Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РФ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ'

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РФ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CULTURE / PUBLIC PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Владимир Васильевич, Карелин Илья Николаевич

Статья посвящена влиянию культурных факторов на эффективность расходов в контрактной системе РФ. Показаны различные способы учета роли неформальных институтов в экономическом развитии в рамках общественных наук. Обозначены факторы культуры, выявленные в результате международных эмпирических исследований, способные оказывать влияние на экономическую эффективность. Предложен алгоритм проведения оценки влияния неформальных институтов на показатель бюджетной эффективности закупок продукции для общественных нужд. Проведен корреляционный анализ факторов институциональной среды и относительной экономии бюджетных средств в контрактной системе РФ за 2011- 2019 годы. В рамках регрессионного анализа осуществляется проверка гипотез о систематическом влиянии этнической неоднородности, религиозной структуры, масштабов коррупции и культуры электорального менеджмента на эффективность расходования общественных финансовых ресурсов при осуществлении государственных и муниципальных закупок посредством государственной контрактной системы России. Проводится анализ динамики показателей в рамках выявленных зависимостей за три периода: действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов», а также этапов модернизации контрактной системы РФ в рамках закона № 44-ФЗ. Делаются выводы об эффективности регуляций, связанных с электронизацией закупок, с точки зрения снижения негативного влияния культурных факторов на эффективность закупочной деятельности, а также важности уточнения регулятором понятия «эффективность государственных закупок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS A FACTOR AFFECTING GOVERNMENT EXPENDITURE EFFICIENCY IN THE PROCUREMENT SYSTEM IN RUSSIA: AN EMPIRICAL ANALYSIS

The impact of cultural drives upon expenditures efficiency in the contractual system of the Russian Federation is analyzed. Different methods applied in social sciences to factor in the role of informal institutions in economic development are shown. Cultural drivers, identified in international empirical studies, are highlighted that can influence economic performance. An algorithm to assess impact of informal institutions upon expenditures efficiency in public procurement is described. Correlation analysis of institutional environment and relative budget savings in the contractual system of the Russian Federation in 2011-2019 is performed. The assumptions on systemic influence of ethnic heterogeneity, religious compositions, the scale of corruption and electoral management culture upon efficient spending of public financial resources in public procurement at different levels through the government contractual system in Russia are verified by means of regression analysis. The trends are reviewed for three periods: the operation of № 94-FZ Federal Law “On procurement…” as well as the stages of modernization of the Russian contractual system under № 44-FZ Federal Law. Conclusions are made regarding the efficiency of regulations related to transition of procurement in the electronic form in terms of decreasing a negative impact of cultural factors upon procurement efficiency, and the importance of clarifying the concept of “public procurement efficiency” by the regulator.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РФ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ»

www.hjoumal.ru

Journal of Institutional Studies, 2020, 12(3), 83-100 DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.3.083-100

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РФ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ,

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

Новосибирск, Россия, e-mail: vvm_ru@mail.ru;

КАРЕЛИН ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ,

Новосибирский государственный технический университет,

Новосибирск, Россия, e-mail: karelin-iliya@yandex.ru

Цитирование: Мельников, В. В., Карелин, И. Н. (2020). Культура как фактор эффективности бюджетных расходов в контрактной системе РФ: эмпирический анализ // Journal of Institutional Studies, 12(3), 83-100. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.3.083-100

Статья посвящена влиянию культурных факторов на эффективность расходов в контрактной системе РФ. Показаны различные способы учета роли неформальных институтов в экономическом развитии в рамках общественных наук. Обозначены, факторы культуры, выявленные в результате международных эмпирических исследований, способные оказывать влияние на экономическую эффективность. Предложен алгоритм проведения оценки влияния неформальных институтов на показатель бюджетной эффективности закупок продукции для общественных нужд. Проведен корреляционный анализ факторов институциональной среды и относительной экономии бюджетных средств в контрактной системе РФ за 20112019 годы. В рамках регрессионного анализа осуществляется проверка гипотез о систематическом влиянии этнической неоднородности, религиозной структуры, масштабов коррупции и культуры электорального менеджмента на эффективность расходования общественных финансовых ресурсов при осуществлении государственных и муниципальных закупок посредством государственной контрактной системы России. Проводится анализ динамики показателей в рамках выявленных зависимостей за три периода: действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов», а также этапов модернизации контрактной системы РФ в рамках закона № 44-ФЗ. Делаются выводы об эффективности регуляций, связанных с электронизацией закупок, с точки зрения снижения негативного влияния культурных факторов на эффективность закупочной деятельности, а также важности уточнения регулятором понятия «эффективность государственных закупок».

Ключевые слова: культура; государственные закупки; контрактная система; институциональная среда; эффективность

© Мельников В.В., Карелин И.Н., 2020

CULTURE AS A FACTOR AFFECTING GOVERNMENT EXPENDITURE EFFICIENCY IN THE PROCUREMENT SYSTEM IN RUSSIA: AN EMPIRICAL ANALYSIS

VLADIMIR V. MELNIKOV,

Novosibirsk State University of Economics and Management,

Novosibirsk, Russia, e-mail: vvm_ru@mail.ru;

ILYA N. KARELIN,

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: karelin-iliya@yandex.ru

Citation: Melnikov, V. V., Karelin, I. N. (2020). Culture as a factor affecting government expenditure efficiency in the procurement system in Russia: An empirical analysis. Journal of Institutional Studies, 12(3), 83-100. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.3.083-100

The impact of cultural drives upon expenditures efficiency in the contractual system of the Russian Federation is analyzed. Different methods applied in social sciences to factor in the role of informal institutions in economic development are shown. Cultural drivers, identified in international empirical studies, are highlighted that can influence economic performance. An algorithm to assess impact of informal institutions upon expenditures efficiency in public procurement is described. Correlation analysis of institutional environment and relative budget savings in the contractual system of the Russian Federation in 2011-2019 is performed. The assumptions on systemic influence of ethnic heterogeneity, religious compositions, the scale of corruption and electoral management culture upon efficient spending of public financial resources in public procurement at different levels through the government contractual system in Russia are verified by means of regression analysis. The trends are reviewed for three periods: the operation of № 94-FZ Federal Law “On procurement...” as well as the stages of modernization of the Russian contractual system under № 44-FZ Federal Law. Conclusions are made regarding the efficiency of regulations related to transition of procurement in the electronic form in terms of decreasing a negative impact of cultural factors upon procurement efficiency, and the importance of clarifying the concept of “public procurement efficiency” by the regulator.

