УДК 316.61:159.923.5
Р. А. Зобов
Культура как фактор формирования творческой личности
Культура лежит в основе развития любого общества. Творческая личность формируется в процессе включения в культуру как целое. Приобщение к отдельным компонентам культуры порождает одностороннюю личность. Потребность в творческой личности значительно возрастает в современном социуме.
Ключевые слова: культура, творческая личность, креативность, творчество, научная школа, наука, развитие
Roman A. Zobov
Culture as a factor of formation of the creative personlity
Culture underlies the development of any society. Creative personality is formed in the process of integrating into the culture as a whole. An introduction to the components of culture creates a one-sided personality. The need for creative personality is greatly increased in modern society.
Keywords: culture, creative personality, creativity, creativity, scientific school, science, development
В контексте современного техногенного общества находится большое количество людей, значительно отличающихся друг от друга. Большинство населения составляют граждане односторонние, включенные в систему материальной культуры и ориентированные преимущественно на достижение жизненного успеха в виде достижения материального благополучия на возможно более высоком уровне. Другую группу составляют творческие личности, считающие жизненным успехом реализацию своего внутреннего мира значительно отличающегося от окружающей их материальной действительности.
Понятно, что достижение гармонии между такими группами людей, необходимой для нормального функционирования социума, представляет достаточно сложную проблему. Это хорошо понимали философы, социологи и продвинутые политические деятели. Скажем, Д. Вашингтон справедливо утверждал, что никакая нация не может достигнуть процветания, пока люди не осознают, что пахать поле - такое же достойное занятие, как и писать поэму. В. Соловьев был убежден в том, что общество в своей хозяйственной жизни должно быть организованным осуществлением добра1.
Да и в современном обществе становится все более очевидным, что материальная деятельность людей в рамках тех или иных корпораций является гораздо более плодотворной в тех случаях, когда между ними устанавливаются дружественные отношения. И не случайно формируются механизмы, способствующие повы-
54
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
шению уровня этических отношений между людьми. В хорошо развитом обществе четко просматривается ситуация исключительной важности совершенствования нравственно - психологического фактора в сфере экономических отношений.
Следует отметить, что в современном обществе все более востребованной становится творческая личность. Связано это с тем, что появляется все большее количество проблем, решение которых возможно только на основе представлений, лежащих за пределами тех подходов, которые формировались в рамках классических научных представлений ньютонианского типа. Такие представления основаны на использовании, идей которые не вписываются в существующие научные теории и поэтому рассматриваются как «абсурдные». Интерес к таким идеям все более возрастает, но для их принятия требуется расширение горизонта человеческого сознания, что достигается на уровне творческой личности. На этой основе открываются новые возможности для решения новых нетрадиционных проблем, жизненно важных для прогрессивного развития общества.
Однако расширение горизонта сознания творческого человека первоначально достигается в рамках полноценной культуры. Приобщенность же к ее отдельным компонентам (наука, религия, искусство и пр.) часто приводит к формированию креативной личности, которая способна высказывать различные идеи, которые часто воспринимаются ей как высшие ценности, без которых ее существование якобы является бессмысленным. Среди них можно отметить такие, как достижение материального благополучия на возможно высоком уровне, Личная непогрешимость, необходимость достижения личного успеха, самодостаточность и тому подобное.
Зацикленность на такого рода представлениях часто порождает деструктивные тенденции в различных сферах. Скажем, в рамках той или иной науки креативный человек глубоко убежден в том, что те или иные законы являются необходимым условием его самоутверждения и отступление от них означает понижение его значимости. В социальной сфере, если государство не признает его высокой значимости, то это рассматривается как великое оскорбление со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Креативная личность часто представляет значительную опасность и стимулирует деструктивные тенденции. Например, если по тем или иным причинам общество отвергает установки такого человека, то он сравнительно легко включается в те сообщества, которые высоко оценивают его позиции. Это могут быть секты, криминальные структуры, антигосударственные группировки и т. п. В этих условиях часто реализуются террористические акты и т. п.
На уровне креативности часто формируются замкнутые группировки людей с одинаковыми или аналогичными ориентациями. Такие группы замыкаются в себе и изолируются от всех остальных. Вообще, креативное сознание было широко распространено на ранних стадиях исторического развития, когда приобщение к полноценной культуре была мало доступной для большинства людей2.
