Научная статья на тему 'Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды'

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1253
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / CULTURAL LANDSCAPE / ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / LANDSCAPE ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бауэр Н.В., Шабатура Л.Н.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования городской целесообразной инфраструктуры, обогащающей качество городской среды, в которой человек живет, трудится, отдыхает. Осмысление социогенеза современной российской культуры немыслимо без обращения к традиции садово-паркового искусства, к механизму наследования, передачи, усваивания и развития опыта прошлых поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND TRADITION IN THE LANDSCAPE DESIGN OF THE URBAN ENVIRONMENT

The article is devoted to the urgent problem of formation of the city appropriate infrastructure, enriching the quality of the urban environment in which people live, work and rest. Understanding sociogenesis of the modern Russian culture is unthinkable without recourse to the traditions of landscape art, to the inheritance mechanism, transfer, learning and developing experience of past generations.

Текст научной работы на тему «Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 502.2

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования городской целесообразной инфраструктуры, обогащающей качество городской среды, в которой человек живет, трудится, отдыхает. Осмысление социогенеза современной российской культуры немыслимо без обращения к традиции садово-паркового искусства, к механизму наследования, передачи, усваивания и развития опыта прошлых поколений.

Ключевые слова: культурные ценности, традиции, городская среда, культурный ландшафт, ландшафтная архитектура.

Н.В. Бауэр

Ядром любой культуры являются ценности — культурные ценности, какими являются дизайн или его отдельные элементы, представляющие собой свойства, способности удовлетворять определенные потребности индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей.

Наше российское общество в начале III тысячелетия находится вновь на крутом вираже социокультурного развития. Проблемы модернизации России, разнообразные социокультурные тенденции, свидетелями которых мы являемся в настоящее время, своим многообразием, сложностью, напряженностью, динамикой поражают воображение. Происходит мас-сификация и одновременно этатизация и элитизация культуры; все более очевидным становится противоречие между сторонниками национальной самобытной российской культуры и приверженцами конвергенции и глобализации в сфере культуры. Происходит углубление социальной, политической, экономической и, конечно, культурной дифференциации в обществе, связанное с нарастанием и распространением духовно-нравственного кризиса с вытекающими отсюда последствиями социально-культурных изменений. Подобные негативные тенденции остро ставят вопрос о том, как предотвратить такие явления

Л.Н. Шабатура

© Бауэр Н.В., Шабатура Л.Н., 2014

155

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

и направить развитие в сторону преемственности, последовательности, эволюционности, континуитета, с тем чтобы избежать очередных «культурных революций» и связанных с ними социальных потрясений и взрывов. Осмысление социальной динамики и всего социогенеза современной российской культуры немыслимо без обращения к традиции, к механизму наследования, передачи, трансляции, усваивания и развития опыта прошлых поколений [6, с. 3].

Тема оснований культуры, какими являются традиции и ценности, была предметом размышления многих известных философов, поскольку она касается понимания самого существа культуры. Один из основоположников теории ценностей в философии — неокантианец Г. Риккерт писал: «Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека...» [4, с. 34]. Прежде всего обратимся к самому понятию ценности. Кант выделил два типа отношения субъекта к миру: теоретическое (познавательное) и практическое (ценностное). Знание, обладающее качеством всеобщности и объективности, добывается в рамках отношения субъекта к объекту, к эмпирической реальности. Во втором случае речь идет о внутреннем мире человека, о его ценностях, выражающих заложенное в нем надэмпирическое нравственное начало. Вслед за Кантом Г. Риккерт тоже отделяет ценности от действительности. По Риккерту, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не в их фактичности» [4, с. 93]. Здесь заложена верная мысль, что ценности отражают особенности, потребности, интересы человека и служат основанием оценки значения явлений действительности для субъекта. Но если признать, что человек создает и в материальной и в духовной сфере то, что имеет для него значение, а значимое для субъекта есть ценность, то вывод однозначен: все созданное человеком, то есть его культура, есть ценность. Однако этот вывод был бы слишком простым. Следует учесть, что значимость является лишь исходной и самой общей характеристикой ценностного отношения. Чтобы выделить подлинные ценности, необходимо кроме критерия значимости ввести другие, определяющие, о какой значимости и для какого субъекта идет речь. Так возникают понятия: материальные и духовные ценности, высшие ценности, социальные ценности, общечеловеческие ценности, художественные ценности и т. д. Эти ценности действительно придают культуре определенный облик, делают ее конкретной, данной, особенной, специфической и в то же время не превращают какую-то одну культуру в эталон для других. В этом качестве ценности — душа культуры. Человек живет не только в определенной биосфере (термин академика В.И. Вернадского), но и в сфере, создаваемой им самим в результате

