УДК 008(510-25 Дуньхуан)
https://doi.org/10.24158/fik.2017.6.29
Ян Гуанюй
аспирант факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ДУНЬХУАНА КАК ЦЕНТРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Yang Guangyu
PhD student, Fine Arts Department, Herzen State Pedagogical University of Russia
CULTURE AND HISTORY OF DUNHUANG AS A CENTRE OF INTERACTION BETWEEN EASTERN AND WESTERN CIVILIZATIONS
Аннотация:
В работе представлены культурные, географические, экономические аспекты развития китайского Дуньхуана. Прослежен процесс формирования мно-гоэтничного населения земель Дуньхуана (VII в. до н. э. - IX в. н. э.), что обеспечило богатое культурное наследие региона. Выявлена значимая роль Дуньхуана как центра культурно-экономического взаимодействия Востока и Запада на Великом шелковом пути. Особое внимание уделено трансформациям религиозных учений во времена смуты, которые привели к слиянию и взаимопроникновению буддизма, даосизма и конфуцианства. Рассказана история возникновения пещерного комплекса Мо-гао, расширению которого способствовало взаимодействие народов в области буддийской культуры, которое активно осуществлялось благодаря Великому шелковому пути.
Ключевые слова:
Китай, история, культура, буддизм, конфуцианство, даосизм, Чанъань, Дуньхуан, пещеры Могао, Великий шелковый путь, империя Хань.
Summary:
The article presents the cultural, geographic, and economic aspects of the development of the Chinese Dunhuang. The study examines the process of forming the multiethnic population of Dunhuang lands (VII century BC - IX century AD), thus providing the rich cultural heritage of the region. The author reveals a significant role of Dunhuang as a centre of cultural and economic interaction between East and West along the Silk Road. Considerable attention is paid to the transformations of the religious doctrines during the time of troubles that led to a merger and integration of Buddhism, Taoism and Confucianism. The article represents the story about the Mogao cave complex which has been expanded because of interaction between peoples belonging to Buddhist culture due to the Silk Road.
Keywords:
China, history, culture, Buddhism, Confucianism, Taoism, Chang'an, Dunhuang, Mogao Caves, Silk Road, Han Empire.
Впервые слово «Дуньхуан» появляется в «Исторических записках - биографии Даваня» Древние китайцы, используя иероглифическое письмо, по-разному объясняют географическое название Дуньхуан. Например, историк Древнего Китая династии Восточная Хань (25220 гг. н. э.) Бань Гу (32-92 гг. н. э.) в «Ханьшу» (историческая хроника династии Хань) приводит следующий перевод: «Дунь - 'большой', Хуан - 'богатый'». Он считает Дуньхуан роскошным городом. Историк династии Тан (618-907 гг. н. э.) Ли Цзифу (758-814 гг. н. э.) в книге об уездах и областях пишет: «Дунь - большая область, широко раскинулась на западе, поэтому очень известна». По его мнению, эти земли имели большое значение, в связи с чем и получили название Дуньхуан. Многие ученые считают, что Дуньхуан - транскрипция географического названия местности, в которой проживала малая народность. Но ученые не определились окончательно, какая именно малая народность дала название этому месту. Существуют мнения, что это транскрипции языков сюнну, народа Тохаристана, цянского языка и др. Вместе с тем некоторые ученые полагают, что слово «Дуньхуан» не имеет отношения к китайскому языку и даже к языкам малых народностей, а, возможно, пришло из греческого. В настоящее время большинство ученых согласны с тем, что слово «Дуньхуан» - транскрипция из языка малой народности [1].
