МНЕНИЕ
УДК 13.15.51 DOI: 10.12737/11302
| КУЛЬТУРА И АНТРОПОЛОГИЯ
Латфуллин Геннадий Рашидович, доктор экономических наук, профессор,
зав. кафедрой теории управления, ГОБУ ВПО «Государственный университет управления» (ГУУ), Москва, Российская Федерация,
Новичков Николай Владимирович, доктор экономических наук, профессор, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, novichkov@gmail.com,
профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья раскрывает сущность и содержание понятие антропологии в контексте культуры как социальной системы. Отмечены роль и значение антропологии в системе наук, выделены основные направления изучения антропологии, представлена характеристика содержания, предмет и цели антропологии как науки, в том числе междисциплинарность и комплексность антропологических исследований. Обращено внимание читателя на то, что антропологическими проблемами в настоящее время занимается больше 200 наук. В работе выделены два основных направления антропологической науки — физическая антропология и культурная антропология. Предмет первой связан с природными характеристиками человека, а предмет второй формируется вокруг социальных характеристик человека, которые, так или иначе, связаны с культурой как базовой человеческой деятельностью. В статье отмечены составляющие физической и культурной антропологии, выделены наиболее интересные проблемы, связанные с данными направлениями. Отдельно рассмотрено то обстоятельство, что человек, так или иначе, всегда связан с окружающей его культурой, а также то, что человек, так или иначе, культурен. В работе приводятся 12 антропологических характеристик, формирующихся у человека в результате его взаимодействия с культурой. Так, можно выделить следующие культурные аспекты человеческой жизни и деятельности: воспитание, социализация, предназначение, самореализация, творчество, саморазвитие, продолжение рода, создание собственного культурного следа и др. Работа выполнена на основе авторских исследований через изучение и обобщение научной информации. Статья будет интересна и полезна в научной деятельности ученым-антропологам, а также культурологам и экономистам. Статья может представлять практический интерес и для руководителей организации в процессе управления персоналом и формирования организационной культуры.
Ключевые слова: культура, антропология, система, организация, человек
Сущность и содержание категории «антропология».
Антропология — это гуманитарная технология XXI в., которая благодаря уникальному набору методик и фундаментальности позволяет решать самые разнообразные задачи. Именно антропология дает возможность смотреть на мир широко раскрытыми глазами; глубоко понимать проблемы человечества; способность действовать эффективно в культурно неоднородной среде; понимание того, что культуры и народы взаимно обогащают друг друга.
Трудно представить развитие социальных организаций без основополагающих реалий соци-
альной антропологии, которую не без оснований называют также: антропологией в управление, культурной антропологией, организационной этнографией, индустриальной антропологией и др. Более того, сегодня антропологические отношения выступают как объективно обособившиеся виды управленческой, политической, социальной деятельности. Поэтому можно ввести и такие категории, как управленческая и политическая антропология. В структурах управления организаций, особенно экономических и социальных, появляются специалисты — антропологи.
Западные компании все чаще к работе нанимают антропологов, которые для компании де-
лают необычные исследования, вызывая иногда протесты маркетологов.
В правительстве США работают многочисленное количество антропологов. Действительно, если современные организации не разберутся в особенностях культуры, быта, традиций и др. разных народов, они проиграют в жесткой конкурентной борьбе.
Российское правительство, российские организации в последнее время также не остаются в стороне от антропологизации, привлекаяя антропологов к реальным разработкам, особенно в исследовательских центрах. Что же представляет собой такая многим незнакомая категория, как антропология? Как же она характеризует человека, его жизнь?
Действительно, каждый из нас в течение жизни, начиная с младенчества, постепенно переходя к детству, отрочеству, юности, старости всегда связан с организацией, группой. Мы живем в мире, где существуют множество самых различных групп, которые различаются по признакам расовости, национальности, религиозности, культуры и др. Учимся мы, работаем или отдыхаем, нам приходится общаться и взаимодействовать с самыми различными людьми, находясь в той или иной организации. В каких только организациях и организационных ситуациях не пребывает человек! Эти организации могут быть постоянными (семья, работа), временными (пассажир, командированный), ситуационными (пожар, стихия) и др. Каждая из этих организаций может характеризоваться по возрасту, половому признаку, национальности, постоянству и др. Это могут быть христиане, мусульмане, буддисты, русские, поляки, папуасы, китайцы, цыгане, холерики, меланхолики, здоровые, больные и др. Но внешняя среда, весь мир динамичны, и мы все больше общаемся и взаимодействуем друг с другом, с группами и общаемся даже виртуально.
