 4 224
КУЛЬТУРА КАК ИНОБЫТИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ
Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ
Александр Владимирович Егоров, кандидат философских наук, доцент Иркутский государственный университет путей сообщения,
ул. Чернышевского, 15 Иркутск, 664074, Россия egorov. aleksandr39@mail. ru
Аннотация. В статье исследуется понятие культуры как инобытие абсолютной идеи в философской системе Г. В. Ф. Гегеля. Автор рассматривает философскую систему Г. В. Ф. Гегеля с точки зрения панрационализма и как гениальное культурное явление 19 века.
Ключевые слова: философия, система, идеализм, панлогизм, панрационализм, логика, диалектика, процесс, связь, бытие, культура.
CULTURE AS OTHERNESS IN G. V. F. HEGEL'S PHILOSOPHICAL SYSTEM
Alexander Vladimirovich Egorov, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
Irkutsk State Transport University 15, Chernyschevskogo street Irkutsk, 664074, Russia egorov. aleksandr39@mail. ru
Abstract. The article examines the concept of culture as otherness of an absolute idea in G. V. F. Hegel's philosophical system. The author considers G. V. F. Hegel's philosophical system in terms of panrationalism and as a brilliant cultural phenomenon of the 19th century.
Keywords: philosophy, system, idealism, panlogism, panrationalism, logic, dialectics, process, connection, being, culture.
Человек как субъект и объект исторической общности в любом случае есть носитель определенной культуры. Культура - это исторический многомерный культ и не только как действенное почитание, но и как деятельный образ жизни. Культура всегда есть актуальная проблема человеческого существования. У Гегеля культура (как Bildung-образование) вплетена в процесс прохождения абсолютной идеи. Уже в логике появление абсолютной идеи, где идет процесс саморазвития понятий, есть, само по себе, культурное явление.
Рассмотрим абсолютную идею как культурное явление. Абсолютная идея развивается в лоне чистого мышления, в самой себе. Идет процесс становления и развития абсолютной идеи, и она предстает как мышление, не требуя никаких внешних сил. Абсолютная идея у Гегеля, обладая мышлением, проходит через всю историю человечества от понятия ничто до формы абсолютного духа - философии. Абсолютная идея является безусловным единством понятия и предмета, она включает в себя субъект и объект, разум и мышление, сознание и бытие, развитие как деятельность. В логике она развивается только в понятиях. Словом, первоосновой всего сущего Гегель считает абсолютную идею, она же и абсолютный дух, и мировой разум. Абсолютная идея есть творческое духовное начало, проявляющее себя в сознании, природе, обществе и истории. Абсолютная идея совершает культурный круг и его невозможно представить без форм культурных преобразований.
Абсолютную идею мы находим в логике, которая занимает центральное место в философской системе Гегеля. Её предметом является сама абсолютная идея. Логика Гегеля состоит из учения о бытии, сущности и учения о понятии. Началом движения логических категорий будет чистое бытие. Бытие у Гегеля лишено всяких определений, представляет чистую отвлеченность и поэтому равно ничто. Уже с самого начала своей системы Гегель рассматривает понятие как предмет мышления.
Изначально существует абсолютная идея - это, своего рода, субстанция, которая находит своё проявление в нравственном и культурном мышлении. Мы видим культуру логического мышления в понятиях, развитии и связях. В начале логика, затем философия природы и философия духа, и все это находится в диалектическом процессе. Гегель придает абсолютной идее самостоятельное значение, она способна мыслить, самостоятельно развиваться. Субъектом и объектом абсолютной идеи выступает мышление, которое находит себя в своей собственной стихии.
Что собой представляет абсолютная идея? Это, по Гегелю, объективное явление, в котором потенциально вмещаются различные формы проявления культурного духа. Абсолютная идея - это начало начал мышления, развития, всех форм понятий, она автономное явление, в котором есть силы, энергия для своего существования. Это, своего рода, клубок, полный знаний, способный развертываться, имеет свойство мыслить, переходить из одной формы в другую, проявляться в субъективных, объективных и абсолютных формах культурного духа. Словом, абсолютная идея изначально предполагает своё развертывание в культурных формах. Логика, философия природы и философия духа - это единый процесс философии культуры. Ни один шаг абсолютной идеи не может обходиться без культурных связей и переходов.
