Научная статья на тему 'Культура дерева - дерево в культуре'

Культура дерева - дерево в культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
757
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура дерева - дерево в культуре»

ОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ рЮ

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

КУЛЬТУРОЙ

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

выходит с 2010 года

К Международному дню дерева

УДК 008:061.2/.3

О.Г. Севан

КУЛЬТУРА ДЕРЕВА - ДЕРЕВО В КУЛЬТУРЕ

Тема деревянной архитектуры стала актуальной в Российском институте культурологии 1988 г. [1]. Она появилась в работе не случайно, поскольку еще с 1968 г. автор статьи изучала деревянные памятники Русского Севера, принимала участие в создании музея под открытым небом «Малые Корелы» под Архангельском и пр. С 1988 по 1994 г. специалисты института возглавляли работу в рамках международного исследовательского проекта «Культурное развитие в Европе и региональная архитектура». К работе были привлечены как европейские, так и российские архитекторы - градостроители, реставраторы, современные проектировщики, а также историки, социологи, культурологи, музееведы. Цель проекта заключалась в разработке обоснованных принципов сохранения и развития жилой и культурной среды исторических поселений Европы и России, а также в поиске механизмов формирования таких сред. Одним из значимых аспектов стало обсуждение деревянных сооружений, как исторических, так и вновь строящихся в деревянных городах, селах и в музеях под открытым небом. Последние рассматривались как институты, в которых проходила подготовка специалистов в сфере культуры и народного зодчества, как организаторов в сохранении и поиске новых образцов региональной архитектуры. Материалы многих обсуждений, конференций и семинаров были опубликованы как за рубежом, так и в нашей стране [2].

Вплоть до 2010 г., акцент нашей деятельности был сосредоточен на междисциплинарных исследованиях малых городов, сельских поселений, выявлении их типологии, исторических, ландшафтных, архитектурных, экологических, социокультурных, экономических и управленческих вопросов. В рамках частных исследований ряда сел (село Веркола и поселок Уйма, Архангельская область; село Губино и деревня Протопопово, Московская область; деревни в Кенозерском

национальном парке и пр.) анализировались проблемы сохранения и дальнейшее изменение территорий. Параллельно изучались деревянные культовые сооружения, различные усадьбы, жилые дома, составлялись «древа семей» их жителей и пр. Поскольку было очевидно, что именно деревянные постройки, как и их жители, являются составной частью культурной среды рассматриваемых поселений, и их сохранение взаимосвязано со всеми перечисленными составляющими окружения, включая общественные и частные структуры, население и управленцев разного уровня.

В 2010 г. мы вернулись к теме «культура дерева», поскольку ситуация по многим российским городам и сельским поселениям стала удручающей, включая и деревянную архитектуру. Учитывая лесные пожары лета 2010 г., оказалась актуальной, проводимая Министерством культуры Российской Федерации, Российским институтом культурологии, комитетами ЕКОВАСТ и ИКОМОС, Международная научно-практическая конференция «Культура дерева - Дерево в культуре» (Ростов Великий 24-28 сентября 2010 г.). Участники встречи обсудили различные вопросы, в том числе следующие: дерево как предмет культуры, символика дерева, роль дерева в историческом развитии разных стран [3]. Кроме того, речь шла и о необходимости партнерского взаимодействия в сфере сохранения и развития деревянных городов, сел, памятников деревянного зодчества. Был проведен и анализ потенциала современного деревянного строительства, как важного фактора социально-культурного и экономического развития страны.

На конференции подчеркивалось, что инновационное развитие российского общества не отрицает опоры на его традиции, более того, без этого невозможно устойчивое развитие страны и ее регионов. К таким традициям относится деревянное зодчество и, шире, «культура дерева» в разных сферах жизни народа. Но сохранение и приумножение этих традиций - большая и комплексная проблема. Очевидная ее часть связана с разрушением памятников деревянного зодчества и потерей тех доходов, которые могут приносить связанный с ними туризм, создание рабочих мест в малых исторических городах и селах.

Но дерево - это не только памятники и традиционное строительство. Сегодня, в период особого внимания к вопросам экологии, дерево оказывается уникальным материалом, как для нового строительства, так и для многих других сфер применения. Поэтому на конференции анализировали как научные, так практические проблемы сохранения и развития исторических городов и сел с деревянной застройкой, музеев-заповедников и музеев под открытым небом, изучения и сохранения выдающихся деревянных памятников, вопросы взаимодействия различных участников этого процесса в рамках организующихся партнерств.