Дуньхуан с древности представлял собой район проживания многих народностей. Их представители занимались кочевым скотоводством, земледелием или и тем и другим одновременно, совместно создавали богатую цивилизацию Дуньхуана, искусство пещер Могао. Свидетельством этому выступают исторические документы, найденные во время раскопок. Дуньхуан также представлял собой крупный торговый центр. До Эпохи Сражающихся царств (VII в. до н. э.) здесь в разное время обосновались цяны, жуны и представители других народов. В Эпоху Сражающихся царств, во времена правления династий Цинь и Хань здесь проживали юэчжи, усуни, гунны и др. После правления династии Хань на этих землях жили ханьцы, сяньби, тухуны, тибетцы, ваньмо, супи и др. В 840 г. н. э. прекратило существование Северо-Уйгурское ханство, часть его населения переселилась на запад, что привело к Великому переселению народов на северо-запад. Этим было обусловлено появление в Дуньхуане таких народов, как уйгуры, чжунъюни и др. Впоследствии на лошадях в эти земли прискакали татары, данеяны, монголы, уйгуры. На протяжении длительного
периода между народами возникали конфликты, которые иногда приводили к вооруженным противостояниям. Однако большую часть времени народы проживали в мире и согласии, что способствовало формированию культурных и экономических связей между народами Дуньхуана. Упоминания об этом можно встретить в исторических трудах китайских и зарубежных ученых [2].
В настоящее время среди более 500 пещер Дуньхуана, помимо 300 пещер, относящихся к периоду правления ханьцев, имеется более 170 пещер эпохи малых народов. Среди более 50 000 томов древних письменных памятников, найденных в Дуньхуане, помимо ханьской литературы около 5 000 томов тибетской литературы. Также имеются письменные памятники на тюркском языке, памятники Тохаристана, официальные памятники религиозного учения манихейства, уйгурская литература, литература Согдианы, литературные памятники династии Западная Хань, уйгуро-монгольская литература, памятники монгольской письменности и др. Помимо этого, имеются санскритские памятники, сирийские памятники письменной литературы. Эта литература является ценным источником знаний о жизни, экономической ситуации, письменности, культуре и искусстве, религиозных верованиях народов Дуньхуана [3].
Таким образом, можно сказать, что культура Дуньхуана - это результат активного взаимодействия представителей разных народов.
Начало взаимодействия Востока и Запада относится ко II в. до н. э. В Европе на этот период приходится расцвет Рима (509 г. до н. э. - 30 г. н. э.). Здесь посредством политики расширения и аннексии территорий сформировалось сильное, единое многонациональное государство. Римская республика обладала обширными территориями. Культура и военное дело молодой Римской республики того времени находились на высоком уровне, в Европе не было ни одного государства, способного сравниться с Римской республикой.
Этот период совпал с временем правления династии Хань в Древнем Китае. В Китае завершился период раскола и крупных междоусобиц, длившийся семь столетий, произошло первое большое объединение. Это время основания единого многонационального феодального государства Западная Хань (202 г. до н. э. - 8 г. н. э.). Окончание затянувшихся войн привело к восстановлению территорий, постепенно стала увеличиваться численность населения, возрождалось сельскохозяйственное производство. Все это побудило китайских императоров проявить высокомерие: «Срединное царство» (то есть находившееся в центре мира) - эти слова впервые появились в исторических трудах того времени.
Среда, окружавшая молодое Срединное царство, не была спокойной. Северный кочевой народ сюнну (II—IV вв. до н. э.) непрерывно совершал набеги на сельскохозяйственную цивилизацию бассейна реки Хуанхэ. Чтобы отыскать союзников для совместного сопротивления племенам сюнну, великий исследователь и дипломат Чжан Цянь (164-114 гг. до н. э.) по приказу императора династии Хань У-ди возглавил в 139 г. до н. э. миссию численностью более 100 человек. Миссия отправилась из города Чанъань, прошла через Дуньхуан и достигла западных земель в поисках малых народностей, находившихся у власти в этих землях. Миссия Чжан Цяня оказалась успешной: он не только установил связи с властями западных земель, но и вместе с сопровождающими его продолжил поиски на западе. Были получены новые знания относительно географического положения и рельефа западных земель. С этого времени империя Хань узнала о том, что в далеких западных землях также существует мощная цивилизация. Эта кампания может называться «прокладывание пути на запад».
