Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ'

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / методология и технология образования / философия образования / науки о жизни и здоровье / андрагогическая модель обучения / education / methodology and technology of education / philosophy of education / life sciences / andragogical model of training
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ»

Баксанский О.Е.

д.филос.н., профессор, в.н.с. ФИАН РАН

obucks@mail.ru

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ

Ключевые слова: образование, методология и технология образования, философия образования, науки о жизни и здоровье, андрагогическая модель обучения.

Keywords: education, methodology and technology of education, philosophy of education, life sciences, andragogical model of training.

Наша жизнь становится разнообразнее и сложнее. Мы живем в век невиданного научного прогресса, который требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода, применения знаний в разных областях деятельности. Человеку с творческим складом ума, имеющему образование, легче устроиться на хорошую работу. Такой человек может найти «изюминку» в любом деле, он может увлечься работой и достичь высоких результатов. Будущее страны - за образованными людьми.

Образование - вещь очень неустойчивая. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире.

Итак, каким же должно быть образование в XXI веке?

В первую очередь, необходима общая модель предоставления образовательных услуг. Современные руководители детских учреждений - это люди, стремящиеся получить максимальный эффект с минимальными затратами времени. Соответственно, они предъявляют жесткие требования к качеству образовательных услуг. Эффективные и доступные методы подачи информации, квалифицированные преподаватели, комфортная психологическая атмосфера -это то, что нужно современным педагогам, участвующим в семинарах и образовательных программах. Более того, думаю, что в будущем станет распространенной практика приглашения российских и зарубежных педагогов непосредственно в школы для обучения руководящих кадров в соответствии с конкретной спецификой передового опыта. Задачей школ в этом случае будет обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами, руководителем и родителем.

Новая школа - это институт, соответствующий целям современного развития. В школе будет обеспеченно изучение не только достижений прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем. Учащиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

В чем задача учителя?

Задача учителя - помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческим и уверенным в себе людьми.

Школа XXI века - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Школа XXI века - это современная инфраструктура. Школа оригинальной архитектуры с дизайнерскими решениями: столовой (с вкусной и здоровой едой), медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятия спортом и творчеством.

На что будут ориентированы качественные оценки образовательного процесса? В школе XXI века будет современная оценка качества образования, которая должна обеспечить информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Как будет осуществляться переход на новые образовательные стандарты? От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществляться переход на новые стандарты, где школа создает необходимые условия для достижения результатов учебно-воспитательного процесса. Результат же образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. В школе должны быть созданы здоровые материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованием времени.

От чего зависит эффективность работы по новым стандартам?

Чтобы работа по стандартам была эффективна, предстоит развивать систему оценки качества образования.

Механизмы независимой оценки будут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования,

создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах. Будут введены новые требования к качеству образования, расширен список документов, характеризующий успехи каждого ученика.

Скорее всего, будут модифицированы и формы предоставления образовательных услуг. Развитие информационных технологий уже сейчас позволяет проводить интерактивные педагогические тренинги, семинары. Через несколько лет такие формы образования станут повсеместными, поскольку они требуют минимум затрат как денежных, так и временных.

Весьма действенным для долгосрочных программ было бы сочетание интерактивной и очной форм обучения.

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система, поддерживающая развитие одаренных

детей.

Необходимо в современной школе развивать творческую среду для выявления одаренных детей в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно представлять возможность заниматься в заочных, очно-заочных и дистанционных школах. Осваивать программы профессиональной подготовки.

В чем заключается стимулирование учительского корпуса?

Необходимо внедрять систему моральных материальных стимулов поддержки учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.

Центральное место уделяется требованиям профессиональной педагогической компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для молодого учителя в подтверждении им высокого уровня квалификации ранее установленного срока.

Школа должна стать самостоятельной в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ. От того, как будет устроена школьная деятельность, зависит и благосостояние наших детей, всех будущих поколений. Именно поэтому школа ХХ1 века должна стать важнейшим делом нашего общества.

Будущее образования в России зависит от интеграции отечественных и мировых стандартов. В любом случае, его развитие должно соответствовать общемировым тенденциям и удовлетворять всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы изменения, происходящие в российском образовании, непременно находили отражение в образовательных программах. В то же время, обучающие программы должны помогать педагогам прогнозировать ситуацию, своевременно вносить инновационные изменения и оптимизировать учебный процесс на всех стадиях обучения.

В глобальном образовательном пространстве известны две основные модели обучения.

