Научная статья на тему 'Культура и общество'

Культура и общество Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2109
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каликанов С. В.

В статье раскрывается взаимосвязь культуры и общества. Анализируется соотношение культурных ценностей и модели общественного устройства. Так же рассматривается проблема сохранения культуры народа, выявляются условия устойчивости социально-культурной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и общество»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

© Каликанов С.В.*

Филиал Самарского государственного экономического университета,

г. Сызрань

В статье раскрывается взаимосвязь культуры и общества. Анализируется соотношение культурных ценностей и модели общественного устройства. Так же рассматривается проблема сохранения культуры народа, выявляются условия устойчивости социально-культурной системы.

Культура - одно из наиболее сложно определяемых понятий гуманитарного спектра наук.

Для ответа на вопрос «Что такое культура?» необходимо, прежде всего, учитывать два момента. Во-первых, это то, на что обратил внимание В. Оствальд сказав, что культура - это «то, что отличает человека от животных» [1] и, во-вторых, - исходные смысловые оттенки самого слова «культура», связанные как к улучшением («культивацией»), так и с поклонением. И то и другое безусловно входит в понятие «культура», остаётся только объединить все относящиеся к культуре элементы в едином синтетическом описании-определении.

И человек и животное - существа действующие, и человек и животное -телесны. В чём же принципиальное отличие человека от животного? Основное исходное отличие в том, что человек способен действовать не как животное. Активность животного детерминирована его физиологией, инстинктами, телесностью. Животное действует исходя из телесно-физиологических, витальных побуждений, человек же, может действовать исходя не только из телесно-физиологических побуждений и интересов. Человек способен ставить цели отличные от целей выживания и сохранения своего биологического существования, способен сказать «нет» произволу свих естественно-физиологических побуждений и стимулов, животным же движет его тело, потребности тела, стремление к биологическому, физическому выживанию.

Именно наличие у человека способности действовать не подчиняясь биологическим интересам и является условием возможности культуры, а сами такие действия являются условием существования культуры.

В свою очередь, подобное действие возможно для человека только в случае, когда он признаёт себя не только телесно-биологическим существом. Чтобы культура состоялась человек должен подняться в своих целях и действиях над животным уровнем. Само наличие культуры является свидетельством, что человек смог это сделать. Культура - результат самоотдачи человека во имя чего-то более высокого, чем физическое выживание. То есть

* Доцент, кандидат философских наук.

культура возможна в случае жертвенности, когда признаётся существование чего-то более ценного, чем телесность. Чего-то, во что верят и чему поклоняются. Во всех известных нам культурах имеется элемент поклонения чему-то, признаваемому высшим по отношению к человеку и более ценным, чем человеческая жизнь.

Так начинается общество. Чтобы было общее - нужно отдать, а отдать можно только если есть во имя чего (пенсии, страховая медицина, детские сады). Только в этом случае возможны взаимовыручка и солидарность. Культура - это не набор выпавших в осадок мёртвых результатов человеческой жизнедеятельности, а особый образ жизни, со всем многообразием способов и форм, являющийся поклонением тому, что признаётся данным обществом сверхценностью. Культура - это совокупность проявлений человеческой жизнедеятельности, определённый способ человеческой жизни во всех её проявлениях в основе которого лежит определённая система ценностей и приоритетов, высших по отношению к задаче индивидуального биологического выживания.

Такое понимание культуры объединяет вещественную «материальную» и «духовную» культуры и культуру действия - нет «материальной» и «духовной» культур есть материальная и духовная (а иногда только идеальная) составляющие культуры - каждая культура имеет свою идеальную (духовную) составляющую, определённую принятую систему ценностей, веру в ценность чего-либо, от содержания которого зависит то, каковы будут внешние, явные проявления каждой конкретной культуры, поступки самих носителей культуры [этикет - правила поведения в определённых ситуациях - не культура]. Результаты и плоды основанной на этой вере деятельности людей, их поступков можно назвать материальной составляющей культуре. В этом смысле можно сказать, что общество - деятельностное выражение культуры.