Нынешнее время зачастую именуют информационной эпохой. Современные технологические средства определяют способы и специфику коммуникационного обмена сегодняшнего дня. В век Интернета ошеломляющими темпами растет уровень знаний и объем информации, невиданный за всю историю человеческой цивилизации. Так, в XVIII в. среднестатистический человек получал столько же информации за всю свою жизнь, сколько человек XXI в.— всего за одну неделю. Интернет все больше становится
ресурсом государства, его политики, активизирует гражданское общество.
Такие коммуникации становятся все более сложными и многообразными. Такое многообразие представляют также этносы или этнические общности, а также многочисленные и разнообразные культурные сообщества.
Антропология отвечает на актуальную необходимость понять каждому единую природу и разнообразие человека и способов его существования, необходимость ответить на жизненный вопрос, как мы можем гармонично жить вместе, не уничтожая друг друга и повышая в целом организационную культуру конкретной организации, группы.
Антропология помогает полноценно жить в социально-усложняющейся окружающей среде, расширяет горизонты результативного взаимодействия, развивает мировоззрение.
Действительно, наука управления, политика изучает отношения людей по поводу политики, управления, экономическая наука изучает экономические отношения, организационная наука — организационные отношения людей. Но каждый человек или группа в организации уникальны. Эта уникальность проявляется в характерологических особенностях каждой личности. Учитывают ли частные науки эти особенности? На данные вопросы отвечает такая наука, как антропология.
Антропология — (от греческих слов anthropos -человек, и logos — понятие, учение, слово, разум) область научного познания, в которой изучаются проблемы происхождения, существования человека в природной и искусственной среде, т.е. это наука о человеке в самом широком понимании.
Известно, что человека изучают свыше двухсот наук, и каждая из них находит в нем свой предмет. Можно утверждать, что каждая наука о человеке имеет свою антропологию, то есть идет процесс антропологизации гуманитарных наук о человеке, включая такие науки, как физиология, психология, философия, история, археология, культурология, этнология, этнолингвистика, политика и мн. др. То есть можно выделять антропологию физиологическую, психологическую, философскую, политическую, культурную и т.д. Понятно также, что для антропологии общим предметом изучения является не столько сам человек, сколько человек, взятый в соотношении с его социальным и природным окружением, его коммуникации.
Чтобы не заблудиться в этих джунглях самых разных направлений общей антропологии,
выделим основные, заметив попутно, что слово «антропология» впервые было использовано Аристотелем. Древний мудрец обозначил им область знания, объектом изучения которого является духовная сторона человеческой природы. Данный термин просуществовал в этом значении более 1000 лет.
Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Антропология — это совокупность наук. Предметом изучения этих наук является человек и человеческое общество, состоящее из различных организаций, их коммуникационные отношения.
Предметом антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия, коммуникаций человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.
Основная цель антропологии — это обеспечение целостного, системного изучения людей и человеческой природы [2]. Все мы люди разные, но очень важно взаимопонимание между нами, где бы мы ни находились. Определяющим здесь выступают наши коммуникационные отношения.
Антропология в целом изучает происхождение и историческую эволюцию человека. Существуют такие вполне сложившиеся основные ее направления, как физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об антропогенезе и морфологию человека. Самостоятельную ветвь антропологии составляет политическая, управленческая, социальная, культурная, организационная антропология, которая формируется на базе достижений соответствующих наук и практической базы.
Рассмотрим вкратце два самых основных направления общей антропологии — физическую и культурную антропологию.
физическая антропология
Физическая антропология изучает человека как одного из биологических видов, расы людей, а также предшественников человека, ископаемых и современных человекообразных приматов. Для физической антропологии важны вопросы генетики человека (наследственные особенности), вопросы морфологии и взаимодействие с окружающей средой. В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены
первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии — выдающиеся ученые своего времени: П. Брок, П. Топинар, К. Бэр, А. Богданов, Д. Анучин и др.
