■ ■ ■ КУЛЬТУРА ДИАЛОГА ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ
Авторы: БРАГИНАВ.К., ГОРШКОВАЕ.С.
БРАГИНА Валерия Константиновна - студент 4 курса, кафедры социология управления Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУП РАНХиГС).
Адрес:119606, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел.: 8 (916) 342-68-10. E-mail:lerabraginak@mail.ru.
ГОРШКОВА Екатерина Сергеевна - студент 4 курса, кафедры социология управления Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУП РАНХиГС).
Адрес:119606, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел.: 8 (916) 834-70-26. E-mail: ms.bagirka@mail.ru.
Аннотация: в статье рассмотрена проблема культуры диалога «власть-общество»: исследовались официальные сайты политических партий, были выделены критерии качества диалога, оценка производилась по 5-ти бальной шкале, результаты были представлены на графике, отображающем эффективность деятельности политических партий.
Ключевые слова: культура диалога, политическая интернет-коммуникация, политические партии, гражданское общество, критерии качества диалога.
Быстрое развитие Интернета в последнее десятилетие не могло обойти стороной политическую сферу. Во-первых, Интернет открывает двери для глобальной коммуникации. Во-вторых, существенно расширяются возможности обратной связи. В-третьих, наблюдается повсеместное использование компьютерныхтехнологий в политическом процессе. На современном этапе развития всё отчетливее проявляется виртуализация политики. [1 ] С развитием компьютерной техники и информационных технологий появилось понимание новой роли знания в обществе, знания более, чем когда-либо ранее, становятся ключом к власти. Действительно, владея современными информационными технологиями и имея доступ к необходимым ресурсам информации, государственные служащие, систематизируя все имеющиеся данные, разрабатывая варианты политических решений, имеют возможность реально осуществлять свои властные полномочия посредством решения тех проблем, которые существуют в обществе и исходят от него. [2]
Информационные процессы в обществе тесно переплетаются с социальными коммуникационными процессами. Каждое социальное событие вызывается некоторой последовательностью информационных изменений и взаимодействий.[3] Интернет, являясь последовательным развитием информационно-коммуникационныхтехнологий, становится востребованной формой коммуникации, ведущей к возникновению принципиально новых каналов и способов коммуникационного взаимодействия между индивидами, институтами и властью.
На протяжении последних десятилетий проблематика политических коммуникаций является весьма актуальной для политической науки. В этой отрасли научного знания были разработаны и описаны многочисленные теории и практики, признанные классическими в современной политологии.
На современном этапе развития социума наблюдается вторжение Интернета во властно-управленческий процесс и общее увеличение интернет-аудитории. [4]
Политическая интернет-коммуникация стала интенсивно включаться в политический процесс. Но недостаточно исследованы особенности культуры ведения диалога между различными политическими партиями и гражданским обществом.
Важно оценить, насколько российские политические партии овладели информа-ционно-коммуникативными технологиями, и сделать это можно посредством сравнительного анализа сайтов политических партий, выступающих в качестве ведущих акторов политической коммуникации в Интернете.
В нашем исследовании мы изучили культуру диалога «власть-общество» посредством анализа официальных сайтов четырех политических партий. Нас интересовала политическая коммуникация между представителями партии и отдельными гражданами, а именно культура диалога. Она представляет собой особенности и специфику взаимодействия между представителями власти и гражданским обществом, характеризующую поведенческие и профессиональные аспекты каждой из сторон.
Основная задача заключалась в оценке культуры диалога «власть-общество» для каждой политической партии и сравнении результатов оценок.
Входе разработки исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:
- каждая политическая партия имеет свои особенности культуры по ведению диалога с гражданами;
- культуру диалога между представителями политических партий и гражданами можно оценить по определенным критериям;
- каждый критерий характеризует ту или иную сторону диалога между политической партией и обществом;
- оценка культуры диалога помогает определить эффективность взаимодействия представителей политических партий и гражданского общества посредством интернет-коммуникации.