Культура оформляет и организует жизнь народа. Важнейшим элементом культуры является та высшая ценность (сверхценность), в соответствии с которой, и в стремлении к которой и организуется жизнь каждой культурной общности.

Данная схема определяется одним из основных свойств человеческого бытия - его целеориентированностью. Жизнь человека принципиально целестремительна, векторна. Она представляет собой постоянное стремление к определённой цели. Цели могут меняться, но это не отрицает саму целенаправленную природу человеческого бытия. Цели же, в свою очередь, определяются тем, что человек считает ценным, достижение чего признаёт достойным стремления и усилий. Системы ценностей и человека и общества в целом иерархичны. В конечном итоге они подчинены некоему высшему идеалу, высшей сверхценности, занимающей доминирующее положение.

Само же стремление, про-движение к цели-ценности предполагает усилия, невозможно без усилий и без жертв. Усилия и жертвы - необходимый элемент любого целенаправленного человеческого действия. И здесь нельзя

не сказать о током феномене, как воля. Воля - ничто иное, как синоним усилия. Стремление не может быть теоретическим, мысленным. Есть стремление - есть и воля (усилие). Нельзя мысленно приблизиться к цели. Можно сказать, что жизнь - это постоянное стремление к цели. А культурная жизнь в её классическом виде - это такое стремление, мотивом которого являются сверхбиологические цели.

Для ясности изложения приведём пример. Например медицина стремиться избавить человека от болезней и продлить человеческую жизнь. Казалось бы стремление исключительно витальное, связано с телесностью, а значит биологическое и «некультурное». Но давайте спросим: а почему и зачем мы хотим избавиться от болезней и жить дольше? В том числе и потому, что мы не хотим смерти тех, кого мы любим. То есть не только из желания пожить подольше, но и из-за любви к другим. А это уже совсем не по животному. Да, здесь мы делаем предположение, что животные не способны на любовь - по крайней мере, на любовь не обусловленную инстинктом. Если животное и может «полюбить» человека, то только того, который его кормит. Настоящая же любовь бескорыстна.

Итак, культура - это совокупность проявлений осмысленной человеческой активности, в основе которой лежит признание важности сверхбиоло-гических ценностей.

Историческими носителями культуры, прежде всего, являлись и являются народы. Каждая культура как жизнь-поклонение некоей сверхценности (буддистская, исламская, протестантская, православная, древнеегипетская, атеистическая, культура майя, и др.) имеет свою духовную составляющую, -комплекс определённых, принимаемых на веру, убеждений, от содержания которых и зависит то, каковы будут внешние, явные, жизненные, вещественные проявления каждой конкретной культуры. При этом, каждая культура является системой. Структуру культуры можно представить в виде системы взаимосвязанных и иерархически упорядоченных элементов. И поскольку культура - это совокупность проявлений человеческой жизнедеятельности, в основе которой лежит особая система ценностей и приоритетов то, следовательно, основой каждой культуры является некая доминантная ценность (или - сверхценность). Доминантная ценность, определяющая смысл и цель человеческой жизни, определяет так же и ценности более низкого уровня. Но в любом случае ценности выполняют функцию нравственных, поведенческих нормативных регуляторов общественной жизни. Ценности - определяющий элемент культуры, её смысловое ядро. Они определяют основные цели и приоритеты жизнедеятельности человека конкретной культуры. Сама же общественная жизнь в сущности своей является деятельным поклонением высшей ценности. На ней основаны критерии оценки объекта / явления. Из неё вытекают нормы, обязанности и права. Во имя неё и конструируется порядок жизни общества, строятся и функционируют социальные институты, её прославляет искусство, её признание и объединяет людей в общество.

Далее следуют способы выражения этого идейного идеального ядра, выражения в виде результатов той или иной человеческой культурной деятельности: религиозной, художественной, социальной. Сверхценность (вера в неё и стремление к обладанию ей) регулирует социальные взаимодействия, выступая для человека как ориентир, и является побудительным фактором, выступая как мотив поступка. Схематически структура культуры изображена на нижеследующей схеме.