Keywords: culture, public procurement, contract system, institutional environment, efficiency

JEL: C54, H57

Введение: о роли культуры в построении неэффективной экономики

Как точно подметил Эрик Райнерт, критикуя идеологов политики laissez-faire, «веру в рынок зачастую трудно отличить от веры в провидение или в доброту божественной силы» (Райнерт, 2017: 22).

С точки зрения неоклассической экономической теории государственное невмешательство в деятельность экономических агентов и рыночные механизмы согласования индивидуальных предпочтений автоматически способствуют

перераспределению ограниченных ресурсов в пользу наиболее «эффективных» участников отношений в рамках системы общественного производства. Однако каверзность вопроса об эффективности заключается в том, насколько приемлемым для индивидов оказывается этот результат, каково его соответствие системе формальных и неформальных институтов, а также распространенным представлениям о целях, должном результате и ценностях.

Одновременно существует опасность механистического понимания эффективности лишь как метрики, отражающей соотношение некоторого полученного эффекта к понесенным для его достижения затратам. Это позволяет оценивать в качестве более эффективного результат, связанный с социально-экономической деградацией и сворачиванием хозяйственной деятельности, что плохо заметно без учета производственной динамики и качественных оценок. В результате надежда на рациональный выбор и свободные рынки как панацею от экономической неэффективности и отсталости уже не раз приводила к экономическим катастрофам и в локальных, и в национальных масштабах. На этот счет можно вспомнить целый ряд исследований от работ Рауля Пребиша и Гуннара Мюрдаля (Prebisch, 1964; Myrdal, 1968), посвященных влиянию положения и культуры населения на экономическое развитие, до современных, как российских (Полтерович, 2007; Крадин, 2000; Ламажаа 2007), так и зарубежных авторов (Хедлунд, 2015: 51-56; Бёгельсдейк, 2016: 87-88).

Подход новой институциональной экономической теории к анализу экономической политики акцентирует внимание на том, что институциональные факторы, в том числе культура, как набор неформальных институтов корректируют поведение индивидов, влияют на развитие экономики, что определяет механизмы достижения эффективных финансовых и иных экономических результатов. «Социальные технологии и составляющие их основу институты приводят к тем или иным последствиям путем координации взаимодействий индивидуальных действующих лиц экономики, а успех такой координации зависит от совокупности индивидуальных реакций» (Эггертссон, 2001: 10).

Аналогично понимание важности факторов институциональной среды для экономики с учетом разнообразия терминологии и методологических подходов находило отражение и в других общественных науках. Сюда можно отнести идею «укорененности» экономической деятельности, восходящую к концепции Карла Поланьи (Polanyi, 1947: 98-99), испытывавшего очевидную антипатию по отношению к современной ему внеисторической экономической теории, идеи интерпретативной антропологии этнографа Клиффорда Гирца (Geertz, 1983: 4-16), убежденного в полной встроенности экономических отношений в существующие в сообществах системы смыслов, а также их дальнейшее существенное развитие у Марка Грановеттера (Granovetter, 1985: 493), Пола Димаджио (DiMaggio, 1994: 31-35) и других, подтверждавшее принципиальное влияние межличностных и общественных отношений на способность к рациональному и эффективному поведению как на уровне организаций, так и рынков.

В свою очередь, Дуглас Норт, транслируя эти идеи на язык экономистов, подчеркивал, что укорененность глубоких общественных институтов, влияющих на убеждения, культуру и поведение, формирует такую структуру трансакционных издержек, которые не дают радикально изменить существующую систему экономических отношений, позволяя лишь дискретные изменения (North, 1990: 37).

Таким образом, мы можем предполагать, что возникающая в рамках соответствующей культуры паутина трансакционных издержек влияет на экономические процессы так же существенно, как «паутина смыслов» у Клиффорда Гирца и «социальные сети» у Марка Грановеттера. Существующая структура трансакционных издержек, возникшая из культурных основ поведения, способна сделать неэффективной не только

институциональную модернизацию экономики, но и целые направления экономической деятельности.

1. Доверие и влияние факторов институциональной среды на экономическую эффективность

Когда Фрэнсис Фукуяма, вдохновленный крушением коммунизма, объявил о наступлении конца истории (Fukuyama, 1992: xi), предрекая окончательную победу неолиберального проекта в международном масштабе, он надеялся на универсальность и всемирное распространение стандартных рыночных принципов. Правда, как показали дальнейшие международные события, этот вывод оказался излишне эмоциональным и преждевременным. Его последующий труд по проблемам доверия как основы прогресса и процветания (1995) уже содержал констатацию неизбежности гарантированного разнообразия форм социальной организации (Фукуяма, 2004).

В частности, по словам Фукуямы, «отсутствие доверия в системе госзаказа обрекает систему на гигантские дополнительные операционные издержки» (Фукуяма, 2004: 257), что создает препятствия для взаимовыгодного сотрудничества, усложняет проблему коллективных действий и блокирует экономическое развитие. Страны, в которых действуют институты, способствующие повышению уровня доверия, демонстрируют более быстрое экономическое развитие по причине облегчения трансакций в условиях неопределенности, получения достоверной информации и контроля.

Хотя для развитых стран такой вывод может считаться вполне дискуссионным после известной работы Феликса Рота (Roth, 2009), но для стран с институциональной средой, обеспечивающей изначально низкий уровень доверия, выводы о необходимости формирования благоприятных институциональных условий для улучшения макроэкономических показателей многократно подтверждались.

