Научная статья на тему 'Культура и катастрофа в историософии О. Э. Мандельштама: опыт мотивно-семантического анализа'

Культура и катастрофа в историософии О. Э. Мандельштама: опыт мотивно-семантического анализа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
646
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИИ / ПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ / LYRIC POETRY BY O. E. MANDELSHTAM / ARTISTIC PERCEPTION OF HISTORY / POETIC MODEL OF THE WORLD / SEMANTIC COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Якунин Александр Васильевич

Статья посвящена художественному воплощению философии истории в лирике О. Э. Мандельштама. Философская и эстетическая концепции Осипа Мандельштама, его понимание истории и современности рассматриваются в контексте поэтической модели мира данного автора, а также в семантической композиции его поэтических текстов. Автор также исследует особенности выразительного плана поэтического образа, характерные для лирики О. Э. Мандельштама 1910-1920-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture and catastrophe in historiosophy of O. E. Mandelshtam: experience of motivesemantic analysis

The paper is devoted to artistic embodiment of philosophy of history in the lyrics by O. E. Mandelshtam. Philosophic and aesthetic conceptions of O. E. Mandelshtam, his perception of history and the present are viewed in the context of the poetic model of the world of the author as well as in the semantic composition of his poetic texts. The paper also examines specifics of the expressive plane of the poetic image typical for the lyrics by O. E. Mandelshtam of 1910-20s.

Текст научной работы на тему «Культура и катастрофа в историософии О. Э. Мандельштама: опыт мотивно-семантического анализа»

УДК 82 А. В. Якунин

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 3

КУЛЬТУРА И КАТАСТРОФА В ИСТОРИОСОФИИ О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА: ОПЫТ МОТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Судьба культуры в катастрофических изменениях наступающего ХХ века являлась предметом размышлений и прогнозов многих представителей творческой интеллигенции рубежа Х1Х-ХХ столетий. Апокалиптические предчувствия О. Шпенглера, эстетический и философский поиск новых духовных идеалов в русском богоискательстве и космизме, эскейпизм декаданса и сектантства, мистицизм А. Белого и А. Блока, экзистенциальный призыв к созиданию и скептицизм Ф. Ницше и А. Шопенгауэра — все смешалось в том парадоксальном и грандиозном всплеске социокультурной энергии, который позже войдет в историю как Серебряный век русской культуры и философии. Что несет миру и человеку этот «новорожденный век», столь грозно заявивший о себе в первые же десятилетия? Что будет с классической культурой, веками формировавшейся гением человечества и давшей ему историческое лицо и самосознание? Каково будущее гуманизма в этом беспощадном веке, начало которого уже ознаменовано кровавым террором первых революций и империалистических войн? Ответы на эти вопросы искали не только философы, ученые и социологи своего времени. Стремление проникнуть за исторический горизонт, напряженные попытки разгадать в хаосе настоящего тайнопись будущего оказали мощное влияние на формирование творческого метода многих выдающихся художников слова того времени. Подобной культурноисторической проблематикой, обращенной к актуальным проблемам современности, во многом определяется и поэтическая самобытность одного из известнейших представителей Серебряного века русской поэзии — О. Э. Мандельштама.

Вступая в литературный процесс в 10-е годы XX века, поэзия О. Мандельштама, безусловно, испытывала мощнейшее влияние социокультурной ситуации рубежа веков. Об этом свидетельствует содержание художественно-философских статей О. Мандельштама: «Скрябин и христианство» (1915), «Слово и культура» (1921), «О природе слова» (1921). Именно в них обрела законченное выражение теоретическая рефлексия поэта, обращенная к судьбе европейской культурной традиции в сотрясавших европейский мир в начале ХХ в. глобальных исторических катаклизмах. Но философский дискурс, устремленный к познанию и оценке катастроф наступающей эпохи, в поэтическом творчестве Мандельштама получил художественное преломление. Уникальность творческого мировидения поэта заключается в органичном синтезе сложных философских концепций и образной ткани поэтических произведений. При этом авторская идея реализуется в композиции произведения при помощи тончайших нюансов смыслообразования, заметных только на выразительно-суггестивном уровне анализа текста.

