Научная статья на тему 'Культура как горизонт знаков и ценностей'

Культура как горизонт знаков и ценностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1662
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТЕКСТ / ЗНАК / ЦЕННОСТЬ / СИМВОЛ / СМЫСЛ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / КОНЦЕПТ / CULTURE / TEXT / SIGN / VALUE / SYMBOL / MEANING / CULTURAL CODE / CONCEPT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Агапова Тамара Вадимовна

Исследована одна из важнейших тем культурологии: семиотический и аксиологический аспекты культуры. Культура рассмотрена как знаковая среда, символизирующая содержание различных представлений о ценностях той или иной культурной общности. На основе системы ценностей выделены концептуальные коды и показана разница в ценностных определенностях русской и немецкой культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS HORIZON OF SIGNS AND VALUES

The article deals with one of the most important cultural problems: semiotic and axiological aspects. The culture is considered as the signs' sphere, which symbolizes different conceptions of values of either cultural community. On the basis of value system the author distinguishes the concept codes and shows the difference of values in Russian and German cultures.

Текст научной работы на тему «Культура как горизонт знаков и ценностей»

УДК 008 (1-6)

Т.В. АГАПОВА

КУЛЬТУРА КАК ГОРИЗОНТ ЗНАКОВ И ЦЕННОСТЕЙ

Ключевые слова: культура, текст, знак, ценность, символ, смысл, культурный код, концепт.

Исследована одна из важнейших тем культурологии: семиотический и аксиологический аспекты культуры. Культура рассмотрена как знаковая среда, символизирующая содержание различных представлений о ценностях той или иной культурной общности. На основе системы ценностей выделены концептуальные коды и показана разница в ценностных определенностях русской и немецкой культур.

T.V. AGAPOVA CULTURE AS HORIZON OF SIGNS AND VALUES

Key words: culture, text, sign, value, symbol, meaning, cultural code, concept.

The article deals with one of the most important cultural problems: semiotic and axiological aspects. The culture is considered as the signs’ sphere, which symbolizes different conceptions of values of either cultural community. On the basis of value system the author distinguishes the concept codes and shows the difference of values in Russian and German cultures.

Предметное поле культурологического знания рождалось в процессе рефлексии пространственно временных способов бытия человека и общества, в решении вопросов о конкретно исторических универсальных структурах культур, их образов, типов и исторических форм [1, с. 322]. Семиотика здесь призвана выполнять смыслоорганизующую роль в культурологическом знании.

В культуре каждый знак несет важную предметную, ценностную, историческую и деятельностную информацию. Он выступает в коммуникативном или трансляционном процессе указателем на другой предмет (свойство, явление, понятие, действие) и замещает его в деятельности сознания. Знак является основным средством, с помощью которого осуществляются фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов социальных групп между собой.

Особую роль в коммуникативном или трансляционном процессе играет знак-символ. Принципиальное отличие символа от знака заключается в том, что смысл символа не подразумевает прямого указания на означаемый объект. Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченное значение, в той или иной степени связываемое с этим объектом. При этом предметная, знаковая форма символа может иметь и даже стремиться к сохранению внешнего подобия с символизируемым объектом или быть намеренно стилизованной под него, или иметь в качестве означаемого объекта специфическую черту, свойство, примету этого объекта.

Ставя разграничение между знаком и символом, Л. Витгенштейн указывает на то, что «знак - это написанное начертание или звук. Мы издаем звук, придаем начертанию, закорючке - слову значение, с которым оно употребляется в высказывании, имеющем смысл. Все, что необходимо для знака, чтобы он стал символом, само является частью символа. Эти соглашения являются внутренними для символа и не соотносят его с чем бы то ни было. Объяснение делает символ полным, но не выходит за его рамки. Знак может быть бессмысленным, символ - не может» [8, с. 295].