Аналогично выглядит ситуация на микроуровне. Здесь мы можем привести примеры исследований Альберто Алезины и Элианы Ла Феррары для гетерогенных сообществ (Alesina, 2002: 30-31), экспериментов Александра Шмакова (Шмаков, 2014: 39) и др. Раздробление по классовому, религиозному, языковому, этническому признакам или уровню дохода способствует повышению доверия (снижению трансакционных издержек) внутри групп, но падению этого показателя для экономики в целом. Результатом становится ренториентированное поведение, ослабление финансовых институтов и неэффективная экономическая политика (Ходжсон,2003: 246-247).

Неформальные институты — «коллективное программирование разума» по Герту Хофстеде, которое позволяет малым группам и большим сообществам отличаться друг от друга (Hofstede, 1991: 5), — могут приводить не только к развитию, но и к деградации, приводить к ухудшению экономических показателей. Как в этой связи отмечал Дэвид Тросби, «хотя под культурой обычно понимаются положительные и улучшающие жизнь явления..., нередко культура используется как инструмент агрессии и угнетения». В частности, в качестве примеров общих ценностей и идентификации с группой можно упомянуть культуру коррупции, культурные основы нацизма, религиозные войны и др. (Тросби, 2018: 22—23).

На сегодняшний день известен ряд международных исследований, посвященных влиянию факторов культуры и, шире, институциональной среды на экономический рост и развитие (табл. 1).

Таким образом, влияние культуры и неформальных институтов на экономическое развитие многократно подтверждено эмпирически как на уровне отдельных стран мира, так и различных их группировок.

Таблица 1

Выявленные в рамках международных эмпирических исследований значимые факторы институциональной среды, оказывающие влияние на экономическую эффективность и экономический рост

Выявленные

Год Объект значимые факторы

№ Исследователи выхода наблюдения; Анализируемый институциональной

работы выборка период среды, а также

сопутствующие

технологические

1 Пауло Мауро 1996 67 стран мира 1980-1983 гг. Коррупция

2 Уильям Истерли, 1997 47 стран 1960-е гг., 1970-е Этническая неоднородность,

Росс Левайн Африки гг., 1980-е гг. особенности

государственного

управления

3 Стефен Нэкк, 1997 29 рыночных 1981,1990-1991 Качество институтов,

Филип Кифер экономик протестантизм, этническая

неоднородность

4 Вито Танци, 1998 Страны мира, 1980-1995 гг. Коррупция

Хамид Давуди страны ОЭСР,

развиваю¬

щиеся страны

5 Уильям Мишлер, 2001 Индивиды, 1998 Коррупция, восприятие

Ричард Роуз 11499 рес¬ коррупции

пондентов из

10 постком-

мунистиче-

ских стран

6 Санджив Гупта, 2001 128 развитых 1985-1997 Коррупция, восприятие

Хамид Давуди, и развиваю¬ коррупции

Эрвин Тионгсон щихся стран

7 Эрик Усланер 2002 Индивиды 1960-1998, а Восприятие равенства,

США по также отдельные распределение доходов

данным периоды

соцопросов

8 Эдвард Глезер, 2004 Страны мира 1960-2000 Политическая система,

Рафаэль Ла в рамках человеческий капитал

Порта, Флоренсио задач

Лопес-де-Силанес,

Андрей Шляйфер

9 Жан Дели, Кеннет 2005 60 стран мира 1990,1995-1997 Этническая неоднородность,

Ньютон доминирующая

религия, особенности

государственного

управления

10 Никлас Берггрен, 2005 51 страна 1990-е гг. Этническая раздробленность,

Хенрик Йордал мира непротестантские религии

11 Никлас Берггрен, 2009 105 стран 2008 Религиозность,

Кристиан мира; религиозная

Бьёрнсков штаты США неоднородность

12 Дэниель Зерфу, 2009 8 стран 2001 Религия, этническая

Прешес Зикхали, Африки принадлежность,

Инносент Кабенга образование

Составлено автором с использованием (Mauro, 1996: 83, 95—97; Easterly, 1997: 1213, 1225; Knack, 1997: 1983-1986; Tanzi, 2002: 290-296; Mishler, 2001: 44, 49, 55; Gupta, 2002: 259-260; Uslaner, 2002: 249; Glaeser, 2004: 296-298; Delhey, 2005: 14, 27; Berggren, 2005: 18-19; Berggren, 2009: 23-24; Zerfu, 2009: 72-73).

2. Макроэкономическая оценка влияния факторов институциональной среды на показатель эффективности государственных закупок

Попробуем в рамках экономической методологии оценить «отдельные релевантные аспекты культурной ценности» (Тросби, 2018: 68) и показать влияние неформальных институтов на конкретный финансовый показатель относительной экономии бюджетных средств, представляющий собой признанную характеристику эффективности бюджетных расходов, осуществляемых посредством государственной контрактной системы.

С одной стороны, перечисленные исследования уже содержат перечень подтвержденных значимых в разных условиях факторов институциональной среды:

1) этническая неоднородность;

2) религиозная структура и доминирующая религия;

3) коррупция, ее восприятие и информация о ней;

4) институционализация в политической сфере;

5) смежный технологический фактор образования или человеческого капитала, оказывающего влияние на доверие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, на основе анализа опыта функционирования системы государственных и муниципальных закупок в РФ также можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на качество институциональной среды.

1) Поскольку действующая система формальных правил закупочной деятельности, основой которой сегодня является Федеральный закон № 44-ФЗ, достаточно сложна для понимания и исполнения, а также предполагает перечень существенных санкций со стороны гаранта, то осознанное нарушение правил государственных закупок, приводящее к снижению эффективности, с учетом несклонности индивидов к риску становится возможным только благодаря точному пониманию механизмов контрактной системы. Опыт подготовки специалистов для сферы государственных закупок позволяет сделать вывод о важности фактора высшего образования для корректного восприятия формальных правил как для государственных и муниципальных заказчиков, так и для поставщиков государства. Кроме того, высшее образование позволяет корректнее оценить ожидаемые издержки и выгоды от оппортунистического поведения участников обмена, что может быть связано с фактором коррупции.