Сложность смысловой поэтики О. Мандельштама, ее связь с выразительным планом текста неоднократно привлекали внимание исследователей. И. И. Чекалов [1], рассматривая поэтику О. Мандельштама в рамках полемики акмеизма и символизма, видит причину усложнения семантической композиции в принципиальной установке

© А. В. Якунин, 2011

«на расширение семантического потенциала слова», характерной для эстетики начала ХХ века. Символизм сознательно активизировал семантический потенциал поэтического слова, довел процесс смыслообразования в поэзии до степени изощренной ассоциативной игры. Концепция «теургии» предоставила слову статус самодостаточной творческой субстанции, зачастую не привязанной к своему непосредственному значению и способной активно влиять на реальность. Эстетический спор представителей акмеизма с символизмом, по мнению исследователя, принципиально не изменил ситуации: для поэтики обоих направлений были актуальны необычные смысловые ракурсы поэтического слова, стремление к расширению его ассоциативного ореола. Особой популярностью пользовалось контекстуальное переосмысление канонического символа, нередко принимавшего различные значения в разных стихотворениях и циклах. Образ-символ, встречаясь в различном эстетическом окружении, становился центром авторской рефлексии, обогащаясь не только дополнительными ассоциациями, но и глубоким философским содержанием. Не случайно, по мнению исследователя, образы-символы в поэзии О. Мандельштама по своей функции так близки образам-лейтмотивам в творчестве Шекспира, на эстетику которого во многом был ориентирован русский символизм. Семантическую сложность поэзии О. Мандельштама, обусловленную явным доминированием выразительного плана текста над всеми другими, отмечает и такой известный исследователь творчества данного поэта, как С. Аверинцев: «...Мандельштамовская поэтика сполна реализует программу существующей только в наплывах и волнах, только в подъемах и лавированиях поэтической композиции.» [2, с. 60]. Среди примеров такой композиции С. Аверинцев выделяет семантическое наложение, принцип комплементарного равноправия текстовых вариантов, «которые не относятся друг к другу как беловики и черновики, но сосуществуют по законам единства особого порядка, подтверждая друг друга, но и споря друг с другом...» [2, с. 32].

В отечественном и зарубежном литературоведении отмечена также и связь семантической композиции текстов О. Мандельштама с его мировоззрением и эстетической концепцией. В исследовании Ю. М. Левина [3], например, анализируется характерный для лирики О. Мандельштама «изоморфизм творчества, культуры и природы», заметный в «плавных переходах одной темы стихотворения в другую, во взаимопроникновении образов и ассоциаций». В работах В. В. Мусатова [4] и Н. Л. Лейдермана [5] рассматриваются аналогичные явления по отношению к темам истории, архитектуры и поэзии, столь важным для понимания философско-эстетической позиции О. Мандельштама. Выводы исследователей солидарны в одном: неопределенность, сложность поэтической композиции в текстах О. Мандельштама обусловлены выразительной природой его поэтического образа и непосредственно связаны с противоречивым и сложным мировоззрением поэта.

Обращаясь к истокам катастрофического века, к судьбе гуманизма в ближайшей исторической перспективе, О. Э. Мандельштам особенно остро ощущал апокалиптическую сущность происходящего, враждебность новой эпохи социальных катаклизмов и дегуманизации. Пронзительное ощущение обреченности и экзистенциального одиночества человека перед жестокими силами нового века обнаруживается в подавляющем большинстве текстов 1910-1920-х годов. При этом культурно-историческая проблематика, связанная с авторским видением пограничной исторической ситуации, наиболее полно раскрывается с помощью суггестивно-выразительной природы обра-