идеальное измерение доминирующая ценность ценности + идеалы и представления о смысле существования (о цели), принципы отличения важного от второстепенного и

правила и образцы должного поведения (социально-культурные нормы) и механизмы их воспроизводства (механизмы сохранения верности доминирующей ценности - образование, ^ воспитание, религия) и одобряемые технологии и механизмы достижения целей (политическая деятельность, научная, производственная, религиозная)

социальное измерение совокупность общественных отношений (действия, поступки, социальные институты)

материальное измерение материальные результаты деятельности (материальное выражение культуры)

Рис. 1

В своей формальной части эта морфология едина для всех культурносоциальных систем. Отличия культур и обществ, их политического устройства, экономики, права коренятся в содержании, в наполнении - в различии их доминантных ценностей (в объекте поклонения) и в вытекающих из этого институтах, нормах, идеалах.

Человеческие объединения отличаются целесообразностью, то есть культура является ровесником общества, не существует общества без культуры -вопрос культурогенеза напрямую связан с вопросом о происхождении общества и правильней будет говорить не отдельно о культуре и об обществе, а о культурно-общественной системе.

Культура - это всегда связь, отношения, общение. Всё это невозможно без языка. Культура как система включает в себя несколько систем коммуникации субъектов культуры - несколько языков. Языки культуры выполняют функции сохранения и передачи культурных смыслов. Каждая кон-

кретная культура обладает примерно одним и тем же набором языков, различие заключается в том, как в рамках данной культуры передаётся тот или иной смысл. За это отвечает культурный код - присущий данной культуре способ обозначения (шифровки) смыслов и ценностей. Культурные коды -механизм обозначения благодаря которому передаются смыслы. Соотношение языка культуры и культурного таково, что язык культуры - это средство передачи (то, посредством чего передаётся смысл), а культурный код - это то, как этот смысл передаётся. Например: язык культуры - орнамент, танец, цвет, а то как орнамент или танец обозначает то или иное явление - это культурный код. Культурный код включает в себя и способы поведения человека в определённых ситуациях (язык жестов и т.д.).

Языки (системы знаков для передачи смысла) как правило универсальны, то есть общие для культур (письменность, танец, живопись, орнамент, одежда), культурные же коды (способы обозначения смыслов) индивидуальны (свой алфавит, свои движения, знаки, своя цветовая символика). Одним из языков культуры является искусство, в котором находит выражение та или иная сверхценность, поскольку творчество всегда культурно.

В данном контексте интересен вопрос о том, как возможна «общечеловеческая», «мировая» культура. Очевидно, что условием и основой её существования может быть наличие чего-либо, присущего всем людям, всему человечеству без исключения. И если в основе культуры лежит та или иная вера, - уверенность в ценности того или иного (например, вера в учение Будды, вера во Христа, вера в человеческий разум и всесилие науки, вера в коммунизм, в рыночную экономику и т.п.), то и в основе общечеловеческой культуры должна быть вера, убеждение, некая сверхценность. Вопрос о возможности общечеловеческой культуры - вопрос о возможности общечеловеческих ценностей.

Люди в мире разделены по многим параметрам: по доходам и уровню жизни, по происхождению и цвету кожи, но, прежде всего, люди разделяются по убеждениям - по верам. Это ярко демонстрирует вся история человечества, не исключая и события новейшей истории.

А что же есть общего у всех людей? Все различны, все разные, но безусловно то, что людей объединяет факт их телесности. Именно факт человеческой телесности и может быть, в данной исторической ситуации, основой создания общечеловеческой культуры. Но только при условии, что данный факт станет основным параметром для человечества, то есть, при условии, что люди признают себя исключительно телесными существами и, следовательно, признают своё тело высшей ценностью. Ясно, что для этого им придётся отказаться от веры в существование души как нематериальной и высшей по отношению к телу сущности.

В основе идеологии данной культуры должна быть проповедь телесного здоровья и телесных удовольствий, отменяющая такие вещи как предан-

ность своему народу и самопожертвование. Основными постулатами «общечеловеческой» культуры, её символом веры могут стать два взаимосвязанных положения:

1. Человек - существо исключительно телесное.