2) Исходя из предпосылки о влиянии информации об аналогичных случаях удовлетворяющей адаптации на поведение заказчиков и поставщиков, ключевую роль в выборе рентоориентированного поведения и возникновении проблемы морального риска при государственных закупках будут играть известные (публично установленные и скрытые для правосудия) факты нарушений. В рамках контрольно-надзорных мероприятий, акцентирующих внимание на процедурных и финансовых вопросах закупочной деятельности, выделяется группа коррупционных нарушений, квалифицируемых как получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК РФ), а также злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Данные показатели могут ex post свидетельствовать о распространенности оппортунизма в государственном секторе как самовоспроизводящегося механизма при осуществлении трансакций.

3) В связи с наличием проблемы политико-экономического цикла, особенностями культуры электорального менеджмента в РФ, а также проблемами с неритмичностью финансирования заказчиков в течение года можно предположить влияние фактора ценности регионального электората на эффективность деятельности государственных и муниципальных заказчиков.

Таким образом, сгруппированный нами предварительный перечень факторов приводится в табл. 2.

Факторы институциональной среды, анализируемые в рамках авторского подхода

Таблица 2

Период,

Статистический за Источник

Фактор Обозначение показатель который информации

взяты

данные

Национальность N Доля населения 2010 г. По данным

в регионе РФ, Всероссийской

не относящаяся переписи

к наиболее населения

распространенной

на территории

страны

национальной

группе

Религия REL Доля населения 2012 г. По данным

в регионе РФ, общероссийского

исповедующего опроса МегаФОМ

религии, не

относящиеся

к наиболее

распространенной

на территории

страны

Коррупция CRIM Доля 2011-2019 По данным

зарегистрированных Генпрокуратуры

преступлений РФ

по статьям 285,

290, 291 УК РФ

от общего числа

зарегистрированных

преступлений

Институционализация STATr Переменная, 2011-2019 В соответствии с

статуса региона означающая действующей в

наличие статуса указанный период

республики в Конституцией РФ

составе РФ

Лояльность (ценность) ELEC Доля голосов 2007, 2011, По официальным

регионального избирателей 2016 результатам

электората региона, поданных выборов,

за партию, зафиксированным

набравшую на ЦИК РФ

очередных выборах

в Государственную

Думу РФ

наибольший

процент голосов в

РФ в целом

Уровень образования HE Доля занятого 2011-2018 ФСГС РФ

(справочно, населения в регионе

технологический в возрасте 25---64

фактор) года, имеющего

высшее образование

Алгоритм проведения дальнейшей оценки представлен на рис. 1.

Этап 1.

Сбор статистических данных по частным показателям по регионам РФ *__________________________________+__________________*

1 1

j Относительная ι \ Доли населения, 1 1 Результаты Доля населения

! экономия і ! исповедующ его 1 ι голосований j j определенной ι 1

бюджетных средств религии 1 1 национальности

Число

зарегистрированных

преступлений

Этап 2.

Построение многофакторной регрессионной модели

ТО

2.1. Выбор результирующ его показателя

2.2. Формирование таблиц по каждому показателю

2.3. Анализ парных коэффициентов корреляции

2.4. Формирование моделей в виде уравнений множественной регрессии

2.5. Интерпретация и проверка моделей

Этап 3.

Определение изменчивости коэффициентов в моделях регрессии

3.1. Анализ динамики коэффициентов

j 3.2. Интерпретация динамики коэффициентов

Этап 4.

Интерпретация и формирование выводов относительно систематического влияния неформальных институтов на показатель бюджетной эффективности

Культура

Эффективность

Квазирынок

г К Оценка корректности использования бюджетной эффективности как показателя эффективности

Этап 5. У национальной и региональных закупочных систем

/

Рис. 1. Алгоритм проведения оценки влияния неформальных институтов на показатель бюджетной эффективности государственных и муниципальных закупок

Для получения при проведении регрессионного анализа корректных и устойчивых результатов предварительно проведем корреляционный анализ по указанным факторам, так как при отсутствии корреляции с базовым параметром «относительная экономия бюджетных средств» могут получиться некорректные (незначимые) уравнения по признаку, который не коррелирует с данным.

В качестве эмпирических данных в модели регрессии использовались показатели начальной максимальной цены контрактов и стоимости заключенных контрактов в соответствии с законодательством РФ в разрезе регионов за соответствующие годы, которые представлены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (Единая... 2020), данные по числу зарегистрированных преступлений коррупционной направленности приведены на Портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ (Показатели... 2020), данные по религиозному составу в разрезе регионов представлены по результатам общероссийского опроса МегаФОМ за 2012 год (Атлас... 2018), данные по национальному составу населения регионов по результатам Всероссийской переписи населения за 2010 год (Всероссийская... 2020, т. 4, разд. 1).

Выборка представляет собой всю совокупность определенных по Конституции регионов в РФ на начало соответствующего периода. В нее включены 83 субъекта РФ до 2014 года и 85 субъектов - с 2015 года.

Рассчитанные коэффициенты корреляции приведены в табл. 3.

Таким образом, на основании корреляционного анализа мы можем выявить наличие довольно устойчивых взаимосвязей между статистическими показателями, характеризующими наличие определенного типа неформальных правил, влияющих на экономическое поведение, а также бюджетной эффективностью государственных и муниципальных закупок (табл. 4).

Таблица 3

Матрица парных коэффициентов корреляции факторов институциональной среды и относительной экономии бюджетных средств (бюджетной эффективности закупок) при осуществлении государственных и муниципальных закупок посредством государственной контрактной системы в РФ в 2011-2019 гг.

