Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В БИТВЕ ЗА ЛЕНИГРАД'

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В БИТВЕ ЗА ЛЕНИГРАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ФАШИЗМ / НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЕ ЗАХВАТЧИКИ / ЗАЩИТА РОДИНЫ / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / ПАТРИОТИЗМ / КУЛЬТУРНО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПЕЧАТЬ / РАДИО / ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ / WAR / FASCISM / FASCIST INVADERS / DEFENSE OF THE MOTHERLAND / MILITARY DUTY / PATRIOTISM / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / MUSICAL ART / FICTION / PRINT / RADIO / WAR FILMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Николай Юрьевич, Родюков Эдуард Борисович

Статья посвящена исследованию вопросов развития культуры и искусства в ходе битвы за Ленинград в Великой Отечественной войне. Битва за Ленинград продолжалась 900 дней и ночей. Защитники и жители города, будучи в блокаде, самоотверженно отражали превосходящие силы немецко-фашистских войск. Несмотря на небывалые трудности и лишения, бесчисленные жертвы и потери, они выстояли и победили. Подобного подвига история войн не знает. Прошло ровно 75 лет после знаменательной победы в битве за Ленинград (с июля 1941 года до января 1944 года). Но и поныне подвиг ленинградцев, воинов армии и флота, отстоявших нашу северную столицу, олицетворяет воинскую славу России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND ART IN THE BATTLE OF LENINGRAD

The article is devoted to the study of questions of the development of culture and art during the battle for Leningrad in the Great Patriotic War. The battle for Leningrad lasted 900 days and nights. Defenders and residents of the city, being in blockade, selflessly repulsed the superior forces of the German fascist troops. Despite unprecedented difficulties and hardships, countless casualties and losses, they stood and won. Such a feat does not know the history of wars. More than 75 years have passed since the landmark victory in the Battle of Leningrad (from July 1941 to January 1944). But even today the feat of the Leningraders, the soldiers of the army and the fleet, who defended our northern capital, personifies the military glory of Russia.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В БИТВЕ ЗА ЛЕНИГРАД»

76 Социология культуры

УДК 316.42

Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В БИТВЕ ЗА ЛЕНИНГРАД

CULTURE AND ART IN THE BATTLE OF LENINGRAD

Григорьев Николай Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Высшая школа печати и медиаиндустрии, ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Москва, Россия e-mail: [email protected]

Nikolay Yu. Grigoryev, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations in the Media Industry, Higher School of Press and Media Industry, FGBOU VO «Moscow Polytechnic University», (Moscow, Russia) e-mail: [email protected]

Родюков Эдуард Борисович, кандидат социологических наук, член-корреспондент Академии военных наук РФ, член союза писателей России, полковник, г. Москва, Россия e-mail: [email protected]

Eduard B. Rodyukov, Candidate of Sociological Sciences, member correspondent of academy of soldiery sciences of RF, member of union of writers of Russia, colonel, (Moscow, Russia) e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов развития культуры и искусства в ходе битвы за Ленинград в Великой Отечественной войне. Битва за Ленинград продолжалась 900 дней и ночей. Защитники и жители города, будучи в блокаде, самоотверженно отражали превосходящие силы немецко-фашистских войск. Несмотря на небывалые трудности и лишения, бесчисленные жертвы и потери, они выстояли и победили. Подобного подвига история войн не знает. Прошло ровно 75 лет после знаменательной победы в битве за Ленинград (с июля 1941 года до января 1944 года). Но и поныне подвиг ленинградцев, воинов армии и флота, отстоявших нашу северную столицу, олицетворяет воинскую славу России. Abstract. The article is devoted to the study of questions of the development of culture and art during the battle for Leningrad in the Great Patriotic War. The battle for Leningrad lasted 900 days and nights. Defenders and residents of the city, being in blockade, selflessly repulsed the superior forces of the German fascist troops. Despite unprecedented difficulties and hardships, countless casualties and losses, they stood and won. Such a feat does not know the history of wars. More than 75 years have passed since the landmark victory in the Battle of Leningrad (from

July 1941 to January 1944). But even today the feat of the Leningraders, the soldiers of the army and the fleet, who defended our northern capital, personifies the military glory of Russia.