Особое значение в физической антропологии имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения связи черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществлялись с 1927 г. М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками и продолжаются и сегодня.
Интересен с точки зрения физической антропологии рисунок «витрувианский человек», созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490— 92 годах. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями». Действительно рисунок математически определяет пропорции человеческого (мужского) тела.
Физическая антропология изучает типологию, различия размеров и формы тела с помощью различных методов и приемов. Описательная методика получила название антро-поскопии, измерительная — антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В последнее время в методах и приемах исследования физической антропологии развивается визуальная антропология. Визуальная антропология применяется все более широко при исследованиях и других видов антропологии. Визуальная антропология — это культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранное искусство, гуманитарные знания и современные информационные технологии с целью изучения о малоизвестных сторонах жизни народов.
Физическая антропология изучает соматические (телесные) признаки сегодня живущих рас человека. Это рост, форма черепа, цвет кожи и волос и т.д. Наряду с живущими изучаются и вымершие расы, выясняются вопросы о предках человека и о его происхождении, о вымерших расах человека. Успехи общей биологии позволили приступить к разрешению общих
задач антропологии, относящихся к биологии человека, — изменчивости, наследственности, естественного и искусственного отбора, скрещивания, вымирания, вырождения и др. Это направление иногда выделяется как биологическая антропология, которая рассматривает биологию человека в своем многообразии, но чаще этот термин используется как синоним физической антропологии.
Биологическая антропология включает исследование человеческой эволюции в биологии, генетику человечества, наших ближайших биологических родственников, палеонтологию людей и др.
Таким образом, физическая антропология рассматривается сегодня как наука о разнообразии человека, которое проявляется в пространстве и времени, а также в индивидуальном и групповом масштабе. Индивидуальную изменчивость в пространстве изучают морфология и соматология человека, а во времени — возрастная антропология. Актуальна ли сегодня физическая антропология в управлении и политике? Ответ однозначен: в любом управлении, политической деятельности руководитель при воздействии и взаимодействии, коммуникационных отношениях с объектом не может не учитывать факторы физической антропологии, проявления ее факторов в жизнедеятельности конкретного человека и различных социальных групп.
Культурная антропология
Культурная антропология рассматривает социальные отношения с учетом антропологических характеристик человека, а также социальной среды, внутри которой он существует, живет и действует.
Поэтому иногда культурную антропологию называют еще антропологией организации или социальной антропологией, подразумевая, что человек наряду с физическими имеет также духовные характеристики, которые проявляются через его организационные отношения, социальную среду, деятельность и культуру.
Социальные отношения своими корнями уходят в далекое прошлое, а определенные формы социальности можно проследить даже в сообществах высших животных. Научную дисциплину, изучающую политико-властные отношения в самых различных обществах, которая выступает частной формой культурной антропологии, принято называть политической антропологией.
Политическая антропология, в известной степени, история власти: история преобразования одних форм и механизмов социального контроля в другие. Но политическая антропология не является историей в полном смысле слова. История — наука о событиях, главная цель историка — хронологически связать свершившиеся события, воссоздав их общую картину. Задача политической антропологии не столько анализ событий самих по себе, сколько анализ структуры социально-политической системы [1].
Как конкретная наука с мощным эмпирическим базисом, культурная антропология возникла на рубеже 30-40-х годов нашего столетия.
Понимание культурной антропологии невозможно без уяснения принципиальных положений о культуре вообще, ее функций, факторов развития, взаимодействия культур, развития символических и иных социальных систем и др.
Осознание культуры как доминирующей силы, регулирующей все взаимоотношения между людьми и сложными социальными системами [6], стало базой для всех гуманитарных наук.
Культурная антропология (духовная) и физическая антропология (телесная) неотделимы друг от друга, как душа и тело. Они характеризуются большим спектром самых разных понятий и категорий, часть которых мы уже привели.
Трудно представить себе, как сегодня политик, бизнесмен или менеджер воздействует и взаимодействует с объектом управления, с гражданским обществом, не учитывая менталитет, ритуалы, традиции, обычаи, мифы, стори-теллинг управляемой организации.