за-символа или интонации. Канонический символ, восходящий у О. Э. Мандельштама к мифопоэтическим универсалиям, в авторском варианте становится центром самостоятельной семантической парадигмы, раскрывающей культурологическую проблематику в контексте поэтического цикла. В творчестве О. Э. Мандельштама 1910-1920-х годов таким символом становится образ «полночного солнца», связанный с торжеством иррационализма и дикости в грозной современности. Хтоническое «солнце полуночи» в текстах О. Мандельштама является своеобразным семантическим ключом не только к поэтике данного периода, но и к авторской исторической концепции, его взглядам на отношения культуры и катастрофической современности, что уже было отмечено некоторыми исследователями творчества поэта [2]. Наиболее характерное воплощение хтонического солнца в поэтике 1920-х годов — образ «Федры-России», «Черного Веспера», связанный с лексико-семантическими рядами «апокалиптической ночи», «летейского забвения», «предсмертной слепоты» уходящего века и «скифо-дионисийского хаоса» современности. Содержательная функция данных мотивов — выражать идею обреченности классической культуры в новом, «безмузыкальном» («онемевшем») столетии. В семантической композиции стихотворений сборников «Камень» и “ТпзИа” данные ряды разворачиваются в систему тематических повторов и мотивных вариаций, связанных с ведущей темой в поэзии О. Мандельштама 20-х ХХ в. — темой городской архитектуры, реализованной в образах Петербурга и Москвы.

Архитектурный образный ряд, столь характерный для поэтической системы О. Мандельштама и связанный с идеей вселенской гармонии и культурного космоса, в сборниках 10-20-х годов представлен в своей эсхатологической ипостаси — как образная панорама сумрачного некрополя, в облике которого очевидно сходство с обреченным Римом, Геркуланумом и ночным Иерусалимом. Вселенская ночь царит на улицах Петрограда и Москвы, жизнь выходит за собственные онтологические границы и продолжается на границе миров, отмечающей смену столетий. Мир в образной мистерии “ТпзИа” показан в преддверии рождения нового века, далекого от гармоничного, размеренного ритма прошлого.

В стихотворении 1918 года «Когда в теплой ночи замирает.»1 представлена апокалиптическая картина «похорон ночного солнца», происходящих после «полночного пира» — поминальной тризны, приобщающей участников («чернь») к «ночному небытию». Подобно овечьей отаре в стихотворении «Обиженно уходят на холмы.» «мрачно-веселые толпы», «льющиеся» из неиссякаемых «недр», наделены хтоническими признаками. Мифологический по происхождению мотив отдаления от центра космоса к хаосу периферии — выход из «широкого зева» театра на площади и «пышные улицы» ночного города — реализуется в образной контаминации эсхатологического пространства «Москва — Рим („лихорадочный Форум“) — Геркуланум». («.И как новый встает Геркуланум // Спящий город в сияньи луны, // И убогого рынка лачуги, // И могучий дорический ствол!»).

Другой образно-символический вариант угрожающей катастрофы, характеризующий мироощущение поэта, — образ-мотив наступающей «иудейской ночи», «чада небытия».

В стихотворении 1917 года «Среди священников левитом молодым.» апокалиптический мотив «черного солнца» реализуется с помощью ряда образов и мотивов, обра-

1 Здесь и далее цитаты из стихотворений О. Э. Мандельштама приводятся по изданию: [6].