Традиционная, репродуктивная, «знаниевая» или информационная модель обучения наиболее распространена. Она была разработана Яном Амосом Коменским еще в XVIII веке и базируется на философии сенсуализма. В научной педагогической литературе эта модель обозначается как педагогическая (от греч. paidos - ребенок) и описывает методы и способы обучения и воспитания ребенка. Обучение в рамках педагогической модели предметно-ориентированное, где предметом, целью и результатом обучения является овладение обучающимся определенной суммы знаний, навыков и умений. В этой модели студент не рассматривается в качестве сформировавшейся целостной личности, а в процесс обучения во внимание принимаются отдельные психические процессы: память, восприятие, формально-логическое мышление и т. д. В рамках педагогической модели система образования направлена на успешность усвоения знаний1. Педагогический подход к обучению предусматривает обращение с учениками/ студентами как с подросшими детьми или подростками. При преподавании подготовленного курса ученик или студент находится в полной

2

зависимости от преподавателя .

Вторая образовательная модель базируется на двух подходах XX века: гуманистической психологии А. Роджерса и А. Маслоу и концепции развивающего образования. В становление проблемно-ориентированной, гуманистической, развивающей модели обучения выдающийся вклад внесли российские ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Эта инновационная модель направлена на целостное развитие обучаемого как сформировавшейся личности, а обучение ориентировано на потребности, личный опыт и уровень актуального развития. Знания в данной модели выполняют функцию средства в развитии личности. Результатом образования становится развитие способностей: мыслительных, коммуникативных, творческих и др. Данная модель обучения получила название андрагогиче-ской (от греч. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду). Андрагогика рассматривается как метод обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни3.

Андрагогический подход включает систему мероприятий, учитывающих принципы обучения взрослых, и, прежде всего, особенности восприятия ими учебного материала. Такой принцип применяется при обучении магистров, а также врачей в институтах последипломного профессионального образования. Андрагогический подход состоит в следующем: в процессе обучения ведущую роль играют потребности, мотивы и профессиональные проблемы магистров. Взрослому человеку с высшим образованием необходимо предоставить максимально широкие возможности для самостоятельности, самореализации и самоуправления. Его практический опыт может быть использован как важное средство для его собственного обучения, но и для совместного обучения коллег. Учебный процесс ориентируется не на получение знаний вообще, а на решение конкретных, значимых для магистра проблем, и должен оказывать помощь в достижении вполне определенной цели - получение новых компетенций. Важной особенностью процесса обучения является то, что результаты обучения должны допускать немедленное закрепление и применение их на практике, в

1 Kolb D., Fry R. Towards an applied theory of experiential learning // Theories of Group Processes. 1975. - P. 33-57.

2 Кузнецов Н.А., Баксанский О.Е., Гречишкина Н.А. Фундаментальное значение информатики в современной научной картине мира // Информационные процессы. 2006. - Т. 6, № 2. - С. 81-109.

3 Kolb D., Fry R. Towards an applied theory of experiential learning // Theories of Group Processes. 1975. - P. 33-57.

рамках уже имеющейся специальности. И поскольку учеба протекает в условиях существенных ограничений (социальных, временных, финансовых, профессиональных и др.), обучение строится в виде совместной деятельности магистров и преподавателей, в результате чего их отношения в учебном процессе оказываются близкими к партнерскими. Не менее важным аспектом является то, что в процессе обучения учитывается предыдущий жизненный опыт как обучаемого, так и обучающего. Помимо ценных приобретенных умений и навыков этот опыт формирует у взрослого человека ряд барьеров, чаще всего психологических, которые препятствуют эффективному обучению. К таким барьерам относятся: стереотипы поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, установки, страхи. Преодоление этих барьеров также является одной из задач обучения1.

В рамках андрогогического подхода учитываются особенности «эпизодического» обучения взрослых (в отличие от обучения ребенка) на циклах повышения квалификации, профессиональной подготовки (от 1-2 недель) до программ магистратуры (до 2 лет). Намеченная цель обучения обычно связана с решением конкретной задачи или проблемы, которая представляется в данный момент очень важной. Взрослые обычно уже имеют готовые стили и стратегии обучения - такие, как подход на основе аналогий; создание общих моделей и целостных образов для освоения нового материала; использование практических показов и моделирующих упражнений; ролевые игры, «зубрежка», метод проб и ошибок. В эпизодах обучения взрослых интерес к общим принципам и теориям проявляется незначительно, а усилия сконцентрированы на немедленном достижении конкретного результата и, отнюдь, не на долговременном достижении общего совершенствования2.

