Научная статья на тему 'Культура и процессы глобализации'

Культура и процессы глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1487
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Анна Игоревна

Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного члена определяется мерой включения идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие политический процесс. В процессе институционализации политическая культура становится достоянием всего общества. Можно сказать, что если политическая культура есть мера развития политической деятельности, то мерой самой культуры является степень взаимоотношений материальных и духовных её элементов, так как она, в конечном счёте, обеспечивает возможность воздействовать на политические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и процессы глобализации»

Анна КУЗНЕЦОВА

Культура и процессы глобализации

Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного члена

определяется мерой включения идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие - политический процесс. В процессе институционализации политическая культура становится достоянием всего общества. Можно сказать, что если политическая культура есть мера развития политической деятельности, то мерой самой культуры является степень взаимоотношений материальных и духовных её элементов, так как она, в конечном счёте, обеспечивает возможность воздействовать на политические процессы.

Большой интерес представляет опыт проведения культурной политики Франции, где сотрудничество в области культуры традиционно является составной частью внешней политики. Среди индустриально развитых стран Франция - единственная страна с чётко разработанной программой внешней культурной политики. Она ставит своей целью формирование и поддержку руководящей элиты некоторых франкоязычных развивающихся стран (прежде всего, в Африке) в целях расширения политического влияния страны, продвижения французской «модели» демократии, защиты позиций французского языка, поощрения культурного разнообразия и в последние годы - контроля над процессом глобализации. Эту политику Франция осуществляет и в рамках своей зоны приоритетной солидарности, куда она относит страны Восточной и Центральной Европы.

Рассматривая суть французской культурной доктрины конца ХХ в., следует отметить, что она предлагает интеллектуальные и политические способы удержания политического процесса в разумных, гуманистических и универсальных рамках. Однако реализация этого политического процесса наталкивается на узость политического взгляда на культуру со стороны министров иностранных дел, часто сменявших друг друга в последние годы, что привело к отсутствию стратегических решений на этом направлении. К примеру, забастовка сотрудников культурных служб в посольствах страны в декабре 2003 г. была вызвана как

скудостью бюджетных ассигнований на эти цели, так и неспособностью руководителей внешнеполитического ведомства сформулировать четкие задачи в области внешней культурной политики. Сюда же относится и вопрос о возможности проведения более активной культурной политики за рубежом.

Коренная переориентация культурного развития страны на рубеже третьего тысячелетия потребовала разработки новой концепции культурной политики, которая явилась бы логическим продолжением внутренних процессов и отвечала бы стратегическим и идеологическим установкам руководства страны в области внешней политики. Эти идеи нашли своё отражение в программном документе «Внешний культурный проект Франции», центральным замыслом которого стал механизм распространения культурного влияния страны за рубежом с целью укрепления её былого престижа.

Авторы проекта отдавали себе отчёт в том, что к началу 90-х гг. прошлого столетия французский культурный «импакт» на внешний мир существенно ослаб под ударами технизированной американской культуры. Они пришли к выводу, что баланс международных культурных обменов складывается далеко не в пользу Франции, которая ныне больше импортирует культурную продукцию, нежели экспортирует. Это представляет угрозу самобытности страны, а также уважению к многообразию культур. Данный постулат в основном был адресован США, обвинённым в «культурном империализме» на международной конференции ЮНЕСКО в Мехико в конце 80-х гг. прошлого века. В связи с этим был принят Проект актуализации культурной политики.

Анализ «Внешнего культурного проекта Франции» показывает, что этот документ имеет огромное значение для перестройки всего внешнеполитического аппарата страны и его задач в условиях обострения конкуренции между ведущими державами мира за глобальное влияние в сфере культуры и на рынке культурной продукции. Проект направлен на усиление защиты национальных интересов, которые в области внешней политики всегда отстаивали и отстаивают разумные политические силы как левой, так и правой ориентации. Во всех отно-

шениях этот документ служит образцом рационального программного обеспечения культурной деятельности за рубежом любого цивилизованного государства, стремящегося к сохранению своих позиций и влияния на международной арене.

Культурная политика может быть определена как неотъемлемое звено внешней политики, как основной фактор, характеризующий облик страны на международной арене, на котором основано доверие к её действиям. Одновременно культурная политика тесно переплетена с национальным политическими и экономическими интересами каждой страны и со всем комплексом внешних сношений. Таким образом, отношения в области культуры обозначаются как «один из центральных элементов международных обменов, наравне с политическими и экономическими отношениями, на который опираются и которыми отчасти определяются последние»1. Культурным связям отводится миротворческая и просветительская миссия в условиях международной напряженности, цивилизационного конфликта и противоборства идеологий.

Рассматривая культурные связи под этим углом зрения, необходимо отметить, что в современных условиях культура перестала быть принадлежностью элиты и превратилась в самостоятельный объект международных обменов как продукт массового потребления. Она охватывает отныне не только собственно искусство, литературу или музыку, а и науку, технику, различные отрасли культурной индустрии, обширную сферу шоу-бизнеса, новые системы ценностей и образа жизни.

Выражая озабоченность растущим засильем США и связанных с ними транснациональных корпораций в мировых культурных обменах, необходимо подчеркнуть, что это обстоятельство расширяет пропасть не только между технически передовым Севером и отсталым Югом, но и между индустриально развитыми странами. Можно сделать вывод о необходимости отнести защиту культурной самобытности к числу первейших политических задач, не впадая при этом в протекционизм и раздувание культурной исключительности.