Для осуществления поставленных задач мы посетили официальные сайты четырех политических партий: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия. Нас интересовало, существует ли обратная связь между партиями и отдельными гражданами, и как она осуществляется. Обратная связь может быть представлена в виде форума, «вопрос-ответ», или ответ на заданный пользователем вопрос высылается ему в индивидуальной форме. [5-8]
Для оценки культуры диалога между представителями политических партий и обществом мы разработали ряд критериев, характеризующих ту или иную сторону данного диалога. В качестве таких критериев мы выбрали публичность (открытость диалога для каждого пользователя сайта), результативность (принятые меры по решению проблемы), этика общения (соответствие диалога общепринятым нравственным), компетентность (наличие знаний и опыта поданной проблеме со стороны власти), полнота ответа (ответ содержит наиболее полную информацию по решению проблемы), видение проблемы (способность власти к превентивным действиям) и корректность формулировки (четкий ответ на вопрос без ухода от темы).
Для наглядной оценки результатов исследования культуры диалога для каждой политической партии был построен график. Для каждого критерия производилось вычисление среднего арифметического.То есть каждое сообщение было оценено на балл от 1 до 5 по каждому критерию, затем мы сложили все баллы по каждому критерию, разделили на их общее количество и получили конечное число. Ктомужедля каждого критерия была составлена шкала проставления баллов, в соответствии с которой производилась оценка. Данная шкала зафиксирована в инструментарии исследования. Таким образом, мы получаем цифру, которую отмечаем на соответствующей качеству оси.
Для партии Единая Россия мы получили следующий график (рис.1)
Рисунок 1. Г рафик оценки результатов исследования партии Единая Россия
Построенный график свидетельствует о том, что в целом данная партия имеет достаточно высокий уровень культуры диалога. Об этом заявляют высокие оценки по каждому из критериев. Сильными сторонами являются: открытость диалога для всех пользователей, то есть каждый посетитель может проследить эффективность работы партии; на каждый вопрос дается развернутый и четкий ответ, раскрывающий все стороны проблемы. Особое внимание стоитуделить такому качеству как эти ка диалога, поскольку поданному критерию партия получила низкий балл.
Для партии Справедливая Россия мы получили следующий график (рис.2)
Рисунок 2. График оценки результатов исследования партии Справедливая Россия
Построенный график свидетельствует о том, что культуру диалога данной партии можно охарактеризовать как удовлетворительную. Об этом говорят средние оценки практически по каждому из критериев. Сильными сторонами являются: этика ведения диалога и способность власти к превентивным действиям (видение проблемы). Внимание необходимо обратить на предоставление более полной информации по интересующему пользователя вопросу.
Исследование культуры диалога «власть-общество» на сайтах ЛДПР и КПРФ было затруднительным. Это связано с тем, что совершенно отсутствует открытость диалога между партией и обществом. Невозможно оценить культуру диалога по тем критериям, которые были представлены выше. Однако все же обратная связь существует на сайте партии ЛДПР, но в индивидуальной форме (т.е. ответ на вопрос получает только тот пользователь, который его задает). Мы воспользовались данной возможностью дважды, но ответ не был получен.
На официальном сайте партии КПРФ обратная связь не осуществляется ни одним из вышеперечисленных способов. Мы попытались задать вопрос партии по электронной почте, указанной на сайте, но ответа так и не получили. Из этого можно сделать вывод, что либо диалог отсутствует, либо он реализуется в длительные сроки, что, в свою очередь, свидетельствует о низком уровне культуры.
Список литературы
1 .Бронников И.А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации. М., 2011.
2. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологические аспекты). - Изд. 2-е доп. - М.: Наука, 2008.
3. Василенко Л.А. Социология неравновесных процессов становления информационного общества: методологические подходы //Синергетическая парадигма-2008. Коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
4. Бронников И.А. Новые способы политической коммуникации в сети Интернет // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 128. М.: Изд-во МосГУ, 2011.
5. Официальный сайт партии «Единая Россия ». Интернет ресурс: http://er.ru/.
6. Официальный сайт партии «ЛДПР». Интернет ресурс: http://ldpr.ru/.
7. Официальный сайт партии «КПРФ ». Интернет ресурс: http://kprf.ru/.