щенных к исторической судьбе христианской традиции. Христианство для О. Э. Мандельштама — понятие скорее философско-историческое, чем религиозное, колыбель классической культуры и залог ее внутреннего единства и преемственности. Именно в этом смысле — как угроза христианскому космосу — в тексте возникает тема «иудейской ночи», своеобразной исторической регрессии к дохристианской «ночной» эпохе. Уже в первой строфе представлен образ «Иерусалимской ночи», эсхатологический характер которого соотносится с заявленным в стихотворении пророчеством о надвигающейся исторической катастрофе. Образ угрозы, подступающей гибели христианских ценностей выражен с помощью мотива архитектурного строительства — поэт обращается к известному библейскому сюжету о создании храма в Иерусалиме и пророчестве о его разрушении. «Угрюмое» созидание «разрушенного храма» отражает апокалиптическое предчувствие скорого исторического хаоса — «торжества иудейства», ведущего с христианством многовековой духовный спор («Среди священников левитом молодым // На страже утренней он долго оставался. // Ночь иудейская сгущалася над ним, // И храм разрушенный угрюмо созидался.»). Созидание храма накануне катастрофы априорно бессмысленно — угроза конкретизируется во второй строфе в образах «тревожной желтизны небес», «черно-желтого цвета», «ночи над Евфратом» и в грозном предупреждении — пророчестве:

.Он говорил: небес тревожна желтизна!

Уж над Евфратом ночь: бегите, иереи!

А старцы думали: не наша в том вина —

Се черно-желтый цвет, се радость Иудеи!

Предчувствие неминуемого разрушения Иерусалимского храма в контексте апокалиптической ночи связано с темой угрожающей «тьмы с Востока», которая в поэтической системе поэта напрямую соотносится с концепцией антигуманной «социальной архитектуры» — «новых Ассирии и Вавилона». Эта связь заявлена Мандельштамом в статье 1923 г. «Гуманизм и современность»: «Бывают эпохи, которые говорят, что им нет дела до человека, что его нужно использовать как кирпич. что из него нужно строить, а не для него. Социальная архитектура измеряется масштабом человека. Если подлинно гуманистическое оправдание не ляжет в основу грядущей социальной архитектуры, она раздавит человека, как Ассирия и Вавилон.» [4, с. 205]. Тема близкого конца христианской эры звучит в финальной строфе стихотворения, в которой возникает образ «погребенной Субботы», содержащий явно евангельские коннотации. Развитие же мотива «Иерусалимской ночи» в финальных строках достигает своей кульминации в образе «чада небытия»:

Он с нами был, когда, на берегу ручья,

Мы в драгоценный лен Субботу пеленали И семисвечником тяжелым освещали Иерусалима ночь и чад небытия.

В стихотворении 1920 г. «Вернись в смесительное лоно.» хтоническая ночь представлена в образе «желтого сумрака», противопоставленного символическим приметам античности (Елене Троянской и Солнцу Илиона).

Мифологический подтекст стихотворения связан с инцестуальным мотивом благодаря аллюзии с ветхозаветной легендой о Лоте и его дочерях:

Вернись в смесительное лоно,

Откуда, Лия, ты пришла,

За то, что солнцу Илиона Ты желтый сумрак предпочла.

Иди, никто тебя не тронет,

На грудь отца в глухую ночь Пускай главу свою уронит Кровосмесительница — дочь.

«Желтый сумрак», противопоставленный живительному «солнцу Илиона», выступает как губительная для личностного начала национальная стихия, безликое «оно», несовместимое с античной ясностью и порядком.

В стихотворении 1916 г. «Эта ночь непоправима.» возникает образ черного солнца в контексте пространственного архетипа «Небесного Града» — Иерусалима («Эта ночь непоправима, / А у нас еще светло. / У ворот Иерусалима / Солнце черное взошло.»). Антитеза света и тьмы как архетипических начал бытия, заявленная в первой же строфе, определяет центральный конфликт стихотворения. В библейской традиции образ Иерусалима («Небесного Града», нисходящего с неба в апокалиптическом пророчестве Иоанна Богослова) связан с символизмом гармоничной организации космоса («божественного мироустройства»). В этой связи образ ворот в тексте выступает модификацией пограничного пространства между космосом (сферой упорядоченности и гармонии) и хаосом (демоническим миром периферии). Образ черного солнца оказывается семантически амбивалентным: наряду с эсхатологическим значением (апокалиптическая ночь обреченного иудейства и смерть как возвращение хаоса, бесформенности, нарушение гармонии) данный образ связан и с истоками жизни, с рождением — во второй строфе появляется ассоциативная отсылка к детству. Колыбельная связывает последнюю строфу со второй (именно здесь содержится рефрен колыбельной песни), а образ черного солнца, введенный в первой строфе, вновь появляется в финальных строках («.Я проснулся в колыбели, / Черным солнцем осиян»).