Существенный вклад в осмысление процессов обучения внесли Д. Колб и Р. Фрай, которые в 1975 году описали «Базовую модель цикла обучения». Согласно их исследованиям процесс обучения представляет собой замкнутый цикл последовательных шагов от приобретения конкретного опыта в какой-либо деятельности, к осознанному анализу этого опыта, итогом которого является законченное представление о внутренних механизмах осуществления этой деятельности, что формализуется в виде законченной концепции или теории. И, наконец, на последнем шаге осуществляется использование полученных новых теоретических положений для преобразования и совершенствования собственной деятельности. Затем цикл повторяется. Оказалось, что в зависимости от индивидуальных предпочтений, обучающиеся формируют свой предпочитаемый стиль обучения, соответствующий фазам цикла обучения (там же).

Материал и методы исследования. Проведено исследование предпочитаемых стилей обучения в группе магистров-организаторов здравоохранения, всего у 31 человека.

В основу тестирования был взят тест, позволяющий определить предпочитаемый стиль обучения, разработанный П. Хони и А. Мамфордом в 1988 году. Авторы различали 4 стиля обучения, предпочитаемых взрослыми людьми: «прагматики», «теоретики» «деятели» и «рефлексирующие».

Особенностью стиля обучения «Прагматики» является то, что эти люди, прежде всего, стремятся приобрести новые идеи, испытать их на практике и проверить их работоспособность. Они широко экспериментируют, используя возможности применения новых идей. Основное направление их поисков заключается в стремлении к получению максимальных выгод от применения новых идей в своей практической деятельности. Крайне интересен стиль обучения «Теоретики». Люди, предпочитающие этот стиль, на основе собственных наблюдений и оценки (рефлексии) приобретенного опыта формируют теории, объясняя, что и как происходит. К сильной стороне этого типа обучения относится то, что эти слушатели способны рассмотреть проблему поэтапно (например, от проявленных симптомов у пациента - от следствий, восходя по вертикали к их причинам). Их построения очень логичны. Они способны классифицировать данные и затем вписать их в рациональную схему. Люди, предпочитающие стиль «теоретики» нередко стремятся к построению фундаментальных предположений, теорий, моделей на основе системного мышления.

Для стиля обучения «Деятели» характерно полное погружение в новый опыт; активное участие в экспериментах. Люди этого типа полны энтузиазма, они сначала действуют, а потом анализируют последствия своих действий. Нередко для решения поставленных задач они применяют метод мозгового штурма, они общительны и легко вовлекаются в работу с другими членами команды. Такие магистры часто стремятся сконцентрировать деятельность в своих руках.

Стиль обучения «Рефлексирующие» демонстрирует противоположные качества. Эти люди предпочитают держаться в стороне от активности. Они старательно обдумывают ситуацию и анализируют ее с разных точек зрения, нередко, правда, откладывая окончательное решение до последнего момента. Их деятельность часто ограничивается лишь наблюдением за действиями других участников команды.

Результаты исследования и их обсуждение. Интегральная оценка предпочитаемых стилей обучения показала, что в исследуемой группе наиболее часто встречались два стиля обучения - «рефлексирующий» и «прагматик», которые были представлены почти в равной степени: 14,19 и 13,59% тестируемых, соответственно. Третью строку по частоте занял предпочитаемый стиль обучения «теоретик» 12,66% и, наконец, стиль обучения «деятель» встретился лишь у 10,53% тестируемых (рис. 1).

1 Kolb D., Fry R. Towards an applied theory of experiential learning // Theories of Group Processes. 1975. - P. 33-57; Kolb A.Y., Kolb D.A. The Learning Way: Metacognitive Aspects of Experiential Learning // Simulation & Gaming. 2009. - Vol. 40, N 3. - P. 297-327; Rogers C.R., Freiberg H.J. Freedom to Learn. - 3-rd ed. - New York; Oxford; Singapore; Sydney: Maxwell Macmillan International, 1994. -406 p.; Опросник стилей обучения и деятельности. - http://www.hrmXXI.ru/rus/tests/?action=show&id=27477; Щенников С.А., Тес-линов А.Г., Чернявская А.Г., Орел А.М., и др. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 [1] с.

2 Honey P., Mumford A. Manual of Learning Styles. - London, 1988. - 342 p.

Рисунок 1.

