Научная статья на тему 'Культура историка последней четверти XIX начала XX века (на примере представителей «русской исторической школы»)'

Культура историка последней четверти XIX начала XX века (на примере представителей «русской исторической школы») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИСТОРИКА (УЧЕНОГО / ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) / "РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА" / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / CULTURE OF A HISTORIAN (SCIENTIST / TEACHER) / RUSSIAN HISTORICAL SCHOOL / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифоров Юрий Сергеевич

Статья посвящена феномену культуры историка последней четверти XIX начала XX в. Объект анализа мемуары русских историков Н. И. Кареева и М. М. Ковалевского. Особое внимание уделяется трактовке понятий: культура ученого, культура преподавателя, культура коммуникации в исторической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historian's culture of the last quarter of the 19th and the early 20th centuries (by the example of the scientists of the "Russian historical school")

The article is devoted to the phenomenon of a historian's culture of the last quarter of the 19th and the early 20th centuries. The object of analysis is memoirs of Russian historians N. Y. Kareyev and M. M. Kovalevsky. Special attention is paid to the interpretation of the notions "culture of a scientist", "culture of a teacher", "culture of communication" in historical studies.

Текст научной работы на тему «Культура историка последней четверти XIX начала XX века (на примере представителей «русской исторической школы»)»

Ю. С. Никифоров

КУЛЬТУРА ИСТОРИКА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (на примере представителей «русской исторической школы»)

Работа представлена кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. Б. Соколов

Статья посвящена феномену культуры историка последней четверти XIX - начала XX в. Объект анализа - мемуары русских историков Н. И. Кареева и М. М. Ковалевского. Особое внимание уделяется трактовке понятий: культура ученого, культура преподавателя, культура коммуникации в исторической науке.

Ключевые слова: культура историка (ученого, преподавателя), «русская историческая школа», социокультурная ситуация, коммуникация.

Yu. Nikiforov

HISTORIAN'S CULTURE OF THE LAST QUARTER OF THE 19TH AND THE EARLY 20TH CEN-TURIES (by the example of the scientists of the "Russian historical school")

The article is devoted to the phenomenon of a historian's culture of the last quarter of the 19th and the early 20th centuries. The object of analysis is memoirs of Russian historians - N. Y. Kareyev and M. M. Kovalevsky. Special attention is paid to the interpretation of the notions "culture of a scientist", "culture of a teacher", "culture of communication" in historical studies.

Key words: culture of a historian (scientist, teacher), "Russian historical school", social and cultural situation, communication.

Последняя четверть XIX - начало XX в. -время настоящего расцвета исторической науки в России. Неизбежным следствием развития науки стало формирование внутри исторического сообщества особой системы ценностей и представлений, того, что мож-

но назвать культурой историка. Сам термин культура в современной историографии используется во все более расширяющемся смысле. Одно из ключевых определений в духе «новой культурной истории» дает К. Гирц: «Культура - исторически передаваемая систе-

ма значений, унаследованных представлений, выраженных в символической форме, посредством которых люди передают, сохраняют и развивают знание жизни и отношение к ней» [2, с. 29]. Как остроумно замечает П. Берк, «мы на пути к культурной истории всего на свете: снов, еды, эмоций, памяти, жестов, юмора» [1, с. 18]. Перспективным кажется проанализировать и культуру историка, которую следует, на наш взгляд, рассматривать как многослойное явление. Во-первых, это культура ученого-исследователя - методологическая культура, включающая элементы творческой лаборатории историка (аргументация и тематика исследований, работа с источниками и литературой, мировоззрение). Во-вторых, культура преподавателя, включающая стиль преподавания, идеалы образования и воспитания. В-третьих, коммуникативная культура, включающая стиль взаимоотношений с коллегами, руководством, студентами, особенности участия в научных обществах, сотрудничества в газетах и журналах. Для анализа феномена культуры историка интересно коснуться творческого наследия двух представителей «русской исторической школы» - воспоминаний Н. И. Кареева (1850-1931) [4] и М. М. Ковалевского (1851-1916) [6]. Расцвет творчества историков пришелся на последнюю четверть XIX - начало XX в. Их научное наследие вызывало пристальный интерес многих крупных исследователей [3; 7; 8].