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
55
Раздел I. Социологический анализ культуры
Ситуация значительно изменяется, когда люди начинают приобщаться к полноценной культуре, включающей как материальные, так и духовные компоненты. В этих условиях креативные установки начинают ориентироваться на социум и и человек становится творческой личностью. Это связано с тем, что человек оказывается включенным в культуру как целое, а такая культура, в совокупности всех взаимосвязанных ее компонент, лежит в основе общества и стимулирует его развитие. Тем самым деятельность человека начинает ориентироваться на поступательное развитие социума. В таких условиях формируется многосторонняя творческая личность с широким горизонтом сознания.
Естественно, такая личность ориентирована на достижение гармоничного доброжелательного отношения к различным компонентам культуры. И не случайно наиболее благоприятная для общества ситуация возникает в том случае, когда люди получают удовлетворение от своей деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми на основе дружеских отношений с ними.
В нормально функционирующем обществе должна существовать среда, стимулирующая формированию творческой личности. В настоящее время такой средой для большинства людей является процесс образования. Образование ориентировано, прежде всего, на личность, эффективно решающую проблемы, необходимые государству в данный момент времени. Естественно, наиболее востребованным оказывается человек, решающий конкретные проблемы традиционными, хорошо отработанными методами.
Однако такой человек оказывается жестко привязанным к науке как одной из компонент духовной культуры. Понятно, что он не несет моральной ответственности за результаты своих действий, но оказывается наиболее востребованным обществом. И не случайно система образования длительное время ориентировалась на формирование именно таких специалистов. Разумеется, в таких условиях творческий человек не получал признания.
Но в ходе развития общества неизбежно возникали новые проблемы, которые не решались традиционными методами. Здесь оказывалась востребованной творческая личность с широким горизонтом сознания. Это требовало изменения системы образования, ориентированную на человека творческого, приобщенного к различным компонентам культуры (этику, эстетику, философию и пр.).
Творческий человек способствует также устранению целого ряда негативных моментов, связанных с деятельностью односторонней личности. Действительно, если специалист не несет этической ответственности за результаты своих действий, то это часто порождает опасные ситуации в их использовании в области ядерных исследований. Негативные процессы возникают и в области экологии, когда начинают активно использовать непродуманные результаты тех или иных разработок.
Формирование творческого человека осуществляется в системе высшего образования, где он включается в целостные системы тех или иных вузов или уни-
56 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
верситетов. Именно здесь формируются новые идеи, получающие всеобщее признание. Наиболее значимые из них закрепляются в Нобелевских премиях. Эти идеи часто способствуют решению важных социальных проблем, стимулирующих поступательное развитие общества. Понятно, что спрос на такие идеи в наше время постоянно возрастает. Поэтому, начиная с Нового Времени, в европейских странах интерес к высшему образованию значительно вырос.
В результате сформировались структуры вузов и университетов, ориентированные на формирование творческих личностей. Особое внимание здесь уделялось образованию гармоничных связей между людьми, формированию научных школ, отработке наиболее эффективных форм преподавательской деятельности и пр.
К сожалению, в России, особенно в постреволюционный период и в высшем образовании акцент делался на формировании односторонней личности, способной решать проблемы в рамках науки. Все, что не укладывалось в отработанные схемы. объявлялось ошибочным и отбрасывалось. Достаточно вспомнить отбрасывание таких наук, как психоанализ, генетика, кибернетика и ряд других. Это же происходило и в других сферах. Например, в области искусства на основе судебных постановлений уничтожались некоторые произведения, которые не укладывались в контекст идеологических и партийных установок. Разумеется, ни о какой творческой деятельности здесь не могло быть и речи.
Современная политика по отношению к высшему образованию также не способствует формированию творческой личности. Происходит распад внутривузовской творческой среды в результате непродуманных акций, среди которых можно указать на такие как принудительное навязывание жестких программ, разрушение научных школ, низкий уровень оплаты и т. п. Естественно, в такой ситуации творческие личности оттеснялись на задний план. Они во все большей мере начинают ориентироваться на выезд за границу, что наносит большой ущерб государству. В результате к 1990 году в области науки за все время существования было получено всего 11 Нобелевских премий (в России - 2, в СССР - 9).