Экономия в

контрактной

системе 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регионов за

период (ECO)

N -0,488*** -0,505*** -0,616*** -0,413*** -0,322*** -0,039 -0,300*** -0,288*** -0,194

Значимость 0,003 0,722 0,077

(двусторонняя) 0,000 0,000 0,000 0,000 0,006 0,008

Число 83 83 83 85 85 85 85 85 84

наблюдений

STATr -0,407*** -0,405*** -0,478*** -0,354*** -0,176 0,075 -0,185 -0,192 -0,028

Значимость 0,496 0,091 0,078 0,799

(двусторонняя) 0,000 0,000 0,000 0,001 0,108

Число 83 83 83 85 85 85 85 85 85

наблюдений

REL -0,525*** -0,479*** -0,549*** -0,374*** -0,386*** -0,183 -0,346*** -0,361*** -0,232**

Значимость 0,094 0,033

(двусторонняя) 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,001 0,001

Число 83 83 83 85 85 85 85 85 85

наблюдений

ELEC -0,460*** -0,428*** -0,589*** -0,517*** -0,377*** -0,175 -0,370*** -0,357*** -0,223**

Значимость 0,114 0,040

(двусторонняя) 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,001

Число 83 83 83 83 83 83 85 85 85

наблюдений

CRIM -0,324*** -0,177 -0,337*** -0,416*** -0,258** 0,077 -0,285*** -0,360*** -0,179

Значимость 0,003 0,017 0,483

(двусторонняя) 0,108 0,002 0,000 0,008 0,001 0,102

Число 83 83 83 85 85 85 85 85 85

наблюдений

HE (справочно,

технологический -0,016 -0,063 -0,107 -0,063 -0,116 0,054 -0,36*** -0,224** -

фактор)

Значимость 0,889 0,573 0,336 0,571 0,292 0,039 -

(двусторонняя) 0,626 0,001

Число 83 83 83 83 85 85 85 85 -

наблюдений

*** — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя), ** — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа и устойчивость результатов

Степень Вывод относительно связи фактора с экономией

Фактор устойчивости Вид связи бюджетных средств при осуществлении расходов

результата посредством контрактной системы РФ

N Значима в 7 Отрицательная Систематическая отрицательная связь между фактором

из 9 периодов доли региональной национальной группы и экономией

REL Значима в 8 Отрицательная Систематическая отрицательная связь между фактором,

из 9 периодов отражающим распространенность религии в регионе, и

экономией

Окончание табл. 4

Степень Вывод относительно связи фактора с экономией

Фактор устойчивости Вид связи бюджетных средств при осуществлении расходов

результата посредством контрактной системы РФ

ELEC Значима в 8 Отрицательная Систематическая отрицательная связь между долей

из 9 периодов голосующих за партию --- победителя предшествующих

выборов в ГД РФ в регионе и экономией

CRIM Значима в 6 Отрицательная Систематическая отрицательная связь между долей

из 9 периодов коррупционных преступлений в их общей численности

в регионе и экономией

HE Значима в 2 Отрицательная Значимость появляется с периода усложнения

из 9 периодов системы формальных правил в сторону всеобщей

электронизации закупок. Можно предположить

значимость в предстоящих периодах, что требует

дополнительных последующих наблюдений

STATr Значима в 4 Отрицательная Фактор стабильно значим до 2014 года, в

из 9 периодов котором произошло изменение базового закона о

государственных и муниципальных закупках в РФ и

изменилась система формальных правил закупочной

деятельности

Регрессионный анализ осуществляется с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics.

Для проверки предлагаются следующие гипотезы.

H1: Наличие в регионе доли голосов избирателей, поданных за партию, набравшую на очередных выборах в Государственную Думу РФ наибольший процент голосов по Российской Федерации в целом, оказывает статистически значимое и отрицательное влияние на уровень экономии в государственных закупках.

H2: Наличие в регионе доли населения, исповедующей религии, не относящиеся к наиболее распространенным на территории всей страны, оказывает статистически значимое и отрицательное влияние на уровень экономии в государственных закупках.

H3: Наличие информации о зарегистрированных в регионе преступлениях по статьям 285, 290, 291 УК РФ, отражающей уровень региональной коррупции, оказывает статистически значимое и отрицательное влияние на уровень экономии в государственных закупках.

Н4: Наличие в регионе доли населения, не относящейся к наиболее распространенной на территории страны национальной группе, оказывает статистически значимое и отрицательное влияние на уровень экономии в государственных закупках.

Для проведения регрессионного анализа отбирается следующий набор переменных: ELEC, REL, CRIM, N.

Вместе с тем особенности институциональной среды предполагают высокую мультиколлинеарность отдельных факторов, что определяется влиянием региональных клановых структур на политику и экономические процессы. Одновременное включение в эконометрическую модель обозначенных выше факторов приводит к неустойчивости значений оценок по абсолютной величине и знаку и значительному отличию результатов анализа для разных выборок и периодов.

В результате устранения мультиколлинеарности в модели на имеющихся данных могут быть получены две корректные спецификации модели экономии общественных финансовых ресурсов, расходуемых посредством государственной контрактной системы РФ.

ECOit = β0 + βχ ELECit + β2 RELit + ε;· t, (і)

ECOit =

НМЦ; t - СЗЮ,

НМЦ,

І X

(3)

где β0 - константа;

ECO, t - уровень экономии в государственных закупках в i-м субъекте РФ в период t;

НМЦ. - суммарная начальная максимальная цена контрактов в государственных закупках в i-м субъекте РФ в период t;

СЗК t - суммарная стоимость заключенных контрактов в государственных закупках в i-м субъекте РФ в период t;

ELEC. - доля голосов избирателей региона i, поданных за партию, набравшую на выборах в Государственную Думу Российской Федерации по РФ в целом наибольший процент голосов в 2007, 2011, 2016 году соответственно;

REL. - доля населения в i-м субъекте РФ, исповедующего религии, не относящиеся к наиболее распространенным на территории всей страны;

CRIM, t - доля зарегистрированных преступлений по статьям 285, 290, 291 УК РФ от общего числа зарегистрированных преступлений в i-м субъекте РФ в период t;

N. - доля населения в регионе, не относящаяся к наиболее распространенной на территории страны национальной группе (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года);

ε, t - случайная ошибка модели.

В целях получения динамики значений оценок, отражающих одновременно изменения в системе формальных правил государственных и муниципальных закупок в РФ, рассмотрим четыре периода в соответствии с проведенным историческим и институциональным анализом (табл. 5):

1) период действия закона № 94-ФЗ «О размещении заказов...», предполагавшего контроль и сферу деятельности заказчика, ограниченной периодом времени от публикации извещения о проведении закупки до момента заключения контракта;

2) период действия базового закона № 44-ФЗ «О контрактной системе.» до массовой электронизации способов закупок;

3) период действия базового закона № 44-ФЗ «О контрактной системе.» после введения требований об обязательном проведении способов закупок в электронной форме. К этому периоду мы относим также 2018 год, когда началась перестройка закупочных систем заказчиков;

4) период 2011—2019 годов, позволяющий получить оценки в диапазоне 9 лет в среднем, что на сегодня составляет максимальную продолжительность рядов необходимых региональных данных.

