ПОЛИТОЛОГИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
POLITICAL SCIENCE
научная статья УДК: 328
DOI: 10.48612/rg/RGW.24.1
Культура и культурная дипломатия как основной инструмент внешней политики «мягкой силы» Италии
Дубасова Полина Константиновна н, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия н dubasova.polina@icloud.com; https://orcid.org/0000-0003-0489-8762
Аннотация. Термин «мягкая сила» активно используется во внешнеполитической практике многих стран мира. Среди европейских стран, которые активно наращивают потенциал «мягкой силы», безусловным лидером культурной дипломатии в мире является Италия. Культура Италии на протяжении веков впитывала в себя лучшие достижения культуры Средиземноморья и Востока, соединяя их с европейскими особенностями. Как среднее европейское государство, она активно пытается применять культуру как основной элемент своей внешней политики. Итальянская концепция «мягкой силы» была интерпретирована в собственное понимание - «Dolce potere» (мягкая сила). Политика «мягкой силы» предполагает всестороннее развитие публичной и культурной дипломатии, продвижение культуры и языка итальянского народа. Италия способна демонстрировать образцовый пример такой дипломатии. Страна стремится к активному формированию международной италоязычной общности, подчеркивая привлекательность Италии и своего брэнда «Made in Italy». Италия использует культурную дипломатию в качестве популяризации собственного культурного достояния и исторического опыта с целью получения определенных преференций в международных отношениях. Методика культурной дипломатии Италии отождествляется с той концепцией «мягкой силы», которая служит укреплению геополитических позиций, разрешению внешнеполитических задач государства, способствует сближению взглядов по различным аспектам взаимодействия с зарубежными странами. Предлагаемая публикация посвящена изучению культурной дипломатии Италии и ее применению на практике, особенностям инструментов «мягкой силы» и выявлению эффективности культурной дипломатии в продвижении внешнеполитического вектора страны в период пандемии коронавируса. Подчеркивается необходимость перенесения большей части культуры в институты внешней политики и культурной дипломатии, чтобы превратить ее в фактор влияния
в условиях адаптации к условиям восстановления страны после пандемии коронавируса. Научная новизна состоит в использовании оригинальных документов итальянских институтов, проанализированы новейшие подходы Итальянской Республики к культурной дипломатии и «мягкой силе» в условиях коронавируса, что ранее не было исследовано.
Ключевые слова: Италия; дипломатия; международные отношения; культура; «мягкая сила»; публичная и культурная дипломатия
Для цитирования: Дубасова П.К. Культура и культурная дипломатия как основной инструмент внешней политики «мягкой силы» Италии // Россия в глобальном мире. 2022. № 24(47). С. 7-22. DOI: 10.48612/rg/RGW.24.1
© Дубасова П.К., 2022. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
research article UDC: 328
DOI: 10.48612/RG/RGW.24.1
Culture and cultural diplomacy as the main instrument of Italy's
"soft power" foreign policy
Polina K. Dubasova H Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia H dubasova.polina@icloud.com; https://orcid.org/0000-0003-0489-8762
Abstract. "The term "soft power" is actively used in the foreign policy practice of many countries of the world. Among the European countries that are actively building up the potential of "soft power", Italy is the undisputed leader of cultural diplomacy in the world. The culture of Italy for centuries absorbed the best achievements of the culture of the Mediterranean and the East, combining them with European features. As an average European state, it is actively trying to apply culture as the main element of its foreign policy. The Italian concept of "soft power" was interpreted in its own understanding - "Dolce potere " (soft power). The policy of "soft power" involves the comprehensive development of public and cultural diplomacy, promotion of culture and language of the Italian people. Italy is able to demonstrate an exemplary instance of such diplomacy. The country strives to active formation of international Italian-speaking community, emphasizing the attractiveness of Italy and its brand "Made in Italy". Italy uses cultural diplomacy to promote its own cultural heritage and historical experience in order to obtain certain preferences in international relations. The methodology of Italian cultural diplomacy is identified with the concept of "soft power", which serves to strengthen geopolitical positions, resolve foreign policy tasks of the state, and promotes convergence of views on various aspects of interaction with foreign countries. This work is devoted to the study of Italian cultural diplomacy and its application in practice, the features of "soft power" tools and the identification of the effectiveness of cultural diplomacy in promoting the country's foreign policy vector during the coronavirus pandemic. The need to transfer most of the culture to the institutions of foreign policy and cultural diplomacy is emphasized in order to turn it into a real "softpower" in the conditions
of adaptation to the conditions of the country's recovery after the coronavirus pandemic. Thus, the scientific novelty of this work consists in the fact that documents of Italian institutes written in the original were used as a source base, as well as the latest approaches of the Italian Republic to cultural diplomacy and "soft power" in the conditions of coronavirus, previously not investigated in scientific works, were analyzed.