8. Официальный сайт партии «Справедливая Россия ». Интернет ресурс: http://www.spravedlivo.ru/.
9. Василенко Л.А. Методология и методика исследования интернет-коммуникаций //Третья международная социологическая конференция «Продолжая Грушина». ВЦИОМ,-РАНХиГС, 2013.
10. Комарова Л. В. Культура диалога как инструмент развития интеллектуального потенциала индивидов и коллективного самосознания в гражданском обществе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 4 (7). С. 51-54.
11. Быков И.А. Влияние политической коммуникации в Рунете на электоральное поведение: Опыт 2007-2008 гг. // Интернет и современное общество: Труды XI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 28-30 октября 2008 г. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.
12. Соловьев А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики //Полис. - 2002. - №6.
13. Воинов Д. А., Павлютенкова М.Ю. Интернет-диалог как новая форма политического участия граждан //ВестникРУДН. М.: 2007.
14. Кондрашина Н.В. Интернет-технологии как инструмент взаимодействия политической власти общества в современной России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Астрахань, 2009.
15. Быков И. А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта: авто-реф. к. п. н: 23.00.02: Санкт-Петербург, 2005.
16. Турчинов А.И. Взаимовлияние коммуникации и корпоративной культуры в организациях государственной гражданской службы // Коммуникология. Том 1. №1. 2013. С. 15-21.
17. Windahl, S. and Signitzer, В. (1992). Using communication theory. An introduction to planned communication. London etc.
KOMMYHMKOJlOrMSl - COMMUNICOLOGY
■ ■ ■ CULTURE OF DIALOGUE BETWEEN AUTHORITIES AND SOCIETY IN INTERNET COMMUNICATIONS.
Authors: BRAGINAV.K., GORSHKOVA E.S.
BRAGINA Valeria Konstantinovna, 4th year student, the Department of Sociology of Management of the Institute of State Service and Human Resources, the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA).
Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119606.
Tel.: +7 (916) 342-68-10. E-mail: lerabraginak@mail.ru.
GORSHKOVA Ekaterina Sergeevna, 4th year student, the Department of Sociology of Management of the Institute of State Service and Human Resources, the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA). Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119606.
Tel.: +7 (916) 834-70-26. E-mail: ms.bagirka@mail.ru.
Annotation. The article considers the problem of culture of dialogue between the authorities and society through the study of official websites of political parties. The qualities of dialogue were identified, evaluation was carried out on a 5-point scale, the results were presented in the chart that displays the effectiveness of political parties.
Keywords: culture of dialogue, political online communication, political parties, civil society, the qualities of dialogue.
References
1. Bronnikov LA. Osobennosti seti Internet kakformy politicheskoy kommunikatsii. M., 2011. [Bronnikov, I .A. (2011) Features of the Internet as a form of political communication, Moscow.].
2. Vasilenko L.A. Internet vinformatizatsiigosudarstvennoi sluzhby Rossii (sotsiologicheskie aspekty). M., 2008. [Vasilenko, L.A. (2008) Internet Information Public Service of Russia (sociological aspects), Moscow, Nauka Publ. ].
3. Vasilenko L.A. Sociologia neravnovesnych processov stanovlenia inforamacionnogo obchestva: metodologicheskie podchody // Sinergeticheskaya paradigma-2008. Kollectivnya monografia. M.: Progress -Tradition, 2009. [Vasilenko, L.A. (2009) Sociology of nonequilibrium processes of the development of the information society: methodological approaches // Synergetic paradigm-2008. Collective monograph, Moscow: Progress - Tradition.].
4. BronnikovI.A. Novye sposoby politicheskoy kommunikacii//Naychnye trydy MosGY. vyp. 128. M.: Izd-vo-MosGY, 2011. [Bronnikov, I .A. (2011) New ways of political communication on the Internet // Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 128 issue, Moscow: MosHU Publ.].
5. Official site of the party "Edinaya Rossia". Internet resource. - Rezhim dostypa: http://er.ru/. [Official site of the party "The United Russia". Internet resource. - Available: http://er.ru/].