Таблица 5

Модель 1 эффективности расходования общественных финансовых ресурсов при осуществлении государственных и муниципальных закупок посредством государственной контрактной системы с учетом зависимости от факторов институциональной среды (зависимая переменная - относительная экономия бюджетных средств по регионам РФ)

В среднем за В среднем за В среднем за В среднем за

Независимые переменные 2011-2013 гг. 2014-2017 гг. 2018-2019 гг. 2011-2019 гг.

β0 - константа 15,418*** 13,854*** 7,915*** 13,525***

Стандартная ошибка 1,622 1,440 0,808 1,136

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коэффициента регрессии

β1 --- доля избирателей -0,067** -0,062** -0,025 -0,062***

Стандартная ошибка 0,030 0,030 0,016 0,022

коэффициента регрессии

Окончание табл. 5

В среднем за В среднем за В среднем за В среднем за

Независимые переменные 2011-2013 гг. 2014-2017 гг. 2018-2019 гг. 2011-2019 гг.

β2--- религия -0,066*** -0,042* -0,022* -0,042***

Стандартная ошибка 0,021 0,024 0,013 0,016

коэффициента регрессии

R2 - коэффициент 0,387 0,206 0,137 0,388

детерминации

F --- статистика Фишера 25,266 10,621 6,483 26,026

Число наблюдений 83 85 85 85

Прим.: *** — значимость на уровне 1%, ** — значимость на уровне 5%, * — значимость на уровне 10%.

Динамика коэффициентов при переменных в модели 1 приведена на рис. 2.

о

-0,01

-0,02

-0,03

-0,04

-0,05

-0,06

-0,07

rel

elec

Рис. 2. Динамика коэффициентов при переменных в регрессионной модели 1

В частности, в среднем за период 2011—2019 годов модель регрессии принимает следующий вид:

ЕСОі'201 і -20 19 — 1 3< 52 5 - 0,062 * ELECî,2on - 2oı 9 - 0,042 * /?£Гг·, 2012 , (4)

На основании полученного уравнения можно сделать следующие выводы.

1. Стопроцентное голосование за победившую в парламенте партию позволяло бы автоматически снизить среднюю величину экономии в рамках государственных и муниципальных закупок региона в указанном периоде на 6,2% общего объема финансирования посредством контрактной системы.

2. Если предположить, что 100% населения некоторого региона исповедуют религии, не являющиеся наиболее распространенными на всей территории РФ, то это бы приводило к снижению бюджетной эффективности региональных государственных и муниципальных закупок еще на 4,2% от объема закупок по отношению к среднему показателю экономии в 2011—2019 годах.

При этом нужно отметить, что влияние фактора религии, хотя и остается неизменным на протяжении всего периода наблюдений, тем не менее снизилось в три раза в диапазоне 9 лет, особенно в связи с электронизацией способов закупок. Влияние

доли лояльного правящей партии электората также несколько снижается и становится незначимым для периода электронизации (2018—2019 годы). Однако же последний короткий период попадает в нисходящую волну политико-экономического цикла, что требует подключения результатов дальнейших статистических наблюдений для получения корректных выводов.

Результаты расчетов свидетельствуют о полном или частичном подтверждении сформулированных гипотез. Гипотеза Н1 частично подтверждается за исключением периода 2018—2019 годов, что указывает на важность такого отвлеченного от технологических факторов финансирования госзакупок показателя, как культура электорального менеджмента. Гипотеза Н2 о влиянии религиозного фактора на бюджетную эффективность государственных и муниципальных закупок также полностью подтверждается на всем доступном периоде наблюдений.

Рассмотрим потенциал влияния на эффективность финансирования закупок масштабов региональной коррупции, а также фактора национальности (табл. 6).

Таблица 6

Модель 2 эффективности расходования общественных финансовых ресурсов при осуществлении государственных и муниципальных закупок посредством государственной контрактной системы с учетом зависимости от факторов институциональной среды (зависимая переменная - относительная экономия бюджетных средств по регионам РФ)

В среднем за В среднем за В среднем за В среднем за

Независимые переменные 2011-2013 гг. 2014-2017 гг. 2018-2019 гг. 2011-2019 гг.

β0--- константа 13,289*** 12,116*** 7,245*** 11,740***

Стандартная ошибка 0,568 0,718 0,317 0,464

коэффициента регрессии

β4- коррупция ---0,863 ---1,507 ---1,286** ---1,912**

Стандартная ошибка 0,785 1,129 0,626 0,801

коэффициента регрессии

β5 --- национальность ---0,069*** ---0,034** ---0,010 ---0,036***

Стандартная ошибка 0,009

коэффициента регрессии 0,012 0,016 0,010

R2 - коэффициент 0,372 0,117 0,119 0,309

детерминации

F --- статистика Фишера 23,74 5,459 5,541 18,366

Число наблюдений 83 85 85 85

Прим.: *** — значимость на уровне 1%, ** — значимость на уровне 5%, * — значимость на уровне 10%.

Динамика коэффициентов при переменных в модели 2 приведена на рис. 3.

В частности, в среднем за период 2011—2019 годов модель регрессии принимает следующий вид:

201 1 - 20 1 9 = 1 1,740 - 1,912 * CRIMi^ о и - 2 019 - 0,0 36 * Л^,2 о і о , (5)

На его основании можно сделать следующие выводы.

1. Однопроцентный рост доли коррупционных преступлений в общем числе преступлений региона предполагает снижение средних региональных показателей экономии общественных финансовых ресурсов на 1,9%.

2. Если предположить, что 100% населения некоторого региона принадлежат национальности, не являющейся наиболее распространенной на всей территории РФ, то это бы приводило к снижению экономии при государственных и муниципальных

закупках еще на 3,6% от общего объема финансирования закупок по отношению к среднему показателю экономии в 2011—2019 годах.