Из сказанного понятно, что в современном российском обществе обострились отношения между творческими и односторонними личностями. Это, конечно, негативно сказывается на развитии социума, что четко проявляется на различных уровнях. Достигнуть гармоничного сочетания людей различных ориентаций можно только в контексте своей национальной культуры. Поэтому навязывание стереотипов, сформировавшихся в других культурах, обычно не способствует решению проблем. Человеку всегда необходимо предоставлять возможность погружения в собственную национальную культуру. Только на этом пути можно ожидать достижения гармонии между людьми различных ориентаций. Это касается всех компонент духовной культуры (религии, науки, искусства и пр.).
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
57
Раздел I. Социологический анализ культуры
Все сказанное говорит о том, что каждый человек стоит перед проблемой гармоничного включения в структуру современного общества. Конечно, такое включение волновало человека во все времена, но в наши дни эта проблема приобретает особую значимость. Связано это с тем, что современный человек достиг высокого уровня развития, и его роль в рамках любой социальной структуры значительно возросла.
Творческий акт предполагает порождение чего-то нового, выходящего за рамки устоявшихся в обществе представлений, а также их включение в различные социальные структуры, приводящие к позитивным изменениям, в том числе и в обществе как целом. Однако часто мы сталкиваемся с такими обстоятельствами, когда творческий человек получает интересные результаты, которые не признаются обществом. Возможен и такой вариант, когда творческий человек не получает удовлетворения, хотя общество признает полученные результаты.
Наиболее эффективное формирование творческих личностей происходит в рамках научных школ, формирующихся в высших учебных заведениях. Здесь обязательно требуется непосредственное общение обучающихся с творческой личностью. В процессах такого общения осуществляется выход за границы традиционных представлений, которые отступают на задний план. В качестве примера можно привести научную школу Д. И. Менделеева, который делал акцент не на традиционные химические представления, которые он излагал студентам, а на общение с людьми, интересы которых лежали за пределами химии (художники, писатели, религиозные деятели и пр.). По средам обучающиеся общались с этими людьми, обсуждая проблемы, лежащие за пределами химии. Следует при этом обратить внимание на то, что выдающиеся химики, сформировавшиеся в школе Д. И. Менделеева, постоянно подчеркивали, что наиболее важные идеи появлялись у них не в процессе прослушивания лекций, а в общении с такими людьми. Руководители многих известных научных школ брали обычно тех людей, которые обладали не слишком большим объемом знаний, но прежде всего тех, кто мог чем-то их удивить.
В современном обществе возникают острые противоречия между творческими и односторонне ориентированными людьми. Односторонние люди фиксируют существующее состояние социума и прилагают все усилия для того, чтобы сохранить его в неизменном виде (чиновники, элитарные группы и пр.). Однако общество развивается, и появляются новые закономерности. И чтобы выявить эти закономерности, необходимо расширить горизонт человеческого сознания, что доступно только творческой личности. Способность видеть не только современную ситуацию, но новые факторы, лежащие за ее пределами, доступны только творческому человеку. И это называется социальной компетентностью3.
Противоречия между творческими и односторонними людьми возникают и в том, что творческий человек интуитивно чувствует появление новых проблем, которые могут появиться в ближайшем, а иногда и в отдаленном будущем. Пода-
58
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
вляющее же большинство односторонних людей не видят и не желают их видеть. В результате между ними возникают острые противоречия. Чиновники и правящие структуры обычно поддерживают одномерных (средних) личностей, ибо они высоко оценивают ситуацию в виде таких параметров, как престижность, высокий уровень материального благополучия и пр. Естественно, они не заинтересованы в создании и стимулировании научных школ, и соответственно творческая активность людей не получает поддержки. Делается все возможное, чтобы сохранить жесткую систему, ориентированную на среднего человека.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что культура действительно является наиболее значимым фактором формирования творческой личности. В современном российском обществе необходимо создавать наиболее приемлемые условия для включения людей в полноценную культуру как целостное образование. Наиболее эффективным механизмом такого включения в настоящее время является система высшего образования. Необходимо стимулировать включение человека в различные компоненты культуры. На этом пути достигается включение человека в культуру как целостное образование, лежащее в основе развития современного общества. Тем самым достигается ориентация творческих усилий на поступательное развитие социума.
Всякие же попытки ограничить деятельность человека какими-либо конкретными ее компонентами (наука, религия и пр.) неизбежно делает его односторонним. Такая односторонность в современном обществе потребления стимулируется ориентацией людей на удовлетворение материальных процессов на возможно более высоком уровне.
Примечания
1 Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 567.
2 Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Айрис-пресс, 2007. Ч. 1.
3 Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человекознание: самореализация человека. СПб., 2008.
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
59