В результате успешной миссии Чжан Цяня империя Хань после 10-летней борьбы уничтожила угрозу, которую представляли сюнну для населения бассейна реки Хуанхэ, и обратила свой взор на таинственные и могущественные далекие западные земли. Спустя несколько десятков лет исследований и строительства империя Хань присоединила к своим территориям коридор Ганьсу, построила в этой местности первый город Дуньхуан. С этого времени берет свое начало важный торговый путь от столицы империи Хань города Чанъань на востоке (современный Сиань) до столицы Персидской империи города Ктесифон на западе. Также начиная с этого периода восточная и западная цивилизации установили официальные связи. Этот момент имел огромное историческое значение. Восточная цивилизация перестала быть изолированной, а постепенно превращалась в неделимую единицу.
Этот великий торговый путь свидетельствовал о начале культурного взаимодействия Востока и Запада. К тому же многовековое совместное строительство представителей разных стран и народов в конечном итоге завершилось формированием великого сухопутного торгового пути, пересекавшего Азию и Европу. Это знаменитый Шелковый путь. (В 1877 г. немецкий географ Ф. фон Рихтгофен в своей знаменитой работе «Китай» назвал этот торговый путь, посредством которого велась торговля шелком, между Китаем и Средней Азией, Китаем и Индией «Шелковым путем». Это название было быстро воспринято учеными и обывателями и стало официальным.)
С этого времени активно развивались и укреплялись связи торговцев, ученых и миссионеров разных стран и народов, находившихся на великом пути. Все материковые государства Европы и Азии, все народы, проживавшие по линии этого пути, изначально связывало взаимодействие в сфере торговли. Постепенно началось смешение в области культуры. Главное место на этом пути - город Дуньхуан, ранний и крупнейший торговый пункт Шелкового пути. Территории к западу от Дуньхуана принадлежали к западным землям, двигаясь на восток от Дуньхуана, можно было попасть в столицу империи Хань - город Чанъань. Дуньхуан не только представлял собой торговый пункт, но и являлся прямым воплощением исторического феномена культурно-экономического взаимодействия. Передовые ремесленные и медицинские технологии с далекого запада стали проникать на восток, развитые восточные сельскохозяйственные и земледельческие технологии также медленно переносились на запад. Все это способствовало историческому прогрессу восточной и западной цивилизаций. Торговое взаимодействие Востока и Запада по Шелковому пути также стимулировало экономическое развитие империи Хань, которая в это время вступила в эру процветания.
Зарождавшийся Великий шелковый путь прервал свое функционирование в последние годы правления династии Западная Хань. В 16 г. н. э. все страны западных земель разорвали свои связи с династией Синь (8-23 гг. н. э.), пришедшей на смену династии Западная Хань (правил страной император Ван Ман, 9-23 гг. н. э.). Однако в 73 г. н. э. Бань Чао (32-102 гг. н. э.) вместе с главнокомандующим Доу Гу (?-88 гг. н. э.) нанесли удар северным сюнну и получили приказ отправляться в западные земли. Они восстановили бездействовавший, изолированный на протяжении 58 лет Шелковый путь и помогли странам западных земель освободиться от власти сюнну. Бань Чао был назначен наместником западных земель. На протяжении 30 лет он прилагал огромные усилия для их развития, укрепил связи правящей династии и всех стран, относящихся к западным землям.
В 97 г. н. э. Бань Чао отправил своего заместителя Гань Ина с миссией в Римскую империю, до Персидского залива. Гань Ин намеревался доплыть до Римской империи, но был задержан купцами Персии. Хотя намерение осталось неосуществленным, все же это была первая попытка уничтожить препятствия, чинимые Персией. В l0o г. н. э. правитель подчиненной Римской империи Македонии направил послов в столицу империи Восточная Хань (25-220 гг. н. э.) город Лоян (современный город Лоян) преподнести подарки императору Хэ (Лю Чжао, 79-105 гг. н. э.). Император Хэ династии Хань оказал радушный прием послу Римской империи и подарил ему золотую печать с пурпурной лентой. В 166 г. н. э. правитель Римской империи Антон отправил посла в Лоян, посол Римской империи нанес официальный визит императору династии Хань Хуаньди (Лю Чжи, 132-167 гг. н. э.) и подарил ему верительные грамоты Римской империи. С этого времени восточная и западная цивилизации не прекращали взаимодействовать, беспрерывно шли по пути сближения.