Ключевые слова: война, фашизм, немецко-фашистские захватчики, защита Родины, воинский долг, патриотизм, культурно — просветительская работа, музыкальное искусство, художественная литература, печать, радио, военные фильмы.

Keywords: war, fascism, fascist invaders, defense of the motherland, military duty, patriotism, cultural and educational work, musical art, fiction, print, radio, war films.

«Никто не забыт и ничто не забыто!». Эти слова начертаны на мемориальном памятнике, установленном на Пискаревском кладбище в Ленинграде, где покоятся тела сотен тысяч жителей города, погибших в результате вражеской блокады Ленинграда.

Подвиг Ленинграда был высоко оценен Коммунистической партией, Советским правительством, всем советским народом. Только в войсках Ленинградского фронта за время войны были награждены орденами и медалями 350 тыс. солдат, офицеров и генералов. 226 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, из них пятеро дважды: прославленные летчики А. Е. Мазуренко, П. А. Покрышев, В. И. Раков, Н. Г Степанян и Н. В. Челноков. За выдающиеся заслуги трудящихся города перед Родиной, за их мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в трудных условиях блокады, указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1945 г. Ленинград был награжден орденом Ленина. Вручая орден городу-герою, председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин сказал: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело... никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений» [1, с. 560-561].

Память о героическом подвиге ленинградцев отмечена учрежденной Президиумом Верховного Совета СССР медалью «За оборону Ленинграда», которой награждены все участники славной обороны города.

В 1965 г., в дни всенародного празднования 20-й годовщины исторической победы над фашистской Германией, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о вручении Ленинграду медали Золотая Звезда.

Понятие «город-герой», которое сегодня воспринимается почти буднично, родилось не в лаборатории агитаторов и пропагандистов. И другое понятие навсегда останется в людской памяти — даже после переименования города. Ленинградцы. Ничем

не заменить этой героической общности. Когда уйдет последний блокадник — они будут жить в нашей памяти. И не называйте их иначе, та война сделала святым это слово — ленинградцы.

Сегодня мы знаем блокаду по стихам, книгам, по фильмам.

С первых дней войны большой отряд работников культурно-просветительных учреждений Ленинграда отдал все свои силы для мобилизации населения на оборону города. Перед войной в Ленинграде действовало 46 музеев, 169 клубов и домов культуры, 490 киноустановок, 780 массовых библиотек [13].

Сотрудники музеев, сразу же приступившие к подготовке экспонатов для эвакуации, к укрытию и сохранению огромных материальных и культурных ценностей, одновременно развернули большую массово-политическую работу среди трудящихся. В августе 1941 г Музей Октябрьской революции открыл специальную выставку «Героика великого русского народа»[2]. Музей истории религии и атеизма подготовил выставку о героическом прошлом нашей родины; ряд ее экспонатов рассказывал о мужестве защитников Ленинграда, грудью преградивших врагу путь к городу[3]. В начале сентября 1941 г. открылась выставка «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма»; только за первый месяц ее посетили 30 тыс. человек [4].

Работники ленинградских музеев продолжали свою деятельность среди населения и тогда, когда музеи были эвакуированы или закрыты: устраивались выставки-передвижки.

В обстановке блокады не прекращалась полностью и деятельность многочисленных массовых и научных библиотек Ленинграда. С начала войны многие заводские и фабричные библиотеки (Металлического завода, «Красного треугольника», Балтийского завода им. Г К. Орджоникидзе и др.) организовали свои передвижки на строительстве оборонительных рубежей под Ленинградом [5]. Работники районных библиотек стали частными гостями в госпиталях. Они приносили раненым книги, устраивали читки, проводили беседы.