Рассмотрим методологический слой культуры историка, важный для понимания образа историка-ученого. Из воспоминаний Н. И. Ка-реева мы узнаем, что к 1873 г. у историка возникает интерес к всеобщей истории, философии и социологии [4, с. 121]. М. М. Ковалевский, как и Кареев, еще в университете по рекомендации Каченовского «остановился на выборе специальности» [6, с. 78] - государственном праве европейских держав. Чертами характера, определившими карьеру Кареева, стали любознательность и широта интересов - «читал по разным предметам, гнался за расширением знаний»; трудолюбие и усидчивость - «аккуратно ходил на лекции, много читал и конспектировал» [4, с. 131]. Точкой соприкосновения Кареева и Ковалевского

в конце 1870-х гг. был интерес к социологии [4, с. 142]. Кареев дает алгоритм успеха молодым историкам - «чтобы вышел ученый, требуется не только талант и увлеченность, но и склонность к систематической работе» [4, с. 186]. Ученый сравнивал историческую науку с могучим деревом, выделяя два этапа в исследовании - корни (непосредственная работа над материалом) и крона (исторические обобщения), и отмечал предпочтительность «работы синтетической и обобщающей» [4, с. 249]. Ученый позиционирует себя противником «фактопоклонников». Солидарен с ним и Ковалевский, указывающий на необходимость широких обобщений: «Немало сидя над рукописями, вынес впечатление, что исследование, исключительно на них построенное, будет однобоким и неполным» [6, с. 261]. Ковалевский также дает рецепт-триаду необходимых историку качеств: «логическая работа мысли, полет научной фантазии, умение возводить широкие построения и целые системы» [6, с. 261]. Обоих ученых объединяет синтетический стиль мышления, склонность к обобщениям.

Исключительную роль в формировании молодого русского историка играли заграничные командировки. Ковалевский называет эти периоды жизни, охватившие 1872-1876 гг., «годами заграничного ученичества и странствий» [6]. Особой популярностью пользовалась Франция. Ковалевский прямо говорит, что во Франции он научился работать, «извлекать из первоисточников выводы, приводить их в систему, строить гипотезы» [6, с. 126]. Кареев, рассказывая о пребывании в Париже (1876-1878 гг.), рисует образ «счастья» историка - «свобода в распоряжении временем, отсутствие внешних обязанностей, возможность предаться работе над научным вопросом в обстановке отличных библиотек и архива» [4, с. 146]. О слушании лекций за границей оба ученых отзываются как о дополнительном занятии. Так, Кареев пишет, что «на лекции в Сорбонну заходил изредка, чтобы посмотреть знаменитость» [4, с. 149]. Главное - сбор материала для диссертации в архивах и библиотеках. Мемуары Ковалевского позволяют судить о повседневном труде историка: «Рабо-

ИСТОРИЯ

та в архиве и библиотеке была налажена - я с увлечением проводил в них утро, обычно с 9-10 ч., с перерывом для завтрака, вплоть до 5 ч. дня» [6, с. 168].

Неотъемлемой частью жизни историков была не только исследовательская работа, но и преподавание. М. М. Ковалевский был в большей степени университетским преподавателем, успешно читавшим лекции и в России (1877-1887 - в Московском университете, 1905-1916 - в Петербургском университете), и, во время эмиграции (1887-1905 гг.), за границей (во Франции, Швеции, Бельгии, США). Н. И. Кареев был педагогом более широкого профиля: он учительствовал в гимназии (1873-1876 гг.), в 1878-1879 гг. читал лекции в Московском университете, с 1879 по 1884 г. был экстраординарным профессором Варшавского университета, в Петербурге преподавал одновременно в университете (1885-1899, 1906-1923), Александровском лицее, на Высших Женских курсах и Политехническом институте - везде по новой истории [4, с. 179]. Кареев читает курсы и по другим историческим периодам (Древнему Востоку и Античности) и гуманитарным предметам (социологии, философии) [4, с. 182]. Ковалевский также указывает на разнообразный характер своих лекций [6, с. 688]. Об учительстве в гимназии Кареев вспоминает с теплотой и отмечает, что «стремился сделать историю интересной» для подопечных, а ученики «считали за честь иметь хорошие отметки по предмету» [4, с. 136]. От чтения лекций Кареев получал явное удовольствие: «Лекции меня не тяготили, я даже мог скучать без них» [4, с. 222]. Беззаветно любя преподавание, он «охотно отзывался на приглашение читать лекции без мысли делать из этого заработок» [4, с. 252]. Талант Кареева-лектора проявился в умении работать с разной аудиторией. Он писал: «Студентам-экономистам нужно не то, что студентам-историкам» [4, с. 223]. Взгляды на идеалы образования Кареев освещает в работах 1890-х гг., обращенных к молодежи [5].

Преподавательская деятельность Ковалевского, как и Кареева, совпала с периодом контрреформ 1880-х гг. Ковалевский критичен к современной ему системе среднего образова-

ния: «Считаю нашу школу косной, ее настоящее мало уклонилось от прошлого» [6, с. 68]. Гораздо лучше он отзывается об университете, роль которого скорее воспитательная, чем образовательная «не в одних лекциях и семинарах, но и в образовании научных кружков» [6, с. 87]. Ученый призывал к широкой общей подготовке и выступал против ранней специализации, которая является «не полезною, а вредною» [6, с. 88]. Свой взгляд у Ковалевского и на семинары [6, с. 133]. Историк считал, что их должны вести не приват-доценты, а «выдающиеся русские ученые», которые бы познакомили студентов с передовыми методами исследования. По мнению историка, требует реформы и система подготовки молодых ученых: «Не пора ли настаивать не на объеме диссертации, а на ее внутренних качествах?» [6, с. 127]. Ковалевский уподобляет чтение лекций драматическому спектаклю, а профессоров актерам - «когда они плохие публики собирается мало» [6, с. 223]. Ученый призывает «завоевывать» аудиторию не только яркой формой изложения, но и оригинальным содержанием: «Ключевский говорил новое с кафедры, волнуя умы и сердца, а профессор-учебник сидел в пустой аудитории» [6, с. 316]. Важными атрибутами подготовки лекции были конспект и использование литературных новинок [6, с. 688].