Со II до III в. н. э. четыре крупных материковых империи Азии и Европы - Римская империя (27 г. до н. э. - 395 г. н. э.), Парфянская империя (247 г. до н. э. - 224 г. н. э.), Кушанская империя (I-V вв. н. э.) и империя династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) - поддерживали тесные связи. Это привело к развитию Великого шелкового пути. Основной сферой взаимодействия Востока и Запада являлась торговля. Город Дуньхуан на этом великом торговом пути играл важную роль, представляя собой огромную сцену, где актерами выступали торговцы из четырех крупных империй. Можно сказать, что Дуньхуан - это первые большие ворота между Древним Востоком и Древним Западом. Западные пряности, самоцветы, изделия ручной работы непрерывным потоком из этого города поставлялись на Восток, а восточный шелк, чайный лист, фарфоровая посуда перевозились отсюда на Запад. На этом великом пути встречались не только торговцы из разных стран, но и буддийские монахи, которых не пугали невзгоды. Они надеялись, подобно Шакьямуни (Будда - основатель буддизма), передать свои знания и высокие убеждения как можно большему количеству людей. Эти монахи впервые принесли в коридор Ганьсу незнакомое религиозное учение - буддизм. С этого времени начинают медленно меняться верования государственных чиновников и народа.
Люди этого времени находятся в поисках духовных идеалов, не боятся, удивляются, ищут и обнаруживают, в конечном итоге крепко держатся друг за друга. Народы четырех великих цивили-зационных систем проявляют глубокий интерес к неизвестной вселенной. Дуньхуан становится отправной точкой для поисков, ведения хозяйства, адаптации друг к другу, взаимопонимания. Здесь в обращении находятся товары и деньги всех стран, сталкиваются различные религиозные учения и идеологические воззрения, переживает расцвет искусство. С этого времени берут начало отношения восточного и западного мира, которые продолжаются на протяжении более чем 20 веков. В древних книгах Европы и Китая содержатся записи об этом историческом периоде. При раскопках в Дуньхуане были найдены древнеримские и древнеперсидские монеты [4].
Во II—VI вв. н. э. в европейской политической структуре произошли резкие перемены.
В 395 г. н. э. Феодосий I (346-395 гг. н. э.) разделил империю между двумя сыновьями. Так Римская империя оказалась разделена на долгое время. В 476 г. н. э. Западная Римская империя (286-476 гг. н. э.) пала в результате внешних и внутренних неурядиц. Восточная Римская империя (т. е. Византийская империя, 395-1453 гг. н. э.) находилась в полном расцвете, христианство постепенно превращалось в государственную религию Восточной Римской империи.
В это время в Древнем Китае наступил период длительного трехвекового раскола и ожесточенных войн, который совпал с правлением династий Вэй, Цзинь, эпохой Южных и Северных царств (184-589 гг. н. э.). Народы Срединной равнины (Китая) непрерывно находились в состоянии междоусобных войн. В результате этих войн уменьшалась численность населения, задерживалось экономическое развитие, наносился значительный урон традиционной культуре Древнего Китая. Однако, находившийся в коридоре Ганьсу, Дуньхуан казался тихим, спокойным районом. Из-за того, что это было отдаленное и глухое место, на него не распространились военные действия. Часть знатных семей (с долгой историей, обладавших большим влиянием) пересекли Хуанхэ и переехали на запад, в коридор Ганьсу. В этих знатных семьях было немало сведущих людей, они активно распространяли в коридоре Ганьсу конфуцианское учение (конфуцианство -одно из учений доциньской эпохи, VII в. до н. э. - II в. н. э., основателем которого являлся Конфуций), возрастало стремление к учению. Они отбирали лучших учеников и воспитали превосходную интеллектуальную элиту. Конфуцианство не только не прервалось, но, напротив, развивалось. Кроме того, зародилось сословие потомственных служилых людей. В ходе раскола руководители, стоявшие у власти, во время управления государством выбирали режим потомственных служилых людей (режим отбора чиновников по принципу знатных семей; был распространен в период Вэй, Цзинь и эпоху Южных и Северных царств; политический режим, наиболее полно отражающий черты эпохи). В Китае этого периода началось бурное смешение народов. Малые народности пограничных районов проникали на территорию Срединной равнины. Так в результате слияния сформировалась новая китайская нация.