Предпочитаемые стили обучения магистров

Поскольку среди магистров наиболее часто встречались два предпочитаемых стиля обучения - «рефлексирующий» и «прагматик», учебный процесс изменялся с учетом запросов наших обучающихся. Тщательно отслеживались два аспекта обучения: магистрам предоставлялась развернутая информация об изучаемом предмете, а также в обучении делался акцент на возможностях практического использования получаемых знаний.

Методы обучения магистров соответствуют андрагогической модели и включают материалы для аудиторной и внеаудиторной работы. К ним относятся традиционные лекции, семинары и практические занятия. Современные технологии позволяют часть теоретических новаций выделить в отдельные блоки для самостоятельного изучения. Принципы дистанционного обучения предусматривают формирование пособий, содержащих необходимый и достаточный объем теоретических материалов, задания для самостоятельного выполнения, а также систему контроля полученных знаний. Материалы в виде презентаций помещены на сайте единого образовательного портала. Помимо этого разрабатывается серия учебных пособий, которые содержат наиболее важные знания, многочисленные иллюстрации и тестовые задания с ответами, что позволяет читателю самостоятельно, в удобное для него время ознакомиться с учебными материалами и использовать их в качестве справочников при затруднениях в практике.

Вся программа магистратуры, в соответствии с технологией обучения, разбита на законченные учебные модули. Каждый модуль содержит полностью оформленную совокупность знаний по изучаемой теме. Модуль состоит из тематического подбора теоретических материалов, набора заданий для самостоятельного и группового освоения и набора заданий для домашнего изучения. Модули соединены по принципу «от простого - к сложному». Подготовлены презентации для персонального компьютера по наиболее важным и сложным темам курса. Магистры знакомятся с презентацией во время занятия, но могут более подробно ее изучить во внеаудиторное время через единый образовательный портал.

Освоение практических навыков осуществляется в процессе аудиторных занятий. Результаты обсуждаются с преподавателями на семинарских занятиях. Опыт каждого магистра становится достоянием всех участников группы. Таким образом, в процессе обучения, магистры осваивают различные формы коммуникаций с применением новых образовательных технологий: форсайт-сессии, круглые столы, конференции, тренинги, мастер-классы; проведение исследовательской и аналитической работы; а также дискуссионные площадки на базе вуза, в Агентстве Стратегических Инициатив (АСИ) с привлечением ученых, разработчиков проектов, инвесторов. Такие формы обучения позволяют в кратчайшие сроки получить и апробировать профессиональные знания, умения и навыки1.

Заключение. Программа магистратуры является междисциплинарной, проектно- и практико-ориентированной и, наряду со специфическими знаниями, магистры получают знания по психологии и философии, необходимые для формирования новой модели/концепции медицины 4П: превентивной, предиктивной, персонализированной и парти-сипативной, предполагающей партнерские отношения врачей со своими коллегами и с пациентами. Модули философии и психологии в программах магистратуры позволяют совершенно по-другому выстраивать смысловые коммуникации с пациентами и здоровыми людьми, вовлекая их в пространство осознанности и ответственности за свое здоровье, вовлеченности в процессы оздоровления, лечения и медицинской реабилитации.

В ходе исследования были изучены возможности применения двух основных моделей обучения: традиционной (знаниевой) или педагогической и андрагогической модели. Выявлены области применения, сильные и слабые стороны той и другой модели для обучения магистров в медицинском вузе. В качестве диагностического средства оценки предпочитаемых стилей обучения использовался тест П. Хони и А. Мамфорда, который выявил у врачей два предпочитаемых стиля обучения - «рефлексирующий» и «прагматик» (14,19 и 13,59% тестируемых соответственно).

Полученные результаты исследования использовались для внесения предложений по совершенствованию технологии обучения магистров. К ним относятся использование специально подготовленных материалов для аудиторных и внеаудиторных (дистанционных) занятий, преобразование методик освещения и обучения различным темам, реструктуризация учебного материала в рамках учебных модулей.

Таким образом, применение принципов андрагогического подхода способствует совершенствованию обучения магистров по специальности «Общественное здравоохранение». При переходе на систему здоровьесбережения, раннего выявления заболеваний и организации адресных профилактических мер потребуется объединение всех заинтересованных сторон - формирование межгосударственного и межведомственного взаимодействия с целью подготовки нормативных документов для создания новых профессий, а также повышения культуры здоровья населения, чтобы предлагаемые меры профилактики были адекватно восприняты.

1 Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Происхождение знания: истоки и основы // Вопросы философии. - М., 2008. - № 4. - С. 98-108.

811

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.