2. Биологическое существование человека (то есть - тело) есть высшая ценность.

К такому образу, вероятно, приближалась культура Древнего Рима в период своего заката, когда народ Рима требовал исключительно «хлеба и зрелищ».

По своей сущности общество, всецело основанное на подобной культуре, было бы первым в истории человечества безрелигиозным обществом, поскольку, до настоящего времени история не зафиксировала ни одного общества, в котором бы отсутствовали в той или иной форме религиозные воззрения.

Человек по природе своей существо социальное. Но человек не просто существо общественное, социальное, он существо социально-историческое, он погружён в историю, хотя бы потому, что человек имеет историческую память, история для человека имеет смысл и значение, и человеку от этого никуда не уйти. Вся активность человека культурна, то есть - осмысленна, целенаправленна, ценностноориентирована. Человек идентифицирует себя с определёнными ценностными ориентациями и убеждениями (которые имеют свою историю, - которые разделяли люди в истории) и следовательно, является частью той или иной традиции. Традиция - это процесс сохранения и передачи культурных ценностей во времени. Происходит это с помощью различных социальных институтов, прежде всего таких как семья, Церковь, образование. В данном контексте историю можно определить как культурную активность человечества во времени, а культуру - как ценностно-ориентированный способ существования человека во времени. При этом личность, как часть социального целого, часть общества, часть народа является носителем, то есть - субъектом - той или иной культуры, того или иного народа. Этногенез, схематически изображён на приведённой схеме.

кровь (совместные браки) дух (вера, ценности, мировоззрение, цели) история (общая историческая судьба)

и НАРОД

Рис. 2

Исторически, рождаясь не в одиночестве, а среди людей принадлежащих определённой народной традиции, человек, прежде всего, призван стать культурным культурой своего народа. Не «мы «культурные» потому, что Пушкин, Чайковский и Репин признаны другими культурами», а - «Пушкин, Чайковский и репин - часть нашей великой культуры, принадлежать к которой честь для них и для нас». Мерить свою культуру другой культурой

не имеет смысла в силу несовпадения ведущих ценностей культур. Отсутствие культурной самоидентификации - осознания личной принадлежности к той или иной культуре, делает для человека затруднительным возможность восприятия ценностей другой культуры, поскольку лишает его опыта культурной жизни в принципе. Наличие культурной идентичности - условие возникновение у человека чувств патриотизма и любви к Родине, качеств жертвенности, взаимопомощи.

В данном контексте нельзя не коснуться вопроса о культурной модернизации. Модернизация - значит «осовременивание», обновление. Обновление культуры конечно же возможно. но - если говорить именно об обновлении, а не о разрушении - оно не должно касаться культурного ядра, доминирующей ценности, и этого не произойдёт в случае когда носителям данной культуры она дорога. Модернизация культуры - это, прежде всего, - изменения связанные с научно-техническим прогрессом и вызванным им изменением ритма социальной жизни. Это всегда модернизация форм, а не сущности (если не речь не идёт о целенаправленном разрушении культуры). Говоря о модернизации в контексте культурной жизни России, нельзя не вспомнить слова Кристофера Коукера, писавшего: «Бросит ли снова Россия вызов Западу - зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлечённым, как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивилировать её» [2]. Базовые, ведущие цели и ценности в случае модернизации не меняются. Культура народа в здоровом состоянии заимствует только те элементы чужих культур, которые не противоречат лежащей в её основании веры.

Если культура - это уникальный организм, то ясно, что по отношению к нему могут быть как конструктивные, так и деструктивные влияния. Меж-культурная коммуникация может быть как позитивной и обогащающей, так и разрушительной для культуры. Основной вопрос здесь, как и в случае модернизации, - вопрос совместимости ценностей. Причём, деструктивными по отношению к культуре могут быть не только внешние воздействия, но и внутренние процессы, которые, не менее опасны для культуры. В границах определённой культуры могут оказаться элементы разрушающие её изнутри, приводящие к её мутации. Как правило, деструктивность связана с распространением таких качеств как индивидуализм, нигилизм, сектантство. Всё это ведёт к распаду культуры, падению доверия, росту вражды, снижению созидательности. Деструктивные течения являются контркультурными, то есть выступающими против базовых ценностей окружающей культурной среды. Всё это выводит нас на вопрос об устойчивости культуры.