По мнению Э. Кассирера, символ представляет собой знак (образ), содержащий в себе духовную энергию, через которую с ним соотносится некое смысловое значение. Символ не единообразен и статичен, а подвижен и изменчив, так как выражает одно и то же значение с использованием языков или терминов. Автор считает принцип символизма универсальным, значимым и общепринятым для мира человеческой культуры. Символический универсум,

образуемый внутренними формами культуры (языком, мифом, религией, искусством, наукой), Кассирер связывает со специфически человеческим способом адаптации к окружающей среде, формирующем дополнительно к физическому миру новое измерение реальности [4, с. 471].

А.Ф. Лосев связывает символ с художественным образом. Он считает, что символ обладает для нас огромной познавательной силой. Символ «во-первых, есть живое отражение действительности, во-вторых, он подвергается той или иной мыслительной обработке, и, в-третьих, он становится острейшим орудием переделывания самой действительности» [6, с. 15]. Каждый знак является неразвернутым символом, его зародышем. Всякий символ, по крайней мере, в некоторой степени, является развитым, развернутым знаком, имеющим бесконечное количество значений.

Символ всегда представляет собой некоторый законченный текст, обладающий самостоятельным смыслом и выраженной границей, позволяющими однозначно выделить его из окружающего семиотического контекста.

Конкретная культура - это сложная и постоянно меняющаяся система. Она взаимодействует с другими культурами, борется и сотрудничает с ними. В рамках одной культуры вещь может стать знаком, тогда как в другой этого не происходит. Одну и ту же форму одна культура наделяет одними смыслами, а другая - другими. В разных культурах одной и той же вещи могут придаваться разные значения и содержательность. Смыслы культуры всегда имеют знаковую форму, они являются их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Многообразие генерируемых культурой смыслов никогда не бывает адекватным конечному числу существующих общепринятых знаковых форм. Это несоответствие, с одной стороны, приводит к искажению, метафоризации смысла при означении, а с другой - к возрастающей по мере существования в пространственно-временном измерении многозначности (полисемантизму) языка. Знаковая форма тяготеет над смыслом и может определенным образом искажать его в разных типах интерпретации знака. Оценка истинности или соответствия осуществляется в рамках конкретного языка. Сами понятия «истинность», «соответствие» есть понятия теории познания. В познавательном процессе целью являются получение истинного знания и выведение истинных значений знаков. Для культурной семантики (в отличие от логической) наличие несоответствий (намеренных или ненамеренных) может служить важной характеристикой текста культуры.

Типичным определением смысла знака является, во-первых, отсылка к его значению, во-вторых, к его значимости - здесь речь идет об аксиологическом аспекте культуры. Смыслы культуры связаны с ее ценностным основанием, со значимостью предметов и процессов. Под ценностями обычно понимают любые явления, которые имеют какую-либо значимость для человека. Если мы говорим о значимости, «конституирующей некоторую ценность в обществе, то имеем в виду отношение субъекта (индивида или общества) к какому-то явлению или событию» [5]. Культурная значимость образует одно из оснований смыслового содержания знакового мира культуры. Она выходит за рамки семантического представления знака.

Значимость - это мостик между семантическим и аксиологическим содержанием знаковых систем культур. Она является общей характеристикой ценностного отношения. Ценности - это важнейшие компоненты человеческой культуры. Существование ценностей укоренено в экзистенциальной активности субъекта его культурного творчества. Они определяют содержание его диалога с другими людьми, ориентированного не только на область сущего, но и на значимое, нормативно должное. Процесс развития культуры сопряжен с переоцен-

кой ценностей, с выдвижением новых эталонов, с позиций которых рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Ценности отражают особенности, потребности, интересы человека и служат основанием оценки значения явлений действительности для субъекта. Отношение к субъекту содержит исходный принцип ценностного отношения. Продукт материальной или духовной деятельности становится благом, или ценностью, в рамках этого отношения, когда он что-то значит для субъекта.