Третья составляющая культуры историка коммуникативная, включавшая общение на трех уровнях - внутри сообщества ученых, со студентами, с руководством. Н. И. Кареев неоднократно указывает на общительность как на главную свою личностную черту [4, с. 189]. Проанализируем культуру взаимодействия авторов мемуаров. Ковалевский, по словам Кареева, в силу громадной эрудиции и обаятельного характера был «центром тогдашней молодежи» [4, с. 141]. Кареев отмечает, что они с Ковалевским «были товарищами» по Петербургскому университету, Политехническому институту, редактированию «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. Общение с коллегами определялось научным интересом и влияло на исследовательскую работу. Кареев пишет, что его знакомые, юристы и экономисты соответствовали интересу к социальной истории французского

крестьянства [4, с. 142]. То же можно видеть и у Ковалевского. Например, санскритологу Миллеру он обязан «указаниями, позволившими расширить чтения по первобытному праву» [6, с. 204].

Характер взаимоотношений ученых зависел от университета. Например, в Московском университете, по Ковалевскому, «самой отрадной стороной жизни» было отсутствие «всякой серьезной розни» с товарищами по преподаванию [6, с. 232]. Профессорские нравы в Варшаве Кареев характеризует, напротив, как странные. Нормой были взаимные колкости [4, с. 168]. По словам мемуаристов, их отношения со студентами были отличными. Кареев отмечал, что «в университетские годовщины был в числе немногих, приглашавшихся на студенческие чаепития» [4, с. 194]. Ковалевский подчеркивал качества, ценимые студентами: труд, затрачиваемый профессором; умение обосновывать точку зрения; товарищеское отношение [6, с. 235]. Восприятие университетской администрации учеными иллюстрируют слова Ковалевского: «Административные способности мы признавали за людьми или не занимавшимися наукой, или переставшими ею заниматься» [6, с. 232]. В то же время историк отмечал, что большинство руководителей «проникнуто любовью к знанию и свободе» [6, с. 207].

Работа в научных обществах, сотрудничество в газетах и журналах были частью профессиональной коммуникации. Ковалевский упоминал, что был членом археологического, этнографического, юридического и психоло-

гического обществ [6, с. 216]; редактировал журналы «Критическое обозрение» и «Юридический вестник» [6, с. 204], сотрудничал в газетах «Русские ведомости» и «Русская мысль» [6, с. 224]. Насыщенную жизнь вел и Кареев: в 1890-е гг. он работал в Обществе самообразования, Комитете помощи студентам, Литературном фонде, Союзе взаимопомощи писателей, был председателем Исторического общества и редактором «Исторического обозрения», сотрудничал в «Русском богатстве» [4, с. 189-193].

Таким образом, формирование культуры историка определялось социокультурной ситуацией пореформенной России, полученной им классической университетской подготовкой, дополненной заграничными стажировками. Часть культуры историка составляло прекрасное владение иностранными языками; фанатичный интерес к исследовательской работе в сочетании с системным мышлением; трудолюбие и усидчивость как личностные черты; разнообразие научных интересов и творческий подход. Культура историка-преподавателя базировалась на широкой специализации лектора и глубокой эрудиции; желании сделать лекции доступными для разной аудитории; стремлении реформировать систему образования на основе передовых педагогических идей; включении не только образовательного, но и воспитательного компонента в преподавание. Коммуникативная культура определялась мировоззрением, личными чертами, профессиональным статусом историка и обстоятельствами коммуникативной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БеркП. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках: индивидуальные версии и конфигурация целого // Историческая антропология и новая культурная история. НЛО. 2005. № 75. С. 15-48.

2. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. 380 с.

3. Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: содержание и эволюция. Л., 1988. 220 с.

4. Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. 384 с.

5. Кареев Н. И. Беседы о выработке миросозерцания. СПб., 1896. 168 с.

6. Ковалевский М. М. Моя жизнь. Воспоминания. М.: РОССПЭН, 2005. 784 с.

7. Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». Казань, 2000. 286 с.

8. Погодин С. Н. Русская историческая школа: Н. И. Кареев, М. М.Ковалевский, И. В. Лучицкий. СПб., 1997. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.