Трагические предчувствия, предощущение грядущей онтологической катастрофы в образной системе О. Мандельштама 1910-1920-х годов реализуются и в мотив-но-символическом комплексе «летейского забвения», «потерянного слова». Обреченность культуры, ее нежизнеспособность в новом жестоком столетии подчеркнуты неспособностью лирического героя удержать «звучащий слепок бытия», «певучее имя» уходящей гармонии прошлого. Поэт обращается к известным мифологическим сюжетам, связанным с темой катастрофического крушения прошлого и архетипической ситуацией прощания героев накануне гибели родного дома — «сруба», «дремучего акрополя», призрачного «античного» Петербурга-Петрополя. Лирическая ситуация при этом представлена как своеобразные «проводы» в «апокалиптическую ночь» будущего, происходящие в преддверии исторической катастрофы. Таковы ситуации прощания в “ТпзИа” (1918), «За то, что я руки твои не сумел удержать.» (1920), «Я наравне с другими.» (1920). В данных текстах суггестивно-символические процессы смысло-образования достигают своего апогея — слово предельно развоплощено, отстранено от прямого лексического значения, скрывает неожиданные смыслы и ассоциации. В стихотворении «За то, что я руки твои не сумел удержать.» лирическая ситуация, восходящая к известному сюжету античной мифологии, вписана в структуру кризис-

ного пространства, соотносимого с самодержавной Россией и обреченной троянской крепостью одновременно («деревянного города», «дремучего акрополя», «древнего пахучего сруба», «высокого Приамого скворешника»). Утраченный «соблазнительный образ», развиваемый в тематическом поле эсхатологической ночи, во второй строфе находит выражение в лаконичной и емкой формуле утраты («Ахейские мужи во тьме снаряжают коня, / Зубчатыми пилами в стены вгрызаются крепко, / Никак не уляжется крови сухая возня, / И нет для тебя ни названья, ни звука, ни слепка.»).

Невозможность определить «соблазнительный образ», неспособность запечатлеть его и подарить ему имя накануне собственной смерти несут в контексте сборников 1910-1920-х годов особую смысловую нагрузку. Познавательная и творческая несостоятельность в поэтической системе О. Мандельштама связана с символикой абсолютных слуха и зрения как способности к адекватному познанию («узнаванию-воспоминанию»), сочетающейся с мотивом «исчезающего звука», ускользающего в сновидении «соблазнительного образа», забытого слова, «стигийского тумана», «звона-зияния». Творческий процесс в теоретической рефлексии О. Мандельштама представлен как «узнавание» — осязание «звука», «проливающегося в персты» познающего слепого-«смертного», улавливающего «внутренний образ» («звучащий слепок формы»), которым «звучит» еще не написанное стихотворение: «Слепой узнает милое лицо, едва прикоснувшись к нему зрячими перстами, и слезы радости, настоящей радости узнавания, брызнут из глаз его после долгой разлуки. Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит, это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта.» [4, с. 171]. Осязательное, бытийное познание мыслится как ограниченное, истинный смысл явлений ускользает от него, и обретение смысла становится возможным лишь в двух случаях — в миг творческого экстаза и в процессе перехода в небытие. Момент смерти при этом одновременно выступает и актом абсолютного понимания: «.мне представляются закрытые глаза и. маленькая головка — это муза припоминания. легкая Мнемозина. С легкого лица спадает маска забвения — проясняются черты, торжествует память — пусть ценою смерти. умереть — значит вспомнить, вспомнить — значит умереть. Вспомнить во что бы то ни стало. Побороть забвение — хотя бы ценою смерти.» [4, с. 160]. Способность к «вещему осязанию» представлена как синестетическая метонимия познавательной способности, единственно доступной для смертного. Неспособность «удержать руки» ускользающей красоты связана с предательством «соленых нежных губ» как первичного инструмента поэтической речи (которые должны слиться в едином акте познания и творчества). Мотив «губной работы» связан у О. Э. Мандельштама с образом-символом флейты, с сублимацией дыхательного импульса в «лепет», «вещее бормотание», «выпрямительный вздох», т. е. музыкально-пластическое обуздание хаоса в акте искусства. Использование синестетических метафор и специфичной символики в данном случае связывает лексико-семантические ряды «потерянного слова», «забытого имени» и «ускользающего образа» с концептуальной проблематикой: утратой современностью адекватного смысла поэтического слова, с бессилием и «косноязычием» старой европейской культуры, с кризисом ее познавательных и творческих способностей.