В культурологическом познании проблема ценностей занимает особое место, прежде всего, в связи с широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством, что делает ценности специфическим объектом культурологического анализа. Культурологическое знание предстает как знание аксиологическое и в контексте интерпретаций культуры как регулятивно-нормативной области человеческой жизнедеятельности. Поскольку ценности, наряду с нормами, образцами, идеалами - важнейшие компоненты этой регулятивной системы, анализ аксиологических оснований различных видов социальной практики выступает как одна из базовых составляющих культурологического исследования. Аксиологическая проблематика в культурологии существует также в контексте разработки проблемы идеалов, т.е. обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни, о той нормативной модели, ориентацию на которую и стремление к которой задается в каждой культурной системе.

В сознании общества выделяют мир таких ценностных форм, как нравственные, эстетические и другие, которые несут в себе трансцендентные идеальные сущности ценностного мира человека - красоты, добра, истины и т.д. Эти ценности являются «душой культуры».

Существуют различные классификации ценностей. Ценности можно классифицировать на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности -средства и ценности - цели, относительные и абсолютные и т.д. Каждая сфера культурной деятельности человека обладает определенным ценностным измерением: ценностями экономики, социального порядка, политики, религии и т.д. Ценности, выраженные в знаковых формах, составляют смысловые основания текстов культуры. Изучая ценностный мир конкретной социальной группы, мы можем понять ее как феномен в тексте культуры.

Культурные ценности представляют культурно-историческое наследие определенной эпохи в системе ее знаковых форм. Они воплощены в идеалах, традициях, менталитете и обеспечивают сохранение памяти прошлого и трансляцию во времени и пространстве многоаспектной информации.

Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление - это накопление культурных ценностей, которое связано с передачей их от одного поколения к другому. Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Фундаментальным отличительным свойством человеческого общества является способность создавать, аккумулировать и транслировать от поколения к поколению информацию о своей жизнедеятельности. Культура является системой, которая одновременно содержит в себе совокупный опыт предыдущего существования человечества, обеспечивает текущую жизнедеятельность общества и имеет механизмы развития этого опыта в будущее.

Культурные ценности являются, с одной стороны, средством трансляции во времени и пространстве информации о культуре прошлого, а с другой -выступают в качестве средства жизненной и творческой реализации для действующего поколения.

Можно выделить ряд основных универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры на любом этапе исторического развития общества: 1) сохранение социокультурной информации соответствующей культурной общности и передачи ее во времени (мнемоническая функция); 2) синхронная трансляция данной информации в пространстве по различным каналам (коммуникативная функция); 3) создание условий для самореализации личности за счет взаимодействия с культурным наследием и его дальнейшего развития (креативная функция) [7, с. 20].

Мнемоническая функция связана с аккумуляцией социокультурной информации, содержащейся в наследии прошлого. Она обеспечивает сохранение традиции и является источником информации для жизнедеятельности современного поколения и дальнейшего развития культуры. «Без предания, без традиции, без преемственности культура невозможна» [2, с. 117]. Культурные ценности содержат в себе многовековой опыт человечества. Прошлое культуры предстает в виде физически-материальных и нематериальных (неосязаемых) форм наследия, включенных в контекст социокультурной памяти.

Преемственность культуры обеспечивается благодаря закреплению информации в знаковых системах, в качестве которых выступают язык, творения художественной культуры, знаковые системы этического и эстетического плана. Семиотическая память культуры закрепляется в традициях. Текст культуры обладает способностью сохранять память о своих ценностях. В этом отношении культура представляет собой пространство коллективной ненаследуемой памяти, т.е. надындивидуальный механизм сохранения, трансляции и актуализации самых разнообразных текстов. Культурные ценности являются универсальными источниками ценной для человечества информации, «запечатлевают его поиск смысла жизни и законов бытия» [10, с. 22].

