УДК 379. 8-053.81
Г. К. БОГДАНОВИЧ КУЛЬТУРА, ДОСУГ, МОЛОДЕЖЬ, ОБЩЕСТВО
Сфера свободного времени - самая сложная для личности. Именно здесь существует такое количество проблем, которое общество не может решить сразу. Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни нашей страны, предопределили возникновение совершенно неповторимой социокультурной ситуации, конкретные проявления которой в свою очередь объективно влияют на процесс формирования новой инфраструктуры культурно-досуговой сферы. Важнейшую роль в организации досуга молодежи занимают досуговые центры. Основная задача центров как социальных институтов заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий для полной самореализации в сфере досуга.
Самой большой ценностью является обретение человеком пространства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. Однако само по себе свободное время есть лишь условие развития личности. Для того чтобы оно стало действенным ускорителем общественного прогресса, необходимо формировать у всех членов общества соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации.
Проблема свободного времени молодежи волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний. Философы и психологи, педагоги и физиологи, организаторы - работники культуры исследуют сущность и особенности целенаправленной организации досуга молодежи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование культуры досуга молодежи является одной из актуальных проблем современного общества, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Обязательная программная, повседневная, многочасовая учеба в вузе предопределяет особый стиль жизни молодого человека. Качества, приобретенные студентами в свободное время, переносятся ими на все виды деятельности, общения, взаимоотношений. Участники коллективов художественной самодеятельности стремятся внести творческое начало в свою профессиональную деятельность.
Основной задачей организации досуга является рекреационно-развлекательная деятельность, которая предусматривает повышение общего тонуса личности, формирование хорошего, жизнерадостного настроения. Существует множество видов отдыха и развлечений.
Студенческая молодежь и сотрудники академии располагают неограниченными возможностями для повышения своего культурного уровня и развития творческих способностей. Более 500 человек занимаются в настоящее время различными видами самодеятельного художественного творчества в 30 любительских объединениях и клубных формированиях Дворца культуры БГСХА. Восемь коллективов самодеятельного творчества имеют наименование «Народный любительский коллектив», что является высшей ступенькой любительского исполнительства. Это ансамбль песни и танца «Радость», образованный 1967 г., театр-студия «Всходы» - в 1984 г., духовой оркестр - в 1985 г., театр-студия «Парадокс» - в 1991 г., вокальная эстрадная студия «Золак» - в 1996 г., оркестр народных инструментов - 1997 г., вокально-инструментальный ансамбль «Резонанс» - в 1979 г., любительское объединение «DKDANCE» - в 1993 г. Также успешно работают многие другие творческие коллективы: театр танца «Три-четыре», студенческая Лига КВН, клуб творчества студентов «Дебют», танцевальный коллектив «СТЭП», группа спортивного танца «Sun Rise», клуб акустической песни, коллектив современного танца «Freaky Action», и другие.
Студенты, которые посещают творческие коллективы ДК, отмечают, что занятия позитивно влияют на их общекультурное развитие. Взаимоотношения в коллективе способствуют созданию творческой атмосферы на репетициях в период подготовки к выступлениям, в них отчетливо выражены взаимопомощь, поддержка и сотрудничество. Занятия в коллективах художественной самодеятельности ДК БГСХА стимулируют потребность в непрерывном пополнении знаний, расширении кругозора, повышении общего культурного уровня. Члены любительских объединений, по сравнению с неучаствующими в самодеятельности студентами, тратят в 2-3 раза больше времени на самообразование, в 3-4 раза чаще производят свое свободное время совместно: ходят на концерты, выставки, обсуждают вопросы культурной жизни.
При этом самодеятельное творчество способствует рациональному использованию свободного времени не только участников, но и остального населения академгородка, проявляющего обычно к такому творчеству большой интерес.
Согласно статистическим данным, за 2014-2015 учебный год на базе ДК БГСХА прошло 145 мероприятий, на которых присутствовало около 30000 посетителей. Многие из них увидели такие замечательные программы, как «Посвящение в студенты», фестиваль среди первокурсников «Алло, мы ищем таланты», конкурс дискотек «В день святого Валентина!», эстрадная шоу-программа «Мисс Академия», академический «Кубок юмора», смотр-конкурс творческой самодеятельности факультетов «Академическая весна» и другие.
Коллективы принимали активное участие в Международных, Республиканских, Областных смотрах и конкурсах. При осуществлении концертной деятельности участники самодеятельности являются для зрителя не только носителями хорошего настроения и положительных эмоций, но и наглядно показывают эффективность организации учебно-воспитательного процесса в академии.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что посещение мероприятий в качестве зрителей, болельщиков, и занятия любительским художественным творчеством во Дворце культуры БГСХА способствуют духовной и нравственной зрелости студенческой молодежи, повышают культуру использования свободного времени.
УДК 378,124.2(476.4-18)
А. Н. КАРТАШЕВИЧ, М. В. ШАЛАК ПРОФЕССОРСКОЕ СОБРАНИЕ: СТАНОВЛЕНИЕ
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия является первым в России высшим учебным заведением, гармонично сочетающим учебную, научную и производственную деятельность.
Исторический опыт развития высших учебных заведений показывает, что тем коллективам удается успешно решать проблемы развития, которые в своем составе имеют высшую научную и педагогическую категорию - докторов наук и профессоров.
В академии традиционно сложилась стабильная система подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, в значительной степени обеспечивающая потребности вуза в кадрах высшей научной квалификации. Это в первую очередь связано с удалением академии от столицы и крупных промышленных центров и нежеланием ученых покидать места в столичных университетах. Однако это обстоятельство является одним из преимуществ расположения академии, так как приходится готовить кадры силами своих ученых.
Еще в XIX в. первый доктор агрономии в России А. В. Советов и заведующий кафедрой земледелия И. А. Стебут организовали первые научные школы по подготовке кадров высшей квалификации по сельскохозяйственным наукам и образованию. Их учениками были такие известные ученые, как Б. А. Целлинский, Б. Г. Михельсон, А. П. Людоговский, И. М. Чернопятов, Д. И. Прянишников, В. Р. Вильямс, Л. М. Сеченов, К. А.Тимирязев и многие другие.
В связи с этим особое положение занимают доктора наук, которые обязаны вести подготовку научных кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру, что заложено в нормативной правовой базе научного руководства и консультирования. При этом научный руководитель является не только наставником, формирующим у аспиранта профессиональные навыки в проведении научно-исследовательских работ, освоении современных методов исследований, правильной и достоверной оценки полученных результатов, подготовке докладов на научные конференции, публикацию в научных изданиях ведение дискуссии с соблюдением правил научной этики. Это комплексная системная проблема, справиться с которой может не каждый ученый. В связи с этим значительно возрастает роль профессоров и докторов наук в условиях инновационных преобразований подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом уровня знаний и интеллектуального потенциала творческой молодежи.
Учитывая исключительную важность подготовки научных кадров высшей квалификации, в академии постоянно идет процесс совершенствования этой деятельности с целью обеспечения ее высокого качества и ориентации талантливой молодежи на полное удовлетворение запросов науки и инновационной экономики.
В этом процессе значительную роль играет профессорское собрание академии, которое было создано 20 ноября 2008 г. на основании ранее созданного (14 марта 1996 г.) профессорского совета.
Главной целью профессорского собрания является оказание организационной и методической помощи преподавателям и научным сотрудникам академии в подготовке докторских и кандидатских диссертаций, активизация деятельности аспирантуры и докторантуры, формирование научных школ и авторских коллективов для подготовки к изданию монографий, учебников и учебных пособий.