История человечества знает много культур, которые сейчас существуют лишь в качестве этнографического, музейного материала. От чего же зависит устойчивость культуры?

Каждая культура - замкнутый ценностно-ориентированный мир из чего следует, что культура будет устойчивой только если будут сохраняться основывающие её убеждения, ценности, нормы, образцы поведения, определяющие отношения между людьми и отношения людей к их окружению.

Устойчивость культуры зависит от двух основных факторов:

Во-первых, - от высоты культурного идеала, а именно: чем выше идеал культуры, чем более он трансцендентен, тем устойчивее культура, поскольку тем менее зависит она от суетных человеческих мнений и желаний и от преходящих ценностей, и тем большей способностью к объединению обладает.

Во-вторых, устойчивость культуры зависит от эффективности сохранения присущих культуре образцов поведения, ценностей, норм, регулирующих отношения между людьми - речь идёт о том, что должна сохраняться социальная устойчивость и преемственность.

В конечном же итоге, динамика культуры, а следовательно и судьба культуры, связана с изменениями в структуре личности (сознания), её ценностно-мировоззренческих ориентаций, то есть, динамика культуры зависит от позиции и действий личности как субъекта и носителя культуры. То есть устойчивость культуры, её существование и развитие возможно только при условии сохранения каждым представителем данной культурной общности верности этим убеждениям и ценностям, что возможно только в форме жизни в соответствии с этими нормами. Устойчивость культуры обеспечивается устойчивостью убеждений - силой веры и силой преданности членов культурной общности конституирующей её доминирующей ценности.

Либо в ходе внутренних изменений, модернизируясь, культура развивается и крепнет, либо она, в результате происходящих с нею в её недрах изменений, фактически перестаёт существовать, то есть - теряет свою сущность, меняет своё ценностно-целевое ядро.

Измена убеждениям и ценностям влечёт разрушение культуры, которое обычно происходит в форме мутации культуры, потере культурой своей сущности под влиянием другой, более сильной и агрессивной культуры.

Умирание культуры (культурная катастрофа) происходит, как правило, исторически не мгновенно. Одним из первых признаков умирания культуры является фольклоризация - когда культура переходит из широты народной жизни в узкие рамки так называемой «культурной жизни», в разряд местной экзотики, о которой вспоминают только по праздникам, предъявляя народу «народное» искусство и «народных» «деятелей культуры и искусства».

Если в здоровом состоянии культура неотделима от жизни народа и «деятелем» культуры является каждый, то культура, ценности которой перестают поддерживаться и разделяться народом, переходит под опеку оплачиваемых «деятелей», постепенно становясь товаром на рынке «шоу-бизнеса». Фольклор - это воспоминания о культуре в форме подражания её исчезнувшим образам, формам и образцам.

Благодаря сохранению народом убеждений (веры) сохраняется культура, как определённый способ жизни человека и общества; измена же вере и убеждениям влечёт умирание культуры. Таково, например, умирание в Западной Европе христианской культуры и появление «постхристианского» общества. Но поскольку сами бывшие носители культуры не погибают (погибают не все), то можно говорить о мутации культуры общества. И поэтому - в силу того, что в основе культуры лежит сверхценность, а культурная жизнь - это ценностноориентированная жизнь, то вопрос «как сохранить культуру?» это, на самом деле, вопрос «как сохранить верность высшей, конституирующей культуру ценности?». В итоге, каждый человек сам решает к какой культуре он желает принадлежать, и следовательно - в каком обществе он хотел бы жить.

Когда никаких сверх ценностей не остаётся, на сцену истории выходит «общечеловеческая» культура и общество превращается в «массу». Этот процесс можно наблюдать в современном западном мире.