Keywords: Italy; diplomacy; international relations; culture; "soft power"; public and cultural diplomacy
For citation: Dubasova, P.K. Culture and cultural diplomacy as the main instrument of Italy's "soft power" foreign policy. Russia in the Global World. 2022; 24(47): 7-22. DOI: 10.48612/rg/RGW.24.1
© Dubasova, P.K., 2022. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Введение. Рассматривая структуры, в ответственность которых входит продвижение «мягкой силы» Италии, необходимо отметить, что наиболее показательными, с точки зрения эффективности ее продвижения, выступают институты культуры, культурные фонды и некоммерческие организации, реализующие «мягкую силу» Италии на «местном уровне».
Следует отметить, что «мягкая сила» Италии, находя свое выражение в виде культурной, общественной, цифровой, зеленой, медицинской, кулинарной, спортивной дипломатии, может быть идентифицирована в качестве высокоэффективного инструмента продвижения национальных, политических интересов Италии, поскольку основной функцией выступает позитивный итальянский имидж, а также адаптация имиджевой стратегии Италии к существующим геополитическим условиям [1].
Такая позиция способствует более четкой детализации целей итальянской дипломатии, к которым относится системное распространение итальянского языка, высокой и массовой культуры, образа жизни, морально-ценностных и духовных ориентиров на европейском пространстве и за его пределами, что позволяет укрепить положительное восприятие Италии в умах зарубежных целевых аудиторий. Реализация данных подходов координируется на базе итальянских институтов культуры, а также МИД Италии, Национальной комиссии по распространению итальянской культуры, Национального института внешней торговли Италии, Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии, Генеральной дирекции по продвижению концепции «Система - Страна», а также отдельными
некоммерческими организациями, включая фактически каждого жителя Италии, итальянские диаспоры, которые выступают ретрансляторами «мягкой силы» итальянского государства [2].
Постановка проблемы и материалы. Анализируя роль МИД Италии, необходимо отметить, что в сферу компетенции данной структуры входит продвижение концепции «Система - Страна», дополняя культурный аспект экономическим, техническим сотрудничеством, сотрудничеством в научной сфере, в сфере экологии. Магистральными направлениями в таком случае выступает системное продвижение итальянского языка, высокой и массовой культуры Италии, развитие отношений с зарубежными государствами (проведение культурных мероприятий, перекрестных годов культуры, продвижение итальянской музыки, кинематографа, искусства), а также интернационализация итальянских компаний (позиционирование итальянского бизнеса и производителей как ретрансляторов «мягкой силы» Италии за счет популярности бренда и отражения в содержательной части данных брендов итальянских морально-ценностных и духовных ориентиров - утонченности, красоты, возвышенности, нацеленности на этическую и эстетическую привлекательность, точности, расслабленности, спокойствии, элегантности).
В свою очередь, формируются подходы МИД Италии к развитию культурной дипломатии и на базе Генеральной дирекции по продвижению инициативы «Система - Страна» [3]. В данном случае наблюдается более широкий спектр взаимодействия, что позволяет дополнить продвижение языка, истории и культуры такими аспектами, как организация долгосрочных культурных мероприятий (Недели итальянского языка, Недели итальянской культуры, Месяцы итальянского языка и культуры, Годы итальянской культуры, Перекрестные годы и т.п.). Это дополняется грантовой политикой (предоставление стипендий, «стимулирование» образовательной дипломатии) и координацией работы институтов культуры и языковых школ (популяризация образования, также относится к образовательной дипломатии). Включается также и укрепление «удельного веса» Италии в работе некоммерческих культурных организаций и фондов, что позволяет продвигать положительный образ Италии, итальянский язык, культуру в рамках круглых столов, культурных мероприятий, творческих вечеров, научных конференций и т.п.
В свою очередь, по оценкам С. Бокерия, выше обозначенные шаги способствуют проведению свыше 500 культурных мероприятий ежегодно, с акцентом на Неделях итальянского языка (проводятся с 2001 г.), за счет профильных выставок (к примеру, выставка «Леонардо, черты гения», нацеленная на знакомство японских целевых аудиторий с достижениями итальянской высокой культуры) [4, с. 647].