Несмотря на то, что большинство библиотек города зимой 1941/42 г. временно закрылось, ленинградские библиотекари продолжали свою благородную деятельность по распространению книги и в этот период. Они приносили книги в красные уголки жилых домов, где в большинстве случаев поддерживалось отопление и освещение. За зимние месяцы 1941/42 г. только районными библиотеками было выдано населению 82 тыс. книг [6]. Этот факт — одно из замечательных свидетельств высокого морального духа

ленинградцев, не расстававшихся с книгой даже тогда, когда голодная смерть буквально косила людей.

С прорывом блокады ленинградские культурно-просветительные учреждения заметно активизировали свою деятельность. Осуществленная еще в апреле 1942 г по решению исполкома Лен-горсовета реорганизация управления учреждениями искусства и культуры позволила наиболее рационально использовать все имевшиеся материальные возможности и людские ресурсы для развертывания культурно-просветительной работы, деятельности учреждений искусства, кино.

В городе развернулась большая работа по восстановлению разрушенных варварскими обстрелами и бомбардировками музеев, клубов, библиотек, в ней принимало участие население Ленинграда. В 1943 г усилиями ленинградцев были восстановлены и приступили к работе 19 клубов и домов культуры, 876 заводских и цеховых красных уголков. В 1944 г было восстановлено еще 12 клубных учреждений [7].

Особое место в общественно-политической и культурной жизни города заняли выставки, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Так, выставка «Героическая оборона Ленинграда» стала мощным средством патриотического воспитания трудящихся, вдохновляла ленинградцев на быстрейшее восстановление своего родного города. Только за первые три месяца после открытия выставку посетило более 150 тыс. человек [8].

К концу 1944 г. в Ленинграде было частично открыто 10 музеев, в которых за год побывали около 350 тыс. человек [9]. В других музеях велась большая работа по их подготовке и открытию. В 1945 г. возобновили свою деятельность Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина, Промышленная выставка, Музей связи и ряд других.

Значительно расширилась после прорыва блокады и сеть действующих библиотек, а количество их читателей по сравнению с 1942 г. возросло более чем в два раза.

Большое распространение получили передвижные библиотеки: за 1942-1943 гг. в Ленинграде было создано свыше 700 таких библиотек. Работники библиотек организовали много выставок, посвященных войне советского народа против немецких захватчиков, проводили читки художественной литературы в госпиталях, в честь Ленинградского фронта и на кораблях Балтики.

Полная ликвидация вражеской блокады способствовала дальнейшему развертыванию работы ленинградских библиотек. В течение 1944 г. были вновь открыты 13 районных библиотек для

взрослых и 16 детских. В мае 1944 г. ленинградская библиотека им. Десятилетия Октября была признана победительницей во Всесоюзном социалистическом соревновании библиотек.

За 1945 год в Ленинграде было открыто еще около 120 библиотек. Шла большая работа по приведению в порядок книжных фондов, каталогов оборудования [10].

Начало Великой Отечественной войны значительно изменило и музыкально-общественную жизнь. Целый ряд композиторов ушли фронт, в действующую армию и некоторые погибли: В. Томи-лин, А. Дьяков, В. Кривоносов, Ф. Яруллин. Подвигу певца Окае-мова и хорового дирижера Г Лузенина в г. Кричеве поставлен памятник. Многие композиторы и профессиональные музыканты активно концертировали в составе агитбригад в действующей армии и даже непосредственно на передовой.

Творческая деятельность композиторов приобрела конкретную и ясную направленность: «Все для победы!»

В годы войны массовое звучание приобретают лирические песни, становящиеся духовной опорой солдат, музыкальной связью с Родиной, за которую они воюют: «Ой, туманы мои, растуманы» В. Захарова, «До свидания, города и хаты» М. Блантера, «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Самовары-самопалы» и «Вася-Василек» А. Новикова, «Заветный камень» Б. Мокроусова, «Песня о Днепре» М. Фрадкина. А разве не стали «массовыми» и «патриотическими» чисто лирические задушевные «В землянке» К. Листо-ва и «Темная ночь» Н. Богословского!