156

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

его культурной деятельности. Человек осваивает природу (иногда нарушая существующие в ней равновесия, гармонию), изменяет почву, растительность, создает и свою собственную культуру. Традиции формируют его поведение, он наследует бытовые знания и бытовые материальные ценности. Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их создания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Создание нового не может осуществляться без освоения старых культурных ценностей, как материальных, так и — особенно важно — духовных. Передача определенной системы ценностей, ценностного опыта из поколения в поколение (диахрония) и от одной социальной группы к другой (синхрония) и представляет собой традицию. «Идеалы культуры есть строго традиционные ценности, то есть такие ценности, которые стали ценными исторически, проверены историей, временем» [6, с. 161].

История народов — это не столько история территорий, сколько история самой культуры. Ценности культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно прекрасное остается прекрасным всегда. Историю ландшафтной архитектуры связывают с историей цивилизации. Когда человек научился творить, создавая окружающий мир своими руками, преобразовывая дары природы, наступила эра ландшафтного искусства. Первыми проектами ландшафта, сделанного человеческими руками, можно назвать изменение и возделывание почвы, укрепление территории около жилья человека, создание системы орошения. Все они в первую очередь выполняли целевые функции, практические, прикладные, стратегические задачи, помогая сохранить людям здоровье и жизнь. Но человек всегда замечал и понимал красоту и совершенство, поэтому со временем практические цели были дополнены эстетическими задачами, в результате чего данные проекты превращались в произведения искусства. Развитие ландшафтной архитектуры основывалось на развитии вначале ремесла, техники, затем искусства, науки. История такой архитектуры — свидетельство достижений человеческой цивилизации с древних времен. За молодым термином «ландшафтная архитектура», появившимся в XIX веке, значительно позднее, нежели сами артефакты, хранится великолепие и знание произведений, умение, навыки по их созданию, производству целых десяти тысяч лет. Родина современных архитектурных направлений, стилей — Китай, Рим, Греция, Индия, долина Междуречья, Эфиопия.

Сильное влияние на ландшафтную архитектуру, формируя ее как искусство, оказывало вначале земледелие, а затем садоводство и градостроительство. О замыслах дизайнеров, инженеров свидетельствуют сохранившиеся произведения садово-паркового искусства (дворцово-парковые комплексы вокруг Санкт-Петербурга, подмосковные дворянские усадьбы). Они демонстрируют ценность, значимость ландшафтной архитектуры для современников и их потомков.

157

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

Современная ландшафтная архитектура тысячами нитей связывается с прошлым садово-парковым искусством. Данные связи — не случайность, они определяются отношением людей к природе на различных этапах развития человеческого общества. Человек всегда относился творчески к преобразованию природы. Такое уникальное отношение отражается в формах, цветовой гамме, структуре и содержании садово-паркового искусства. Благодаря такому взаимодействию с природой, материальному и духовному самосовершенствованию, творчеству, произведения ландшафтного дизайна становятся оригинальными и прекрасными. Особенно это касается мест густонаселенных мегаполисов. Городскую среду изменяют и преобразовывают, осваивая и развивая новые капиталовложения, для дальнейшей индустриализации или реконструкции уже имеющихся инфраструктурных сооружений и объектов. Эта потребность в постоянном изменении и развитии вызвана стремительным социально-экономическим развитием самого современного общества, образом жизни горожанина, новыми интересами, потребностями, требованиями, предъявляемыми к городской среде.