Культура находит себя во всех формах проявления объективного духа в делах народа, это проявление телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Это выражение и результат самоопределения воли народа и человека. Абсолютная идея - это чистая форма понятия, которая
созерцает своё содержание как саму себя. В абсолютной идее все предшествующие моменты развития находятся в снятом виде. В своём саморазвитии абсолютная идея проходит различные формы общественного сознания, а это уже абсолютный дух, который венчает философскую систему Гегеля. Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие. Идея у Гегеля стала безусловным единством субъекта и объекта, понятия и предмета. Она существует сама по себе, и сама себя познает в такой форме как философия. Её единственная форма существования -мышление, а мышление предполагает разум в форме субъективного духа. В абсолютной идее мы находим предмет мышления - разум, становление и развитие форм духа. Абсолютная идея всеобъемлюща, она включает понятие культуры и имеет культурное содержание. В абсолютной идее мы находим все, что связано с жизнью человека. А человек есть культурный элемент абсолютной идеи. Нет логики без человека, только разумному человеку свойственно увидеть эскалацию понятий, ведущих на божественный Олимп. Только Гегелю удалось найти конец нити понятийного клубка и распустить его.
Идея есть развертывающее в диалектическом процессе мышление, а действительность есть развитая идея. Идея проходит три ступени развития: идея как жизнь, как познание и как абсолютная идея. Абсолютная идея - это чистая форма понятия, которая созерцает своё содержание как саму себя. В абсолютной идее все предшествующие моменты развития находятся в снятом виде. Диалектика абсолютной идеи есть изложение процесса саморазвития категорий в самом тексте философской системы.
Логика у Гегеля совпадает с диалектикой и теорией познания. Диалектика чистого понятия составляет общий закон развития как природы, так и мышления. Всякое развитие идет по схеме: тезис, антитезис и замыкающий синтез, т. е. тройственный цикл развития идет до нового понятия. В саморазвитии понятие истина находит своё существование и содержит культурно-духовную природу. У Гегеля диалектика понятий определяет собой диалектику вещей, процессов в природе и обществе. Мы видим, что Гегель находится под властью понятия как реального явления. В понятии идей Гегель видит источник всякого развития.
Понятие как живое существо имеет потенцию к саморазвитию. Понятие - это живая душа, обладает волей и выступает как источник становления всего, как субстанция. Понятие у Гегеля живет самостоятельной жизнью, оно имеет силы для своего развития. Гегель рассматривает понятие со стороны содержания, от всеобщего к единичному, от абстрактного к конкретному. Всеобщее понятие творческое исходящее начало существует самостоятельно. Понятие есть абсолютная творческая сила, порождающая все наличное, т. е. конкретные предметы. Все материальное бытие Гегель вмещает в понятие. Понятие есть начало всякой жизни. Понятие как форма мышления отрывается от мыслящегося субъекта, от человека и человечества. Понятие выступает как истина, как развитие. Моментами развития являются следующие понятия: всеобщее, особенное и единичное. Всеобщее выступает
творческим, исходным началом. «Всеобщее не просто противостоит особенному и единичному как нечто чуждое им, а вбирает их в себя, будучи выражением их сущности не есть результат обобщения» [Гегель, 1970, с. 44].
Отправным моментом философской системы Гегеля является тождество бытия и мышления, т.е. законы внешнего мира, идеальные образы мышления совпадают с реальными предметами, они идентичны с выводами мышления. Самодвижение понятий Гегель связывает с законом единства и борьбой противоположностей. Основой развития является противоречие, оно есть движущая сила, оно не терпит покоя. Наличие противоречий свидетельствует о свободе развития и борьбе. Такая ситуация процесса предполагает свободу. Свобода мыслится как осознанная необходимость. Есть благородный негатив свободы, это её разрушительная деятельность старого, но в становлении нового общественного строя. Таким образом, логика с её инструментарием - понятием подводит нас к истине. Истина рассматривается как процесс совпадения мысли с объектом.
Культура у Гегеля - это прежде всего - процесс, это инобытие идеи. Культура уже заложена в самой абсолютной идее. Она уже сама по себе -культура. Более ясно она проявляется с развитием субъективного духа, который не может жить, общаться и не создавать материальные ценности. Абсолютная идея из процесса чистого мышления воплощается в определенные культурные вещи. Инобытие абсолютной идеи мы видим на объективной ступени - в семье, обществе и самое важное, что нравственная форма культуры находит свое место в государстве. Нельзя представить государство без правовой культуры. Объективный дух, воплощаясь в праве, морали и нравственности, идет дальше.
Нравственность есть высшая ступень развития объективного духа. Непосредственно нравственность проявляется в семье. Семья, по Гегелю, -это природно-нравственный союз, это единство индивидов. Из множества семей складывается гражданское общество. А высшее единство семей, примиряющее противоречия общества, образует государство. Но государство не всегда способно разрешить все противоречия гражданского общества. И далее абсолютная идея переходит в абсолютный дух, где субъект и объект культуры, отождествляясь под влиянием абсолютного духа, воплощается в искусстве. Абсолютный дух восходит через этапы к абсолютному знанию. Дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, через эмоциональное переживание - в религии и адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. В каждом своем проявлении у каждого народа культура конкретна и исторична.
Абсолютная идея отпускает себя в философию культуры, религии и искусства. Культура является чуждой средой для идеи, последняя же стремится снова возвратиться в родную для нее стихию и познать себя в адекватной форме. Культура - это форма отчуждения абсолютной идеи.