С помощью средств художественной эсхатологии поэт создает в сборниках 19101920-х годов лирическую картину революционной эпохи, гибельной для культурных

ценностей уходящего столетия. Катастрофы первой мировой войны и социальной революции ставят под сомнение экзистенциальный статус человека в новом времени, устанавливают иные приоритеты в системе нравственных ценностей и человеческих отношений. Гибнет язык классической культуры, ее привычная знаковая система, стройно и гармонично объяснявшая мир, дававшая ему Имя, четко определявшая место в нем человека. Однако поэтическая рефлексия О. Э. Мандельштама не ограничивается только констатацией неизбежности катастрофы. Внимание поэта-философа направлено, в первую очередь, на познание глубинного смысла катастрофических событий, на видение исторической перспективы, стоящей за пределами жестокого настоящего. Какова конечная цель глобальных изменений в жизни общества, к какому будущему ведет объективная логика исторического развития и есть ли в этом будущем место человеческой надежде — вот основные вопросы, решаемые в циклах 10-20-х годов ХХ в. Решение этих вопросов содержится в авторском понимании отношений культуры истории и выражается в художественном предощущении новой эпохи, наступающей в российской истории. В образные картины апокалипсиса вторгаются интонации грядущего возрождения России, отмеченного становлением единой культуры в сфере поэтического языка. Идея грядущего культурного возрождения в теоретических статьях О. Мандельштама 1920-х годов оформилась в концепцию культурно-исторической синхронии (так называемой «глассолалии»), «высшего исторического синтеза», представленного поэтом как образ некоего «вселенского очага», «всемирной домашности», призванной вернуть культуре и «социальному телу» Европы утраченную после эпохи Реформации монолитность. Путь к «возрождению европейского сознания», «восстановлению европеизма» как одной «большой народности» лежит, по мнению О. Э. Мандельштама, через выход из состояния «национального распада», из положения «зерна в мешке», к «культурному вселенскому единству». Аксиологический фундамент нового мира, по мысли поэта, должен опираться на ценности классической европейской культуры. Преемственность и гармонию в формировании «нового европейского сознания» в теоретической рефлексии О. Мандельштама гарантирует сохранение двух фундаментальных свойств классического наследия: внимания к личностному суверенитету (преемственность «чувства личности»), свойственного европейскому гуманизму, и скрытой диалогичности (полифонии) культуры как таковой. Способность культуры к непрерывному имманентному диалогу, к самопознанию и саморазвитию выражена у О. Э. Мандельштама в образе вселенской переклички культурных языков, глобального диалога-«глассолалии», разрушающего границы исторических эпох и разобщенных государств. Самосознание культуры заключено в ее языке, а главный фактор ее сохранения и эволюции — скрытая в нем полифония, предполагающая определенную вариативность в интерпретации культурных универсалий. Эти идеи осмыслены поэтом как конструктивные пути к изменению кризисного положения России и Европы начала двадцатого века, охваченных социальными антагонизмами и пребывающих в состоянии межнациональной и культурной разобщенности. В сборниках 10-20-х годов ХХ в. образ средиземноморской «христианской ойкумены» — средоточие христианского мира, единое ценностное пространство обновленной Европы.