Фронтовой характер носила творческая деятельность всех композиторов осажденного Ленинграда. Некоторые ленинградские композиторы выезжали на передовые позиции. Ю. Кочурову и Наталии Леви приходилось по нескольку дней работать в блиндажах и землянках. Два месяца провел на Карельском фронте А. Животов. М. Чулаки, находясь на Волховском фронте, создал кантату «На берегах Волхова», впоследствии часто исполнявшуюся по радио. Кантата эта посвящена прорыву блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года.

Другие композиторы работали на боевых кораблях Балтийского флота, посещали порты Кронштадта, острова Финского залива.

Осенью 1941 года из Ленинграда были эвакуированы театры, консерватория, филармония, ряд композиторов и музыкантов-исполнителей с их семьями.

Многие композиторы пошли в ряды Красной Армии и народного ополчения. Не всем из них суждено было вернуться. Среди погибших — даровитый ученик Д. Шостаковича Б. Флейшман, В. Фри-

зе, Т. Оганесян и В. Томилин, ушедшие добровольцами в училище младший лейтенантов и затем погибшие на фронте.

Композиторы, оставшиеся в Ленинграде, принимали деятельное участие в защите родного города.

Музыкальная жизнь осажденного города не угасала. Продолжались творческие собрания в Союзе композиторов. На них обсуждались новые произведения Б. Астафьева, незаконченная опера «Александр Невский» Г. Попова, «Весенняя симфония» В. Жело-бинского, боевые песни. К 24-й годовщине Красной Армии Союз композиторов совместно с Управлением по делам искусств Лен-горисполкома провели конкурс на песни и военные марши. На конкурс было представлено 150 песен и 40 маршей.

В дни героической борьбы ленинградцев за свой город исключительно важное значение приобрело печатное слово. Оно вдохновляло на подвиги воинов, защищавших Ленинград, призывало трудящихся к стойкости, мужеству и самоотверженному труду, укрепляло веру в победу.

Несмотря на вражескую блокаду, в Ленинград продолжали поступать центральные газеты. «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», доставлялись в город-фронт самолетами в матрицах и здесь отпечатывались. И хотя эти газеты из-за задержек в доставке матриц иногда доходили до населения города с некоторым опозданием, ленинградцы постоянно ощущали связь со страной, со всем советским народом, поднявшимся на борьбу с фашизмом «Правда» и другие центральные газеты рассказывали на своих страницах о героических делах защитников Ленинграда; корреспонденции из осажденного города читала вся страна, и это наполняло сердца ленинградцев гордостью и радостью, придавало им новые силы для борьбы, помогало переносить нечеловеческие страдания и лишения голодной блокады.

На протяжении всего периода блокады в Ленинграде выходили газеты «Ленинградская правда» и «Смена». Освещение хода событий на фронте, перестройка работы промышленности на военный лад, пропаганда опыта передовиков производства, подготовка населения к обороне города, обучение штыковому бою, борьба с зажигательными бомбами, первая помощь при поражении отравляющими веществами — эти и многие другие вопросы жизни трудящихся города находили отражение на страницах ленинградских газет. Каждая их строка дышала ненавистью к врагу, призывала к борьбе с благодушием, настраивала читателя на боевой лад. Газеты постоянно держали своих читателей в курсе всех событий внутренней жизни страны и за рубежом. На страницах «Ленинград-

ской правды» в этот период выступали М.И. Калинин, Е.М. Ярославский, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев и другие видные политические и общественные деятели страны.

В самое напряженное время битвы за Ленинград, когда враг в плотную приблизился к городу, рассчитывая со дня на день ворваться на его улицы и площади, издавалась специальная газета «Ленинградская правда на оборонной стройке». «Ленинградская правда на оборонной стройке» выходила с 28 июля по 14 сентября 1941 г; всего вышло 46 номеров. Эта газеты рассказывала о напряженном и опасном труде населения Ленинграда на строительстве оборонительных укреплений, о мужестве его граждан, грудью вставших на защиту рубежей города — колыбели Великого Октября.