1 La Documentation fran9aise, Paris, 1983, р.13.

Можно сказать, что каждая эпоха отличается не столько тем, к чему люди стремятся в политике (нормами и идеалами), сколько тем, какие средства они используют для достижения этих целей и идеалов. Главная ставка в культурной политике делается на поддержание и укрепление традиционного имиджа страны, основанного на общих распространённых представлениях о её историческом и духовном величии, богатстве художественных, архитектурных, культурных и прочих памятников прошлого, её культурном достоянии (музыке, балете, театре, изобразительном искусстве, мебели, парфюмерии, кулинарии и др.).

Всё большую значимость приобретает задача поддержки и активной пропаганды «моды» на национальную культуру и искусство. Осуществление этой задачи возлагается на творческие коллективы. Именно через них осуществляется стык между политикой культурной децентрализации (создание оригинальных творческих очагов на местах) и политикой культурной экспансии за рубеж (обмен театральными и музыкальными коллективами, художественными выставками и т.п.). Культурные обмены приобрели комплексный характер, приурочиваются к важным событиям и юбилеям, ориентируются на конкретные страны. Например, 20-я годовщина франко-германского договора о дружбе, 300-летие высадки Жака Картье в Канаде, Европейский год музыки.

Международный размах получило празднование 200-летия со дня смерти Д. Дидро, юбилея В. Гюго. Значительная доля этих артистических акций и обменов приходится на индустриально развитые европейские страны, США и Канаду. В то же время ставится вопрос о расширении сферы приложения таких крупных мероприятий на страны Юга - Средиземноморье, Африку, Латинскую Америку и Дальний Восток.

Характерная черта культурной политики состоит в реализации её целей в основных секторах, таких как аудиовизуальные средства, язык, кино, книга, артистические и научно-технические обмены. Она рассматривается не абстрактно, а в чётком географическом контексте с учётом особенностей отдельных регионов, местных традиций, восприимчивости к национальной культуре, характера

сложившихся отношений, т.е. конкретных факторов культурной дипломатии. В данном отношении уместно выразить мысль о том, что внешнюю культурную политику нельзя отделить от дипломатии, с которой она совпадает по своим стратегическим целям и исторической перспективе.

Выбор направлений, средств политики определяется таким компонентом политической культуры, как политическая ориентация - готовность субъекта к определённому типу политического действия. Видов политической ориентации множество, их можно разделить по нескольким основаниям, например по отношению к различным типам политической деятельности или по отношению к типам политических изменений. Здесь выделяются консервативная и революционная ориентации. В рамках консервативной ориентации смысл политического действия видят в сохранении того, что уже есть, максимальном использовании достигнутого политического опыта и уровня развития. Революционеры, наоборот, считают постоянные и решительные изменения в политике наиболее приемлемым её состоянием.

Следует иметь в виду, что база консервативной ориентации в политике может быть очень широкой, включать в себя людей, обладающих как высоким, так и достаточно низким социальным статусом, но боящихся перемен, оборачивающихся подчас ухудшением их и без того нелёгкого положения. Консерватизм - это далеко не всегда узость мышления, приверженность традиционным методам решения политических проблем, недоверие ко всему, что выходит за привычные рамки ограниченного политического опыта, но и вполне оправданное стремление к сохранению достигнутого, преемственности в политике. Интеллектуальным основанием консерватизма служит представление об обществе как об объекте неуправляемой сложности.

В отличие от консерватизма, революционизм, наоборот, упрощает социальную реальность, исходит из возможности полного знания её законов и важнейших принципов бытия, строительства социальных отношений согласно избранному проекту.

Третьим возможным основанием для различения политических ориентаций может быть отношение к средствам политической деятельности. Здесь необходимо

выделить политический радикализм, определяющими признаками которого являются склонность к решительным действиям, стремление к быстрому и простому решению сложных проблем, непоколебимая уверенность в собственной правоте. Однако нацеленность на форсирование событий, предопределяющая выбор жёстких средств политического действия, рано или поздно приводит к разрыву между целями и средствами политического действия. Цели могут быть весьма благородными, а средства их реализации - низкими, бесчеловечными.

Формой политического радикализма является экстремизм с такими его неизбежными атрибутами, как стремление к политической идентификации через конфликт, конфронтацию с другими политическими силами, демонстрацию пренебрежения к законам, отбрасывание политического оппонента.

Противоположная радикализму реформистская ориентация выражается в приверженности к наиболее приемлемым для общества постепенным, поэтапным изменениям, дающим возможность людям, социальным структурам и организациям приспособиться к новым реалиям, условиям жизни.

В состав политической культуры как части общей культуры входит также обширная группа компонентов, с помощью которых осуществляется организация политической жизни и поддерживается её устойчивость: традиции, передающие от поколения к поколению модели политического поведения, а также процедуры. И те, и другие играют весьма заметную роль в политическом процессе. В своём политикокультурном аспекте процедура - это вид политической традиции, ритуал, который характеризуется жёсткой формализацией, строгой последовательностью действий, направленной на достижение обозначенной заранее цели. За часто экзотической внешней стороной политического ритуала действует проверенный временем механизм, позволяющий, как правило, в острой политической ситуации сосредоточить внимание не на форме или организации политического процесса, а именно на содержании возникшей проблемы и возможных способах её разрешения.

Таким образом, роль культурного фактора в развитии политического процесса является основополагающим звеном эволюции самого общества. Культура и её состав-

ляющая часть - политическая культура, выполняя различные функции и решая в целом разные задачи, в этом движении дополняют друг друга.

КУЗНЕЦОВА Анна Игоревна - соискатель Дипакадемии МИД РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.