В стихотворении 1922 года «Люблю под сводами седыя тишины.» возникает образная контаминация центров католического и греко-православного миров, обнаруживающая в контексте функциональной семантики «хлебных» метафор О. Мандельштама связь с потенциалом роста и грядущего возрождения:

Соборы вечные Софии и Петра,

Амбары воздуха и света,

Зернохранилища вселенского добра И риги Нового Завета.

Зане свободен раб, преодолевший страх,

И сохранилось свыше всякой меры В прохладных житницах в глубоких закромах Зерно глубокой, полной веры.

Характерно, что в том же году в статье «Пшеница человеческая» также возникает образ Европы — «амбара с человеческим зерном». «Зерно глубокой, полной веры» из житниц конфессиональных центров христианского мира соотносится с «зерном памяти об эллинском мифе» (памяти о рождении Европы из Эллады), упоминаемом в статье «Пшеница человеческая»: обращение к мифу о происхождении Европы в данном случае связывает христианский универсализм не только с идеей преемственности, но и с представлением о новой эре в европейской истории, отмеченной интенсивным диалогом различных культур и торжеством идеи личностного суверенитета.

Идея культурной и общественной интеграции волновала многих современников О. Э. Мандельштама — кризисы переходной эпохи не только провоцировали тревожные предчувствия и прогнозы, но жестко ставили вопросы об адекватности классической картины мира и о новой концепции человека. Наиболее остро ощущалась потребность в «общем знаменателе» человеческой коммуникации, противостоящая пессимизму индивидуализма и принимавшая различные концептуальные формы культурно-философского универсализма. Особую известность и широкое распространение получили идеи социалистического равенства и философски понимаемой христианской соборности. Среди подобных идей и представлений выделяется концепция сотериологической функции искусства, наиболее подробно разработанная именно в поэтических системах Серебряного века. Оформившись на рубеже веков в мистическую концепцию сакрально-культуротворческой природы слова, способного активно воздействовать на профанную действительность и вносить божественную гармонию в нее (так называемая «теургия» в идеологии русского символизма), представление о спасительной силе искусства постепенно приобрело философско-эстетический характер. К концу первого десятилетия ХХ века эта концепция эволюционировала в самостоятельное учение об особой миссии субъекта творчества — поэта, философа и музыканта, о его месте в системе культуры и роли в историческом процессе. Создание художником жизнеутверждающих ценностей и форм как нельзя более отражает кардинальную специфику искусства — за счет творческой инициативы обеспечивать всеединство и преемственность в культурно-историческом процессе. «.Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир», — писал А. Блок в статье «О назначении поэта» [7, с. 162].

Особенность христианского универсализма в поэзии О. Мандельштама как раз и заключалась в актуализации идеи бессмертия культуры в исторических катаклизмах нового столетия, в утверждении ответственности субъекта культуры (поэта как ее хранителя и творца) за будущее человечества.

Литература

1. Чекалов И. И. Поэтика Мандельштама и шекспиризм XX в.: историко-литературный аспект полемики акмеистов и символистов. М.: Радикс, 1994. 135 с.

2. Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Соч.: в 2 т. М.:

Художественная литература, 1990. Т. 1. С. 5-63.

3. Левин Ю. М. Заметки о поэтике О. Мандельштама // Слово и судьба: Осип Мандельштам. Исследования и материалы. М.: Наука, 1991. С. 350-371.

4. Мусатов В. В. «Вечные сны, как образчики крови». Лирика О. Мандельштама и пушкинская традиция // Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX в. от Анненского до Пастернака. М.: Прометей, 1992. С. 59-116.

5. Лейдерман Н.Л. Феномен О. Мандельштама // Русская литературная классика ХХ в. Мо-

нографические очерки. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. С. 95-142.

6. Мандельштам О. Э. Соч.: в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 1. 637 с.

7. Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 6. 556 с.

Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.