Другим важным аспектом выступает работа некоммерческих организаций. Одной из ключевых организаций выступает Фонд общества «Данте Алигьери» (создан в 1889 г.), цели которого связаны с популяризацией и защитой итальянского языка и культуры в мире, а также с установлением духовных связей с соотечественниками за рубежом и «привития иностранцам любви к Италии» [5]. Стратегическая роль данного общества заключается в его широкой географии присутствия (свыше 400 заграничных представительств), на базе каждого из которых проводятся выставки, концерты, кинофестивали, показы мод, литературные события, дополняемые организацией курсов итальянского языка, изучением культуры и т.п. [6].
Другой важной организацией выступает Академия Брера (Милан), задействованная в популяризации итальянского образования и культуры (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, дизайн). Академия принимает участие в программе «Эразмус+» [7], активно сотрудничает с зарубежными высшими учебными заведениями в контексте студенческих, академических, научных обменов) [8].
Схожим по своей сути субъектом культурной дипломатии также выступает Академия делла Круска, в компетенцию которой входит продвижение итальянского языка [9], а также Академия Понтаниана (развитие и распространение научных, литературных и художественных знаний) [10].
Другой важной некоммерческой организацией выступает Итальянский институт культуры, в спектр задач которого входит распространение итальянской культуры, поддержка и координация программ изучения итальянского языка. Роль данной структуры видится достаточно важной, поскольку география присутствия включает в себя функционирование более 90 объектов за пределами Италии [11].
Пример данного института прослеживается как в адаптации структуры взаимодействия между объектами, так и в продвижении мягкосилового компонента в условиях пандемии. Так, в период с 2 августа 2021 г. по 31 июля 2022 г. на базе организации проводится виртуальная выставка «Легендарные голоса Италии» (музыкальная выставка, организованная театром ла Скала и Театральным музеем ла Скала). [12]. Другими примерами выступают виртуальное вручение Детской Премии «Стрега» (16-21 мая 2022 г.) [13], проведение в виртуальном формате Туринской международной книжной ярмарки, в рамках которой также проводятся профильные мероприятия - круглые столы, лекции писателей (к примеру, А. Гоша), а также обсуждения развития книжного пространства для детей («Bookstock») [14].
Необходимо отметить системный подход Италии к реализации культурных мероприятий за рубежом, что способствует последовательному развитию интереса иностранных целевых аудиторий как к Италии в целом, так и к итальянской высокой и массовой культуре, в частности. Прослеживается данная тенденция и на примере итальянских музеев (Археологический музей Мила, Вилла Некки Кампильо, Музей Новеченто, Кавеллу Сан-Северо, Королевский дворец в Неаполе, Музей Пигорини, Галереи Боргезе, Музея Галилея, Палаццо Питти, Барджелло), развивающих дистанционные (виртуальные) туры для ознакомления зарубежных целевых аудиторий с историей и высокой культурой Италии [15].
Как результат, активная работа итальянских институтов культуры и некоммерческих организаций способствует последовательному развитию культурной дипломатии Италии, к которой мы относим формирование позитивного имиджа Италии, развитие интереса к итальянской культуре, образованию, искусству, истории, включая популяризацию итальянского языка.
Это способствует благоприятному и последовательному продвижению итальянских политических, экономических, гуманитарных интересов на региональном и глобальном уровне, включая развитие двусторонних и многосторонних форматов в области культуры, что позволяет выгодно «конвертировать» итальянский язык, культуру, историю, традиции, моральные и нравственные ориентиры в конкретные форматы политического и экономического взаимодействия. Главным
образом это происходит за счет реализации культурной дипломатии на базе следующих акторов:
- государственных акторов (МИД Италии, Национального агентства по туризму Италии)
- негосударственных акторов, задействованных в организации культурных мероприятий - к примеру, в рамках продвижения товаров «Made in Italy», концепции «Система - Страна», выставок EXPO, выставок «Здравствуй, Италия!», формата «Italia comes to You», а также двусторонних кинофестивалей;
А также путём проведения следующих мероприятий:
- недель итальянского языка в мире и развития образовательной дипломатии посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества высших учебных заведений в рамках «Эразмус+»;
- спортивной дипломатии и сотрудничества итальянских спортивных клубов (ФК «Ювентус», ФК «Аталанта», ФК «Интер», ФК «Милан»), с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО;
- кулинарной дипломатии - к примеру, мероприятия «World Pasta Day», направленного на популяризацию итальянской кухни (при содействии Ассоциации предприятий кондитерской и макаронной промышленности), а также регулярных выставок «Solo Italiano» (т.н. «винная дипломатия»), выставок «I Saloni WorldWide», «Saloni Internazionale del Mobile» (выставки итальянского интерьера, в рамках которых отражаются итальянские традиции, история и подходы к дизайну) [16].