В это смутное время идеологические круги активизировали свою деятельность. Можно было наблюдать следующую ситуацию:
1. В учениях даосизма и конфуцианства имела место тенденция к систематизации.
Конфуцианство периода Вэй и Цзинь и эпохи Южных и Северных царств не только не прервалось, но, напротив, развивалось. Конфуций и его учение пережили жестокий удар метафизики, буддизма и даосизма, отбросили мистическую составляющую создания божеств, появившуюся во времена правления династии Хань, и покров богословия. В учении появилось больше жизненной силы.
Стремительно развивается даосизм: не только совершенствовалась форма религиозного учения, его теория, ритуалы и другие аспекты, но также завершилось его превращение в даосизм правящих кругов.
2. Буддизм начинает свое масштабное проникновение в Китай. В эту смутную эпоху простолюдины и чиновники были разобщены, поэтому магическая сила первых проявлений незнакомого религиозного учения - буддизма была не такой, как у конфуцианства и даосизма. Последователи буддизма по коридору Ганьсу с запада проникали на территорию Срединной равнины. Однако распространение буддизма в это время не происходило гладко, между буддийским и антибуддийским течениями велась ожесточенная борьба. Буддизм оказал влияние на литературу, живопись и пещерное искусство того времени.
3. Появляются признаки взаимного поглощения и слияния трех учений - буддизма, конфуцианства и даосизма. Что касается идейных течений в науке и неодаосизме периода Вэй и Цзинь и эпохи Южных и Северных царств, они в определенной степени отражали надежды части интеллигенции на реформирование, развитие и дополнение конфуцианства. Они были недовольны косностью конфуцианства, его догматичностью и теологией, поэтому выдвинули философские концепции «бытия и небытия», «сущности и явления», «причины и результата», чтобы доказать рациональность конфуцианских догм. Несмотря на выступление с инициативой о неодаосизме, в действительности, рассуждая о сокровенном, они проникали в духовную составляющую конфуцианства, преклоняясь перед Конфуцием, ставили его выше Чжуанцзы, утверждали, что догмы конфуцианства соответствуют природе. Хотя в это время зародился спор между конфуцианством и буддизмом, из-за того что конфуцианство было связано с властью, оно обладало легитимным статусом. Буддизм и даосизм не могли не признавать патриархальных моральных принципов конфуцианства. Постепенно сформировалась тенденция слияния трех учений с конфуцианством как центром этого слияния.
Взаимодействие Востока и Запада в это время не прекратилось из-за войн и смуты. Лоян стал крупным международным торговым центром того времени, который принимал путешественников со всех стран. Развитие торговли привело к тому, что множество иноземных торговцев
постоянно проживали в Лояне. Во времена правления династии Северная Вэй (386-534 гг. н. э.) мощь государства гарантировала сообщение с западными землями, количество торговцев из западных земель резко увеличилось. Они перемещались между западными землями и Лояном, непрерывно привозили товары из западных земель для продажи в Лояне, а полученные в ходе обмена китайские товары увозили обратно. Прокладывание Шелкового пути не только стимулировало отношения Китая и западных стран в материальной сфере, но и способствовало развитию культурного обмена между ними. Этот период характеризуется взаимопроникновением обычаев и традиций Китая и иностранных государств, одежды, утвари и средств производства. Западные обычаи, музыка и танцы варваров (некитайских народов) распространились и получили признание на Срединной равнине.