Надежность передачи культурного опыта возрастает при использовании потенциала искусства, религиозных систем и др., сохраняющих устойчивость во времени. Одной из причин устойчивости данной системы считаются «сложные, тонкие связи, за счет которых достигается глубина эмоционального воздействия» [3, с. 437]. Преемственность культуры обеспечивается не только традицией, но и способностью транслироваться во времени. Преобразованный текст культуры является новым лишь на фоне предшествующего, он всегда связан диалогическими отношениями с культурной традицией и хранит в себе память о ней. Новые сообщения порождаются в результате взаимного перевода текстов с одного семиотического языка на другой, отсутствие однозначного соответствия между которыми и позволяет рассматривать данный процесс как творческий. Примером творческой способности памяти может служить память художественной культуры, воплощенная, в том числе, и в культурных ценностях.

Второе направление - накопление и развитие культурных ценностей по горизонтали - проявляется в диалоге различных культур. Диалог актуализирует смыслообразующую функцию текста и может рассматриваться как один из факторов выработки новой структуры базовых ценностей и стратегий современного развития. Творчество в любой сфере человеческой деятельности черпает свои силы в культурных традициях, но достигает расцвета в контактах с другими культурами. Культурные ценности создают прекрасную среду для творчества во всем его многообразии и способствуют диалогу между культурами. Культурные традиции могут осуществлять знаковую и ценностную функции, выступая как ценности и текст культуры. Традиции, как способ сохранения культуры, показывают, что культура - это не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности, способ человеческой жизни в целом. Культурная память, являясь консервацией текстов, может стать интегрирующей силой, способной объединить и гармонизировать все компоненты современного

общества. Ценности помогают человеку самостоятельно построить собственную картину мира. Культурные традиции проявляются как в вертикальном направлении, так и горизонтальном. Они представляют собой одну из самоценных интерпретаций, позволяющих лучше осознать смысл целостного явления мировой культуры. Позиция равноправия базовых ценностей культурных традиций открывает возможности для их синтеза, «интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия» [9, с. 8].

Семиотический и аксиологический подходы в понимании культуры позволяют рассматривать ее как текст со своими знаковыми и ценностными смыслами, находить для их расшифровки коды и содержательные контексты.

Культурные коды - это системы поведения и ценностей. Умберто Эко выделяет следующие типы культурных кодов: 1) этикет - как систему жестов, конвенций, табу, иерархий и т.п.; 2) системы моделирования мира, включающие в себя мифы, легенды, теологические системы, создающие единую картину, которая отражает глобальное видение мира с позиций какого-либо сообщества; 3) модели социальной организации общества [11, с. 516].

Культура Концепт Русская Немецкая

Богатство Золотой мешок; золотой дождь; в золоте купаться, но и: не в деньгах счастье; не иметь сто рублей, а иметь сто друзей -показывают амбивалентное отношение. Быть богатым означает иметь много золота. Ein grosses Haus fthren управлять большим домом; einen reich gedeckten Tisch haben иметь богато накрытый стол (иметь зажиточную жизнь) - выражают реальные потребности (желания).

Бедность Снимать угол; ни ложки, ни плошки; ветер свистит в карманах; ни кола, ни двора - показывают всестороннюю бедность. Vor leeren Schrnsseln sitzen сидеть перед пустыми мисками (голодать); bei Wasser und Brot sitzen сидеть на хлебе и воде; nicht das Salz zur Suppe haben не иметь соли к супу - показывают неимение достаточной пищи.

Бездельничать Есть чужой хлеб; плевать в потолок; лежать на печи; ворон считать - выражают полное безделье, ничего неделанье. Hinter dem Ofen sitzen und Apfel braten сидеть за печкой и печь яблоки - показывает выполнение небольшой работы .

Равнодушие Моя хата с краю; хоть трава не расти - показывают полное безразличие. Es ist jemandem alles Wurst кому-то все равно - сравнение с колбасой, выражает небольшую заинтересованность.