2011-19 в

I--1 CRIM

Рис. 3. Динамика коэффициентов при переменных в регрессионной модели 2

Результаты расчетов частично подтверждают выдвинутые гипотезы H4, и Н5. В частности, они подтверждаются в среднем за рассматриваемый период. Фактор CRIM становится значимым в последние годы, что объясняется существенной активизацией правоохранительных органов в борьбе с коррупцией при госзакупках. Напротив, фактор N в последние годы становится незначимым, предположительно по причине активной электронизации закупочных процедур.

Выводы: о культуре и экономической политике государственных закупок в России

1. Культура как совокупность укорененных неформальных институтов имеет значение для разработки экономической политики в сфере государственных и муниципальных закупок. Макроэкономические показатели позволяют подтвердить существенность такого влияния для экономики РФ. Социология государственных закупок могла бы качественно усилить обоснованность этих результатов.

2. Для оценки эффективности расходования общественных финансовых ресурсов посредством государственной контрактной системы показатель относительной экономии не является достаточным. Во-первых, как показывает эмпирический анализ, усредненная эффективность деятельности государственных и муниципальных заказчиков региона зависит не только от качества планирования, организации закупочных технологий и работы квазирынка, но и от факторов институциональной среды. Во-вторых, указанная метрика не дает сделать вывод по поводу характеристик и назначения закупок, что не позволяет говорить о достижении требуемого для общества эффекта. Отсутствие общепризнанного критерия эффективности закупочной деятельности вызывает двойственное отношение к работе контрактной системы в целом.

3. Направление на всеобщую электронизацию закупочных технологий, предпринятых Министерством финансов РФ, начиная с 2019 года, абсолютно оправдано с точки зрения обнаруженного снижения влияния неформальных институтов на эффективность финансирования бюджетных расходов в контрактной системе РФ. Вместе с тем неизбежность квазирыночных отношений как единственного механизма эффективного согласования предпочтений и определения поставщиков продукции для общественных нужд с учетом выявленных факторов должна быть поставлена под сомнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Атлас религий и национальностей России. (2018). (http://sreda.org/arena/about-project/megafom).

Бёгельсдейк, Ш., Маселанд, Р. (2016). Культура в экономической науке: история, методологические рассуждения и области практического применения в современности / Пер. с англ. Н.В. Автономовой, М., СПб.: Изд-во Института Гайдара, Международные отношения, 464 с.

Всероссийская перепись населения 2010. (2020). (https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm).

Единая информационная система в сфере закупок. (2020). Статистика. (http:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html).

Крадин, Н. Н. (2000). Элементы традиционной власти в постсоветской политической культуре: антропологический подход // Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 109 с.

Ламажаа, Ч. К. (2007). Клановость в политической жизни регионов России // Знание. Понимание. Умение, 3, 133—147.

Показатели преступности России (2020). (http://crimestat.ru/offenses_table).

Полтерович, В. М. (2007). Стратегии институциональных реформ, или Искусство реформ: препринт WP10/2007/08, М.: ГУ ВШЭ, 24 с.

Райнерт, Э. С. (2017). Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными / Пер. с англ. Н. Автономовой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 384 с.

Тросби, Д. (2018). Экономика и культура / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 256 с.

Фукуяма, Ф. (2004). Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. М.: ACT, ЗАО НПП «Ермак», 730 с.

Хедлунд, С. (2015). Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала / Пер. с англ. Н.В. Автономовой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 424 с.

Ходжсон, Д. (2003). Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. М.: Дело, 464 с.

Шмаков, А. В. (2014). Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений // Terra Economicus, 12(3), 29—47.

Эггертссон, Т. (2001). Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М.: Дело, 408 с.

Berggren, N., Bjernskov, C. (2009). Does religiosity promote or discourage social trust? Evidence from cross-country and cross-state comparisons. (https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=1478445).

Berggren, N., Jordahl, H. (2006). Free to Trust: Economic Freedom and Social Capital // Kyklos, 59(2), 141-169.

Delhey, J., Newton, K. (2005). Predicting Cross-national levels of Social Trust: Global Pattern of Nordic Exceptionalism? // European Sociological Review, 21(4), 311-327.

DiMaggio, P. (1994). Culture and Economy / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, p. 27-57.

Easterly, W., Levine, R. (1997). Africa’s Growth Tragedy: Policies and Ethnic Divisions // Quarterly Journal of Economics, 112(4), 1203-1250.

Fukuyama, F. (1992). The End of History and the Last Man. New York: Free Press, 418 p.

Geertz, C. (1983). Local Knowledge: Further Essays in Interpretive Anthropology. New York: Basic Books, 244 p.

Glaeser, E. R., La Porta, R., Lopez-de-Silanes, F., Schleifer, A. (2004). Do Institutions Cause Growth? // Journal of Economic Growth, 9, 271-303.

Granovetter, M. (1985). Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology, 91(3), 481-510.

Gupta, S., Davoodi, H. R., Tiongson E. R. (2002). Corruption and the Provision of Health Care and Education Services // Governance, corruption, and economic performance / Editors, George T. Abed, Sanjeev Gupta. Washington, D.C.: International Monetary Fund, p. 245-279.

Hofstede, G. H. (1991). Cultures and Organizations: Software of the Mind. UK.: McGraw-Hill, 279 p.

Knack, S., Keefer, P. (1997). Does Social Capital Have an Economic Payoff? A CrossCountry Investigation // The Quarterly Journal of Economics, 112(4), 1251-1288.

Mauro, P. (1996). The Effects of Corruption on Growth, Investment, and Government Expenditure: A Cross-country Analysis // Corruption and the Global Economy. Washington DC: Institute for International Economics, p. 83-108.

Mishler, W., Rose, R. (2001). What are the Origins of Political Trust? Testing Institutional and Cultural Theories in Post-Communist Societies // Comparative Political Studies, 34(1), 30-62.

Myrdal, G. (1968). Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations: Vol. 1-3. New York: Random House.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

North, D. С. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 152 p.

Polanyi, К. (1947). On Belief in Economic Determinism // Sociological Review, 39, 96-102.

Prebisch, R. (1964). Towards a New Trade Policy for Development. New York: UN, 125 p.