По своей природе массовая культура - результат секуляризации сознания человека. Это культура без традиции. Она принципиально нетрадиционна. Масса - нечто аморфное, бессознательное, подчинённое внешним обстоятельствам. Масса - скопление тел, масса, прежде всего, телесна. Массовая культура - культура телесности, которая, в своём пределе, приводит общество к самоуничтожению, поскольку наслаждаться оказывается важнее, чем рожать.

Основными чертами «массовой культуры» (или культуры «массового общества») являются:

- атеистичность (отказ от признания наличия святого, отрицание вертикальной ценностной системы);

- гедонистичность, нацеленность на получение наслаждений;

- антинародность (в том смысле, что отрицается существование народов как основных исторических и культурных субъектов, - если под понятием «народ» подразумевать обладающую традицией общность людей, объединённых общей историей и трансцендентными ценностями);

- космополитичность;

- внетрадиционность;

- эклектичность;

- бодицентричность (стремление сохранить молодость тела любой ценой, прославление и оправдание телесных желаний, потребностей и инстинктов);

- неоязычество (колдовство, гадания, культ физической силы, татуировки, наркомания, эвтаназия, косметические операции);

- романтизация инстинктов, страстей пороков;

- стремление к новизне, к необычному любой ценой (новизна - как критерий «хорошести»);

- культ потребления (потребление как основная жизненная практика);

- превращение искусства в разновидность бизнеса.

Массовая культура противоречива. С одной стороны в ней прославляется разнообразие и самовыражение, но при этом общество унифицируется и стандартизируется, вплоть до нивелирования половых различий и всесмешения.

Распространение массовой культуры связано с процессами глобализации. Процессы эти неоднородны. С одной стороны - это естественное усиление экономических политических и культурных контактов государств и народов в планетарном масштабе, обусловленный развитием науки и техники. Но также, очевидно, что параллельно с естественной глобализацией идёт и процесс глобализации насильственной, сопровождающийся глобальной культурной универсализацией - навязыванием определённых культурных норм и правил, уничтожением народных культур, «выравниванием» культурного пространства планеты. И речь идёт даже не о культурной экспансии западной культуры; западная культура сама претерпевает трансформацию; речь идёт о возникновении, создании ранее небывалого типа культуры, в котором принципиально отсутствуют ценности высшего порядка.

Приведённая сравнительная таблица показывает наиболее фундаментальные различия культур традиционного и современного общества.

Таблица 1

культура традиционного типа культура массового общества

быть = быть частью общества быть = иметь

ты есть то, каковы твои дела с точки зрения доминирующей ценности ты есть то, чем ты обладаешь

стремление к внутреннему духовному совершенству стремление к обладанию самыми «совершенными» (новейшими) вещами и совершенным (привлекательным) телом

В современной ситуации остро встаёт вопрос о сохранении народами своих культур. Это возможно только в случае подъёма национально-культурного самосознания народов. Если конкретный народ, а значит - каждый, кто считает себя его частью, будут сохранять свою культурную идентичность, свои исторические духовные корни действуя всегда именно как часть своего народа, как представитель его культуры - культура народа не умрёт. В противном случае культуре народов угрожает уничтожение, превращение в этнографический материал, в фольклор. И тут каждый самостоятельно определяет судьбу свою и своих потомков. В заключении хотелось бы вспомнить Достоевского. В романе «Бесы» от писал так: «Для чего было сделано столько убийств, скандалов и мерзостей?.. Для систематического разложения общества и всех начал; для того, чтобы всех обескуражить и изо всего сделать кашу, и расшатав таким образом общество, болезненное и раскисшее, циническое и неверующее, но с бесконечною жаждой какой-нибудь руководящей мысли и самосохранения, - вдруг взять в свои руки...» [3].

Список литературы:

1. Оствальд Вильгельм Фридрих (Wilhelm Ostwald) [Электронный ресурс] // Библиотека по культурологии. - Режим доступа: http://www.countri-es.ru/library/culturologists/ostvald.htm (дата обращения: 02.05.2012).

2. Коукер К. Сумерки Запада. - М.: Моск. школа. политич. исследований, 2000. - С. 227.

3. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 12 т. Т. 9. - М.: Правда, 1982. - С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.