В июле — октябре 1941 г. издавалась газета «На защиту Ленинграда» (с 6 июля по 6 октября 1941 г. вышло 79 номеров). Газета рассказывала о славном боевом прошлом ленинградских рабочих, о людях народного ополчения, давала практические советы по укреплению боеспособности и обучению солдат ополчения.

Регулярно выходили фронтовые газеты «На страже Родины» и «Красный Балтийский флот». Газеты боролись за широкое распространение снайперского движения, прославляли подвиги героев, воспитывая воинов в духе боевой активности, публиковали материалы о военном и революционном прошлом Ленинграда, многочисленные письма, которые приходили к мужественным защитникам города со всех фронтов.

Видное место в печатной продукции ленинградских издательств занимала в годы войны и художественная литература. «Ленинград принимает бой» Н. Тихонова, «Ленинградская поэма» Ольга Берггольц, стихи В. Имбер, произведения многих других писателей и поэтом Ленинграда были изданы в условиях блокады и пользовались огромной популярностью среди населения блокированного города. Ленинградцы получили в новом издании «Войну и мир» Л.Н. Толстого, «Чапаева» Д. Фурманова, «Как закалялась сталь» Н. Островского; в Ленинграде была впервые издана третья книга романа А. Толстого «Петр Первый». В воспитании советского патриотизма, чувства гордости за свою родину большое значение имело издание серии «Гениальные люди русской культуры», в которую вошли подготовленные ленинградскими исследователями книги о А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Л. Н. Толстом, Н. А. Некрасове, Н. Г. Чернышевском, В. И. Сурикове, И. Е. Репине и П. И. Чайковском.

В годы блокады были изданы прекрасно оформленные художественные альбомы, посвященные героям-летчикам, морякам Бал-

тики — активным участникам обороны Ленинграда; огромными тиражами издавались плакаты, листовки, открытки, лубки, посвященные войне, жизни города, его обороне.

Всего за 1941-1943 гг. в освобожденном Ленинграде было издано около полутора тысяч названий книг и брошюр, общим тиражом более чем 23 млн. экземпляров. За время блокады было издано около 80 наименований различных книг и брошюр («Как метать гранату», «Средства противохимической защиты», «Как уберечься от артобстрела» и др.). Книги «Немецко-фашистские злодеяния в оккупированных районах ленинградской области» и «Освобожденный Тихвин», гневно обвинявшие фашистских преступников и убийц, звали советских людей на разгром врага, напоминали о том, что придет неумолимый час возмездия.

Совершенно особое место в жизни осажденного Ленинграда заняло радио. Оно связывало ленинградцев со всей страной, держало их в курсе событий, происходивших за кольцом блокады, служило одним из живительных источников выдержки, стойкости и энергии населения героически оборонявшегося города. Прекращение работы транспорта, нарушение связи, недостаток газет в самые тяжелые дни блокады сделали ленинградское радио подлинной «Газетой без бумаги и расстояния».

Война изменила характер и формы работы радио. Сотрудники ленинградского радиокомитета выезжали на фронт и вели репортажи прямо с места боевых действий: из блиндажей огневых позиций, с кораблей Балтийского флота. За годы блокады были осуществлены сотни документальных передач с фронта, запечатлены на пленку многие замечательные события героической эпопеи 900-дневной обороны Ленинграда. Особенно много интересных фронтовых записей сделали корреспонденты радио Л. Маграчев и М. Блюмберг.

Радио служило также главным средством оповещения населения об угрожавшей опасности. Во время вражеских налетов и обстрелов города одно слово радиотрансляционная сеть немедленно поступала в распоряжение штаба МПВО. «Внимание, внимание! Район подвергается артиллерийскому обстрелу. Движение по улицам прекратить, населению укрыться!» — каждому из ленинградцев пережившим блокаду, памятны эти слова, предупреждавшие о возникшей опасности. По сигналу воздушной тревоги, переданной по радио, десятки тысяч людей занимали свои посты, на крышах домов, предприятий и учреждений, что бы бороться с вражескими бомбами, выходили на борьбу с пожарами и разрушениями.