На исходном этапе культура как понятие вернулась сама к себе с более богатым содержанием. В итоге, культура - это способ самосознания человека, это выражение самосознания человечества. Культура как понятие,
как творческое духовное начало проявляется на разных уровнях абсолютной идеи, а затем она вновь возвращается в логику понятий. Культура есть содержание абсолютной идеи. Культура как понятие и как сама жизнь не умирает, остается благотворной почвой для всходов молодых поколений. В философии абсолютная идея превращается в абсолютный дух, где находит своё венчание. Здесь останавливается саморазвитие идеи как самостоятельной субстанциональной сущности. А ведь жизнь продолжается, идет дальше.
Диалектика мышления, душа логики не дает покоя, она расширяет рамки этой системы. Историческое время как бы обуздывает человеческую мысль, как бы её останавливает. Но это есть противоречие самой жизни, когда мы ещё не можем дать оценку переживаемого момента. Человеку свойственно жить в жестких рамках истории дня. Но диалектика как наиболее общее мышление бьется как волна, которая подтачивает острые грани бытия. Диалектика - это мудрость жизни и мышления, это вечное древо жизни.
Итак, отправным моментом философской системы Гегеля является вездесущий принцип панрационализма. Этот принцип Гегеля заложен в таком явлении: «что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» [Гегель, 2007, с. 41]. Абсолютная идея шествует у Гегеля от чистого мышления до конкретных форм сознания, разума и деятельности человека. Начиная с философии природы, которую рассматривает Гегель не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания.
Гегель создает идеалистическую концепцию культуры, в основе которой лежит и господствует абсолютная идея. Абсолютная идея у Гегеля с объективной необходимостью проявляет себя через отношения и деятельность людей, она как абсолютный разум творит культуру. Панрационализм лежит в основе всемирно-исторического процесса. Гегель рассматривает ход разума от одной культурной формы к более сложной -другой.
Мировой разум наделен силой и является основой исторического процесса. Для Гегеля историческая действительность является развитием мирового духа, который проходя все ступени природы и истории, делает себя тем, что он есть в себе, своим делом, своим творением. Гегель всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. Как видно, панлогизм строится на шествии и развитии панрационализма. Мировой дух не может быть без разума, мышления, без субъекта и его предметной деятельности, т.е. без искусства, религии, философии, без общих форм сознания.
Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие. Идея есть развертывающееся в диалектическом процессе мышление. Она существует сама по себе, и сама себя познает в такой форме как философия. Философия выступает как последняя форма проявления абсолютной идеи, она у Гегеля идеальный предвестник конца мира.
Все шествие абсолютной идеи можно представить как культурное явление, как процесс зарождения и развития культуры. Да и сама абсолютная идея есть форма проявления культуры. Абсолютная идея находит свою реализацию в логике. А логика в своих понятиях не может существовать без исторически культурного человека. Культурный человек может реализоваться только в его деятельном проявлении. Та взаимосвязь понятий, от абстрактного, отвлеченного до форм общественного сознания, в конечном итоге, не может осуществиться без деятельного разумного человека. Однако, вся пирамида понятий в логике, уложенная в философскую систему Гегеля, носит идеалистический характер, не имея сил выхода в реальную практику.
Одну из форм самореализации человека Гегель отводит искусству. В искусстве человек осознает себя как дух. Искусство помогает человеку раскрывать истину в чувственной форме, в художественном оформлении. Искусство имеет познавательную ценность, оно берет свой источник в абсолютной идее. Его целью является чувственное изображение самого абсолютного. Содержание искусства - это идея, а форма - чувственный образ. Каждая эпоха имеет свой основной вид искусства. Искусство должно выражать важнейшие моральные, философские особенности времени. Но развитие мира наделено принципом отчуждения: одно уходит, приходит другое. Светлый античный мир сменился долгим терпением средневековья. По словам Гегеля - уже все то, что высказано и пропето, не может появиться вновь.
Итак, пройдя через формы общественного сознания, абсолютная идея в образе абсолютного духа возвращается восвояси - в лоно чистых понятий. В этом Гегель видит законченность своей философской системы. Словом, где бы только не шастала абсолютная идея, она возвращается в Германию как образец культурного государства. А мы осознаем, что сам факт появления Логики - это гениальное культурное явление в истории философии. Немецкая классическая философия в лице Гегеля занимает необходимое историческое место в развитии философской мысли 19 века.
Библиографический список
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1970. 501 с.
Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. М.: Мир книги, 2007. 464 с.
References
Hegel G.V.F. Science of logic. In 3 volumes. V. 1. М.: Mysl', 1970. 501 p.
Hegel G.V.F. Philosophy of right / Trans. from German by B.G. Stolpner. М.: Mir knigi, 2007.
464 p.