Таким образом, необходимо отметить системную работу итальянского государства в контексте продвижения культурной дипломатии. Специфические подходы Италии к реализации «мягкой силы» (в целом), и культурной дипломатии (в частности), связаны с такими аспектами, как: сопряжение отдельных направлений и элементов «мягкой силы» (культурная, спортивная, общественная, научная, кулинарная, экологическая дипломатия), и системными взаимосвязями между государственными и негосударственными акторами, каждый из которых, действуя в рамках «единой связки», концентрирует свои усилия на успешном создании благоприятного, позитивного имиджа Италии в умах зарубежных целевых аудиторий и работает на благо страны. Данные подходы также способствуют реализации широкого комплекса культурных
и «смешанных» по своему составу мероприятий, с целью популяризации итальянского языка, традиций, культур, морально-ценностных, духовных и мировоззренческих ориентиров, существенным образом влияющих на итальянские подходы к взаимодействию в политической, экономической, гуманитарной, технической, научной, образовательной и иных сферах.
Рассматривая специфику применения и реализации культурной дипломатии во внешней политике Италии, в первую очередь необходимо отметить, что по состоянию на середину 2022 г. на систему внешнеполитических приоритетов Италии, равно как и на реализацию «мягкой силы», комплексное влияние оказывает два фактора, не касающиеся переформатирования структуры отдельных ведомств или делегации полномочий от одного министерства или ведомства другому.
В данном случае, ключевым фактором выступает тенденция активного распространения пандемии коронавируса в период за 2020 -2022 гг. Необходимо отметить, что роль данного фактора связана с широким спектром деструктивных тенденций, к которым мы относим сокращение темпов роста ВВП, сокращение деловой, торгово-экономической и инвестиционной активности, рост социально-культурных и этнических напряжений. Результатом влияния данных тенденций выступает, с одной стороны, уменьшение внимания со стороны итальянского государства и итальянского общества вопросам развития культуры. Поскольку на первый этап выходят вопросы поддержания экономической устойчивости, вопросы стабилизации политического ландшафта (продвижение отказа политиков от эксплуатации пандемии коронавируса для укрепления своих позиций и использования действий государства в данной сфере для эскалации внутриполитической борьбы), что дополняется необходимостью поддержки уязвимых слоев населения, стабилизацией системы здравоохранения, поиском источников стабильных поставок энергетических ресурсов (включая Четвертый энергопереход на возобновляемые источники энергии), а также поставок медицинского оборудования.
С другой стороны, обозначенные аспекты могут иметь отношение и к «мягкой силе» Италии и к ее культурной дипломатии, поскольку в системе векторов взаимодействия Италии наблюдается усиление таких тенденций, как героизация работы медицинских сотрудников, социальных
служб [17]. Это также включает продвижение на глобальном уровне идей о необходимости консолидации итальянского, европейского и международного сообщества в сфере противодействия пандемии коронавируса, при повышении важности осознания в умах целевых аудиторий невозможности одного государства эффективно противостоять пандемии коронавируса, в силу транснаицональности, трансграничности и высокой взаимосвязанности государств Европы и всего мира как непосредственного результата глобализации.
Как результат, в рамках культурной дипломатии находят свое отражение такие аспекты как необходимость поддержки здравоохранения, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда помощи уязвимым слоям населения, проведение культурных мероприятий с целью популяризации системного противодействия пандемии коронавируса и активизации усилий всех слоев итальянского и европейского общества в сфере противодействия данной проблеме. Тем самым, культурная дипломатия Италии может способствовать политике ЕС в направлении формирования системы «солидарного поведения стран» [18].
Вторым аспектом выступает практика адаптации общества к коронавирусным ограничениям. На практике это прослеживается в интеграции инновационных технологий в политическую, экономическую и культурную сферу - как было отмечено в предыдущем параграфе, отдельные некоммерческие организации Италии, задействованные в продвижении культурной дипломатии, отдают предпочтение проведению круглых столов, переговоров в дистанционном формате.