В начале войны в госпиталях, больница, на фабриках и заводах Ленинграда было установлено дополнительно свыше 5 тыс. радиоточек; всего же в городе их насчитывалось 100 тыс. Работники связи с риском для жизни быстро устраняли повреждения трансляционной сети, которая действовала бесперебойно всю блокаду[11].

Специальные передачи были организованы для партизан и населения оккупированных районов Ленинградской области.

С весны 1942 г. возобновились музыкальные, литературно-драматические и детские художественные передачи. Музыка обогревала сердца ленинградцев, застывшая от нечеловеческих страданий голодной зимы; чарующие мелодии порой буквально возвращали людей к жизни, выводили из оцепенения. Для защитников города передавались циклы литературных передач, с которыми выступали артисты И. Горин, К. Миронов, М. Петрова, Н. Чернявская и многие другие [12]. В 1942 г. ленинградцы вновь услышали выступления Большого симфонического оркестра Радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга, выступления хора, оркестра народных инструментов. Был передан цикл русских народных песен в исполнении И. А. Нечаева. К выступлениям по радио были привлечены лучшие художественные силы Ленинграда, ансамбли Дома Красной Армии и Балтийского флота, коллективы самодеятельности. Группа ленинградских писателей регулярно выпускала литературный радиоальманах. Специально для радио писателей и поэты Ленинграда написали более 900 рассказов, повестей, стихотворений; композиторы города создали около 200 музыкальных произведений разного жанра. Литературно-драматический отдел Радиокомитета за время войны осуществил более ста радиопостановок драматических спектаклей, почти 3700 литературных передач.

В прорыве блокады Ленинграда принимали активное участие художники ленинградцы. Работы Антонова Федора Васильевича «Сынок родимый мой! Словами не сказать, как настрадались мы от гадины немецкой! 1943», Боим Соломона Самсоновича «Кровь ленинградцев взывает к мести! 1944», Голованова Леонида Федоровича «Спасем советских ребят от немцев! 1943», Кокорекина Алексея Алексеевича «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк! 1941», «Грудью на защиту Ленинграда! 1941».

За годы Великой Отечественной войны сформировалась новая отрасль советской кинематографии, непосредственно поставившая себя на службу фронту и боевой подготовке. С первых дней войны студии научно-популярных и учебных фильмов в Москве,

Ленинграде, Новосибирске, Киеве, а затем и в Ташкенте переключились на производство военно-оборонных кинокартин для Советских Вооруженных Сил.

Население Москвы, Ленинграда и других прифронтовых городов училось на фильмах: «Воздушная тревога», «Помни сигналы тревоги», «Что мы должны делать по сигналу «воздушная тревога», «Как обеспечить светомаскировку жилого дома», «Как бороться с зажигательными бомбами», «Умей защищаться от фугасных бомб» и т.д.

В большинстве своем это были популярные инструкции, наглядно и выразительно отвечающие на поставленный уже самим заголовком вопрос. В этих фильмах горожанин находил ответы на самые насущные и острые вопросы военного дня: что делать и как вести себя по сигналам тревог; как подготовить свой дом, свою квартиру к противовоздушной обороне; как тушить зажигательные бомбы; как устраивать щели и укрытия. Экран учил не только правилам поведения во время воздушного налета врага, но также спокойствию и организованности.

В военно-морских фильмах дней войны уже нашли свое отражение непосредственная практика войны, повседневный ее опыт, насущные требования ее. Фильмы эти рассказывали, прежде всего, о новых возможностях использования и применения многообразного морского оружия и военно-морской техники. В основе своей это были фильмы специального и текущего назначения; в них рассматривались практические вопросы торпедной стрельбы, постановки и травления мин, подводной связи, военной океанографии, а также теории того сложного целого, каким является современный военный корабль.