Выражение радости Прыгать до потолка; плакать от радости - показывают гротескное выражение радости. Er hat Weizen feil у него пшеница на продажу (он процветает) - показывает реальную радость.

Умный Не лыком шит; башковитый -непростой человек, опытный. Jemand ist nicht hinter dem Mond кто-л. не позади луны (кто-л. человек не темный). Немцы часто используют небесные светила в своих фразеологизмах: in den Mond gucken остаться ни с чем; den Mond anbellen лаять на луну.

Можно выделить еще одну группу культурных кодов - концептуальные коды. Концепты - это системы значений в текстовой картине культуры. Концептуальные коды - это суммы значений, связанные единством смысла (ценностей). На основе системы ценностей, закрепленных в языке и культуре, можно постро-

ить модель ценностной картины мира конкретного социума. Совокупность ценностных (культурных) доминант образует определенный тип культуры, сохраняемый в языке. Знания людей об объективной действительности организованы в виде концептов, абстрактных ментальных структур, отражающих различные сферы деятельности человека. Концепты, сформированные носителями языка и хранящиеся в памяти людей, образуют концептосферу языка.

На основе концептов с использованием фразеологизмов двух культур -русской и немецкой - мы можем увидеть разницу в ценностных определенностях двух культур.

У каждой культуры свое культурно-историческое развитие и свое национальное понимание концептов. Фразеологизмы как раз и формируются на базе этого развития и своеобразного национального понимания. Они выражают национально окрашенное отношение к миру, образ жизни, систему ценностей. Сравнив две культуры, мы видим, что каждый народ образует концепты тех фрагментов действительности, которые важны для него в тот или иной период времени. Концепты русского языка выражают амбивалентный и гротескный характер ценностного мира культуры (гротескные и абсолютные формы и живую диалектическую практику реальной жизни). В языке немецкой культуры четко выделяются два полюса ценностей: идеальные формы разума и ценности труда, приносящего пользу здесь и сейчас.

Культура - это горизонт знаков и ценностей. Исследуя знаковую природу культуры, мы раскрываем ее ценностную сторону. И наоборот, изучая ценности культуры, мы можем показать их знаковость. В рамках семиотического подхода культура может рассматриваться как знаковая среда, символизирующая содержание культурно-исторических, этических, нравственных и других представлений о ценностях той или иной культурной общности.

Литература

1. Абсалямов М.Б. Сибирь: бытие и время / М.Б. Абсалямов. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2008. 334 с.

2. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. М.: ИМА-пресс, 1990. 288 с.

3. Дриккер А.С. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения / А.С. Дриккер // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс - Традиция, 2002. С. 429-446.

4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. 779 с.

5. Кравец А.С. Смыслы и ценности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. 2007. № 6. С. 7-8.

6. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1995. 319 с.

7. Лотман Ю.М. История и типология культуры: семиотика и типология культуры / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство СПб., 2002. 768 с.

8. Руднев В.П. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / В.П. Руднев. М.: Прогресс, 1993.

352 с.

9. Степин В.С. Высокие технологии и проблема ценностей / В.С. Степин // Высокие технологии и современная цивилизация: мат. науч. конф. / редкол.: В.С. Степин (отв. ред.) и др. М.: ИФ-РАН, 1999. С. 4-10.

10. Шулепова Э.А. Историческая память в контексте культурного наследия / Э.А. Шулепова // Культура памяти: сб. науч. ст. / М-во культуры РФ, Рос. институт культурологи; науч. ред. Э.А. Шулепова; сост. А.В. Святославский. М., 2003. С. 11-26.

11. Эко У. Отсутствующая структура / У. Эко. СПб.: Symposium, 2004. 544 с.

АГАПОВА ТАМАРА ВАДИМОВНА - старший преподаватель кафедры иностранных языков, Красноярский государственный аграрный университет, Россия, Красноярск (Agapova-07@mail.ru).

AGAPOVA TAMARA VADIMOVNA - senior teacher, Krasnoyarsk State Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.