Дополняется это разработкой виртуальных туров музеями и библиотеками Италии, что позволяет ознакомиться с высокой итальянской культурой безличного посещения. Очевидно, что дистанционный формат не позволяет в полной мере заместить восприятие, которое получает человек от ознакомления с итальянской высокой культурой лично, но позволяет выработать смежные и сбалансированные форматы, при которых сохраняется возможность ознакомления с объектами культуры при минимизации риска заражения.
Тем не менее, данные аспекты не ограничиваются деятельностью отдельных музеев или некоммерческих организаций. На более глобальном уровне наблюдается адаптация культурной, научной, образовательной
дипломатии к коронавирусным условиям, что проявляется в интеграции информационных технологий в жизнь общества - в контексте развития дистанционных программ обучения, круглых столов, семинаров, конференций посвященных вопросам культуры, включая проведение в дистанционном формате выставок, творческих вечеров, политических встреч, бизнес-встреч и т.п.
Вышеизложенное подтверждается высказыванием о том, что в условиях пандемии культура Италии - это «убежище и облегчение для души, она является одним из самых плодовитых достояний страны, а также ее самой хрупкой красотой и когда введенные ограничения заставляют нас опасаться, что мы больше не сможем наслаждаться живой музыкой, театром, кино, спектаклями, мы видим, что наша культурная система способна умело трансформироваться и подстраиваться под обстоятельства» [19].
Характерным влиянием пандемии коронавируса выступает трансформация структуры продвижения «мягкой силы» Италии и культурной дипломатии. Это проявляется в последовательном переводе существующих форматов взаимодействия в виртуальное пространство. Негативным аспектом в данном случае выступает «концептуальное искажение» сути «мягкой силы» и культурной дипломатии, использование данных ресурсов «во вред, а не во благо», что в целом ограничивает потенциал эффективного и системного развития «мягкой силы» Италии в обозримой перспективе.
В своем же комплексном виде, в случае «выноса за скобки» данных факторов, необходимо отметить, что модель культурной дипломатии Италии и ее специфические черты базируются на культурно-историческом (высокая культура, язык), и туристическом потенциале. Данный аспект формирует первую специфическую особенность культурной дипломатии Италии, поскольку в отличие от США или КНР, делающих ставку на массовую культуру, высококультурный потенциал Италии позволяет опираться на историю и созерцательные идеи развития международного взаимодействия.
Другим аспектом выступает влияние пандемии коронавируса, требующее от Италии последовательной и системной адаптации к новым условиям взаимодействия, что ограничивает возможность физического проведения мероприятий и актуализирует процесс интеграции
информационных технологий в жизнь общества, способствуя развитию дистанционных форматов взаимодействия в научной, образовательной и культурной сфере. В январе 2022 г. в Министерстве иностранных дел появилась новая структура: Главное управление общественной и культурной дипломатии Италии. На сайте министерства поясняется, что структура была создана с целью сделать итальянскую «мягкую силу» в столь непростых условиях более эффективным инструментом влияния и формирования глобального консенсуса по вопросам, которые Италия считает приоритетными. Опираясь на такие принципы как коммуникация, культурная дипломатия, присутствие Италии в международных организациях, новое управление будет укреплять постоянный диалог со СМИ, исследовательскими центрами, университетами и международными организациями, чтобы продвигать и интегрировать Италию с производительными и культурными силами мира [20].
Другим важным аспектом, указывающим на специфику культурной дипломатии Италии, выступает т.н. «культурная децентрализация», под которой мы подразумеваем упомянутое ранее влияние как государственных, так и негосударственных акторов в процессе продвижения культурной дипломатии. Эти аспекты формируют вторую специфическую черту инструментария «мягкой силы» и культурной дипломатии Италии на современном этапе.
Содействие итальянского государства развитию «мягкосиловой автономии» НКО, которые могут на самостоятельной основе формировать на местном уровне программы развития культурного взаимодействия можно определить в качестве еще одного аспекта. Эта специфическая черта способствует активному развитию культурной дипломатии как на условно-официальном, так и на местном уровне взаимодействия. Производным от данного аспекта направлением выступает и «автономия посольств», активно развивающих, с учетом местной специфики, структуры взаимодействия с местными культурными фондами и некоммерческими организациями. Описанные выше аспекты позволяют учесть местную специфику при формировании культурных инициатив, сохранив при этом «сетевой характер» взаимодействия между итальянскими субъектами «мягкой силы» (координируется МИД РФ).