Менталитет — (от лат. mens или mentis — ум, разум, интеллект и лат. alis — другие) — устойчивая совокупность культурных, эмоциональных, интеллектуальных психических состояний (особенностей), характерных той или иной этнической группе, нации, народности, культурного сообщества. Обычно этой категорией характеризуется мировоззрение, образ мышления конкретного человека. Менталитет является совокупной характеристикой культурной антропологии и включает ценностные установки, нормы поведения и морали, религиозные взгляды, обычаи и многое другое, что иногда выражается в понятии менталитет или ментальность культуры.
Ритуал — форма символического внешнего поведения человека, предполагающая цепь последовательно совершаемых действий сиг-нально-знакового характера: это и церемония,
демонстративное действие, отличающееся те-атрализованностью и массовостью, и порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала — внушить человеку определенные чувства или послания. Еще он выполняет компенсаторную функцию, то есть объясняет индивиду необходимость совершения определенных действий. Для ритуала характерна и регулятивная функция, то есть он является ориентиром для поведения — ему следуют, его соблюдают. Политический ритуал, брачный ритуал, ритуал посвящения в профессию, военный ритуал, похоронный, поминальный и другие ритуалы известны всем народам.
Основными типами управленческих ритуалов являются ритуалы перехода, интеграции, поощрения, порицания, ритуалы решения проблем, улаживания конфликтов и разрешения споров.
Ритуалы перехода связаны с процессом изменения роли или статуса человека в пределах организации или социальной системы. Примером таких ритуалов могут служить выпускные вечера, посвящение в студенты, вручение дипломов по окончании вуза, ритуалы знакомства с компанией при приеме на работу, ее миссией, нормами, ценностями, историей, сотрудниками, празднования повышений, прощания с уволившимися или проводы на пенсию.
Ритуалы интеграции имеют своей целью сплотить коллектив, дать почувствовать его членам, что у них есть общие ценности, пережитый опыт, цели. Данные ритуалы чаще характерны для крупных организаций со сложными дивизи-ональными (региональными и пр.) организационными структурами.
Ритуалы поощрения направлены, прежде всего, на повышение мотивации сотрудников путем публичной похвалы и признания заслуг, празднование достижений, зачисление в список лучших и т.д. Эти ритуалы указывают сотрудникам на определенный тип поведения, эффективный с точки зрения руководства компании.
Ритуалы порицания направлены на осуждение действий сотрудников, связаны со снижением статуса и полномочий сотрудника; сопровождаются беседами с руководителем, выговорами, штрафами, понижением в должности или, как высшая мера, увольнением. Однако необходимо помнить, что негативные методы мотивации снижают моральный уровень коллектива и его лояльность. Поэтому руководителю важно уметь дать понять сотруднику, что его работа не-
удовлетворительна, при этом не обидев его и не лишив желания работать в данной организации.
Традиции (лат. traditio — передача, предание). Традиция (чаще традиции) является важнейшей характеристикой политической антропологии. В прошлом понятие «традиция» ассоциировалась с архаическим способом культурного наследия: мифы, фольклор, обряды, религия и др. Сегодня термин является приложением ко всем сферам общественной жизни. Традиции играют огромную роль в нашей жизни, в нашем развитии. Они закрепляют границы моральных, духовных, нравственно-этических правил, формируют определенный образ жизни, поведения, общения и в целом — культуры. Такие правила, нормы диктуют, советуют, как надо общаться младшим со старшим, мужчине с женщиной и др. Традиции не есть нечто застывшее и незыблемое. Они могут взаимодополняться, вытеснять друг друга, переходить из одной этнической или иной группы в другую.
Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин обычай иногда рассматривают как близкое понятие категориям «традиция», «обряд», «ритуал».
Трудно перечислить все категории, используемые культурной антропологией. Приведем лишь некоторые, близкие по значению понятия: обыкновение, привычка, традиция, заведённый порядок, условность, заведение, замашка, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, поведение, правило, практика, рутина, устав, шаблон, завод, дух, веяние, неписанный закон и др.
Мифология (греч. Mythologia — mythos предание, сказание, logos — слово, учение, рассказ) — фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, а также наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В мифологии эти представления по-
лучили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т.д.