Самостоятельной темой стал анализ современного деревянного строительства, ведущегося сегодня в разнообразных формах (копии исторических деревянных сооружений, деревянные храмы и часовни, туристические деревни в стиле «а-ля Русь», новые постройки европейского уровня, выполненные талантливыми российскими архитекторами). Исследователи из России, зарубежные специалисты из Германии, Италии, Мексики, Польши, Румынии, Турции, Финляндии, Японии

продемонстрировали разные примеры и подходы к обсуждаемым темам. Всего в международном форуме приняли участие более 70 человек. Тезисы материалов конференции были опубликованы

[4].

Теоретические выводы и практические рекомендации, выработанные в ходе работы международной встречи, могут способствовать решению наиболее значимых фундаментальных и прикладных проблем российской культуры, в деле сохранения наследия, отдельных деревянных памятников, городов и сел с деревянной застройкой, вопросов современного строительства, прикладного и изобразительного искусства. Создание и функционирование партнерства в этой сфере деятельности позволит расширить возможности реализации конкурентных преимуществ нашей страны на внешних рынках, использовать зарубежный опыт для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров. Но это пока вопросы будущего.

Примечания

[1] От российской стороны президентом проекта выступал директор Российского института культурологии К.Э. Разлогов, генеральным секретарем — заведующая Сектором проблем культурной среды поселений Российского института культурологии О.Г. Севан. Европейскую сторону представлял вице-президент проекта, директор музея под открытым небом в Бокрийке (Бельгия), представитель Комитета ИКОМОС по народной архитектуре М. Лайенен. Проект был поддержан Международным комитетом ЮНЕСКО, Европейской Ассоциацией музеев под открытым небом, Комитетом ИКОМОС, Союзом архитекторов России.

[2] http://www.ecovast.ru/novosti.htm ; http://www.ricur.ru/page.php?r=n0#derevo

[3] http://www.ricur.ru/page.php?r=5&id=50; http://www.ecovast.ru/images/2010/Derevo.pdf

[4] http://www.ricur.ru/page.php?r=141; http://www.archiwood.ru/; http://www.ecovast.ru/zodchestvo.htm

О.Г. Севан

УИЛЛ ПРАЙС. ПАРАЛЛЕЛИ. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ВЕЗДЕ

2011 год стал следующим важным этапом разработки темы «культура дерева», когда автор статьи приняла участие в выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» в качестве научного консультанта. 22 февраля 2011 г. в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева во флигеле «Руина», известного своим холодом в зимнее время (все как на улице!) состоялось открытие экспозиции. Она собрала много посетителей, особенно молодежи, знающей об участии современных архитекторов в выставке, что конечно радует.

Известный английский архитектор У. Прайс посетил многие страны мира, изучая и фотографируя архитектуру, в том числе и российскую. Его интересный исследовательский опыт представлен в книге «Архитектура в дереве», которая и стала основой предложенной экспозиции. Многие из представленных им исторических памятников сохраняются в музеях под открытым небом или стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ряд из них были изучены куратором выставки Николаем Малининым и предложены на выставке в параллели с современными постройками. Архитектурный критик продемонстрировал и новые российские деревянные постройки, которые уже стали частью нашей культуры в последнее десятилетие.

Особенность экспозиции состоит в попытке сопоставления и сравнения деревянной архитектуры старой и новой, исторической и современной, традиционной и новаторской, отреставрированной или разваливающейся и заброшенной. Здесь можно проводить много параллелей, не только тех, что были предложены автором книги и участниками экспозиции. Но сам факт поиска аналогий показывает необходимость понимания того, почему именно сегодня встал вопрос о таком объединении, в частности, в российской культуре.

На выставке можно увидеть много уникальных современных построек, находок, деталей, но есть и «простоватые», особенно, когда их сравниваешь с теми, что выбраны для параллели из прошлого. Но не хочется быть особенно критичным при анализе параллельного сопоставления, поскольку данные о памятниках в книге Прайса представлены с XI в. - по 1920-е гг. Здесь есть дворцы императоров и знати, купцов, держащих в подчинении города и пр. А здания нашего времени - это куда как более демократичная и стилистически молодая архитектура последнего десятилетия. Да и назначение объектов, как их функции и обитатели - разные. В нашей стране современная деревянная архитектура только встает на ноги, находится в поиске образцов, новых конструкций и технологий, при повсеместном исчезновении на глазах памятников уникального деревянного зодчества. Но это заслуживает специального разговора в связи с обсуждаемой темой. Если исчезнут памятники, что можно будет взять за исторические образцы, в чем будет проявляться российская самобытность?