6. Official site of the party "LDPR". Internet resource. - Rezhim dostypa: http://ldpr.ru/. [Official site of the party "LDPR". Internet resource. Available: http://ldpr.ru/].
7. Official site of the party "KPRF". Internet resource. - Rezhim dostypa: http://kprf.ru/. [Official site of the party "CPRF". Internet resource. Available: http://kprf.ru/].
8. Official site of the party "Spravedlivaya Rossia". Internet resource: http://www.spravedlivo.ru/. [Official site of the party "The Fair Russia". Internet resource. Available: http://www.spravedlivo.ru/].
9. Vasilenko L.A. Metodologiya i metodika issledovania internet-kommunikacii // Tret'a mezhdunarodnya sociological conferencia «Prodolzhia Grushina». VCIOM,-RANEPA, 2013. [Vasilenko, L.A. (2013) Methodology and methods of the research of Internet communications // Third International Sociological Conference "Continuing Grushin", ARPORC (All-Russian Public Opinion Research Centre) - RANEPA. 2013].
10. Komarova L.V. Kultura dialoga kakinstrument razvitia intellektual'nogopotenciala individovi kollektivnogo samosoznaniavgrazhdanskom obchestve. //Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursamivRossii. 2013.
№ 4 (7). С. 51-54. [Komarova, L.V. (2013) Culture of dialogue as a tool for development of intellectual potential of individuals and the collective consciousness of the civil society// HR Management and intellectual resources control in Russia. No. 4 (7), pp. 51-54].
11. Bykov I. A. Vliyanie politicheskoy kommunikatsiivRunete naelektoral'noe povedenie: Opyt 2007-2008 gg // Internet i sovremennoe obshestvo: trydyXI vserossiskoy ob'edinennoy konferentsiy. Saint-Petersburg, 28-30 oktyabry 2008 g. - Spb.: fakultet filologiy i iskustvSpbGY, 2008. [Bykov, I. A. (2008) Influence of political communication in RuNet electoral behavior: Experience of 2007-2008 // Internet and Modern Society: Proceedings of the XI All-Russian Joint Conference, Saint-Petersburg, 28-30 October 2008, Faculty of Philology and Arts, St. Petersburg State University.].
12. Solov'ev A.I. Kommunikatsiy i cultura: protivorechie polya politiki/A.I. Solov'ev//polis. - 2002. - №6. [Solovyov, A.I. (2002) Communication and Culture: policy contradictions field, Polis. No 6].
13. VoinovD.A., Pavlutenkova M.U. Internet-dialog как novay forma politicheskogoychastiagrazhdan //Vest-nikRUDN. М.: 2007. [Voinov, D.A., Pavlyutenkova, M.U. (2007) Online dialogue as a new form of political participation of citizens // Herald of the Russian Peoples' Friendship University, Moscow],
14. Kondrashina N.V. Internet tecknologiy как instrument vzaimodeystvia politicheskoy vlasty obshestva v sovremennoy Rossiy// Dissertatsia na soiskanie uchenoy stepeny kandidata politicheskikh nauk. Astrakhan, 2009. [Kondrashina, N.V. (2009) Internet technology as a tool for interaction of political power in the modern Russian society// Dissertation for the degree of candidate of political sciences, Astrakhan],
15. Bykov I.A. Internet как sredstvo politicheskoy kommunikatsiy: analiz rossiskogo opyta: Avtoref. k.p.n.:23.00.02: Spb, 2005. [Bykov, I.A. (2005) Internet as a means of political communication: an analysis of the Russian experience: synopsis of PhD in political science: 23.00.02, St. Petersburg],
16. Turchinov A.I. Vzaimovliyanie kommunikacii i korporativnoi kultyry v orginizaciach grazhdanskoy gosu-darstvennoysluzhby//Kommunicologia. Tom 1. №1.2013. C. 15-21. [Turchinov, A.I. (2013) Interference of communication and corporate culture in the civil service organizations// Communicology. Vol. 1, no. 1, pp. 15-21].
17. Windahl, S. and Signitzer, B. (1992) Using communication theory. An introduction to planned communication. London etc.