Сторителлинг — способ передачи информации и знаний с целью побуждения к желаемым действиям при помощи передачи поучительных историй. Сторителлинг начинает все больше применяться в политике, коучинге, психотерапии и во многих других областях. Близким сто-рителлингу понятием выступает легендирование.
Можно продолжать рассматривать составные элементы системы культурной антропологии, но вывод о всепроникновении антропологических характеристик в человеческую жизнь и все формы человеческой деятельности очевиден.
Культура как среда формирования и существования человека
Не случайно духовную, нефизическую, небиологическую (социальную) антропологию называют именно культурной. По большому счету, человека от животного отличает не разум (проявления разумности есть у многих высших приматов и иных животных), не общественная деятельности (организации характерны для громадного числа живых существ), а именно культура как способность создавать новое (искусственное), накапливать знания и духовные ценности в совокупности с необходимостью их трансляции и передачи потомкам.
По сути, человек всегда, так или иначе, культурен. И речь в данном случае идет не о воспитании иди хороших манерах, а о причастности к культуре как среде обитания человека. В культуре человек живет и формируется, при этом культурно формируется он на протяжении всей своей жизни.
Культура в широком смысле представляет собой всю совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, а также систему отношений, возникающих в связи с человеческой деятельностью [7].
Культура как социальная система обеспечивает человеку, среди всего прочего, реализацию следующих антропологических характеристик:
- воспитание, то есть формирование личности,
- социализация, то есть приобщение к тем или иным социальным группам, общности и особенностям,
- социально значимое предназначение и смысл жизни, то есть нахождение в мире своего востребованного самим человеком и обществом места, роли и значения,
- реализация (самореализация), то есть применение в обществе значимой форме заложенных природой талантов и способностей, а также приобретенных самим человеком знаний, умений, навыков,
- образование, то есть передача полезных и значимых знаний человеку от предыдущих поколений, а также, так или иначе, окружающих его людей,
- творчество, то есть реализация той или иной общественно востребованной созидательной деятельности [4, с. 91—95],
- состоятельность, успех, достижения, то есть формирование в процессе жизнедеятельности привлекательного образа успешного человека [5],
- труд и досуг как необходимые формы жизнедеятельности каждого человека,
- территоризация и локализация, то есть помещение человеком самого себя в те или иные территориальные образования и границы [3, с. 29-37],
- саморазвитие, то есть приращение новых знаний, умений и навыков, открытие новых творческих горизонтов и сфер жизнедеятельности,
- продолжение рода, то есть реализация самого себя через своих детей, внуков и т.д.,
- формирование культурного следа, который может остаться в обществе и после смерти человека и др.
Культура как социальное явление встречает человека еще до его рождения (даже зачатие происходит в рамках тех или иных культурных особенностей), сопровождает его всю жизнь и может оставлять о нем память и после смерти. В связи с этим культура имеет громадное антропологическое значение и сама по себе выступает одним из базовых оснований антропологии как науки и антропологических отношений в социальных системах [8].
Роль и значение культуры в жизни и изучении человека постоянно растет, расширяется и углубляется, что ставит перед исследователями новые задачи, что может найти свое отражение во многих последующих работах и изысканиях.
Литература
1. ЛатфуллинГ.Р., НовичковН.В. Политическая организация: Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.
2. Надеев А. Т. Систематика. Кн. 1: Концепция систематики. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. 116 с.
3. Новичков Н. В. Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы туризма и сервиса. 2013. № 4.
4. Новичков Н. В. Творческая свобода для культуры, бизнеса, инноваций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2.
5. Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 256 с.
6. Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. М.: Новое издательство, 2008.
7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2009.
8. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy Sakharchuk, E.S., Kim, D.J. 2014. Life Science Journal.
9. Коршунов В. В. Пролегомены к методологии верификации иррациональных систем. Т. 1. Актуальные исследования. М., 1999.
10. Коршунов В. В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис. ... д-ра философ. наук / Гос. ин-т искусствознания. М., 1999.
11. Коршунов В. В. Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий. М., 2003.
12. Коршунов В. В., Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М., 2001.
13. Столяров Д. Ю., Коршунов В. В. Культурология. М., 1998.