На протяжении XX века культурные ландшафты малых городов России стремительно деградировали, представляя собой систему, находящуюся в устойчивом неравновесии с обществом. Об этом говорят факты, характеризующие ухудшение состояния отечественной городской экологии. Вновь освоенные территории для строительства в малых и средних городах чаще всего лишены элементарного благоустройства. Нивелирование природной подосновы, разрушение памятников архитектуры, отсутствие духовного наполнения городского пространства новых районов массовой застройки, материализованного в прошлом в нарядном дизайне вывесок и витрин, явились одним из внешних проявлений амнезии, характерной для советского периода нашей истории. Отмечается существенное расслоение структуры провинциальных городов, которое вызвано значительным территориальным ростом нового строительства из-за массового переселения сельских жителей. По мере увеличения площади застройки новые районы удаляются от рек и теряют связь с ландшафтом, что приводит к генетическому перерождению их структуры. Никто не рассматривает пространство новых районов как фрагменты культурного ландшафта, поэтому безжалостно стираются в процессе реконструкции все достоинства вновь обживаемых районов.

Участки с каким бы то ни было рельефным рисунком объявляются «трудными», и с ними начинается борьба. Срезаются холмы, исчезают небольшие пруды, заключаются в подземные трубы малые реки, навсегда прекращая свое существование как элемент ландшафта. Вырубаются сады, а дворы выросшей на их территории застройки заполняют либо неухоженные пространства, либо чахлые посадки и газоны. Невозможно ничем оправдать практику расчистки участков от всего, что мешает легкому планировочному решению. После чего на этих территориях, кроме названия (а часто и оно меняется), от прошлого не остается ничего — ни природ-

158

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

ных реалий, ни исторических памятников, ни культурных традиций, которые могли быть продолжены новыми жителями [5, с. 152].

Практика массового жилищного строительства без связи форм застройки с местными особенностями природных условий привела к нарушению гармонии архитектурных сооружений с потребностями человека, а многоэтажность зданий не обеспечивает необходимой связи с придомовыми земельными участками [2, с. 8].

Усложняющаяся пространственно-временная, экологическая обстановка в городах постоянно напоминает о себе заметным повышением уровней загазованности и шума. «Островки» природы превращаются под предлогом уплотнительной застройки в зоны общественно-деловой активности, и человек вытесняется из мест его былых прогулок стихийным разрастанием парковок. Ощущение, что вместо человека в городе «живет» автомобиль, неизбежно возникает при взгляде на многие городские пространства [3, с. 9]. Чрезмерная плотность населения в городах порождает такие проблемы, как недостаток жилья, школ, больниц, транспорта, культурно-спортивных сооружений, мест отдыха, хаотичность уличного движения, безработица, преступность, массовые заболевания различного характера.

Очень серьезной проблемой для города становится и проблема сохранения, расширения, создания «свободных территорий» (парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, памятные посадки, городские водоемы, родники и т. п.). Дворы, улицы, площади, скверы — это не просто свободные от застройки территории. Это то, что формирует наше настроение, поведение, вкус, то есть культуру мышления, понимания, отношения. Человеку нужно видеть вокруг себя зелень, нужно видеть яркие краски, интересные, эстетичные формы, воду, свет, так как он природосообразен. Это и есть качество жизни, когда хочется выйти на улицу, во двор, в город, чтобы полюбоваться им, чтобы отдохнуть, чтобы пообщаться с друзьями или соседями, заняться спортом, видеть красоту, жить с ней и в ней. И ландшафтная архитектура должна предлагать все это. Она должна радовать, удивлять, поднимать настроение. Именно на психологическом факторе хочется сделать особый акцент. Среда в значительной степени оказывает влияние на формирование личности, и то, что нас окружает в повседневной жизни, будет отчасти определять личностные черты наших детей, а значит, и нашего общества в целом.

В Древней Руси существовало градостроительное законодательство, которое предусматривало расстояние между зданиями, достаточное для устройства садов; постройки размещались в соответствии с правилом «прозора», по которому нельзя было заслонять соседу вид на реку, улицу, монастырские сады и другие достопримечательности. Москва поражала путешественников, привыкших к очень тесной каменной застройке западноевропейских городов. Здесь их глазам представала картина свободно застроенного города, включающего широкие открытые зеленые пространства — луга вдоль многочисленных рек и затененные массивы вековых лесов [1, с. 72].