Заключение. В итоге, в существующих условиях активного влияния глобальных факторов, обуславливающих экономические проблемы для Италии, итальянское государство продолжает позиционировать «мягкую силу» и культурную дипломатию в качестве ключевых ресурсов развития и укрепления влияния государства на региональном и глобальном уровне. Это прослеживается в сохранении уровня финансирования существующих программ и практике отказа от упразднения отдельных моделей взаимодействия. В данном случае, культурная дипломатия и «мягкая сила» могут выступать и инструментом восстановления экономики, и инструментом благоприятного позиционирования Италии, итальянских национальных интересов на региональном и глобальном уровне, поскольку зарубежные государства, выступают целевой аудиторией итальянской «мягкой силы» [21].
В то же время отдельные политики, эксперты, лица, принимающие решения о сотрудничестве, выступают более узкой целевой аудиторией «мягкой силы» Италии в рамках данного направления. Имея положительное восприятие страны, они могут оказывать большее содействие в обсуждении вопросов экономической помощи и экономического взаимодействия. Это в целом позволяет создать устойчивые условия для выхода Италии из кризиса за счет «конвертации» своего благоприятного имиджа в конкретные экономические форматы сотрудничества. Дополняется это и повышением вклада туристической сферы, поскольку благоприятное позиционирование Италии, дополняемое адаптацией к коронавирусу и гибридными ограничениями, способствует сохранению стабильного притока туристов, делая туризм (и, по сути, высокую культуру), инструментом развития и поддержки экономической состоятельности Италии.
Необходимо отметить, что по состоянию на 2022 г., специфические аспекты продвижения «мягкой силы» связаны с пандемией коронавируса. Влияние ее факторов прослеживается в ориентации итальянского государства и общества на проблемы социального, политического, экономического и геополитического характера, что обуславливает ситуативные дисбалансы в поддержке программ (без отказа от них, но с переориентацией на более актуальные вопросы здравоохранения, при позиционировании в структуре «мягкой силы» и культурной дипломатии
акцентов на консолидации, общем противодействии проблемам и поддержке здравоохранения, героизации работников сферы здравоохранения и социальной сферы как более важных компонентов, по сравнению с условными вечерами культуры).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ellwood, D. Italy: soft power superpower? The new official projection of Italian creativity. // USC Center on Public Diplomacy. 16 February 2022. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/italy-soft-power-superpower-new-official-projection-italian-creativity (дата обращения: 30.06.2022).
2. Ellwood, D. Investire nel soft power Italiano. // Il Mulino. 25 gennaio 2022. URL: https://www.rivistailmulino.it/a/investire-sul-soft-power (дата обращения: 02.07.2022).
3. Direzione generale per la promozione del sistema Paese // Ministero degli Affari Esteri. URL: http://www.esteri.it/MAE/IT/Ministero/Struttura/DGPromozioneSistemaPaese/ (дата обращения: 02.07.2022).
4. Бокерия С.А., Данилов В.В. Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4. С. 643-654.
5. Societa Dante Alighieri. // Societa Dante Alighieri. Il mondo in italiano, 2022. URL: https://ladante.it/chi-siamo.html (дата обращения: 04.07.2022).
6. Kessel, T. Cultural promotion and imperialism: the Dante Alighieri Society and the British Council contesting the Mediterranean in the 1930s. // Library of the University of Amsterdam, 2011. URL: https://pure.uva.nl/ws/files/1312005/91752_05.pdf (дата обращения: 04.07.2022).
7. Regulation (EU) No 1288/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 establishing 'Erasmus+': the Union programme for education, training, youth and sport. // Official Journal of the European Union URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013R1288 (дата обращения: 04.07.2022).
8. Accademia di Brera, Milano // l'Accademia di Belle Arti di Brera. URL: https://www.accademiadibrera.milano.it/ (дата обращения: 06.07.2022).
9. Accademia della Crusca // Accademia della Crusca: Pagina d'entrata. URL: https://accademiadellacrusca.it/ (дата обращения: 06.07.2022).
10. I compiti istituzionali dell'Accademia Pontaniana // Accademia Pontaniana. URL: https://www.accademiapontaniana.it/ (дата обращения: 06.07.2022).
11. Sihombing, H., Arbi, I., Kusumawardhana I. Applying Soft Power Diplomacy through Instituto Italiano di Cultura to Promote Italian Culture. // Research on Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 10. Iss. 17. URL: https://www.iiste.org/Journals/index.php/RHSS/article/download/54605/56413 (дата обращения: 04.07.2022).