В это время началось строительство первой пещеры известного во всем мире художественного комплекса дуньхуанских пещерных храмов. По преданию в 366 г. н. э. во времена правления династии Ранняя Цинь в Дуньхуане жил буддийский монах по имени Юэ Цзун. Он поддерживал буддизм, был очень почтительным и искренним, часто носил кашью (монашеская ряса из разноцветных лоскутков), странствовал с посохом в руке. Однажды Юэ Цзун дошел до долины у гор Саньвэй. После однодневного перехода бурного потока он испытывал голод и жажду, сильно устал и присел на мягкую, как хлопок, песчаную отмель отдохнуть. В это время зашло солнце. Золотой свет заходящего солнца озарял горы Саньвэй. Он поднял голову, и случилось чудо: горы, находившиеся напротив него, были полны золотым светом, появилось слепившее глаза кольцо света. В центре трех горных пиков в золотом свете появилось изображение будды трех эпох (прошлой, настоящей и будущей - Кашьяпа, Шакьямуни, Майтрейя). Создалось ощущение, словно бесчисленное множество бодисатв читают сутры. Золотой свет сменился мерцанием на земле, и снова можно было увидеть, как в золотом свете летают и танцуют святые девы: некоторые осыпали цветами, некоторые играли на музыкальных инструментах. Тот, кто всем сердцем соблюдал заповеди, изучал буддийскую веру, был очарован этим пейзажем, он подумал, что золотой свет над горами Саньвэй - свет Будды. Этот свет Будды в нем, он дарит его телу и душе чувство радости, усталость уходит. Он подумал про себя, что так долго искал, терпя лишения, падал ниц перед светом Будды, неужели он нашел и это место - горы Саньвэй? Нужно ли продолжать поиски? Он решил изучать буддийскую веру и поклоняться Будде на этом месте.
Юэ Цзун собирал подаяния, позвал мастеров и на западном берегу реки Дацюань в скале вырубили пещеру. Так много лет назад на этой пустынной святой земле появилась первая пещера из множества пещер Могао. С этого времени в долине у подножья гор Саньвэй стали поклоняться Будде, здесь зажигали ароматные свечи и читали сутры. Неизвестно, сколько прошло времени, когда в долине реки Дацюань снова появился буддийский монах. Он также вечером после дождя увидел свет Будды в горах Саньвэй и поверил в то, что это святая земля Будды Шакьямуни. Рядом с пещерой, вырубленной Юэ Цзуном, появилась вторая пещера. Этого буддийского монаха звали Фо Лан. Впоследствии буддийские монахи, сановники и родовитая знать, купцы и народ жертвовали средства на вырубку пещер и строительство буддийских монастырей в этом месте. Расширялись масштабы вырубки пещер. Монашеская братия и паломники шли сюда непрерывным потоком. Развитие Шелкового пути, взаимодействие в области буддийской культуры еще более способствовали процветанию пещерного комплекса Могао.
Таким образом, можно сказать, что Дуньхуан представляет собой результат слияния и взаимодействия народов. Это редкое культурное сокровище и духовная ценность человечества, вобравшая в себя черты восточной и западной цивилизаций.
Ссылки:
1. Шйй. // ШШШШ. 1994^я1м = Цянь Боцюань. Дуньхуан и пещеры Могао - произношение и значение // Исследования Дуньхуана. 1994. № 1. На кит. яз.
2. Ш1. // 1985^я2м = Хуан Цзин. Переселение на запад великих юэчжи и его значение // Общественные науки Синьцзяна. 1985. № 2. На кит. яз.
3. // = Ян Фусюэ. Вклад малых народностей в культуру древнего Дуньхуана. С. 1-5. На кит. яз.
4. Si-ï^. »a*<tt«äMÄiK> // ) ■ 1987^ = Чэнь Цзянь, Ван Яо. Дуньхуан. Литературные памятники и законодательство Тибета - перевод и пояснения // Литература и история. Редактирование рукописей : сборник статей всекитайской научной конференции о Дуньхуане (1983 г.). Ганьсу, 1987. На кит. яз. ; iï-SS. // Фшг^Я. 1987^s4M¥ = Ван Яо, Чэнь Цзянь. Три документа о Дуньхуане: правовая интерпретация // Исследования истории Китая. 1987. № 4. На кит. яз.