14. Kortunov V. V., Platonova N. A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 2. С. 296-303.
15. Krasnova O. N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Т. 19. № 3.
CULTURE AND ANTHROPOLOGY
Latfullin Gennady Rashidovich, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor, Head of the Department of Management Theory State University of Management (SUM), Moscow, Russian Federation
Novichkov Nikolai Vladimirovich, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor, Worker of Science and Technology of the Russian Federation, novichkov@gmail.com, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article reveals the essence and content of the concept of anthropology in the context of culture as a social system. The article highlights the role and importance of anthropology in the sciences, the basic directions of study of anthropology, the characteristics of the content object and purpose of anthropology as a science, including interdisciplinary and comprehensive anthropological research. The authors pay attention to the fact that the anthropological problem is currently engaged in more than 200 sciences. The paper highlights two main areas of anthropological science which are physical anthropology and cultural anthropology. The subject of the first is associated with the natural characteristics of the person, and the second thing is formed around the social characteristics of the people who, in one way or another are connected with the culture as a basic human activity. The article notes the components of physical and cultural anthropology, highlighting the most interesting problems associated with these areas. Separately considered is the fact that the man, anyway, is always connected with the surrounding culture, and that the man, anyway, a cultural being. The paper presents 12 anthropological characteristics, formed in humans as a result of interaction with the culture. So, the following cultural aspects of human life and activity are stressed: education, socialization, purpose, self-realization, creativity, self-development, procreation, creating own cultural trail and others. The work is based on the author's research through the study and synthesis of scientific information. The article may be interesting and useful to the scientific activities of anthropologists and cultural scientists as well as economists. The article may be of practical interest for the leaders of organizations in the management of personnel and formation of organizational culture.
Keywords: culture, anthropology, systems, organizations, people
References
1. Latfullin, G.R., Novichkov, N. V. Politicheskaia organizatsiia [Political organization]: Textbook. SPB: Piter, 2007.
2. Nadeev, A. T. Sistematika [Taxonomy]. Kn. 1: [The concept of taxonomy 2nd ed., Rev. and add.]. N. Novgorod: Izd-vo Volgo-Viatskoi akademii gos. sluzhby, 2006. 116 p.
3. Novichkov, N. V. Gorodskoe iskusstvo i prednaznachenie sovremennogo goroda [Urban art and purpose of the modern city] // Sovremennye problemy turizma i servisa. [Tourism and Service: Current Issues]. 2013. № 4.
4. Novichkov, N. V. Tvorcheskaia svoboda dlia kul'tury, biznesa, innovatsii [Creative freedom for culture, business, innovation] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. T. 8. № 2.
5. Trosbi, D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2013. 256 p.
6. Kharrison, L. Kto protsvetaet? Kak kul'turnye tsennosti sposobstvuiut uspekhu v ekonomike i politike [Who Prospers? How cultural values contribute to the success in economy and politics]. M.: Novoe izdatel'stvo, 2008.
7. Flier, A. Ia. Kul'turologiia dlia kul'turologov [Cultural Studies for culturologists]: Textbook. M.: MGUKI, 2009.
8. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy Sakharchuk, E.S., Kim, D.J. 2014. Life Science Journal.
9. Kortunov, V. V. Prolegomeny k metodologii verifikatsii irratsional'nykh system [Prolegomena to the methodology of verification irrational systems]. T. 1. Aktual'nye issledovaniia [Recent research]. M., 1999.
10. Kortunov, V. V. Ratsional'noe i irratsional'noe v evoliutsii kul'turno-istoricheskikh tipov mirovozzreniia [Rational and irrational in the evolution of cultural-historical types of worldview]. PhD thesis / Gos. in-t iskusstvoznaniia. M., 1999.
11. Kortunov, V. V. Begstvo ot real'nosti ili oborotnaia storona telekommunikatsionnykh tekhnologii [Escape from reality or the reverse side of telecommunication technologies]. M., 2003.
12. Kortunov, V.V., Imitatsiia zdravogo smysla. Ocherki po teorii mirovoi kul'tury [Imitation of common sense. Essays on the Theory of World Culture]. M., 2001.
13. Stoliarov, D. Iu., Kortunov, V. V. Kul'turologiia [Cultural Studies]. M., 1998.
14. Kortunov, V.V., Platonova, N. A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 2. pp. 296-303.
15. Krasnova, O. N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. № 3.