12. Istituto Italiano di Cultura Mostra virtuale del Museo Teatrale Alla Scala. // Istituto Italiano di Cultura. URL: https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/it/gli_eventi/calendario/2021/08/caruso-corelli-di-stefano-miti.html (дата обращения: 05.07.2022).
13. Premio Strega Ragazze e Ragazzi. // Istituto Italiano di Cultura. URL: https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/it/gli_eventi/calendario/2022/05/premio-strega-ragazze-e-ragazzi.html (дата обращения: 08.07.2022).
14. XXXIV edizione del Salone Internazionale del Libro di Torino. // Istituto Italiano di Cultura. URL: https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/it/gli_eventi/calendario/2022/05/xxxiv-edizione-del-salone-internazionale.html (дата обращения: 09.07.2022).
15. Roccella, E. Arte e diplomazia: una questione di soft power // Exibart. 8 febbraio 2021. URL: https://www.exibart.com/mercato/arte-e-diplomazia-una-questione-di-soft-power/ (дата обращения: 08.07.2022).
16. Maldera, M., Galantini, L. Gastro-diplomazia: quando la cucina si trasforma in diplomazia. // Magazine Dichecibo6. 15 giugno 2020. URL: https://magazine.dichecibo6.it/gastro-diplomazia-quando-la-cucina-si-trasforma-in-diplomazia/(дата обращения: 10.07.2022).
17. Asproni, P. Come l'Italia puo sfruttare il suo soft power per ripartire dopo la pandemia. // Linkiesta. 1 aprile 2021. URL: https://www.linkiesta.it/2021/04/soft-power-pandemia-turismo-cultura/ (дата обращения: 09.07.2022).
18. Valenza, D. The Trap of Geopolitics: Rethinking EU Strategic Communication // College of Europe Policy Brief. March 2021. URL: http://aei.pitt.edu/103383/1/valenza_cepob_3_2021_final.pdf.pdf (дата обращения: 08.07.2022).
19. La diplomazia culturale alla prova del Covid, dialogo con la Vice Ministra Sereni (la Discussione) // Esteri. 30 ottobre 2020. URL: https://www.esteri.it/it/sala_stampa/archivionotizie/interviste/2020/10/la-diplomazia-culturale-alla-prova-del-covid-dialogo-con-la-vice-ministra-sereni-la-discussione/ (дата обращения: 08.07.2022).
20. La nuova Direzione Generale per la Diplomazia pubblica e culturale della Farnesina. La parola all'Ambasciatore Terracciano // Esteri. 3 Gennaio 2022. URL: https://www.esteri.it/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/2022/01/la-nuova-direzione-generale-per-la-diplomazia-pubblica-e-culturale-della-farnesina-la-parola-allambasciatore-terracciano/(дата обращения: 11.07.2022).
21. Ellwood, D. Investire nel soft power Italiano. // Il Mulino. 25 gennaio 2022. URL: https://www.rivistailmulino.it/a/investire-sul-soft-power (дата обращения: 11.07.2022).
REFERENCES
1. Ellwood, D. Italy: soft power superpower? The new official projection of Italian creativity. USC Center on Public Diplomacy. 16 February 2022. Available at https://uscpublicdiplomacy.org/blog/italy-soft-power-superpower-new-official-projection-italian-creativity (accessed: 30.06.2022).
2. Ellwood, D. Investire nel soft power Italiano. Il Mulino. 25 gennaio 2022. Available at https://www.rivistailmulino.it/a/investire-sul-soft-power (accessed: 02.07.2022).
3. Direzione generale per la promozione del sistema Paese. Ministero degli Affari Esteri. Available at http://www.esteri.it/MAE/IT/Ministero/Struttura/DGPromozioneSistemaPaese/ (accessed: 02.07.2022).
4. Bokerija, S.A., Danilov, V.V. Osobennosti kul'turnoj diplomatii Italii na sovremennom jetape [Features of Italian cultural diplomacy at the present stage]. Vestnik
Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. T. 19. № 4. S. 643-654. (In Russ.).
5. Societa Dante Alighieri. Societa Dante Alighieri. Il mondo in italiano, 2022. Available at https://ladante.it/chi-siamo.html (accessed: 04.07.2022).
6. Kessel, T. Cultural promotion and imperialism: the Dante Alighieri Society and the British Council contesting the Mediterranean in the 1930s. Library of the University of Amsterdam. 2011. Available at https://pure.uva.nl/ws/files/1312005/91752_05.pdf (accessed: 04.07.2022).