Первыми попытками показать то новое, что внесла война в военно-морское искусство, были фильмы «Боевые действия подводной лодки» А. Преснякова и «Морские охотники» А. Челакова.

Военный фильм во всем разнообразии решаемых им задач всегда стремился отражать все то новое, что повседневно выявлялось в ходе войны — от популяризации частных боевых примеров в начале войны к обобщению тактических принципов организации того или иного рода войск к концу ее. Как формировалась и складывалась организация и тактика пехоты, бронетанковых и механизированных войск, артиллерии или авиации можно уже проследить по ряду фильмов от «Преодоления противопехотных препятствий» до «Пехоты в бою»; от «Уничтожай танки врага» до кинокурса «Танки в бою»; от фильмов, рассматривающих огневые качества и боевые действия отдельных оружий, к «Реактивной артиллерии»; от серии

фильмов по подготовке самолетов к боевым вылетам к «Боевым действиям авиации».

Самым страшным злодеянием немецко-фашистских войск, блокировавших Ленинград, было методическое убийство мирных жителей города. От налетов авиации и артиллерийских обстрелов погибло 16 747 ленинградцев, а 33 782 чел. получили ранения [14]. Не менее 800 тыс. ленинградцев, погибших от голода и лишений, — таков итог вражеской блокады. Всего же в Ленинграде и его пригородах за время блокады погибло около 1 млн. чел. [15].

Непокоренный Ленинград стал символом Победы — не только над Третьим рейхом. Город оказался сильнее смерти, сильнее отчаяния.

Страна подчас совершала невозможное, чтобы спасти Ленинград: прокладывая ледовую дорогу жизни и трубопровод по дну Ладожского озера, бросала в бой «за город Ленина» лучших сынов Советского Союза. И все-таки все мы навсегда в долгу перед великим городом, который даже погибая, работал для фронта. Вечная память, вечная слава!

Библиографический список

1. Барабашин И.П., Кузнецов А.И., Морозов В.П., Харитонов А.Д., Яковлев Б.Н. Битва за Ленинград. 1941-1944. М., 1964. — С. 560-561.

2. Ленинградская правда, 1941, 1 августа, № 154.

3. ААН СССР, Лон отд., ф. 4, оп. 2 (1942), д. 7, лл. 85-86.

4. Ленинградская правда, 1941, 3 октября, № 236.

5. Бронштейн М. Библиотеки города Ленина в дни войны. Библиотекарь, 1946, № 2-3, С. 24.

6. ЛГАОРСС, ф. 9333, оп. 1, д. 37, л. 8.

7. Бибиков Ю., Москалев С. Профсоюзы Ленинграда в годы Советской власти. М., 1960. — С. 131-132.

8. Л П А, ф. 25, оп. 10, д. 468, л. 62.

9. ЛГАОРСС, Ф. 4965, оп. 1, д. 5188, лл. 6-7, 9.

10. ЛГАОРСС, ф. 9333, оп. 1, д. 37, л. 8 об.

11. ЛГАОРСС, ф. 7384, оп. 13, д. 185, л. 2.

12. Петрова М. Г. В доме радио. В кн.: Женщины города Ленина. Л., 1963. — С. 269-270.

13. Народное хозяйство города Ленинграда. Статистический сборник. М. 1957. — С. 134.

14. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов, т. I, М., 1954. — С. 592.

15. Ковальчук В.М., Соболев Г.Л. Ленинградский «реквием» (О жертвах населения в Ленинграде в годы войны и блокады). Вопросы истории, 1965, № 12, С. 191-194; Князев С.П., Стрешинский М.П., Франтишев И.М., Шевердал-кин П.Р., Яблочкин Ю.Н. На защите Невской твердыни. Л., 1965. — С. 336; Очерки истории литературы Ленинграда. Издательство наука, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.