Roth, F. (2009). Does Too Much Trust Hamper Economic Growth? // Kyklos, 62(1), 103-128.

Tanzi, V., Davoodi, H. R. (2002). Corruption, Growth, and Public Finances // Governance, corruption, and economic performance / Editors, George T. Abed, Sanjeev Gupta. Washington, D.C.: International Monetary Fund, p. 280-299.

Uslaner, E. M. (2002). The Moral Foundations of Trust. Cambridge: Cambridge University Press, 286 p.

Zerfu, D., Zukhali, P., Kabenga, I. (2009). Does Ethnicity matter for Trust? Evidience from Africa // Journal of African Economies, 18(1), 153-175.

REFERENCES

2010 National Census of the Russian Federation. (2020). (https://rosstat.gov.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm). (In Russian.)

Atlas of regions and ethnic groups in Russia. (2018). (http://sreda.org/arena/about-project/megafom). (In Russian.)

Berggren, N., Bjornskov, C. (2009). Does religiosity promote or discourage social trust? Evidence from cross-country and cross-state comparisons. (https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=1478445)

Berggren, N., Jordahl, H. (2006). Free to Trust: Economic Freedom and Social Capital. Kyklos, 59(2), 141-169.

Buegelsdijk, S., Maseland, R. (2011). Culture in Economics. History, Methodological Reflections, and Contemporary Applications. M., SPb. Gaidar Institute Press, International Relations Publ. House, 464 p. (In Russian.)

Crime rate in Russia (2020). (http://crimestat.ru/olfenses_table). (In Russian.)

Delhey, J., Newton, K. (2005). Predicting Cross-national levels of Social Trust: Global Pattern of Nordic Exceptionalism? European Sociological Review, 21(4), 311-327.

DiMaggio, P. (1994). Culture and Economy / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, p. 27-57.

Easterly, W., Levine, R. (1997). Africa’s Growth Tragedy: Policies and Ethnic Divisions. Quarterly Journal of Economics, 112(4), 1203-1250.

Eggertsson, T. (1990). Economic Behavior and Institutions. Moscow: Delo Publ., 407 p. (In Russian.)

Fukuyama, F. (1992). The End of History and the Last Man. New York: Free Press, 418 p.

Fukuyama, F. (2004). Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. M.: AST, 730 p. (In Russian.)

Geertz, C. (1983). Local Knowledge: Further Essays in Interpretive Anthropology. New York: Basic Books, 244 p.

Glaeser, E. R., La Porta, R., Lopez-de-Silanes, F, Schleifer, A. (2004). Do Institutions Cause Growth? Journal of Economic Growth, 9, 271-303.

Granovetter, M. (1985). Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness. American Journal of Sociology, 91(3), 481-510.

Gupta, S., Davoodi, H. R., Tiongson, E. R. (2002). Corruption and the Provision of Health Care and Education Services // Governance, corruption, and economic performance / Editors, George T. Abed, Sanjeev Gupta. Washington, D.C.: International Monetary Fund, p. 245-279.

Hedlund, S. (2015). Invisible Hands, Russian Experience, and Social Science. Approaches to Understanding Systemic Failure. M.: HSE Publ. 424 p. (In Russian.)

Hodgson, G. M. (2003). Economics and Institutions. A Manifesto for a Modern Institutional Economics. Moscow: Delo Publ., 464 p. (In Russian.)

Hofstede, G. H. (1991). Cultures and Organizations: Software of the Mind. UK.: McGraw-Hill, 279 p.

Knack, S., Keefer, P. (1997). Does Social Capital Have an Economic Payoff? A CrossCountry Investigation. The Quarterly Journal of Economics, 112(4), 1251-1288.

Kradin, N. (2000). Elements of traditional power in the post-Soviet political culture: the anthropological approach. Images of power in Russian political culture / Shestopal B. (Ed.) Moscow: MONF, 109 p. (In Russian.)

Lamazhaa, Ch. (2007). The clan system in political life of Russian regions. Knowledge. Understanding. Skill, 3, 133-147. (In Russian.)

Mauro, P. (1996). The Effects of Corruption on Growth, Investment, and Government Expenditure: A Cross-country Analysis. Corruption and the Global Economy. Washington DC: Institute for International Economics, p. 83-108.

Mishler, W., Rose, R. (2001). What are the Origins of Political Trust? Testing Institutional and Cultural Theories in Post-Communist Societies. Comparative Political Studies, 34(1), 30-62.

Myrdal, G. (1968). Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations: Vol. 1-3. New York: Random House.

North, D. С. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 152 p.

Polanyi, К. (1947). On Belief in Economic Determinism. Sociological Review, 39, 96-102.

Polterovich, V. (2007). Strategies of institutional reforms, or the art of reforms: preprint WP10/2007/08, Moscow: State University Higher School of Economics, 24 p. (In Russian.)

Prebisch, R. (1964). Towards a New Trade Policy for Development. New York: UN, 125 p.

Reinert, E. S. (2017). How Rich Countries Got Rich... And Why Poor Countries Stay Poor. M.: HSE Publ., 384 p. (In Russian.)

Roth, F. (2009). Does Too Much Trust Hamper Economic Growth? Kyklos, 62(1), 103-128.

Shmakov, A. (2014). How trust influences economic decisions. Terra Economicus, 12(3), 29-47. (In Russian.)

Tanzi, V., Davoodi, H. R. (2002). Corruption, Growth, and Public Finances // Governance, corruption, and economic performance / Editors, George T. Abed, Sanjeev Gupta. Washington, D.C.: International Monetary Fund, p. 280-299.

Throsby, D. (2018). Economics and Culture. M.: HSE Publ., 256 p. (In Russian).

Unified Information System in Procurement. (2020). Statistics. (http://zakupki.gov.ru/ epz/main/public/home.html). (In Russian.)

Uslaner, E. M. (2002). The Moral Foundations of Trust. Cambridge: Cambridge University Press, 286 p.

Zerfu, D., Zukhali, P., Kabenga, I. (2009). Does Ethnicity matter for Trust? Evidience from Africa. Journal of African Economies, 18(1), 153-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.