159

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

Природа сама входила составной частью в город или сам город, оберегая ее красоту, подчеркивал ее неповторимость и совершенство, то есть они были дополнением друг друга. Пейзаж ценился и был взаимосвязан с архитектурными сооружениями. О внимании к природе, к окружающим ландшафтам мы и сейчас можем судить по тому, как выбиралось место для основания монастырей, церквей и городов в целом, чтобы между ними и природой устанавливалась гармония. Продуманным взаимопроникновением города и ландшафта, живописностью и простором характеризовались многие малые города (Суздаль, Боровск, Гороховец, Васильсурск, Торжок и др.), а также более крупные губернские центры (Тверь, Калуга, Владимир, Смоленск, Ярославль, Кострома и т. д.) [2, с. 13]. С середины XVIII века усиливается интерес к благоустройству городских территорий. С 1769 года регламентировалась ширина улиц, предусматривалось обязательное мощение, освещение и озеленение улиц и площадей.

Новые потребности общества в организации целостной городской среды формировали новые философские взгляды, концептуальные подходы, которые развивали стили в садово-парковом искусстве.

Пейзажный стиль европейской ландшафтной архитектуры складывался под влиянием философских трудов Вольтера, Дидро, Монтескье. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад к природе!» определил духовную атмосферу эпохи Просвещения, идеализируя природу. Мечта о гармоничном существовании человека в естественной среде в то время стала основной темой искусства.

К концу XVIII века пейзажный стиль окончательно утвердился в России. Традиция отечественного паркостроения является одной из лучших в мире. В паркостроении применялись эффект новизны впечатлений и многообразие открывающихся видов (нюансность). По такому же принципу проектировались и русские помещичьи усадьбы (Михайловское, Тригорское, Спасское-Лутовиново и др.). Лиричность их пейзажей вдохновляла лучших представителей русской литературы, живописи, музыки на создание ярчайших произведений. Отличительная особенность русской усадьбы — прохладные и тенистые аллеи. Нигде в Европе аллеи не обсаживались такими тесными липовыми рядами с соприкасающимися нестрижеными кронами. В результате образовывались действительно прохладные «зеленые своды». Более того, между аллеями лип, дававшими густую темную тень, часто оставляли не вырубленным подлесок. Он служил укрытием для мелких певчих птиц, в том числе соловьев. Без таких романтических аллей не обходился ни один русский усадебный парк. По тому же принципу была создана и одна из самых знаменитых аллей в России — аллея Анны Керн в Михайловском. Век XVIII был временем, когда провинциальная дворянская усадьба превращалась в один из центров новой культуры. Она формировала новые интересы, потребности и ценности. Постепенно в дворянских кругах возникает мода на образованность и интеллигентность.

160

Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды

Образованность требует досуга, которого достаточно в деревенском уединении. Возникает традиция приглашать в усадьбу художников, литераторов, музыкантов. Можно утверждать, что великая русская литература и искусство XIX века зародились и выросли в «стенах» русской усадьбы.

Несмотря на огромное количество структур, занимающихся ландшафтным проектированием в настоящее время, следует констатировать, что искусство нюансов потеряно. Современный мир ставит перед ландшафтными архитекторами сложные экологические проблемы и оздоровительные проблемы социальной и функциональной деградации человеческих поселений и региональных ландшафтов. Это вызывает острую необходимость изменить подходы в системе образования, использовать традиционные методы при подготовке специалистов и при разработке ландшафтных проектов городской среды. Образование по направлению «ландшафтный дизайн» должно развивать у будущих специалистов способности осмыслять, координировать и осуществлять идею экологического и эстетического проектирования, которое коренится в человеческой истории, культурной традиции и совершенном знании о природных системах. Для того чтобы сформировать правильное понимание проблем гармоничного развития человека в биосфере, необходима эффективная система образования, создающая основу духовности и нравственности человека. Образованный, культурный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации, предложить свою точку зрения и признать наиболее приемлемый вариант для развития и сохранения жизненного мира и человека. Образованный человек способен отречься от удовлетворения прагматических потребностей и способен проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления [7].

Литература

1. Горохов В.А. Зеленая природа города: Учебное пособие для вузов. М.: Ар-хитектура-С, 2005. 528 с.

2. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. 192 с.

3. Нефедов А.Ф. Городской ландшафтный дизайн: Учебное пособие. СПб.: Лю-бавич, 2012. 320 с.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 164.

5. Смолицкая Т.А., Король Т.О, Голубева Е.И. Городской культурный ландшафт: Традиции и современные тенденции развития / Под ред. Т.А. Смолицкой. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 272 с.

6. Шабатура Л.Н. Социогенез традиции. Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. 209 с.

7. Шабатура Л.Н. Онтогенез традиции: Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. 264 с.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.