Несомненно, цель данной выставки - презентация отдельных уникальных объектов, штучных, которые сами по себе очень интересны, но, к сожалению, на фотографиях в экспозиции не вписаны в культурную среду. Среды то вокруг них и нет. Есть природа, есть отдельные проблески воды, леса, неба, иногда чего-то соседнего. Но культурное окружение отсутствует. Не увидишь на выставке ландшафтов, города, села, пространства страны. Их нет, как нет на фото и людей. (Архитекторы придерживаются точки зрения, что при фотографировании акцент необходимо делать только на архитектуры.) Или, может быть, средовой подход будет целью следующей выставки?

Но идея сохранения и развития исторической среды деревянного села или города, столь распространенная в Северной Европе еще 30 лет назад, не получила поддержки в нашей стране. Есть редкие примеры городов (Томск, Иркутск и некоторые малые города, как-то Елабуга и Городец), где с трудом пробивается такой подход. А в столице при строительстве культовых

деревянных построек, заполонивших площади у выходов метро, проектировщики и церковники бессмысленно берут образцы северных памятников, их курочат и выдают за современное деревянное зодчество. Аналогичные тенденции можно наблюдать и в торговых и туристических комплексах, располагающихся в городах, как и в жилых постройках, расположенных поблизости.

И в этой связи перед специалистами, заказчиками, руководителями российской культуры встает вопрос: где же получают образование архитекторы, работающие в дереве? Есть ли сегодня специализированные программы, курсы, направления, ориентированные на изучение мирового и отечественного деревянного наследия и его связи с современностью? Ответ - нет. Конечно, сегодня ряд сайтов демонстрируют самые разные по уровню и качеству примеры. Некоторым удается попасть в мастерские архитекторов, которые не так давно пришли к дереву, и сделали прорыв в нашем современном строительстве. Но эти объекты, как известно, не увидишь за высокими заборами. Хотя имена отечественных мастеров известны: Николай Белоусов и Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Евгений Асс, Юрий Григорян. Есть и мировые авторитеты - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Герман Кауфман, Сами Ринтала, Имре Маковец и другим архитекторам. Работы многих из них представлены на выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде».

Экспозиция заставляет думать и ставит много вопросов. Могут ли деревянные памятники России, имеющие собственные региональные особенности, служить образцами для использования их конструкций, деталей, образов в современном строительстве, т. е. можно ли (да и надо ли) искать конкретную взаимосвязь между ними? Сохраняются ли сами памятники деревянного зодчества, как элементы среды поселений и как примеры для формирования современной архитектуры? Можно ли говорить о российской самобытности, глядя не только на памятники, но и на постройки нашего времени, и что из них появится в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО завтра? Можно ли представить не отдельные объекты современности сами по себе, а в культурной среде, в определенном контексте? Может ли следующая выставка поставить более сложную задачу, которая позволит обсуждать и решать вопросы сохранения и развития среды наших городов, сел, культурных ландшафтов, и не только деревянных. И, наконец, есть ли и могут ли быть не параллели, а пересечения в деревянной архитектуре вчера, сегодня, и быть может завтра?

На 21 марта 2011 г. запланировано проведение круглого стола - семинара, на котором предстоит обсудить проблемы, частично сформулированные выше: образование в сфере деревянной архитектуры, как в реставрации, так и в новом строительстве; совмещение и сочетание появляющихся деревянных сооружений в исторической среде деревянных городов; современное использование опыта музеев под открытым небом с целью реконструкции сельских и городских центров; образования местных жителей и многое другое.

© Севан О.Г., 2011

Статья поступила в редакцию 1 марта 2011 г.

Севан Ольга Георгиевна,

кандидат архитектуры,

заведующая Сектором проблем культурной среды поселений Российского института культурологии,

президент российского Комитета ЕКОВАСТ, член ИКОМОС (Москва)

For the International Day of Tree

UDC 008:061.2/.3

O. Sevan

CULTURE OF WOOD - WOOD IN CULTURE

Sevan Olga Georgievna, PhD in Architecture,

Head of the Department for the Study of Cultural Milieu of Settlements of the Russian Institute for Cultural Research (Moscow) e-mail: ecovast@rambler.ru

O. Sevan

WILL PRICE. PARALLELS: WOODEN ARCHITECTURE YESTERDAY, TODAY AND ALL OVER

Sevan Olga Georgievna, PhD in Architecture,

Head of the Department for the Study of Cultural Milieu of Settlements of the Russian Institute for Cultural Research (Moscow) e-mail: ecovast@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.