7. Regulation (EU) No 1288/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 establishing 'Erasmus+': the Union programme for education, training, youth and sport. Official Journal of the European Union Available at https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013R1288 (accessed: 04.07.2022).
8. Accademia di Brera, Milano. l'Accademia di Belle Arti di Brera. Available at https://www.accademiadibrera.milano.it/ (accessed: 06.07.2022).
9. Accademia della Crusca. Accademia della Crusca: Pagina d'entrata. Available at https://accademiadellacrusca.it/ (accessed: 06.07.2022).
10. I compiti istituzionali dell'Accademia Pontaniana. Accademia Pontaniana. Available at https://www.accademiapontaniana.it/ (accessed: 06.07.2022).
11. Sihombing, H., Arbi, I., Kusumawardhana I. Applying Soft Power Diplomacy through Instituto Italiano di Cultura to Promote Italian Culture. Research on Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 10. Iss. 17. Available at https://www.iiste.org/Journals/index.php/RHSS/article/download/54605/56413 (accessed: 04.07.2022).
12. Istituto Italiano di Cultura Mostra virtuale del Museo Teatrale Alla Scala. Istituto Italiano di Cultura. Available at https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/it/gli_eventi/calendario/2021/08/caruso-corelli-di-stefano-miti.html (accessed: 05.07.2022).
13. Premio Strega Ragazze e Ragazzi. Istituto Italiano di Cultura. Available at https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/it/gli_eventi/calendario/2022/05/premio-strega-ragazze-e-ragazzi.html (accessed: 08.07.2022).
14. XXXIV edizione del Salone Internazionale del Libro di Torino. Istituto Italiano di Cultura. Available at https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/it/gli_eventi/calendario/2022/05/xxxiv-edizione-del-salone-internazionale.html (accessed: 09.07.2022).
15. Roccella, E. Arte e diplomazia: una questione di soft power. Exibart. 8 febbraio 2021. Available at https://www.exibart.com/mercato/arte-e-diplomazia-una-questione-di-soft-power/(accessed: 08.07.2022).
16. Maldera, M., Galantini, L. Gastro-diplomazia: quando la cucina si trasforma in diplomazia. Magazine Dichecibo6. 15 giugno 2020. Available at https://magazine.dichecibo6.it/gastro-diplomazia-quando-la-cucina-si-trasforma-in-diplomazia/ ( accessed: 10.07.2022).
17. Asproni, P. Come l'Italia pud sfruttare il suo soft power per ripartire dopo la pandemia. Linkiesta. 1 aprile 2021. Available at https://www.linkiesta.it/2021/04/soft-power-pandemia-turismo-cultura/ (accessed: 09.07.2022).
18. Valenza, D. The Trap of Geopolitics: Rethinking EU Strategic Communication. // College of Europe Policy Brief. March 2021. Available at http://aei.pitt.edU/103383/1/valenza_cepob_3_2021_final.pdf.pdf (accessed: 08.07.2022).
19. La diplomazia culturale alla prova del Covid, dialogo con la Vice Ministra Sereni (la Discussione). Esteri. 30 ottobre 2020. Available at https://www.esteri.it/it/sala_stampa/archivionotizie/interviste/2020/10/la-diplomazia-culturale-alla-prova-del-covid-dialogo-con-la-vice-ministra-sereni-la-discussione/ (accessed: 08.07.2022).
20. La nuova Direzione Generale per la Diplomazia pubblica e culturale della Farnesina. La parola all'Ambasciatore Terracciano. Esteri. 3 Gennaio 2022. Available at https://www.esteri.it/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/2022/01/la-nuova-direzione-generale-per-la-diplomazia-pubblica-e-culturale-della-farnesina-la-parola-allambasciatore-terracciano/ (accessed: 11.07.2022).
21. Ellwood, D. Investire nel soft power Italiano. Il Mulino. 25 gennaio 2022. Available at https://www.rivistailmulino.it/a/investire-sul-soft-power (accessed: 11.07.2022).
Сведения об авторах / Information about authors
Дубасова Полина Константиновна - Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: dubasova.polina@icloud.com; ORCID: 0000-0003-0489-8762 Dubasova Polina K. - Saint-Petersburg State University. E-mail: dubasova.polina@icloud.com; ORCID: 0000-0003-0489-8762
Статья поступила в редакцию 08.08.2022. Одобрена после рецензирования 26.08.2022. Принята 31.08.2022. Received 08.08.2022. Approved after reviewing 26.08.2022. Accepted 31.08.2022.